Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая имела четыре придела: Пророка Ильи, Симеона Столпника, Успения Божьей Матери и Крестителя Иоанна. Причт церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая по ведомости за 1829 г. состоял из двух священников, дьякона, двух дьячков и пономарей. Дома священно- и церковнослужители имели собственные, деревянные на городской земле. На содержание священно- и церковнослужителей давалось жалование в размере 90 рублей. Зданий, принадлежащих церкви, не было. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая находилась на расстоянии 130 верст от консистории, от духовного правления - в 60 верстах, от местного благочинного округа - в 6 верстах. Ближайшими к Николаевской церкви были: Троицкая погоста Баранова, Преображенская погоста Вехно и Воскресенская села Сторожни. Домовой церкви в приходе не было. К церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая была приписана кладбищенская церковь во имя Рождества Христова с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и Великомученика Георгия. Кладбищенская церковь во имя Рождества Христова была построена в 1797 г. новоржевским купцом Егором Чистовским и Иваном Кукиным Поросенковым. Здание церкви было деревянным и такая же колокольня. Причта у кладбищенской церкви не было, а службу отправляли городские священники. На основании ведомости о церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая за 1857 г., церковь состояла в III-м классе. В ведомости сообщалось, что по штату, Высочайше утвержденному 15 мая 1843 г., причт церкви состоял из двух священников, дьякона, дьячка, пономаря и просфорни. Сумма, получаемая церковью на содержание, составляла 496 рублей. Поскольку земли у церкви не было, то вместо нее с каждого женатого сельского прихожанина получали руги по одному четверику зернового хлеба. Церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая принадлежали две каменные часовни, одна из которых была выстроена с разрешения Синода в 1855 г. церковным старостой Петром Филимоновым на торговой площади. Другая часовня близ церкви неизвестно когда и кем была построена. С 1867 по 1877 гг. при церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая существовало приходское попечительство.

http://sobory.ru/article/?object=40214

Богослужебные песнопения исполнил приходской хор храма святителя Николая в Покровском (старший регент — Ю.П. Ильюхова). На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. К престольному празднику в храм для поклонения был принесен старинный ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. По окончании богослужения и.о. настоятеля храма святителя Николая в Покровском протоиерей Павел Кондраков приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая, написанный b XIX веке. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал Пюхтицкую икону Божией Матери. Завтра, 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . Первый деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Покровское-Рубцово, которое находилось на территории современного Басманного района Москвы в северо-восточной части Центрального административного округа столицы был построен не позже нач. XVII века. По указу царевны и великой княжны Ирины Михайловны в 1676 году церковь была отстроена вновь. В 1721 году деревянный Никольский храм с приделом апостолов Петра и Павла был построен заново почти в центре церковного погоста. В 1740-1750-х годах прихожанами Никольского храма была семья будущего полководца Александра Суворова. Строительство каменного храма Николая Чудотворца началось в первой половине 1750-х годов. В 1763 года деревянный храм с приделом и пристроенная к храму в 1721 году церковь Ирины мученицы сгорели «все без остатку». В это время продолжала возводиться новая церковь: столпообразный одноэтажный храм, напоминавший массивным величественным блоком четверика деревянный дом или крепостную башню, отстроили «весь из кирпича толстого тяжеловесного обожженного без клейм». Освящение новопостроенного храма святителя Николая с колокольней состоялось в 1766 году. Были освящены престол Никольского главного алтаря и престол южного придела святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы освятили в 1824 году. В 1890-1892 годах была осуществлена капитальная перестройка храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5207718.ht...

Исторически это место оказалось связанным с именем благоверного князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой в знак ободрения благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца. В XV веке Софья Витовтовна, жена Василия I, сына князя Димитрия Донского, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе участок и построила загородный дворец. Впоследствии внук князя Димитрия Донского подарил небольшой участок этой земли монастырю святителя Николая, который находился на месте нынешнего храма. Царское пребывание служило основанием для украшения Ваганькова. В Ваганькове был сооружён Государев двор, на месте которого впоследствии был поставлен новый Государев Двор. В 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для чего пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове. В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела. C правой стороны во имя преподобного Сергия, с левой - во имя Сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, которые пострадали за христианскую веру в 320 году. В XVIII веке Николаевский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить его вновь во имя тех же святых: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Здание храма сооружено было каменное, стоящее на белокаменном подклете XVI века, с деревянной крышей, чешуйчатой на куполе. Белокаменный подклет сохранился, и храм стоит на нём в настоящее время. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

http://sobory.ru/article/?object=02249

Так сложилось исторически, что обычно в селе был один храм. Со временем в нём могли устраивать новые приделы. История Иванькова интересна тем, что в этом селе до 1849 года существовало две церкви: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Первое упоминание о церкви Святителя и Чудотворца Николая находим в писцовой книге 1588/89 г/г.: «Село Иванково на речке на Регодовше. А в селе церков Николы чюдотворца древеная клетцки – значит построенная как изба. А в церкви оброзы и колаколы и все церковная строенье тово ж храму попа Якова Иванова…» Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Уже к 16 веку в Иваньковскую волость входило 3 деревни (Сидоровская, Пилюгино и Восьма). Значит церковь в селе существовала уже значительное время. Далее об этом храме находим информацию в Государственном архиве Тульской области, фонд 3, опись 17, д. 552, с.96: Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая был построен и освящён 14 ноября 1764 года тщанием прихожан. В Клировых ведомостях читаем: «Церковь зданием деревянная, с таковою же колокольнею, покрыта тёсом». В ней имелся один холодный, то есть неотапливаемый, престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьякона, дьячка, пономаря. Прихожанами церкви были жители 3 деревень (Сидоровского, Пилюгина, Восемской) помещицы генеральши Марьи Васильевны Талызиной и раскольники перекрещенной секты. При церкви состояло кладбище. Этот факт помогает определить, на каком месте находился храм, так как кладбище в селе всегда было одно. Церковь во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла Первую информацию о церкви во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла находим в уже упоминавшемся деле 552 фонда 3, описи 17 ГАТО на странице 86 читаем: «Построена по сгорении старой в 1790 году тщанием прихожан, зданием деревянная с такою же колокольнею». В храме было 2 придела: холодный (главный) – во имя Св. Петра и Павла и тоже холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьячка и пономаря (данные за 1829 г.). Прихожанами церкви были крестьяне надворной советницы Настасьи Васильевны Бестужевой, старообрядцы и перекрещенцы.

http://sobory.ru/article/?object=06213

По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976 Дата возникновения церкви во имя Николая Чудотворца (Николы Гостинского) неизвестна, упоминается в Сотной книге за 1630 год. Согласно записям в 1629 году деревянная холодная церковь во имя святого Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца сгорела, осталась одна теплая деревянная церковь во имя Дмитрия Прилуцкого, которая сгорела в 1679 году. 17 мая 1682 года вместо сгоревшего деревянного начато строительство каменной Никольской церкви, окончено строительство в 1685 году. В 1698 и 1715 годах церковь сильно пострадала от пожара и не позже 1720 года была надстроена вторым ярусом – холодной церковью. Холодная – во имя святителя Николая чудотворца, теплая – во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого Вологодского чудотворца (имела придел во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев). В нижнем Дмитриевском храме среди иконостаса имелись: образ святителя Николая чудотворца, древний, греческого письма; преподобного Дмитрия Прилуцкого; образ Космы и Дамиана, древний, предвечный младенец изображен с перстосложением староверческим. В особых киотах хранимые иконы: Божией Матери Пашковская; Божией Матери „поможение родить женам " ; изображение Вседержителя на финифти. Из ценностей можно отметить: особый серебряный ковчег с 12 частями святых мощей; три колечка от мощей великомученицы Варвары, одно костяное и два серебряных. В верхнем Никольском храме: храмовой образ святителя Николая чудотворца. Одновременно со строительством второго этажа в 1720 году была построена и отдельно стоящая колокольня. Первоначально колокольня имела фигурную главу, а в 1776 году, глава была заменена тонким шпилем с крестом и ангелом. До этого имелась деревянная колокольня с 8 колоколами (построена в 1674 году, сгорела в 1679 году). По устным преданиям, Никольская церковь была построена на средства купцов Пановых, косвенным доказательством чего может служить надпись на стене паперти теплой церкви: «1746 года марта 19-го числа преставился раб божий Устюга Великаго купец Василий Алексеев Панов». По версии В. П. Шильниковской церковь была основана приезжими торговыми «гостями», поэтому и получила название «Гостинская». Из достопримечательностей – главы церкви и колокольни выкованы из зеленой меди и вызолочены через огонь. На позолоту ушло 700 червонцев купцов Пановых. В феврале 1930 года Никольская церковь закрыта, с марта используется под пересыльный лагерь, потом столярную мастерскую. 1 августа 1978 года после реставрации открыт купол Никольской церкви. На позолоту использовано 70 грамм сусального золота. Глава и крест изготовлены специалистами Великоустюгского литейно-механического завода. Чуть выше по реке находился еще один храм (примерно, где сейчас находятся солнечные часы).

http://sobory.ru/article/?object=03461

На выставке в Иерусалиме представлен один из самых знаменитых свитков, найденных в районе Мертвого моря Один из наиболее важных свитков, найденных в районе Мертвого моря, представлен на выставке в Иерусалиме. Семиметровая рукопись Книги пророка Исаии, известная как Большой свиток пророка Исаии, 40 лет хранилась в запасниках Музея Израиля и теперь доступна для обозрения. Манускрипт уже выставлялся в музее два года назад, но тогда был срочно заменен копией в связи с появившимися на его поверхности трещинами. Бесценный манускрипт, выполненный иудейским писцом за 120 лет до Р.Х., отлично сохранился и является единственной полной версией библейской книги, найденной среди свитков. Частица мощей святителя Николая Чудотворца передана одному из православных приходов Калмыкии 5 мая в молитвенном доме во имя святителя Николая Чудотворца в городе Лагань (Республика Калмыкия) состоялась торжественная церемония передачи частицы мощей святителя Николая Чудотворца местному православному приходу. Эту святыню доставил в Калмыкию посол Ватикана в России архиепископ Антонио Меннини. По его словам, передача частицы мощей святителя Николая православному приходу Элистинской епархии – это проявление доброй воли со стороны Римско-Католической Церкви и свидетельство уважения к просветительской деятельности Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа Элистинского и Калмыцкого Зосимы частица мощей будет находиться в православном приходе города Лагань. Владыка Зосима считает, что мощи святителя Николая принесут благословение лаганской земле и по молитвам чудотворца Николая духовно преобразится жизнь многих людей. В Лагани до революции находился большой храм святителя Николая Чудотворца. В этом году здесь начато строительство нового каменного собора во имя святителя. Пока приход располагается в небольшом здании, переоборудованном и приспособленном для совершения богослужений. В Москве состоялась закладка храма в честь Собора Дивеевских святых 16 мая по благословению Святейшего Патриарха Алексия на московском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения закладного камня в основании строящегося домового храма-часовни в честь Собора Дивеевских святых. Это будет первый храм, освященный в честь недавно установленного празднования Собора Дивеевских святых. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Собор Дивеевских святых будет праздноваться 27 июня, на следующий день после дня памяти основательницы Дивеевской обители преподобной Александры (Мельгуновой).

http://pravoslavie.ru/5083.html

Николая, изымается из ведения Патриаршего казённого приказа и приписывается к Московскому Чудову монастырю. К этому времени следует, вероятно, отнести рождение деревни Авдотьино. Монастырские крестьяне стали первыми жителями Авдотьино. Зависимость от Чудова монастыря продолжалась недолго, ибо: " нашелся некий боголюбивый мирянин, купецкий человек, Вукол Мартынов, тяглец мещанской слободы, изъявивший желание свое, по обещанию выстроить вновь храм во имя Святителя и чудотворца Николая, и ему выдан был храмозданный указ, за подписью Казначея Синодального Дома, Антония " . В 1714 году, 31 мая, началось возведение нового храма. Уже через год: " 1715 года, сентября в 14 день, по указу великаго государя и по помете на челобитной казначея иеромонаха Антония Яковлева, велено новопостроенной церкви во имя Николая Чудотворца, которую построил по обещанию своему Мещанской слободы тяглец Викула Мартынов в Московском уезде в Вохонской десятине, на пустынной церковной Николаевской земле... дани 31 алтын 4 денги и те данныя деньги велено имать с нынешнего 1715 года " . Сразу после строительства храма Николая Чудотворца Викула Мартынов постригается в монашество в Николаевскую Берлюковскую пустынь с именем Василий. В 1719 году церковь во имя Святителя Николая Чудотворца становится уже обителью и называется Николаевской пустынью. Секуляризация стала следующим после петровских реформ, жесточайшим ударом по монашеству и повлияла на жизнь всех российских монастырей: " По итогам 1764 года из 954 монастырей более половины (569) были упразднены, за штатом остались 161 " . Николаевской Берлюковской пустыни в это время удалось устоять. Поскольку обитель не имела вотчин и крепостных крестьян, то и отбирать было нечего, а потому монастырь перешёл в разряд заштатных. В 1778 году при деятельном участии Преосвященного Платона (Левшина), были проведены ремонтные работы в монастырском храме во имя Святителя Николая Чудотворца. Храм был обновлён, немного расширен, исправлена крыша и глава, а также отремонтирована колокольня при церкви.

http://sobory.ru/article/?object=13933

Индинком, а также отдельными организациями и в виде пожертвований жителями города. Архитектурный проект часовни выполнил П.А. Чернобровцев, а роспись часовни произвел его отец художник-монументалист А.С. Чернобровцев. К празднованию 100-летия города Новосибирска, в 1993 году, Никольская часовня была возведена и освящена. 23-24 мая 2002 г. в Новосибирске состоялось общероссийское празднование Дня славянской письменности и культуры. 24 мая по окончании Божественной литургии состоялся традиционный крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к собору св. блгв. кн. Александра Невского. У Никольской часовни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который возглавил празднества, отслужил молебен свв. равноаппостольным Кириллу и Мефодию и свт. Николаю Чудотворцу. Затем Его Святейшество официально открыл праздник. В дар часовне Святейший Патриарх передал икону свт. Николая Чудотворца с памятной надписью: «В благословение часовне святителя и Чудотворца Николая г. Новосибирска, в память посещения и служения в ней в день празднования Славянской письменности. 24.5.2002. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси». 21 мая 2003 г. наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий доставил в Новосибирск частицу святых мощей небесного покровителя города свят. Николая, Чудотворца. В аэропорту великую святыню торжественно встретил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон с новосибирским духовенством. Частица святых мощей была помещена в икону свт. Николая, дарованную в 2002 году городу Святейшим Патриархом Алексием II. 25 мая 2003 г. икона свт. Николая с частицей мощей была торжественно перенесена крестным ходом из Вознесенского кафедрального собора в Никольскую часовню на Красном проспекте. Перед часовней был отслужен молебен, после которого архимандрит Алексий огласил Послание Святейшего Патриарха к новосибирцам. 20.07.1914 на Николаевском (ныне Красном) пр. состоялся торжественный молебен и закладка часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая. Часовня сооружалась на пожертвования верующих.

http://sobory.ru/article/?object=00494

В это же время (17 и 19 августа) в горсовет поступают заявления от 2 членов церковного совета о выходе из его состава из-за невозможности больше нести обязательства, возложенные на общество. 10 октября того же года горсовет просит облисполком расторгнуть договор с верующими на пользование храмом, сам храм ликвидировать, передав горсовету для использования на хозяйственные нужды военведа, т.к. община распалась, налоги и сборы за 1938 г. не уплачены, ключи от здания сданы горсовету, церковь не используется с июля 1937 г. и находится в бесхозном состоянии. На следующий день президиум Ивановского облисполкома утвердил данное постановление. ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 858. Л. 1-6; Призыв. 1938. 198. 28 августа. Ершов А.Л. Закрытие храмов во Владимире в конце 1930-х годов//Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 6/Центральная городская библиотека г. Владимира, отдел краеведческих исследований. – Владимир, 2012. С. 51–53. Церковь во имя св. Николая чудотворца, что в Галее, известная в народе больше под именем «Николы-мокрого», находится в южной части г. Владимира за чертою валов, окружающих город. Время первоначального основания церкви на этом месте с точностью неизвестно, но уже в начале XVII ст. она существовала, как это можно видеть из патриарших книг 1628 г.: «церковь великого чудотворца Николы за осыпью в Галее…» По писцовым книгам 1653-54 гг. при церкви Николая чудотворца священником был Иван Иванов, в приходе было 66 дворов. Она же упоминается в писцовых книгах 1656 г. В конце XVII ст. здесь выстроена была теплая церковь и в 1697 г. освящена во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. По переписным данным 1703 г. при Никольской церкви значится: два священника Димитрий и Иоанн, приходских дворов 44; в 1710 г. при церкви священник Иван Дмитриев, а в 1715 г. Иван и Яков Дмитриевы. В 1732 г. апреля 27 «г. Владимира посадский человек Иван Григорьевич Павлыгин подал прошение в Владимирское духовное правление, в коем просил разрешить ему вместо обветшавших деревянных церквей во имя Николая чудотворца и при ней теплой во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого построить от своего иждивения настоящую каменную церковь во имя того же св. Николая и при ней по правую сторону теплую церковь во имя оных же трех святителей каменную». Мая 22 того же года просимое разрешение было дано.

http://sobory.ru/article/?object=01845

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010