В духовном завещании Подвижник писал: «Братии моей приказываю жить в любви о Христе и отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собой и не считаться ни в чём»... 89 Высокая духовная жизнь Преподобного многих притягивала к себе и содействовала распространению и утверждению христианского благочестия. Усердным учеником и добрым сподвижником святого Александра, ещё в дни пребывания его в Валаамской обители, а затем и на берегах реки Свири, был святой Афанасий Сяндемский. После же кончины преподобного Александра с его прижизненного благословения святой Афанасий ушёл в леса Карелии и на холме перешейка двух озёр Сяндема и Рощинского (в 22 верстах от тогдашнего уездного города Олонца и в 152 от губернского города Петрозаводска) построил для себя хижину и положил начало Сяндемской Успенской обители 90 . Последние годы жизни святой Афанасий провёл в полном уединении на одном из островов Сяндемского озера, который получил название «Святой» 91 . Преставился святой Афанасий «в своей пустыне и погребён на одном из мысов Рощинского озера, где потом (в 1720 г. – К.С.) над могилой его сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских » 92 . К сожалению, нашествия в XVII столетии литовцев и шведов уничтожили письменные свидетельства о трудах Преподобного. Имеются лишь отдельные заметки. Так, в историческом описании Сяндемской Успенской пустыни обращается внимание на две великие христианские добродетели, присущие святому Афанасию – это смиренномудрие и послушание, и говорится, что именно эти добродетели приблизили Преподобного к святому Александру, сделали любимейшим учеником Свирского подвижника и удостоили его быть свидетелем благодатного явления своему учителю Божией Матери 93 .А если так, то эти добродетели охватили всё существо Преподобного и значит исполнены в совершенстве. Далее, там же отмечается, что Преподобный, будучи наставником нового братства, «для собственного же научения имел частые духовные беседы с преподобным Адрианом Ондрусовским, валаамским схимонахом» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Галлереи, окружающие храм с трех сторон, составляют преддверие церкви, а потому их стенописи, по своему содержанию, будут относиться к Ветхому Завету, служащему сению грядущих новозаветных событий. В сводах галлерей, на всем протяжении их, будут размещены, среди роскошных гирлянд, медальонные изображения праотцев, патриархов и предков Иисуса Христа, по Евангелию Матфея. На стенах галлерей – изображения некоторых общепонятных и поучительных событий Ветхого Завета. На восточных узких сторонах южной и северной галлерей изображения Богоматери и Еммануила с предстоящими русскими преподобными. Единоличные изображения преподобных вселенской и русской церкви, а равно мучеников, безсребренников, блаженных, помещены будут также и в некоторых других узких местах галлерей, напр. возле окон, дверей и т. п. В сводах на хорах будет изображено скончание земной церкви в иконографической композиции «Второе пришествие Христово». С внешней стороны храма над порталами: над западным средним – Господь Вседержитель на троне, окруженном небесными силами; над северо-западным – Богоматерь на троне с ангельскими силами; над юго-западным – собор Архистратига Михаила; над северным – Деисис большой с предстоящими Мефодием и Кириллом; над южным – «Слава Св. Александра Невского». Вся роспись Варшавского собора будет, таким образом, согласована с древним преданием и практикой церкви и будет выражать исконное символическое воззрение на храм и его составные части; отсюда её историческая и логическая правильность и назидательность. II. Проект А. Алтари. I. Средний престол во имя св. Александра Невского. В верхней части алтарной апсиды: 1) Изображение «О тебе радуется», 2) ниже «Евхаристия» по литургическому переводу (μετδoσις), 3) нижний ряд – святители вселенской церкви, а возле алтарных столпов диаконы, именно: Иаков иерусалимский, Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский , Кирилл Александрийский, Григорий Нисский , Петр Александрийский, Климент Римский, Лев Великий, Григорий Двоеслов , Амвросий Медиаланский. Св. Диаконы: Стефан, Прохор, Никанор, Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Глава над церковью - восьмигранная. В 1863 г. низкая трапезная, превращенная ранее в церковные приделы, расширяется устройством Тихоновского придела. Фасады украшены наличниками окон, соответствующими рисунком более старым образцам. Относительная бедность архитектуры искупается интересным силуэтом и гармоничным соотношением масс, возвращенных зданию трудом реставраторов в 1980-е г.г. по проекту, разработанному архитекторами В.Н. Городковым и Э.М. Кодисовой. Путешествие по Брянску Приход Тихвинской церкви образовался в XVII в. В настоящее время его составляют, главным образом, мещане-чернорабочие, жители «Новой Слободы». Прихожан всего 680 человек. Настоящий Тихвинский храм каменный, заложен в 1755 г. вместо старой деревянной Афанасия-Кирилловской церкви. Постройка продолжалась 14 лет, и в 1769 г. храм был освящен. Первоначально он был двухпрестольный: во имя Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В 1863 г. теплая церковь была расширена и устроен левый придел – во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. В храме находится чтимая икона Тихвинской Божией Матери. Причт двухчленный, в приходе имеется школа грамоты. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии» Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Комментарии и обсуждение Реставрация в 80-е года проведена по проекту архитектора Василия Николаевича Городкова. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00661

И.: «In Hesychii presbyteri aedificio, memoria eius» ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 91, 336). В VI-VII вв. в палестинских монашеских кругах И. И. уже почитался как святой, именовался «блаженным» и даже «богословом». Прп. Иоанн Мосх в «Луге духовном» повествует о видении аввы Кириака из лавры Каламонской ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 46), связанном с чтением им книги И. И., в конце к-рой было помещено и сочинение Нестория. Этот эпизод свидетельствует, что в VI в. творения И. И. были распространены в монашеской среде, а также косвенно о том, что И. И. вел полемику против несторианства. Греч. Синаксарь, помещенный в Месяцеслове имп. Василия II, указывает память И. И. под 28 марта. В слав. Четьях-Минеях его имя отсутствует. Нек-рые греч. лекционарии относят память И. И. к 5 марта (Hieros. Patr. S. Sepulchr. gr. 33, X-XI в.) или к 4 марта (Paris. gr. 975, X в.; Lond. Brit. Lib. Add. 3969802, 980 г.) ( Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. XVIII). В ркп. Crypt. Δ. α. XXII под 5 марта помещен анонимный канон некоему Исихию. Издатель канона Е. Томадакис, ориентируясь гл. обр. на дату, посчитал, что он посвящен не И. И., а какому-то др. Исихию (AHG. T. 7. P. 62-69, 362-363). Однако содержание канона вполне соответствует обстоятельствам жизни И. И.: он назван здесь борцом с ересью Нестория, комментатором Писания, к нему обращаются как к «богослову» (θεολγε). Неопределенность в вопросе о дате памяти И. И. происходит из-за большого числа святых с именем Исихий и, вероятно, по той причине, что в марте празднуется память сразу неск. из них, в т. ч. прп. Исихия Чудотворца, жившего в VIII в. Память И. И. совершается также в Соборе преподобных отцов в субботу сырной седмицы. В каноне прп. Феодора Студита на этот день в 9-й песни И. И. поставляется в сонм великих отцов Церкви: святителей Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Кирилла Александрийского, Епифания Кипрского и Григория Нисского. И. И. называется здесь «другим богословом» (после свт.

http://pravenc.ru/text/Исихий ...

Свт. Афанасий пользовался почитанием в княжеской среде. Он являлся небесным покровителем ряда князей, происходивших из тверской и московской ветвей потомков Ярослава Всеволодовича. В честь этого святого был наречен в крещении Ярослав Ярославич Тверской († 1272). Сохранились его печати с изображением свт. Афанасия в рост (Янин, Гайдуков. 380, 381, 382). Имя Афанасия получил младший брат Ивана Калиты, княживший в Новгороде († 1322). Ярослав Владимирович Серпуховской, правнук Калиты, родившийся в день празднования святителя (18 янв. 1388 г.), был назван в крещении Афанасием (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 154). Уникальным является известие о существовании мощей свт. Афанасия на Руси в XIV в. Частицы их были помещены в иконе-мощевике, принадлежащей кн. Константину Дмитриевичу, сыну св. блгв. кн. Димитрия Донского (Христианские реликвии. С. 56–57). Это, видимо, связано с почитанием свт. Афанасия московскими князьями, и св. Димитрием Донским в особенности. Его свадьба с Евдокией, дочерью Дмитрия Константиновича Суздальского, была приурочена ко дню памяти свт. Афанасия и Кирилла Александрийских 18 янв. 1366 г. (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 83; ПСРЛ. Т. 18. С. 154–155). В рус. списках сохранились древнейшие слав. переводы творений свт. Афанасия. Изборник 1076 г. (восходящий, возможно, к болг. оригиналу не позднее 917 г.) включает т. н. Афанасьевы ответы (“Ответы Афанасия на вопросы Антиоха князя”), являющиеся компиляцией фрагментов сочинений свт. Афанасия и др. авторов (Л. 114 об.— 133 об., 188–227 об., 247–249) и получившие широчайшее распространение в средневек. слав. традиции. 4 слова свт. Афанасия против ариан были переведены в 907 г. Константином, еп. Преславским, учеником равноап. Мефодия, по повелению болг. князя Симеона (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 32–33; КМЕ. Т. 2. С. 437). В Новгороде по инициативе архиеп. Геннадия в связи с ересью жидовствующих, тиражируется сборник, содержащий 4 слова против ариан и Слово на Пасху: РНБ. Погод. 968, 1489 г.; РГБ. Вол. 437, 1488 г., ГИМ. Син. 20, кон. XV в. и др. (Попконстантинов, Константинова. С. 110–111); текст вошел в состав ВМЧ.

http://sedmitza.ru/text/413192.html

Я просил одного из моих спутников, отца Платона, который посвятил многие годы на изучение древностей Новгородских, назвать мне церкви и обители, раскинутые в пустом поле около Городища или на холмах между протоками, и он сказал: «Самая ближняя церковь , которую вы видите на холме за протоком Волховца посреди слободы, есть бывший Спасо-Нередицкий монастырь, приписанный теперь к Городищу. Он основан Князем Новгородским Ярославом, сыном Мономаха, в исходе XII века, и соборный храм его, построенный во вкусе Византийском, сохранил на стенах еще некоторые изображения Святых с Греческими подписями. Принадлежавшие к нему церкви и службы, приходя постепенно в ветхость, наконец совершенно истребились, и самый монастырь, сперва приписанный к Юрьеву, был упразднен при составлении штатов в 1764 году. Такой же участи подпал и Ситицкий монастырь, о котором упоминается в XIV веке. От него осталась теперь одна каменная церковь во имя Андрея юродивого; вы ее видите на отдельном холме за версту от Нередиц, и еще большему подверглись запустению бывшие между ними обители: Аргамакова и Шилова, иначе Покровская, которая основана в XIV веке на устье реки Шиловки к югу от Городища. А к северу от него, ближе к Новгороду, одни только развалины двух каменных церквей свидетельствуют о бывшем монастыре Лядском во имя Святителя Николая, которого начало восходит также к XIV веку; первых же двух обителей не осталось даже и следов; их только знают по имени. Так мало по малу время поедает славу Новгородскую.» «Но какая эта обитель видна вдали, еще во всем своем благолепии с многими храмами, башнями и оградой?» «Так представляется она только издали, отвечал он, хотя и весьма убога внутри. Это Кирилловская, одна из самых древних, основанная в XII веке двумя благочестивыми братьями Новгородскими, Константином и Андреем, во имя святых Патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла, при Архиепископе Мартирие. Соборная пятиглавая церковь ее была до половины разобрана за ветхостью в минувшем столетии и довершена уже в новейшем вкусе. Несколько лет позже пристроен к ней придел во имя преподобного Арсения, игумена Новгородского, мощи коего перенесены были в сию обитель из часовни от церкви Жен мироносиц, что на Торговой стороне. Там есть и другая теплая церковь во имя Покрова Богоматери; каменного здания много, но все это требует поддержки, а средств мало. От святых ворот открывается великолепный вид на весь Новгород, и такими видами богаты почти все его древние обители.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Я просил одного из моих спутников, отца Платона, который посвятил многие годы на изучение древностей Новгородских, назвать церкви и обители, раскинутые в пустом поле, около Городища или на холмах между протоками, и он сказал: – Самая ближняя церковь , которую вы видите на холме за протоком Волховца, посреди слободы, есть бывший Спасо-Нередицкий монастырь, приписанный теперь к Городищу. Он основан князем Новгородским Ярославом, сыном Мономаха, в исходе XII века, и соборный храм его, построенный во вкусе Византийском, сохраинил на стенах еще некоторые изображения святых с греческими подписями. Принадлежавшие к нему церкви и службы, приходя постепенно в ветхость, наконец совершенно истребились, и самый монастырь, сперва приписанный к Юрьеву, был упразднен при составлении штатов в 1764 году. Такой же участи подпал и Ситицкий монастырь, о котором упоминается в XIV веке. От него осталась теперь одна каменная церковь , во имя Андрея юродивого; вы ее видите на отдельном холме, за версту от Вережи, и еще большему подверглись запустению бывшие между ними обители Аргамакова и Шилова, иначе Покровская, которая основана в XIV веке в устье реки Шиловки, к югу от Городища. А к северу от него, ближе к Новгороду, одни только развалины двух каменных церквей, свидетельствуют о бывшем монастыре Лядском во имя Святителя Николая, которого начало восходит также к XIV веку. Первых же двух обителей не осталось даже и следов; их только знают по имени. Так мало-помалу время поедает славу Новгородскую». – Но какая это обитель видна вдали еще во всем своем благолепии, со многими храмами, башнями и оградой? – Так представляется она только издали, – отвечал он, – хотя и весьма убога внутри. Это Кирилловская, одна из самых древних, основанная в XII веке, двумя благочестивыми братьями Новгородскими, Константином и Андреем, во имя святых патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла, при архиепископе Мартирии. Соборная пятиглавая церковь ее была до половины разобрана, за ветхостию, в минувшем столетии, и довершена уже в новейшем вкусе. Несколько лет позже пристроен к ней придел во имя преподобного Арсения, игумена Новгородского, мощи коего перенесены были в сию обитель из часовни от церкви Жен Мироносиц, что на Торговой стороне. Там есть и другая теплая церковь во имя Покрова Богоматери; каменного здания много, но все это требует поддержки, а средств мало. От святых ворот открывается великолепный вид на весь Новгород, и такими видами богаты почти все его древние обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Молюся и прошу святаго собора пророческаго: Захария, Осию, Иесея, Иоиля, Михея, Исайя, Даниила, Иеремию, Амоса, Самуила, Илию, Елисея, Наума и Пророка Предтечу и Крестителя Господня Иоанна; молю и прошу четырех Евангелистов, Матфия, Марка, Луку и Иоанна Богослова, и святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, и святых и праведных Богоотец Иоакима и Анну, и Иосифа обручника, и Иакова брата Господня по плоти, Симеона Богоприимца, и Симеона сродника Господня, и Андрея Христа ради юродиваго, и Иоанна Милостиваго, и Игнатия Богоносца, и Священномученика Анания, и Романа певца кондаков, и Марка Греческаго, и Кирилла Патриарха Иерусалимскаго и преподобнаго Ефрема Сирина , и Марка гробокопателя, и триех Святителей Велицых, Василия Великаго , Григория Богослова , и Иоанна Златоустаг о, и иже во святых отец наших святителей Николай Архиепископа Мир Ликийских чудотворца, и святых митрополитов: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Гермогена, Инокентия и Кирилла, Московских чудотворцев: Преподобных Антония, Феодосия и Афанасия, Киево-Печерских чудотворцев: Преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев; Преподобных Зосиму и Саватия, Соловецких чудотворцев; Преподобных Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев; Иже во святых отец наших: Пахомия, Антония, Феотосия, Пимена Великаго , и иже во святых отца нашего Серафима Саровскаго ; Самсона и Данеила столпников; Максима Грека , монаха Милетия Афонский горы; Никона, Патриарха Антиохийскаго, Великомученика Кириака и матери его Иулиты; Алексия, человека Божия, и святых преподобных жен мироносиц: Марии, Магдалины, Евфросинии, Ксении, Евдокии, Анастасии; Святых Великомучениц Параскевы, Екатерины, Февронии, Марины, Иустины яже проливших кровь свою за Тебя Христа Бога нашего, святителя Григория архиепископа Александрийского, мученика Конона Исаврийского чудотворца, святителя Спиридона, епископа Тримифунтского чудотворца и всех святых от века Тебе угодивших, Господи, помилуй и спаси раба Твоего (имя), да не прикоснется к нему ни к дому его ни кое зло и лукавство ни в вечерний час, ни в утренний, ни во дни, ни в нощи да не прикоснется.

http://azbyka.ru/molitvoslov/o-tak-nazyv...

11 октября 1898 г. освящено новое здание церковно-приходской школы. Церкви В 1855 г. с разрешения епископа Вологодского и Устюжского Евлампия построена церковь - деревянная, одноэтажная, тёплая, с двумя престолами: в честь Преображения Господня и свт. Николая Чудотворца. В 1863 г. церковь, с разрешения епархиального начальства, разделена на тёплую и холодную. В тёплой церкви устроен престол во имя преп. Феодосия Тотемского. В 1890-1895 гг. построена новая каменная одноэтажная церковь в одной связи с колокольней по проекту архитектора Шильдкнехта. Иконописные работы выполнял крестьянин д. Кочпонской Выльгортской волости Викентий Павлович Холопов. Престолы: во имя Преображения Господня, освящён 30 декабря 1895 г.; второй - во имя свт. Николая, освящён 30 декабря 1896 г. Часовни Церкви в Аныбе предшествовала часовня в честь Преображения Господня и свт. Николая Мирликийского Чудотворца. В часовне хранилась икона святителя Николая, которая была перенесена позднее в церковь. В документах упоминались также часовни в д. Лунь-Покинская, д. Мало-Аныбская. Иконы В 1898 г. Афонским Андреевским (Русским Пантелеимоновым?) монастырём пожертвована икона вмч. Пантелеимона, копия чудотворной иконы святого. Доставлена монахом Аверкием. В 1913 г. заказана риза для иконы, металлическая, вызолоченная, с серебряным венцом. Получена по почте 19 марта 1914 г. В 1910 г. Викентием Холоповым написана икона Святителей Александрийских Кирилла и Афанасия ввиду их почитания в д. Лунь-Покинской, где день святых праздновали дважды в год. После 1917 г. В церковной летописи описывается происшествие, случившееся 11 мая 1917 г., в праздник Вознесения Господня: " Священник по окончании службы и молебна в церковно-приходской школе вернулся домой и из окна наблюдал следующую картину: по деревне, вдоль выстроившихся по обеим сторонам дороги крестьян шли две пары голых людей: две женщины и два мужчины - все жители села. Так была понята здесь свобода, и это устроилось под влиянием солдат, прибывших с фронта. " В 1934 г.

http://sobory.ru/article/?object=16512

На протяжении всех веков истории Эфиопской Церкви, начиная с рукоположения святого Фрументия святителем Афанасием Александрийским, эта Церковь входила в юрисдикцию Александрийской Церкви (после Халкидонского собора – Коптской). На протяжении всего этого времени Александрия поставляла в Эфиопию епископов и полностью контролировала Эфиопскую Церковь. Однако с начала XX века Эфиопская Церковь стала требовать себе большей самостоятельности. В результате, в 1929 году для нее были рукоположены первые четыре епископа-эфиопа в помощь митрополиту-копту. Первая попытка отделиться от Коптской Церкви была предпринята в период итальянской оккупации Эфиопии (1935–1941) и была поддержана оккупационными властями. Бывший в то время эфиопским митрополитом копт Кирилл отказался разрывать отношения с Александрией, за что был изгнан из страны. Вместо него митрополитом Эфиопии был назначен епископ Авраам, эфиоп по национальности. Однако он был тут же низложен Коптской Церковью. После войны попытка сделать Эфиопскую Церковь независимой была предпринята вновь – на этот раз при поддержке императора Хайле Селассие (1930–1974). В результате трудных переговоров в 1948 году с Александрией было достигнуто соглашение об избрании эфиопского митрополита из числа местных иерархов. Когда в 1951 году умер вернувшийся из изгнания митрополит Кирилл, его сменил эфиоп Василий (Базилос). В 1959 году Александрия утвердила Василия первым Эфиопским патриархом. С этого времени Эфиопская Церковь считается автокефальной. Независимость Эфиопской Церкви далась ей нелегко. Решающую роль в этом сыграл последний император Эфиопии Хайле Селассие, который, по сути, вынудил коптскую иерархию пойти на уступки. Хайле Селассие был великим благодетелем Эфиопской Церкви. Он возводил свою родословную еще к временам царицы Савской и носил громкий титул «Лев-захватчик из племени Иуды, избранник Божий, царь царей». Само имя, которое он взял при возведении на императорский трон – Хайле Селассие, означает «Сила Троицы». Он был посвящен в диаконский сан.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010