Согласно Житию прп. Стефана и обеим редакциям Сказания, родители Г. владели землями на Махре в Переяславской земле. Гавриил в отрочестве осиротел (возможно, его родители умерли во время эпидемии в 1353). Через нек-рое время его духовным наставником стал поселившийся поблизости прп. Стефан, к-рый начал здесь строительство мон-ря. В обители юноша овладел грамотой. После того как Гавриилу исполнилось 18 лет, прп. Стефан постриг его в монашество, все имущество новоначальный инок отдал мон-рю. Между 1363 и 1365 гг. Суздальский еп. Алексий по просьбе прп. Стефана рукоположил Г. во иерея. Активная деятельность прп. Стефана вызвала озабоченность соседних землевладельцев братьев Юрцовских, опасавшихся, что их родовая дер. Юрцово может отойти мон-рю. Юрцовские пригрозили прп. Стефану и Г. расправой, после чего иноки были вынуждены оставить Махрищский мон-рь и уйти в Вологодскую землю. Уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря в источникахне датирован. Встречающаяся в лит-ре дата - ок. 1370 г. (см., напр.: Соснина Е. В. Прп. Стефан Махрищский и Троице-Сергиева лавра//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и дух. жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 76) - вызывает сомнения. Известно, что прп. Стефана в Махрищском мон-ре посещал прп. Сергий Радонежский. Это могло случиться ок. 1372 г., когда прп. Сергий был вынужден из-за разногласий с братией покинуть Троице-Сергиев мон-рь ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92), или ок. 1373 г., когда митр. св. Алексий вызвал преподобного в Москву из киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Следов., уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря мог состояться вскоре после 1372-1373 гг. Через нек-рое время подвижники обосновались вблизи р. Сухоны у Юрьева протока, в пределах Ростовской епархии. Здесь прп. Стефан и Г. поставили крест, затем построили деревянные храмы во имя Св. Троицы, вмч. Георгия, в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а также трапезную и кельи. Вскоре к ним присоединился местный землевладелец Константин Дмитриевич (во 2-й редакции Сказания он назван «простолюдином»). Сначала он стал послушником, научился грамоте и письму и в 23 года принял постриг в Авнежском мон-ре с именем Кассиан, завещав обители все имущество. После богослужения и молитвы обычным делом подвижников было выкорчевывать лес и засевать освободившуюся землю. Вскоре в мон-ре собралась братия, и он получил известность. Вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской прислал в обитель «милостыню доволну и книги своя». Через нек-рое время он вызвал прп. Стефана в Москву. Покидая Авнежский мон-рь, святой поставил Г. игуменом, а К. келарем. (Согласно 2-й редакции Сказания, прп. Стефан, Г. и К. вместе прожили в Авнежском мон-ре 35 лет, т. е. приблизительно до 1407-1408. Однако, исходя из дат смерти вел. кн. Димитрия Донского - 19 мая 1389 - и прп. Стефана - 1406,- эти сведения нельзя признать достоверными; речь может идти не более чем о 10 годах пребывания прп. Стефана на Авнеге.)

http://pravenc.ru/text/166842.html

«Внутренний вид Лавры на Афонской горе». Худож. П. Бирман. Акварель. 1835–1839 гг. (ГМИИ) Скиты зависят от мон-рей, на земле к-рых они расположены, что определяется заключенными между ними письменными и традиц. канонизмами и Патриаршим сигиллием (ст. 143). В Уставе перечислены 12 действующих на А. скитов, делящихся по своему устройству на обще- и особножительные. Общежительные: 1) скит во имя Успения Пресв. Богородицы (Мариинский, Βογορδιτσα) Свято-Пантелеимонова мон-ря, 2) скит во имя св. прор. Илии (Свято-Ильинский, Προφτου Ηλιο) при мон-ре Пантократор, 3) скит св. Иоанна Предтечи (Предтеченский, Τιμου Προδρμου) при Вел. Лавре, 4) скит во имя св. Андрея Первозванного (Свято-Андреевский, Серай, Αγου Ανδρου) при мон-ре Ватопед. Особножительные: 1) скит во имя прав. Анны (Αγας ρδβλθυοτεΑννης) и 2) скит во имя Св. Троицы (Кавсокаливийский, Αγας Τριδος τν Καυσοκαλυβων) при Вел. Лавре, 3) скит во имя вмч. Димитрия (Αγου Δημητρου) при Ватопеде, 4) скит во имя св. Иоанна Предтечи (Τιμου Προδρμου) при Иверском мон-ре, 5) скит во имя вмч. Пантелеимона (Αγου Παντελεμονος) при Кутлумуше, 6) скит в честь Рождества Пресв. Богородицы (Новый Скит, Να Σκτη) и 7) скит во имя вмч. Димитрия (Лакку, Αγου Δημητρου Λκκου) при мон-ре Св. Павла, 8) скит в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Εαγγελισμο τς Θεοτκου) при мон-ре Ксенофонт (ст. 142). Скиты представляют собой небольшие поселки, состоящие из хижин-калив, каждая из к-рых имеет 1-2 комнаты, храм и хозяйственные пристройки. В центре находится соборный храм (кириакон). Каждый скит управляется дикеем (скитоначальником), советниками и собором старцев. Скитские монахи занимаются сельским хозяйством, различными ремеслами и рукоделиями. С XVIII в. мн. скиты имели национальную принадлежность, отличную от того мон-ря, на землях к-рого они находились: скит Богородицы был болг. (до сер. 80-х гг. XX в.), Андреевский - рус., Ильинский - укр., Предтеченский - румын. (остается таковым до наст. времени). Подобное явление было характерно и для мн. келлий.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

В Прибавлениях к «И. е. в.» основное место занимали материалы по истории Церкви в Сибири, исторические очерки отдельных храмов, церковных школ и др. В Прибавлениях печатались статьи почти обо всех мон-рях епархии: Посольском в честь Преображения Господня мон-ре (1872. 12-14, 19-20, 22, 28, 44, 46; 1881. 44; 1892. 52), нерчинском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (1883. 45), иркутском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре (1890. 14. С. 1-6; 15. С. 1-8; 17. С. 1-5; 20. С. 1-7; 21. С. 1-8; 24. С. 1-6; 25. С. 1-5; 26. С. 1-4; 27. С. 10-12), иркутском в честь Вознесения Господня мон-ре (1905. 3/4. С. 168-192; 1908. 24. С. 649-652; 1910. 4. С. 99-105; 1911. 11. С. 232-242; 1912. 3. С. 39-42; 1914. 13/14. С. 434-443), иркутском Князь-Владимирском мон-ре (1906. 20. С. 533-538; 21. С. 560-565), Усть-Киренском во имя Св. Троицы мон-ре (1912. 15. С. 449-451). Опубликованы летописи храмов Иркутской епархии: «Летопись Градо-Иркутской Преображенской церкви, ведена с 1867 г.» (1875. 23. С. 315-320), «Летопись Градо-Иркутской Крестовоздвиженской церкви с 1717 по 1771 г.» (1875. 26. С. 353-358; 27. С. 371-376; 35. С. 467-479; 36. С. 483-487; 37. С. 499-506; 38. С. 515-524; 39. С. 535-543; 40. С. 553-554; 41. С. 563-568; 42. С. 575-588; 45. С. 615-619; 47. С. 636-638), «Летопись Успенской церкви г. Иркутска, составленная по архивным актам бывшим настоятелем сей церкви, свящ. Иоанном Родионовым» (1876. 26, 29), «Летопись Верхнеудинского округа, Урлакской волости, Малокударинской Покровской церкви, составленная по архивным делам и по сохранившимся преданиям» М. Рещиковым (1876. 50-51), «Летопись Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви» (1882. 36-38), «Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа», составленная И. Протопоповым (1892. 1-3), «Краткая летопись (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении, Иркутской губ., Верхоленского округа, Качугской волости», составленная А. Колодезниковым (1892. 4-5). Значительные по объему материалы о Тобольских и об Иркутских архиереях подготовил к печати прот. П. Громов. В течение неск. лет выходили публикации о Тобольском свт. Антонии (Стаховском) (1863. 13. С. 165-170; 14. С. 190-193), об Иркутских епископах свт. Иннокентии (Кульчицком) (1863. 15, 17, 21-24, 26; 1864. 1-5, 7-8, 10-13, 15, 17-40, 46; 1865. 2, 4-6), об Иннокентии (Неруновиче) (1867. 24-28, 34, 43-47, 50-52; 1868. 3, 48-49, 51; 1869. 25, 39; 1870. 29, 39, 43, 48, 52), о Михаиле (Бурдукове) (1879. 47-49). Громов был автором множества др. статей (иногда неподписанных) по истории Иркутской епархии. В 1863-1888 гг. в журнале были напечатаны 35 Слов и поучений свт. Иннокентия (Кульчицкого).

http://pravenc.ru/text/674059.html

В 1909 г. в Л. м. действовали 6 церквей: в честь Воздвижения Креста Господня (14 сент. 1683 была обретена Леснинская икона Божией Матери ), Св. Троицы (построена над целебным источником, который забил рядом с деревом, где нашли икону), св. мучеников Виленских Антония, Иоанна и Евстафия, св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови, Введения во храм Пресв. Богородицы и Воскресения Христова. На праздники Воздвижения Креста Господня и Св. Троицы в обители собирались до 25 тыс. паломников. К 1915 г. в Л. м. было ок. 500 насельниц. Игум. Екатерина также направляла группы сестер во главе с опытными монахинями в окрестные села для учреждения обителей. Так, в 1893 г. образовалась монашеская община в Теолине, в 1894 г.- мон-рь в Вирове близ Дрогичина и др. обители. Л. м. пользовался особым вниманием имп. семьи, дважды посетившей обитель. Имп. Николай II жертвовал на развитие монастыря крупные суммы. Поддерживал Л. м. материально и духовно св. прав. Иоанн Кронштадтский. История Л. м. в эмиграции Во время первой мировой войны, в 1915 г., когда военные действия приблизились к Лесне, часть инокинь эвакуировали в Петроград и разместили на подворье Л. м., в Новодевичьем жен. мон-ре в честь Воскресения Христова и в жен. мон-ре во имя прп. Иоанна Рильского, часть поселили в Серафимо-Понетаевском мон-ре Нижегородской губ. 17 авг. 1917 г. петроградская община по благословению еп. Холмского и Люблинского Анастасия (Грибановского) переехала в Вознесенский мон-рь в Жабке на р. Днестр (Бессарабия). Пребывание ее там было недолгим, и осенью 1920 г. по приглашению принца-регента Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия) Александра I Карагеоргиевича и серб. священноначалия 62 леснинские монахини прибыли в Белград. Местом их поселения стала Фрушка-Гора: сначала инокини расположились в мон-ре Кувеждин, затем - в древнем мон-ре Хопово, в последнем они пребывали более 20 лет. Несмотря на трудности существования в эмиграции, насельницам Л. м. удалось в 1920 г. в Хопове открыть сиротский приют, в котором обучалось более 500 детей. По словам митр. Амфилохия (Радовича) , усилиями леснинских монахинь «на югославской земле появились 32 женских монастыря и много маленьких, скромных, невидных обителей». После кончины 28 окт. 1925 г. игум. Екатерины общину возглавила игум. Нина.

http://pravenc.ru/text/2463595.html

В Б. м. чтилась память игум. Владимира, о чем свидетельствуют записи во Вкладной книге 1645 г. о пожаловании каширского прот. Митрофана на «пелену покрыть гробницу у печальника преподобного игумена Владимира» (л. 43об., ст. 87) и в «Синодике 1645 года», где перечислен для вечного поминовения «род начальника обители сея Преподобного Игумена Владимира» в количестве 88 чел. Мощи прп. Владимира покоятся под спудом Троицкого храма. Др. почитаемым настоятелем был собеседник прп. Дионисия Радонежского игум. Тихон, впосл. архимандрит Новоспасского московского мон-ря . В Б. м. подвизались старцы Тихон (Кошищев; XVI в.), игум. Зосима (Рожаев; XVII в.). В XIX в. в мон-ре возобновилась традиция старчества : иером. Виссарион духовно окормлял каширский во имя вмч. Никиты жен. мон-рь . В Б. м. чтились чудотворные иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и св. прор. Иоанна, а также Сергиевы источники - один в самом мон-ре, др.- в местечке на бывш. Каширской дороге (с 1932 железнодорожная ст. Акри), по преданию, изведенный прп. Сергием Радонежским ударом посоха. При Б. м. действовала церковноприходская школа, в 1867 г. было построено церковноприходское уч-ще. Условия для хозяйственной деятельности мон-ря были благоприятны: на приокских лугах выращивали скот и поставляли к царскому столу знаменитое черкасское мясо, в Оке ловили осетров, добывали жемчуг для украшения царских одежд. Неск. раз в году проводились подмонастырские ярмарки (первое упоминание в 1811). К нач. XX в. мон-рю принадлежало 390 дес. земли. В 1915 г. в нем было 50 чел. братии. Белопесоцкий во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГИМ) Белопесоцкий во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГИМ) В февр. 1918 г. Б. м. был закрыт. В 1922 г. его в качестве филиала передали Российскому Историческому музею, благодаря чему в обители совершались богослужения и проживала братия. В мон-ре в 1924 г. продолжал свой духовный подвиг иером. Киприан (Носов), подвизавшийся в обители 17 лет; став хранителем музея, он служил в 3 монастырских церквах как приходских.

http://pravenc.ru/text/77942.html

В связи с большими затратами на строительство в обители И. приходилось вступать в имущественные споры с Рязанским митрополитом. В 1692 г. архимандрит просил у митр. Авраамия часть денег, к-рые завещали для раздачи церквам и мон-рям Рязанской епархии на заупокойные по себе богослужения Рязанские митрополиты Иосиф († 21 сент. 1681) и Павел (Моравский; † 5 сент. 1686). Митр. Иосиф завещал на эти цели 1 тыс. р., митр. Павел - 200 р., но все средства были взяты митр. Авраамием в архиерейскую казну. И. просил митр. Авраамия о выдаче Солотчинскому монастырю части этих денег или о прощении 50 р., взятых И. в долг у казначея Рязанского архиерейского дома на каменное строительство в мон-ре. Решение митр. Авраамия по этому вопросу неизвестно. В 1693 г. И. ходатайствовал о передаче обители к.-л. вещей Сибирского митр. Павла († 4 янв. 1692), поскольку Солотчинский мон-рь не получал вклада за заупокойные богослужения по митр. Павлу и его родственникам, совершавшиеся в обители в продолжение года. В ответ митр. Авраамий прислал в монастырь «рудожелтую камку». И. переписывался со мн. знатными лицами: с царевной Софией Алексеевной , с князьями Черкасскими, Голицыными. Письма И. в основном содержат просьбы о средствах на строительство и на украшение монастырских храмов. И. подавал прошения царям Иоанну и Петру о выдаче новых жалованных грамот Солотчинскому мон-рю взамен данной в 1556 г. царем Иоанном IV Васильевичем , «совершенно ветхой и исписавшейся при прежних царях», и взамен утраченной грамоты царя Михаила Феодоровича. С 1691 г. в Солотчинском мон-ре велась вкладная книга, в к-рую были записаны пожертвования в обитель, начиная с вел. Рязанских князей и княгинь (см.: Цепков. 2005. Т. 4. С. 181-185). И. строго следил за соблюдением дисциплины, при нем в Солотчинский мон-рь направляли людей, несших епитимию. Настоятель боролся с народными увеселениями в монастырских селах во время масленицы. Число братии при И. выросло до 50 чел., в обители также жил 41 трудник. 21 нояб. 1697 г. И. был хиротонисан во епископа Тамбовского и Козловского. Тамбовская кафедра, учрежденная в 1682 г., в кон. XVII в. играла важную роль в укреплении Православия на Дону и в противостоянии распространявшемуся на окраинах Русского гос-ва старообрядчеству . В епархии, по рекам Дон и Медведица, строились храмы, основывались и обновлялись мон-ри. 30 нояб. 1699 г. патриарх Адриан благословил постройку ц. во имя Св. Троицы в Троицкой пуст. на Дону и приказал «о освящении тоя церкви, и антиминсе, и кому святить, бить челом впредь Игнатью, епископу Тамбовскому». В том же году патриарх благословил постройку ц. во имя Св. Троицы в Мигулинском Троицком мон-ре в Казанском юрту на Дону, основанном в 1688 г., в мон-рь И. поставил строителя Капитона.

http://pravenc.ru/text/293479.html

Г. В. сообщается в составленном вскоре после смерти летописном некрологе. Г. В., по словам летописи, «церкви многи създа и украси иконами и книгами» (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 76). Более поздние источники, частично опирающиеся на местные предания и содержащие многочисленные противоречия и анахронизмы, рассказывают об основании князем 2 мон-рей. «Указ о кормах праздничных и задушных» Усть-Шехонского мон-ря (кон. XVI в.) и Повесть об Усть-Шехонском мон-ре (нач. XVII в.) сообщают, что, после того как ослепший сын Г. В. Михаил получил исцеление от чудотворного образа Св. Троицы, князь построил на одном из островов Белого оз. у истока р. Шексны деревянный Троицкий храм и создал вокруг него мон-рь, обеспечив его всем необходимым; Усть-Шехонский во имя Св. Троицы мон-рь стал первой иноческой обителью в белозерских землях (есть серьезные основания считать, что Усть-Шехонская обитель могла быть основана на рубеже XIV и XV вв.; см.: Макаров, Охотина-Линд. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре). С еще большей осторожностью следует относиться к сведениям, приведенным Паисием (Ярославовым ; † 1501) в Сказании о Спасо-Каменном мон-ре. Сказание повествует, как во время путешествия по Кубенскому оз. белозерский кн. «Глеб Борисович [так! - А. Л.], внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича» был застигнут штормом и дал обет поставить церковь и основать мон-рь во имя того святого, на память к-рого судно достигнет берега. В праздник Преображения Господня княжеский насад вынесло к Каменному о-ву, где подвизалась небольшая община иноков, не имевшая своей церкви. Исполняя обет, князь повелел поставить на острове деревянный Преображенский храм, снабдил его иконами и книгами, а также дал богатую милостыню на устроение обители. Кроме того, источник сообщает о строительстве по приказу князя 2 каналов на реках Сухоне и Вологде, призванных облегчить судоходство и впосл. получивших наименование «Княже-Глебовых простей» (память о них сохр. в Вологодской губ. еще в XIX в.). Рассказ об основании Спасо-Каменного мон-ря в Сказании изобилует анахронизмами и ошибками: напр., плавание князя по Кубенскому оз. отнесено к 1341 (или 1342) г. с уточнением, что было это «при великом князе Иване Даниловиче» (1328-1340), в данный период эти земли входили в др. княжество - Ярославское,- и др. Почитание

http://pravenc.ru/text/165103.html

После городского пожара (июнь 1842) в 1843-1855 гг. К. м. был приписан к казанскому во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рю , в 1855-1900 гг.- к казанскому Преображенскому мон-рю. В 1889 г. близ обители была устроена богадельня для престарелых казанских иеромонахов и священнослужителей. В 1891 г. при К. м. открылась церковноприходская школа с приютом для мальчиков-сирот. По проекту архит. С. Тынкасова для школы выстроили отдельный 2-этажный дом (см.: Отчет по постройке школы при Феодоровском мон-ре г. Казани//Изв. по Каз. епархии. 1895. С. 107-109). Известно, что 12 дек. 1887 г. на Фёдоровском бугре, у стен обители, совершил попытку самоубийства А. Пешков (М. Горький). Юноша собирался выстрелить в грудь из пистолета, но пуля лишь пробила левое плечо. Раненого юношу спас монастырский сторож М. Юнусов. Указом Синода от 23 сент. 1900 г. К. м. был преобразован в жен. общежительный мон-рь и 12 нояб. 1900 г. вновь освящен архиеп. Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым) . Обитель возглавляла игум. Иоанна, с 1906 г.- постриженица казанского Богородицкого мон-ря мон. (Анфия (Бакакина; с 1907 г.- игумения), затем - игум. Ангелина (Алексеева) . К 1910 г. в мон-ре проживали игум. Людмила, 2 монахини, 63 послушницы, священник и псаломщик. Насельницы занимались в основном белошвейным ремеслом, они также работали на епархиальном свечном заводе, расположенном в обители. Сестры поддерживали тесную связь с находящимся неподалеку казанским Богородицким жен. мон-рем, часто переходили из одного мон-ря в другой. Нек-рое время в К. м. служили свящ. В. Д. Богоявленский (архиеп. Черниговский сщмч. Василий), свящ. П. А. Грачёв, репрессированный в 30-х гг. XX в. Постройки и святыни В нач. XVII в. в К. м. была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. Вероятно, храм неоднократно горел. В 1700 г. в К. м. был построен каменный Свято-Троицкий собор, представлявший собой небольшой 2-светный кубовидный храм, слегка вытянутый в ширину, с 3-частной апсидой. Четверик был перекрыт глухим сомкнутым сводом с 4-скатной кровлей. Уникальным не только для архитектуры Казани, но и вообще для рус. архитектуры было завершение четверика 3 главами по оси, на небольших глухих барабанах. С сев. стороны к храму примыкал придел во имя вмч. Феодора Стратилата. С запада собор имел небольшую трапезную. По оси придела, слева от трапезной, возвышалась 2-ярусная восьмериковая колокольня с типичным для Казани нарышкинским декором, возведенная, возможно, несколько позже собора.

http://pravenc.ru/text/1319822.html

XX в. в Б. м. жили ок. 270 сестер, во Владимирском соборе ежедневно служили литургию и вечернюю службу, в ц. Филарета Милостивого - полунощницу, в Спасском и Предтеченском храмах богослужения совершались только на престольные праздники. По нек-рым сведениям, в Великий пост из Н. Новгорода в Б. м. приезжал исповедовать прмч. Георгий (Лавров) . 26 февр. 1929 г. мон-рь был закрыт, здания переданы коммуне им. К. Е. Ворошилова. Последняя игум. Лидия (Сахарова) вместе с сестрами поселилась в Семёновском, в нояб. 1930 г. была арестована, после окончания шестилетнего заключения уехала на родину, где скончалась. В 30-х гг. XX в. помещения обители занимали школа, общежитие, военный госпиталь, турбаза. В годы Великой Отечественной войны нем. оккупанты устроили в Б. м. госпиталь. В 50-х гг. на территории обители находились машинно-тракторная станция, затем турбаза. Храмы обветшали, но с 70-х гг. по инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника в Б. м. проводились реставрационные работы. 11 авг. 1992 г. часть монастырских зданий была передана РПЦ. 16 авг. 1992 г. во Владимирском соборе митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) отслужил литургию, на к-рой возвел мон. Серафиму (Исаеву) в сан игумении возобновленного мон-ря, с 1999 г. Б. м. управляет игум. Таисия (Исаева). В обители ежегодно 8 сент. после литургии во Владимирском храме совершается крестный ход к главному монументу Бородинского поля, где служатся благодарственный молебен и заупокойная лития. В Б. м. особо почитается свт. Филарет Московский, частица мощей к-рого находится в алтаре Владимирского храма, также чтится память игум. Марии (Тучковой). К прославлению прп. Рахили в лике местночтимых святых, совершившемуся 26 июля 1996 г., сестрами обители были составлены служба с акафистом и жизнеописание святой; над могилой прп. Рахили, за юж. стеной мон-ря, поставлена деревянная часовня, освященная 10 окт. 1997 г. митр. Ювеналием. 6 июля 1999 г. Б. м. посетил Святейший Патриарх Алексий II. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Ед. хр. 703. Л. 1-4. Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Беседа по освящении храма св. прав. Филарета в Спасо-Бородинском мон-ре. СПб., 1839; он же. Письма к игум. Спасо-Бородинского мон-ря Сергии. Тверь, 1890; ПСПиР. 1915. [Т. 474; 2 ПСЗ. Т. 8, 6025; Житие и чудеса прп. Рахили/Спасо-Бородинский мон-рь. М., 1999. Лит.: Маслов С. 50-летие Бородинской битвы и Спасо-Бородинский мон-рь М., 1862; Брайковский А. А. Мон-рь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница. М., 1912; Толычева Т. Спасо-Бородинский мон-рь и его основательница. Можайск, 1993р; Подвижницы Спасо-Бородинского мон-ря. Можайск, 1994. Е. Б. Емченко Рубрики: Ключевые слова: КОЛОМЕНСКИЙ НОВО-ГОЛУТВИН ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии) находится в г. Коломне Московской обл. Расположен в Коломенском кремле на берегу Москвы-реки

http://pravenc.ru/text/153223.html

Основание обители сопровождалось чудесными явлениями: Д. и Прохор, а также мн. местные жители слышали на этом месте колокольный звон, от некоего явившегося «мужа светла» (по местному преданию, арх. Гавриила) Д. получил указание основать мон-рь во имя Св. Троицы и построить в нем церкви во имя Св. Троицы, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Затем Д. увидел сон: с неба сошел крест и стал на горе, на к-рую уселось множество воронов. Так, согласно Житию и патериковой повести, Д. было указано место основания Троицкого собора и предсказано, что на этом месте соберется много иноков. Задумав основать мон-рь, Д. отправился в Москву, по дороге посетив Троице-Сергиеву обитель. В столице помощь в сборе средств на строительные работы Д. получил от соловецкого постриженика, келаря Троице-Сергиева мон-ря Александра (Булатникова), к-рый дал Д. богослужебные книги и церковные сосуды. Кроме того, Александр представил Д. матери царя инокине Марфе († 1631). Царица-инокиня пожертвовала в строящуюся пустынь 200 р., подарила множество икон, книг, сосуды, ризы, колокола. Она рассказала об обители царю Михаилу Феодоровичу, к-рый даровал Юрьегорскому мон-рю охранную грамоту. Оказали помощь Д. и богатые миряне-купцы. С письмом от Александра (Булатникова) Д. отправился в Новгород к митр. Киприану , к-рый дал благословенную грамоту на устроение обители, антиминс, жалованную грамоту, запрещавшую въезд в монастырь десятникам, а также пожертвовал денежные средства. Поскольку Д. по смирению отказался принять на себя священный сан, с ним был послан свящ. Симеон. По сведениям писцовой книги 1627/28 г., в пустыни в это время в 5 кельях жили 14 насельников, слуг и «детенышей» у мон-ря не было, ближайшие деревни находились не менее чем в 70 верстах. Жизнь в небольшом сев. мон-ре была трудной, полной лишений. Неоднократно случался голод, что вызывало ропот братии, упрекавшей Д. в неразумной трате денег на одновременную постройку 3 храмов. По преданию, приводимому в Житии, однажды от голода мон-рь спас явившийся Д. прп. Александр Ошевенский : по его заступничеству иноки наловили много рыбы. Д., творя умную молитву и подавая пример братии, трудился в поварне и хлебне, выполнял др. работы. Еще дважды (по мнению еп. Никодима (Кононова), в 1629 и 1632) он ходил в Москву, где его обители были пожалованы земельные владения (в основном пустоши). Насельники Юрьегорского мон-ря во главе с Д. начали заниматься земледелием, вырубали окрестные леса под пашню. К 1633 г. число братии возросло до 30 чел., в обители жили 17 трудников. Незадолго перед кончиной святой много претерпел от мон. Феодосия, сосланного в Юрьегорский мон-рь в 1633 г. патриархом Филаретом . Феодосий пытался неск. раз убить настоятеля, затем, ограбив монастырскую казну, вместе с 17 насельниками бежал из обители.

http://pravenc.ru/text/168756.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010