ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в Смоленске, находится под управлением архимандрита. На этом месте существовала церковь св. Троицы принадлежащая монахам Бернардинского ордена, которая по присоединении Смоленска опять к России, обращена по повелению царя Алексия Михайловича в православную, и при ней, 1674 года, учреждена нынешняя обитель, в которой ныне две церкви: 1) Соб. двухэтажная, с престолами вверху Живоначальной Троицы, а внизу Рождества Христова; 2) Больничная, Зачатия св. Анны. До 1740 года в Троицком монастыре жительство имели смоленские архиереи и погребались по смерти. БОЛДИН-ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в 15 верстах от уездного города Дорогобужа, на реке Болдине; состоит под управлением игумена. Основан в 1528 году Преподобным Герасимом, который и был здесь первым игуменом. В сей обители две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с двумя приделами; в ней почивают мощи основателя, Преподобн. Герасима; 2) теплая Введения Богородицы. В конце XVI века здесь спасался и погребен затворник Аркадий, которого память за благочестивую иноческую жизнь уважается и доныне. КОЛОЦКИЙ, муж. 3 класса, в Гжатском уезде, на берегу реки Колочи, на дороге из Смоленска в Москву; состоит под управлением игумена. Основан по случаю явления на сем месте, в 1413 году, иконы Пресвятой Богородицы, известной ныне под названием Колочской. В 1775 году обитель сия принадлежала к Крутицкой епархии. В 1812 году, октября 19, при сем монастыре генерал Платов поразил французов; но самая обитель в то время много потерпела и большею частью здания ее были разрушены ядрами; по изгнании же неприятелей из России опять приведена в прежнее положение. При монастыре бывает ежегодно ярмарка 9 июля, в день празднества явленной иконы Колочской. КАЗАНСКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Юхнова, с церковью Казанской Пресвятой Богородицы. О времени основания его неизвестно. В 1775 году он принадлежал к Крутицкой епархии. АРДЫНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж., в 50 верстах от Смоленска, в уезде города Поречья, при рекак Ардынке и Моте. Основана в 1720 году. В ней церковь во имя Владимирской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вынужденные покинуть ликвидируемые властями обители насельники пытались продолжать монашескую жизнь в миру, сохранять верность своим обетам. Распространенным явлением стали нелегальные группы монашествующих. Одно из первых упоминаний о «катакомбах» применительно к церковной жизни в СССР связано именно с тайной монашеской общиной. В письмах, отправленных в 1923 г. из Петрограда митр. Евлогию (Георгиевскому) игум. Афанасией (Громеко), «моими катакомбами», «моей катакомбной церковью» назывался устроенный игум. Афанасией в собственном доме храм, где совершались богослужения существовавшей в тайне от властей монашеской общины (Письма игум. Афанасии (Громеко). 2005. С. 362-374). В то же время для игум. Афанасии термин «катакомбы» распространялся на все противостоявшие обновленчеству правосл. общины, возносившие за богослужением вопреки запрету властей имя патриарха свт. Тихона . Характерно, что в 20-30-х гг. ХХ в. термин «катакомбы» для обозначения нелегальных правосл. общин не был общепринятым. Нелегальные «домашние монастыри» появлялись обычно недалеко от закрытых обителей, в окрестных селах и городах. В деревнях Подмосковья поселились монахини московского во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ря , подмосковных Зосимовой во имя Св. Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» жен. пустыни и Аносина Борисоглебского жен. монастыря . В г. Муром переселились сестры Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы женского мон-ря , превратив один из городских храмов в «подобие маленького Дивеевского подворья». В Кирсанове (ныне Тамбовской обл.) монахини Оржевского Боголюбского Тишениновского жен. мон-ря проживали общинами по 4-6 чел., образовав вместо одного закрытого большого мон-ря множество крошечных. Насельницы жен. обителей зарабатывали на жизнь шитьем, огородничеством, становились регентами, казначеями приходских храмов. Иеромонахи закрытых муж. мон-рей служили священниками в приходских храмах, которые оказывались своего рода легальным прикрытием для продолжавших тайно существовать монашеских общин. Так, монахи закрытой Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пустыни поселились при Георгиевском храме г. Козельска, насельники Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой муж. пустыни - при ставших приходскими храмах московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митрополита Московского, муж. мон-ря , иноки Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца мужского мон-ря - при соборе г. Лальска (ныне поселок Кировской обл.), где монахи жили под храмом в бывш. складском помещении.

http://pravenc.ru/text/1681351.html

По книге: Борисова Н.С. «Города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье» Пошехонский Свято-Троицкий собор сооружен в 1835 году. Престолов в нем пять: Святой Живоначальной Троицы - Казанской Божией Матери - Св. апостола и евангелиста Иоанна - Рождества Христова - Св. и чудотворца Николая Земли при соборе 66 десятин. Приход его составляют 377 домов, в коих 1473 души муж. пола и 1797 жен. пола. Из них 988 муж. пола и 1181 жен. в г. Пошехонье, а остальные в окрестных селениях: Кузнечка, Плешкино, Кузмино, Черепаниха, Бестужево, Ерилово, Адрианова слобода, Юрьевское, Пегаскино, Малое Ревякино. «Историко-статистическое описание Ростово-Ярославской губернии» Свято-Троицкая соборная церковь каменная, прочная. Престолов четыре: главный во имя Св. Живоначальной Троицы; в приделе, устроенном на южной стороне алтаря – Божией Матери Казанской; в том же алтаре на северной стороне трапезы храма - во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; на северной стороне трапезы храма – во имя св. препод. муч. Адриана Пошехонского чуд. Построена в 1717 г. иждивением крестьянина Петра Тимофеевича Беловина. Пахотной и сенокосной церковной земли 66 десятин 564 кв. сажени. Соборной церкви принадлежат каменные лавки, устроенные на южной стороне от холодного храма, с коих получается по контрактам 175 руб. в год. Церковного капитала в процентных бумагах 5842 руб. Часовни: каменная на соборной площади у торговых рядов, устроена во имя св. и чуд. Николая; каменная, за рекою Согой, принадлежащая Севастианову монастырю; каменная при перевозе через реку Согожу и деревянная близ рыбинской дороги при выезде из города. Прихожан 1127 муж. пола и 1319 жен. пола. В Пошехонье имеется духовное муж. училище; городское мужское трехклассное министерства народного просвещения; шестиклассная женская прогимназия; земское начальное училище смешанное (мальчики и девочки); две церковно-приходские школы при соборе и Адриановском монастыре; школа грамоты с дневным приютом для бедных девочек, открытая пошехонским обществом вспомоществования бедным учащимся. Богадельня для лиц обоего пола, основана купцом Перляковым и содержится на средства города. Земская больница, чайная общества трезвости, земская библиотека. Штатный состав причта: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Причтового капитала 14583 руб.

http://sobory.ru/article/?object=03068

Самые первые здания соборного храма не сохранились. Построенное в 1743 г., которое указано в «Справочной книге о церквах…» 1909 года, было, конечно, не первым, и просуществовало оно полтора века, а сохранившееся до наших дней возведено в последнем десятилетии XIX в. Храм начали строить на средства прихожан в 1890 г., а завершили строительство в 1898 г. Южный престол освящен 3 декабря 1898 г. во имя Рождества Богородицы, северный – 4 декабря во имя Св. Николая Чудотворца, а главный – 14 декабря во имя Св. Троицы. К приходу Свято-Троицкой церкви относилась часть г. Обояни. В 1915 г. в него входило 342 дома, в них 1029 муж., 1036 жен., в том числе: духовенства 9 домов, 23 муж., 23 жен.; дворян 10 домов, 18 муж., 15 жен.; мещан 281 дом, 903 муж„ 892 жен.; крестьян 42 дома, 85 муж., 106 жен. Ближайшей к Свято-Троицкому храму была Смоленская церковь г. Обояни. Соборному храму принадлежали 171 десятин полевой земли, 115 десятин сенокосной, 45 десятин лесной. При этом часть земли была подарена прихожанами. Прихожане заботились о храме. В 1915 г. был произведен ремонт здания. При храме действовала церковно-приходская школа. Много внимания ее работе уделял настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Василий Иванович Ковалевский, назначенный на эту должность в январе 1890 г. Окончив Белгородскую духовную семинарию в 1855 г., он священствовал в разных храмах епархии, отдавая много сил организации начального образования, в 1890-х г.г. открыл 12 церковно-приходских школ, был членом училищного Совета Обоянской прогимназии. Одновременно с этим ему приходилось уделять много внимания строительству двух Обоянских храмов – Свято-Троицкого соборного и Александро-Невского. После выхода в свет декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. Свято-Троицкий храм продолжал функционировать на основании устава и договора с Обоянским уездным исполкомом. Документы, составленные при заключении договора в 1920, 1923 гг., характеризуют внешний облик и убранство храма: здание его каменное, одноэтажное, теплое, имеется подвал для отопления; 13 глав храма покрыты железом, на них железные кресты; окон 38, из них 17 с решетками; паперть закрытая. Площадь Троицкого храма составляет 768 кв. м, он считается самым большим в области. Ограда была оставлена старая — каменная с железной решеткой. Колокольня также осталась прежняя, считавшаяся построенной в 1743 г. на средства прихожан, колоколов на ней семь: 325 пудов 10 фунтов, 55 пудов, 12 пудов, 2 пуда, 1 пуд 10 фунтов, 35 фунтов, 30 фунтов. Рядом с храмом находилась каменная, крытая железом сторожка.

http://sobory.ru/article/?object=08494

Владимир Макеев; в честь Пресв. Троицы в Мельбурне, основан в 1998 г., настоятель - свящ. Игорь Филяновский; Богоявленский в Ньюкасле, принят в каноническую юрисдикцию РПЦ 19 июля 2000 г., настоятель - свящ. Николай Ган. В 1989 г. (21-27 янв.) делегации РПЦ принимали участие в V Ассамблее Всемирной конференции «Религия и мир», проходившей в Мельбурне, и в 1991 г. (7-20 февр.) - в VII Ассамблее Всемирного Совета Церквей, проходившей в Канберре. РПЦЗ имеет 24 прихода (в Квинсленде, Юж. А., Тасмании, Зап. А. и др.- на 1999), к-рые объединяются в Австралийско-Новозеландскую епархию (с 1948), возглавляемую с 1996 г. архиеп. Иларионом (Капралом); 6 мон-рей: Спасо-Преображенский муж. мон-рь, муж. скит во имя св. Иоанна Крестителя, Архангело-Михайловский муж. мон-рь и Успенский жен. скит, муж. скит во имя св. Патрика, жен. обитель в честь Казанской иконы Божией Матери, Введенская жен. община. Большая часть австрал. паствы РПЦЗ - переселенцы из Китая, в основном из Маньчжурии, прибывшие в первые годы по окончании второй мировой войны. Правосл. архиепископия А. К-польского Патриархата, возглавляемая с апр. 1975 г. архиеп. Стилианом (Харкианакисом), насчитывает ок. 1 млн. прихожан, 120 приходов, 8 мон-рей (см. Австралийская архиепископия ). Антиохийская Церковь имеет на территории А. экзархат. Сербская Церковь - 35 приходов и 2 мон-ря, оба во имя св. Саввы Сербского. Свои приходы имеет Румынская Церковь, а также Македонская Церковь, самовольно провозгласившая в 1967 г. свою автокефалию. Католич. Церковь приходы к-рой основаны переселенцами из Ирландии, является крупнейшей. Руководящий орган - Австралийская Епископская конференция (с 1979). Состоит из 5 митрополий и 2 архиеп-ств (к-рые непосредственно подчиняются Римской курии), объединяющих 4,6 млн. чел.: Аделаидская, Брисбенская, Мельбурнская, Пертская, Сиднейская митрополии и архиеп-ства Канберрское и Хобартское,- и 25 еп-ств (в т. ч. маронитского, мелькитского и униатского обрядов). Англикан. Церковь исторически первой приобрела организационные формы в А.

http://pravenc.ru/text/81404.html

Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Собор во имя Св. Троицы с колокольней в Вятке (1760–1772). Фотография. Нач. XX в. Православие пришло на Вятскую землю из Новгорода с первой волной рус. колонизации. По преданию, ок. 1383 г. на берегу р. Великой, где впосл. возникло с. Великорецкое (ныне Юрьянского р-на) явился чудотворный образ свт. Николая, к-рый в кон. XIV - нач. XV в. был перенесен в Никольскую ц. в Вятке (Хлынове). После перенесения образа 21-28 мая ежегодно совершался крестный ход из Хлынова к месту явления иконы. До сер. XVII в. в крае было основано ок. 15 монастырей (преимущественно в кон. XVI столетия). В окт. 1657 г. была учреждена Вятская и Великопермская епархия (см. Вятская и Слободская епархия ), первым Вятским архиереем стал еп. Александр . Его преемником являлся архиеп. Иона (Тугаринов) , чьими трудами на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, собор с приделом во имя свт. Николая был освящен в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы. В XVIII в. в епархии осуществлялось просвещение удмуртов, к кон. столетия 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г. Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г. В нач. 1917 г. в Вятской губ. насчитывалось 905 правосл. церквей, 13 муж. и 2 жен. монастыря. Вслед. антицерковной кампании к 1927 г. в Вятской губ. оставалось 67 церквей. С 1922 г. на территории К.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

" Утраченная красота Троицкого собора " . Автор: М. Карамышева, научный сотрудник Балашовского краеведческого музея. Соборная Троицкая церковь построена и освящена в 1820 г. по усердию прихожан; каменная, крепкая и теплая; настоящая церковь, за маловместительностью и ветхостью, сломана в 1879 г. и вновь сооружается на том же месте новая, на средства прихожан. Приделы распространены в 1870 г., зданием каменная, колокольня вновь перестроена в 1870 году; церковь воздвигается теплая. Престолов в приделах два: по правую сторону – во имя святого Архистратига Михаила, а по левую – во имя св. Митрофания, Воронежского чудотворца. Утвари в храме достаточно. К церкви принадлежат здания на юго-западном углу каменной ограды: две каменных лавки и кладовая; на северо-западном углу той же ограды устроены шесть лавок под железной кровлей. Ближайшие к собору церкви Ильинская в сем же городе и Покровская в селе Козловке, в 2-х верстах. Земли при церкви нет. К соборной церкви приписана Михаило-Архангельская, бывшая прежде соборною. Причта положено по штату с 20 ноября 1873 г.: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Дома у священников собственные, деревянные, на собственных купленных землях; диакон и псаломщики живут в наемных от себя квартирах. Ныне при соборе состоят: протоиерей Иоанн Алонзов, священники Петр Смирнов и Андрей Беневольский, диакон Стефан Мануилов, псаломщик-диакон Алексей Скафтымов и псаломщики Алексей Изнаирский и Павел Островидов. Прихожан при церкви числится: военных муж. пола 211, жен. пола 203, статских: муж. пола 72, жен. пола 78; купцов, мещан и других обывателей: муж. пола 1429, жен. пола 1390; а всего душ муж. пола 1766, жен. 1725, дворов 539. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=35801

Изначально в селе Ратмирово, известном с 15 века, была другая церковь более ранней постройки - церковь св. апостола Иоанна. В дальнейшем был построен храм Живоначальной Троицы с приделом во имя св. апостола Иоанна. " Дошедшая до наших дней каменная церковь с колокольней во имя Живоначальной Троицы была возведена в 1834 году усердием Антипа Порошина. В храме имеется престол св. апостола Ивана Богослова. Сохранились три описи имущества церкви - в 1888, 1922 и 1960 годах. Последняя опись последовала при закрытии храма. В этом приходе (с. Ратмирово, деревни Бурыкино, Елховка, Новино) насчитывалось 195 дворов, проживало " 690 мужских и 729 женских душ " ... " В налоговых книгах Патриаршего приказа 1628 года записано: " Церковь св. апостола Ивана в с. Ратмирово дани 6 алтын и 4 деньги " Из книги Н. Лалакина " На собинских берегах Клязьмы " (Владимирское издательство СОБОР 2005г.) Село Ратмирово - от Владимира в 35 верстах, это село было некогда вотчиной Владимирского Рождественского монастыря. В книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. записано: «церковь святого Иоанна Богослова в селе Ратмирове Рождественского монастыря в вотчине, дани 6 алтын 4 деньги». В настоящее время в селе Ратмирове существует каменная церковь в честь Живоначальной Троицы; построена в 1834 г. усердием бывшего прихожанина Антипа Порошина. При церкви каменная же колокольня; обе обнесены оградою. Престолов в церкви два: в холодной - в честь Живоначальной Троицы, в приделе теплом - во имя св. Иоанна Богослова. Копии метрических книг с 1801 г. и исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1888 г. и хранится в церкви. Церкви принадлежит каменная часовня в сельце Мещерке. Земли церковной: усадебной 600 кв. саж., пахотной и сенокосной 30 дес.; план и межевая книга на землю имеются. Причт по штату: священник, диакон и псаломщик. Доходу причт получает от земли и за требоисправления около 920 руб. Дома собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и деревень: Бурыкина, Новина, Елховки и сельца Мещерки. Всех дворов в приходе 195, душ муж. пола 690, жен. 729. В 1884 г. в селе открыта церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=03297

В 1782 г. церковь сгорела почти со всем своим имуществом; вместо нее вскоре была построена новая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. В 1829-40 гг. вместо деревянной церкви в Заястребье был построен каменный храм. Первоначально в храме было устроено два престола: в холодном - во имя Живоначальной Троицы, в трапезе теплой – во имя св. Николая чудотв. В 1860 г. в трапезе был устроен другой престол во имя Крещения Господня. В холодном храме сначала был поставлен иконостас и иконы из деревянной церкви, но в 1876-78 гг. иконостас был переделан, иконы поновлены и частью заменены новыми. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Благодаря пожару 1782 г. в церкви не сохранилось ни древних икон, ни старинной утвари. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от земли, от хлебных сборов с прихожан и от служб и требоисправлений до 750 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Заястребья и 6 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 963 души муж. пола и 1096 жен. В селе с 1885 г. существует церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Село Заястребье, расположенное на р. Ястреб, в старину называлось Крутец. Оно находится в 50 верстах от Владимира и в 12 верстах от Судогды. Эти земли в 1582 году были куплены боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым и вложены в Костромской Троицкий Ипатьевский монастырь. Вскоре здесь была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы, строение монастырское с монастырскими келиями. До 1764 года село Заястребье с приходскими деревнями принадлежало Костромскому монастырю. Первая церковвь, по-видимому, располагалась ближе к реке, чем современный каменный храм. В настоящее время посредине села еще можно видеть остатки старинного погоста, где и был этот храм.

http://sobory.ru/article/?object=06163

Отправляя Д. д. м. из Тобольска в Забайкалье, Сибирский и Тобольский митр. Павел 13 и 15 мая 1680 г. дал ей наказ: «Приехав в Дауры, в Селенгинском и в иных даурских городех и острожках иноверцов всяких вер к истинней православной христианстей вере призывати... со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестити их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и приводити к тому святому и Божию делу иноверцев без тчеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления» (цит. по: История Рос. духовной миссии в Китае. С. 42). В наказе митр. Павла также содержалось благословение основать на р. Селенге или в к.-л. др. удобном месте мон-рь во имя Св. Троицы. В Забайкалье члены Д. д. м. прибыли, по-видимому, весной 1681 г. и сразу приступили к устройству Селенгинского во имя Св. Троицы мон-ря при построенной в 1675 г. отставными нерчинскими служилыми людьми Никольской ц. в с. Ср. Заимка (совр. с. Троицкое). 31 янв. 1684 г. в обители был освящен деревянный храм во имя Св. Троицы, 9 мая следующего года - храм во имя свт. Николая Чудотворца. Окончательно мон-рь был устроен к 1690 г. В обитель поступили вклады деньгами, утварью, книгами и облачениями от царя Феодора Алексеевича, царицы Марфы Матвеевны, тобольского воеводы и стольника Ф. А. Головина, к-рый побывал здесь в авг. 1687 г. В 1689 г. на нужды Д. д. м. было выделено пособие из казны. Живя в Селенгинском монастыре, игум. Феодосий начал устройство еще одной муж. обители - на Посольском мысу на оз. Байкал (см. Посольский в честь Преображения Господня мон-рь ), где вблизи бывш. острога Усть-Прорва находились могилы рус. посла Е. Заболоцкого и членов его посольства, убитых 7 окт. 1650 г. Игум. Феодосий прислал сюда из Селенгинского мон-ря иером. Макария, старца Филарета и иером. Трифиллия. По нек-рым данным, свою деятельность на Посольском мысу иноки начали с сооружения (или возобновления) часовни над могилами членов посольства. 2 нояб. 1699 г. Сибирский и Тобольский митр. Игнатий (Римский-Корсаков) разрешил к часовне «святой олтарь прирубить… и церковь освятить во имя Пресвятые Богородицы Честного Ея Знамения». Тогда же вокруг церкви была сооружена деревянная ограда, внутри к-рой стояли монашеские кельи. В отличие от Селенгинского мон-ря, к-рому были выделены средства из казны, Посольскому мон-рю денег «на строение монастырское... не дано, и лес на строение церковное и монастырское возили собою, а питатца тем монахам нечем и литургии служить нечем же» (челобитная Г. А. Осколкова 1707 г.- АИМРБ. ОС-Ф. 9629-22).

http://pravenc.ru/text/171434.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010