В литературе непримиримых борцов против ИНН и электронных документов встречается заявление, что Первая мировая война была ничем иным, как Божиим наказанием за инициированную Святейшим Синодом в 1913 году расправу над русскими афонскими монахами, крайними почитателями имени Божия. Это заявление наталкивает на мысль об идейной связи учения имяславия и современных теорий о печати антихриста, приписывающих этой печати самодовлеющее значение. В самом деле, при сравнении двух этих направлений нетрудно заметить некоторое сходство идей, положенных в основание богословских рассуждений представителей имяславия и борцов с ИНН. В первом случае любая звуковая или графическая форма имени Божьего объявляется Богом. Если человек, к примеру, носит Священное Писание во внутреннем кармане пиджака, то он как бы носит Бога «за пазухой». Произнесение Иисусовой молитвы в этом случае также гарантирует нам соединение с Богом, которое происходит автоматически – если имя Божие есть Бог, то нравственные усилия по изменению себя становятся как бы излишними. Нечто похожее мы встречаем у противников « электронной печати антихриста ». Имя антихриста есть сам антихрист и, следовательно, тот, кто за ним стоит, то есть – сатана. Следовательно, печать, носящая это имя или число имени, не только оскверняет, но и непременно губит человека, носящего такую печать на своем теле или даже просто пользующегося документами, на которых в той или иной форме зафиксировано имя антихриста. И как в юриспруденции незнание закона не освобождает от ответственности, как физический закон действует вне зависимости от того, знаем мы о его существовании или нет, так и печать антихриста губит своего носителя вне зависимости от его веры, нравственности, принадлежности к Церкви и чего бы то ни было. То есть, любое бессознательное принятие печати и даже ее насильственное внедрение так же губительно, как и принятие добровольное. Поэтому прививки и уколы в больнице делать нельзя (с уколом можно легко внедрить в тело чип с печатью), в брак вступать нельзя (последние времена – какой брак, кроме того, детей прямо в роддомах будут «запечатывать» или выдавать электронные документы, равнозначные печати), любые позитивные отношения с государством невозможны (государство есть распространитель антихристовой печати), да и из Церкви нужно бежать, поскольку Церковь не обличает громогласно распространение губительной печати.

http://pravoslavie.ru/71730.html

Аннотация.  Статья посвящена исследованию происхождения и употребления Имени Божия в Священном Писании в трудах архиепископа Феофана (Быстрова) на основе исторических и филологических данных. Синайская теофания всегда привлекала внимание читателей и исследователей. И дело не только в величественности и таинственности. Главное то, что Бог во время этого события открыл своё личное Имя. Ещё в древности в переводах личное Имя Божие было принято заменять словом «Господь». Когда же пытались определить подлинное звучание, то Его читали как «Иегова». Но как же Оно звучало по-настоящему? Что Оно в действительности означало? Каково Его место среди других Божественных Имён? Не менее интересен вопрос о словах Бога «Я есть Сущий», которые в еврейском тексте можно перевести как «Я есть Тот, кто Я есть», а можно «Я буду Тем, кем я буду». На все эти вопросы отвечал архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров; 1872–1940 гг.) в своей магистерской диссертации «Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя », которую он защитил в 1905 г. в Санкт-петербургской духовной академии. Оканчивая курс Духовной Академии, будущий архиепископ Феофан, а тогда Василий Быстров, специализировался по кафедре Библейской истории. Под руководством одного из лучших знатоков Ветхого Завета, ординарного профессора этой кафедры, доктора богословия Фёдора Герасимовича Елеонского (1836–1906 гг.) он написал диссертацию на тему: «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя Иегова». Эта работа была сразу названа «серьёзным вкладом в богословскую литературу» с. 21–22]. Василий Быстров получил за своё исследование не только степень кандидата богословия, но и денежную премию. «Согласно представлению комиссии по присуждению денежных наград за лучшие кандидатские сочинения студентов IV курса Академии, окончивших курс в 1896 г., выдать награду за сочинения кандидатам: Василию Быстрову премию митрополита Иосифа (165 рублей)…» с. 155]. Это была самая высокая премия, присуждавшаяся за кандидатские диссертации, превышавшая в три раза размеры других премий. Для сравнения, будущий великий русский патролог, Николай Иванович Сагарда (1870–1943 гг.), окончивший Академию вместе с Василием Быстровым, был удостоен поощрения «из процентных денег с юбилейного капитала» в размере 50 рублей с. 156].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Глава 49 1. «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние» ( Ис.49:1 ). Акила говорит: «племена»; Феодотион: «народы». «Временем многим стояти будет, глаголет Господь» (в русском переводе этих слов нет). Акила и Феодотион говорят: «издалека». Он всегда называет, начиная с островов. Пророк приглашает языки, призывая тех, которые пользуются смыслом, вместо бессмысленных, чтобы они уразумели совершившиеся события и величие Божие. «Временем многим стояти будет, глаголет Господь». Он призывает море и землю во свидетельство будущего. То, что должно было исполниться во время возвращения образно, пророк показывает, что это исполняется теперь самим делом. «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Другие говорят не: «называл», но: «вспомянул». По переводу 70-ти: «от чрева матери Моея наречет имя Мое», – и эти слова должны быть истолкованы сообразно следующему: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Не после этого только времени назовется Святым Тот, Кто был Святым от начала по своей природе и есть Освятитель всех, но Он объявится Святым после этого времени. А также: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог», т.е. Искупитель ( Мф.1:23 ). Он был Искупителем с начала и от века, но назовется Искупителем потому, что объявится имеющим совершить искупление. Подобно тому, как и прежде было сказано, что ни ангел, и никакой дух, но Сам Господь сошел с небес и освободил их (ср. Ис.63:9 ). Так нужно объяснить выражение: Святый. Хорошо сказано: «от чрева, от утробы матери Моей»; именно, Он объявился Святым, Искупителем с того времени. 2–4. «И соделал уста Мои как острый меч» ( Ис.49:2 ) которым Он отсекал все скорби и болезни, которым удалял то, что служило для Него препятствием, которым Он говорил, будучи страшен диаволам и духам. «Тенью руки Своей покрывал Меня». Это должно понимать относительно Израиля. Как Он употребляет имя Иакова и Израиля, когда ведет речь о Сыне, так точно, когда говорит о Сыне, всегда присоединяет что-либо относительно спасения народа. Смысл пророчества двоякий, именно, оно обозначает пророка и народ, – «острый меч» есть или уста пророка, или уста народа, потому что они своими молитвами, как бы острым мечом, могли совершать все. Действительно, как нет ничего лучше уст человеческих, так нет ничего слабее этих уст; они заключали небо и совершали величайшие чудеса, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Пророки только говорили, и все творения слушали. Апостолы только словами обращали демонов в бегство. Уста же освобождали грешников и совершали праведность праведника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Святейший Патриарх освятил часовню при штабе Дальней авиации России 21.08.2002 21 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню-памятник во имя святого пророка Илии в штабе Дальней авиации. Святой пророк Илия почитается как небесный покровитель воинов-авиаторов с первых лет существования военно-воздушных сил России. Храм во имя пророка Илии находился на территории первой воздухоплавательной школы в Санкт-Петербурге, а созданная в 1914 году первая в мире эскадра тяжелых воздушных кораблей была названа именем преподобного Илии Муромца. На богослужении присутствовали командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант М.М.Опарин, военачальники и офицеры штаба Дальней авиации. Святейший Патриарх совершил первую заупокойную молитву о летчиках, павших за Родину. В дальнейшем священнослужители часовни будут молиться о упокоении душ героев российской авиации за каждым богослужением: имена 2435 воинов, начиная с павших в годы первой мировой войны, собраны в Книгу Памяти, которая хранится в часовне. После службы Святейший Патриарх передал в дар часовне образ Спасителя, благословив воинов ВВС на служение народу и Отечеству. За вклад в укрепление российской Дальней авиации и сотрудничества между воинами и Русской Православной Церковью Предстоятель вручил генерал-лейтенанту Михаилу Опарину орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Патриарших наград также были удостоены другие участники строительства часовни. Слово Святейшего Патриарха Алексия после освящения часовни во имя пророка Божия Илии при штабе Дальней авиации РФ " Несколько дней тому назад мы отмечали День военно-воздушного флота. Я поздравляю вас с этим праздником и молитвенно желаю, чтобы Господь на земле и в воздухе хранил всех летчиков, несущих свою нелегкую службу в Дальней авиации России. Поздравляю также всех военачальников и воинов Дальней авиации с освящением часовни во имя пророка Божия Илии. Отрадно наблюдать, как все больше и больше появляется ведомственных храмов и часовен. Теперь сотрудники штаба Дальней авиации могут получить перед полетом благословение Божие, а также помолиться о упокоении душ своих погибших товарищей. Мы должны бережно хранить память о них и усердно просить у Господа упокоения их душ с душами праведников.

http://zavet.ru/news/0208/n21-1.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > «Матильдой» по «Матильде» Священник Роман Зеленский о клеветническом фильме Алексея Учителя 18.06.2016 1462 Время на чтение 6 минут Из ненависти врага рода человеческого к Богу проистекает источник ненависти к тем людям, которых наш Творец избрал царствовать. В Них, в Русских Самодержцах, четко проявляется Образ Царя царей, и,Сам Вседержитель разделяет Своё Святое Имя со Своими Помазанниками, иначе говоря Христами Господними. Об этом архиепископ Анастасий Братановский писал в своем Слове на день рождения Государя Императора Павла Петровича: «Царь Небесный, разделяя Имя Свое с Царями земными, разделяет с Ними и добродетели Свои: ибо Имя Божие суть Его совершенства, образ коих преимущественно начертывает в избранных по сердцу Своему, дабы сотворити имя Их священным по добродетелям Богоподобным. Правда Царева непререкаема; ибо междуИм и Богом нет посредничества. Власть Царева всемощна; ибо образ есть всемогущества Божия» (Сочинения Анастасия, Санкт-Петербург, 1850 год, стр. 354). В этом, собственно говоря, и усматривается основная духовная причина нападок на наших Государей, в том числе и на Царя Николая Второго, который в особенности старался подражать Господу нашему Иисусу Христу в Его Искупительном Крестном Подвиге. Святой Император отдал жизнь за Свой народ, взойдя на Екатеринбургскую Голгофу. Он в точности выполнил Волю Божью и вместе с Царственной Семьей молится сейчас за Россию у Престола Вседержителя. К тому же близится время Российской Империи, потому мысли и действия многих творческих личностей устремляются в Царственное прошлое нашей Великой Державы. Одни деятели там находят светлые моменты, другие же, словно из выгребной ямы, извлекают оттуда всякие вымыслы и сплетни. Именно из этой ямы и берется материал для создания нового якобы исторического блокбастера «Матильда». Этот фильм, если внимательно посмотреть его трейлер, состоящий из набора кричащих кусочков, посвящен всего лишь эпизоду в жизни тогда еще Цесаревича Николая Александровича. Невинную романтическую увлеченность будущего Императора к балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской преподносят нам как бурлящий страстями, искусственно закрученный режиссером клубок, где всё перемешалось в недостойных поступках и грязных намерениях. Хотя на самом деле в реальности такого не было.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/18/ma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЯСЛАВИЕ движение почитателей имени Божия, начавшееся в рус. мон-рях Афона в 1909-1913 гг. и нашедшее сторонников в России. Связанная с И. полемика нашла выражение в трудах рус. богословов и философов XX в. Имяславские споры «Афонская смута» 1909-1913 гг. Начало движению положила публикация книги схим. Илариона (Домрачёва) «На горах Кавказа», состоявшаяся в 1907 г. Изложенное в книге учение о почитании имени Божия вскоре после появления книги вызвало жаркие споры, охватившие все основные рус. обители Афона - Фиваидский, Ильинский и Андреевский скиты и Свято-Пантелеимонов мон-рь (см. статьи Илии пророка муж. скит , Андрея апостола скит , Русский вмч. Пантелеимона мон-рь ). В 1909 г., после появления серии публикаций с критикой в адрес книги, рус. монашество на Афоне разделилось на противников и сторонников почитания имени Божия. При этом первые стали называть вторых имяборцами, а те в ответ говорили о своих противниках как об «имябожниках». Сами почитатели имени Божия назвали себя имяславцами, а свое учение - И. Постепенно полемика приобретала все более ожесточенный характер. В Фиваидском скиту противники И. говорили об имяславцах: «Они ведь по глупости своей мужицкой три буквы,- И, М, Я,- Богом называют». Имяславцев обвиняли также в том, что «у них четыре Бога: Бог Отец, Сын и Святой Дух, а четвертый - имя Иисус» ( Выходцев. 1917. С. 17). По свидетельствам имяславцев, нек-рые из их противников писали на камне имя Иисус, бросали камень на землю и топтали ногами; другие писали имя Божие на бумажке, клали в карман и говорили: «Бог Иисус в кармане». Чтобы доказать, что имя Иисус является простым человеческим именем, не заслуживающим поклонения, противники И. говорили: «Я с вашим Иисусом был в кабаке», имея в виду некоего мон. Иисуса, жившего на Капсале и лежавшего некоторое время в больнице Пантелеимонова мон-ря. К нему противники И. отсылали имяславцев на поклонение (Там же. С. 28).

http://pravenc.ru/text/389527.html

«На страже духа». Письма и дневники. Ч. 8 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архиепископа Никона (Рождественского) " На страже духа " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Архиепископ Никон. 1900 г. Письма и послания 1890–1918 гг. Послание епископам Русской Православной Церкви Конфиденциально. Ваше Преосвященство, милостивейший архипастырь. Скорби Церкви и родной земли побуждают нас, православных епископов, теснее объединиться о имени Господни, отложить в сторону все то, что навеяно из области мира в наши взаимные отношения, и братски-откровенно делиться взаимно своими думами и заботами, да будет в нас единение духа в союзе мира и любви, на пользу Церкви Божией и во спасение ее чад. Благоволите прочитать прилагаемое при сем мое обращение ко всем епископам Русской Церкви и, аще возможно есть, откликнуться на оное. Если Вы не имели времени ознакомить всех иерархов с своим мнением по тому или другому вопросу, то, сообщив его мне, разрешите только, и я ознакомлю с ним от Вашего имени или безымянно всех собратий наших, епископов. Настали времена лютые. Помолимся Господу, да утвердит Церковь Свою на камени веры. Испрашивая св[ятых] молитв Ваших, с братскою о Христе любовию и совершенным почтением есмь Вашего Преосвященства смиренный послушник Никон, епископ Серпуховский, викарий Московский Его Преосвященству епископу N 12 января 1906 г[ода] Данилов монастырь, Москва Возлюбленным собратиям во Христе, епископам святой Православной Всероссийской Церкви Божией радоватися о Господе. Брат от брата помогаем яко град тверд , говорит нам слово Божие. Имя Церкви есть имя единения, а не разделения, говорят святые отцы. Сим Господь наш Иисус Христос, грядый на вольную страсть нашего ради спасения, молился Отцу Своему Небесному: Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы . Если и всегда в Церкви Божией было благопотребно единение ее пастыре[й] между собой, то тем благопотребнее оно в наши лукавые дни. И во имя сего единения благопотребно и взаимное их общение.

http://pravoslavie.ru/3104.html

Наше существование изначально и необходимо укоренено в существовании Божественном. Забвение этого факта ничего не меняет в отмеченном духовном законе. Чем ближе мы к Богу, тем больше в нас жизни, чем дальше мы удаляемся от Бога, тем меньше в нас жизненных сил и тем глубже мы погружаемся в область смерти, в область небытия. Эту закономерность можно проиллюстрировать известными евангельскими событиями. Фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею В нескольких случаях в евангельском повествовании Господь употребляет выражение γ εμ , что по-славянски звучит как Аз есмь , а на русский обыкновенно переводится как это Я , и реже — Я есмь . Но дело в том, что в еврейском языке фраза Аз есмь является именем, с которым Бог открылся пророку Моисею у подножия горы Хорив (Исх. 3,1), и в письменном начертании известна как священная тетраграмма. Из евангельских случаев употребления этого выражения хочется остановиться на двух, наиболее, на наш взгляд, показательных. Это Евангелие от Иоанна, 8 глава, 58 стих и 18 глава с 5 по 7 стих в том же Евангелии. В первом случае Господь, отвечая на упоминание иудеями Авраама, произносит фразу: Прежде, нежели был Авраам , Я есмь (Ин. 8,58). Почему после этой фразы оппоненты Христа уже не пытаются продолжить беседу, но делают попытку умертвить Его: Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него (Ин. 8,59). В чем причина столь молниеносной реакции? Вполне возможно, что причина заключается в том, что Господне «Я есмь» здесь является Божественным именем, произнесенным «его буквами». Сложность состоит в том, что Евангелие написано на греческом, Христос говорил на арамейском, а Тора написана на еврейском. Поэтому нам трудно понять, какие, собственно, слова употребил в этих местах Господь. Тем не менее, велика вероятность того, что Господь наш Иисус Христос произнес запретное имя Божие. Дело в том, что еврейский и арамейский языки относятся к одной языковой группе и являются родственными. Кроме того, знание Торы также было невозможно без знания еврейского языка. Божественное имя, открытое Моисею (Исход 3,14), начертание которого называется священной тетраграммой, имеет достаточно много вариантов прочтения. Наиболее распространенный перевод – «Сущий» или «Аз есмь». Английский этнограф Эдвард Тайлор заметил: «Если запрещенное имя есть употребительное в разговоре слово или если оно только несколько походит на такое слово, то оно выкидывается и заменяется другим» . Поэтому само выражение, ставшее у еврейского народа именем Бога, выходит из повседневного употребления. Тем не менее, имя это еще не забыто в еврейском народе, поскольку оно произносится за богослужением. Есть некоторые талмудические данные, «по которым употребление тетраграммы при богослужении продолжалось до самого разрушения второго храма» .

http://pravoslavie.ru/95624.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Проповеди Собрание проповедей Иоанна (Крестьянкина). Вместо Предисловия « Во имя Отца и Сына и Святаго Духа » — Это слова молитвы, други наши, коими мы впервые в жизни засвидетельствовали веру нашу в купели Святаго Крещения; это слова, с которыми рождается в мир свыше, силою Божией благодати, новый человек — Божий человек. И с тех пор, когда совершилось в нас великое Таинство Крещения водой и Духом, эти слова всю жизнь будут сопровождать нас на нашем жизненном пути, охраняя материнским благословением во младенчестве, укрепляя в юношестве и сопровождая на пути жизни самостоятельной. И трепетная материнская рука осенит крестным знамением повзрослевшее чадо, благословляя на выбор жизненного пути, и дрожащий от волнения материнский голос с чувством произнесет: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», освящая неведомые пути предлежащей ему жизни, семейной ли, монашеской ли. И Церковь вслед за родительским благословением рукой священника преподаст Божие благословение: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — как внешний знак преподания благодати Святаго Духа на избираемый путь жизни, на начинаемое благое дело. Божия благодать — вот та святыня, сила и крепость, что сокрыта в словах этой молитвы и в крестном знамении, сопровождающем ее. Действия всех трех Лиц Пресвятой Троицы вступают в этой молитве в силу. Чему быть благоволил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить нам, верующим, снисходит в ней Дух Святый. И звучит сия молитва и как наше исповедание Бога, и как наша проповедь о вере. И малая молитва невидимо делает большое дело, освящая всякое человеческое начинание, давая ему великую власть стать жертвой Богу, и освящая одновременно и того, кто эту жертву приносит. Не человеческий ум привнес в мир эту молитву. Впервые в основание христианской веры и жизни ее положил Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос, когда, посылая Своих учеников на всемирную проповедь Евангелия, заповедал им: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа; уча их соблюдать все, что Я повелел вам… » (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Приложения I. Полный перевод жития преподобного Евстафия (по рукописи Orient, 705 Британского Музея) f.3. Во Имя Бога Отца, Ветхого денми, Предвечного существом, Страшного страшным по владычеству своему, Высшего высших по царству своему, Которого вид белее снега и одеяние святыни светлее солнца, из под престола Которого исходит глас Херувимов для восхваления Его, стены дома Которого воздвигнуты из огня, пол сам огонь, а покров – течение звезд и молнии, Которому поклоняются тысячи и мириады мириад ангелов, святыни святых, которые приближаются к нему, не отступают день и ночь от него, и не удаляются. И во имя Бога Единородного Сына, Которого шествие в совершенстве и трепете, лицо – аки зрение молнии, и аки Фарсис тело Его; и очи Его страшны, аки свещи огненны; мышцы Его и голени аки медь блестящаяся ( Дан. 10,6 ); одеяние пророчества – Его украшение и золото офазское – пояс Его. Он – Слово Отчее, и Слово Свое, и Слово Утешителя Он Единый, ибо Он – Слово Божие совершенное. И во имя Бога Утешителя, завершения Троицы неслитной Сей есть Дух Отца и Сына, и Дух Себя Самого, не нагий престола, Свет окружает Его, как радуга в дождливое время; Его вид, как молнии и как глас вод многих, и как шум от множества войск. Шум колесницы Его в трепете; дух пророчества тонкий, летавший позади Иезекииля, не видимый очами смертного. Солнце светлое, сияющее в сердцах верных, страшный поток огня, изливающийся в уста старцев и детей. В род и род слава Его непреходящая. В сие имя Отца и Сына и Св. Духа я крестился от юности. Сие есть одеяние веры, трижды сотканное во Иордане, сие есть шлем спасения с тремя рогами. Ему я служу и трижды обоняю Его благовоние. Вера моя в Него тверда; я опираюсь на древо Креста Его. Ему слава и благодарение на земле и на небесах, устами людей и Ангелов и устами всей твари, во веки веков. Аминь. Начинаем с помощью Бога Господа нашего Иисуса Христа писать подвиги блаженного и святого Евстафия, девственника избранного и чистого; пророка великого, зрителя тайных, иерея жертвенного, осоленного солию божеетвенною, которого не коснулась нечистота греховная, как Моисея законоположника и Илии, ревнителя закона Господа Савваофа, вошедшего на небеса на колеснице огненной, учителя закона, как Петр, которому даны ключи Царствия небесного, наставника, подобного Павлу, благовонному устами, и облекшегося в ангельский образ подобно Антонию и Макарию. Молитва его и благословение его да будут с возлюбленным его Ионафаном и со всеми чадами крещения во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010