Глава восемнадцатая 1. Определение Софии: имя Божие. Учение об имени Божием о.о. Булгакова, Флоренского и афонских имябожников. Отношение к сему учению греческой и русской Церквей В книге прот. Булгакова «Свет невечерний» мы находим такие слова: «Имя Божие, – говорит он, – которое есть постоянно совершающееся действие силы Божией, энергия Божества, есть Бог» 821 . В таком же смысле и, в частности об имени «Иисус», рассуждает в своей книге и священник о. Флоренский, ссылаясь для доказательства на дневник о. Иоанна Кронштадтского : «Моя жизнь во Христе» 822 . Но в той же книге своей «Свет невечерний» о. Булгаков определяет Софию, как имя Божие, говоря, что София «своим ликом, обращенным к Богу, есть Его Образ, Идея, Имя» 823 . Таким образом, чтобы утвердить свое учение о Софии, как о Боге, прот. Булгаков подводит под него основу, которая представляет из себя учение имябожников, что имя Божие есть энергия Божие и, следовательно, есть Сам Бог. Вне всякого сомнения, эта основа кажется о. Булгакову незыблемой. Но мы с этим согласиться не можем. Посмотрим, насколько имябожническое учение может быть основою для его софийного учения. Как известно, вопрос, выдвинутый русскими афонскими имябожниками сильно взволновал нашу русскую Церковь и, к сожалению, не успел получить для себя окончательного разрешения. Поэтому мы не считаем излишним с особенным вниманием остановиться на имябожническом учении. Сущность последнего определяет сам прот. Булгаков своими вышеприведенными словами. Так в своей сущности определяется это учение и самими имябожниками. В их «Ответе на грамоты святейших вселенских патриархов» мы читаем: «Всякое имя Божие есть действие Божие и имени Божиему, как действию Божию, принадлежит Божественное достоинство по существу, а не по благодати и потому мы именуем имя Божие Богом» 824 . Самый главный защитник имябожнического учение иеросхимонах Антоний Булатович в своей «Апологии» говорит: «всякая вообще Истина Богооткровенная, возвещенная людям Духом Святым чрез пророков и апостолов и Богоносных мужей, а также изреченная воплощенным Богом и Словом, также и всякая Богодвижимая молитва и молитвы церковные, кои внушил Церкви Дух Святый, – суть Бог, ибо суть словесное действие Бога. Следовательно, и всякое Имя Божие, как истина Богооткровенная – есть Сам Бог, и Бог в них пребывает всем существом Своим, по неотделимости существа Его от действие Его» 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Глава восьмая. Имя Божие От Хорива, от неопалимой купины любовь Божия воспламенилась в явлении славы Ягве. И там же на Хориве у неопалимой купины мир приобщился тайне имени Божия. Дарование людям Своего имени явилось дарованием им Своей любви. Бог возлюбил – и открыл Свое имя. Бог возлюбил – и нарек имя Свое на возлюбленных. Как славу Ягве, так и имя Его принял для людей великий Моисей. Моисей – пророк славы Господней и имени его. Итак – богословско-экзегетический этюд о имени Господнем. 8.1. Философия и богословие имени Божия Вопрос об имени и имени Божием в особенности обсуждался многими философами и богословами. Что есть имя? Можно указать на три восходящие ступени в понимании имени. – Имя обозначает именуемого, оно является его знаком, или даже значком, иногда оно его кличка. Это напоминает условные знаки в математике или физике. Обозначим буквой «а» одну из сторон треугольника, или буквой «v» скорость движущегося объекта. В таком случае имя – это некоторое слово, служащее условным знаком для определения того или иного человека и обращения к нему. Грубо говоря – кличка. Чтобы говорить о Боге и обращаться к Нему, необходим тоже некоторый знак, имя.Имя выражает существо именуемого, является его образом, качеством, типом. В таком случае человек через имя не только обозначает именуемого, но познает его. Так в Эдемском саду нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым ( Быт. 2:20 ). Здесь явно речь идет не о том, что Адам дал имена животным в смысле простого их обозначения, не клички же он давал им. Речь идет именно о выражении существа именуемых. Нарекая имена животным, человек познавал их природу. Сегодня бы сказали, что Адам осуществил грандиозное зоологическое исследование. Так и имена Божии не просто обозначают для человека Бога, позволяя ему обращаться к Нему, но свидетельствуют о Божественной природе, а также о человеческих представлениях о Боге. Имена Божии выражают сущность и свойства Божии.Имя не только выражает, но и являет существо именуемого, онтологически связано с ним. Имя как эманация, энергия, сила и явление именуемого. Это наиболее глубокое значение имени. В таком случае произносящий имя Божие не только обозначает Того, к Кому обращается, не только выражает Его свойства, но и приобщается и таинственно соединяется с Ним. В таком случае имя Божие есть сила Божия и, соответственно учению св. Григория Паламы (XIV в.) и афонских исихастов, есть энергия Божия. Св. Григорий, помимо сущности и ипостасей Божиих, говорит и об энергии Божией, о нетварном Фаворском свете. Непостижимая тварным миром сущность Божия постигается через нетварные Божественные энергии. К нетварной Божественной энергии относится слава Ягве, к ней же относится и само имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Предисловие Глава 1. ИМЯ БОЖИЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Ветхий Завет Библейское понимание имени. Имена Божии Священное имя Яхве в Пятикнижии Ветхозаветный культ имени Божия Новый Завет Богословие имени в Евангелиях Имя Иисуса в Деяниях и посланиях апостолов Богословие имени в Апокалипсисе Глава II. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ПАТРИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ИМЕНАХ БОЖИИХ Мужи апостольские. Священномученик Иустин Философ Ориген и Евсевий Кесарийский Великие Каппадокийцы. Святитель Григорий Нисский Святитель Иоанн Златоуст Сирийская традиция Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Исаак Сирин Корпус Ареопагитикум Иконопочитатели. Преподобный Феодор Студит Исихастские споры. Святитель Григорий Палама Глава III. ИМЯ БОЖИЕ В МОЛИТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православное богослужение Молитва Иисусова Классические монашеские тексты Византийский исихазм Глава IV. ПОЧИТАНИЕ ИМЕНИ БОЖИЯ И МОЛИТВА ИИСУСОВА В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ Преподобный Нил Сорский Святитель Димитрий Ростовский Святитель Тихон Задонский Преподобный Паисий Величковский Святитель Филарет Московский Святитель Игнатий Брянчанинов Святитель Феофан Затворник «Откровенные рассказы странника» Святой праведный Иоанн Кронштадтский Глава V. «НА ГОРАХ КАВКАЗА» Схимонах Иларион: детали биографии «На горах Кавказа»: обзор основных тем Молитва Иисусова Имя Божие и имя «Иисус» Божественный свет Пустыня «Горы Кавказа» Глава VI . «АФОНСКАЯ СМУТА» Начало споров на Афоне Начало полемики в российской прессе Продолжение споров. «Афонский бунт» «Блокада» имяславцев Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии «Апология»: основные богословские темы «Имя Божие есть Сам Бог» Имя «Иисус» Молитва Иисусова Богослужение, Литургия, таинства, священные символы «Московский кружок» имяславцев Глава VIII. БОГОСЛОВСКАЯ АТАКА НА ИМЯСЛАВИЕ Священник Хрисанф Григорович Понятие о молитве. Произнесение имени Божия в определенном пункте пространства. Произнесение имени Божия в пункте присутствия Божия. Сердечное действие. Архиепископ Антоний (Храповицкий) Архиепископ Никон (Рождественский) С. В. Троицкий Апология Православное учение «Послание» Святейшего Синода Глава IX. РАЗГРОМ ИМЯСЛАВИЯ Изгнание имяславцев с Афона Общественная реакция на афонские события Иеросхимонах Антоний (Булатович) – С. В. Троицкий: продолжение противостояния Глава X. ПЕРЕЛОМ В ДЕЛЕ ИМЯСЛАВЦЕВ Участие Государя в судьбе имяславцев. Суд Московской Синодальной конторы Вопрос о судьбе имяславцев в Государственной Думе Имяславцы в годы Первой мировой войны В. Ф. Эрн об имяславии Глава XI. СОБОР, РЕВОЛЮЦИЯ, ПОДПОЛЬЕ Поместный Собор 1917–1918 годов «Московский кружок». Священник Павел Флоренский и А. Ф. Лосев в 20-е годы Судьба имяславцев после революции Глава 12. ИМЯСЛАВИЕ ПОСЛЕ ИМЯСЛАВСКИХ СПОРОВ Протоиерей Сергий Булгаков Имя «Иисус» «Имя Божие есть Сам Бог» Архимандрит Софроний (Сахаров) Имя Яхве и имя «Иисус» Сила имени Божия. Молитва именем Иисусовым Заключение Выводы богословские Выводы церковно-исторические Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об одной заповеди Божией 18.01.2012 384 Время на чтение 4 минуты В последние дни и недели все чаще приходится видеть, как люди горячо требуют от Церкви поддержать те или иные (часто прямо противоположные) политические взгляды, и негодуют на Церковь за то, что она этого не делает. Что же, у Церкви есть веская причина этого не делать - одна из заповедей Декалога. Еще недавно казалось, что заповедь " Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно " . (Исх.20:7) относится только к случаям так называемой " божбы " - когда имя Божие произносится без благоговения, легкомысленно и непочтительно. Суровость предостережения, связанного с этой заповедью, могла казаться непонятной. Бог не просто требует - " не делайте этого " - но и торжественно обещает, что " не оставит без наказания " тех, кто нарушает эту заповедь. Это - единственная из заповедей Декалога, которая содержит прямое обещание кары нарушителям. Теперь ситуация изменилась - и смысл заповеди становится яснее. Речь идет не только (и не столько) о божбе, сколько о попытках использовать имя Божие в своих целях. Любое общество, в котором имя Божие известно и пользуется хотя бы некоторым почтением, сталкивается с этим грехом - его могут совершать, скажем, мошенники, собирающие средства якобы на Церковь или на помощь нуждающимся. Но грех мошенников очевиден и хорошо известен им самим - они занимаются обманом, а вот самообманом им заниматься труднее. Бывают ситуации, когда люди начинают употреблять имя Божие напрасно, будучи почти уверены, что поступают честно и справедливо. Так бывает, когда люди призывают Бога в политические союзники, когда Его имя используют для того, чтобы напасть на врагов. Причины этого могут быть разными, как и степень греха людей, которые это делают. Циничные политтехнологи могут использовать имя Божие, пытаясь склонить людей поддержать их или возненавидеть их врагов. Например, враждебного политика могут записывать в " антихристы " , а в названии неприятельской партии расшифровывать число " 666 " . Такие попытки могут быть поразительно безвкусными, наивными и просто несусветно глупыми - те, кто считает других глупцами, сами склонны делать глупости. Люди могут впадать в грех и по менее циничным мотивам - они верят (ну, почти верят) в то, что Христос, происходи Его земное служение сейчас, поддержал бы их правое дело. Мысль о том, что Христос непременно выступил бы на " правой " стороне в политическом конфликте, а Церковь неверна Ему, поскольку этого не делает, в последнее время высказывалась неоднократно - и нам стоит немного рассмотреть стоящее за ней умонастроение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

протоиерей Николай Успенский 16. О божбе, сквернословии и пении дурных песен «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» (Исх. 20, 7) С достойным призыванием имени Божия соединены особые обетования. Пророки, апостолы и многие святые именем Божиим, именем Иисуса Христа исцеляли больных, воскрешали мертвых, повелевали земле и небу. Припомним из ветхозаветной истории пророков Илию и Елисея, – как они воскрешали мертвых и творили многие другие чудеса; из новозаветной – апостолов Петра и Иоанна, которые именем Иисуса Христа исцелили хромого; припомним, в частности, апостола Петра, который воскресил Тавиоу; апостола Павла, который воскресил отрока Евтиха. И ныне каждый из нас, с верой и благоговением призывающий имя Господа Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Божиих, получает неожиданное облегчение в болезнях или помощь в несчастиях. Соразмерно с бесконечной святостью и важностью преблагого для нас имени Божия, мы должны с беспредельным уважением и благоговением употреблять это святейшее и всемогущее имя. Понапрасну произносится имя Божие, когда произносится без нужды, в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благоговения. В нашем людском быту много встречается случаев, когда призывание великого имени Божия становится неуместным и обращается в грех . Когда, например, кто-либо рассказывает, что он был где-то, видел что-нибудь, слышал о чем-либо, и, на обыкновенное в подобных случаях, часто шуточное, возражение, начинает уверять призыванием в свидетели Бога: тогда он напрасно произносит имя Божие. Подобное употребление божбы во многих до того утвердилось, что и без всякого повода, на каждом слове они произносят «Ей-Богу! Вот тебе Христос!» Или употребляют имя Божие как поговорку в разговорах о предметах самых низких, иногда преступных. Так, часто слышится выражение: «Как Бог свят», хотя говорится вовсе не о святых предметах. Божба обыкновенно употребляется у нас как доказательство справедливости наших слов. Но надлежало бы нам вести себя так, чтобы искренность наша видна была в одном нашем «да» или «нет», и чтобы никто не имел повода сказать нам: «Ты лжешь уже не в первый раз». О, если бы с детства приучили нас быть честными и верными в слове! Тогда и в зрелых летах не понадобилась бы нам напрасная божба, столь ныне обыкновенная. Ныне уже так часто слышится между нами божба, что никто на нее не обращает и внимания, а через это самое хулится в нас имя Божие. Нередко можно слышать в кругу самых малых детей, как один говорит другому: «Побожись!», хотя и после божбы все равно остается при своем недоверии. Так имя Божие ни во что вменяется с юных наших лет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

игумен Амвросий (Диденко) Да святится Имя Твое Пресвитер Тертуллиан Так: «да святится Имя Твое» – молились мы не для того, чтобы людям прилично было благожелательствовать Богу, как бы было ещё нечто, чего можно пожелать Ему и в чём Он будет недостаточествовать, если мы не поблагожелательствуем Ему того. Но так как нам подобает «благословлять Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его» ( Пс.102:22 ) и во всякое время, всегда памятуя великие Его к нам благодеяния, то это слово – «да святится Имя Твое» – стоит здесь вместо благословения (то есть вместо: да благословляется). К тому же, когда не свято и когда не святимо Имя Бога само по себе, когда Он из Себя освящает всех? Но так как обстоящий Его сонм Ангелов непрестанно взывает: «Свят, Свят, Свят» ( Ис.6:3 ; Откр.4:8 ); то и мы, кандидаты на Ангельский чин, отселе ещё научаемся такой же воссылать к Богу небесный глас, здесь ещё приучаясь к будущему торжествованию. Итак, первая здесь мысль – мысль о славе Божией. Ориген Молящийся выражает в своей молитве частью то, чего ещё не получил он; частью же то, чем он уже обладает, желает, чтобы то оставлено было за ним и на следующее время; здесь же буквальным смыслом слов этого прошения, переданных Матфеем и Лукой согласно друг с другом, явно повелевается нам просить, чтобы Имя Божие святилось, как если бы оно ещё не святилось: да святится Имя Твое. Но каким образом, быть может, спросит кто-нибудь, человек может о том молиться, чтобы Имя Божие святилось, как если бы оно до того мгновения не святилось? В ответе на это мы намерены рассудить, какое значение имеет имя «отец» и как можно «святить» это имя. Имя есть такое слово, которым обозначается по большей части преимущественное свойство лица, носящего то имя. Так, например, апостол Павел отличается особенными свойствами: частью – души, по которым он таков и таков; частью же – духа, по которым он мог постигать то и то; частью же и тела, по которым он был тем-то и тем-то. Отличительные черты этих-то свойств, которые в других людях не встречались, потому что каждый чем-нибудь да отличается от Павла, и выражены в слове «Павел». Если же у людей отличительные их свойства, так сказать, изменяются, то в совершенном согласии с этим ему переменяется, по Писанию, и имя. После изменения своих свойств, например, Аврам получил имя Авраам ( Быт.17:5 ), Симон был назван Петром ( Мк.3:16 ; Ин.1:42 ) и Савл, бывший до того времени преследователем Иисуса, стал называться Павлом ( Деян.13:9 ). Богу, напротив, Который неколебим и неизменен, свойственно вовеки некоторым образом лишь одно и то же имя, встречаемое в Книге Исход, – это имя «Сущий» ( Исх.3:14 ), толкуемое и иным подобным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

57. СЛОВО в день Благовещения пресвятыя Богородицы 301 1826 год Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. ( 2Tuм. II. 19 ). Мне кажется, что ныне вижу я сие «основание Божие», которое Апостол указует как закрытое печатью, как известное одному Господу. Что есть основание Божие, на котором твердо стоит всякое создание Божие как не Сын Божий, Иисус Христос? «Яко Тем создана Быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася, и всяческая в Нем состоятся» ( Koл. I. 16–17 ). Если нужно и вновь созидать падшия создания Божии, «основания иного никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Kop. III. 11 ). Сие основание Божие несет ныне Дух Святый от высоты небесной, и полагает во глубине земной; несет от славы Божества, и полагает в сокровенности человечества, закрытое более нежели одною печатию, – печатию девства, печатию смирения, печатию молчания. Подлинно, кто кроме Господа знал Тебя, Единосущный Божий, в сем непостижимо умаленном 302 состоянии, в котором однакоже сокровен был «Бог всяческая во всех» ( 1Кор.15:28 ), когда Ты, как основание спасения нашего положен был во чреве Марии, даже и после Архангелова благовещения недоведомым образом. Дивимся славе творческих дел Божиих; подивимся также их сокровенности. Углубим еще мало внимание наше в указуемое Апостолом основание Божие: должно надеяться, что в нем найдется скрытое для нас сокровище. Часть первая. «Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия Своя». Хотя то верно, что «начаток создания Божия» ( Anok. III. 14 ), или всеобщее основание онаго есть Сын Божий Иисус Христос: впрочем из слов Апостола приметить можно, что здесь он говорит «об основании Божием», не в отношении ко всем созданиям Божиим, но в отношении к некоторым только избранным, которых Господь отличительно познает и нарицает Своими. «Позна Господь сущия Своя».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Третья заповедь Поучение 46. 1) Чему учит третья заповедь? 2) Что она предписывает? и 3) Что запрещает? Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 1) Третья заповедь учит не произносить имя Божие всуе или напрасно, то есть без должного благоговея или с оскорблением его. Под именем Господа Бога надобно разуметь все наименования, коими называем мы единого истинного Бога, так наименования – Творца Промыслителя, Святейшей Троицы, – Отца, Сына и Святого Духа, Иисуса Христа, Искупителя, Спасителя, Ходатая и примирителя, и другие. Под именем Господа Бога также надобно разуметь и Божественные свойства, как вечность, беспредельность, вездеприсутствие, всемогущество, всеведение, премудрость, святость, и другие. Как всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше есть от Отца светов ( Иак.1:17 ); поэтому, благо­говея к имени Господа Бога, мы должны с почтением говорить и о всяком даре Божием, о всем, в чем проявляется особенная благодать Божия, в чем особенно раскрываются совершенства Божии – премудрость, благость, святость, человеколюбие; таковы следующие священные предметы: слово Божие, спасительные Таинства, Святая Церковь , богослужение по установлению Апостольской Все­ленской Церкви, также – наименования преблагословенные: Богородицы, святых Ангелов, апостолов, пророков, мучеников, исповедников, святых отцов и всех ликов праведных. Все, что видим на земле и на небе, все это напоминает нам о Боге Творце и Промыслителе: поэтому и на все создания Божии должны мы взирать с благоговением к Создателю, всеблагому, премудрому, всеведущему и вездеприсущему. 2) Третья заповедь, повелевая не употреблять имени Господа Бога напрасно, предписывает две обязанности: благоговейно чтить имя Господа Бога, и избегать всякого неуважения к Божественному имени. Надобно знать и пом­нить, как должно чтить имя Божие, и как можно бесчестить или оскорблять имя Божие. Оказываем почтение имени Господа Бога, когда, про­износя имя Божие или представляя в уме, мы питаем в себе благочестивые мысли и чувствования, представляем Божественное вездеприсутствие и Его величие, и таким образом повседневно утверждаем себя в благочестии и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

222. Дерзость растет! Вожди имебожников не успокаиваются. Не успеваешь разобрать одно их мудрование, как они подают другое, третье и т. д. С. Синод только что сдал в Московскую синодальную контору прошение А. Булатовича, на 27 страницах, как тот же Булатович подал, уже за подписью еще трех монахов, новое “Исповедание веры в Бога и во имя Божие». Еще члены Святейшего Синода не прочитали этого “исповедания», как он подает уже дерзкое заявление, что если С. Синод не откажется от своего, по его мнению, ложного учения об именах Божиих, то он, Булатович, и все его единомышленники отказываются от всякого общения с С. Синодом и его, С. Синода, единомышленниками. Гордыня еретичествующего вождя растет уже не по дням, а по часам! Они уже воображают себя выше патриархов, выше Синода, считают себя судиями их и готовы отлучить сих представителей Церкви от общения с собою. Какое безумие! Какая дерзость! Первый пункт их “Исповедания» гласит: “Верую во единого Бога так, как учит веровать Церковь в Символе веры , и от себя ничего не прибавляю и не убавляю», но с следующего же, второго пункта “Исповедание» начинает именно “прибавлять от себя» новое учение, исповедуемое имебожниками о вере “в имя Божие» как в Бога. Это лжеучение изложено в виде отрывков из писаний отцов и из Священного Писания, со всеми натяжками, перетолкованиями, словом – все дальнейшее изложение этой веры в имя Божие не представляет ничего нового против того, что уже имебожниками не раз излагалось в их многочисленных писаниях, а главным образом, в писаниях самого Булатовича, который, несомненно, сочинял и этот новый документ. Что такое “имя Божие» по их пониманию, – так и остается неясным, двойственным, даже тройственным, с массою выписок, ссылок, иногда непонятных: например, на какой-то “святой катехизис», вероятно, на старопечатный Большой, в свое время еще патриархом Филаретом изъятый из употребления. Нового в этом “Исповедании» разве только все более и более возрастающая дерзость еретичествующего автора: он без стеснения клевещет на Святейший Синод, например, будто в его послании сказано, что имя Божие не божественно, почему автор и заявляет: “не только не могу подписаться, что сердцем приемлю и лобызаю сие учение, патриархов Иоакима и Германа и С. Синода, но страшусь всякого соприкосновения с ним и чужда себя творю от оного». Совсем как отрекающийся, даже славянским языком, только уже не от ереси, а от учения, изложенного Церковною властью, от учения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Проповеди на рукоположение Поставление чтеца 17 (25 января 1981 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хотел бы сказать сейчас несколько слов нашему новопоставленному чтецу, а также приветствовать его родных, приехавших издалека ради этого события. Святой Иоанн Лествичник говорит, что слово Божие останется бессильным и бездейственным, если тот, кто его провозглашает, не будет произносить его из самой глубины собственной души. Он дает такой образ: как бы стрела ни была пряма и остра, она будет лежать бесполезной, если не будет лука и тетивы, руки и глаза и твердого намерения стрелка пустить эту стрелу в самую цель. Слово Божие есть жизнь, и слово Божие есть дух. Но, совершаем ли мы богослужение, читаем ли Священное Писание, провозглашаем ли его вслух других, мы можем, увы, угасить, убить этот дух, превратить самые святые слова в пустой звук, если эти слова не достигли нас самих, прежде чем они дойдут до других. Когда мы молимся, когда мы читаем Писание, когда мы проповедуем слово Божие, те, кто нас слушает, должны уловить, как бы подслушать, как мы обращаемся к Богу, беседуем с Богом – не с ними. Вот почему в наставлении, которое преподается новопоставляемому чтецу, говорится, что он должен читать Писание ежедневно; и он должен дать доступ слову Божию к себе, чтобы оно не только достигло его, но чтобы оно вторглось в его ум и ум его стал сообразным слову; чтобы оно вторглось в его сердце и его сердце очистилось бы и обновилось этим словом истины, словом света. Он должен также – и это далеко не последняя задача – воплотить каждое слово, которое он провозглашает, в собственной жизни, как это должен делать каждый христианин со словом молитвы, с которым он обращается к Богу. Если наши молитвы, если слово Божие, которое мы читаем и провозглашаем, не станет в нас живым, не даст импульса и не пронзит всякое наше другое слово и действие, всякую мысль и побуждение нашего сердца и воли, оно дойдет до других как отдаленный отзвук, как эхо, но не как стрела, летящая и ударяющая в цель. И сегодня брат наш Андрей поднял на себя труд, далеко превосходящий простое чтение Священного Писания во всеуслышание; он взял на себя делание так читать Писание и жить им, чтобы отождествиться с этими словами и провозглашать их не с ораторским искусством, а с силой и правдой. Божие благословение да будет с ним, с единокровными его, с теми, кто воспитал его и дошел с ним до этой первой ступени посвящения. И пусть он радуется, и дает нам жизнь в своем делании отождествления со словом Божиим, и провозглашает его из глубин жизни, все более от дающей себя Богу. Аминь. Рукоположение во диаконы 18 (Париж, 1966 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010