прот. Константин Борщ Часть шестая. Авторитеты имяславия (важные документы 2000 год) Великие светильники Церкви Христовой и сам Государь – имяславцы! В первую очередь к имяславцам можно определённо отнести великого светильника Церкви Христовой св. Иоанна Кронштадтского , на весь мир возгласившего: «О, Имя Сладчайшее, Имя Святейшее, Имя Всемогущее, Имя Господа нашего Иисуса Христа, победа моя Господи, слава Тебе!» «Когда ты про себя в сердце говоришь, или произносишь Имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь всё существо Господа ... С верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержашевлу, всеуправляющему Имени. Вот почему заповедь Божия строго запрещает употреблять Имя Божие всуе, потому то есть, что Имя Его есть Он Сам, единый Бог в трёх Лицах, простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время незаключаемое , т. е. не ограничиваемое им и ничем сущим». Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением или воображённые в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трёх Лицах « 1083 . » Имя Божие есть Сам Бог « 1084 . » Имя Господа есть Сам Господь – Дух, везде сый и вся исполняяй « 1085 . » В Имени Иисус Христос, весь Христос – душа и тело Его, соединённые с Божеством " 1086 . Имяславцами стали Государь и Государыня Александра Феодоровна «13 февраля 1914 г. Царь Николай II дал имяславцам Высочайшую аудиенцию в Царском Селе. Приняты были иеросхимонах Николай, схимонахи Исаакий и Мартиниан, монах Манассия. Государь выслушал их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им Своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Её Императорское Величество... настолько была растрогана их печальной вестью, что не могла удержаться от слёз». В апреле Государь пишет письмо митрополиту Московскому Макарию , выражая благоприятное мнение об имяславцах. А 15 апреля на Пасху, в Ливадии Государь передал Обер-Прокурору В. К. Саблеру следующую записку: «В этот Праздников Праздник, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и к ближним, душа моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Таин и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о Величайшей святыне – Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину; суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавиана разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение». (Ещё до суда Московской Синодальной Конторы в Киевском епархиальном собрании епископов также было рассмотрено их исповедание и признано вполне православным) 1087 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Разделы портала «Азбука веры» ( 57  голосов:  4.2 из  5) Наставление свт. Тихона Задонского о христианской жизни Не должен ты, христианин, в праздности жить, но должен в трудах благословенных упражняться. Ибо праздность – виновница всякого зла, и кто в праздности живет, тот непрестанно грешит. Из сего правила исключаются только немощные и престарелые люди, которые трудиться не могут. Всякого греха, как смертоносного яда, берегись, ибо всякий грех прогневляет и оскорбляет великого Бога: он грешника отлучает от Бога и препятствует достижению вечного спасения. Итак, берегись греха, чтобы не подверг тебя вечной смерти. Что совесть возбраняет тебе делать, того не делай, ибо что возбраняет совесть непогрешительная, то возбраняет и Закон Божий. Совесть добрая согласна с Законом Божиим. Закон Божий говорит: не убий, не укради, и пр., то же слышишь и в совести твоей: и она то же тебе говорит. Берегись же делать то, что совесть запрещает, чтобы, уязвив совесть, не уязвить тебе и не погубить души своей. Имя Божие произнося, поминай со всяким почтением, страхом и благоговением, и то там и тогда, где и когда это нужно: ибо имя Божие свято и страшно, и поминающий Его с непочтением тяжко грешит. Итак, отдавай почтение имени Божию, как Самому Богу. Имя царя земного, ты с почтением поминаешь, как и следует; тем более имя Бога, Царя Небесного, пред Которым благоговеют сами Ангелы и души святых, с высоким почтением поминать должно. Правильно поминается или произносится имя Божие в молитве, в славословии, в благодарении, в хвалебных песнях духовных, в беседах и разговорах, христианам приличных, т.е. когда разговор бывает о святом Божием слове, о Законе и Евангелии, о пришествии Христовом в мир, о Его страданиях и смерти, нас ради подъятой, о смерти, о вечной муке и вечной жизни и пр.: в других же разговорах без крайней нужды не поминай, и если нужно будет помянуть, то со всяким опасением и должным почтением поминай. Во лжи и шутках крайне берегись поминать имя Божие, чтоб тотчас же не постигло тебя наказание Его, ибо Бог есть огнь поядаяй.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Бог и ереси попускает, дабы явить славу Свою в раскрытии святой истины Православия. Так было и теперь. В духовных журналах появляются статьи, обличающие ложь учения имебожников и выясняющие истинное учение Церкви об именах Божиих на основании слова Божия и святоотеческих писаний. Ряд таких статей С. В. Троицкого под заглавием “Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имебожники», помещенных в “Церковных Ведомостях», теперь вышли отдельною книгой под названием “Об именах Божиих». Положение за положением, слово за словом в имебожническом учении автор разбирает, сличает, с одной стороны, – с учением еретика Евномия, находя в новой ереси все признаки старой, а с другой, – с учением святоотеческим, приводя множество выписок с подлинными словами святых отцов, наглядно показывающих почти полную тождественность обеих ересей. Для непредубежденного, разумно мыслящего и пребывающего в смиренном послушании Церкви ее сына становится до очевидности ясным заблуждение несчастных имебожников и вся тяжесть вины их вождей, упорствующих в еретическом мудровании. “Сходство между учением об именах Божиих древнего еретика Евномия, говорит г. Троицкий, и современных имебожников настолько велико, что последних можно назвать новыми евномианами. По учению имебожников, между именами и самыми предметами существует какая-то таинственная связь и ни одни предмет не может быть без имени. “Имя выражает самую сущность предмета, говорит например, Иларион, и неотделимо от него. Так имя Иисус. С отнятием имени предмет теряет свое значение». “Идея есть реальность, читаем мы в “Апологии» Булатовича, имеющая иностасное бытие». “Господь, говорит Иларион, есть мысленное высочайшее Существо, таково же и имя Его, и потому оно в нашем сознании и приемлется как Сам Он, Господь Бог». “Имя есть истина, единосущная Триипостасной истине, говорит Булатович, но не есть истина отвлеченная и безжизненная, но есть истина живая – Духовное Существо. Это Духовное Существо различается от самого Существа Божия, и понятия – Существо Божие и имя Божие не сливаются, но, вместе с тем, это отличное от Существа Божия Духовное Существо имеет Божественное достоинство само по себе, по существу, а не по благодати». Таким образом, имебожники различают недоступное и неоткрывающееся людям Существо Божие и другое Духовное Существо – Имя Божие, соединенное с Существом Божиим, но не сливающееся с Ним и имеющее Божеское достоинство само по себе. И Бог и имя Его суть едины святы по естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение В сегодняшнее воскресенье, называемое Неделей по Богоявлении, мы читали Евангелие от Иоанна, которое заканчивается такими словами: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Апостол Павел однажды написал, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия». Если слово Божие не будет проповедоваться, тогда никто не сможет веровать, потому что вера не дается путем каких-то умозаключений. Нельзя сидеть, размышлять, взвешивать, книжки интересные читать и из этого исходя уверовать. Это невозможно. Вера есть дар Божий, и она рождается в сердце оттого, что человек слышит слово Божие. Происходит это таинственно, необъяснимо. Дело в том, что каждый из людей, родившийся на земле, создан по образу и подобию Божию. И если бы не грехи, то человек был бы Богом, а грехи делают его подобным дьяволу . Но все-таки, несмотря на все ужасные поступки, слова, мысли, образ Божий в людях сохраняется. И вот в один прекрасный момент до слуха человека доносится слово Божие – или из Священного Писания, или он услышит какие-то слова христианина, или увидит необыкновенный христианский поступок, который окажется для него привлекательным, можно даже сказать, очаровательным. И человек смотрит, удивляется красоте этого поступка и хочет этому подражать. Господь сказал: кто от истины, тот Меня послушает, а кто не от истины, тот не послушает. Если какому-то человеку, излишне пьющему вино, сказать: когда же ты бросишь пить? до какого свинства ты уже дошел, как тебе не стыдно, – он обычно не перестает пьянствовать. И мы удивляемся: почему он нас не слушает? Ведь очевидно, что от пьянства все разрушается в его жизни. Почему же он пьет? Дело в том, что истина наших слов для него не так сладка, как то ощущение, которое он получает, когда бывает пьян. Поэтому, когда человеку попадает в руки слово Божие, или он слышит слово Божие в храме, или когда ему кто-то говорит какую-то истину, выбор его зависит не от того, насколько красноречиво ему говорят, насколько большой авторитет к нему обращается, насколько его захватило Евангелие, – не от этого. Выбор зависит только от того, насколько грех укоренился в его сердце, что ему слаще: истина или грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

ХРАМ Храм – место особого присутствия Божия Всякое место, на немже Бог глаголется обитати, домом Божиим нарещися может, дом бо есть место обитания. Обаче молитвенные храмы, тщанием боголюбивых людей состроенные, собственнее домом Божиим называются. Ибо в них единых служения, единому Богу подобающая, отправляются; на то бо они и устрояются и освящаются. В них бо священнодействия совершаются, святыя Тайны совершаются, пения совершаются, славословия совершаются. В них непостижимая оная, «в нюже и ангели желают приникнути» ( 1Пет. 1, 12 ), безкровная небесному Отцу, по вся дни приносится жертва. В них Сам Спаситель наш Христос Господь, в священной Евхаристии, под видом хлеба и вина присутствует. В них Дух Святый на предложенные святые Дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освящает (1:64). Храм есть место молитвы Храм Божий есть храм молитвы, и ради того в храм Божий входим, чтобы молиться: не друг на друга смотреть, но к единому Богу сердечныя очи возводить: не себе другим показывать, но совесть свою, грехами обремененную, пред Богом обнажать; не ликовать, но о грехах Бога умилостивлять; словом, молиться Богу приходим в храмы святые (2:160). В храме слово Божие читается, молитва возносится, св. Тайны совершаются Храмы святые, где слово Божие проповедуется, и Святое имя Божие славословится, и общая молитва от верных к Богу приносится, и святыя и страшныя тайны совершаются, и Сам Бог особливо присутствует (4:395). Приходя в храм на молитву, не забывать, что Господь близ, все видит и слышит (4:127–128, см. МОЛИТВА , 544). В храме, что было читано и сказано, исполнять на деле, да не послужит в осуждение Что слышал в церкви чтенное или проповеданное, в доме своем разсуждай и тщися по оному исполнять, да не в большее осуждение будет тебе слышанное слово Божие и не сотворенное. «Блаженни» бо, рече, «слышащие слово Божие и хранящие е» ( Лк. 11, 28 ). Да и домашних твоих и детей к тому же наказуй и учи, да не из-за них от Бога истязан будеши (1:104). О поведении в храме

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2019 году Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. 25 декабря, 2010 Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах. Спасы в 2019 году 14 августа 2019 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа. В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом» . Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников. Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое. Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент.

http://pravmir.ru/spasy-medovyj-yablochn...

С 1912 г. в России появляются статьи А. в защиту Имени Божия «О почитании Имени Божия» (напечатано в журнале Андреевского скита (см. Андрея апостола скит ) «Наставления и утешение Св. веры христианской». 1912. Апр.), «О молитве Иисусовой», «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем». В феврале - марте в почаевском ж. «Русский инок» вместе с «Рецензией на соч. схимонаха о. Илариона, называемое: «На горах Кавказа», инока Хрисанфа» была помещена «Копия рецензии инока Хрисанфа на кн. «На горах Кавказа» и отзыва архиепископа Антония, с возражениями переписчика» - «переписчиком» был А. Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) занял позицию жесткого критика имяславцев. 7 мая А. от имени имяславцев направил архиеп. Антонию письмо с просьбой напечатать его в «Русском иноке» за подписью: «Иноки афонские». Последовал отказ. Архиеп. Антоний печатает в «Русском иноке» (Май, 10) ст. «Еще о книге схим. Илариона «На горах Кавказа»: «Самое имя Иисуса не есть Бог...»». Сочинение А., написанное им в ответ, затерялось. Эти и мн. др. («Исповедание веры во Имя Божие в вопросах и ответах», «Рассуждение о Имени Божием Иисус») статьи, ответы на рецензии, письма, обращения к инокам мон-рей и проч. имеющие полемический характер сочинения были собраны А. в кн. «Моя борьба с имяборцами на Святой горе», к-рая вышла в Петрограде в 1917 г. В Примечании, заключающем книгу, автор пишет: «Все здесь приложенные сочинения, написанные мною в 1912-1913 гг. на Афоне, ныне утратили свое полемическое значение... Однако, несмотря на некоторые частные несовершенства, во всех этих сочинениях неизменно развивается одно и то же основное положение имяславцев, которое мы продолжаем развивать в последующих наших сочинениях». Далее следуют 4 пункта: 1) Имя Божие и Имя Иисуса Христа есть сущая (реальная) святыня, а не номинальная; 2) Имя Божие есть Божественное откровение, и в этом смысле оно есть Его Божественное действие, к-рое и обладает Божественным достоинством и может именоваться как таковое Богом; 3) молящийся должен относиться к Имени Господню, как к Самому Богу; 4) Имя Господне не есть бездейственный символ, но Божественная сила, действующая и в чудесах и в таинствах совместно с силой Св. Духа по благоволению Отца (С. 169-170).

http://pravenc.ru/text/115940.html

Скачать epub pdf I С болью сердца, с муками души издалека наблюдаю я великое искушение, попущением Божиим постигшее Св. Гору и ее, – по-видимому, только русских – насельников... Что сие значит? Восторжествует ли враг Церкви, или же смирение иноческое победит его?.. Вот что особенно страшно: сатана, доселе трепетавший пред именем Господа нашего, как именем Того, Кто сокрушил его державу, теперь построил искушение около сего имени и сеет вражду – да еще какую! – между исповедующими Господа, посвятившими себя всецело служению Господу, ради Господа отрекшимися от мира и всего, яже в мире... Какова дерзость! Но каково же и ослепление тех, кто поддался сему искушению! Неужели так оскудела духовная жизнь современных подвижников Афона, что не замечают они козней искусителя? Страшно за Церковь , которой нешвенный, Боготканный хитон хотят разорвать... В чем дело? Явилось учение, доселе Церковью не рассмотренное, а потому и в ее вероизложениях – ни положительно, ни отрицательно не сформулированное. Кратко оно выражается в трех-четырех словах: «Имя Божие есть Сам Бог». И только. В подробном изложении оно уже говорит, что всякое имя Божие, всякое слово Божие, все откровение Божие, всякая молитва, к Богу обращенная, всякое исповедание имени Божия – есть Бог... Темно, неясно, непонятно все это для человека, особенно для простеца. Но сие учение уже выдается как «догмат»: автор книги, в которой впервые появилось оно, схимонах Иларион, так и говорит, что он «поставил этот догмат в таком виде, в каком он не встречается нигде, кроме о. Иоанна Кронштадтского ». Но о. Иларион утверждает, что этот догмат якобы всегда содержался и содержится Церковию, но доселе был как бы сокровен. Чтобы правильно судить о сем якобы сокровенном догмате, должно помнить, что все догматы , несмотря на всю их таинственность и непостижимость для ума нашего, тем не менее никогда не противоречат законам нашего разума. Непостижимость еще не есть логическое противоречие. Например: Бог троичен в Лицах, но един по Существу, – вот догмат. Противоречит ли он разуму? Он непостижим для нашего разума, но законам разума не противоречит, ибо содержит в себе две истины – разные, но взаимно не отрицающие одна другую: – единство сущности Божества, другая – троичность Лиц. Так, нас учили в православной догматике. Вот почему все догматы приемлются разумом, когда он смиряется пред тайнами Божественного откровения. Но в новом учении имеется логическое противоречие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

- что обозначает печать (тав) Тайновидец зрит 144 тысячи человек, «у которых имя Отца Его (Агнца) написано на челах» (Ап. 14.1). В Вульгате с оттенком - 144 тысячи «имеют имя Агнца» «и имя Отца его написано на челах их» (et ecce Agnus (...) habentes nomen eius et nomen Patris eius scriptum in frontibus suis). Из контекста следует, что «печать Бога живого», Его «подпись» эквивалентна Его имени - общая традиция подписываться своим именем. Но согласно культуре Ветхого Завета имя Божие непроизносимо и непознаваемо. Поэтому «тав» только видимый символ непостижимого Божественного имени, образ Его присутствия. Но какого присутствия? Следуя за пророком Иезекиилем, мы видим, что, описывая присутствие Божие, пророк употребляет понятие славы Божией. «И слава Бога Израилева шла от востока... ( δξα θεο Ισραηλ ) ( gloria Dei Israhel) (Иез.43. 2, 5; 44. 4). Греческим «докса» и латинским «глория» здесь переведено еврейское слово ( kabôd ) [yhwh] «слава» Яхве. Эта Его слава, согласно псалмопевцу, будет явлена праведникам. «Многие говорят: " Кто покажет нам благо? " «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс. 4.7). Праведникам, носящим на челах имя Его: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челахих» (Ап. 22. 4). Итак, для первых христиан знак «тав» обозначал славу Божию и изображал имя Яхве . По этой же причине во времена Климента Александрийского даже аналог еврейской «тав» греческая буква Τ (τα) обозначала «вид и символ знака Господа» [евр. Адонаи] . - цель постановки печати и её значение Посмотрим в тексты Библии, написанные ранее книги Иова, не найдём ли мы там следов спасительного знака Божия. Сравним условия, при которых происходит в Священном Писании постановка печатей. С одной стороны, «скорбящие» и «воздыхающие», «которые пришли от великой скорби» (Иез. 9. 4), (Ап. 7.14), и с другой, ангелы, которые не поражают людей, имеющих печать Бога, тех, которые «убелили одежды свои Кровию Агнца» (Ап. 7.14) и которая освобождает от смерти. И повествование Иоанна Богослова, и параллель с повествованием пророка Иезекииля раскрывают своё содержание в контексте Ветхого Завета только в свете приготовления пасхального агнца, кровь которого на перекладине и косяках дверей спасла евреев в Египте от смерти и дала им свободу от рабства. «И будет у вас кровь знамением на домах, ...и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной» (Исход. 12. 13). «Знамение» здесь в греческом и латинском те же σημε (σημεον) и signum, в еврейском ( " owth ), что имеет много оттенков и может быть переведено как «знамение или предзнаменование».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

174–177. Великое искушение около святейшего имени Божия I С болью сердца, с муками души издалека наблюдаю я великое искушение, попущением Божиим постигшее Святую Гору и ее, – по-видимому, только русских – насельников. Что сие значит? Восторжествует ли враг Церкви, или же смирение иноческое победит его?.. Вот что особенно страшно: сатана, доселе трепетавший пред именем Господа нашего, как именем Того, Кто сокрушил его державу, теперь построил искушение около сего имени и сеет вражду – да еще какую! – между исповедующими Господа, посвятившими себя всецело служению Господу, ради Господа отрекшимися от мира и всего, яже в мире. Какова дерзость! Но каково же и ослепление тех, кто поддался сему искушению! Неужели так оскудела духовная жизнь современных подвижников Афона, что не замечают они козней искусителя? Страшно за Церковь , которой нешвенный, Боготканный хитон хотят разорвать... В чем дело? Явилось учение, доселе Церковью не рассмотренное, а потому и в ее вероизложениях ни положительно, ни отрицательно не формулированное. Кратко оно выражается в трехчетырех словах: “Имя Божие есть Сам Бог”. И только. В подробном изложении оно уже говорит, что всякое имя Божие, всякое слово Божие, все откровение Божие, всякая молитва , к Богу обращенная, всякое исповедание имени Божия – есть Бог. Темно, неясно, непонятно все это для человека, особенно для простеца. Но сие учение уже выдается как “догмат”: автор книги, в которой впервые появилось оно, схимонах Иларион, так и говорит, что он “поставил этот догмат в таком виде, в каком он не встречается нигде, кроме о. Иоанна Кронштадтского ”. Но о. Иларион утверждает, что этот догмат якобы всегда содержался и содержится Церковью, но доселе был как бы сокровен. Чтобы правильно судить о сем якобы сокровенном догмате, должно помнить, что все догматы , несмотря на всю их таинственность и непостижимость для ума нашего, тем не менее, никогда не противоречат законам нашего разума. Непостижимость еще не есть логическое противоречие. Например: Бог троичен в Лицах, но един по Существу, – вот догмат. Противоречит ли он разуму? Он непостижим для нашего ума, но законам разума не противоречит, ибо содержит в себе две истины – разные, но взаимно не отрицающие одна другую: единство сущности Божества, другая – троичность Лиц. Так нас учили в православной догматике. Вот почему все догматы приемлются разумом, когда он смиряется пред тайнами Божественного откровения. Но в новом учении имеется логическое противоречие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010