Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия (161-180). Послание Лугдунской Церкви Важнейший источник сведений о Л. м., сохранилось лишь в виде пространных фрагментов на греч. языке, включенных в «Церковную историю» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. V 1-4). По-видимому, Евсевий сохранил почти всю информацию о погибших христианах, пропустив в тексте лишь риторические и дидактические пассажи (διδασκαλικν... διγησιν). По мнению Евсевия, послание было свидетельством масштабного гонения на христиан при имп. Марке Аврелии; в нем говорилось о борьбе «воителей благочестия» за истину и за свои души, о нетленном венце и вечной славе, ожидавших победителей. В послании подробно описывались подвиги Л. м.; в заключительной части перечислялись их имена. Евсевий приводит цитаты из послания, адресованного христианам Асии и Фригии; по его словам, галльские христиане направили такое же послание Елевферию , еп. (папе) Римскому. В заключение Евсевий цитирует письмо Л. м., в к-ром они рекомендовали Елевферию лугдунского пресв. Иринея (см. Ириней , еп. Лионский) как ревностного служителя Христа (Ibid. V 4. 1-2). Полный текст Послания Лугдунской Церкви был включен в свод сказаний о мучениках (τν μαρτρων συναγωγ - Ibid. IV 15. 47-48; V Praef. 2; 4. 3; 21. 5), к-рый Евсевий составил до 313-314 гг., когда он приступил к созданию «Церковной истории» (окончательная редакция «Церковной истории» относится к 325-326; о хронологии творчества Евсевия см.: Carriker. 2003. P. 37-44). В несохранившийся агиографический сборник Евсевия входили также сказания о священномучениках Аполлонии , Пионии и, вероятно, о Поликарпе Смирнском (подробнее см.: Grant R. M. Eusebius as Church Historian. Oxf., 1980. P. 116-121; Carriker. 2003. P. 250-255). Содержание Послание было написано «рабами Христа, пребывающими (παροικοντες) во Вьенне и Лугдуне, в Галлии», для «братьев в Асии и Фригии», к-рые разделяли их общую веру в Бога Отца и Господа Иисуса Христа и надежду на искупление.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Марк Аврелий. Бюст. 170 г. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Антонин [лат. Marcus Aurelius Antoninus Augustus; греч. Μρκος Αρλιος] (26.04.121, Рим - 17.03.180, Виндобона, пров. Норик, ныне Вена, Австрия), рим. имп. (с 7 марта 161) из династии Антонинов. Сын Марка Анния Вера (ум. в 124, претор, брат жены имп. Антонина Пия ) и Домиции Луциллы (ум. ок. 155-161). При рождении получил имя Марк Анний Катилий Север; он рано лишился отца и воспитывался в доме деда - сенатора Марка Анния Вера (ум. в 138). В 138 г., после смерти деда и незадолго до смерти имп. Адриана , М. А. был усыновлен имп. Антонином Пием (138-161) и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. С восшествием на престол он получил имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август. Вместе с М. А. Антонин Пий усыновил также Луция Коммода (род. 130), сына Луция Цейония Коммода Вера (ум. в янв. 138), к-рый принял имя Луций Вер и со 161 г. до своей смерти в 169 г. был соправителем М. А. В нач. 138 г., согласно плану укрепления династии, который начал реализовывать имп. Адриан незадолго до смерти, уже предполагалось, что кто-либо из усыновленных Антонином Пием юношей станет императором. Их положение следовало закрепить заключением браков. По решению Адриана М. А. был помолвлен с Цейонией Фабией, а Луций Коммод (Вер) - с Фаустиной Младшей (ок. 130-175), дочерью имп. Антонина Пия. Однако летом того же года, после смерти Адриана, Антонин Пий решил изменить этот план. Прежние брачные договоры были разорваны, а М. А. вскоре был помолвлен с Фаустиной, которая теперь приходилась ему одновременно сводной сестрой. Тем самым Антонин Пий явно отдавал предпочтение М. А., вероятно как более старшему из своих приемных сыновей. В 145 г. М. А. женился на Фаустине. В браке родились не менее 13 детей, но до взрослого возраста дожили лишь сын Коммод (161-192, император со 180) и 5 дочерей: Анния Аврелия Галерия Фаустина (147 - после 165), Анния Аврелия Галерия Луцилла (148/50-183; со 164 замужем за Луцием Вером; после его смерти замужем за Клавдием Помпеяном), Анния Аврелия Фадилла (159 - после 211), Анния Корнифиция Фаустина Младшая (160 - после 211), Фибия Аврелия Сабина (170 - до 217). Фаустина умерла в кон. 175 г., во время поездки по вост. областям империи, в сел. Галала близ Тианы (Каппадокия, ныне Турция); место ее смерти было преобразовано в рим. колонию Фаустинополь. М. А. оплакивал ее кончину, учредил в ее честь коллегию фаустинианских девочек. Статуи М. А. и Фаустины были поставлены в храме Венеры и Ромы на Римском форуме как воплощение идеального семейного союза. Молодожены совершали жертвоприношения перед ними. Золотое изображение умершей Фаустины выносили в имп. ложу в театрах, когда М. А. посещал зрелища ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXII 30-31; Scr. hist. Aug. Marcus Aurelius. 26 5-8).

http://pravenc.ru/text/2562244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Коммод. Бюст II в. (Музеи Ватикана, Рим) Луций Элий Аврелий [лат. Imperator Caesar Lucius Aelius Aurelius Commodus Antoninus Augustus] (31.08.161, Ланувий, близ Рима - 31.12.192, Рим), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов, сын имп. Марка Аврелия (161-180) и Фаустины Младшей; по матери внук имп. Антонина Пия (138-161). Назван в честь Луция Вера Коммода, соправителя Марка Аврелия в 161-169 гг. В 165 г. умер старший брат-близнец К.- Тит Аврелий Фульвий Антонин, и с этого момента К. воспитывался как наследник имп. власти. 12 окт. 166 г. К. и его младший брат Марк Анний Вер были провозглашены цезарями. После смерти Марка в 169 г. К. стал единственным наследником имп. Марка Аврелия. У К. были также 5 старших сестер. Старшая из них, Луцилла, была замужем за имп. Луцием Вером и после его смерти в 169 г. сохранила титул августы. Воспитанию К. уделялось большое внимание; Марк Аврелий приложил все силы к интеллектуальному развитию сына; за здоровьем К. наблюдал знаменитый медик Гален. Во взрослые годы К. отличался атлетическим телосложением, регулярно занимался различными видами физических упражнений, включая владение оружием, и, по сообщениям историков, производил на современников впечатление очень красивого человека. Со 172 г. К. сопровождал отца в военных кампаниях на дунайской границе против маркоманнов. В 172 г. К. получил титул «Германский». В 175 г. был введен в состав коллегии понтификов, жрецов Юпитера Капитолийского, и прошел обряд облачения в тогу (toga virilis), что означало вступление во взрослый возраст. В 176 г., в поездке с отцом по вост. провинциям, К. прошел посвящение в афинские Элевсинские мистерии. 27 нояб. 176 г. К. был провозглашен полноправным императором-соправителем Марка Аврелия; в 177 г. начал пользоваться титулом «август». В 178 г. К. женился на Бруттии Криспине (позднее она была казнена по обвинению в прелюбодеянии). В 178-180 гг. практически постоянно сопровождал Марка Аврелия в продолжавшейся войне на дунайской границе.

http://pravenc.ru/text/1841854.html

Согласно наиболее полной версии греч. Мученичества, П. была единственной дочерью благочестивых христиан Агафона и Политии, к-рые жили в окрестностях Рима в правление имп. Публия Элия Адриана (117-138). Долгое время бездетные супруги неустанно молились Богу о даровании им ребенка. Наконец Господь ответил на их просьбы, и у супругов родилась девочка, к-рую назвали Параскева, т. е. букв. «приготовление» - греч. название дня пятницы. Это имя П. получила в честь дня своего рождения и в честь дня Страстей Христовых. С юных лет П. отличалась добродетелями, усердно изучала Свящ. Писание. Когда ее родители умерли, раздала все имущество бедным и удалилась в некий мон-рь, а спустя нек-рое время вышла на проповедь Евангелия, подражая апостолам. Иудеи донесли на нее правившему тогда имп. Антонину Пию (138-161), к-рый стал принуждать П. отречься от Христа. Убедившись в ее непреклонности, император приказал подвергнуть ее пыткам: сначала на голову П. надели раскаленный шлем, затем святую бросили в котел с кипящей смолой, однако мученица оставалась невредимой. Антонин, не веря своим глазам, решил, что смола вовсе не горячая, подошел к котлу и велел П. плеснуть на него жидкостью. Мученица плеснула ему в лицо кипящей смолой, и император, получив сильнейший ожог, ослеп. Страдая от боли, он стал умолять П. о милости к нему Бога, Которого она проповедует, и по молитвам девы исцелился, после чего уверовал во Христа вместе со всеми присутствовавшими при этом чуде. П. была освобождена и продолжила странствовать и проповедовать. В городе, где правителем (в греч. тексте - βασιλες (царь)) был некто Асклепий, ее снова взяли под стражу и стали принуждать отречься от Христа, а после отказа по приказу Асклепия отвели в пещеру на растерзание живущему там огромному змею. Однако, увидев чудовище, П. сотворила над ним крестное знамение, и змей упал замертво, распавшись на 2 части, будто рассеченный невидимым мечом. Асклепий и свидетели чуда уверовали во Христа, а П. вновь отпустили на свободу. Во время странствий мученица пришла в некий город, к-рым управлял человек по имени Тарасий (Таресий, также названный «василевсом»), убежденный язычник. Он приказал схватить проповедницу и подвергнуть ее жестоким пыткам. Не добившись отречения от веры, Тарасий велел отрубить П. голову, и мученица предала душу в руки Господа. Кончина П. последовала при имп. Марке Аврелии (161-180), ей было ок. 20 лет (больше 20 лет, если она родилась при имп. Адриане).

http://pravenc.ru/text/2579000.html

А.А. Бобринский (1859–1930) Из эпохи зарождения христианства. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе и христианах Источник Посвящаю эти страницы моей дорогой племяннице Графине Ольге Георгиевне Бобринской. А. Б. Содержание Иосиф Флавий Тацит Светоний Плиний Секунд Младший Лукиан Цельс Приложение Письмо Императора Адриана (117–138) к проконсулу Азии Фундану Приложение 2 Отзыв Имп. Марка Аврелия (161–180) о христианах 11:3     Нам, христианам, может показаться непонятным тот факт, что столь великие исторические события, как проповедь , осуждение и крестная смерть Спасителя, внесшая коренной переворот в мировоззрение, этику и идеалы народов, населявших Римскую Империю, прошли почти незаметно для современников нехристиан, и оставили так мало следов в современной литературе, несмотря на то, что события эти развернулись в стране, обладавшей древней культурой и входившей в состав великой Империи. Но, если принять в соображение некоторые условия общественной жизни того времени, а также и психологию современников, то обстоятельство это найдет себе, быть может, достаточное объяснение. Не говоря уже о том, что, при отсутствии быстрых н правильных сообщений между отдельными частями огромного государства, вести о событиях, происшедших в какой либо из них, распространялись в те времена крайне медленно и в превратном виде, следует заметить, что сам факт предания в Иерусалиме смертной казни Иисуса, простого ремесленника 1 , которого обвиняли в честолюбивых замыслах и в возбуждении народа против римских властей, являлся в глазах современников настолько заурядным и незначительным, что не мог привлечь к себе, за пределами Иудеи, особого внимания. И, действительно, со времени завоевания Иудеи римлянами, волнения среди евреев повторялись неоднократно. Так, из главы 5-ой Деяний Апостолов 2 мы узнаем о двух восстаниях, вспыхнувших в Иудее, незадолго до осуждения Христа, под предводительством Февда и Иуды Галилеянина и закончившихся гибелью обоих вождей. Однако, римские историки об этих событиях не упоминают, либо считая их маловажными, либо потому, что о них и не слыхали. Равным образом, прибывая в Иудею в 60-м году новый римский правитель Порций Фест еще ничего не знал о личности и проповеди Спасителя, как это явствует из главы 25-ой Деяний. Сообщая царю Ироду Агриппе об обвинениях, предъявленных Иудеями к Апостолу Павлу, Фест говорит следующее: «Обступив его (т. е. Павла), обвинители не предъявили ни одного из обвинений, какие я предполагал: но они имели некоторые споры с ним об их богопочетании и о каком-то Иисусе, умершем о котором Павел утверждал, что он жив». (25:19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОН КАССИЙ КОКЦЕЯН [Коккеян; лат. Dio Cassius Cocceianus; Коккиан; греч. ων Κασσιανς Κοκκειανς; ] (ок. 155, Никея, пров. Вифиния, совр. Изник, Турция - 235, там же), греч. историк. Сын рим. сенатора Кассия Апрониана, к-рый при имп. Марке Аврелии (161-180) занимал посты наместника Далмации, затем Киликии. По материнской линии Д. К. К.- внук греч. оратора и философа Диона Хризостома (Златоуста). Получив на родине хорошее образование, Д. К. К. приехал в Рим и при имп. Коммоде (180-192) был уже сенатором. Время от времени он выступал в судах в качестве адвоката. Написав кн. «О снах и предзнаменованиях», Д. К. К. послал ее будущему имп. Септимию Северу, который ответил ему милостивым письмом. В 194 г., в начале правления Септимия Севера, Д. К. К. стал претором. В последние годы II в. Д. К. К. приступил к написанию «Римской истории» в 80 книгах, на что у него ушло 22 года: 10 лет он собирал материал и 12 лет писал грандиозное сочинение, начав его с прибытия Энея в Италию. Он уверял, что писать историю его побудило божество, явившееся ему во сне. После претуры Д. К. К. не получил продвижения по службе, отошел от дел и до смерти Септимия Севера (211) жил то в Риме, то в Капуе. При имп. Каракалле (211-217) Д. К. К. состоял в имп. свите. В правление императоров Макрина (217-218) и Элагабала (218-222) он исполнял должность наместника в Пергаме и Смирне. Затем из-за болезни Д. К. К. вернулся в родную Никею. На годы правления имп. Александра Севера (222-235) приходится резкий взлет карьеры Д. К. К.: он дважды становился консулом - в 222 и 229 гг., был назначен проконсулом Африки, а затем легатом в Далмации и В. Паннонии. В 229 г. старый и больной Д. К. К. получил от Александра Севера позволение выйти в отставку и вернуться в Никею. Там Д. К. К. писал продолжение «Римской истории», к-рую он завершил событиями 229 г. Единственное, сохранившееся во фрагментах и пересказах неск. позднейших авторов соч.

http://pravenc.ru/text/178499.html

[лат. Eleutherius, Eleutherus; греч. Ελευθριος] († 185 или 193), свт. (пам. зап. 26 мая), еп. (папа) Римский (со 171 или 177). Согласно Liber Pontificalis , Е.- грек из г. Никополь (не уточняется из какого, вероятно из Никополя в Эпире); его отца звали Авундий (Абендий). По сообщению Евсевия , еп. Кесарии Палестинской, Е. был диаконом при папе Аникете , на Римской кафедре стал преемником папы Сотера и занимал кафедру 13 лет ( Euseb. Hist. eccl. IV 22). Принял в Риме сщмч. Иринея Лугдунского (Лионского) с посланием Лугдунских исповедников (Ibid. V 4. 1-2). Согласно Liber Pontificalis, епископское служение Е. длилось 15 лет 3 месяца и 2 дня (в Liber Pontificalis начальный и конечный годы епископата Е. считаются за полные, тогда как Евсевий Кесарийский их не учитывает). Также в Liber Pontificalis уточняется, что Е. занимал кафедру при рим. императорах Марке Аврелии (161-180) и Коммоде (180-192) от консульства Вера и Геренниана до консульства Патерна и Брадвы. Для начальной даты понтификата Е. неправильно указано имя одного из консулов; вероятно, вместо Вер следует читать Север: Тит Статилий Север был консулом в 171 г. вместе с Луцием Альфидием Гереннианом. Для конечной даты понтификата Е. имя 1-го консула также дано неверно. Вероятно, речь идет о Тиберии Клавдии Матерне, к-рый был консулом вместе с Марком Аппием Атилием Брадвой Региллом Аттиком в 185 г., что соответствует правлению имп. Коммода. Эта информация содержится в каталоге папы Либерия (сер. IV в.), где, хотя и отсутствует точное указание о длительности епископского служения Е. на Римской кафедре, верно указаны имена консулов и императоров, с правлением к-рых совпадает понтификат Е. В Liber Pontificalis сообщается, что Е. умер 26 мая и погребен на Ватиканском холме рядом со св. ап. Петром. Однако эти сведения противоречат как общему исчислению длительности епископского служения, так и указанию в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где дата памяти Е. помещена под 6 сент. и названо место - в катакомбах на Соляной дороге. Болландист Д. Папеброх предположил, что при редактировании Liber Pontificalis дата смерти Е. была перепутана с датой перенесения его мощей с Соляной дороги на Ватиканский холм (составитель жизнеописания мог легко ошибиться, поскольку по рим. хронологической системе 6 сент. является 8-м днем до сентябрьских ид, в то время как 26 мая - 8-м днем до июньских календ). О захоронении Е. на Ватиканском холме упоминается в каталоге папы Феликса IV (III) (Catalogus Felicianus, после 530), но в Мартирологе блж. Иеронима об этом не говорится. По преданию, впосл. мощи Е. покоились в ц. св. Иоанна (Сан-Джованни делла Пинья). В 1591 г. они были перенесены в ц. св. Сусанны на Квиринале; ныне находятся в капелле св. Лаврентия.

http://pravenc.ru/text/189695.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) КОММОД Луций Элий Аврелий (31.08.161 - 31.12.192), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов КОНРАД МОНФЕРРАТСКИЙ (ок. 1146 — 28.04.1192), маркграф Монферрата, один из предводителей 3-го крестового похода, сеньор Тира, король Иерусалимского королевства (1192) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР (ок. 250 - 306), рим. император (цезарь с 293; август с 305), основатель династии Флавиев (Константинов) КОНСТАНЦИЙ II [Флавий Юлий Констанций] (317-361), рим. император (с 337), 2-й сын имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ в средние века военные экспедиции, санкционированные Папским престолом и проходившие под лозунгом защиты христ. святынь и освобождения земель от «неверных»

http://pravenc.ru/rubrics/122970_11.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИПОДИЙ И АЛЕКСАНДР [лат. Epipodius et Alexander] († 178?), мученики (пам.зап. 22 и 24 апр.), пострадавшие в г. Лугдуне (ныне Лион, Франция). Е. и А. впервые упоминаются в проповеди на день памяти мучеников, к-рая сохранилась в составе т. н. сборника Евсевия Галликана . Проповедь была составлена в Лугдуне в сер. или во 2-й пол. V в., возможно свт. Евхерием или свт. Патиентом. Она состоит из восхвалений мучеников, конкретных сведений о Е. и об А. в проповеди почти нет. Мученики названы «победными знаменами нашей Церкви» (tropaea Ecclesiae nostrae) и сравниваются с апостолами Петром и Павлом. Составитель проповеди подчеркнул особое почитание Е. и А. в Лугдуне. Сохранилось Мученичество (Passio) Е. и А., состоящее из 2 частей и предназначенное для чтения в дни их памяти. После краткого риторического предисловия следует рассказ о гонении в Лугдуне, сведения о к-ром заимствованы из «Церковной истории» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской ( Euseb. Hist. eccl. V 1-3). Знатные юноши Е. и А., испугавшись мучений, покинули город и укрылись в хижине одной вдовы-христианки. А. был греком, Е.- уроженцем Лугдуна. Они вместе выросли, получили образование и приняли крещение. Вскоре юношей обнаружил сыщик (inquisitor), схватил их и отвел в темницу. При аресте Е. потерял сандалию, впосл. вдова хранила ее как святыню. Через 3 дня юношей доставили к судье на допрос. Е. и А. исповедали себя христианами, что привело в ярость судью и собравшуюся толпу. Приказав увести А., судья обратился к младшему из мучеников и начал уговаривать его отречься от веры, угрожая пытками. Е. объяснил, что не следует предпочитать «рабство тела» «владычеству души». Красноречивый ответ вызвал гнев у судьи, и он ударом кулака выбил Е. зубы, а затем приказал пытать. Под рев толпы, требовавшей побить Е. камнями или рассечь его по частям, мученика увели и отсекли ему голову. На 2-й день после казни Е. судья «возжаждал крови блаженного Александра». После краткого спора с судьей мученик был высечен или избит палками, однако не отрекся от Христа. Судья приказал привязать А. к кресту и нанести ему глубокие раны, после чего мученик скончался. Христиане тайно вынесли тела казненных и похоронили на холме за городом. Мученичество завершается рассказом о чудесных исцелениях, происходивших по молитве у сандалии Е. Дата мученической кончины Е. и А. приходится на период гонений на христиан при имп. Марке Аврелии (161-180). Исследователи расходятся в оценке достоверности сведений, изложенных в Мученичестве. И. Делеэ считал их «не слишком важными», А. Аморе относил составление Мученичества к V в. и отмечал «простоту» и «искренность изложения».

http://pravenc.ru/text/190031.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКТОР [лат. Victor; греч. Βκτωρ] (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая). Воин-христианин В. служил в рим. армии под начальством дукса (или комита) Севастиана. Когда начались гонения на христиан, его призвали к военачальнику и велели принести жертвы языческим богам. В. отказался и был подвергнут пыткам, его бросили в раскаленную печь и оставили в ней в течение 3 дней, но мученик остался невредимым. Затем его заставили съесть отравленное мясо, но яд не подействовал, а чародей, приготовивший зелье, уверовал во Христа. После этого В. предали еще большим мучениям: ему вытягивали жилы, бросили в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами, вливали в уста мученика прах, смешанный с уксусом. Затем ему выкололи глаза и повесили вниз головой, при этом ослепившие его воины сами потеряли зрение, но впосл. исцелились по молитве святого. Узнав об этом, Севастиан велел содрать с него кожу. Присутствовавшая при его страданиях христианка по имени Стефанида увидела 2 лучезарных венца, спускающихся с неба, и открыто исповедала Христа. Она была казнена по приказу военачальника, а В. отсекли голову. Перед смертью В. предсказал гибель, ожидающую его мучителей, что вскоре сбылось. Когда В. был обезглавлен, произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко. Мч. Виктор. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 1-я пол. XI в. Мч. Виктор. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 1-я пол. XI в. Житие В. сохранилось на греч., лат., копт. языках. Тексты содержат значительные расхождения относительно времени жизни и места кончины мученика. Согласно лат. источникам (BHL, N 8559-8563), В. происходил из Киликии (М. Азия), по греч. версии (BHG, N 1864) - он был родом из Италии. По лат. и греч. житиям, В. пострадал в царствование имп. Антонина Пия (138-161), по копт. житиям - в гонения имп. Диоклетиана (BHO, N 1242-1244), по мнению большинства историков, при имп. Марке Аврелии (161-180).

http://pravenc.ru/text/158514.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010