I. Святой Прокопий (III в.), воспоминаемый ныне церковью, до принятия христианства называвшийся Неанием, жил в Иерусалиме. Отец его был христианин, мать язычница; последняя воспитала его в язычестве и определила в службу. В то время царствовал в римской империи Диоклитиан. Неаний получил от него поручение преследовать христианство, но поехал не особенно охотно; он видал многих христиан в доме своего отца, сам вглядывался в жизнь их и много слышал от других о той твердости, с какою отстаивают они свои убеждения. Таким образом Неаний составил себе мнение о христианах, как о людях достойных, и только долг службы мог понудить его к исполнению неприятного поручения императора. На пути к месту назначения Неания и спутников его застигла буря; затем началось землетрясение. И вот в шуме бури слышится Неанию голос, упрекающий его за то, что он хочет восстать на Самого Христа. «Кто Ты, Господи?» в страхе спросил Неаний. «Я Иисус распятый, Сын Божий», отвечал голос – и в то же время Неаний увидел на небе изображение креста. Это видение сильно повлияло на Неания. Прибыв в город Скифополь, он заказал себе сделать крест на подобие виденного в небе; отныне этот крест он с благоговением хранил при себе. С христианами Неаний обращался кротко. Затем он направился в Константинополь. Здесь граждане обратились к нему с просьбою отразить набеги диких кочевников, которые нередко нападали на город и грабили в нем. Неаний с небольшим числом воинов вышел против варваров и разбил их. Возвращаясь с победой, он встретил свою мать; та радовалась, благодарила богов за победу и убеждала сына совершить торжественное жертвоприношение идолам. Но Неаний стал говорить ей, что не ничтожным языческим богам он обязан своей победой, а единому истинному Богу, и в доказательство ничтожности идолов вошел вместе с матерью в молельню ее и начал сокрушать идолов, попирая их ногами. Мать оскорбилась и поспешила в Антиохию, где жил император, с жалобою на сына. Диоклитиан немедленно поручил палестинскому правителю Юсту расследовать дело и, если Неаний объявит себя христианином, то действовать на него убеждениями, а в случае неуспеха и мерами строгости. Юст сообщил Неанию о повелении императора; Неаний действительно исповедал себя христианином. Тогда начался для него ряд мучений, настолько жестоких, что сами язычники при виде страданий святого мученика содрогались, а некоторые плакали. «Не обо мне плачьте», говорил им Неаний, «а о погибели душ ваших». Наконец он был обезглавлен обратив во время мучений ко Христу множество язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

15-е Св. муч. Гурия, Самона и Авива Гурий и Самон, урожденцы города Едессы, в гонение Диоклитианово и Максимианово удалились в некое пустынное место, не переставая угождать Богу и наставляя в вере, кого могли. Узнал о них правитель Антонин и велел разыскать их. Посему взяты были Гурий и Самон и с ними множество верующих. Антонин велел всем принесть жертву идолам; но ни один не захотел отступать от Господа. Тогда, помыслив, что если преклонит учителей к отступничеству, то и прочие последуют их примеру, приказал высечь розгами всех остальных и отпустить, а Гурия и Самона оставить на истязание и заключить в темницу. В это время прибыл в Едессу сановник Музоний, нарочито посланный для наблюдения за исполнением указов о христианах. Он потребовал их на суд и, после жестоких пыток, велел обезглавить (304 года). Авив диакон пострадал там же, лет чрез пятнадцать после Гурия и Самона, именно – в гонение Ликиния. Гонение касалось преимущественно распространителей веры христианской. Узнавши, что его ищут для суда, Авив добровольно явился к градоначальнику и был предан пыткам железом, а потом и огнем. В сих муках и предал душу свою Богу (около 320 года). Верные похоронили его у мощей Гурия и Самона. Господь прославил святых мучеников многими чудесами, содеянными по вере прибегавших к ним с молитвою; из них вспомянем одно преславное. В 395 году полчища Гуниов Ефталитов (так называемых белых Гуинов, или Гайтал, в нынешних Мерве и Афганистане) делали великие опустошения в Сирии и Месопотамии, угрожали и городу Едессе. Император, для усиления стоявших там войск Греко-Римских, послал новые полки туда. В числе воинов, прибывших в состав гарнизона Едесского, был и некто родом Готф. Он жил в доме вдовы, именем Софии, которая имела единственную дочь, прекрасную душою и телом, воспитанную в страхе Божием. Случилось же тому Готфянину увидеть Евфимию (как называлась дочь вдовы); прельстившись красотою ее, он просил мать отдать ему дочь в жену. Но мать оказала: «не отдам единственной дочери моей в чужую землю; ты – человек иностранный и отведешь ее в свою землю, а я останусь в печали и горести, потому что не могу жить без нее». Он же, то угрозами (потому что был влиятелен по чину своему), то ласками и мольбами, то и подарками, как человек не бедный, не переставал склонять вдову согласиться на брак. А как дошли до ней слухи, что навязчивый жених имеет уже жену на своей родине, то она сказала ему: «я слышала, что у тебя есть жена и дети в твоей стране». Готф, плененный красотою девицы, с клятвою именем Божиим заверил, что никогда не имел жены, что любит только дочь ее и сделает ее госпожою всего имения своего. София поверила обманщику и согласилась на брак, предав себя воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

15-е Святого преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского Родом из города Самосаты, в Сирии, сын благородных родителей, Лукиан получил хорошее образование, открывавшее ему путь к светским должностям. Однако же, с молодых лет полюбивший высшие духовные предметы, он, по смерти своих родителей, раздав всё своё имущество бедным, посвятил себя любимым занятиям и, придя к исповеднику Макарию в Одессу, пользовался наставлениями его в изучении священного Писания; при этом проводил строгую жизнь, за которую, равно как и за ревностное распространение слова Божия между Иудеями и язычниками, был посвящён в сан пресвитера Антиохийского. Здесь Лукиан устроил училище, сам же предавался изучению Писания и деятельному проповедованию веры во Христа. В 303 году, во время гонения при Диоклитиане, он, в числе других исповедников веры, потерпел в Никомидии от преследования гонителей, но в этот раз, сверх ожидания, был освобождён и возвратился в Антиохию, где и продолжал свою прежнюю христианскую деятельность. В это время он присоединил к своим занятиям исправление Греческого текста Библии , что признаётся великой заслугой, так как в то время текст Писания был во многом искажён – частью ошибками, вкравшимися в него от переписчиков, частью и умышленными изменениями со стороны злонамеренных людей. Ради этого полезного труда Лукиан предварительно изучил Еврейский язык. В 311 году, когда ярость гонителей христианства, как бы сознавая приближение его торжества, доходила до крайних пределов, Лукиан был схвачен и представлен в Никомидию, где находился тогда император Максимилиан; но, не страшась опасности, он смело представил префекту-мучителю апологию, составленную им в защиту христианских истин сильнейшими и красноречивейшими доводами. В ней, между прочим, упоминая о воскресении Христовом, Лукиан говорит: «воспользуюсь свидетельством самого места, где это случилось; само место соглашается со мною: Голгофская гора, рассевшаяся под славой Креста, та пещера, которая, по отверзтии входов преисподней, снова возвратила одушевлённое тело, чтобы более светлым вознеслось оно на небо... Привожу вам во свидетели само небо, которое, узрев, что делают нечестивые на земле, в полдень сокрыло свет свой. Поищите в ваших летописях и вы найдёте, что при Пилате, когда страдал Христос, день прерывался солнечным затмением».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

18-е Св. муч. Севастиана и дружины его: свв. мучч. Никострата, Зои, Кастория, Трагквиллина, Маркеллина и Марка, Клавдия, Викторина и Симфориана, Тивуртия, Кастула Севастиан, родом Итальянец, получил хорошее образование в Медиолане и, поступив в военную службу, был замечен и отличен за многие свои достоинства и поставлен начальником придворной стражи при императоре Диоклитиане. Исповедуя христианскую веру, он, во время жестокого гонения, воздвигнутого в то время на христиан, не желая выступать произвольно на мученический подвиг, в тайне до времени хранил свою веру, пребывая вместе с тем в готовности открыто исповедать её, а в ожидании того пользовался всеми случаями, чтобы действовать в пользу своих единоверцев и утверждать колеблющихся христиан. Таким образом утвердил Севастиан в терпении до конца и двух братьев, Марка и Маркеллина, которые, хотя и выдержали многие истязания за веру во Христа, но отданные под надзор одного язычника, именем Никострата, бывшего начальником темницы, ради того, чтобы он уговорил их ценой отречения от своей веры избавиться от смертной казни, и окружённые родственниками, умолявшими их не губить себя, готовы были, наконец, уступить слёзным настояниям своих близких... В это время пришёл к ним в дом Никострата Севастиан и с горячностью стал их вразумлять своими вдохновенными речами: – О, крепкие воины Христовы, которые уже так мужественно вытерпели многие мучения за Христа, неужели ради ваших родственников вы пожертвуете вашим мученическим венцом! – обратился он к смущённым видом страдания своих близких братьев, – неужели ради пристрастий земных вы лишите себя вечной славы небесной! Будьте же мужественны! И научите вашим примером, что оружием воинов Христовых должно быть не столько железо, сколько вера Христова. Подымите же ваше славное знамя и не выдавайте его врагу! Не смущайте сокрушением плачущих о вас; разве не обратились бы в радость слезы их, если бы они знали то, что вам известно? Они думают, что нет иной жизни, кроме той, которой вы лишаетесь ради Христа... если же бы знали они, что существует другая, вечная и блаженная, то сами пожелали бы её и презрели бы временную, поняв, что не стоит она того, чтобы дорожить ею. Разве удовлетворяет она стремления человеческие? Разве не разрушает все надежды? Разве не полна суеты, лжи и горя... Разве не вводит в жестокие заблуждения? Обольщая своими призрачными благами, она ради них подымает руку брата на брата, как разбойника на беззащитного путника, допускает неправосудие, гордость, угнетение, хищение, и всё это – ради приобретения мимолётных, изменчивых, непрочных благ житейских, в конце концов во всяком случае поглощаемых смертью...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

30-е Св. священномуч. Зиновия, еп. Эгийского, и Зиновии, сестры его Зиновий и сестра его Зиновия родились в г. Эгах (в Киликии) во II пол. III стол. и, воспитанные в законе христианском благочестивыми родителями, достигнув совершенного возраста, раздали всё имение своё бедным и проводили истинно-Богоугодную жизнь – в назидание и утешение всех местных жителей, которые до такой степени уважали их, что пожелали иметь Зиновия своим епископом. Когда это избрание состоялось, то Зиновий только продолжал и расширил свою благотворительную деятельность и ревностно наставлял свою паству и вместе с тем увеличивал её постоянно, присоединяя к ней вновь просвещённых им язычников. Между тем началось страшное гонение на христиан от императора Диоклитиана. Между прочим и в Киликию был прислан царский сановник Лисий с предписанием отклонить народ от веры христианской и с полномочием беспощадно карать и истреблять непокорных. Не мог в это время укрыться озаряющий всю местность христианский светильник – епископ Зиновий, прославленный уже от Бога даром чудотворений, которым привлекал он неверующих и утверждал привлечённых им к вере Христовой. Послав за этим влиятельным христианином, Лисий сказал ему: – «нахожу излишним вдаваться с тобой в долгие рассуждения, и потому в коротких словах предлагаю тебе избрать одно из двух: жизнь, если признаешь богов наших, или – смерть, если не поклонишься им». – Жизнь – не жизнь без Христа, а смерть за Христа не есть смерть, но бессмертная жизнь, и потому избираю смерть за Христа, – отвечал Зиновий. –Увидим, придёт ли к тебе на помощь Христос твой, – поглумился язычник и велел предать истязаниям христианина. Узнав об этом, сестра епископа – Зиновия поспешила на место мучения и неустрашимо обратилась к Лисию: – я также христианка, – сказала она, – я также, как и брат мой, исповедую Бога истинного – Иисуса Христа и желаю пострадать за Него вместе с братом моим... Напрасно убеждал Лисий Зиновию отречься от того, что он почитал заблуждением, напрасно думал устрашить её, представляя позор и ужас казни в глазах всего народа. Потеряв надежду склонить её к отречению от Христа, он велел подвергнуть её вместе с братом её – пытке огнём. Но и среди жестоких страданий мученики радостно воспевали Божественные псалмы. С радостью пошли они на смертную казнь и, с благодарением к Богу преклонив под меч головы, предали свои души единому и несомненному Источнику блаженной вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I. Во время императора Диоклитиана Епиктет, пресвитер и Астион, монах (память их под 7-м числом июля) благочестиво жили на востоке и, во время гонений на христиан, были схвачены и заключены в тюрьму Латронианом, алмиридийским князем. Тогда Епиктет сказал Астону: «Возлюбленный Астион! Когда завтра приведут нас пред судьей, и он спросит нас о имени, отечестве и родителях, то одно ответим: “Мы христиане, это имя наше, род и отечество”. Если Богу угодно будет, чтобы мы пострадали за Христа, то при налагаемых на нас мучениях не станем представлять мучителям ничего о себе другого, кроме того, что будем молиться Богу, говоря одно: “Господи Иисусе, Твоя в нас да будет воля”». На другой день утром среди города устроено было общенародное судилище, на котором поставлены были оговоренные в христианстве Епиктет и Астион. Судья, севши на свое кресло, в присутствии народа, спросил подсудимых: «Откуда вы родом, как вас зовут по имени и отечеству?» Епиктет отвечал на сделанный вопрос: «Мы – христиане и рождены от христианских родителей». – «Не об этом спрашиваю вас, – возразил Латрониан, – скажите имена ваши, я уже знаю ваше вероучение». Опять св. мученики отвечают ему: «Мы – христиане: единому Господу нашему Иисусу Христу покланяемся, а идолов гнушаемся». – Услышав это, князь весьма рассердился и повелел обнажить их и бить без милосердия в продолжение долгого времени. Мученики, обагряемые кровью от бесчисленных причиняемых биением им ран, возводили очи на небо и громко молились: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Да будет воля Твоя с нами!». При этом Латрониан язвительно смеялся и укорял св. мучеников, говоря: «Где ваш Заступник, у Которого вы просите помощи? Пусть Он придет теперь на помощь вам и возьмет вас из рук моих». Св. же мученики опять воззвали: «Да будет воля Бога нашего в нас!». Этим еще более разъярился мучитель и повелел повесить их тут же и строгать их тела немилосердно железными ногтями (орудиями – железными крючками наподобие ногтей). Однако ж и теперь мучитель не исторг из уст мучеников других слов кроме прежних: «Мы – христиане, о, мучителю Латроне, пусть совершится в нас воля Бога нашего». Судья же, считая за бесчестие себе быть побежденным мучениками, повелел опалять их зажженными факелами, но и при этом ничего другого не услышал от них, кроме прежних слов исповедания своей веры. Затем, претерпевши такие мучения, святые были отведены в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Восемнадцатый день. Св. муч. Севастиан и дружина его. (О бытии загробной жизни). I. Св. Севастиан, память коего совершается ныне, был начальником дворцовой стражи при императорах Диоклитиане и Максимиане. Цари любили его за храбрость на войне и мудрость в совете, и всегда держали при себе, оказывая ему полное доверие. Но они не знали, что Севастиан христианин. Не из страха преследоваиий Севастиан скрывал веру свою: не пришло еще ему время открыто исповедать Господа нашего Иисуса Христа; а до тех пор он не пропускал случая помогать своим единоверцам и с твердостию ожидал того времени, когда самого его Господь призовет на священный подвиг. Время это наступило. Два брата Маркеллин и Марк, за исповедание христианской веры, были в Риме приведены к эпарху (правителю города), который потребовал, чтобы они отреклись от Христа. Ужаснейшие истязания не поколебали твердости двух братьев; их осудили на смерть. Уже они склонили головы под секиру палача, готовые радостно умереть за имя Христово, как вдруг эпарх, смягчившись просьбами родственников их, согласился отложить на месяц казнь. Мученики были отданы под присмотр одному язычнику, по имени Никострату, который должен был через месяц опять представить их к эпарху, если в продолжение этого времени они не отрекутся от веры своей. Началась для братьев новая борьба, труднее первой. Родственники их, язычники, всячески старались уговорить их от святого подвига. Чего не могли сделать ни страх смерти, ни ужаснейшие мучения, то сделали моления престарелых родителей, рыдания жен и детей, увещания сродников и друзей. Сердца твердых мучеников поколебались: дух потерял прежнюю бодрость; они плакали вместе с семейством и почти были готовы купить отступничеством от Христа право на жизнь и ее блага. Севастиан находился в доме Никострата с многочисленными сродниками и друзьями Маркеллина и Марка. Заметив, что мученики готовы уступить мольбам и слезам своих близких, он встал и, обратясь к ним, воскликнул: «о, крепкие воины Христовы! «Неужели вы», так великодушно претерпевшие мучения, «сложите с себя теперь, ради ласк и слез, заслуженный венец?» Будьте достойными воинами Христа! Вооружитесь верою, поднимите славное знамя ваше и не выдайте его ради детских рыданий! Те самые, которые теперь плачут, возрадовались бы за вас, если бы знали то, что знаете вы. Они думают, что нет жизни, кроме той, которой вы лишаетесь за Христа. Если бы они знали, что за этою жизнью есть жизнь вечная, то сами бы пожелали разделить ваш подвиг и презрели бы временную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать восьмой день. Поучение 1-ое. Святая великомученица Параскева. (Утешения для гонимых за правду). I. Святая Параскева (III в.), память коей совершается ныне, была дочь благочестивых родителей, живших в городе Иконии (в Малой Азии). Они умерли, когда Параскева была еще в очень юных годах. Оставшееся после родителей богатое наследство Параскева употребила на дела благотворительности, помогала неимущим и принимала странников. Она старалась также распространять слово Божие среди язычников. В то время император Диоклитиан жестоко преследовал христианство . Сановник императорский, прибыв в Иконию и узнав о том, что Параскева исповедует христианство, заключил ее в темницу, а затем потребовал на суд. Когда святая мужественно отвергла предложение принести жертву идолам и обличила судий, правитель пришел в гнев и приказал предать ее истязаниям. Израненную, еле дышавшую Параскеву бросили в темницу. Но велико было удивление мучителей, когда на другой день, войдя в темницу, они нашли Параскеву спокойно молившеюся, и тело ее не носило следов страданий. Бог исцелил ее по ее молитве. Но правитель подумал иначе. «Видишь», сказал он, «боги наши помиловали тебя и возвратили к жизни; воздай же им благодарность». Святую повели в храм; но едва она вошла, как идолы с шумом упали с своих мест. Озлобленные язычники стали тогда просить правителя наказать Параскеву еще строже, чем накануне, за оскорбление идолов: сжечь ее на медленном огне. «Господи Боже», молилась святая во время мучений, «Ты трем отрокам охладил горячую печь, Ты избавил от огня мученицу Феклу; спаси и меня от рук мучителей моих». Молитва Параскевы была услышана: огонь не сделал ей никакого вреда. Множество язычников, видя это чудо, уверовали в Бога и восклицали: «велик Бог христианский». Волнение в народе испугало правителя и он велел прекратить мучения Параскевы, умертвив ее мечем. Так пострадала за веру Христову св. исповедница. II. Невозможно, братие, исчислить всех гонимых за правду, невозможно заметить все виды злости человеческой, искони изливаемой на праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010