3. О четырех тысячах имен Божиих Книга, в которой передаются четыре тысячи имен Божиих Ученые мусульмане, при разговоре с ними о тысяче имен Божиих, говорили, что полное число имен Богу четыре тысячи. В подтверждение своих слов они ссылались на книгу под названием джамигу асмаи-лляг «Сборник имен Божиих», в которой перечислены те имена. Указывая на четырехтысячное число имен Божиих и на книгу, содержащую их, мусульмане хотели показать, сколь обширными, как глубокими сведениями о Боге обладает богословская их наука, мне не удалось видеть книги, передающей четыре тысячи имен Божиих: владелец ее, Ишан (мусульманский аскет среди татар-мусульман), с известного времени враждебно расположенный к христианам, или, как мусульмане говорят, к русским, не хотел дать ее мне для прочтения. Потому, этот рассмотр исламских сведений о четырех тысячах имен Богу может здесь представить только общие черты их учения, о котором будем судить, опираясь только на устные указания мусульман, насчитывающих 4000 имен, и соображая их указания с теми сведениями, какие получены при рассмотрении тысячи имен Божиих и отношения их к 99 именам, надеемся, что степень исламских богословских сведений о Боге их знания мусульманами четырех тысяч имен Его довольно верно определится, если в словах ученых мусульман, ставивших в похвалу своему Богословию знание 4000 имен Бога, поищем ответы на вопросы: 1) Сколько тверда уверенность мусульман в своем знании 4000 имен? 2) Основательны ли рассуждения некоторых мусульман в доказательство своего знания 4000 имен Божиих? 3) В какой мере 4000 имен расширили круг исламских понятий о Боге? Послушаем, что говорят мусульмане в ответ на вопрос: 1) Сколько тверда уверенность мусульман в том, что им известны четыре тысячи имен Божиих? Исламские ученые, говоря, что они знают четыре тысячи имен Божиих, указывали на книгу, в которой собраны эти имена. Указания их на книгу с 4000 имен с первого раза заверяют в действительности исламских сведений о таком числе имен Божиих; но в то же время, в одном татарском сборнике нахожу выписку, передающую слова исламского ученого об отношении этих четырех тысяч имен к познанию их мусульманами. По его словам, четыре тысячи имен Божиих прямо и все не входят в область исламского Богопознания; а потому те сведения мусульман о 4000 имен, какие должны заключаться в том сборнике, на который указывали мусульмане, представляются сомнительными, по крайней мере не такими, в которых была бы видна та широта, ясность, определенность знания, какие ожидаются при точном указании четырехтысячного числа имен. Выписка в татарском сборнике взята из толкования на Коран, написанного Сарбадием, на языке, как предполагаю по имени составителя толкования, персидском; в татарском сборнике она передана на татарском языке; вот текст ее с русским переводом:

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

2. О тысяче и одном имени Божием Со списком девяносто девяти имен Божиих, приведенным выше из книги Мишкяту-л-мясабих, Тебризия, согласен по числу имен только вписок в Хизбуль-агзам, Алькариев, по константинопольскому изданию; книги по казанским изданиям и рукописные списки у татар-мусульман с именами Божиими содержат из более девяноста девяти. В Алькариевом сочинении, по казанскому изданию, перечень имен передает 101 имя; в брошюре с татарскими приписками к именам читаться 103 имени; столько же их и в Авради-Фатхия; в списке кавказского мусульманина 102 имени. В каждом из указанных списков к 99 именам прибавлены имена: в Хизбуль-агамаз. по казанскому изданию: Благодетельствующий (после 80-го имени), Дарующий (после 89-го); в брошюре с татарскими приписками: Господь (после 85-го имени), Правдивый, Покровитель (102 и 103 имя); в списке кавказского мусульманина: Помогающий (после 39-имени), Прекрасный (после 41-го), Близкий (после 43-го). Эти три списка прекрасных имен Божиих увеличили каноническое для мусульман число их восьмью именами. Ученый мусульманин., которому указано было на несходство казанских списков имен со списками, которые признать должно верными, на несогласие их между собою, на противоречие преданию о числе имен, желая отклонить или, по крайней мере, ослабить неодобрительный отзыв об этих списках, в защиту достоинства их, говорил: «Что ж? Избыток имен не есть недостаток, у Бога много имен; у Него есть тысяча имен!» Другой из ученых мусульман, когда ему было говорено, что девяносто девять имен Божиих, собранные в список у них, известны христианам, что они смысл каждого имени знают лучше, чем мусульмане, с желанием удержать превосходство Богопознания за исповедниками его веры, указал, как и прежний, на тысячу имен божиих, известных исламскому Богословию. Мусульмане, указывая на тысячу имен Бога, имели в виду небольшую книжку, напечатанную в Казани. в 1858 г., с заглавной надписью: Тысяча и одно имя Бога Всевышнего, и сила их 42 Предисловие к этой книжке начинается словами: «Предание о тысяче и одном имени Божием, непосредственно принятое от самого пророка (Мохаммеда), по рассказу Ибн-Аббаса. таково: в одни день пророк Божий сидел в мединской мечети; к нему пришел ангел Гавриил, сопровождаемый семидесятью тысячами ангелов, и сказал: «Всевышний Господь приветствует тебя и говорит: мир тебе! Вместе с этим приветствием он послал тебе подарок, какого не посылал ни одному пророку прежде тебя». Мохаммед спросил: что это за подарок? Гавриил сказал: «это – тысяча и одно имя Бога Всевышнего». Пророк сказал: изъясни мне достоинство и спасительные качества этих имен. «Пророк Божий! отвечал ангел, «все достоинства и свойства сих имен вполне известны одному Господу; кроме Его никто их не знает. Если бы все реки сделались чернилами, все деревья письменными тростями, и все живые существа писцами, и тогда не могли бы быть описаны все спасительные действия этих имен» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

4. Правила, какие из познания имен божиих выводит христианское богословие для жизни христианина, мусульманское – для мусульманина Бог в своем слове, или в свящ. Писании, открывает верующим имена свои, Богословие объясняет смысл их, молитва служит выражением понимания смысла тех имен и выражением чувства сердца, сопровождающего это понимание. Но правильность понимания и чистота чувства, последующая за пониманием, обнаруживается еще в целой жизни человека, или, скажем общее, в жизни целого народа, руководствующегося теми понятиями о Боге или, что тоже, именами о Нем. В этом отношении жизнь и каждого человека, и жизнь целого народа является выражением образа и степени понимания имен Божиих. Чтобы помочь человеку правильно перевести в свою жизнь понятия свои о Боге, помочь ему сознать обязанность перевести свое ведение в жизнь, Богословие, уясняя понятия о Боге, начертывает правила для его деятельности, соответственной тем понятиям; возводя разум его к вере в Божественное, указывает ему вытекающую оттуда обязанность жить жизнию, выражающею в своей мере те свойства Бога, какие он знает в Боге через имена Его ( Матф. 5:48 ). Эти правила, выведенные умозрительным Богословием из познания имен Божиих, более или менее мудрые соответственно качеству самого умозрения, ощутительнее дают основание судить и о самом умозрении, из которого они выведены. Если такие правила высказываются или выводятся из догматов веры и одним лицом, они имеют характер общего голоса всех исповедников того учения, когда согласно принимаются всеми ими. Потому если мы теперь сделаем, хоть небольшое, сравнение уроков, какие дает исламская мудрость, указывая мусульманам прекрасные имена Бога, с правилами, какие дает нам наше Богословие, объясняя свойства Бога: то яснее правила для жизни, выводя из познания тех имен, а качеством своих правил указывает на лучшее умозрительное познание их. Правила употребления 99 имен Божиих мусульманами в своей жизни дает книжка с сими именами, изданная в Казани 39 . Приписки, на татарском языке, к каждому имени, указывая, кому, когда, каким способом употребить имя, извлечь из него благотворную силу в свою пользу, дают ясное понятие о том, какое делает приложение к жизни мусульманский – татарский мир из своего познания 99 имен Божиих. Удобство сличения его с христианским дает «Догматическое Богословие Православной Церкви», в уроках, какие там выведены из познания того или другого свойства Божия. Остерегаясь расширить здесь сличение, не выписываю самых объяснений свойств Божиих, из которых выведены правила; кому потребно будет видеть связь правила с объяснением, тот может обратиться к самой книге. По той же причине в передаче правил, я сократил некоторые выпуском несколько слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

О прекрасных именах Божьих Это название именам Божиим взято мусульманами из Корана оно читается в нескольких стихах этой книги; вот один из них: У Бога есть прекрасные имена. Ими призывайте Его, и оставьте тех, которые спорят об именах Его. Коран. 7:179. Другие стихи Корана с этим названием именам в 17:110. 20, 7. 59:04. Мусульмане, оценивая свои познания о Боге, свою речь о прекрасных именах Бога любят начинать указанием на число имен, известных им, как на признак своего обширного познания о Боге. Они говорят, что прекрасных имен Божьих девяносто девять и подтверждают это словами их вероустановителя Мохаммеда. Сказал он – благословение и мир ему от Бога Всевышнего: истинно, у Бога Всевышнего девяносто девять имен 6 . Но указывая на это предание (хадис изречение пророка), мусульмане строго не ограничивают своих богословских сведений знанием только 99-ти имен; некоторые из их ученых возвели полное число прекрасных имен до тысячи одного; были между ними, по отзывам мусульман, более тонкие и проницательные богословы, особенно аскеты, посвятившие себя созерцательному благочестию. Известные под титулом гарифуна билляг (познающие Бога, созерцатели Бога), которые, не довольствуясь и тысячным число, насчитали всех имен у Бога четыре тысячи. Следует по порядку рассмотреть исламское учение о каждом из этих трех отделов имен Божьих; но как 99 имен Бога есть число как бы каноническое у мусульман, потому оно только и потребует более подробного рассмотрения, сравнительно с двумя другими делами. 1. О девяносто девяти именах Божиих Желая верно оценить качество исламского учения о 99-ти прекрасных именах Божиих, при сличении его с христианским, видим потребность 1) указать здесь некоторые из тех сочинений, в которых передаются имена; 2) узнать сами имена в обыкновенной форме, в какой они перечисляются, и 3) ознакомиться с суждениями мусульман о значении имен Божиих в их исламском Богопознании и об отношении исламского знания имен к сведениям о них у христиан. 1. Сочинения, в которых передается список имен Божиих:

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

О именах Божиих в христианской вере Мохаммеданин, усваивая познание имен Божиих, какие у него в списке, только одному своему вероучению, обнаруживает в себе полное неведение и об источнике, из которого христиане черпают свои познания о Боге, об именах Его, и о степени познания христианами смысла, содержащегося в каждом имени, и об употреблении имен Божиих христианами к своему назиданию и спасению в жизни. Узнай, мусульманин, что христиане имеют самый чистый источник сведений об именах Божиих в свящ. Писании, – в книгах, заключающих истинное откровение или слово Божие, что смысл имен Божиих у христиан объясняется в науке Богословия, – в систематическом изложении учения истинной веры, открытой в Писании, что употребление имен Божиих, познание которых христиане ставят в руководство себе в продолжение своей жизни, ясно указывается в молитвах, из каких состоит христианское Богослужение. Сличим: 1) исторические сведений об именах Божиих у христиан и мусульман, 2) изъяснения их в Богословских науках их, 3) употребление имен в молитвах. После каждого из трех отделов, не стану переходить к твоему учению для сличения его с нашим; когда ты познакомишься с нашим в этих трех отношениях, тогда обратимся к твоему, и закончим этот отдел 4) рассмотрением того, как познание имен Божиих выразить в своей жизни указывает вам ваше исламское учение, а нам – наше христианское. 1. Имена Божии в Священном Писании Указывая мена Божии в Свящ. Писании, не буду приводить самих слов Писания, в которых они читаются, а передам отдельно одни имена в простом списке, указав только книгу, главу и стих, в которых читается указанное имя. Знаю, что мусульманин, запуганный ложными внушениями своих учителей, боится взглянуть на страницу Свящ. Писания; но предполагаю, что такое, требующее внимания к себе, дело, какова наша беседа о Боге, может склонить его к прочтению тех мест Писания, на которые будет указано, если ему угодно будет проверить мои указания. Мы, русские, читаем Свящ. Писание, первоначально написанное на еврейском и греческом языках, в переводах на славянский и русский языки; мусульмане, читающие свою вероучительную книгу – Коран, только на арабском языке, думают, что перевод вполне не передает значения подлиннике.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

2. Имена Божии в системах исламского богословия При рассмотрении учения о именах Божиих в христианском Богословии, мы останавливались на трех общих вопросах: 1) на понимании отношения имен Божиих к нашему разумению и к существу самого Бога, 2) на понимании взаимного отношения имен Божиих, и 3) какие уроки для жизни выводит Богословие из учения о именах Божиих. С этих же сторон рассмотрим и исламское учение о именах Бога. 1) Понимание мусульманами отношения имен Божиих к нашему разуму и к существу самого Бога Христианское Богословие, приступая к изложению своего учения о Боге, благоговейно исповедует непостижимость существа Божия для сотворенного разума. Что об этом находим в исламском Богословии? Мохаммеданское Богословие разуму в уяснении того, что принимается верою в области Откровения Божия, предоставило больший простор, нежели какой дает ему, только как орудному началу в изъяснении истины веры, христианское Богословие. В Акаид-Асафийя – кратком изложении членов исламской веры – делается различение между способами естественного или опытного познания и познания сверхъестественного или через Откровение. О познаниях, приобретаемых разумом в области опыта, Насафий говорит так: Мужи истины говорят: вопреки учению Софистов, сущность и познание о них истинно. Способов для приобретения знания у людей три: здоровые чувства, верное свидетельство, разум. Чувств пять: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание; каждым из чувств познается то, для чего это чувство назначено. Верное свидетельство бывает двух видов: одно из них свидетельство единогласное, то есть, – свидетельство, утверждающееся на словах такого числа лиц, при каком нельзя предположить в них согласие на ложь. Оно доставляет знание непосредственное (т.е. не требующее доказательств), каковы знания о царях минувших времен и о странах отдаленных. Второй вид свидетельства – свидетельство пророка, подтвержденного чудесами: оно доставляет знание, приобретаемое чрез рассмотрение доказательств; доставляемое им знание равняется в верности и основательности знанию непосредственному. Разум так же есть способ к познанию. Знание, доставляемое им прямо (сразу), есть непосредственное, как например, знание того, что всякая вещь больше своей части. А знание, доставляемое им через рассмотрение доказательств, есть приобретательное.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Глава двадцатая 1. О спасительном значении имен Божиих в молитве. Учение св. отцов о совершенном – третьем образе молитвы Но те же св. отцы учат, что для нашего спасения недостаточно получить благодать Св. Духа, изливаемую на нас в таинствах крещения и св. миропомазания. Мы должны ее раскрыть в своей жизни посредством Божественных заповедей 982 , и в особенности чрез то же самое призывание имен Божиих, т.е. чрез нашу молитву 983 , которая, по свидетельству св. отцов Церкви, называется царицею или главою всех добродетелей 984 , и которою приобретается сила для исполнение самих заповедей Божиих и всего прочего, что нужно нам для нашего спасения 985 . Отсюда понятно, какое же великое спасительное значение имеют для нас имена Божии в нашей молитве. Ибо, если чрез сию молитву Господь посылает нам в таинствах благодать Св. Духа для начала духовной, христианской жизни, то чрез нее же осуществляется самое наше спасение. Чего достигаем мы молитвою, об этом лучше всего говорят нам св. отцы Церкви. К их учению о молитве мы и должны обратиться, чтобы увидеть все значение для нас имен Божиих в их молитвенном призывании в целях раскрытия в нас крещенской благодати Св. Духа или что то же – достижения нами нашего спасения. Будем в данном случае иметь в виду прежде всего учение св. Симеона Нового Богослова . В его творениях, в частности в 68 слове, мы находим замечательное учение о трех образах внимания и молитвы, которое и приведем в сокращенном виде. Так как самые главные благодатные достижения даются нам от Бога чрез третий образ внимания и молитвы, то остановим пока свое внимание на учении преп. Симеона относительно сего молитвенного образа. По словам св. отца Богослова, «третий образ воистину дивен есть и неудобоизъясним, и для тех, которые не знают его опытно, не только неудобопонятен, но кажется даже невероятным; и они не верят, чтобы подобная вещь бывала на деле. И в самом деле, в наши времена сей образ внимания и молитвы встречается не у множайших, a y весьма немногих, и, как мне думается, благо сие убегло от Нас вместе с послушанием... Ибо кто посвятил себя Богу и всю печаль свою возвергнет на Него и на духовного отца своего, так что по истинному послушанию перестанет уже жить своею собственною жизнью и творить волю свою, но умрет для всякого пристрастия мирского и для тела своего, – такой какою привременною вещию может быть побежден и порабощен? или какое попечение и какую заботу может иметь? Вследствие сего, этим третьим, бывающим вместе с послушанием, образом внимания и молитвы, все козни и хитрости, какие бы ни употребляли демоны, чтобы увлечь ум его к помыслам многим и разнообразным, бывают уничтожаемы и разсееваемы; ибо тогда ум такого человека, будучи свободен от всего, имеет благовремение, без всякой помехи исследовать наносимые демонами помыслы и с великим удобством отгонять их и чистым сердцем приносить молитвы свои Богу. Таково начало истинной жизни (духовной)! И которые не полагают такого начала, всуе трудятся, сами не зная того!..

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Едва ли можно серьезно оспаривать то положение, что наши богослужебные книги по конструкции речи, неудобовразумительности многих слов и темному смыслу некоторых выражений представляются малодоступными для понимания современного общества и в этом отношении требуют пересмотра. Об этом уже много писали и пишут. Но здесь, в этой заметке, я желал бы обратить внимание на другую сторону вопроса, а именно на ту орфографию, которая ставит широкие круги в недоумение. Я имею в виду способ печатания высочайших имен Божиих, а также имен собственных и названий священных предметов и лиц в наших богослужебных книгах. В изданиях типографий С.-Петербургской и Киево-Печерской в 60–70 годах прошлого века эти имена и названия печатались, согласно правилам грамматики, с прописных (больших) букв, но с половины 80-х годов издания этих типографий уже носят те особенности, которыми всегда и с такою настойчивостию отличались издания московской синодальной типографии. Особенность эта заключается в том, что имена Божии, собственные и названия священных предметов и лиц печатаются не с прописных (больших), но со строчных (малых) букв, каковая орфография в некоторых ревнителях православия возбуждала и продолжает возбуждать порицание, а в широких кругах общества всегда порождала недоумение. Ведь и в самом деле нельзя не считаться с заявлениями тех, кто с порицанием утверждает, что имена Божии в наших богослужебных книгах низводятся в разряд имен человеческих и не имеют подобающего своему достоинству отличия и почета пред прочими словами низшего порядка. Недоумение усиливается от того обстоятельства, что в тех же книгах имена Августейшей фамилии выделяются особым (жирным) шрифтом. В некоторых епархиях, напр., в московской, по этому поводу даже возникала официальная переписка. Не зная тех своеобразных соображений, которыми вдохновляется в данном случае синодальная типография, многие и образованные люди при объяснениях подобного рода становятся в тупик. Мне известен, напр., случай, когда даже законоучитель одной из московских гимназий на предъявленный ему в этом смысле вопрос учеников не мог дать ответа и сам смутился.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Происхождение и этимологическое значение древних библейских собственных имен представляет немалый интерес для исследователя. Собственные имена лиц и местностей отдаленной древности часто представляют единственные остатки, которые сохранились чрез длинный ряд веков и дошли до нас. По ним можно, до некоторой степени, судить о характере, о деятельности и обстоятельствах жизни той или другой личности; определять местоположение, границы, качества почвы и пр. того или иного города, от которого не осталось теперь камня на камне (W. Gesenius, Hеbräisclies u. chaldäisches Handwörterbuch über das A. T. 7-te Auflage. Leipzig, 1868. S XXXVIII: Joh. Simonis Onomasticum V. T. Halae Magdeburgicae, MDCCXLI. Praefatio, p. II: Bernheim, Lehrbuch der historischen Methode. Leipzig, 1894. Ss. 231 u. 359). В частности, если в наше время, при наречении имен детям, чаще всего руководятся или благозвучием или модой, а самые имена заимствуются из готового запаса и на их значение не обращается никакого внимания; то не так было в отдаленной древности: в каждом отдельном случае создавалось новое имя, которое имело, таким образом, свою историю и непременно указывало на какое либо событие из жизни носившего его лица или на какую-нибудь отличительную особенность его внешности или характера, весьма часто на обстоятельства его появление на свет. В древности nomina были omina. Достаточно указать на имена Исаака, Иакова, Исава, Вениамина, Моава. Иногда в личном собственном имени отмечалось важное событие в жизни целого народа. Невестка священника и судии Илия, родив сына после известие о взятии ковчега Божие филистимлянами, назвала младенца Ихавод (иврит – бесславие), сказавши: «отошла слава от Израиля» ( 1Цар. 4, 19 – 21 ). 17 В зависимости от такого порядка наречение имен, в древности не редки были случаи перемены имени или назначение другого имени наряду с прежним, в связи с тем или иным фактом из жизни известного лица, той или иной переменой обстоятельств его жизни: Аврам переименовывается в Авраама; Иакову после того как боролся Некто с ним до появление зари, дается имя Израиль ( Быт. 32, 24–28 ); Осию, сына Навина, Моисей назвал Иисусом ( Числ. 13, 17 ), и это последнее имя мужа великого в спасении избранных Божиих ( Сир. 46, 2 ), отцами сопоставляется с именем Спасителя всего мира (Поликарпов, стр. 77 и пр. 4). Отсюда понятно, какое значение имеет в исследовании о личности выяснение происхождение и смысла самого имени. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Указание Бога на свое великое имя Услышав мои слова, что христиане знают великое имя Бога, ты, мусульманин, знакомый с толкованиями своих учителей об этом имени, изумляешься; предполагаешь во мне или глупость или дерзкое нечестие, потому что я присваиваю христианам знание того, что по твоему пониманию, никому неведомо. Нет, с полным сознанием важности того, о чем говорю, с должным благоговением к Богу говорю тебе, что христиане знают великое имя Божие. Надеюсь, что ты, если не будешь водиться предубеждением в скудости христианских сведений о Боге, если будешь управляться не любопытством к неизвестному, любовью к истине, – ты доверчиво выслушаешь, что скажу тебе о Великом имени. Но услышишь от меня только то, что о нем говорит свящ. Писание и что знает христианская богословская наука, руководствующаяся в научных своих познаниях свящ. Писанием. Слушай, мусульманин. Бог в первый раз указал на свое Великое имя пророку Моисею, когда явился ему в пылающей купине на горе Хорне, в стране Мадиамской, и послал его в Египет для изведения оттуда Израильтян в Ханаанскую землю. Это было за 1500 лет до Р.Х., за 2122 года до Гиджры. Некоторые обстоятельства этого события известны тебе, мусульманин. из твоего Корана, ты знаешь, что Бог, посылая Моисея к египетскому царю (Фараону) с требованием дать евреям свободный выход из этой страны, дал ему силу совершить пред Фараоном девять чудес (из которых только семь прямо указал Коран: 176103. 20:18–23. 27:10–12. 7:130); но ты не знаешь, что в это же время Бог, для уверения Израильтян в истине явления Своего Моисею, указал ему на то Свое имя, которое в числе многих других имен, каким патриархи называли Бога, по преимуществу было Боголепное (соответствующее существу Бога) имя, и которое потому со времени Моисея вошло в употребление преимущественно пред другими именами, как имя ближе всех прочих выражающее собою для ума человеческого существо Божие. До времен пророка Моисея, патриархи на своем языке называли истинного Бога, которому единому покланялись, несколькими именами; таковы были: Элёгим ( Быт. 1:1 ), Эл (14:18.), Гельйон (14:18.0, Шаддай (17:1.), Адонай (18:27.) Сверх этих имен Богу, они называли Его и тем еще именем, которое называется Великим, и которое узнать хотим мы. Мохаммеданин в своем учении о Боге, называя известные имена Ему прекрасными, спросит: «Эти пять имен, какими, кроме великого имени, называли Бога патриархи, как называются в отличие от Великого, – прекрасными именами?» На это скажу тебе: Священное Писание нигде не называет их прекрасными, а потому и христианское богословие называет их просто именами (Догмат. Богосл. Прав. Ц. §18. стран. 46 по 7 изд.). Но чтобы уразуметь отношение их к имени, которое разумеют в особенности под названием Великого и о котором станем говорить, предварительно сделаем замечание: что означает вообще, какое бы то ни было, имя Богу? Этимологический и теологический смысл в именах Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010