XXIV. Gregorius VII papa in litteris ad Wratislaum Bohemorum regem divinum officium in slavonica lingua celebrari prohibet. Король богемский Вратислав, вступивший на трон по смерти своего брата Спитигнева, скончавшегося в январе 1601 года 221 , обратился к папе Григорию VII с просьбою дозволить совершать божественные службы по всей Богемии 222 на славянском языке, мотивируя свою просьбу „желанием простого народа, к которому духовные мужи должны относиться с снисхождением 223 . Письмо короля не сохранилось, мы узнаем о нем из ответа папы Григория VII. Так как Вратиславу шлет ответное послание Григорий VII и это помечено 2 января 1080 года 224 , то мы заключаем, что богемский король писал именно Григорию VII, не Николаю II, Александру II или Кадалу, и писал вероятно в 1079 году. В своем ответе, из которого мы приводим лишь отрывок, касающийся занимаемого нас вопроса, папа Григорий VII не только категорически отказывает королю Вратиславу в его просьбе 225 , но даже называет желание короля, „неразумным“ и советует ему „всеми силами противиться подобной суетной необдуманности“ 226 . – Принимая во внимание, что в борьбе папы Григория VII с императором Генрихом IV Богемский король принял сторону последнего, надо полагать, что рассматриваемое послание Григория VII не имело большего влияния на Вратислава. XXV. Innocentius IV papa ad Seniensem licentiam concedit in partibus Slavoniae divinum officium slavice celebrandi Аграмская церковная провинция (Zagrabia) заключает в себе до настоящего времени два диоцеза – Модр (Modrusia) и Ценг (Zengg, Segnia, Senia), из которых последний обнимает хорватское побережье. В конце 1247 года, епископ Ценгский просил папу Иннокентия IV дозволить богослужение на славянском языке 227 , так как жители его диоцеза употребляют особую, изобретенную Иеронимом 228 азбуку 229 . Как имя того Ценгского епископа, так и письмо его к папе нам неизвестны. Папа Иннокентий IV отвечал тому епископу из Лиона, от 18-го марта 1248 года 230 полным согласием на употребление славянского языка при богослужении, находя, что язык должен служить для дела, а не наоборот; но так как епископ мотивировал свою просьбу местными обычаями, то папа разрешал славянское богослужение лишь для тех местностей, в которых богослужение на славянском языке вошло уже в обычное употребление; папа предваряет, что от различия языков, славянского и латинского, не должно пострадать самое богослужение 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Измаил назван просто священником, а не черным священником, и только в одной из нескольких записей, датируемой 29 января 1605 г., он указан как черный священник;возможно, он принял постриг к этому времени или это разные лица или (см. публикацию, документ 8, 9). Народное движение в России в эпоху Смуты начала XVII века, 1601–1608: Сборник документов. М., 2003. С. 36. ГА АО, ф. 829, оп. 1, д. 1212. В это время известно несколько дворян с таким именем и отчеством (Волохов, Головленков, Елчанинов, Есипов, Нащокин, Плещеев), но определить кто именно приезжал на Вагу не удалось. Петр Иванович Мансуров († 1633 г.), в Боярском списке 1602–1603 гг. записан среди дворян по Костроме, но «без окладу»; с октября 1613 г. по январь 1614 г. на Ваге (наместник?) с дьяком П. Внуковым; ездил послом в Царьград (1615–1617 гг.); затем второй воевода в Казани. В 1626 г. – воевода вятский ( Станиславский А. Л. Источники для изучения состава и структуры государева двора в последней четверти XVI – начале XVII в.//Труды по истории государева двора в России XVI–XVII веков. М., 2004. С. 262; ГА АО, ф. 829, оп. 2, д. 6, л. 1 об., 4 об.; Народное движение в России в эпоху Смуты начала XVII века, 1601–1608: Сборник докладов/Сост. Р. В. Овчинников. М., 2003. С. 314–315). Черен – очевидно рукоятка ножа, ложки и т. п., в данном случае изготовленная из какого-то дорогого материала ( Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1994. Стб. 1312). ДесятильникиЮрий Иванович, Григорий Андреевич, Мартин Андроникович приезжали в монастырь 1 ноября 1613 г., очевидно, для сбора церковной десятины (их фамилии установить пока не удалось). Внуков Потап Иванович, 28 октября 1613 г. – май 1615 г. – дьяк на Ваге с князем П. И. Мансуровым; потом с неким Ильей (май 1614 г.); в январе 1616 г. – дьяк в Кольском остроге; в 1615/16 – 1616/17 гг. – дьяк в Туле; 7 мая 1617 г. – 26 июня 1621 г. – дьяк Казачьего приказа; в 1620/21 г. – одновременно Разбойного; в 1622–1626 гг. – дьяк в Казани; с октября 1628 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Таким образом сделанное сопоставление средних цифр показывает, что смета писцов 1601 года не достигла по отношению к оброчному хлебу уменьшения интенсивности тягла, хотя общая сумма четвертей оброчного хлеба, поступавшего в монастырь до 1601 года, значительно превышала сумму вновь назначенного 190 . Это проектированное понижение зависело не столько от уменьшения числа живущих вытей (1095 3 / 4 ) к 1601 году, сколько от уменьшения числа вытей (до 344), привлеченных к взносам оброка хлебом и от переложения такого оброка на участие крестьян (752 вытей) в распашке монастырской пашни (в размере двух десятин на выть 191 . Средняя напряженность обложения вытей, привлеченных в 1601 году к уплате посопного хлеба, сравнительно с окладами «оброчника» 60-х годов XVI века и сравнительно с поступлениями (до) 1601 года была несколько повышена 192 . Реформа 1601 года могла облегчать крестьянское тягло с другой стороны, именно в силу переложения оброчного хлеба на повинности. Если нормальная ценность хлеба на пространстве долгого промежутка времени в древней Руси изменялась медленно, то напротив на рынках цены на хлеб подвергались весьма быстрым и крутым колебаниям, зависевшим от урожая или недорода хлеба, своевременности его подвоза и т. п. условий 193 . Понятно, что стоимость крестьянского оброка в голодные годы должна была превосходить в несколько раз его нормальную ценность. Если, напр., в 1601–1603 годы цена ржи поднималась в 80 и даже 120 раз выше обыкновенной 194 , то, конечно, было достаточно одного такого неурожайного года, чтобы сделать крестьянина неоплатным должником монастыря. Поэтому изделье, равномерное хлебному оброку и независящее от урожая, должно было в тяжелые годы экономического кризиса конца XVI века казаться монастырскому крестьянину одною из желательных форм тягла, формою менее разорительною, чем уплата оброчного хлеба. Оставив взнос оброчного хлеба (в несколько повышенном размере) за жильцами 344 вытей, писцы 1601 года обязали крестьян каждой из остальных 752 живущих вытей взамен сложенного с них хлебного оброка пахать на монастырь по две десятины («по две чети десятина»). Эти десятины в числе 1413 1 / 2 , была предоставлены им отчасти в (прежней) монастырской пашне (529½ десятин), отчасти в пустых землях («и с пустых земель учинено к старой монастырской пашне в прибавку 884 десятины») 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

На выть, следовательно, приходилось (из числа 1096 вытей) в среднем выводе по 9 алтын с дробью; кроме того взималось яйцами, овчинами, поярками и проч. (см. выше). Гораздо доходнее были промыслы. В 1601 году получилось летнего лова рыб 9,000, а осеннего – 6,980; первые ценою по 30 рублей 1,000, вторые по 40 рублей 1,000, итого следовательно на сумму 553 рубля 6 алтын 4 деньги. – В том же году монастырь имел для продажи соль с промыслов на 4,445 рублей 8 алтын и 2 деньги. Всего с промыслов было взято до 4,998 рублей 15 алтын, не считая денег, полученных за перемол муки на мельницах и т. п. Из приведенного примера видно, что между поземельными источниками дохода не пашня и не оброк могли быть главными факторами монастырского благосостояния. – Землепашество в XVI в. было обложено настолько тяжелыми сборами, что предоставляло землевладельцу иногда лишь от 2% до 6% случайного дохода с затрачиваемого капитала. Если у Кириллова монастыря и получался иногда больший процент с известной земли, то он уравновешивался убытком в другой, или сам зависел от удачного или безвозмездного приобретения известного участка. Так Покровское село на Белоозере, стоившее в 154 1 / 2 г. 400 рублей, давало в 1601 году оброку 34 рубля 16 алтын 1 полушку. 64 овчины, 64 поярка, 65 чети и полторы осмины и полчетверика ржи, 67 чети овса, 33 чети и полторы осмины ячменю 448 , следовательно доставляло около 10%; село Лоза, стоившее 120 рублей, давало доходу в 1601 году – свыше 24 рублей, т. е. 20%. Но села Троицкое и Пантелеймоново, стоившие монастырю 195 рублей, в 1601 году приносили доходу всего 6 четей хлеба, 23 овчины, 23 поярка, 23 сыра и 605 яиц. – Понизовые владения, за которые в 60 годах XVI в. монастырь платил большие суммы, к 1601 году были малодоходны. Так Пошехонское село Семеновское, купленное за 500 рублей, доставляло только около 12 рублей, 287 четей хлеба, 76 овчин и 76 поярков 449 . Из поземельных источников дохода видное место для развития монастырского благосостояния занимали промыслы: и в общей сумме доходов с земли, и с точки зрения большого процента дохода с затраченного на промыслы капитала. Они доставляли монастырю свободные суммы, позволявшие братии регулировать свое вотчинное хозяйство, и доходностью превосходили и пашню, и оброчную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

«Вначале в. (как и в XV в.) план главной массы церкви представлял собою почти квадрат, к которому в восточной части примыкали алтарные полукружия. Передняя часть храма, над которою в настоящее время возвышается западная глава церкви и внутри которой расписано Кириллово житие, равно как полукруглого (в плане) притвора в 1601 году и ранее не существовало. Собор начинался уже в том месте, где ныне заканчивается (для входящего в церковь ) упомянутый четырехугольник с росписью жития препод. Кирилла. На месте нынешней передней части храма во второй половине в. были трехсаженной ширины каменные (успевшие уже обветшать в 1601 году) крытые тесом паперти (т. е. коридоры или галереи) со сводами, внутри которых были написаны стенные иконы. В 1601 году паперти эти находились у церкви Успения только с двух сторон: с западной и с северной. Здесь обыкновенно собирался «черный собор» (т. е. весь монастырский состав старшего братства) для выбора игумена и сюда же исходили во время Богослужения при совершении литии. В папертях было несколько окон, «а в окошках окон чины слюдяные большие». У передних дверей (т. е. по западной стене) была деревянная решетка, обитая слюдой. Средние двери были деревянные, обитые «железом немецким и лужены» 40 . Внутри главной части храма на одну треть длины церкви (по продольному сечению от паперти к алтарю) находились под купольные квадратные (вероятно) в своем основании столбы. Они разделяли ширину церкви (от северной части к южной) на три равных продольных части, а вместе с основаниями для арки позади иконостасной стенки делили длину церкви (по линии от восточной части к западной) на три поперечных части. Алтарь отделен от остальной части церкви каменной стеной с тремя проходами для дверей. Восточная часть алтаря оканчивается тремя полукружиями, разделенными между собою стенами. Северное (левое) полукружие служит помещением для жертвенника, правое для диаконника и ризницы. Первое полукружие соединено с главною частью алтаря более широким прочным проходом, второе – несколько меньшим. Внутри Успенский собор в 1601–1621 годах был для своего времени богато украшен. Хотя фресковой росписи по стенам, которую он имеют в настоящее время и которая в первый раз была исполнена в XVII веке на средства Никифора Ивановича Шипулина и Феодора Ивановича Шереметева, – в ней тогда еще не было. Главную «Красоту» внутреннего убранства составляли высокий многоярусный иконостас и множество отдельных образов, размещенных по стенам церкви в серебряных чеканной работы и других окладах с драгоценными камнями и в разнообразных киотах. Престол здесь был каменный (кирпичный) как и в других Кирилловских церквах, хотя описи 1601–1621 гг. и не упоминают об этом. Жертвенник, как выше сказано, стоит посреди помещения, отделенного каменною стеною (с проходом) от главной части церкви 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Потей отвечал патриарху (в 1601 г.) еще более обширным посланием, в котором защищал и себя в принятии унии, и римские заблуждения, указанные в письме Мелетия, резко нападал на Восточную Церковь и патриархов и утверждал, что увлечен из православия в унию вовсе не силлогизмами западной науки, как думает Мелетий, а очевидностию истины и что желает и жить и умереть в единении с Церковию Римскою. В 1601 г. Мелетий прислал в Западную Русь чрез своего екклесиарха иеродиакона Исаака еще два письма (от 5 августа), одно – к Львовскому братству, а другое – к жителям Рогатина. В том и другом он убеждал православных стоять непоколебимо в православии, мужественно переносить гонения от униатов и латинян и возлагать надежду на Бога. Это были уже последние свидетельства архипастырской заботливости Мелетия о православной Церкви в Литве, потому что 14 сентября 1601 г. он скончался. После того как Мелетий оставил местоблюстительство патриаршей Цареградской кафедры, на нее был возведен патриарх Матфей. Но он патриаршествовал только около года и для Западнорусской митрополии успел сделать лишь то, что утвердил своею грамотою (1600) Львовское ставропигиальное братство и его учреждения и прислал ему антиминс. О действиях двух следующих патриархов для Литовской митрополии. Неофита и Рафаила, из которых первый занимал кафедру не более года, а последний – около пяти лет, даже ничего неизвестно. Но несомненно, что русские, несмотря на строгое королевское запрещение, имели постоянные сношения с своими верховными первосвятителями, то чрез купцов греческих и русских, живших во Львове и ежегодно ездивших в Царьград по делам торговли, то через нарочных своих посланцев, чрез которых и получали от патриархов святое миро, антиминсы, грамоты и вообще архипастырские наставления, письменные и устные. Из трех патриарших экзархов, поставленных для Литовской митрополии Мелетием в начале унии, один Кирилл Лукарис в январе 1601 г. навсегда оставил Литву и, возвратившись в Александрию, сделался преемником Мелетия на патриаршей кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Были ли в алтаре образа, опись 1601 года умалчивает 732 . Но так как боковые приделы в Преображенской церкви заходили за линию главного иконостаса и таким образом вместе со своими отдельными иконостасами составляли как бы части алтаря, то образа этих приделов могли быть рассматриваемы и как его иконопись. Древнее устройство иконостаса правого 733 из этих приделов во имя св. Николая, для нас, впрочем, недостаточно ясно из описей 1601 и 1621 годов, так как они поскупились на указания о местонахождении некоторых икон. Приводим подлинный слова: «В пределе у великого чюдотворца у Николы: двери царьские и столпцы и сень, на них написаны святые, на золоте. В деисусе образ Спасов на престол, а по сторонам 8 образов на золоте. Но правую сторону царских дверей: образ месной Николы чюдотворца, на золоте; образ Николы чюдотворца в деянье, оклад и гривна и венец серебрян золочен басмян, все строено при Леониде; образ Николы чудотворца стоячей, оклад и гривна серебраны, золочены, басмянные, венец сканнои, с винифты на подзоре; 14 образов на золоте да 2 образа на красках (над деисусом? или вне иконостаса?) да в киоте 4 образы на красках» 734 . Возможно, что все эти образа были распределены по таким же ярусам, какие существовали и на иконостасе придела св. Ирины (см. ниже). Пред деисусом (см. опись 1621 года) висело шестишенданное паникадило (см. описи 1601 и 1621 г.), а пред образом (местным, см. опись 1621 года) св. Николая стояла в деревянном подсвечнике поставная, писанная красками свеча 735 . Эти предметы были «монастырские старые», т. е. были сделаны не на заказ, а заимствованы братиею из казны. Такого же «строения» в 1601 году были и священные вещи, находившиеся в придельном алтаре: три образа – 1) Пресвятой Богородицы, 2) св. Алексия митрополита и 3) св. Зосимы и Савватия (а в 1621 году кроме того – 2 образа Пресвятой Богородицы), престол, оболоченный крашениною, а с лица – «пристежною» пеленою из червчатой камки с золотными кругами (и белым миткалинным крестом, «средник бархат зелен рыт», См. опись 1621 года), крест деревянный позолоченный, сосуды деревянные (в 1621 году – оловянные) и евангелие в десть печатное, крытое гладким темнозеленым бархатом, с медными евангелистами 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Кирилла. Перед местным образом стояла небольшая поставная свеча, расписанная красками. Налеп у нее был оловянный, а подсвечник каменный «мурамлен». В алтаре престол был оболочен «пестредью». На нем крест воздвизальный был из дерева (разной, см. опись 1621 года). Евангелье тетр в полдесть было украшено зеленым бархатом («изуфрью зеленою», по описи 1621 года). Евангелисты на нем были медные, позолоченные. Покров на престоле по словам описи 1621 года был «дороги двоеличные, шелк зелен да желт ветх». В 1601 году священные сосуды в алтаре были деревянные, а в 1621 году – оловянные 616 . В начала XVII века при церкви архангела Гавриила была колокольня 617 на которой висело несколько больших медных колоколов, как-то: колокол в «300 пуд» 618 , отлитый при игумене Васьяне, и другой колокол в 100 пудов, отлитый при игумене Кирилле (II) 619 . Здесь-же в 1601 году было 6 колоколов зазвонных и красных. К 1621 году из числа их недоставало одного, но кроме них на колокольнице лежали два колокола краснозвонные разбитые 620 . На той-же церкви были еще «часы боевые, а у часов два колокола перечасные не велики». Часы били, как замечает опись 1601 года, «в прибойной колокол, в которой звонят» 621 . Рис. XIX. Колокольня. (Вид со стороны настоятельских келлий) Но звонница архангельской церкви могла удовлетворять братию только в древнейшее время, когда недостаточные средства не позволяли монастырю обзавестись сильным и благозвучным звоном, столь излюбленным в древней Руси. В начале XVII века рядом с западной стеной церкви уже существовала более обширная каменная «колокольница», «приделанная», вероятно, во время игуменства Афанасия 622 и во всяком случае позже постройки церкви, из которой (как показывают заделанные двери) был прежде выход и с западной стороны (см. рисун. XVI). Опись 1601 года достаточно определенно указывает местоположение этой пристройки, когда говорит, что она стояла «от церкви архистратига Гавриила, что под колоколы, да к трапезе» 623 и, следовательно, занимала тоже четырехугольное в плане пространство, что и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

450 Писали: «во дни ц. Бориса расстрига навел на Русь полчища Поляков.... мар. 19 1612 г. блаженный советовал всем бежать». Но в 1612 г. и Борис, и расстрига уже лежали на земле. Вероятно, в Евфросинову пустынь явилась ватага разбойника Ли­совского (Арцыбашев Н.С. Повествование о России: В 3 т. М., 1838–1843. Т. III (да­лее – Арцыбашев Н.С. Повествование о России. – Ред.). 451 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI. Ркп. святцы: «прп. Евфросин пустынник, иже был на Синичье озере, начальник обители св. Апостола Иоанна Богослова» (Известия Археологического общества. Т. II). 453 Переяслав. л., стр. III, м. 1851 г. В Журнал МВД (Т. XXII) сказано, что Нерехта в первый раз упоминается в житии прп. Пахомия, но это – ошибка. 456 Ркп. святцы: «прп. Пахомий, игумен Троицкого монастыря, иже нарицается Сыпанов в Нерехотском стану, Костромской чудотворец, преставился в л. 6892 (1384) мар. в 21 д.». Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI; Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. В святцах днем кончины постав­лено 21 число, но по житию в 21 день приобщался, а скончался чрез день после того. 457 Извлечение из жития, написанного около 1727 г., напечатано в «Москвитя­нине» (1852. 8). Самое описание жития и чудес блаж. Василия, неискусно со­ставленное, напечатано в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» (1863 и 1864 гг.). 458 Грамота патр. Филарета в Сибирь от 11 февраля 1622 г. напечатана в: Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 3. 459 По Сибирскому летописцу (Северный Архив. Ч. 19) Мангазею строили в 1601 воеводы кн. Василий Михайлович Масальский и Влук (Вукол) Пушкин; тог­да из Тобольска прислано к ним 100 служилых людей. По краткому исчислению сибирских воевод, нап. в Тобольске 1792 г., Масальский и Пушкин были воеводами в 1601 и 1602 г. В 1600 г. Пасха была марта 23; в 1601 и 1602 г. она была в апреле; в 1592 г. марта 26. По ркп. святцам день кончины св. Василия полагается то 22 марта 1592 г., то 25 марта 1622 г. По времени пребывания Пушкина в Мангазее страдальче­скую кончину Василия надобно отнести к 1601 или 1602 г., а по указанию на пасхаль­ное время, она должна падать на 1600 г. Но если положим, что воровство совершилось в утреню одного из дней страстной недели, когда благочестивый Василий конечно был в храме; то страдальческая кончина его может быть отнесена к 1602 г., когда воеводствовал Пушкин. С этим годом страдания согласно и то показание, что мощи открыты спустя 50 лет после кончины, в 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На левой стороне у техже передних дверей написано на стене: образ живоначалные Троица, а перед образом паникадило невелико спускное, яблоко цениное оковано медью, у него три шенданы. У церковных же у сторонных дверей в паперти над дверми написав Нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа, а по сторонам писаны ангелы Господни. Да у дверей на стене написано видение Кирила чюдотворца, како ему явися святая Богородица и кажуще перстом на Белоозеро место, а вверху написано во облаце Живоначалная Троица. Тутож написано: Сергиево видение како ему явися святая Богородица со апостолы. В той же паперти над сторонними дверми, что у придела великого князя Владимера написан деисус да Неопалимоя купина юж виде Моисей. А посторон пределных дверей написан образ Пречистые Богородицы с Превечным Младенцом на престоле, а по стор(он)ам Леонтей Ростовский да преподобный Кирил чудотворец, а по другую сторону дверей написан великий князь Владимер». (См. опись 1601 года, Рукоп. Кир. библ. и 71–1310, л. 83 об.–86 об. – Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 146). 299 Можно было бы предполагать, что в более древнее время паперть окаймляла и южную сторону церкви Успения и что уничтожить эту часть паперти могло заставить построение церкви св. Кирилла (въ 1585 году), которая (как будет указано ниже) была расположена рядом с южной стороною Успенской церкви. Еще до построения кирилловской церкви, гробница преп. Кирила, находившаяся рядом с южной стеной Успенского собора, была в крытом помещении (об этом см. выше). Кроме того трехсторонния паперти или галереи составляли одно из заурядных явлений в церквах ростовско-ярославского зодчества. Но, по словам летописца, в 1497 году ширина Успенского собора равнялась 10 саженям; та же ширина в 10 саженей (вместе с шириной северной паперти) показана и в описи 1601 года, когда южной паперти у собора не было. Поэтому, если сажень 1497 года равнялась сажени 1601 года, то южной паперти не было и при основании собора. 300 «А мера паперти по передней церковной стене в длину десять сажен, а поперег от церковных дверей к папертной решотке три сажени, а по сторонней стене паперти в длину восмь сажен, а поперег три же сажени» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 86 об.–87, опись 1601 года. Рукоп. Кир. библ. 74–1313 л. 148 и об., опись 1621 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010