> Дело дня: Помогите ребёнку <

имени Божия

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 14. Таинственное значение имени Божия в святоотеческом разумении Есть ли у Бога имя? – Нет слова и понятия, которым бы можно было наречь Его. Есть ли у Бога имя? – Их огромное множество и даже бесчисленное. И есть ли слово или имя, которым бы нельзя было наречь Бога?.. Безымянность и многоименитость Безымянность и многоименитость Божия здесь апофатика и катафатика познания Божия. Об этом размышляет св. Имя собственное Бога и имена нареченные Божественное откровение Ветхого Завета открывает нам имя собственное Бога и имена нареченные. Имя Ягве (יהוה) , которым Бог наименовал Себя, говоря с людьми, и имена, которыми люди нарекли Бога, говоря о Нем. Святые отцы, как правило, читавшие греческий, а то и латинский тексты Писания, рассуждали о священном тетраграмматоне в его греческом переводе ὁ ὢν, Сый, Сущий. Отцы чаще говорили о неименуемости, непостижимости Божией. Та поразительная выделенность и исключительность имени Ягве (יהוה) среди других имен, что была свойственна еврейскому тексту Писания и иудейской традиции, не занимала умы отцов, не вошла в христианскую традицию. Многие христиане вообще и не знают ничего о имени Божием Ягве, или не отличают его от других имен ... далее ...
Пророчества о Христе в рукописях Мёртвого моря, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 286. Для того, чтобы подчеркнуть инаковость рождаемого от Господа Сына, святой пророк Давид называет в данном месте Сына-Мессию не יְהוָה; («Ягве», Господь) , а אֲדנַי ( «Адони», т. е. мой Господин ) , где אֲדוֹן («Адон», Господин) – первоначальная форма, от которой происходит другое распространенное имя Божие Адонай (אֲדֹנָי, мой Господин) 287, которое значительно позже после времени Давида (а именно после IV века до Р. X.) стало произноситься вслух в синагогах при чтении в Писании священной тетраграммы вместо истинного произношения этого имени Ягве; во времена Давида два указанных имени Божия были всё-же различны. Интересно, что перевод LXX толковников, учитывая практику замены в синагогах при чтении Ягве на Адонай, понимает оба имени как равнозначные и в обоих случаях дает перевод «Господь» (κύριος) . Такая же картина наблюдается и в славянском переводе. В обоих псалмах у Давида употребляются обороты, указывающие на сыновство Мессии Богу. Их основная цель – показать Божество Мессии. Особенно замечателен в этом отношении второй из рассматриваемых псалмов: выражение « из чрева » מֵרֶחֶם, «мэрэхэм», в основе лежит слово רֶחֶם, «рэхэм», означающее «чрево», причем в ... далее ...
О содружестве богословия и филологии : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Ф. Лосева и других православных мыслителей Серебряного века формулировались с учётом необходимости выстраивания новых контекстов осмысления церковно-догматической проблематики (т. е. с целью нахождения путей её более глубокого понимания) . А отнюдь не в качестве попыток исказить догматическое учение Церкви или привнести в него нечто принципиально новое. На путях такого типа богословствования неизбежно встречалась филологическая проблематика, а сама фило-логия понималась этимологически расширительнокак опыт любви к Логосу – Христу, – воплотившемуся Слову Бога и Его Имени. Учение о почитании Имени Божия стало частью ономатодоксии, как концепции богословской, и ономатологии, как концепции филологической. Известно, что термином ономатология называется один из лингвистических разделов современной филологической науки, в котором имена анализируются через призму их происхождения и развития. Однако эта лингвистическая дисциплина имеет иные цели и задачи, нежели то, что названо современным исследователем Е. Н. Гурко термином « божественная ономатология »: «…божественная ономатология ни в коей мере не ограничивается простым признанием наличия значения в имени, а идёт значительно дальше ... далее ...
Библиография: Религиоведение : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... В эпоху " кризиса математики " на рубеже XIX-XX вв. важную роль играла не только преемственность идей, но и творческая конкуренция. Соперничество французских и русских математиков, искавших новый ответ на один из старейших вопросов математики - вопрос о природе бесконечности, - привело к великим открытиям. Французская школа шла по пути рационалистических решений. Российских же ученых, в частности Дмитрия Егорова и Николая Лузина, основателей знаменитой Московской математической школы, вдохновляли идеи имяславия - мистического движения, объявленного ересью и заключающегося в особом почитании имени Божия. Имяславие зародилось и оформилось в среде русских монахов на Афоне. После их выдворения с острова в 1913 г. имяславцы были рассеяны по всей России. Само учение, претерпев философское переосмысление, сохранило существенное влияние в среде интеллектуалов. Именно оно и послужило толчком для одного из ярчайших озарений в математике, позволив русским ученым заглянуть в бесконечное и открыть дескриптивную теорию множеств. Именослов. История языка, история культуры Санкт-Петербург: Алетейя, 2010 В первый том Трудов вошли работы сотрудников Центра славяно-германских исследований, ... далее ...
Генезис и эволюция иконографии креста в ранней ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... пустив его в традиционное русло, соответствующее образу и форме самого обретённого орудия страданий. В то время как до его обретения его образ уже развился в трёх генеральных направлениях: как орудие страданий (победы) , как знак имени Мессии и как символ ( штантарт-знак ) новой веры. Направления этой эволюции схематически можно обозначить тремя векторами развития: от исторической формы – тав – + (буквы тав) – в греческую Т (тау) и латинскую Т (те) (тип креста как печати Божьей и орудия казни) ; от тав – «андреевского креста» к монограмме Христа (знаку имени Его) , то есть от знака «имени Божия» до «знака Боговоплощения – Богоявления»; и от тав – + –креста – к выносному кресту и хризме ( штандарту-знамени христианства ) . Кроме знака, буква «тав» –образ креста – в ранней Церкви был почитаем и через другие завуалированные символы, такие как якорь, плотницкий топор-мастерок ascia и др. Однако, это тема других исследований. Мы же постараемся рассмотреть первое из означенных направлений: от Тав-печати к Тау и Те как типу креста (орудию страданий и знака принадлежности Богу) . И хотя мы будем приводить слова отцов и современников Константина, тем не менее постараемся ... далее ...
Сергей Булгаков: Его жизнь и размышления о ней. ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... оставаться в числе «прогрессивной» (я не стану отрицать даже это слово) части Российского общества» [16]. Эта свобода была неотъемлемой частью новой ментальности, неизвестной традиционному русскому или византийскому православию, которую «блудные дети», возвращающиеся в Церковь, приносили с собой. Тем не менее, именно эта свобода делала таких верующих «непризнанными братьями», или «отщепенцами», в глазах церковного истеблишмента. Таким образом, Булгаков был атакован академическим богословом С. В. Троицким за защиту (вместе с Флоренским) мистического движения афонских «почитателей Имени Божия», осужденного Священным Синодом [17]. Было ли движение на самом деле «еретическим», сейчас трудно определить; что важно для настоящей дискуссии – так это характер аргументации с обеих сторон. Булгаков, ссылаясь на хомяковскую [18] идею соборности, в соответствии с которой ни одна часть Церкви не имеет монополии на истину, ставит под сомнение априорную непогрешимость Священного Синода. По Хомякову, ни епископат, ни даже Вселенский Собор не имеют последнего слова в вопросах вероучения, но только народ Божий (Церковь) в целом, как консенсус. Троицкий, с другой стороны, ... далее ...
Прп. Максим Исповедник на Руси и в России ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... что жизнь прп. Максима и некоторые аспекты его мысли оказали сильное влияние на одного из наиболее важных деятелей в истории Русской Церкви первой половины ХХ в. – св. Михаила Новоселова (1864–1938) . Новоселов, в молодости последователь Льва Толстого, позднее вернулся к православию и стал духовным писателем, издателем и организатором кружка русских христианских мыслителей, включавшего таких известных деятелей, как о. Павел Флоренский и Сергей Булгаков. За свою работу на ниве христианского просвещения Новоселов был избран почетным членом МДА. Он активно участвовал в полемике вокруг имени Божия на стороне имяславцев и в борьбе против влияния Григория Распутина на Царскую семью, в которой он выступил вместе с великой княгиней Елисаветой Федоровной. Однако наибольшую известность Новоселов снискал своей ролью в церковной жизни после революции 1917 г. В 1924 г. власти принудили патр. Тихона вступить в общение с вождями так называемой «Живой Церкви», бывшими на самом деле разрушителями церковной традиции. Патр. Тихон согласился даже на их участие в церковном управлении. После выхода из заключения, стараясь спасти хотя бы некоторых церковных иерархов от тюрьмы и смерти, ... далее ...
Библиография: Вспомогательные дисциплины : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... становления современного мира. Противостояние двух мировых религий вылилось в конфликт, отголоски которого можно наблюдать и в наше время. В настоящей книге рассматривается возникновение теорий Священной войны на Западе и на Востоке, их становление и развитие в эпоху борьбы за Святую землю. Священная тайна церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров Иларион (Алфеев) , митрополит Волоколамский Издательство Олега Абышко, 2013 Монография известного российского богослова и патролога является первым в отечественной науке систематическим исследованием споров о почитании имени Божия, зародившихся в начале XX века на Афоне и перекинувшихся в Россию, где в них включились видные церковные и общественные деятели, богословы и философы. Подробно восстанавливая историческую канву полемики на материале ранее неизвестных архивных данных, автор уделяет основное внимание богословскому осмыслению проблематики споров. Отдельные главы посвящены учению об имени Божием в Ветхом и Новом Заветах, в византийской и сирийской патристике, в литургической традиции Православной Церкви, в русской богословской традиции. Особое внимание уделено теории и практике молитвы Иисусовой в ... далее ...
Проповедь за Литургией на праздник Обрезания ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... святоотеческого наследия, посвященного молитве, думали, что лишь механическое произнесение имени Иисуса Христа является целью этого делания. Нет, не так. Святитель Феофан достаточно в резких словах укоряет тех людей, кто приписывали магическую силу самому имени Иисуса Христа, оставляя в стороне подвиг трезвения, внимания, наблюдения за своей душой, оставляя в стороне подмечание, насколько благодать Господня содействует этому деланию. Современные подвижники благочестия даже замечают, что можно встретить людей, которые достигли непрестанного повторения, вращения в своем сознании имени Божия и, как это не парадоксально, остаются при этом погруженные в собственные страсти: самолюбие, гордость, нелюбовь, непримирительное обращение с людьми, неуживчивость и даже злословие. Кажется невероятно, можно ли, имея в сердце Божественный огонь, оставаться холодным, словно ледышка, по отношению к ближним. Но настолько ныне извращена наша падшая природа, настолько возросло в нас горделивое самосознание, самолюбие, что современные люди часто употребляют имя Иисуса Христа наподобие каких-то магических неосмысленных заклинаний, нисколько не заботясь о стяжании прочих нравственных ... далее ...
Современное положение Православной Церкви в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... чувства на второй план. Я даю слово фактам и цифрам. Пусть они сами говорят и свидетельствуют. Ведь факты неподкупны, и цифры неложны. Они говорят языком правдивым и искренним. Косово! Что такое Косово для сербов и Сербии? Это то же, что Иерусалим для еврейского народа, что сердце в человеческом теле, что очаг в доме родном. Косово было и осталось колыбелью сербской государственности, сербской культуры, сербской духовности. Там - наши глубочайшие народные корни, там - наши величайшие православные святыни, там - заветное наследие святейшей династии Неманичей. Поэтому Косово, после имени Божия, есть самое святое слово сербского языка. Оно означает не только территорию, не только греографическое понятие. Его значение гораздо шире и выше этих простых понятий. Это слово - символ духовных ценностей, вечных христианских ценностей, ради которых стоит жить, и ради которых стоит умереть. Такой духовный, мистический заряд слово Косово получило от знаменитой Косовской битвы, состоявшейся в далеком 1389 году. Это событие было переломным историческим моментом, разделившим историю сербского народа на период до Косовской битвы и период после Косовской битвы. Глубокий смысл, ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: имени Божия
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера