Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 63 Имена ваша написана суть на небесех ( Лк. 10:20 ). Четырнадцать веков протекло уже с тех пор, как ублажаемый ныне Святитель и Чудотворец Николай переселился от земли на небо, и – никогда не выходил из памяти христиан, уважения и доверия. Сколько храмов было воздвигнуто в честь и память его, и воздвигается ныне! – Сколько христиан украшалось его именем и украшается ныне! – Подлинно, в память вечную будет праведник ( Пс. 111:6 ). На престоле царства русского не было Николаев. Первый в наше, Россияне, время украшен именем Николая Благочестивейший Государь наш Император, и первый доказал, что Он действительно таков по делам, каков по имени, действительно народопобедитель, который покоряет и усмиряет враждебные народы троякою силою мудрости, могущества и любви. Такая редкая выразительность имени в делах не делает ли чести и славы обоим, и Святителю Николаю, который милостиво дозволил Венценосным Родителям нарещи Сына своего его именем, и Царю Николаю, который чтит и уважает имя Святителя? Имена наши, братия, весьма важны и знаменательны. Они написаны на небесех. Сей предмет стоит внимания. Посвятим несколько минут на размышление в честь настоящего торжества. Откуда произошли имена? Кто измыслил их? – Творец человека есть творец и его имени. Имя: человек есть общее и принадлежит роду. Но первый человек должен был представлять лицо, и иметь частное название: почему и нарече Бог имя ему Адам ( Быт. 5:2 ). Потом, когда Бог благословил человека обетованием умножения рода, тогда дал ему вместе с тем и власть нарекать имена подобным себе. И нарече Адам имя жене своей, Ева ( Быт. 3:20 ). Подобная власть сообщена и жене, по участию ее в жизни детей. И нарече жена, сына своего, Каин ( Быт. 4:1 ). Таким образом дети получали имена от своих родителей, равно и дети, становясь сами родителями, также давали имена своим детям. Но где требовалось имя с особенным знаменованием, там всегда нарекал Сам Бог. Так Аврам переименован в Авраама ( Быт. 17:5 ), а Иаков назван Израилем ( Быт. 32:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Памятная записка. Прежде смерти умерший иеромонах Валериан 5 «Ложь и клевета», – поднявшись в волнении, сказал я сам себе, лишь только дочитал этот более многих других печальный некролог В. А. Орлова до слов: «и странное дело: виновником невольного поступления Орлова в монашество был тот самый Иоанн, впоследствии епископ Смоленский, который сам был жертвой той же самой системы... Он, застав однажды Орлова в какой–то студенческой пирушке, объявил ему, что он или должен выйти из академии, или постричься в монахи! Орлов избрал последнее»... 6 Это комок грязи в две могилы. Но одна и без того полна уже таковою. А в другую могилу и в зарытую в ней историческую личность если уж и кидать, то наперед нужно крепко подумать. Очевидно, автор некролога или не знает дела, или же увлекается предвзятой идеей в резкую крайность. Во всяком случае он не скрывает своего нерасположения к монашеству и, очевидно, готов кидать грязью не только в лица, но и в целое учреждение. Он пишет: «такая исключительная личность, как покойный В. А. Орлов, со всеми своими положительными и отрицательными качествами имеет историко–общественное значение»... Почти согласен. То обстоятельство, что такие высокоразвитые личности как архимандрит Феодор Бухарев, иеромонах Валериан и некоторые другие в последние годы сняли иноческий и священный сан, чего в прошлые времена не было слышно, что теперь мы мало видим и слышим о новых поступлениях образованных молодых людей в чин монашествующих, тогда как в недавно прошедшие годы это было обычным явлением, – этот факт действительно имеет общественно–историческое значение. Можно допустить и то, что имена архимандрита Феодора и иеромонаха Валериана не потонут в реке забвения, как не забылись противоположного качества имена преподобных Антония и Феодосия Печерских , основателей монашества на святой Руси. Сии блаженной памяти мужи начали собою первое, а те печальной памяти лица начинают собою второе тысячелетие Русской церковной истории. Преподобный Антоний и Феодосий Киево–печерские были восходящие светила на заре зарождающегося утра народной жизни. А Феодор и Валериан – их как назвать? Разве спадшими с неба звездами в начале надвигающейся ночи? Думаю, да, имена эти будут бесспорно историческими, как знамения надвигающейся эпохи, – печальные ли, веселые ли знамения, то Бог Святой знает; но по сравнению с светлым прошедшим скорее и вернее следует ждать, что печальные и мрачные... Впрочем, поверьте, что даже этим невольно пришедшим сейчас под перо сопоставлением я не хочу кого–либо осудить, следуя внушению св. Апостола: безответен еси, о человече, всяк судяй: им же бо судом судиши друга, себе осуждаеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Елец Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.621938; 38.500446 Россия, Липецкая область, Елец Елец, Липецкая область Россия Содержание Общее описание [ править править код ] Объективно Районный центр Липецкой области в 360 км к югу от Москвы. На реках Быстрая Сосна, Ельчик. Население – около 120 тыс. человек. Субъективно Немало есть городов, о которых мы говорим: «Как хорошо он сохранился». И всё-таки, хоть они и сохранились, но над старинными домишками кое-где возвышаются технократические уроды социализма, вкраплены эгоистично скучные снаружи особняки новых капиталистов и преступников. Елец один из немногих городов, где можно забыть XX век, часами бродить среди тёплых домов наших предков, которые строились так, чтобы и самим жить благочестиво и счастливо, и мимоидущих радовать – изобретательной резьбой наличников, ажурной ковкой балконов… В Ельце не нужно выискивать достопримечательности, наоборот, здесь от них не уйдёшь. И при такой дивной форме ещё и высокое духовное содержание… А знаменитые елецкие кружева! Мимо Ельца проехать нельзя! Всё обежать можно за день. Лучше приехать на два-три дня. История города [ править править код ] Первое упоминание Впервые Елец упоминается в Никоновской летописи в 1146 г. Тогда это было большое удельное княжество в подчинении князя Черниговского. Немного позже оно отошло от Чернигова и «пристало» к Рязани. Будто чтобы запутать историков, желающих выяснить происхождение названия города, на гербе Ельца изображён «елень под елью». («Елень» – олень.) Не совсем ясна и история происхождения Елецкой иконы Божией Матери. Более известная Елецкая икона была обретена в 1060 г. прп. Антонием Печерским стоящей на ели. После обретения она находилась в Елецком монастыре на Черниговщине. По версии, изложенной в известных справочниках, в Ельце находится список с этой иконы. Однако в самом Ельце считают, что елецкая икона Божией Матери была найдена ельчанином-рыбаком у р. Быстрая Сосна, под елью. Восточные имена в истории Ельца Несколько веков в истории русских городов восточные имена значили едва ли не больше, чем русские. Потому что после набегов монгольских и татарских орд порой не оставалось рукописей и книг, и рассказывать о русских героях было некому. Елец – один из городов, которые стояли на пути кочевников к Москве. За р. Сосной начиналось «Дикое поле», где хозяйничали кочевники. Вот эти имена, то ли вписавшие, то ли стёршие страницы в истории Ельца: 1238 – Батый, 1283 – Ахмат, 1316 – Узбек, 1365 – Тогай, 1380 – Мамай, 1382 – Тохтамыш, 1395 – Тимур, 1408 – Едигей, 1437 – Улу-Мухамед, 1502 – Менгли-Гирей, 1521 – Магомет Гирей, 1528 – Ислам, 1552, 1555, 1556, 1571 – всё Давлет Гирей, 1592 – Фети-Гирей. А до Батыя ещё были половцы, не оставившие имён.

http://azbyka.ru/palomnik/Елец

Протоиерей Владимир Воробьев: «Именно подвиг Новомучеников преодолел разделение двух частей Русской Церкви» Когда совершилось подписание Акта, — это знаменательное историческое событие, была величайшая радость и торжество всей Русской Православной Церкви. Преодоление разделений в церковной истории — довольно редкое явление, и те, кто участвовал в этом преодолении, кто был его свидетелем, конечно, помнят свои переживания. 20 мая, 2012 Когда совершилось подписание Акта, — это знаменательное историческое событие, была величайшая радость и торжество всей Русской Православной Церкви. Преодоление разделений в церковной истории — довольно редкое явление, и те, кто участвовал в этом преодолении, кто был его свидетелем, конечно, помнят свои переживания. К дню памяти Собора Бутовских новомучеников и пятилетию подписания Акта о каноническом общении между двумя частями Русской Православной Церкви ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев вспоминает, как изучение подвига пострадавших за Христа в XX веке помогло преодолеть церковное разделение. С самого открытия нашего университета в 1992 году в нем началась работа по изучению документов истории Русской Православной Церкви в XX веке. По Промыслу Божию нам было передано собрание трудов замечательного историка Русской Церкви Михаила Ефимовича Губонина, который собрал огромный массив ценнейших документов периода советского гонения. Мы продолжили собирание всех доступных сведений о пострадавших за Христа. Изучали следственные дела, административные документы, свидетельства и воспоминания современников. У нас была цель всемерно содействовать прославлению Собора новомучеников и написанию правдивой истории Русской Церкви на основе документов и фактов, чтобы вместо политизированной схемы, составленной под давлением советской власти, появился объективный и добросовестный анализ происшедшего в России в XX веке. Наш университет явился одним из главных инициаторов прославления именно Собора российских новомучеников, ведомых поименно и неведомых, подобно тому, как Церковь прославляла древних мучеников (например, 20 тысяч мучеников, в Никомидии сожженных), имена которых остались неизвестны людям, но известны Богу. Так и мы не можем узнать имена всех пострадавших в XX веке, но знаем, что число их огромно. Исследования, проведенные в Свято-Тихоновском университете, убедительно говорят о том, что за веру пострадало более 500 тысяч человек. Университет активно участвовал в подготовке Акта канонизации Собора новомучеников, университетскими иконописцами была написана икона Собора, наконец, в 2000 году Юбилейный Собор совершил это прославление.

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-vo...

I. Житие епископа пензенского и саратовского Иннокентия (Смирнова) Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, скончавшегося в Бозе 1819 года октября 10-го дня (писано о сем 1821 июля) Тайну цареву добро есть хранить, а дела Божия открывать и проповедовать славно. Тайны царевы не хранить страшно и пагубно есть, а умолчевать дела Божия тщета души. Тем же побуждаем, аз не могу под спудом неизвестности скрывать и не объявлять миру житие и подвиги Иннокентия епископа – светильника Церкви Пензенской и Саратовской. Начиная же поведать, что он светильник на свещнице Церкви бе горя и светя светом веры и благочестия, – что он бых в житии град верху горы правоверия стояй, недоумеваю в том, что не ведаю, како достойно его ублажать имя. Не смею я убогий назвать его именем ни святый, ни праведный, ни преподобный, ибо не прославлен еще от Бога явно на земли, хотя водворяется верно душа его со святыми на небеси: но не противно будет Богу и Церкви, когда верный их раб и исповедник, крепкий обличитель лжи диавольской в мире наречется именем блаженный – блажени бо вси умирающии о Господе. Кто бы ни были на земле христиане правоверные нищие духом, плачущии, кротцыи, алчущии и жаждущие правды, милостивии, чистии сердцем, миротворцы, изгнани правды ради, хулимы, укоряемы, поносимы и умерщвляемы, но все они блаженны по глаголу Господню, яко тех есть Царствие небесное, и паче рече Господь: Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Хотя большей части из них имена не известны нам, и в книгах Святой Церкви не написаны наряду со святыми, но имена их, яко же и всех святых, Церковию прославляемых, написана суть на небеси – в книгах живота вечного, и души их во благих водворяются. Истинно любящие Господа сыны и дщери Церкви! Вы, кои видели, слышали и руками вашими осязали Иннокентия, вы, кои поставлены от Бога им на пути Царствия Божия, верно, не усумнитеся, что он здесь нарицается блаженным. Не уста мои, но сердце мое тако ублажает его; не мир и витийство его величает, но простота и немудрость; не слухи о нем говорят, что блажен, но жизнь его и подвиги то свидетельствуют. Его тело погребено под церковию на том самом месте, где престол Божий утвержден: и все это не есть ли также притча и гадание о нем, что по разлучении с телом душа его предстоит престолу Божию на небесах, а может быть, есть еще и знамением прорекающим, да явятся о нем дела Божия? Кто же он был, кое его житие и какие его подвиги благие, явит о том следующая повесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь». («Старый Петербург») «Радуйся земли Российстей похвало, радуйся славному граду Святого Петра утверждение, радуйся Императору Православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче, и молитвенниче о душах наших». (Служба Св. Александру Невскому, стих на хвал.) I Наименование Лавры дается по высочайшему повелению тем монастырям, которые особенно прославились и оказали важные заслуги родине. В России много монастырей. Есть между ними очень выдающиеся и дивно прославленные. Но четырем только обителям присвоено почетнейшее имя Лавр. Первая и самая древняя Лавра – Киевская, иначе–Киево-Печерская, в г. Киеве. Выдалась эта обитель тем, что с первых веков начала христианства на Руси она разливала свет Христова учения на юге родины нашей. Имена великих подвижников святых Антония и Феодосия связаны тесно с началом этой обители. Затем следует Лавра под Москвой – Троицкая, или Троице-Сергиевская. На Севере России обитель эта имела такое же значение, какое Лавра Киевская имела на юге. И имя великого основателя обители преподобного Сергия Радонежского так же тесно связано с историей этой обители, как имена препод. Антония и Феодосия – с историей обители Киевской. На юго-западной окраине обширного отечества нашего находится знаменитая Лавра – Почаевская. Эта обитель основалась и благоустроилась там, где русской народности и православной вере больше всего угрожала опасность, благодаря близости к западной границе и соседству с миром католическим. Начало и устроение этой обители неразрывно связано с именем её игумена – преподобного Иова. Кто желает ближе познакомиться с этими святилищами русской земли, тот может обратиться к описаниям их, сделанным нами же особо, а именно: 1) Киево-Печерская Лавра, 2) Троице-Сергиевская и 4) Почаевская («Живописное обозрение русских святых мест», Одесса, 1873–1894 гг.). В настоящей же книжке мы познакомим нашего читателя с Лаврой Александро-Невской, находящейся в царственном граде Санкт-Петербурге и достойной полного внимания каждого русского человека. Говоря же об этой Лавре, мы должны будем подробно остановиться на жизни и подвигах того, чьей памяти посвящена обитель, именно – на житии и подвигах Святого благоверного Князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В старину, а отчасти и теперь, каждый более или менее известный монастырь имел свои общие синодики или поминанники, в которые заносились на вечное поминовение имена отдельных лиц со всеми их предками, родичами, чадами и домочадцами. Один из таких синодиков, принадлежавший богатейшему и знаменитому Кирилло-белозерскому монастырю, хранится в библиотеке нашей академии: рукопись Кирил. библ. Рукопись состоит из 500 листов, написана была в течении, вероятно, двух веков, до начала XVIII века включительно 1 и представляет полные списки всех монастырских вкладчиков, которых монастырь обязан был поминать в своих молитвах. Просматривая рукопись лист за листом, прежде всего невольно приходишь к мысли, что это не что иное, как „монастырское кладбище“- тихое, безмолвное, да притом самое бедное. Тут, по-видимому, невозможно сделать никаких раскопок: нет ни надгробных надписей, ни эпитафий, ничего такого, что хотя бы в некоторой степени поясняло сухие, безжизненные списки исчезнувших родов и поколений; тут только имена и фамилии, место происхождения, звание или общественное положение разных лиц: „род боярина такого-то, крестьянина из такой-то местности“ и т. под.,-иногда к имени известного лица прибавлено: „убит на войне“, „умер в плену“, „умер во время морового поветрия в таком-то году“. Больше никаких пояснений к перечисляемым именам на всех 500 листах – нет. Однако, если ближе рассмотреть эту мертвую, исчезнувшую безвозвратно «монастырскую семью», эти листы, исписанные именами, то и на них окажутся некоторые черты, не лишенные, может быть, глубокого историко-литературного значения. В начале Кирилловского синодика, как это делалось обыкновенно в древнеславянских синодиках, помещены статьи, в которых на основании Слова Божия, учения отцов церкви и соборных постановлений разъясняется важность поминовения усопших, затем – статья „о разлучении души от тела“, взятая из «Лавсаика», одна из самых распространенных в наших старых рукописях, нередко сопровождавшаяся подробнейшими картинными изображениями 2 , – несколько соответственных рассказов из патерика и из книги, известной в славянских рукописях под заглавием: „От старчества“ (греческое сочинение, очень древнее – …), – книги также весьма распространенной и сохранившейся в сотнях списков 3 , потом делаются указания, когда и как должно происходить поминовение и когда читается синодик, а в конце всего помещены поминальные ектеньи за всех живых и умерших, значительно впрочем отличающаяся от принятых в наших теперешних требниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Глава II. Молитва во еже знаменати отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего §1. Знамением креста младенец приводится к оглашению Назнаменати отроча. Назнаменание, под именем которого разумеется знамение креста и принятие христианского имени, есть приведение младенца к оглашению для того, чтобы, по некотором времени, преподать ему благодать крещения. Ибо оглашенные всегда присоединяемы были к церкви и приготовляемы к крещению слушанием слова Божия и крестным знамением. В сем смысле Августин тех же самых оглашенных увещевает (в книге о Символе, гл. 1): «приимите вы, имеющие печать веры, слово Божие, как сродную вам пищу. Чрез него Сам Господь соделает вам приращение. Ибо вы не отрождены еще святым крещением, но только еще зачаты знамением креста во чреве св. матери церкви». Сила и преимущество крестного знамения Тот же Августин (книга 1 исповедания, в гл. 11) свидетельствует, что и младенцы, только что происшедшие на свет, тотчас после своего рождения назнаменуемы были крестом, как говорит он это о себе самом: «назнаменан был уже я знамением креста и растворен солию (христианского учения) еще от самого чрева своей матери». Силу и преимущество такового назнаменания объясняет тот же писатель (в тракт. 11 на Иоанна): «оглашенные имеют на челе знамение креста: следовательно они принадлежат уже к великому дому (Божию) и из рабов становятся свободными». §2. Младенцы приемлют имя в осьмый день Приемлюще имя в осьмый день. Новорожденные младенцы нередко скоро умирают. Посему греческие язычники давали имена новорожденным не ранее седьмого дня. Аристотель (в истории о животн., кн. 8) говорит: «многие младенцы умирают прежде седьмого дня; посему новорожденным младенцам дают имена только тогда, когда возымеют более надежды на продолжение их жизни». Афиняне ожидали для этого девятого дня. Тот же день для наречения имени младенцам назначили и римляне; отчего у них девятодневная или празднуемая в девятый день после рождения богиня называлась Nundina, и самый тот девятый день почитался светлым (Lustricus) и знаменитым праздником, установленным для очищения младенцев мужеского пола; а для младенцев женского пола назначали осьмый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вихри враждебные О наименованиях ураганов и войне символов 30.10.2013 918 Время на чтение 9 минут В Европе сейчас затихает ураган «Святой Иуда», получивший название в честь Святого, которого в Британии почитают как заступника всех несчастных. Странное имя взялось по той причине, что шторм начался 28 октября, то есть в день Святого Иуды Фаддея по католическим святцам. Надо сказать, что шторм, носящий имя новозаветного мученика, в Европе был вовсе не безобиден, унеся жизни, по меньшей мере, 11 человек в Великобритании и французской Бретани. Ураган носился над Европой со скоростью 190 км/ч . Общий материальный ущерб, причиненный Британии и Западной Европе, оценивается в сотни миллионов евро. Подобные явления разбушевавшейся стихии становятся все более частыми и почти обыденными событиями: время от времени средства массовой информации сообщают читателям и зрителям об очередном мощном урагане, принесшим разрушения и человеческие жертвы. Все помнят знаменитую «Катрину», практически опустошившую Новый Орлеан. А почему, собственно, «Катрина», а не какое-либо другое название? И вообще, зачем ураганам имена? Официальное объяснение: метеорологам так просто удобнее - использовать человеческие имена для обозначения потенциальных «кандидатов в убийцы», чтобы не было недоразумений при прогнозировании погоды, в выпуске штормовых оповещений и предупреждений, ведь период существования тропического циклона, как правило, достаточно велик - более недели. Одновременно в том же регионе может появиться еще один тропический циклон. Метод именования природных катаклизмов возник относительно недавно. Так, в XIX и в начале XX века циклоны, обрушившие свои удары на Вест-Индию, называли именами христианских святых, по дню, на который выпало атмосферное явление. Так получил свое имя ураган «Санта-Анна», который достиг города Пуэрто-Рико 26 июля 1825 года, в день Св. Анны. В конце XIX века появился новый, не лишенный юмора, способ идентификации тропических циклонов. Австралийский метеоролог Клемент Рагг называл циклоны в честь австралийских политиков, воззрения которых он не поддерживал. В прогнозах Рагг сопровождал смещение циклона такими комментариями как «бесцельное плутание», «ужасное поведение», «переменчивость».

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/31/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наш журнал всегда с вами рядом…» Обзор журнала «Краснодар литературный» (июнь, 2023 г.) 27.06.2023 552 Время на чтение 5 минут Журнал «Краснодар литературный» учреждён Краснодарским региональным отделением Союза писателей России и Администрацией города Краснодара в 2006 году. С 2010 года журнал не издавался, а в 2020-м наша краевая писательская организация возродила проект. Наш журнал всегда с вами рядом, достаточно пройти по ссылке . Предлагаем вашему вниманию обзор второго номера 2023 года, который открывает материал «Союз кисти и пера», посвящённый тридцатилетию художественной галереи «САНТАЛ» и многолетнему сотрудничеству с краевой писательской организацией. Рубрика «Новая книга» представляет вышедшие в свет весной этого года книгу стихов С.Н.Макаровой-Гриценко «Жить на этой земле», поэтический сборник тихорецкого ЛИТО «Родник», посвящённый бойцам СВО «Я чистым сердцем с миром говорю» и стихи для детей Любови Деткова " В гостях у Леночки " . В мае 2023-го читающая Россия отметила 100-летие со дня рождения Анатолия Дмитриевича Знаменского, лауреата Государственной премии, нашего выдающегося земляка-кубанца. В свежем номере журнала «Краснодар литературный» читатели познакомятся с биографией писателя и историей создания главного труда его жизни – романа-хроники «Красные дни». О личных встречах с Анатолием Дмитриевичем, об интересных и малоизвестных фактах из его жизни вспоминают Геннадий Пошагаев в лирическом очерке «Следуя полезным советам» (рубрика «Имена и даты»), и Виктор Ротов (1931-2005) в литературоведческой статье «Озабоченный гражданин» («Литература и общество»). О ещё одной юбилейной дате в культурной жизни Кубани и всей страны, о 85-летии со дня рождения мэтра русской народной песни, всемирно известном руководителе Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко повествует краснодарский музыковед Павел Гаврилов. Исследование творчества Михаила Пришвина литературный критик Алла Новикова-Строганова приурочила к 150-летию знаменитого писателя. Юбилейные материалы читайте в рубрике «Имена и даты»

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/27/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010