10 м, высота до верха главы ок. 27 м). Разделка фасадов лопатками на 3 вертикальных прясла (среднее более широкое) с закомарами наверху, кокошники с небольшими килевидными завершениями в гранях 8-гранного столпа под шатром - эти черты при всей упрощенности и неразвитости форм восходят к архитектуре ц. Вознесения в подмосковном царском с. Коломенском. Успенский собор в Перемышле. Рис. фасада и план по М. Т. Преображенскому Успенский собор в Перемышле. Рис. фасада и план по М. Т. Преображенскому Собор Успения в Перемышле является, по-видимому, одним из последних соборов, возведенных удельным князем в эпоху Иоанна IV. Большой городской собор (с запада устроены хоры, перекрытые сводами) со своеобразной структурой - 4-столпный 5-главый (позднее 4 малые главы сняли для облегчения сводов) 3-апсидный - в укрепленном остроге должен был выполнять функции обороны и хранилища. Здание имело подвалы и мощный сводчатый подклет, основной объем с 3 сторон (на уровне подклета и главного этажа) окружали 2-этажные арочные галереи (разобраны в 20-х гг. XIX в.; варианты реконструкции см.: Преображенский. 1891. С. 35-37. Табл. 1; Николаев. 1970. С. 112 (реконструкция Е. Н. Подъяпольской)). В 70-х гг. XX в. обрушились его своды, столпы, вост. стена, алтарь, уцелели трапезная (XIX в.) и колокольня (2-я пол. XVIII в.). Собор Св. Троицы Троицкого Лютикова мон-ря. Аксонометрический разрез, план и рис. фасада по М. Т. Преображенскому Собор Св. Троицы Троицкого Лютикова мон-ря. Аксонометрический разрез, план и рис. фасада по М. Т. Преображенскому Одним из незаурядных комплексов на территории К. и Б. е. являлся Троицкий Лютиков мон-рь, в 6 км от Перемышля, близ с. Корекозева. Судить об архитектуре его основных сооружений можно по описаниям и чертежам кон. XIX в. мелкого масштаба ( Преображенский. 1891. С. 57-60. Табл. 7; Извеков. 1902). По преданию, мон-рь основан в нач. XVI в. В. И. Воротынским († 1533), по др. версии - в XV в. Воротынские были его основными вкладчиками и строителями. Собор Св. Троицы был 4-столпным одноглавым, по ширине почти равным собору в Перемышле. Три ряда полукруглых кокошников в основании центрального барабана собора, узкие, высокие окна близки к московской архитектуре. Шатровая ц. Благовещения (разрушена во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) имела подклет, крытую зап. галерею (разрушена в XIX в.), трапезную с сев. стороны. К кон. XIX в. вертикальное пространство храма изменилось: нижнюю часть перекрыли сомкнутым сводом, наверху устроили колокольню, для к-рой растесали окна восьмерика. Композиционная структура ц. Благовещения во многом повторяла ц. Вознесения в Коломенском (о датировке и первоначальном облике см.: Седов Вл. В. Троицкий собор Лютикова мон-ря//Вопросы археологии и истории В. Поочья: Тезисы докладов. Калуга, 1987. С. 42-43; Баталов. 1996. С. 306-308).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

2 . Собор действует применительно к наказу Всероссийского Священного церковного Собора. 3 . Состоящее при Соборе, согласно наказу его, Епископское Совещание в случае несогласия с тем или иным постановлением Собора обязано заявить об этом Собору в течение суток со времени поступления на рассмотрение Епископского Совещания данного постановления Собора. 4 . Члены Собора вносят свои предложения и заявления подают председателю Собора за подписью десяти лиц. Пункт же 5 о президиуме и, в частности, о товарищах председателя и секретарях вызвал некоторые прения, после которых Собор принимает число президиума б челов[ек]: одного председателя епископа, 3 товарищей председателя – одного епископа, одного пресвитера и одного мирянина, одного секретаря и одного товарища секретаря и вводит должность почетного председателя, на которую и избирается единогласно архиепископ Агафодор. Избранному провозглашается ξιος 142 и поется многая лета. Засим Собор приступает к избранию председателя. Путем подачи записок названы кандидаты: архиепископ Митрофан – 44 зап[иски], архиепископ Димитрий – 9 зап[исок], архиепископ Агапит – 2 зап[иски] и епископ Гермоген – 1 зап[иска]. Записки подсчитывали: священник Ломако, профессор Абрамов и граф Апраксин. Ввиду отказа архиепископов Димитрия и Агапита и епископа Гермогена от баллотировки Собор единогласно избирает председателем Собора архиепископа Митрофана, который изъявляет свое согласие. Избранному председателю провозглашается ξιος и многая лета. Кандидатами в товарищи председателя путем подачи записок были намечены: от епископов – архиепископ Димитрий – 36 зап[исок], архиепископ Агапит – 1 зап[иска], епископ Макарий – 15 зап[исок], епископ Гермоген – 3 зап[иски]; от пресвитеров – протопресвитер Г. И. Шавельский – 47 зап[исок], протоиерей А. П. Рождественский – 5 зап[исок], протоиерей Карташев – 2 зап[иски], протоиерей Смирнов – 1 зап[иска], протоиерей К. Е. Окиншевич – 1 зап[иска]; от мирян – князь Г. Трубецкой – 47 зап[исок], профессор П. В. Верховской – 5 зап[исок], граф Апраксин – 3 зап[иски] и князь Щербатов – 1 зап[иска]. Записки подсчитывали: Сенько-Поповский, протоиерей Востоков, протоиерей Смирнов и H. Н. Львов. Архиепископ Димитрий, протопресвитер Шавельский и князь Г. Н. Трубецкой изъявляют согласие баллотироваться, остальные же кандидаты отказываются от баллотировки, ввиду этого Собор единогласно избирает товарищами председателя архиепископа Димитрия, протопресвитера Г. И. Шавельского и князя Г. Н. Трубецкого. Избранным провозглашается ξιος и поется многая лета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

388 Три весьма древние – Туровский Борисоглебский, Новогродский Лаврашевский, Гродненский Борисоглебский. Затем Минский Вознесенский, с 1490 г., Слуцкий Троицкий, прежде 1489 г. (Акт. Зап. Рос., 1. 94. Ист. Акт. 1, 525), Слуцкий Ильинский прежде 1515 г., Кобринский Спасский прежде 1512 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 79.). В 16 веке устроены Николаевский на р. Морочь, существовавший уже в 1539 г. (Библ. Обществ. Ист. 27.), Грозовский Богословский 1585 г., Грозовский Николаевский, Друйский Благовещенский, Новодворский, Купятицкий, Пинский Лещ. Пинский св. Варвары девичий прежде 1580 г., Браславский на оз. Неспише прежде 1581 г. Ист. Иерархии о многих зап. монаст. ничего не знает. См. Вилен. грам. 2, 124. Грамоты в Ист. унии стр. 70. 94. 99. 113, 114. 129. 165. 190. 195. 199. 202. 217. 219. 268. 286. 299. 311. 422. Ист. Акт. 1. 525. Акт. Зап. Рос. Т. 3. 118. 129. 389 Самые древние – Аврамиев, Смядынь Борисоглебский. Смоленские общежительные Троицкий и Спасский прежде 1506 г. (Акт. Зап. Рос. 1, 370), Св. Духа прежде 1509 г. (Акт. Ист. 1, 525.), Св. Арханг. Михаила прежде 1486 г. (Акт. Зап. Рос. 1. 84.), Колочский с 1415 г. Черенский Троицкий, основанный еп. Мисаилом ок. 1470 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 3. 101). Рославский Спасский прежде 1560 г., Смоленский Николаевский прежде 1609 г. (Акт. Ист. 1, 518. 174. 293. Ист. Иер.) 390 Грамотой 20 янв. 1582 г. отданы были иезуитам в Полоцке православные полоцкие монастыри: «св. Спаса на р. Полоте, св. Иоанна Предтечи на острове р. Двины под замком (основанный кн. Андреем Ольгердовичем †1399 г. Акт. Зап. Рос. Т. 1, 27.), св. Михаила Городецкий (основанный прежде 1509 г. Акт. Ист. 1, 525.), св. Петра в полоцком замке (основанный Кн. Михаилом †1385 г. Акт. Зап. Рос. 1, 27.); мон. Воскресения Господа нашего, в замке, иначе называвшийся Мотенецким, мон. Козмы и Дамиана, мон. св. Николая на Лучне (основ. еп. Симеоном в 13 в.) См. грамоту у Стебельского Zyw. ss. Evphros. и Par. 2. 158. Акт. Зап. Рос. Т. 3. 137, 143. Эти монастыри упоминаются и в жалобе полочан 1544 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 234.), из которой видно, что Предтечевым, Михайловским и Воскресенским заведовали архимандриты; Петровым и Никольским – игумены. Далее известны Витебские монастыри: Предтечев девичий прежде 1553 г. (Акт. Зап. Рос. 3. 12), Марков и Невельский Троицкий 16 века. Онуфриев общежительный в 15 вер. от Мстиславля основ. кн. Симеоном Лугвенем (†1399 г.), Мстиславский пустынный св. Богородицы прежде 1499 г. (Акт. Зап. Рос. 1. 43. 82. 177. 215. 217. стр. 570. «Владыце Полоцкому того игумена Пустынскаго не судити». Слч. Ист. Акт. 5, 368, Ист. Унии 165. 166. 190. 216. 328. 334. 350. 423). Мстиславский Николаевский нагорный прежде 1507 г. Могилевский Спасский прежде 1578 г. (Акт. Зап. Рос. 3. 94. 88. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Patrology. 1986. Vol. 4. P. 127-130; Jeanes G. P. The Paschal and Baptismal Sermons of Zeno of Verona: Thesis. Oxf., 1989; idem, ed. The Day has Come!: Easter and Baptism in Zeno of Verona/Ed., compl. G. P. Jeance. Collegeville (Minn.), 1995; Solignac A. Les lectures de la vigile et du jour de Pâques à Vérone au temps de Zenon//REAug. 1999. Vol. 45. N 2. P. 261-275; Dirani F. Il «Sermone dello Zodiaco» di Zeno di Verona (I. 38). «Astrologia Praedicabilis» ed inculturazione//Angelicum. R., 2006. Vol. 83. N 3. P. 533-556. А. Р. Фокин Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ

http://pravenc.ru/text/199839.html

учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества КОЛУМБАН († 23 нояб. 615), прп. (пам. зап. 23 нояб.), деятель зап. монашества, основатель Луксовий и Бобий; церковный писатель МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ПАТРИКИЙ [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Леера. Полностью утрачены: надземная часть зап. участка сев. стены (от архиерейских палат до сев.-зап. угла), сев. прясла зап. стены (от сев.-зап. угла до зап. ворот) и зап. часть юж. стены (между юго-западной и южной башнями), деревянные конструкции обходной галереи боевого хода, шедшей по внутреннему периметру стен. Исключение составляет сев.-вост. угол ограды между сев.-вост. башней и вост. корпусом келий, где такая галерея была восстановлена в ходе реставрации в нач. 70-х гг. XX в. Полностью утрачен сев. участок зап. (внутренней) стены между надвратной ц. прп. Евфимия Суздальского и архиерейскими палатами. Зап. ворота, изначально скромные по своим размерам, запечатлены на литографии Быстрицкого сер. XIX в. Согласно летописи Н. П. м. за 1889-1895 гг., эти ворота были построены по проекту епархиального архит. А. К. Никитина (1890). К сер. XX в. сооружение сильно обветшало, пропали живописные изображения в киотах фронтонов, работы по частичной реставрации памятника проводились в 1980 г. под наблюдением архитекторов Пименова и Н. Н. Фроловой. Зап. ворота являются главным входом, они выполнены в виде монолитной триумфальной арки, увенчанной декоративным пятиглавием. В средней части фронтонов на вост. и зап. фасадах установлены деревянные резные киоты, выполненные недавно, но повторяющие историческую форму; в них поместили совр. иконы: Вознесения Господня - на зап. фасаде, Пресв. Богородицы «Знамение» - на восточном. Шатровая каменная часовня в честь Воздвижения Креста Господня (1687) находилась над спуском по дороге к главным св. воротам со стороны Н. Новгорода. Возводилась при архим. Епифании, участнике суда над патриархом Московским и всея Руси Никоном, по инициативе бывш. архим. Иосифа, сопровождавшего опального патриарха в ссылку в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. Часовня построена от основания восьмериком, переходившим в кирпичный шатер с небольшой главкой на профильной шейке. Внутри стоял деревянный резной крест (4×2,5 аршина) - копия чудотворного креста, поставленного патриархом Никоном на Кий-острове в память о спасении во время бури на Белом м.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Сегодня в Нелазском сохранились два храма – деревянная Успенская церковь, построенная в 1694 году и каменная церковь в честь святого Архистратига Михаила, 1895 года постройки, ныне пребывающая в бесхозном состоянии. Ранее рядом с двумя этими церквами стояла колокольня, разрушенная в ХХ веке. Основной объём Успенского храма составлен из четырех прямоугольных срубов, одинаковых по размеру и крытых большими бочками. Эти клети прирублены к центральному высокому четверику, на который поставлена крещатая бочка с небольшим пятиглавием. Храм, стоящий на высоком подклете, имеет крытую висячую галерею и одновсходное крыльцо. Как и многие древние деревянные постройки, Успенская церковь дошла до нас не в первоначальном виде. На основании архивных документов можно проследить изменения конструкции и внешнего облика церкви на протяжении последних веков. До середины XIX века церковь сохраняла первоначальный облик, то есть не была обшита тёсом, а внешние углы прирубов были рублены «в обло», внутренние – «в лапу». Главки и бочки были покрыты лемехом. Раньше церковь имела двухвсходное крыльцо «на отлёте», ведущее на галерею. В 1853 году постройка была обшита тёсом, стены выкрашены белой краской - дань моде, уподоблять деревянные постройки каменным. В 1855 году под храм подведён каменный фундамент, в связи с этим было вынуто три нижних венца брёвен. При этом было заменено крыльцо. Бочки и главки покрыли железом. В 1908 году галерею обшили тёсом. После революции Успенская церковь была закрыта. В храме был устроен склад. В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР 1327 от 30 августа Успенская церковь была принята на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры всесоюзного значения. В 1994 году, к 300-летию храма, были проведены реставрационные работы и косметический ремонт. С 2008 года церковь передана на баланс Дирекции по охране и использованию культурного наследия Вологодской области. В 2010 году старая железная обшивка кровли была заменена на металлопласт. Тогда также заменили некоторые внутренние прогнившие деревянные конструкции. В 2019 году подготовлена научно-проектная документация на проведение реставрационных работ, которая не предусматривает восстановление первоначального облика храма. Планируется выполнить комплексную реставрацию с сохранением наслоений середины XIX — начала XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=00243

Die Überlieferung der Werke Hugos von St. Viktor. Stuttg., 1976; Piazzoni A. M. Ugo di San Vittore «auctor» delle «Sententiae de divinitate»//Studi Medievali. Ser. 3. 1982. Vol. 23. Fasc. 2. P. 908-909; Sicard P. Hugues de St.-Victor et son École: Introd., choix de texte, trad. et comment. Turnhout, 1991; idem. Diagrammes médiévaux et exégèse visuelle: Le «Libellus de formatione arche» de Hugues de St.-Victor. P.; Turnhout, 1993; Moore R. Hugh of St. Victor and the Authorship of in Threnos Ieremiae//JRH. 1998. Vol. 22. P. 255-269; Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004. С. 229-231. А. Р. Фокин Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы

http://pravenc.ru/text/Гуго ...

В 1960-80-х годах памятники архитектуры древней обители были отреставрированы. Отреставрирована была и Богоявленская трапезная церковь. В ней разместили экспозиции филиала Московского краеведческого музея. 15 мая 1989 года Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь возвращён РПЦ. С 2004 года церковь Богоявления вновь реставрировалась. В нижней части храма возможно скоро будет открыта картинная галерея с собраниями картин владыки Питирима - митрополита Волоколамского и Юрьевского, который возглавлял издательский отдел Московской Патриархии, много приложивший сил в восстановление и благоустройство этой святой обители. Богоявленская церковь с трапезной палатой сохранила свои древние стены, которые видел ещё прп. Иосиф Волоцкий. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Богоявленская церковь с трапезным корпусом (1506–1510, 1682)была заложена 9 мая 1506 г. и построена к 1510 г. (РНБ. Погод. 504. Л. 28) на средства кн. С. И. Бельского и окольничего Б. В. Кутузова. Основные помещения - церковь, трапезный зал, келарская - располагались в верхнем ярусе, подклет занимали хозяйственные помещения. Безапсидный храм, расположенный в сев.-вост. углу здания, первоначально был ориентирован на север (с заметным смещением к востоку), имел позакомарное покрытие и главу. Древний трапезный зал представлял собой почти квадратную в плане одностолпную палату (13×14 м), перекрытую крестовыми сводами. Сохранились раздаточное окно и нижняя часть входа в келарскую, заложенного при расширении трапезной и переделке сводов. Фасадные окна имели перспективные обрамления в виде прямоугольных уступов, одно из них сохранилось на вост. фасаде; на сев. фасаде и вост. стене келарской такие окна восстановлены в 1968 г. Ок. сер. XVI в. трапезная была перестроена на средства архиеп. Новгородского Феодосия (в 1551-1563 он проживал на покое в И. В. м.). Она была расширена к западу и югу (ее новый размер - 22×20 м) и перекрыта вспарушенными крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. Окна с гладкими откосами были выложены на юж. и зап. фасадах. В подклете было устроено 6 дополнительных помещений. Вход в подклет храма - с северной стороны, в подклет трапезной - с южной и западной.

http://sobory.ru/article/?object=14091

Реконструктивная история памятника прослеживается с 1842 г., когда был составлен проект перестройки.1 Судя двум архивным планам, первоначально церковь имела галерею-паперть, огибавшую здание с трех сторон. На галерею вели два крыльца, южное было на два всхода. На северной и южной стене восьмерика были дверные проемы. На проектном чертеже изображено здание с удаленной папертью и устроенным новым входом. Притвор, раньше соединявшийся с молитвенным помещением, теперь отделен от него стеной. Внутри него устроена лестница. Результаты этой перестройки мы видим на фотографии конца XIX в., хранящейся в Каргопольском музее. На южной стене восьмерика прочитываются следы удаленной паперти. Частично заложен дверной проем, на его месте устроено окно. Первоначальные сдвоенные и одинарные небольшие окна сохранилось на северной стене алтаря и на восьмерике. Судя по высоте крыльца, лестница, как и предполагалось, была устроена внутри притвора. Снаружи – скромное крыльцо, лишенное той парадности, что предусматривалась в проекте. Очевидно, что к концу XIX в. назрела необходимость капитального ремонта здания, что и было произведено в 1894 – 1895 гг. Срубная часть здания была перебрана и собрана в основном из старого материала в течение 1894 г., о чем имеется соответствующая документальная запись.2 После реконструкции церковь стала однопрестольной и была заново освящена в честь Архистратига Михаила. В процессе обследования было выявлено много следов различных утраченных элементов. О переборке срубов напоминает маркировка бревен. Стены сложены из старых бревен толщиной до 40 см, с внутренней стороны они не отесаны, за исключением алтарного прируба. В некоторых местах можно увидеть новые вставки, которые были сделаны для усиления конструктивных связей старого сруба в местах бывших проемов. Полностью сохранилось первоначальное бочечное покрытие алтарного прируба. В его завершении имеются врубки от четырех стоек, которые служили конструктивной основой первоначальной главы. На боковых стенах восьмерика, где были проходы на галерею, по бокам существующих окон видны глубокие затески, по которым можно определить размеры бывшего дверного проема. Заметно, что он не соответствует существующему уровню пола. Первоначально пол находился на 1 м выше. Примерно в полуметре над ним прочитывается след от пристенной лавки. На юго-западной и северо-западной стене восьмерика были длинные окна-щели, сделанные для того, чтобы с галереи можно было наблюдать за службой. Галерею поддерживали кронштейны-выпуски перерубов под полом и выпуски бревен стен западного прируба. Остатки срезанных выпусков-перерубов сохранились под наружной обшивки.

http://sobory.ru/article/?object=00291

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010