Bisconti, G. Gentili. MilanoEditoriale, 2007 (илл. на с. 37, 258, 278, 300). Sainte Russie: L’art russe des origins Pierre le Grand. Paris: Somogy; Musée du Louvre, 2010 (илл. на с. 73, 78, 79, 80,100,165). 1000– летие русской художественной культуры: [Каталог выставки]/под ред. А. В. Рындиной. М.: Б.и., 1988 (илл. на с. 131, 242, 303). Андрей Рублев: Подвиг иконописания: К 650-летию великого художника: [Каталог- альбом]. М.: Красная площадь, 2010 (илл. на с. 175,179, 246, 250, 299). Византийское искусство в музеях Советского Союза: [Альбом на англ. яз.]/текст А. В. Банк. 3-е изд. доп. Л.: Аврора, 1985 (илл. на с. 2,126,180). Из коллекций академика Н. П. Лихачева: Каталог выставки. СПб.: Седа-С, 1993 (илл. на с. 114–115). Иконопись из собрания Третьяковской галереи: [Альбом]. 2-е изд., сокр. М.: Сканрус, 2008, (илл. на с. 61, 74, 76, 79, 80, 83, 131, 145, 147, 150, 153, 161, 173, 258, 299, 303, 321). Иконописцы царя Михаила Романова: Каталог выставки. М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2007 (илл. на с. 222, 321). Иконы XIII–XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М .: Северный паломник, 2007 (илл. на с. 62,118,132). Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI веков. М.: Северный паломник, 2008 (илл. на с. 225). Иконы Владимира и Суздаля: [альбом]/сост. М. А. Быкова и др.. М.: Северный паломник, 2009 (илл. на с. 76,158). Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника: Каталог/сост. Л. Л. Петрова и др. М.: Северный паломник, 2003 (илл. на с. 110,124). Иконы Пскова/сост. О. А. Васильева . 2-е изд., испр. и доп. М.: Северный паломник, 2006 (илл. на с.191, 214, 221). Иконы Успенского собора Московского Кремля XI – начало XV века: Каталог. М..: Северный паломник, 2007 (илл. с. 170, 296). Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М.: Искусство, 1990 (илл. на с. 146,152). Лазарев В. Н. История византийской живописи. Таблицы. М.: Искусство, 1986. (илл. на с. 126,180). Онаш К., Шнипер А.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Иллюстрации к статье И. А. Стерлиговой Илл. 3. Крест напрестольный. 1661 год. НГИАМЗ. Надписи о мощах Илл. 4. Крест напрестольный. 1664 год. НГИАМЗ. Надписи о мощах Иллюстрации к статье В. В. Игошева Илл. 1. Фрагмент золотого напрестольного креста 1657 года(ЯМЗ-7892) Илл. 2. Золотой напрестольный крест 1630 года (ЯМЗ-7859) Илл. 7. Крест напрестольный благословенный в серебряном окладе. Вторая половина XVI века (ГММК-16880) Илл. 8. Серебряный напрестольный крест. 1630 год (ЯМЗ-7859) Илл. 9. Серебряный водосвятный крест-мощевик. XVIII век (ЯМЗ-7662) Форма, пропорции и размеры крестов различных типов, бытовавших в ярославских храмах, тесно взаимосвязаны с тем или иным их использованием в разных церковных службах. На протяжении XVI–XVIII веков пропорции и форма креста, изображение «Распятия» и другие иконографические изводы, а также характер орнамента меняются. Илл. 10. Напрестольный серебряный крест. 1754 год (ЯМЗ-7869). Мастер – Афанасий Корытов Илл. 11. Лицевая сторона серебряного водосвятного креста. Вторая половина XVII века (РЯМЗ-11757) Илл. 12. Оборотная сторона серебряного водосвятного креста. Вторая половина XVII века (РЯМЗ-11757) Илл. 13. Серебряный водосвятный крест-мощевик. Лицевая сторона (СМ-63) Илл. 14. Серебряный водосвятный крест-мощевик. Оборотная сторона (см-63) Иллюстрация к статье И. Г. Харламовой Илл. 1. Крест мастера Салмана. 1578 год. Лицевая сторона Илл. 2. Крест мастера Салмана. 1578 год.Оборотная сторона Илл. 3. Крест мастера Салмана. 1578 год. Фрагмент Илл. 4. Крест мастера Салмана. 1578 год. Фрагмент Илл. 5. Крест мастера Салмана. 1578 год. Фрагмент Иллюстрации к статье Л. Б. Сукиной Илл. 1. «Корсунский» крест из переславского Никольского монастыря. Дерево, медь, серебро, чеканка, гравировка, полудрагоценные камни, цветное стекло. XVII–XVIII века Илл. 2. Рождество Христово. Серебро, чеканка, гравировка Илл. 3. Дмитрий Солунский. Серебро, чеканка, гравировка Илл. 5. Мощевик Князя Федора Смоленского и чад его Давида и Константина. Серебро, чеканка, гравировка

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Мастер Никифор Макарьев Пшеничный (?). Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 3. Кат. 5. Крест напрестольный. 1728 год. Москва. Мастер Иван Исаев (?). Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 4. Кат. 7. Крест напрестольный. 1720-е годы. Москва. Мастер Федор Никифоров. Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 5. Кат. 8. Крест напрестольный. 1740 год. Москва. Мастер-монограммист ПС. Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 6. Кат. 10. Крест напрестольный. 1745 год. Москва. Мастер монограммист IΘ или ΘI. Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 7. Кат. 10. Крест напрестольный. 1745 год. Москва. Мастер монограммист IΘ или ΘI. Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 8. Кат. 15. Крест напрестольный. 1762 год. Москва. Мастер Петр Афиногенов. Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 9. Кат. 17. Крест напрестольный. 1766 год. Москва. Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 10. Кат. 17. Крест напрестольный. 1766 год. Москва. Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 11. Кат. 18. Крест напрестольный. 1773 год. Россия. Оборотная сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 12. Кат. 19. Крест напрестольный. 1794 год. Москва. Лицевая сторона Иллюстрации к статье И. Д. Костиной Илл. 13. Кат. 19. Крест напрестольный. 1794 год. Москва. Оборотная сторона Иллюстрации к статье А. Б. Пермиловской Илл. 1. Резной деревянный обетный крест из дер. Кушкопала Иллюстрации к статье В. Н. Шараева Илл. 1. Общий вид креста и часовни на берегу Волги у села Винновка Илл.2. Каменное надгробие над могилой А. Н. Люпова Иллюстрации к статье В. Н. Шараева Илл. 3. Поминальный крест А. Н. Люпову Илл. 4. Часовня Распятие чеканное, с накладным венцом. На верхнем конце креста – изображение Сошествия во ад, на боковых концах – Несения креста и Снятия со креста, на нижней перекладине – Положения во гроб. На нижнем конце чеканены орудия страстей. По краю креста, кроме нижнего конца, – жемчужная обнизь. Оборотная сторона креста декорирована рельефным растительным узором в стиле барокко и пятью гладкими медальонами. На нижнем конце – резная надпись: ТЫСЯЩА СЕДМЪСОТЬ ТРИДЕСЯТЬ ПЕРВАГО ГОДУ IФHHYAPUA ОСМАГО НАДЕСЯТЬ ДНЯ ДАЛА ВКЛАДУ КИВОРЯЩАИ КРЕСТЪ ВДОВА ЕЛЯНА ТЕСЕКИНА В ЦЕРКОВЬ СТАГО И СЛАВНОГО ПОКАИА И РРАД РЛАВ ПОМИНОВЕНИЕ РОДИТЕЛЕИ СВОИХ .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Парсуна. Неизвестный мастер патриарших монастырей. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Начало 1660-х гг. Холст, масло. Илл. 3. Патриарх Никон . Неизвестный художник, вторая половина XVIII в. Холст. масло. Кирилло-Белозерский музей-заповедник. (Каталог выставки 2005 г. С. 115. 61) Илл.4. Патриарх Никон . Иконописец Мария Тодорова. Москва. 2005 г. Дерево, левкас, темпера. Илл. 5. С. Д. Милорадович «Суд над патриархом Никоном ». 1906 г. Холст, масло. Илл. 6. Кончина патриарха Никона . Художник И.Д. Дмитриев-Оренбургский. Х1Х в. Илл. 7. Место погребения ученика, клирика и жизнеописателя патриарха Никона Иоанна Корнильевича Шушерина у южной стены трапезы Архангельской церкви Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Фото 2006 г. Илл. 10. Патриарх Никон . В.С. Петров, Н.В. Полторацкая. Истра, 1995 г. Гипс, отливка по глиняной модели. Храм Св. Архистратига Михаила в Малом Иерусалиме. Илл. 11. Проект памятника патриарху Никону . Скульптор В.С. Петров. Истра, 1997 г. Бронза, отливка с земляной формы. Илл. 12. Проект памятника патриарху Никону . Скульптор И.И. Лукин. Нижний Новгород. 2005 г. Илл. 13. Трёхсвятский колокол. Вылит 21 января 1666г. Резчик монах Паисий. Литейщик – монах Сергий (Турчанинов). Фото 2003 г. Илл. 14. Богоявленская пустынь патриарха Никона . Вид с юго-востока. Фото 1998 г. Илл. 15. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Современный вид. Фото 2005 г. 1335 На обороте первого сстава (л. 124об.) помета об адресате почерком всего документа Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, и помета о получении документа, сделанная другим почерком 158 (1659)-го [года] апреля въ 13-й день с митрополичим недельщиком съ Ярофейком Офонасьевым. Подана в Верхъ. 1381 На обороте столбца (л. 126об.) помета об адресате основным почерком Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии, и помета о получении, сделанная другим почерком 158 (1650)-го марта въ 31–й де[нь] с софийским плотником с Ывашком Кузьминымъ. 1395 На обороте первого столбца помета об адресате основным почерком Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всея Русии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

в аспиде. Середина VI века Иллюстрации к статье К. А. Щедриной Илл. 2. Кийский крест. 1656 год Иллюстрации к статье Г. А. Романова Илл. 1. Император Алексей III Комнин с запрестольным крестом. Грамота Дионисиевскому монастырю. 1374 год Илл. 2. Запрестольный крест монастыря Дохиару. IX век Илл. 3. Напрестольный крест Дионисиевского монастыря. XV век Илл. 4. Крестный ход на освящение церкви Благовещения Богородицы. Миниатюра Летописного свода. XVI век Илл. 5. Торжественная встреча великого князя Дмитрия Донского крестнымходом во главе с митрополитом Киприаном. Миниатюра Летописного свода. XVI век Илл. 6. Запрестольный крест Благовещенского собора. Вторая половина XVI века Иллюстрации к статье И. А. Стерлиговой Илл. 1. Крест напрестольный. 1553 год. Музеи Московского Кремля. Надписи о мощах Илл. 2. Крест напрестольный. 1591 год. ГИМ. Надписи о мощах Теме уподобления императору Константину Великому долго придавалось особое значение. С константиновским крестом торжественно шествовали императоры в праздничных крестных ходах. Именно с константиновским крестом на длинном древке повелел изобразить себя император Алексей III Комнин в 1374 году в грамоте афонскому Дионисиевскому монастырю (илл. 1) и на ктиторской двусторонней иконе 1375 года 119 , вложенный в этот же монастырь. Другой из сохранившихся в Риме запрестольных крестов – серебряный Велитернский крест VII века 120 (рис. 2). Концы украшенного сканью и драгоценными камнями креста расширены. В средокрестии находится диск с символом Христа – Агнцем, а в четырех дисках по концам креста показаны животные – символы Евангелистов. Такой образ христианского мироздания чаще всего представлен на окладах Евангелий. Крест содержит мотивы исправленного мира и пастырского жезла. Подобная композиция неоднократно повторялась потом в выносных крестах. Крест мог использоваться для крестных ходов против ересей. Рис. 1. Запрестольный крест византийского императора Юстина II. Около 565 года Рис. 2. Запрестольный Велитернский крест. VIIbek Константиновская форма запрестольных крестов признается исследователями старейшей, связанной с ходами военных, и восходящей к ранневизантийским временам 121 . От IXbeka сохранились крест из афонского монастыря Дохиару (илл. 2) и одинаковый с ним по форме и размерам крест 899 года, находящийся сейчас в греческом собрании Закоса. Бронзовый крест монастыря Дохиару (95х60х0,8 см) на каждом из четырех концов завершается двумя маленькими кружочками, передающими стекающую жертвенную кровь Христа 122 . Сверху вниз и слева направо по всему телу креста проходит надпись на греческом языке: «Христос Господь хранит этот град вечно в мире. Разумейте языцы, яко с нами Бог и Пресвятая Богородица». Судя по этой надписи, крест ранее был городским и использовался в оградительных от вражеских нашествий ходах.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Осада крепости, в которой отсиживался Илл, затянулась надолго. Верина умерла в самом начале осады, и тело ее было погребено в свинцовом гробе. Умер также и Марс. Пампрепий вызвал против себя подозрение; он был в глазах Илла чернокнижником и знатоком тайных наук, на его предсказания Илл полагался и теперь покарал его смертью и сбросил его труп со стены осажденной крепости. Будучи лично знаком с Иоанном, как своим боевым товарищем, Илл вступил с ним в сношения, и тот согласился переслать императору его письмо. Илл умолял о прощении и напоминал Зенону о всех своих многочисленных заслугах перед ним. Но Зенон остался непреклонен (486 г.). Осада длилась. Заболела дочь Илла Анфуса и умерла. Отвлеченный семейным горем, Илл поручил командование охраной и обороной крепости Индаку, сыну Коттуны, который был известен своими разбойничьими подвигами и быстротой своих ног. Леонтий пал духом, и Илл читал какие-то книги, быть может чернокнижные, в которых Пампрепий нашел указание на предсказанное Иллу царство. Индак оказался предателем. Он убедил однажды Илла выслать охрану ночью за стены, так как будто бы имел известие о готовящемся приступе, и в ту же ночь пустил осаждавших в город. Леонтий и Илл спокойно спали, когда на улицах раздался обычный возглас имперских солдат: Ζνων Αγουστε τοβικας. 1194 Ворвавшиеся в неприступную крепость солдаты не давали никому пощады, и в происшедшей свалке был убит предатель Индак. Леонтий хотел лишить себя жизни, но Илл удержал его: он все еще надеялся примириться с Зеноном. Оказавшись пленником Иоанна, Илл просил отослать прах его дочери Анфусы в Тарс, где у него был семейный склеп, пощадить жизнь его жены и другой дочери, Феклы, а также и некоего Конона. Иоанн исполнил его волю. Но Конон предупредил помилование и лишил себя жизни, хотя оказалось, что Зенон был согласен помиловать его. Илла и Леонтия Иоанн сдал правителю соседней провинции Памфилия, имевшему резиденцию в Селевкии, городе, который часто страдал от исавров, и тот казнил их на площади за стенами города. Головы казненных были отправлены в Константинополь. Там их носили на шестах в ипподроме и выставили затем в предместии Сики (488 г.). Зенон приказал срыть большую часть укреплений в Исаврии. Из причастных к восстанию видных людей подверглись казни Артемидор, телохранитель Трокунда, брата Илла, Конон, сын Лонгина, и Коттуна. Иешуа-Стилит прибавляет сведение, что всем оставшимся в живых защитникам Илла отрубили руки. 1195 Гроб Верины Зенон, по просьбе жены, приказал доставить в Константинополь, и мятежная супруга Льва была погребена в церкви св. Апостолов рядом с ним. 1196 Так счастливо для Зенона закончилось это замешательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

121 . Вороны кормят Илию. Гравюра из той же Библии, с. 129. 122 . Огненное восхождение пророка Илии. Палех. В.А. Хохлов. Начало ХХ века. Собрание семьи Хохловых, Палех. 123 . Великие князья Владимирские чудотворцы Глеб, Георгий, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мученик Авраамий. Холуй. И. Афанасьев. 1814. 34 х 27. ГРМ. 124 . Спас. Москва. Середина XVI века. 32,5х26. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 125 . Спас Нерукотворный. Школа Симона Ушакова. Последняя четверть XVШШ века. 52,5х42,5. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 126 . Иоанн Богослов в молчании. Палех. И.П. Сафонов, М. И. Нефедов. Начало ХХ века. 31х26,8. ГМПИ 127 . Св. Евдокия. Фрагмент иконы конца XVIII века. ГМЗК (илл. 135). 128 . Прокопий Устюжский. Фрагмент иконы XVIII века. ГМЗК (илл. 133:176). 129 . Тихон Луховской. Палех. Начало ХХ века. 31х25. ГМПИ. 130 . Вход в Иерусалим. Тверская школа. Конец XV века. 35,5х30,5. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 131 . «Богоматерь Боголюбская» с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими и сценами их жития. Середина XVII века. 210х167. ГМЗК. 132 . Псково-Печерская обитель. Конец XVII века. 42х35. ГМЗК. 133 . Фрагмент иконы «Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый». XVIII век. ГМЗК (илл. 128:176). 134 . Фрагмент иконы «Богоматерь Черниговская-Ильинская». 1696. ГМИР (илл. 158). 135 . Фрагмент иконы «Св. Евдокия». Конец XVIII века. ГМЗК (илл. 127), 136 . Фрагмент иконы «Чудо от иконы «Знамение » («Вид древнего Новгорода»). XIX век. 57х93. ГМЗК. 137 . Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. Вторая половина XVIII века. 31 х 27. ГМПИ. 138 . Иоанн Богослов на Патмосе. Палех. Вторая половина XVIII века. 45х37. ГМПИ. 139 . Иоанн Предтеча в пустыне. Палех. А.Л. Хохлов. Начало ХХ века. 36х31. Собрание семьи Хохловых, Палех. 140 . Ты еси иерей. Вторая половина XIX века. 54,7 х43. Частное собрание, Москва. 141 . Воскресение Христово. Переяславль-Залесский. Алексей Логинов. 1721. 43х34. ГМИР (илл. 142:143). 142 . Фрагмент той же иконы (илл. 141). 143 . Фрагмент той же иконы (илл. 141:142). 144 . Фрагмент иконы «Лабиринт». XVIII век. ГМИР (цв. табл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Символы Евангелистов у прп. Андрея Рублева Иконография «Спас в силах» 03.09.2023 1995 Время на чтение 31 минут Источник: rublevmuseum Далеко не все христиане, даже в среде образованных, могут объяснить происхождение и значение символов четырех Евангелистов: Ангела, Орла, Тельца и Льва. Хотя на эту и близкую ей тему иконографии «Спас в силах» написано большое количество специальных исследований, статей и даже книг. Илл. 1. Христос с апостолами Петром и Павлом. Агнец на горе, из которой истекают четыре райские реки.Фреска в катакомбах Петра и Марцеллина. Сер. IV в., Рим Первоначально символами евангелистов служили четыре райские реки, в древнехристианском искусстве они представлены множеством памятников. Самый ранний из сохранившихся, возможно, фреска в катакомбах Марцеллина и Петра IV в. (илл. 1) и примерно того же времени мозаика в мавзолее Санта-Констанца 2 пол. IV в. (илл. 2). Илл. 2. Христос Эммануил с апостолами Петром и Павлом. Из-под Его ног истекают четыре райские реки. По сторонам от них четыре агнца символизируют четырех Евангелистов. Мозаика в мавзолее Санта-Констанца. 2-я пол. IV в., Рим Также второй половиной IV в. датируются мозаики баптистерия Сан-Джовани-ин-Фонте в кафедральном соборе Неаполя, здесь евангелисты представлены уже в виде символов Ангела и Льва (два других изображения утрачены). Надо заметить, что эти мозаики находятся в тромпах – парусах сферической формы, там, где они позднее обрели каноническое место в крестовокупольных храмах (илл. 3, 4). Илл. 3, 4. Свод с тромпами, в которых помещены символические изображения Евангелистов – Ангела и Льва. Мозаики в баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте в кафедральном соборе Неаполя. 2-я пол. IV в. Далее мы находим символы евангелистов в базилике Санта-Пуденциана, построенной в самом начале V в., а в последней четверти V в. они появляются в конхе церкви Осиос Давид в Фессалониках (илл. 5). Илл. 5. Видение пророка Иезекииля. Христос Эммануил на радуге в окружении четырех символических животных. Мозаика в апсиде храма Осиос Давид. 475–500 гг., Фессалоники

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Иконы: Чудо духовного преображения. М.: Интербук-бизнес, 2001 (илл. на с. 79,116,182,191). Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Каталог выставки/под ред. А. А. Турилова. М.: Индрик, 1995 (илл. на с. 176). Печати византийских императоров: Каталог коллекции/сост. И. В. Соколова . СПб.: Государственный Эрмитаж, 2007 (илл. на с. 135). Серебряная кладовая Музея Истории религии: Альбом. СПб: Издательско-полиграфический центр СПб ГУТД, 2003 (илл. на с. 81). Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII – начала XX в.: [Альбом- каталог]. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998 (илл. нас. 81). Успенский собор Московского Кремля: Комплект из 18 открыток/автор текста, сост. С. П. Заиграйкина. М., 2009 (илл. на с. 45). Фотографии из архива С. П. Заиграйкиной (илл. на с. 72, 73,125, 239, 270, 316). Об авторах Владимир Николаевич Лосский (1903–1958) Родился 26 мая (8 июня) 1903 г. в городе Геттинген (Германия). Сын известного русского философа Николая Онуфриевича Лосского. В 1920–1922 гг. учился в Петрограде. В 1922 г. семья Лосских была выслана из России. Владимир Лосский жил в Праге (1922–1924), где работал с Н. П. Кондаковым . С 1924 г. – в Париже. Учился в Сорбонне (1924–1927). В 1925 г. вступил в Свято-Фотиевское братство. В 1940–1944 гг. участвовал во французском Сопротивлении. Занимался научно-исследовательской работой и преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже. С 1945 по 1953 гг. – декан Института. Стараниями В. Н. Лосского был открыт первый франкоязычный православный приход на улице Сент-Женевьев в Париже. Один из руководителей Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Автор множества статей и трудов, один из самых известных на Западе систематизаторов и популяризаторов православного богословия. Леонид Александрович Успенский (1902–1987) Родился в 1902 г. в деревне Голая Снова Воронежской губернии в крестьянской семье. Учился в гимназии г. Задонска. После окончания гимназии принимал участие в гражданской войне, после чего эмигрировал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

21 Воспр. соответственно: Вздорнов Г. И. Троица Андрея Рублева. Илл. 16, 17, 21, 22 (пластины); Там же. Илл. 40, 41 (панагии); Розанова Н. В. Ростово-суздальская живопись XII–XVI веков. М., 1970. Табл. 28; Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 37. 23 См. об этом: Черемухин П. А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии//Богословские труды. Сб. 3. М., 1964, сс. 145–185. 24 Например: серебряная панагия кон. XIV — нач. XV в. из Симонова монастыря, в собрании Русского музея в Петербурге; панагия Спасо-Каменного монастыря, нач. XV в.; крест-мощевик кон. XIV — нач. XV в. из Новгорода, в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея, инв. 8; ряд других панагий. 25 Воспр. соответственно: Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 26, 34; Иконы на Балканах. София–Белград, 1967. Табл. 78. 27 Воспр.: Вздорнов Г. И. Указ. соч. Илл. 27. О надписи на этой иконе см. Шестаков П. Чтение древнейшей зырянской надписи//Журнал Министерства народного просвещения, 1871. Январь, сс. 29–46. 30 Подробнее об этом см. Малков Ю. Г. К изучению “Троицы” Андрея Рублева//Музей 8. Художественные собрания СССР. М., 1987, сс. 238–258. 31 Воспр. соответственно: Вздорнов Г. И. Троица Андрея Рублева. Илл. 44 и 31; Плугин В. А. Тема “Троицы” в творчестве Андрея Рублева и ее отражение в древнерусском искусстве XV–XVII вв.//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983. Илл. 14, 16. 33 Об апофатизме (“отрицании” всякой возможности адекватного определения Бога и Его свойств) и катафатизме (“утверждении” такой возможности “именования” Божества, хотя и понимаемой как весьма условная) — то есть о двух основных гносеологических путях богопознания см. Лосский В. И. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Богословские труды. Сб. 8. М., 1972; Он же. Апофаза и троическое богословие//Богословские труды. Сб. 14. М., 1975; Бычков В. В. К вопросу о восточно-христианской гносеологии//Историко-философский сборник. Изд-во МГУ. М., 1971, сс. 57–81; Эйкалович Г. Положительное и отрицательное богословие в “Именах Божиих” Дионисия Ареопагита//Псевдо-Дионисий Ареопагит. О божественных именах. Буэнос-Айрес, 1957, сс. 119–126; Малков Ю. Г. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства…; Он же. Апофатизм и развитие восточно-христи­анского символизма… .

http://pravmir.ru/svyataya-troicaprepodo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010