РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Споры о судьбах России. Н.Я. Данилевский Споры о судьбах России. Н.Я. Данилевский Беседа Е.К. Никифорова с игуменом Дамаскиным (Орловским), членом Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ. Православное обозрение «РАДОНЕЖ». 11 (129) 2003 г. 03 ноября 2003 – Батюшка, Вы были участником прошедшей недавно конференции, посвященной замечательному русскому мыслителю Николаю Яковлевичу Данилевскому. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о книге, посвященной памяти Данилевского. Написал ее доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Российской истории Российской Академии Наук Борис Петрович Балуев. Называется она: «Споры о судьбах России. Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Я хотел бы, чтобы Вы рассказали немного об этой книге и о самом вкладе Н.Я. Данилевского в русскую историческую мысль. О. Дамаскин: Говоря о книге, хочется сказать прежде всего, что это первая книга, вышедшая в новое время о Данилевском, потому что, по понятным причинам, до 1991 года такие исследования были невозможны, Данилевского называли в то время или реакционным философом, или ученым, как о том заявлял В.С. Соловьев, «ничего не открывшим, а переписавшим одну из западных книг». Но с 1991 года стали возможны объективные исследования. Одно из таких исследований было предпринято Б.П. Балуевым по поручению Российской Академии Наук и издано при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Это было первое издание. Второе издание было осуществлено фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Почему эта книга, собственно говоря, интересна? Потому что в ней сказано не только о том, что открыл Данилевский, но и многое можно узнать о самом Данилевском, многие факты из жизни ученого почти неизвестные широкому кругу читателей. Кроме того, Борис Петрович, автор этой книги, отобразил динамику развития идей Данилевского и вообще славянских идей в прошлом веке. И отношение к славянским идеям правительства и российской бюрократии в то время, а также отношение к ним ведущих славянских… ученых. Он описал, как проходили в то время славянские съезды, какие на них выдвигались идеи. Редко когда можно в короткой книге охватить весь круг славянских идей, не погружаясь при этом в какие-то специальные исследования.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Рвы Бутовского полигона - место захоронения репрессированных жертв в 1930-е годы 30 октября 2013 г. 10:00 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел ЭТИ СЛОВА ГОСПОДА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО СКАЗАНЫ ВСЕМ ХРИСТИАНАМ, КОТОРЫЕ ЖИЛИ, ЖИВУТ И БУДУТ ЖИТЬ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА История Церкви в то же время доказывает нам, что ненависть, о которой говорит Христос, особо умножалась и перерастала в гонения не всегда и не во всякой стране. Я коснусь как истории, так и современных вопросов, связанных с феноменом мученичества за Христа и веру в Него. Церковь, государство и правитель: исторический контекст 1 Гонения были почти повсеместными на заре христианства – в Древней Церкви. Языческому миру, привыкшему руководствоваться материальными категориями, было очень трудно принять учение Христа, пропустив его через душу и примирив с особенностями культуры, менталитета, воспитания того времени. Как можно, например, любить и прощать своего врага? Для древнего человека, особенно воина — мысль недопустимая. Страны и народы находились в постоянной войне: и с внешними врагами, и внутри государства — тем более такого колоссального, каким была Римская империя. Как можно бесконечно прощать? Ведь есть суд с хорошо разработанным римским правом. Идеи Божественного Учителя приводили многих в недоумение, а оно очень часто перерастало в ненависть, злобу к тем, кто сумел вместить Новый завет. Таких первоначально было меньшинство, и многие из них становились мучениками, гонимыми. В большинстве европейских языков слово «мученик» звучит как martyr (от μρτυς, свидетель). Этимологическое пересечение слов «мученик» и «свидетель» представляется весьма символичным. Перенесший страдания, но не просто так, по стечению жизненных обстоятельств, а за истинную веру, за веру во Христа, чаще всего с именем Спасителя на устах или с молитвой к Нему, поистине является свидетелем. Свидетелем чего? Во-первых, своей веры, которая подкрепляется не только исповеданием на словах, не только каким-то рядовым, обыденным действием, но и готовностью отдать за эту веру самое ценное – жизнь.

http://e-vestnik.ru/church/ilarion_ob_is...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1. Основные черты Богословской жизни IV-ro века. 1. С началом IV века в жизни церкви открывается новая эпоха. Империя в лице равноапостольного Кесаря получает крещение. Церковь выходит из своего вынужденного затвора и приемлет под свои священные своды взыскующий античный мир. Но мир приносить сюда с собою свои тревоги, и сомнения, и соблазны, — приносить и великую тоску, и великую гордыню. Эту тоску Церковь должна была насытить и эту гордыню смирить. В смуте и в борениях перерождается и воцерковляется древний мир. Духовное возбуждение охватывает все общество, — церковное и прицерковное, от верхов и до низов. И к религиозному исканию приражаются чужеродные страсти, — и расчеты правителей и политиков, и личные вожделения, и племенные раздоры... Время великого и победного торжества было для церкви и временем великих искушений и скорбей. И нередко исповедникам православия приходилось в эту эпоху совершать свой путь в узах и оковах, среди гонений и подозрений, и кончать его с мученическим венцом. Достаточно вспомнить житие великого Афанасия или Златоуста... Еще рано было говорить об окончательной победе. Мир все еще оставался " внешним " для Церкви. Сразу же за церковной оградой продолжалась прежняя, языческая жизнь. Еще были открыты языческие храмы. Еще учили языческие учителя, — и полемизировали с христианством. Вся культура оставалась еще языческой, она была насыщена языческими пережитками и воспоминаниями. Это чувствовалось во всем, начиная от домашнего быта. Неудивительно, что так сильно в V-oм веке монашеское движение, тяга и бегство в пустыню. В нем сказывается не только стремление к уединенно или к одиночеству. В миру, действительно, трудно было жить по христиански... Языческая реставрация при Юлиане совсем не была случайным эпизодом, — и она показывала, что старый мир еще не умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/538093/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобномученик Афанасий Брестский (+ 1648) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 5 сент. в день мученической кончины, 20 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Время прп. Афанасия было временем насильственного введения на Брестском Соборе унии (соединения) Православной Церкви с Римско-католической в подвластной Польше Западной Руси. Те, которые оставались верными Православию, подвергались преследованиям. От этих преследований православные или уходили в степи, за Днепровские пороги, или объединялись под защитой немногих оставшихся верными Православию вельмож. Большинство же дворянства поддалось соблазну ополячения и окатоличения, главным образом под влиянием придворной жизни и иезуитских школ. Но городские жители — мещане — стали образовывать церковные братства в защиту Православия; этим братствам Патриарх Константинопольский (которому подчинена была Западнорусская Церковь) даровал право самоуправления, то есть независимости от местных епископов. Он сделал это потому, что не мог доверять высшему западнорусскому духовенству, так как оно назначалось королем из лиц нестойких, безвольных, ведущих светский образ жизни и не только не способных оказать сопротивление воле правительства, но даже охотно содействовавших проведению унии. Эти-то иерархи и подписали в 1596 г. незаконную Брестскую унию. Прп. Афанасий (Филиппович) родился в это темное время, в 1597 г., в Бресте. Семья его сыздавна принадлежала к Брестскому Православному братству. Он получил прекрасное образование, знал языки — русский, польский, греческий и латинский — и будучи 30 лет поступил в Виленский Свято-Духов монастырь, откуда его скоро перевели в Купятицкий монастырь в Минской области. По дороге он встретил калеку, нес его на своих плечах, и этот человек научил его непрестанной молитве.

http://sedmitza.ru/lib/text/437612/

В царствование римского императора Нерона воздвигнуто было на христиан жестокое гонение, и после мученической кончины святых первоверховных Апостолов Петра и Павла разыскивали тех, кто научен был ими вере во Христа. В это время святая Фотина, проживая в африканском городе Карфагене , вместе с сыном своим Иосиею безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем старший сын Фотины , по имени Виктор, мужественно подвизался на войне, которую в то время варвары вели с римлянами, и по окончании войны, повелением императора назначен был начальником над войсками в город Атталию с тем, чтобы подвергать мучениям находившихся там христиан. Когда правитель города, Севастиан, узнал об этом, то сказал Виктору: — Воевода, я достоверно знаю, что ты христианин и что мать твоя с братом твоим Иосиею — последователи Петра, а посему и того, что повелел тебе император, ты не исполнишь из боязни погубить душу свою. — Я горю желанием исполнять волю небесного и бессмертного Царя, Христа, Бога нашего, — отвечал на это Виктор, — а повелением Нерона о том, чтобы предавать мучениям христиан, я пренебрегаю. Тогда Севастиан, сказал Виктору: — Как искреннему другу, советую тебе: подчинись воле императора. Ведь если ты станешь с должным усердием исполнять царское повеление и христиан, которых тебе удается разыскать, будешь подвергать судебному допросу и мучениям, то и императору угодное сделаешь и себе приобретешь принадлежащие им имущества, а матери и брату твоему сообщи от себя письмом, чтобы они не шли так открыто и не склоняли этим язычников к отречению от отеческих верований, но пусть тайно исповедуют веру во Христа, Бога вашего, если желают, чтобы и ты из-за них не подвергся вместе с ними одинаковым мучениям. — Никогда я этого не сделаю, — отвечал Виктор, — и не только не сделаю, но даже подумать не хочу о том, чтобы подвергать христиан мучениям или насильно взять что-либо от них или советовать матери и брату моему не проповедывать о том, что Христос есть истинный Бог, но я и сам всею душою хочу быть проповедником Христа и буду им так же, как и они.

http://pravoslavie.ru/61887.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Благодатные плоды «поновленного» самодержавия Выступление на IV Калязинских чтениях (15 февраля 2017 года) 23.02.2017 937 Время на чтение 7 минут 15 и 16 февраля 2017 года состоялось ставшее уже традиционным расширенное заседание «Русского Собрания» в городе Калязине . Публикуем доклады, прозвучавшие на конференции. Промысл Божий не имеет сослагательного наклонения. Что свершилось, то свершилось. От нашей человеческой воли зависит, что мы увидим в прошлом и отпразднуем в дне нынешнем: или столетие февральско-октябрьского клятвопреступного бунта 1917 года или столетие явления иконы Божией Матери «Державная» в подмосковном селе Коломенское в день отречения от престола Царя-страстотерпца Николая II Александровича. От этого выбора зависит будущее страны. Ибо Никто не может служить двум господам (...). Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). И хотя за прошедшие со дня Крещения Руси столетия правления Рюрико-Романовской династии царско-имперская позолота государства изрядно потемнела, но в русской истории есть подвиги и деяния всех ее граждан, от правителей до самого последнего верноподданного, которые служат нам примером для подражания. Как сказал в своем докладе на Международных Рождественских Чтениях 2017 года Святейший Патриарх Кирилл: «...главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога». Прославлением святой Царской Семьи в сонме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской ХХ века на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году было принесено покаяние за православный народ в грехе Бого и - цареотступничества. Это есть главный положительный урок событий столетней давности. Напомню, что буквально через несколько дней после того, как советские газеты сообщили об убийстве Государя Императора Николая II, умолчав при этом, что вместе с ним были зверски без суда и следствия замучены Его Августейшая супруга и Его невинные дети, Святейший Патриарх Тихон осудил это убийство уже не политического лидера страны, а в первую очередь человека и Помазанника Божьего, коим оставался и после насильственного отречения Царь Николай II. Устами своего первосвятителя Православная Церковь призвала народ русский к покаянию в грехе Бого и - цареотступничества, потому что знала и из Священных Писания и Предания, из многовекового исторического опыта, и из пророчеств русских святых и прозорливцев, что малая кровь безвинных царских мучеников повлечет за собой уже реки крови людей всех российских сословий.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/25/...

23. Неронов против Никона Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество В первые годы никоновских нововведений почти вся тяжесть борьбы за старую русскую церковную традицию легла на плечи Неронова. Аввакум был далеко, в Сибири, епископ Павел Коломенский, Логгин и Даниил Костромской погибли, Вонифатьев избегал конфликта с патриархом, хотя и не сочувствовал его мероприятиям. Другие боголюбцы притихли, не имея ни влияния, ни силы духа, ни умения для борьбы с всесильным главой церкви. Немало их томилось по тюрьмам или погибло, не будучи даже замеченными в своем стоянии за веру московским обществом. Из иерархии, помимо Павла, еще четыре видных представителя епископата — Макарий Новгородский, Маркел Вологодский, Симеон Тобольский и Александр Вятский тоже были определенно настроены против правки книг, но никто из них не хотел рисковать, открыто сопротивляясь патриарху, царю и послушному собору. К тому же в это время было далеко не ясно, как далеко собирается Никон зайти в своей переделке русского устава на новогреческий лад, и в 1652—1656 годах многие из них могли надеяться, что в конце концов все как-то образумится и обойдется. Ссылка боголюбцев под предлогом нарушения ими обычной церковной дисциплины, а не за защиту старой веры пока что лишала их даже ореола мученичества за общее церковное дело. Поэтому многие еще совсем не понимали подлинную причину столкновения патриарха с боголюбцами и не предвидели, что получится из нетерпеливых действий энергичного и темпераментного царева друга. В самой Москве очаги сопротивления существовали все время, но пока что там не было авторитетного вождя оппозиции, а вблизи патриарха и его полицейского аппарата недовольство могло прорываться только спорадически. Первой значительной вспышкой, показавшей смущение умов народных масс из-за трудно понимаемых большинством народа действий патриарха, были большие беспорядки во время моровой язвы в Москве. Сам царь в это время был в Белоруссии, воюя с поляками, патриарх с царской семьей выехали из Москвы, большая часть высших чинов правительства, спасаясь от страшной заразы, разъехалась из столицы, оставив город без присмотра и управления. Ужасная болезнь и быстро растущее число жертв привели к распространению самых нелепых слухов и демонстрациям населения, жаждавшего и не получавшего помощи и руководства. Бунт начался 25 августа 1654 года, и большие толпы народа, собравшиеся на улицах и площадях Москвы, стали протестовать против уничтожения Никоном икон, хотя эти образа и были писаны по новому, западному образцу.

http://sedmitza.ru/lib/text/439529/

II. Епархия Херсонская К оглавлению Первым проповедником веры в Херсонесе Таврическом, основанном за несколько веков до Рождества Христова ираклиотами на юго-западном берегу Крыма, неподалеку от нынешнего Севастополя признается, по древнему преданию, святой апостол Андрей . И можно думать, что его проповедь не совсем осталась здесь бесплодною, потому что, когда лет чрез тридцать после него в 94 г. прибыл в эти места, находившиеся тогда под властию Рима, осужденный императором Траяном на заточение святой Климент, папа Римский, он нашел здесь более двух тысяч христиан, занимавшихся, по определению того же враждебного христианству правительства, тесанием и обработкою камней для доставления их во внутренние города империи . Впрочем, справедливость требует заметить, что эти христиане могли, конечно, быть из местных жителей Крыма, и в частности Херсонеса, но могли быть и сосланные сюда еще прежде Климента из других краев Римского государства. Начатое апостолом продолжено мужем апостольским — святым Климентом, который, прибывши в Тавроскифию в сопровождении многих из своей римской паствы, уже этим одним способствовал умножению здешних христиан. Но вскоре совершенное им чудо обратило на него внимание всей страны, толпы язычников спешили к нему со всех сторон, и ежедневно по нескольку сот принимали от него крещение, так что в продолжение одного года, если верить Метафрасту, святой благовестник успел искоренить язычество на всем полуострове и устроить до 75 церквей. А потому пастырь сей справедливо может быть назван первым епископом Херсонским, если только не было в Херсоне епископа со времени самого апостола Андрея. Не утвердилась, однако ж, и теперь святая вера на полуострове Крымском. Весть об успехах святого Климента быстро достигла римского императора и немедленно привлекла сюда гонение на христиан, во время которого сам архипастырь (в 100 г.) утоплен в море, а из его паствы одни также запечатлели исповедание свое мученическою смертию , другие же, может быть, решились скрывать свою веру от язычников или даже нашлись вынужденными уступить насилию. Как бы то ни было, только в два последующие века, второй и третий, ничего не известно о следах христианства в краю херсонском, и оно если не совершенно было истреблено здесь, по крайней мере, сильно подавлено язычеством.

http://sedmitza.ru/lib/text/435750/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21 марта (3 апреля) Священномученик Владимир Введенский Священномученик Владимир родился в 1869 году в городе Шуе Владимирской губернии в семье псаломщика Федора Введенского. В 1889 году он окончил Владимирскую Духовную семинарию и женился на девице Софии. Впоследствии у них с женой родилось четверо детей. 10 марта 1891 года Владимир Федорович был рукоположен во священника к Рождественской церкви в селе Лежнево Ковровского уезда Владимирской губернии, в которой он и прослужил всю жизнь; с 1920 года он был в ней настоятелем. В первый раз отец Владимир был арестован в 1922 году по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но вскоре освобожден. В начале 1930 года власти приняли решение о закрытии Рождественской церкви, но поскольку ни прихожане, ни священники не собирались добровольно отказываться от богослужений, то закрыть храм можно было лишь арестовав священников. 4 февраля 1930 года были допрошены свидетели, которые показали: «Владимир Введенский через церковь и молебны по домам разносит антисоветскую заразу – свои религиозные суждения, ведет агитацию против колхозов, налогов и других мероприятий советской власти. С амвона произносит проповеди почти после каждого богослужения, и главным образом у священников происходят собрания верующих по своему плану, где они дают инструкции сей черни» . «Священник Владимир Федорович Введенский очень осторожен и своих взглядов на советскую власть прямо не высказывает. Бывая с требами по домам, иногда говорит, что, вот жмут православную веру, этого допускать не нужно» . «Вокруг церкви поселка Лежнево группируются антисоветские элементы из бывших торговцев во главе со священником Владимиром Введенским, который до сих пор читает проповеди, по существу, антисоветские» . В тот же день отец Владимир был арестован, все его имущество переписано, и жене было запрещено продавать или передавать его кому-либо. 5 февраля 1930 года власти допросили священника; отвечая на вопросы следователя, отец Владимир сказал: «Лично я веду свою жизнь замкнуто, никаких посещений между нами, церковным причтом, не бывает и не было, за исключением случаев исполнения религиозных обрядов... У меня никогда ни с кем из прихожан не было разговоров о политике советского правительства в связи с закрытием церкви, хозяйственными и другими вопросами» .

http://fond.ru/kalendar/346/vladimir/

УЧЕБНИК ЖИЗНИ Священник Артемий Владимиров [ < < назад вперед > > к оглавлению ] XXIV. СТРАШНЫЙ СУД ХРИСТОВ      Убежден, нет среди нас никого, кто ничего не знал бы о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа. Спаситель наш, предоставив всем людям свободу для вхождения в Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в известное Ему время явится очам всех уже не как Искупитель, а как грозный и нелицеприятный Судия. Священное Писание свидетельствует, что к концу бытия мира немного на земле будет истинно верующих христиан. Соблазны и беззакония достигнут своего предельного развития. Обольщенные злом люди изберут себе единого мирового правителя, которого апостолы именуют сыном беззакония, или антихристом. Гений и злодейство в нем найдут непостижимое сочетание. Нося на первых порах маску духовности и человеколюбия, затем он обнаружит в полноте свои поистине звериные качества: сатанинскую гордыню, коварство, ненависть и жестокость. Мир погрузится в смятение. " ...Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам " . Антихрист, выдавая себя за Живого Бога, начнет гонение на Церковь Христову. Последователей Господа возненавидят все нечестивые и отступившие от веры народы. Христиан постигнет преследование, многие сподобятся в те дни венцов мученичества. Евангелие к тому времени будет проповедано уже во всех уголках вселенной - во свидетельство и обличение живущих беззаконно и несогласно с заповедями Господа. Вот тогда и придет конец. Кто из наших читателей желает обрести обстоятельные сведения о конце видимого мира, пусть возьмет в руки Новый Завет и с благоговением начнет изучать его - от Благовествования Евангелиста Матфея до книги Откровения, именуемой Апокалипсисом. А ныне выберем из Писания самое главное.       " И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются " .

http://zavet.ru/book/07deti/001/024.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010