Если ты в разговорах легкомысленно, без благоговения, употребляешь Имя Божие или, что еще хуже, святыню обращаешь в шутку; или, не дай Бог, в припадке ожесточения, злобы или отчаяния когда-либо позволил себе дерзко роптать на Бога или даже хулить Бога; или, дав какую-либо клятву или присягу, потом нарушил ее, то это грех против  третьей  заповеди, в котором тоже необходимо принести на исповеди искреннее покаяние. Если ты не чтишь воскресного дня и прочих великих праздников, установленных Св. Церковью: если ты работаешь в эти святые дни, ради выгоды или корысти, или если вместо праздничного Богослужения проводишь время на каком-либо увеселении – на балу, в театре, или хотя бы на каком бы то ни было собрании, где нет речи о Боге, где нет молитвы, коей надлежит встречать праздничный день, или, что еще хуже и преступнее, сам устраиваешь такие увеселения и собрания, отвлекая таким образом людей от посещения церкви, то ты совершаешь грех против  четвертой  заповеди, в котором и надлежит тебе исповедаться. Если ты не относишься с должным, самою природою подсказываемым, почитанием к твоим родителям, если ты не заботишься о них в их болезни и в старости, не утешаешь и не радуешь их твоим добрым отношением и поведением, а после смерти их – не молишься Богу об упокоении душ их; если ты не чтишь подобным же образом духовных отцов и пастырей Церкви и отказываешь им в должном повиновении, когда они пекутся о спасении души твоей раздражаешься и озлобляешься на них, когда они указывают тебе правый путь жизни и обличают твои уклонения от него; если ты отказываешь в должном уважении людям почтенным и старшим тебя по возрасту, не желаешь повиноваться законно поставленным над тобою начальникам, бунтуешь против законной власти, не требующей от тебя ничего противного закону Божию, то это- грех против  пятой  заповеди, который ты также должен чистосердечно исповедать. Если ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, то подумай хорошо, не послужил ли ты причиной смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедняку или больному, а не сделал этого – алчущего не накормил, жаждущего не напоил, странника не приютил, нагого не одел, больного и находящегося в темнице не посетил (см. Матф. 25, 34–46 ); проверь, как следует, совесть твою, не совершил ли ты  духовного  убийства, то есть не совратил ли кого с доброго пути жизни, не увлек ли в ересь или в раскол церковный, не соблазнил ли на грех; не убил ли кого духовно проявлением злобы и ненависти к нему; если что-либо из этого ты сделал, то совершил грех против  шестой  заповеди, в котором надо исповедаться

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Этому противоречит сказанное Августином о том, что «предопределение есть предвидение милостей Господних» 390 . Но предвидение находится в предвидящем, а не в том, что им предвидится. Следовательно, предопределение находится в предопределяющем, а не в предопределенном. Отвечаю: предопределение не есть что-либо в предопределенном, но – [есть нечто] в том, кто предопределяет Ведь мы уже говорили, что предопределение – это часть провидения. Но провидение не есть что-либо в провиденном, оно – образ в уме провидящего, о чем уже шла речь выше (22, 1 ). Затем, исполнение провидения, называемое управлением, пассивно находитсяв управляемом и активно – в управляющем. Откуда понятно, что предопределение – это своего рода способ упорядочения некоторых лиц к вечному спасению, существующий в божественном уме, и исполнение этого порядка пассивно находится в предопределенном и активно – в Боге. Это исполнение предопределения есть призвание и прославление, согласно сказанному апостолом: «Кого Он предопределил – тех и призвал, а кого призвал – [тех и оправдал, а кого оправдал -] тех и прославил» ( Рим. 8, 30 ). Ответ на возражение 1. Действия, направленные вовне, подразумевают изменения [в своих объектах], например, нагревание [чего-либо] или резание; но не таковы действия, пребывающие в действователе, [такие, например] как разумение или желание, о чем уже было сказано выше (14, 2; 18, 3). Предопределение – это действие второго типа, и потому оно ничего не привносит в предопределенное. А вот исполнение [предопределения], которое направлено на внешние вещи, порождаете них [свои] следствия. Ответ на возражение 2. Иногда определение означает конкретное предназначение чего-либо к заданной [ему] цели, и в этом случае оно может относиться только к тому, что имеет актуальное бытие. Однако, когда речь идет о предназначении, которое постигается чьим-либо умом, смысл его [(т. е. слова «определение»)] совсем другой, и именно таким способом мы предназначаем вещь, относительно которой имеем неколебимое намерение в нашем уме. В этом последнем смысле [например] сказано о Элеазаре, который «решил устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено делать» ( 2Мак. 6, 20 ). [Понимаемое] таким образом определение может относиться [также] и к тому что не имеет бытия. Впрочем, предопределение, в силу того, что оно предшествует предполагаемой им природе, может быть отнесено к любой несуществующей вещи, независимо от того, каким образом ее определить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

– Нисколько. Не поверите, но двадцать человек – это так мало, даже рассердиться не на кого. Кроме того, от них столько радости! Я считаю, что воспитывать двадцать детей – это никакой не подвиг. Это, может быть, даже нормальное явление. Если у кого-то есть желание пойти нашим путем – идите ничтоже сумняшеся. Вот мы решились, и прекрасно живем. Мне доводилось слышать, мол, вы их облагодетельствовали. Еще неизвестно, кто кого облагодетельствовал, мы детей, или они нас. Тут мой собеседник вдруг посерьезнел. – Мы всегда помним, что наши дети – трудные. Ведь отца Андрея убил его же воспитанник. Здесь только сироты, к тому же “отказники” – то есть те, от кого отказались опекуны. Сюда привозят ребят, у которых очень тяжелое прошлое. У многих из них дело дошло до суда, просто никто не захотел связываться. Ведь если отдать их в спецшколу, то потом из них наверняка выйдут уголовники. Будущее заботит всех, кто живет в этом доме. Через несколько лет многие воспитанники достигнут восемнадцатилетия и покинут эти стены. Что ждет их на “большой земле”? – Мы стараемся, чтобы у них было детство. Но мы не можем опекать человека до семидесяти лет. Что же делать? Сейчас мы думаем организовать в Нуче какое-нибудь производство, чтобы наши дети оставались здесь, создавали семьи. Кстати, для этого мы купили все пустующие дома в селе. Нельзя, чтобы человек, даже маленький, чувствовал себя иждивенцем. Поэтому с самого начала мы сделали упор на труд. Тут еще одно обстоятельство. Наши дети в “прошлой жизни” успели хорошо узнать, что такое деньги. Но добывали они их либо воруя, либо попрошайничая. Мы же хотим, чтобы они жили честно. Отсюда наш принцип: “Хочешь заработать – работай!” Например, есть такая работа – топить баню. Для этого нужно затопить печь, принести воды, проследить, чтобы все помылись, потом все просушить и закрыть. Зарплата небольшая, но этими деньгами воспитанник распоряжается как хочет. Недавно одному из ребят понадобился мобильник. Спрашиваю, ну куда тебе в Нуче звонить? Нет, хочется, и всё! И я не стал возражать. У нас с этим просто: заработал – получи. Расчет в конце месяца.

http://foma.ru/formula-nuchi.html

Для христианского мировоззрения странно и соблазнительно видеть причиной греховных поступков человека волю Бога Творца, однако такие места в тексте Корана встречаются не один раз. Например, «Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает 18 , и ведет прямым путем того, кого пожелает» (К.35:8) (см., напр.: К. 9:51; 74:31 и др.). Именно на этих и других словах почитаемой мусульманами книги основывается учение о предопределении в исламе. «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению (би-кадарин) 19 » (К.53:39). Традиционный суннитский ислам настаивает на вечном предопределении человека; его способность наследовать либо райские блага, либо мучения геенны была изначально предопределена Аллахом при сотворении: «Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет прямым путем. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток. Мы сотворили 20 для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (К.7:178–179) (Кулиев). Учение о предопределении достаточно широко представлено и в исламском предании – хадисах (историях о словах и поступках Мухаммада). В одной из таких историй повествуется о том, когда это предопределение совершается и как оно проявляется в нравственной жизни человека. По словам основателя ислама, «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух 21 . И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного 6ога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду , и он станет совершать дела обитателей огня и войдет в (огонь). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей огня до тех пор, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадет в (рай)» (Бухари, Муслим) 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Не должно роптать ни при недостатке потребного, ни при утомлении от дел, потому что судят о каждом те, кому предоставлена на это власть. Не должно дозволять себе ни крика, ни другого какого-либо вида или движения, которыми показываются раздражительность или уклонение от несомненной уверенности в Божием присутствии. Голос должно соразмерять с потребностью. Не должно отвечать кому-либо или делать что-нибудь дерзко или презрительно, но надо показывать во всем скромность и ко всем почтительность. Не должно с умыслом мигать глазом или употреблять другой какой-либо знак или движение члена, которые оскорбляют брата или выказывают презрение. Не должно стараться о нарядности в одежде или обуви – это суетность. K удовлетворению телесных потребностей должно пользоваться недорогим. Ничего не должно издерживать сверх потребности и для пышности – это злоупотребление. Не должно искать чести и домогаться первенства. Каждый должен предпочитать себе всех. Не должно быть непокорным. Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшись исполнением чего-либо во славу Христову, должен принуждать себя к ревности в деле по мере сил. Каждый должен с одобрения настоятелей, с разумом и убеждением так делать все, не исключая вкушения пищи и пития, как бы делалось это во славу Божию. Не должно от одного дела переходить к другому без одобрения тех, кто приставлен распоряжаться этим, разве неминуемая нужда позовет кого-то вдруг на помощь обессилевшему. Каждый обязан пребывать в том, к чему приставлен, а не должен, преступая меру собственной обязанности, приниматься за непорученное ему, разве имеющие власть распоряжаться этим признают кого-нибудь нуждающимся в его помощи. В одной рабочей не надо быть никому из другой рабочей. Не должно ничего делать из соперничества или по ссоре с кем-нибудь. Не должно завидовать доброй славе другого и радоваться чьему-либо недостатку. В любви Христовой надо скорбеть и сокрушаться о недостатках брата, радоваться же его преспеянию. Не должно равнодушно смотреть на согрешающих или умалчивать о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Когда блаженный Андрей проходил по торгу, все торговцы давали ему деньги и от своих товаров. Но не у всех брал он. А у кого брал, у того торговля шла успешно. Что получал блаженный, все раздавал бедным. Когда же их не было, деньги вкладывал в щели домов, где нищие потом и находили их. Но особенное сострадание блаженный Андрей проявлял к солдатам и заключенным в острог. Когда арестантов выводили за сбором подаяний, в то время казенного стола не было им, Андрей спешил отдать все, что только успел накопить для них. Бывал и сам Андрей в тюрьме. Как ни был Андрей тих и кроток, а когда ждали приезда в Мещовск кого-либо из высокопоставленных лиц, его и засаживали в острог, или под конвоем отправляли в Клетинское волостное правление. Но при этом не раз случалось, что его отвезут и, не успеют проводники вернуться, Андрей чудесно оказывался уже снова в Мещовске. Многое из того, что делал блаженный Андрей, имело особый смысл и что-либо предвещало. Когда он кому-либо давал луковицу, тот заболевал; кому давал хлеб, тот получал почести; у кого уносил со двора дрова – делался вскоре бедняком; кому приносил дрова, тот богател. У одного купца было описано имущество, купец был в глубоком горе. Приходит в это время блаженный с дровами и, утешая, говорит: «Не грусти, дядя денег даст!»... Вскоре же приехал один помещик и, дав заимообразно денег, выручил купца того из беды. Эти прообразовательные приемы старца имели широкое значение. Через них он прикрывал свое прозрение в будущее, а условной формой открытия будущего, допускавшей возможность различного толкования, смягчал грядущие удары людям постепенным их приготовлением к тому. Неожиданный удар тяжелее, ведь, ожидаемого, хотя самое ожидание и мучительно, это давало также и возможность подготовиться к грядущему. Блаженный Андрей свершил свой путь. Тяжелым подвигом юродства он очистил душу и тело от всего страстного и греховного; на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о небесном отечестве...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

...Все прочее — это только строительные леса у стен храма, говорил он. Все лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, все главное, что оно поняло и до чего додумалось, идет на этот храм. Через тысячелетия своей истории, воюя, голодая, впадая в рабство и восставая, жря и совокупляясь, несет человечество, само об этом не подозревая, этот храм на мутном гребне своей волны. Случается, оно вдруг замечает на себе этот храм, спохватывается и тогда либо принимается разносить этот храм по кирпичикам, либо судорожно поклоняться ему, либо строить другой храм, по соседству и в поношение, но никогда оно толком не понимает, с чем имеет дело, и, отчаявшись как-то применить храм тем или иным манером, очень скоро отвлекается на свои, так называемые насущные нужды: начинает что-нибудь уже тридцать три раза деленное делить заново, кого-нибудь распинать, кого-нибудь превозносить — а храм знай себе все растет и растет из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, и ни разрушить его, ни окончательно унизить невозможно... Самое забавное… что каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и мысли о нем, идеи о целях и противоречиях его существования; что каким бы он ни казался отдельным от всех сиюминутных интересов этого стада самоедных свиней, он, в то же время и всегда, неотделим от этого стада и немыслим без него... Храм этот никто, собственно, не строит сознательно. Его нельзя спланировать заранее на бумаге или в некоем гениальном мозгу, он растет сам собою, безошибочно вбирая в себя все лучшее, что порождает человеческая история... Ты, может быть, думаешь, спрашивал Изя язвительно, что сами непосредственные строители этого храма — не свиньи? Господи, да еще какие свиньи иногда! Вор и подлец Бенвенуто Челлини, беспробудный пьяница Хемингуэй, педераст Чайковский, шизофреник и черносотенец Достоевский, домушник и висельник Франсуа Вийон... Господи, да порядочные люди среди них скорее редкость! Но они, как коралловые полипы, не ведают, что творят. И все человечество — так же. Поколение за поколением жрут, наслаждаются, хищничают, убивают, дохнут — ан, глядишь, — целый коралловый атолл вырос, да какой прекрасный! Да какой прочный!» 

http://foma.ru/strugaczkie-i-vera.html

Ис.8:19 . И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Этих знамений довольно для верующего. Ни к чему посему обращаться к разного рода гадателям за справками о будущем! «Вызыватели умерших» – по евр. haovot, т. е. люди, которые заявляют, что они медиумы, через которых можно получить ответ от кого-либо из умерших. Такова была, напр., волшебница из Аэндора ( 1Цар.28:7 ). «Чародеи» – по евр. hajidenim (от глаг. jada – знать), по нашему знахари или волхвы (ср. Лев.20:27 ; Втор.18:11 ). Как определения к обоим этим терминам, прибавлены слова: издающие писк и бормочущие. Первое слово указывает на писк мышонка в тишине или на чириканье птички и обозначает едва слышный, тонкий, как у птицы, голос говорящего, от лица умершего, медиума. Второе – на глухоту голоса, какую старались придать своей речи те же вызыватели умерших. «Отвечайте» – этого слова нет в евр. тексте. Ис.8:20 . Обращайтесь к закону и открове­нию. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. Первые слова этого стиха составляют собою дополнение к глаголу предшествующего стиха и оба стиха, согласнее с контекстом речи, могут быть переведены так: А между тем вам будут говорить: «посоветуйтесь с вызывателями умерших и с вещунами, которые пищат и бормочут. Народу не следует ли советоваться со своими богами (ср. Ион.1:5 ) и с мертвыми по вопросу, интересующему живых, для того, чтобы получить научение и свидетельство?» Конечно, это именно будут говорить, – но в них нет ясных понятий (света). Ис.8:21 . И будут они бродить по земле, жестоко угнетен­ные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. Ис.8:22 . И взглянут вверх, и по­смотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут по­вержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. Голод заставит иудеев проклинать своего царя и бога – не Господа, а того, кого они так чтили, на кого возлагали свои надежды. Повсюду тьма будет покрывать Иудейскую страну. Поднимут иудеи очи к небу, ожидая увидеть солнце, но солнце не покажется им.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Атеист : Вы это видели? Как вы можете верить? Отец Епифаний : Нет, я не видел, но видели другие – апостолы. Они, в свою очередь, сделали это известным третьим лицам и «подписали» свои показания собственной кровью. А, как всеобще известно, свидетельство жизнью – это наивысшая форма свидетельства. Почему бы тебе не привести ко мне кого-нибудь, кто скажет, что Маркс умер и воскрес и что он готов пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы засвидетельствовать это? Я, как честный человек, ему поверю. Атеист : Я могу сказать вам на это: тысячи коммунистов были замучены и умерли за свою идеологию. Почему бы вам не принять и коммунизм таким же образом? Отец Епифаний : Ты сам ответил. Коммунисты умерли за свою идеологию . Они не умерли за реальные события . Лжи очень легко проникнуть в идеологию, а человеческой душе свойственно жертвовать собой за идеалы, в которые она верит; вот почему так много коммунистов, умерших за свою идеологию. Но это не заставит принять нас эту идеологию как нечто истинное. Одно дело – умереть за идею, другое – за события. Апостолы не умерли за какую-либо идею. Даже не за «любите друг друга» или любое иное нравственное учение христианства. Апостолы умерли за их свидетельство о сверхъестественных событиях. И когда мы говорим «событие», мы подразумеваем то, что зафиксировано нашими физическими чувствами и воспринято через них. Апостолы мученически пострадали за то, «что они слышали, что видели своими очами и что осязали их руки» (ср.: 1 Ин. 1: 1). И тут, как точно подметил Паскаль, мы вынуждены признать, что либо апостолы были введены в заблуждение, либо они обманули нас, либо сказали нам правду. Рассмотрим первый случай. Апостолы не могли быть обмануты, потому что все, что они сообщили, не было узнано ими от других. Они свидетельствовали о том, что видели своими глазами и слышали своими ушами. Кроме того, никто из них не был впечатлительной натурой и не имел психологической склонности принять событие Воскресения. Как раз напротив, они были страшно недоверчивы. Евангелия вполне раскрывают их духовное расположение, указывая, что они не верили заявлению людей, которые уже видели Его воскресшим.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Их было три в наших краях, в разных селах, три-четыре человека. Так называли этих девственниц потому, что они всегда одевались подобно монахиням, в черное, иногда их именовали «вековушами», так как они век вековали незамужними. Обыкновенно они по умершим читали Псалтирь, – где их звали. В остальные дни они скрытно жили в какой-либо маленькой хате, или «келии», на огородах; как проходила их жизнь, мы не знали: вероятно, читали какое-нибудь молитвенное правило, клали земные поклоны, занимались в «свободное» время какой-либо работой. Никогда ничего худого про них не говорили. В храме они были первыми, уходили – последними. Стояли обычно в сторонке, сзади всех... Своей «стайкой». На молитвах – кланялись низко, кладя кресты твердо, как полагается по-уставному. Никогда не говорили и вообще были молчаливыми. Почему они не вышли замуж, не знаю. Но я хорошо помню, что две из них были даже красивыми: одна – с удивительно белым лицом, блондинка, – хотя волоса их были укрыты черным большим платком, низко надвинутым на глаза; другая, с тонкими чертами лица, брюнетка: а вот замуж не вышли... Видно, думается мне, не пожелали замужества по тем же религиозным убеждениям, которые иных направляют в монастыри. Только здесь было свободнее, чем при послушании в обители. Про святость их тоже не говорили люди, хотя относились к ним с почтением... Народ наш был разборчив в употреблении слова «святой», – вопреки сектантам. А третья, известная мне «слепая Даша», была удивительным человеком. Слепая от рождения – у ней в больших глазах белки были без зрачков – она как-то научилась по слуху Псалтири: все псалмы и междопсалмия она знала твердо наизусть. 150 псалмов – это не легко запомнить, да еще в порядке их! Довольно полная, с округлым лицом, с расширенными глазами – как это делаем мы, зрячие, когда прислушиваемся к чему-либо, с рябинками на лице, всегда довольная, даже ласково-улыбающаяся при разговоре... Немыслимо было даже подумать, чтобы она кого-либо осуждала! Она особенно твердо крестилась, вдавливая персты в лоб, живот и плечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010