или в 1-й пол. 1171

  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022
ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... . Основополагающей работой по сравнению греко-рим. биографий с Евангелиями считается статья К. Вотау (Votaw. 1915) , к-рый, изучив античные источники, предложил проводить различие между биографиями «народной» (состоящей из описания памятных дел, совершенных человеком, отдельных случаев из его жизни и его изречений, и при этом не имеющей четкой хронологической схемы изложения) и «исторической» (максимально полно и последовательно описывающей жизнь человека) . Однако доминирование в тот период метода анализа форм приостановило изучение жанра биографий. Снятие с креста. Резная икона. 1-я пол. XVI в. (ГММК) Новый всплеск интереса к этой теме был связан с работами Ч. Толберта (Talbert. 1977) , теория к-рого в свою очередь многим обязана повороту в библеистике, происшедшему в результате развития метода анализа редакций и тех подходов к решению синоптической проблемы, к-рыми занимались Х. Кёстер и Дж. М. Робинсон (анализ траекторий развития раннехрист. предания) . Острие критики Толберта было направлено на позицию сторонников метода анализа форм, преимущественно против Бультмана и его тезисов об отличиях Евангелий от греко-рим. биографий, заключающихся в мифологическом, ... далее ...
Общий вид мон-ря с зап. стороны Общий вид мон-ря ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Ватопедского. 1763 г. (Vatop. 1437. Fol. 292v — 293r) Пандекты (певч. сборник) письма Иоасафа Ватопедского. 1763 г. (Vatop. 1437. Fol. 292v — 293r) Из певч. рукописей ватопедского собрания 75 являются датированными, древнейшие кодексы - Стихирарь XI в. (Cod. 1488) и Ирмологий XII в. (Cod. 1532) . К XIII-XV вв. относятся 8 пергаменных и 4 бумажные рукописи, 10 из них - Стихирари и 2 - Ирмологии. От XVI в. известно 8, от XVII в. - 25, от XVIII в. - 160, от XIX в. - более 100 муз. рукописей. Выделяются калофоны и записи, принадлежащие Матфею Ватопедскому Эфесцу и Никифору Кантуниарису ( 1-я пол. XIX в. ) . Однако чаще, чем записи писцов, встречаются записи, сделанные рукой заказчиков рукописей и содержащие их имена. В историко-кодикологическом отношении представляют интерес палимпсест (Cod. 1489) , в к-ром в XIII в. текст Стихираря был записан на месте смытого текста X в. святоотеческих гомилий и НЗ; Стихирарь XI в. (Cod. 1488) , содержащий 2 различных типа ранневизант. нотации и в полном виде чин Умовения ног в Великий четверг; слав. Доксастарий 1784 г. (Cod. 1355) письма Симеона Ватопедского; кодекс 1818 г. под названием «Мельпомена» (Cod. 1428) , составленный ... далее ...
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... им кафедральный Типикон (Athen. Bibl. Nat. 2047) . Вместе с захватом К-поля в 1453 г. прекратило свое бытование и песненное последование. Иерусалим Свт. Андрей Критский. Роспись собора мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Превращение Иерусалима в паломнический центр позволило ему влиять в различной степени на формы и содержание богослужения в позднеантичной христ. ойкумене. Согласно 2 арм. рукописям (Parisin. arm. 44 и Hierosol. arm. 121, изд. : Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121. Turnhout, 1969, 1971.) PO; 35 1, 36 2 () , передающим содержание греч. иерусалимского Лекционария 1-й пол. V в., литургическое пение в Иерусалиме в этот период состояло гл. обр. из антифонных и респонсорных псалмов. Развернутая версия иерусалимского Лекционария, по содержанию соответствующая VII-VIII вв. и сохранившаяся в груз. переводе (рукописи: Parisin. georg. 3; Sinait. georg. 37) Cagarelli 30 (; Ms. Lathal; Ms. Kala; см. : Tarchnischvlli. Grand Lectionnaire) , отличается от своего арм. предшественника наличием рубрик, касающихся ладовой принадлежности песнопений согласно системе осмогласия, а также мн. песнопений с небиблейским текстом, носящих, как правило, название «ипакои», - ... далее ...
КАППАДОКИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... печать 694 5 г. с надписью: «Ипат пленных славян Первой и Второй Каппадокии») Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead Seals. Basel, 1972. Vol. 1. P. 267. N 188 (. Но, по сообщению Феофана, мн. славяне также стали жертвами новых араб. вторжений. В 665 г. 5 тыс. славян попали в плен и были переправлены в Сирию) Theoph. Chron. P. 348 (.) Подземный город Каймаклы близ Невшехира В VII в. в Византии была введена и начала развиваться фемная организация, в к-рой объединялись функции гражданского и военного управления в руках главы фемы - стратилата или дуки. В связи с этим значительная часть К. в 1-й пол. VII в. делится, войдя в состав крупных фем Армениак и Анатолик, а в IX - нач. XI в. в К. были созданы 4 фемы: 1. Каппадокия (ее сев. граница прошла южнее р. Галис, южная за г. Поданд) ныне Позанты (, на западе не дошла до Анкиры, на востоке - до Лариссы) , ее главными центрами были Назианз, Мокисс, Колония, Тиана и Корон; 2. Харсиан с центром в Кесарии; 3. Севастия; 4. Ликанд с центром в Комане. По терминологии трактатов имп. De cerem. P. 486 (, или «большие акритские») пограничные (фемы) Leo Diac. Hist. P. 186 (. В течение X в. дальнейшее дробление «больших» фем, отраженное в таких ... далее ...
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... Македония ( 1317-1318 ) , т. н. ц. свт. Николая на Гребле ( Псков, кон. XIV - нач. XV в. ) и др. ; этот же тип встречается в миниатюрах рукописей, напр. Слов свт. Григория Богослова (между 879 и 882, Paris. BNF. gr. 510. F. 409v) , литургических свитков XII в. (Athen. Bibl. Nat. № 2759) и XV в. (Patm. 6) 712 () , Служебников, напр. Варлаама Хутынского ( 1220-1225, ГИМ. Син. 604. Л. 1А об. ) ; на створках древнерус. царских врат, напр. тверских с погоста Нектарьева ( кон. XIV - нач. XV в., ГТГ ) , новгородских из Гостинопольского мон-ря ( 4-я четв. XV-XVI в., ГРМ ) , 1-я пол. - сер. XVI в. (НГОМЗ) , XVII в. (СПГХИАМЗ) , XVII в. из ц. Вознесения Господня г. Спасска-Рязанского (РязХМ) и др. ; на иконах деисусного чина иконостаса, напр. из Благовещенского собора Московского Кремля ( кон. XIV в., ГММК ) . На миниатюре Служебника Гостинопольского мон-ря ( РНБ. Соф. 531. Л. 57 об., ок. 1475 ) В. с развернутым свитком в руках, подняв голову, предстоит благословляющей деснице в небесном сегменте. Нек-рые эпизоды жития В. стали рано изображаться в миниатюрах, напр. Успение В. в иллюстрациях Слов свт. Григория Назианзина (Hieros. Patr. 14: fol. 113, 3-я ... далее ...
ИНДИВИД • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... по себе, но имеет бытие в чем-то ином» (Ibidem) . В отличие от платоников для перипатетика Александра И. является всякая конкретная вещь, доступная эмпирическому наблюдению, т. е. то, что «подлежит показу» ( εἰς δεῖξιν πίπτειν - Ibid. S. 464 ) . В этом смысле Александр называет И. «непосредственно существующими» (τὰ ἀμέσως ὑπάρχοντα) и утверждает, что именно исходя из фактов такого непосредственного существования строятся точные науки (αἱ ἐπιστῆμαι) (Ibid. S. 162) . Представления Александра об И. получили дальнейшее развитие в сочинениях др. комментаторов Аристотеля. Аммоний Гермий ( V-1-я пол. VI в. ) в комментариях к «Категориям» Аристотеля обращал внимание на то, что «указывание» на индивидуальное, о котором говорил Александр, возможно лишь как следствие особого способа существования индивидуальной сущности, к-рой свойственно «проявляться вовне» (φαίνεσθαι - Ammonius. In Aristotelis Categorias Commentarius Ed. A. Busse Commentaria in Aristotelem Graeca. B., 1895. Bd. 4. H. 4. S. 49) . По словам др. комментатора, Симпликия (VI в.) , не все единое по числу является в силу одного этого также индивидуальным, но лишь «сущностно единое по числу» (τὸ οὐσιῶδες ἓν ἀριθμῷ ... далее ...
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть IИскать в Источникеpravenc.ru
... заняло бы более 2 часов; это может свидетельствовать в пользу того, что они не предназначались для устной проповеди) см. : Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 248 (.) Беседы на Первое и Второе Послания к Коринфянам (῾Υπόμνημα εἰς τὴν πρὸς Κορινθίους πρώτην ἐπιστολήν; In epistulam I ad Corinthios argumentum et homiliae 1-44; CPG, N 4428; ῾Υπόμνημα εἰς τὴν πρὸς Κορινθίους δευτέραν ἐπιστολήν; In epistulam II ad Corinthios argumentum et homiliae 1-30; CPG, N 4429; PG. 61. Col. 9-610; Field. 1845-1862. T. 2-3; рус. пер. : Творения. Т. 10. Кн. 1. C. 5-455; Кн. 2. С. 459-728) , произнесены в кон. 392 - 1-й пол. 393 г. (Bonsdorff.) 1922. P. 41-50 (. В 7-й беседе на Первое Послание И. З. развивает тему непостижимости Бога и Божественного домостроительства и резко критикует аномеев за склонность к чрезмерной рационализации христианства и к отрицанию в нем мистического измерения. В 40-й беседе) на 1 Кор 15. 29 (приводятся важные сведения по истории таинства Крещения и «тайной дисциплины») disciplina аrcani (, а также цитируется фрагмент антиохийского символа веры, к-рый произносили крещаемые перед вхождением в купель на ночном пасхальном богослужении. Сохранились неск. бесед И. З., ... далее ...
ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВОИскать в Источникеpravenc.ru
... Выга расширялось. Быстрому развитию В. о. способствовало изменение отношения гос-ва к старообрядчеству. Хотя провозглашенная Петром I в 1702 г. веротерпимость в отношении последователей «старой веры» имела существенные ограничения, тем не менее она дала возможность легализовать существование поморского центра. Указом за подписью губернатора Ингерманландии А. Д. Меншикова, данным в сент. 1704 г., признавалось право общины жить «по книгам московской печати давних лет выходов» и в то же время предписывалось быть «во всяком послушании, как и прочих погостов жители». Выговское общежительство. 1-я пол. XIX в. Поморский центр. Фрагмент лубка (ГИМ) Выговское общежительство. 1-я пол. XIX в. Поморский центр. Фрагмент лубка (ГИМ) В ходе проводившейся в 1704-1705 гг. приписки крестьян Олонецкого у. к Олонецким горным заводам выговцы были приписаны к Повенецкому заводу (в 1727 передан в частное владение) ; выговцев, учитывая их опыт рудознатцев, обязали к изысканию и подъему руды. Указом 7 сент. 1705 г. В. о. было признано самостоятельной хозяйственной единицей, имеющей выборного старосту и его помощника; была обещана защита от всякого «утеснения», что нашло подтверждение в указах ... далее ...
КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... dArménie-Cilicie et les Mamelouks jusquau traité de 1285 REArm. 1967. Vol. 4. P. 217-260; Сукиасян А. Г. Социально-экон. отношения в Киликийском Армянском гос-ве в ХII-XIV вв. Ереван, 1973 (на арм. яз.) ; Frazee Ch. A. The Christian Church in Cilician Armenia: Its Relations with Rome and Constantinople to 1198 Church History. Chicago, 1976. Vol. 45. P. 166-184; Жаворонков П. И. Никейская империя и Восток: Взаимоотношения с Иконийским султанатом, татаро-монголами и Киликийской Арменией в 40-50-х гг. XIII в. ВВ. 1978. Т. 39. С. 93-101; oн же. Из истории никейско-киликийских отношений в 1-й пол. XIII в. АДСВ. 1999. Т. 30. С. 209-215; La chronique attribute au connétable Smbat Ed. D. Dédéyan. P., 1980; D é d é yan G. Mleh le Grand, stratège de Lykandos REArm. 1981. Vol. 15. P. 73-102; idem. Les Arméniens entre Grecs, Musulmans et Croisés: Étude sur les pouvoirs arméniens dans le Proche-Orient méditerraniéen ( 1068-1150 ) . Lisboa, 2003. 2 vol. ; Savvidis A. G. C. Byzantium in the Near East: Its Relations With the Seljuk Sultanate of Rum in Asia Minor, the Armenians of Cilicia and the Mongols. A. D. c. 1192-1237. Thessaloniki, 1981; Бозоян А. A. Восточная политика ... далее ...
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... авторов и занимались риторическим разбором этих произведений. Ученики сочиняли периоды, хрии, письма, большие речи на русском языке и латыни. Ист. : Феофан (Прокопович) , архиеп. Соч. Ред. : И. П. Еремин. М. ; Л., 1961; он же. Про риторичне мистецтво Он же. Фiлософськi твори. К., 1979. Т. 1. С. 103-507. Лит. : Петров Н. И. О словесных науках и литературных занятиях в Киевской академии от начала до ее преобразования в 1819 г. ТКДА. 1866. № 7. С. 305-330; № 11. С. 343-388; № 12. С. 522-569; 1867. № 1. С. 82-118; 1868. № 3. С. 465-525; Ł u ż ny R. Pisarze kręgu Akademii Kijowsko-Mohylańskiej a literatura polska. Kraków, 1966; Крекотень В. I. Киïвська поетика 1637 р. Лiтературна спадщина Киïвськоï Русi i укр. лiтература XVI-XVIII ст. К., 1981. С. 118-154; Стратий Я. М., Литвинов В. Д., Андрушко В. А. Латиномовнi поетики i риторики XVII - 1-й пол. XVIII ст. та ïх роль у розвитку теорiï лiтератури на Украïнi. К., 1983; Пилипюк Н. Киïвськi поетики i ренесанснi теорiï мистецтва Європейське Вiдродження та укр. лiт-ра XIV-XVIII ст. К., 1993. С. 75-109; Наливайко Д. Учення Горацiя про поетичний твiр-поезис-поета в киïвських поетиках Слово i Час. К., 2006. № 12. С. 55-61; Циганок ... далее ...
  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: или в 1-й пол. 1171
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера