Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 13.05.1701, Москва), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель. И. происходил из знатного дворянского рода, до принятия монашества, вероятно, имел чин стольника. Н. П. Лихачёв полагал, опираясь на одно из поздних родословий, что И. в миру звался Иваном Степановичем; согласно А. П. Богданову, имя архиерея в миру было Илья Александрович. Однако оба мнения следует признать недостаточно обоснованными ( Лукичёв М. П. К вопросу о происхождении митр. Игнатия - историка и публициста XVII в.// Он же. Боярские книги XVII в.: Тр. по истории и источниковедению. М., 2004. С. 333-335). В 1667 г. И. принял монашеский постриг в Маровской в честь Воздвижения Креста Господня (Крестомаровской) пуст. в Нижегородском у., где под рук. игум. Павла (Маровского ; впосл. митрополит Рязанский) возрождались традиции монашеской жизни и нестяжания, процветала лит. деятельность. В 1667 г. И. закончил работу над переводом с греческого сборника Житий святых (РГБ. Собр. Овчинникова. 749), затем переписал и отредактировал Скитский патерик (ГИМ. Син. 214), трудился над монастырским синодиком, включив в него большое число имен крестьян, посадских и мастеровых людей. Вскоре И. был рукоположен во иерея. По мнению Богданова, в 1673 г. И. по поручению правительства ездил к запорожским казакам с целью благословить их на участие в войне с Турцией и Крымским ханством на стороне России. Вручив казакам икону Киевского митр. св. Алексия , И. произнес «Слово к православному и христоименитому запорожскому воинству, внегда принесенней быти всечестней иконе... в благочестивыя полки их противу нечестивым турком и татаром». Весной 1675 г. И. возглавил Крестомаровскую пуст. Известен Торжественник, переписанный настоятелем этой обители иером. Игнатием в мае 1675 г. (ГИМ. Син. 306). В 1676 г. И. был переведен в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь (по др. сведениям, там он принял постриг), назначен экклисиархом (уставщиком). Эта должность в обители была особо ответственной, поскольку только что было подавлено старообрядческое Соловецкое восстание 1667-1676 гг. И. было поручено привести богослужение в обители в соответствие с совершившейся в сер. XVII в. в Русской Церкви богослужебной реформой. В 1677-1679 гг. И. занимался составлением «Соловецкого Ирмология» (РНБ. Солов. 277/282), для чего переложил тексты новоисправленных богослужебных книг на крюковую нотацию, обнаружив глубокое знание визант. и совр. ему греч. пения, слав. певч. традиций.

http://pravenc.ru/text/293471.html

Преподаватель арабского и сирийского языков Ибрахим аль-Хакалани (ум. в 1664 г.) был удостоен кардиналом Ришелье [ix] звания придворного переводчика за перевод ряда арабских сочинений. Аль-Хакалани является также автором сочинений по истории арабов, арабской философии и языку. Ему же принадлежит авторство арабо-латинского словаря. Приведенный в приложенном списке литературы Антоин Фаустус Наирон (1635–1707) являлся в Маронитской коллегии профессором сирийского и халдейского языков. В конце XVII – начале XVIII в. выпускник Маронитской коллегии Бутрус Мубарак (1660–1747) стал основателем маронитской школы в Тоскане (Италия) и переводчиком трудов арабоязычных авторов [x] . В 1671 г. в Риме вышло в свет 3-томное издание Библии на арабском языке, отредактированное при участии маронита Саркиса ар-Риззи в соответствии с Вульгатой. Это было первое специально подготовленное арабское издание Священного Писания. Арабский текст напечатан фактически на полях латинского. В 1703 г. текст этой редакции был включен в сирийской графике (каршуни) в сиро-арабское издание, предназначенное для маронитов. Текст канонических книг по римскому изданию 1671 года в XIX в. неоднократно переиздавался в Лондоне. Несмотря на то, что в 1736 г. на Соборе, проходившем в ливанском монастыре Сайядат, марониты приняли постановления Тридентского собора (1545–1563), Риму пришлось приложить еще немало усилий и потратить большие средства, чтобы они действительно сблизились с ним.   ЛИТЕРАТУРА   1)      Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством. М., 1962. 2)      Бедуелл Г. История Церкви. М., 1996. 3)      Гибб Х.-А.-Р. Арабская литература. М., 1960. 4)     История всемирной литературы. Т. 4. М., 1987. 5)     Католическая энциклопедия. Т. III. М., 2007 6)      Крымский А.Е. История новой арабской литературы. М., 1971. 7)     Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998. 8)      Петкович К. Ливан и ливанцы. Ч. 3. СПб., 1885. 9)      аль-Фахури Х. История арабской литературы. Т. 2. М., 1961. 10)   Betts R.-B. Christians in the Middle East. S.P.C.K., 1979.

http://bogoslov.ru/article/3461792

2. Спасо-Преображенский собор. Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558–1566 гг. Одно из самых высоких (42 м) зданий обители. Сегодня собор — действующий летний храм монастыря. Освящен в 2007 г. после начавшихся еще в советское время длительных ремонтно-восстановительных процедур.Что делается. В прошлом году заменено деревянное покрытие на куполе собора, восстановлена отделка стен и сводов, частично — белокаменные полы четверика. К концу лета реставрационный цикл планируется полностью завершить. 3. Настоятельский и келейный корпус к югу от Казначейского. Основные функциональные элементы келейной застройки внутреннего монастырского каре. Их возводили поэтапно и перестраивали с конца XVI по XIX в.Что делается. В прошлом году реставрировалась кирпичная кладка и фасады, проводилось устройство инженерных сетей. В текущем году планируется сдача в эксплуатацию келейного корпуса к югу от Казначейского. 4. Казначейский корпус (Больничные палаты). Основу здания составляют расположенные на первом этаже две обширные сводчатые палаты (собственно Больничные палаты XVII в.) с собственными сенями. В конце XVIII в. на втором этаже была надстроена Казначейская палата.Что делается. В прошлом году выполнена реставрация фасадов, интерьеры подготовлены под отделку, заменены столярные заполнения оконных проемов. К 2018 г. планируется устроить инженерные сети и автономную котельную, выполнить отделочные работы, воссоздать полы. 5. Успенский трапезный комплекс. Возведен в 1552–1557 гг. при игумене святителе Филиппе. Первая каменная постройка обители. Основную часть здания занимает белокаменная Трапезная палата площадью 483 м2 — вторая по величине среди одностолпных сооружений Древней Руси после Грановитой палаты Московского Кремля. С юго-востока к ней примыкает Успенская церковь, а с северо-востока — Келарская палата. Под ними, в подклете, располагались хозяйственные службы: хлебня с мукосейней, хлебный и квасной погреба, просфорная служба, а также печи.Что делается. Реставраторы завершают работу в Трапезной палате, которая станет праздничной трапезной обители. К 2018 г. планируется реставрировать подлинные белокаменные полы Успенской церкви и южные подклеты, где до 2015 г. располагалась поселковая пекарня, а также воссоздать деревянные полы в церкви Рождества Пресвятой Богородицы

http://e-vestnik.ru/church/solovetskoe_s...

К сожалению, мы почти ничего не знаем о персональном составе спутников Макария в его втором путешествии, поэтому лишены возможности очертить круг подозреваемых, которые могли что-то подсыпать Павлу в кофе или Возможно, впрочем, что Павел умер от более естественных причин, например, нервного стресса, связанного с ограблением Макария шемахинским ханом и почти принудительным задержанием Патриарха на Похоже, архидиакон имел проблемы со здоровьем еще во время его пребывания в России, о чем свидетельствуют документы Аптекарского приказа, выдававшего какие-то снадобья Павлу и восточным После кончины Павла Макарий стал готовить себе преемника в лице старшего сына Павла Алеппского Ханании. Учитывая, что Павел женился 7 февраля 1645 Ханания появился на свет не раньше конца этого года. Т. е. к моменту смерти Макария ему было не более 27 лет, но и не намного менее, так как из источников чувствуется, что между двумя сыновьями Павла была значительная возрастная разница. Похоже, оба они до этого времени жили в Халебе, т. е. клан аз-За’им сохранял тесные связи с обоими сирийскими мегаполисами. Отправляя в августе 1670 г. очередное посольство в Россию, Макарий присовокупил к своим дарам, предназначенным царю – части Честного Древа, кости Алексия, человека Божия, и мощам святых Евстафия Плакиды и Феодора Тирона – отдельные подарки от имени своего внука. В Патриаршем послании стояла приписка: «И аз архидиякон Анания Павлов сын челом бью великому вашему царствию. И посылаю часть честнаго и святаго древа и часть от святых мощей святаго Андрея В грамотах Макария никогда ранее не встречалось таких «коллективных» подношений даров. Патриарх явно стремился, чтобы московские благотворители запомнили его внука. Ханания выполнял также важные функции в церковном управлении – в декабре 1671 г. он был отправлен Патриархом для сбора подати нурие с епархий Антиохийского престола, расположенных на ливанском Одновременно Патриарх предпринял ряд других шагов по обеспечению преемства власти внутри своего рода.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Версия высказана Б. Л. Фонкичем в частной беседе. См. подробности пребывания Макария на Кавказе в 1668–1670 гг.: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 382–383. Ченцова В. Г. Еще раз о дате кончины Павла Алеппского. С. 101. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005. С. 686. РГАДА, ф. 52, оп. 1, 1671 г., ед. хр. 25. При цитировании восстановлены пропущенные и выносные буквы. См.: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 160–161. Соколов И. И. Церковные события в Сирии... С. 317. Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 139; Walbiner C. -M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664... P. 125–126. Точнее, Леонтий Сайданайский упоминается как ставленник Макария, но уже в поздней приписке Кирилла ( Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 139; Walbiner C. -M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1665 bis 1724... P. 74). МихаилБрейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 156. Цит. по: Соколов И. И. Церковные события в Сирии... С. 315. AtanasieDabbas. Istoria Patriarhilor de Antiohia. С. 158. Об участии Ханании в халебской шелкоторговле пишет Б. Мастерс ( MastersB. Christians and Jews in the Ottoman Arab World... P. 84). Имена следующих представителей клана аз-За’им известны по приписке к рукописи переводов Макария, остававшейся во владении Булуса, внука Ханании, до 1734 г. (См.: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 152). Можно предположить, кстати, что Булус (Павел) получил свое имя в честь великого прадеда. В литературе встречаются версии, что Константину было даже не 20, а 17 или 18 лет, но последние цифры никак не могут быть приняты, так как к моменту отъезда Павла Алеппского в его первое путешествие в 1652 г. у него уже родились оба сына. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 156. Русский перевод: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 443. Грамота сторонников Неофита сообщает о 3 тыс. киршей, поднесенных паше, и еще 3 тыс. – его наместнику (в Бейруте?) и кади ( Соколов И. И. Церковные события в Сирии... С. 315).

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

В патриаршем Чудовом монастыре в 70–х годах XVII в. был составлен поистине грандиозный летописный свод, в основу которого были положены Никоновская летопись (по списку БАН, 32.14.8), Троицкий сборник и другие источники . Под 6900 г. помещено житие Сергия Радонежского, совпадающее с Троицким сборником (но текст исправнее обоих известных списков). Заголовок по списку Виф. 34: «Повесть о преподобнм Сергии игумене». Поскольку со времени последнего исследования о своде были обнаружены новые списки, а для более точной датировки привлечены приходо–расходные книги Патриаршего Казенного приказа за последнюю треть XVII — начало XVIII в., то мы даем заново описание рукописей летописного свода 70–х годов XVII в.: 1) РГБ, ф. 556 (Собрание Вифанской духовной семинарии), 34 (т. 1, л. 347 об. — 349) — 70—80–е годы XVII в. Состоит из двух томов, написанных в развернутый лист, на 38 (Оглавление) + 851 (Основной текст) листах (в Оглавлении и Основном тексте отдельные нумерации). В переписывании текста принимали участие десять писцов: Первый почерк: Оглавление (л. 1 — 38 об.), л. 65—91 об., 97—134, 212 — 226 об., 251 об. — 253, 254, 255 об., 259 об. — 260 об., 261 об. — 262, 267 — 428 об., 432 об. — 445 об., 457 — 541 об., 599 об. — 603, 603 об. — 641, 645—678, 686 об. — 749 об., 779—810 об., 814 — 814 об., 820 — 852 об. Второй почерк: л. 1 — 64 об., 134 об. — 203 об. Третий почерк: л. 92 — 96 об., 542—548. Четвертый почерк: л. 428 об. — 432 об. Пятый почерк: л. 204 — 211 об., 227—251, 253 об. — 254, 254—255, 255 об. — 259 об., 260 об. — 261, 262 об. — 266 об. Шестой почерк: л. 446—457. Седьмой почерк: л. 588 — 599 об., 603 — 603 об. Восьмой почерк: л. 641 — 644 об. Девятый почерк: л. 678—680, 680 об. — 686, 811 — 813 об., 815 — 819 об.; приписки на полях л. 833 — 833 об., 840 об. Десятый почерк: л. 750—779. Филиграни: Герб Амстердама, под ним лигатура из букв V и H (чистый л. I); Герб Амстердама, под ним лигатура из букв F и С, контрамарка из букв PD (л. 1—31 Оглавления за исключением некоторых листов) — типа Черчилль, 11 (1670 г.), Дианова и Костюхина, 154 (1671 г.);

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Но и обратно – если мы видим таинственность, мистическую утаенность молитвенной жизни первохристиан и видим сокровенность последних бесед Христа – мы вправе предположить, что эти беседы касались области молитвенной жизни учеников. Сквозь то молчание, которым окружили евангелисты послепасхальные беседы Христа, мы можем разглядеть ответ на самое важное требование верующего сердца: «Господи, научи нас молиться». Ответ этот: «Я дам вам Дух молитвы. Вы будете во Мне – и Я буду молиться в вас». Не нужно забывать, что первые священные книги христиан появились свыше 10-ти лет спустя после Вознесения Господня, тогда как Вечеря Господня совершалась с первых же дней после сошествия Святого Духа на апостолов. Не все апостолы оставили после себя писания. Остались ли их проповедь и труд бесследны и бесплодны? Если нет – то как и что было передано бесписьменными апостолами их ученикам? И можно ли при изучении истории христианства не принять во внимание факта существования апостольских литургий – Литургии ап. Иакова, Литургии ап. Марка и Литургии ап. Петра? Тексты этих Литургий, очевидно, подвергались позднейшим обработкам, но с древнейших времен они связывались именно с этими именами. Не придать значения апостольскому литургическому преданию – значит не расслышать прямых слов Христа: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6,51). Древние Литургии – несомненный голос Предания. Отрицание их оценивается св. Василием как повреждение Евангелия «в главном», как «сокращение» христианской жизни до христианских словес 1671 . Но вот что удивительно: тексты древних Литургий мало в чем согласны между собой. В одних нет эпиклезы, в других нет установительных слов… Св. Ипполит, приведя образ молитвы римской Церкви, тут же говорит: «Нет никакой необходимости, чтобы он повторял те же самые слова, которые мы говорили раньше и заучивал их наизусть, вознося благодарение Богу» 1672 . Значит, Предание и не в словах Евхаристического канона, но в самой Евхаристии. Общее всех древних Литургий – это их плод. Разнятся молитвы. Но едина реальность Таинства – и потому едино восприятие евхаристического Хлеба как Хлеба Жизни, как соединения со Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1670 Цит. по: Рудзянский А. Христианство и древние эзотерические школы.//Вера и знание. 1914. 7, с. 5. 1671 Каноны или книга правил. с. 272. 1672 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. с. 286. 1673 См. Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai historique. – Paris, 1960, p. 106. 1674 См. Воронов Ливерий, прот. К вопросу о так называемом «тайном» чтении священнослужителем евхаристических молитв во время Божественной Литургии.//Богословские труды. – М., 1968. сс. 179-180. 1675 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. – М., 1993. Ч. 2, с. 821. 1676 Св. Ипполит Римский. Апостольское предание. с. 283. 1677 Св. Ириней Лионский. Цит. по: Успенский Н. Анафора. с. 73. 1678 Честертон Г. К. Вечный человек. – М., 1991, с. 467. 1679 Синтез науки, религии и философии (О творчестве Е. П. Блаватской). – М., ИНИОН, 1994, сс. 73 и 30. 1680 Соловьев Вл. С. Рецензия на книгу Е. П. Блаватской: «The key to Theosophy».//Соловьев В. С. Собрание сочинений. Второе издание. Т. 6. (Репринт – Брюссель, 1966), сс. 291-292. 1681 Соловьев В. С. Е. П. Блаватская.//Критико-биографический словарь русских писателей и ученых С. А. Венгерова т. 36. – СПб., 1892, сс. 316-318. 1682 Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. с. 68. 1683 Вот один из анти-материалистических выпадов (хотя и не оригинальных) Блаватской, с которым вполне естественно согласится любой христианин: «Предположим, что оккультист стал бы утверждать, что первый большой орган любого собора возник в следующем порядке: прежде всего, в пространстве произошла прогрессивная и постепенная выработка материалов, поддающихся оформлению, следствием чего явилось известное состояние материи, называемое органическим протеином; затем, под воздействием случайных сил, состояния эти, пройдя через фазу неустойчивого равновесия, стали развиваться медленно и величественно в новые комбинации резного и полированного дерева, в медные гвозди и скобы, из кожи и слоновой кости, в духовые трубы и раздувальные мехи; после чего, приспособив все свои части в одну гармоничную и симметричную машину, орган внезапно заиграл „Реквием“ Моцарта; за ним последовала соната Бетховена и т. д.; его клавиши играли сами собой, и воздух накачивался в трубы в силу лично присущей ему силы и фантазии. Что сказала бы наука на подобную теорию? Однако – ученые материалисты именно таким образом описывают нам образование Вселенной с ее миллионами существ и человеком, ее духовным венцом». – Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 436-437.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Стоит отметить также, что образ «Всех скорбящих Радость» — самый распространенный среди литых старообрядческих икон.  Таким образом, невозможно определить, как, где и когда впервые появилась икона «Всех скорбящих Радость». Но очевидно, что Божья Матерь, как Утешительница, способная любую скорбь превратить в радость, не раз привлекала иконописцев в разных уголках христианского мира. День иконы «Всех скорбящих Радость» Дата празднования: 6 ноября. День иконы «Всех скорбящих Радость» Православная Церковь празднует 6 ноября (24 октября). Эта дата установлена в память о чудесном исцелении Евфимии Папиной. Так как образ широко разошелся, в некоторых регионах появлялись отдельные даты празднования того или иного списка. Так, например, в Воронеже на третий день после Троицы одно время чествовали местночтимую чудотворную икону «Всех скорбящих Радость», прославившуюся в XVIII веке. По легенде, когда городской военачальник отказался зайти в храм и приложиться к иконе перед переправой на другой берег, началась буря и стихла только после того, как перед святыней был совершен молебен. Но на данный момент широко отмечается только день еще одного знаменитого списка этой иконы. 5 августа (23 июля) верующие вспоминают чудо, случившееся в Петербурге в конце XIX века. Когда молния попала в часовню, где находилась икона, образ остался целым и невредимым. Только несколько медных монет из разбившейся кружки для пожертвований прилипли к изображению. После этого удивительного события икона стала еще больше почитаться верующими и получила название «Всех скорбящих Радость с грошиками». Кто и когда написал икону «Всех скорбящих Радость» Если учитывать, что в Киево-Печерской лавре когда-то был образ с таким названием и похожие по иконографии образы встречались в некоторых церквях до чуда 1688 года, сложно сказать, кто и когда написал икону «Всех скорбящих Радость» впервые. Но доподлинно известен автор прославившегося московского образа. Им был придворный живописец и один из мастеров Оружейной палаты Иван Безмин. Сын оружейника, он с раннего детства хорошо рисовал, и, получив художественное образование, расписывал царские палаты и кремлевские храмы, писал иконы. Знаменитый образ он создал в 1683 году. Именно его работа впервые официально получила название по строке одной из богородичных стихир.

http://foma.ru/vseh-skorbjashhih-radost....

Наряду с этими основными аргументами — в которых консерваторы и либералы соглашаются, хотя и по несколько различным мотивам, — в некоторых «Отзывах» приводятся дополнительные доводы, особенно тот, что, согласно православной традиции, каждая поместная церковь должна быть руководима лично епископом главного города: среди православных Церквей–сестер русская, со времен Петра, единственная из всех, была лишена этого личного руководства. Широкое единодушие авторов «Отзывов» в вопросе о восстановлении патриаршества не распространялось, однако, на определение роли и ответственности патриарха. Историк И. Соколов, специалист по истории Константинопольского патриархата, которого митрополит С. — Петербургский попросил высказаться о каноническом аспекте намечавшихся реформ, изложил обоснованное мнение, защищающее монархическую власть патриарха в Церкви, распространяющуюся и на собор (III, 128–130). Широкое большинство епископов, однако, характеризует патриарха лишь как «первого среди равных», так что собор всех епископов является в действительности высшей властью, и суду его может подлежать и сам патриарх (ср., например, «Отзывы» из С. — Петербурга — III, 86; Москвы — III, 256; Калуги — I, 29; Вятки — II, 509–510; Холма — II, 466; Ставрополя — II, 261; Финляндии — III, 269–270; Орла — I, 520–521; Оренбурга — II, 146–148; Иркутска — II, 227). Много внимания уделяется в «Отзывах» вопросу о составе будущего собора: будет ли он чисто епископским собранием или будет включать и клир и мирян? Этот же вопрос будет обсуждаться в работе Предвыборной комиссии, а также в богословских и церковных журналах в период между 1905–1917 гг. Решение, которое будет в итоге принято на соборе 1917–1918 гг., явственно подтвердит принцип соборности: патриарх ответствен перед собором, а собор включает епископов, клириков и мирян. Но статут 1917 г. защитит также и особую роль епископов, предоставит им коллективное право veto на все соборные решения. Интересно, что именно эта система соборной работы и избрания патриарха предлагается в «Отзыве» будущего патриарха Сергия (Страгородского): три кандидата на патриаршество выделяются путем повторных голосований «палаты» епископов, «нижней палаты» клириков и мирян и решением царя.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010