Таково равенство всех перед законом, или гражданская равноправность. При всей своей важности в порядке мирского существования эта равноправность по природе своей остается только формальную и отрицательною. Закон утверждает известные общие пределы человеческой деятельности, равно обязательные для всех и каждого, но он не входит в содержание ничье й жизни, никому не обеспечивает ее существенных благ и равнодушно оставляет за одним его беспомощное ничтожество, а за другим избыток всяких преимуществ. Мирское общество может признать за каждым человеком безусловное значение в смысле отвлеченной возмож ности, или принципиального права, но осуществление этой возможности и этого права дается только Церковью, которая, реально вводя каждого в богочеловеческую целость, каждому сообщает абсолютное содержание жизни и тем уравнивает всех, как все конечные вели чины равны между собою по отношению к бесконечности. Если в Христе, как говорит апостол, живет полнота Божества телесно, а в каждом верующем живет Христос207, то где же тут место для неравенства? Приобщение абсолютному содержанию жизни через вселенскую Ц ерковь, положительным образом освобождая и уравнивая всех, делает из них одно безусловно солидарное целое, или совершенное братство. Поскольку это братство, совершенное по существу, обусловлено, однако, по происхождению, как ставшее и становящееся во времени, оно требует соответственной формы для богочеловеческой связи своей с прошедшим, как таковым, — требует религиозного преемства, или духовного отчества. Это требование удовлетворяется последним определением церкви как апостольской. Так как мы живем во времени, то и во времени должна сохраняться и через него передаваться связь нашей зависимости от начала божественного в его историческом явлении, именно как такая связь, в силу которой духовная жизнь нашего настоящего начинается не от себя, а от более ранних, или старших, носителей богочеловеческой благодати. Единая, святая, соборная (кафолическая) церковь есть необходимо церковь апостольская.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Зимою, когда дни коротки, не спи после еды; летом, когда дни длинные, можешь отдохнуть один или два часа. Сиди в своей келье не без дела. Читай Священное Писание или исполняй работу, по благословению старца, молча и с молитвою. Если ты заболеешь, не спеши ложиться, но говори молитвы Матери Божией (с тремя метаниями), твори Иисусову молитву и другие молитвы. Направь свой разум от всех земных помышлений к Богу, вспомни Страшный суд и ад и тогда ложись в постель. Не обнажай своего тела, чтобы тебе не было стыдно перед твоим Ангелом Хранителем. Упражняйся в Иисусовой молитве, пока не заснешь. Когда во сне будешь переворачиваться на другой бок, осени себя крестным знамением два раза и прочти Иисусову молитву. Если тебя постигнет бессонница, лежи спокойно, обращая разум и сердце к Богу, и произноси Иисусову молитву… Часто во сне случаются злые истории, в особенности с теми монахами, которые не исповедуют своих искушений старцу. Если захочешь посетить брата в «то крльс, встань пгред его окошечком и произнеси Иисусову молитну. И если не услышишь «Амипп», то произнеси ее еще ран громче, и если опять не услышишь и отиет «Аминь», то произнеси ее и третий рам еще громче и постучи спопми пальцами тихонько ы окошко. Если опят!) нс услышишь «Аминь», уйди, чтобы не искушать брата споего. Брат, находящийся н келье, должен после нерпой или нторой молитны проич нести «Лминь» и открыть окошечко, просунуть слегка голону и спрос ить «Для чего ты пришел, господин?» Входя, произнеси молитву входа, склонись, 8 перед старшим братом пади ниц, испроси его благословения и лишь тогда изложи то, что хотел. В других случаях, когда ты покидаешь келью, опять склонись и испроси благословения хозяина кельи: «Господин, помяни меня, грешного, в твоих святых молитвах Богу нашему, Господу Иисусу Христу и Пречистой Божией Матери». А он ответит: «Бог, Который любит псех людей, научая и воспитывая их по Своей воле, да помянет тебя и меня в той степени, в какой считает полезным. Аминь». Старец Нил Сорский Только что изложенный документ регулирует внешнее поведение монаха, и притом в монастыре; между тем у Нила Сорского мы находим совершенно новые взгляды и особенный образ жизни, прокладывающий новые пути дрен нерусскому аскетизму. Тогда в церковной жизни существовали две возмож ности: или следовать застывшим формам византийской церковности, или нч духа древней Восточной Церкви почерпнуть свежие силы. Нил Сорский — главный представитель второго направления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

Вслед за тем, эта победа небесных духов прославляется громогласно на небе, потому что она устанавливает спасительное царство Бога и Христа, потому что враг людей побежден последними при помощи чудесной крови агнца и их собственным мужеством, которое дало им возмож- 111 1 Св. Дух есть, по апостолу, αβν τς κληρονομας μν т. е. задаток или, лучше, одно из благ небесного блаженства. Он сообщен нам для избавления снабдения ες πολυτρωσιν τς περιποισεως, т. е. для того, чтобы удел Божий или христианский народ (περιποησις) искупить, избавить от всех тревог настоящей жизни, и чтобы за это христиане восхвалили Бога Своего. 2 ρχς – ангелы, стоящие во главе мировых существ и управляющие миром, ξουσας – ангелы, поскольку они имеют власти над отведенной им областью; δυνμεος – ангелы, поскольку они являются совершающими какие-либо особенные действия; κυριτητος – ангелы, заставляющие людей исполнять свою волю. 3 Но, приписывая так много значения благодати в деле нашего спасения, апостол не преминул сказать, что для христианина необходимо творить и добрые дела (да в них ходим). 4 Αθεος–тог, кто лишен Бога (ср. λογος) и употребляется иди в действительном значении (забывающий, не знающий Бога) или, в страдательном, (незнаемый Богом). 5 ν δóγμασι относится, таким образом, к τóν νμον τν εντολν и δóγμα в Св. писании нигде не употребляется для означения христианского вероучения: такой смысл придан этому слову уже в позднейшее время. И русский перевод Н. Завета переводит глагол δογματζεσθαι, выражением: держаться постановлений. См. Кол.2:20 . 6 Почему апостол изменяет слова псалма до перемены их ближайшего смысла (вместо «принял дары для человеков» он говорит «дал дары») – на этот вопрос ответить весьма трудно. Вероятнее всего предположение, что ап. принял при этом во внимание повод, по которому был составлен Давидом этот мессианский псалом. Давид в то время одержал победу над врагами и добычу, взятую у врагов, назначил на построение храма Богу ( 2Цар.8:11 и сл. 1Пар.19:8:11 ). Но как Давид принял дары от побежденных для того, чтобы отдать их на храм, так и Христос получил в Свою власть все блага небесные для того, чтобы раздавать их по Своему изволению верующим в Него и созидать таким образом храм Богу или Церковь . Следов., ап. излагает не буквальный, а внутренний смысл псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

И потому православные епископы не могли жить в своих епархиях, – да и посещать их могли не иначе как тайным только образом, и притом изредка, для удовлетворения крайним нуждам своих злополучных паств 392 . Православные на Волыни, употребляя все возмож ные средства к защите православия, составили в 1621 г. собор, или «советование о благочестии». Пра вилами собора «внушалось столько же ревности к святому православию и твердости в вере отеческой, сколько святости и ума в деле с врагами веры». Между мерами к защите православия собор полагал евангельскую бдительность пастырей, общую чистоту жизни, мученическое терпение: «Пусть помнят, – говорил собор, – что вера наша кровью утверждена и кровью от всех ересей защищалась». В то же время собор предписывал учреждать братства на помощь пастырям Церкви: «Пусть не будет стыда слушать меньших и от них научаться… – так рассуждали на соборе, – не следовать безбожному папскому правилу. Двор римский осмелился установить такое правило, что хотя бы папа тму людей влек за собою во ад, никто не должен ему сказать: стой! Что ты делаешь? Если архиереи и другие настоятели допустят делать замечания и будут исполнять все предписанное, то отцы в сынах, а сыны в отцах пребывать будут» 393 . Владислав IV, преемник Сигизмунда, в 1623 г. на избирательном сейме по ходатайству православных, особенно по неотступному требованию поверенного митрополита Исаии, архимандрита Петра Могилы , возвратил некоторые епархии православным епископам, в том числе перемышльскую, львовскую и луцкую на Волыни 394 . При этом определено было возвратить православным архиерейским кафедрам принадлежавшие им монастыри с вотчинами; некоторым кафедрам назначено было королем годовое жалованье 395 . Подобные привилегии несколько раз подтверждаемы были как Владиславом, так и его преемниками 396 . В 1686 г. одною из статей вечного мира России с Польшею постановлено было навсегда оставить за православными епархии львовскую, луцкую, галицкую и перемышльскую на Волыни; однако ж это не препятствовало униатским епископам распоряжаться по-своему – и они всегда умели вести дела так, что православные епископы, хотя имели свои кафедры, но будучи лишаемы необходимых средств к содержанию, волею и неволею принуждены были оставлять епархии или передаваться даже на сторону униатов 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Yuriy, Львов 25 декабря 2010г. 22:26 Прекрасная, интересная статья. Я придерживаюсь практически тех же взглядов, что и автор. Смущает факт продолжающейся эволюции (статья есть на этом же сайте). В отношении геологических и палеонтологических фактов мы можем иметь мнение, основанное полностью на согласии святых отцов. Но, что делать с упрямым фактом появления новых таксонов после того как Бог почил , под влиянием явных биологических, климатических (и др.) причин? Если автор или кто-либо из комментаторов объяснит, буду очень признателен. Алексей Михайлович 26 декабря 2010г. 00:42 Смотрите статью - св. Дионисий Александрийский - О природе (против атомистов) Андрей, Тольятти 26 декабря 2010г. 11:02 Юрий, насколько мне известно, наука не приводит фактов появления новых родов после творения. Появляются в лучшем случае виды или подвиды. В какой-то мере это можно сравнить с появлением новых рас. С другой стороны, часто говорят, что бурый и белый медведи (которые, как известно могут скрещиваться) - разные виды, в то время как и св. отцы и прежние учёные, насколько мне известно, видом считали именно тех особей, которые могут принести жизнеспособное потомство, воспроизводящее само себя (не гибридов). Алексей Михайлович 26 декабря 2010г. 16:15 Если Писание не авторитет, и Отцы Церкви не авторитет, и Соборы не авторитет, и новомученики не авториет - то кто тогда Церковь? Ориген, Дарвин, Бультман, Шарден и нобелевские лауреаты? Действительно, тогда уж " бог " следует писать с маленькой буквы... прот. Николай 27 декабря 2010г. 01:32 Свт. Василий (и наверное все св. отцы того периода) был уверен, что  пчелы  рождаются из гнилого мяса ( Кн.Суд. " и вот, рой пчел в трупе львином и мед. " ). Будем писать обличительные книги против учебников  пчеловодства?   Иван, Москва 27 декабря 2010г. 13:38 Отец Константин! В защиту выдающегося ученого и философа науки Карла Поппера хотелось бы заметить, что в своей приснопамятной книге Вы спекулируете его словами по поводу ненаучности ТЭ, так как к моменту выхода Вашей книги, Поппер уже успел изменить свои взгляды,, ещё в 1987 году написав..в . «Естественный отбор и происхождение сознания» «Я изменил свое мнение о проверяемости и логическом статусе теории естественного отбора и рад возмож- ности заявить о своем отречении от прежних взглядов. Надеюсь, мое отречение внесет не- большой вклад в понимание статуса естествен- ного отбора» . «Теория есте-ственного отбора может быть сформулирована таким образом, что она оказывается далеко не тавтологичной. В этом случае она не только проверяема, но и оказывается не строго универсально истинной» (Popper, 1987, Р. 145).

http://bogoslov.ru/article/1320432

Общение со своим ангелом–хранителем, являющееся достоянием «сынов воскресения» в будущем веке, даст каждому человеку абсолютное удовлетворение его жажды духовной любви. Тем самым совершенно погашается то чувство неудовлетворенности и одиночества, которое является бичом теперешнего существования человека. Он не один, он вдвоем, имеет своего собственного, ему безраздельно принадлежащего друга — небесного Друга, ангела–хранителя. Он узнает, что это о нем была его земная тоска. И вместе с освобождением от чувственного вожделения он освобождается и от вожделения духовного: «не женятся и не посягают». Человек становится самодовлеющим, сохраняя свое мужское или женское естество. И через своего ангела–хранителя, в откровении любви, он вступает в общение с ангельским миром. Разумеется, эта ангельская любовь не закрывает, но открывает пути любви человеческой во всех тех связях личной любви, которые даны человеку в его земной жизни и, далее, за ее пределами. Ограниченность и себялюбие даже в любви есть закон нашего греховного естества, для которого поэтому приличествует суровая заповедь о возненавидении любимых, т. е. об освобождении от этой ограниченности любви: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и притом и самой жизни, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 22, 26) . Это говорится о расширении сердца от любви ограниченно–личной к любви вселенской. Сердце человека, сотворенного по образу Божию, таит в себе безграничные возмож–ности любви, вселенской и вместе с тем конкретной, в которой не утрачивается личное отношение и личный характер всякой любви. Это освобождение от ограниченности в любви не связано ли с преодолением той духовной неполноты, половинчатости («пола»), которая присуща человеку теперь, когда личная любовь силою вещей становится исключительной, отталкивающей другие возможности любви? Вселенская любовь есть любовь всех ко всем и каждому во Христе Святым Духом, ибо все соединены в тело Христово. Но эта вселенская любовь человеков, эта всеобщая духовная брачность мужеского и женского естества в человеке во образ Христа и Церкви уже существует, предначертанная в ангельском мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

– Наконец, Неделя ваий, или Вербная… – Шестая седмица – особая. В песнопениях ее будничных дней присутствует память о двух праздниках, которые следуют один за другим: суббота – воскрешение Лазаря и воскресенье – Вход Господень в Иерусалим. Будние дни Вербной недели – это своего рода предпразднство: мы ожидаем субботнего и воскресного дней. А с Лазаревой седмицы начинается воспоминание последних дней земной жизни Христа. Ведь воскрешение Лазаря – это уверение наше в будущем Воскресении Самого Господа и всеобщем Воскресении. И, наконец, вход в Иерусалим – шествие Его на «вольную страсть», добровольное страдание. Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат В седмичные – будние – дни Великого поста не совершается Евхаристия, в ал- таре храма не происходит преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Но по средам и пятницам мы все же получаем возмож- ность причаститься – Святыми Дара- ми, освященными ранее, на воскресной Божественной литургии. В среду и в Пятницу, а также по выпадающим на Великий пост полиелейным праздни- кам и в четверг пятой седмицы (день Великого канона) совершается особое Великопостное богослужение: Литур- гия Преждеосвященных Даров. – Алексей Сергеевич, а откуда пошла столь интересная традиция – Великим постом причащать народ заранее освященными Дарами? Почему именно в среду и пятницу? – Традиция эта восходит к древнему обычаю самопричащения – в эпоху гонений христиане заготавливали для Евхаристии Агнец больше, чем требовало Причащение собравшихся; и по завершении собрания уносили частицы с собой, чтобы приобщиться дома – в случае, если следующее собрание просто не состоится. А позже этот обычай переняли отшельники – они брали Святые Дары с собой, уходя в пустыню. Но лишь в VI веке частное самопричащение превратилось в общее церковное Причащение заранее заготовленными Дарами. Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров впервые появилось в Антиохии. Позже эта традиция прижилась в Константинополе. Долгое время Преждеосвященную литургию совершали только в Великую Пятницу, а потом стали распространять на седмичные дни Великого поста. Напомню, что полная Литургия в Великую Пятницу не совершается и поныне – Бескровная жертва невозможна в день, когда воспоминается кровавая Жертва на Голгофе; но теперь и Преждеосвященная литургия в Великую Пятницу не совершается также.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

—780— от тех наростов, которые пристали к нему в невозвратно минувшие темные средние века и с неразумным упорством охраняемые доселе, хотя им не придают никакой религиозной цены и сами а может быть и сами священники. К чему, в самом деле, служит это „несение папы“ его служилыми людьми в храме при каком-то церковно-военном оркестре? К чему этот пурпур кардиналов и тиара самого папы? К чему эта папская гвардия, эти кавалеры мантии и шпаги, одетые испанцами XVI-ro века? Всё это имело смысл, когда папа действительно был государем своей державы; теперь же всё это музейное вооружение конечно не способно внушать никакого страха к державному папе, а производит только впечатление чего-то воистину „невсамделишного“. Идти на встречу этому религиозному движению запада – иное дело, вполне достойное и нашей интеллигенции, которая, к сожалению, в настоящее время нередко свое знание „закона“ в пределах гимназической программы почитает вполне достаточною подготовкою не только для публицистики, но и для художественного творчества в сфере религии, конечно, для того только, чтобы поражать искренне-религиозное чувство и сознание читателя своею невежественною отвагою. Н. Заозерский Беляев А.Д. [Рец. на:] Виппер Р. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века: Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М., 1894//Богословский вестник 1901. Т. 1. 4. С. 781799 (2-я пагин.). (Окончание.) —781— Библиография Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. Р. Виппера. Москва. 1894 633 . Задачи своего труда профессор Виппер определяет во Введении следующими словами: „Я имел в виду выяснить первоначальную церковную и политическую теорию кальвинизма в том виде, как она развилась и фиксировалась в Женеве, показать, в каких практических формах она выразилась здесь, и в какую традицию она перешла под влиянием действовавшей на нее среды. Я подробно остановился на политическом развитии Женевы до реформации и в течение XVI века, чтобы выяснить, какое место принадлежит здесь влиянию кальвинистской церкви; мне кажется, на основании сделанной работы, что здесь может идти речь об усвоении государством известных церковных задач внутри и извне, о принятии некоторых формул, но не больше; формы Женевской республики в XVI веке определились другими условиями и наметились отчасти ранее установления характерного типа кальвинистской церкви; политические порядки далеко не во всём и не всегда совпадали со стремлениями церкви. Далее, я старался определить мотивы и направление церковной политики магистрата; мне казалось возмож-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ошибочные суждения. Есть примеры ошибочного осуждения и в жизнеописаниях святых Христовой Церкви. Так, Иоанну Милостивому донесли, что молодой инок несколько дней ходит по улицам Александрии с девицей. Инок был строго наказан. Но после раскрылось, что он – евнух, а девица – недавно обращенная им в христианство еврейка. Один монах навестил авву Арсения и был радушно принят им. Но при прощании на лице гостя выражалось какое-то недовольство. Авва спросил монаха: „не соблазнился ли он чем у него?» „Да, отвечал, вздохнув, монах: меня соблазняет твоя покойная и удобная жизнь». Тогда авва попросил у гостя позволения рассказать ему свою жизнь и сообщил ему, что он, авва, сын знатных и богатых родителей в Антиохии, и до обращения своего жил с княжеской роскошью... Тогда гость понял, что теперешния „удобства» жизни аввы--великий для него подвиг, устыдился своего осуждения и сказал: „Ты, приняв монашество, обеднел, а я обогатился, потому что я до того был бедным извозчиком, а теперь живу безбедно». Как сильно сократилось бы злоречие, если бы хулимым дана была возмож-ность изложить свое дело в надлежащем свете! Когда при Карле V порицали отсутствующих, он говаривал: „приведите осуждаемого сюда, – мы разберем его дело». Когда же начинали худо говорить об умершем, Карл говорил: „оставьте его в покое: у него есть Судия». Заглазно всякого можно осудить. Евреи осуждали Предтечу, Спасителя. Какие смелые и бранчивые суждения можно ныне слышать о высших лицах в государстве и Церкви! Сама божественная мудрость должна оправдываться пред детьми века сего (Мф, 11, 19). Как часто осуждают Провидение, не постигая путей его. Злоречивые изрекают суд не над пороком, а над человеком. За одно бревно корят целый дом. У них примечается какой-то демонический талант опорочивать и хорошее, кидать тень и на светлое. Вот пример с натуры: – Слышали: NN пожертвовал 10,000 рублей в благотворительный фонд? Какую он имел цель при этом? – Как, какую цель? Просто пожертвовал по сочувствию к деятельности общества. Обществу нужна была помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

—602— Были у Хомякова и еще друзья из числа питомцев нашей Академии. К числу их принадлежат два известных московских протоиерея: бывший наш бакалавр о. Г. П. Смирнов -Платонов 3271 и о. А.М. Иванцов-Платонов 3272 и скончавшийся в самом конце прошлого столетия известный настоятель Казанского собора в Петрограде – о. А. А. Лебедев . По словам знавших последнего о. Александр свидетельствовал, что еще студентом нашей Академии он познакомился в Москве с Хомяковым, который «оказывал на него неотразимое влияние не только общим своим идеальным настроением, уважением и бескорыстною любовью к добрым заветам православной Руси, но и своим глубоким богословствованием» 3273 … Этих свидетельств, полагаем мы, достаточно для того, чтобы видеть, что благоприятные условия для будущего идейного сближения нашей Академии с Хомяковым были заложены еще во дни самого Хомякова. Последующие годы, в свою очередь, богаты свидетельствами о неизменно продолжающемся сближении, но мы не будем собирать их, так как там вопрос идет уже не об отношениях, как таковых, а об изучении и усвоении богословских воззрений Хомякова. 3274 Конечно вместе с таким изучением менялись внутренно и самые отношения, но, во-первых, мы говорим преимущественно о внешнем в этих отношениях, а, во-вторых, уследить за всеми этими оттенками нет возмож- —603— ности, и лишь подводя итоги видно, как сильно изменился взгляд нашего академического богословия на «светские» мнения Хомякова. Полного приятия, впрочем, нет и сейчас 3275 , но, как мы уже отметили, его и не должно быть по существу: взгляды Хомякова, несмотря на всю их глубину, несколько односторонни: Академия должна охранять то, что у последнего не получило достаточного признания. Есть Церковь невидимая, но есть и видимая; есть народ, но есть и клир: ни одна из соотносящихся между собою сторон не должна быть возвышаема в ущерб другой. Это не значит, что нужно вечно враждовать, но это напоминает о необходимости постоянного духовного бодрствования. Хомяков и Академия это – два бессменных стража у церковных Врат.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010