Бес уныния, который называется также полуденным (ср.: Пс. 90, 6 ), тяжелее всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа (по-нашему десятого утра) и кружит душу его часа до восьмого (второго пополудни), и сначала заставляет с неудовольствием видеть, что солнце медленно движется, или совсем не движется, и что день сделался будто пятидесяти часовым. Потом понуждает его почасту посматривать в окно, или даже выходить из кельи – взглянуть на солнце, чтобы узнать, сколько еще до девяти часов, причем не преминет внушить ему поглядеть туда и сюда, нет ли кого из братий. Тут же он вызывает у него досаду на место и на самый род жизни, и на рукоделье, прибавляя, что иссякла любовь у братий и нет утешающего. Если в те дни кто-нибудь оскорбил монаха, то и это припоминает демон к умножению досады. Затем наводит его на желание других мест, в которых удобнее находить необходимое для удовлетворения потребностей, взявшись за мастерство, которое менее трудно, но более прибыльно. К этому прибавляет, что не от места зависит угодить Господу. Богу везде можно покланяться. Связывает с этим воспоминание о домашних и о прежнем довольстве; а тут пророчит долгую жизнь, представляет труды подвижничества, и всякие употребляет хитрости, чтобы монах, наконец, оставя келью, бежал с поприща. За этим бесом другой не тотчас следует. Но кто борется и победит, у того после подвига следует мирное некое состояние, и душа преисполняется неизреченною радостию (авва Евагрий, 89, 604–605). Дух уныния отводит слезы, а дух печали подавляет молитву (авва Евагрий, 89, 611). ...Не унывай, не теряй добрых надежд, не впадай в страсть нечестивых (свт. Иоанн Златоуст , 44, 2). Источник. Не демон причиняет уныние, но оно делает демона сильным и внушает худые помыслы (свт. Иоанн Златоуст , 44, 193). Источник. Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, очень легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так теперь и демон, вместо ночи и мрака наведши уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы, напав на душу, лишенную их и беспомощную, нанести ей бесчисленные раны (свт. Иоанн Златоуст , 44, 193).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сентября 13-го 1784 года. Уведомляя об отправлении в монастырь монаха Иосифа и крестьянина Никифора, святитель писал, между прочим, отцу Назарию „Ваш и братии вашей пример откроет ему (монаху Иосифу) познание, сколько он заблуждал; утешайте его и молитеся о нем”; и „чтобы он (крестьянин г. Бутурлина), удален будучи от соблазнов, научился подражать вашей жизни”. Такое высокое мнение имел преосвященный, об отце Назарие и Валаамском братстве, и старцы вполне оправдывали доверенность великого архиерея. Через два года магометанин, восприявший православную веру, по добровольному желанию был пострижен в монашество. О крестьянине Ксенофонте Шестакове известно из собственных его записок следующие подробности. На обращение его из раскола к православию, между прочими, имел значительное влияние послушник Валаамского монастыря, названный у самого Шестакова Алексеем Николаевичем. По присоединении же, высокопреосвященный митрополит Гавриил спросил у него: „какое имеешь ты намерение: дома ли жить или в какой-нибудь св. обители?” Ксенофонт отвечал: „возвратиться домой нет у меня желания: мое истинное желание теперь поступить в Валаамский монастырь и облечься там в монашеский образ: ибо, слышал я, тамошние иноки имеют житие богоугодное.” Владыка изъявил на то свое согласие и. Ксенофонт отправлен был в Валаамскую обитель. Там в первый же год своего поступления он возжелал иноческого жития и был пострижен в монашество. При сем он назван Киприаном. В 1796 году инок Киприан, ревнуя о высших подвигах иночества, принял схиму и назывался схимонахом Кириаком. Через два года он умер. Замечательна была кончина его. По выполнении христианского напутствия в жизнь вечную, он за час до смерти, лежа на одре, встал и попросил воды. Выпивши с ложечку, он с час времени полежал на постели; и опять вставши сел и сказал: „теперь слава Тебе, Господи!” и с сими словами он опустил главу вниз и предаде дух Господу. Писавший сии заметки, на собственных записках, об обращении из раскола, заключил речь следующим благожеланием: вечная память достоблаженному брату нашему схимонаху Кириаку. Бог да ублажит его и упокоит и нас помилует, яко благ и человеколюбец. Аминь. Блаженная кончина его последовала 20 мая 1798 года, в четверток после полудня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Гнев есть страсть самая быстрая. Он приходит в движение и воспламеняется против того, кто онеправдовал, или кажется онеправдовавшим. Он все более и более ожесточает душу, особенно во время молитвы похищает ум, представляя живо лицо опечалившее. Бывает, что он иногда, закоснев в душе и изменившись во вражду, причиняет тревоги ночью, терзание тела, ужасы смерти, нападение ядовитых гадов и зверей. Эти четыре явления, бывающие по образовании вражды, сопровождаются многими помыслами, как всякий наблюдатель найдет. 7. Бес уныния, который называется также полуденным ( Псал. 90, 6 ), тяжелее всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа (по нашему десятого утра) и кружит душу его часа до восьмого (второго по полудни), и сначала заставляет с неудовольствием видеть, что солнце медленно движется, или совсем не движется, и что день сделался будто пятидесятичасовым. Потом понуждает его почасту посматривать в окно, или даже выходить из кельи – взглянуть на солнце, чтоб узнать, сколько еще до девяти часов, причем не преминет внушить ему поглядеть туда и сюда, нет ли кого из братий. Тут же он вызывает у него досаду на место и на самый род жизни, и на рукоделье, прибавляя, что иссякла любовь у братий и нет утешающего. Если в те дни кто-нибудь оскорбил монаха, то и это припоминает демон к умножению досады. Затем наводит его на желание других мест, в которых удобнее находить необходимое для удовлетворения потребностей, взявшись за мастерство, которое менее трудно, но более прибыльно. К этому прибавляет, что не от места зависит угодить Господу. Богу везде можно поклоняться. Связывает с этим воспоминание о домашних и о прежнем довольстве, а тут пророчит долгую жизнь, представляет труды подвижничества и всякие употребляет хитрости, чтоб монах наконец, оставя келью, бежал с поприща. За этим бесом другой не тотчас следует. Но кто борется и победит, у того после подвига следует мирное некое состояние, и душа преисполняется неизреченною радостью. 8. Помысел тщеславия есть самый тонкий. Он предстает пред теми, кои исправно живут, и начинает провозглашать их подвиги и собирать им дань похвалы у людей, представляя как кричат изгоняемые бесы, как исцеляются жены, как толпы народа теснятся коснуться одежд его, предсказывает наконец ему и священство, приводит к дверям его и ищущих его, которые по причине отказа уводят его связанного против воли, – и таким образом возбудив в нем пустые надежды, отходит, оставляя далее искушать его или бесу гордости, или бесу печали, который тотчас наводит ему помыслы противоположные тем надеждам. Бывает, что он и демону блуда передает сего, незадолго пред сим досточтимого и святого иерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Dobrotoljubie/...

– На кануне дней «воскресных» и под «праздники», это соединение служб церковных между собой простирается еще далее, именно: и «утреня с первым часом», по большой части 53 соединяется с «вечернею», под общим названием: всенощное бдение, или точнее, по нашему теперешнему употреблению, под именем вечерни с утренею. И так как эта «воскресная и праздничная вечерня с утренею» чаще всего встречается большинству верующих; при том в ней, как в полнейшей, сравнительно с «вечернею и утренею буднишними», заключаются и эти последние: то мы, пред изложением главной и важнейшей обществевной службы, т.е. обедни, займемся изложением собственно воскресной и праздничной вечерни с утренею; о прочих же каждодневных службах, не соединяющихся, ни с этой последней службой, ни с вседневной 54 «обеднею», т. е. о девятом часе, повечерии и полунощнице, сделаем лишь общие краткие замечания. 51 В некоторых местах нашего отечества, каждую седмицу (за исключением: «светлой, первой великого поста и страстной»), в известные дни, или и во все подряд (разумеется, кроме «великопраздничных»), всенародно отправляются по церквам, пред обеднею, известные «акафисты»; напр. у нас, в Киеве, в некоторых церквях, отпрпвляются, по большой части, в таком порядке: в воскресенье – акафист Сладчайшему Иисусу, в понедельник – безплотным Силам, во вторник – еликомученице Варваре, в среду – успению Пресв. Богородицы, в четверток – святителю Николаю, в пятницу – страданиям Христовым, или Богоматери, в субботу Благовещению, т. е. древнейший и самый первый из всех акафистов. 52 Первый цервовный час дня соответствует нашему седьмому утра, третий – девятому, шестой – двенадцатому, девятый – третьему по полудни, и т. д. 54 Т. е. такой «обеднею», которая у вас отправляется в продолжение целого года, за исключением лиш не многих дней, именно: на кануне Р. Христова, на кануне крещения Господня и в великий пост, кроме 6-ти первых суббот и вербного Воскресенья. Читать далее Источник: Пособие к повторению уроков о церковном богослужении православной церкви, читанныз старшим воспитанницам Киевского института законоучителем, священником Николаем Оглоблиным. - Киев: Унив. тип., 1862. - 166 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что Евангелист Иоанн исчислял время не по-еврейски, доказательством служат другие места его Евангелия, в которых он определяет время часами. Рассказывая о том, как он сам и Андрей пошли за Иисусом и пробыли у Него день тот , Иоанн поясняет: Было около десятого часа (Ин. 1, 39); то есть: пробыли они у Иисуса весь день, до десятого часа. Если считать по-нашему, то, пробыв у Иисуса до десятого часа пополудни, они действительно пробыли у Него весь день; а если считать по-еврейски, то, пробыв у Иисуса только до четвертого часа пополудни, Иоанн не мог бы сказать, что он и Андрей пробыли у Него весь день. В другом случае, когда Иисус, возвращаясь с учениками Своими через Самарию в Галилею, остановился у колодца Иакова отдохнуть, Иоанн поясняет, что тогда было около шестого часа и что пришла женщина из Самарии почерпнуть воды (Ин. 4, 6—7); если считать время по-еврейски, то окажется, что самарянка пришла за водой около двенадцати часов дня, или около полудня; между тем известно, что на востоке не принято ходить за водой в полдень, а потому следует признать, что и в этом случае Евангелист Иоанн определял время не по еврейскому счету. Несогласные с таким толкованием говорят, что неправдоподобно в краткий утренний период времени вмещать такие крупные события, как суд синедриона, первый суд Пилата, суд Ирода, второй суд Пилата и бичевание Иисуса Христа. В таких странах, как Палестина, все занятия и работы всегда начинались с рассветом, так как жители их спешили побольше сделать утром, до наступления дневного зноя. Да и вообще в прежние времена, даже не очень отдаленные, и не только в жарких странах, рано ложились спать, рано и пробуждались. Даже у нас, при Петре Великом, сенаторам было вменено в обязанность являться в заседания Сената в шесть часов утра. Поэтому будет вполне правдоподобным считать, что вторичный суд синедриона начался с рассветом, с наступлением утра, до восхода солнца, тем более, что это подтверждают все Евангелисты. Первый из них говорит, что когда настало утро , первосвященники и старейшины народа имели совещание... (Мф. 27, 1). По сказанию второго, это произошло немедленно поутру (Мк. 15, 1). Лука говорит: И как настал день , собрались старейшины... (Лк. 22, 66 ). Иоанн же свидетельствует, что было утро , когда повели Иисуса в преторию (Ин. 18, 28). Все эти свидетельства доказывают, что не в двенадцатом часу дня (по нашему счету) Пилат судил Иисуса, а немедленно поутру, как только настал день, когда дневной свет сменил ночную тьму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

По причине лишения того, что желательно, она так случается: помыслы некоторые наперед приходят и приводят душе на память дом, родных и прежний образ жизни. Когда увидят, что она не противоречит, а последует за ними и мысленно разливается в удовольствиях тех; тогда уже, схватив ее, погружает в печаль и ради того, что нет предметов, и ради того, что и быть им невозможно по уставу ведомой жизни. И бедная душа, чем увлеченнее разливалась в первых помыслах, тем более поражается и сокрушается вторыми. 6. Гнев есть страсть самая быстрая. Он приходит в движение и воспламеняется против того, кто онеправдовал или кажется онеправдовавшим. Он все более и более ожесточает душу; особенно во время молитвы похищает ум, представляя живо лицо опечалившее. Бывает, что он иногда, закоснев в душе и изменившись во вражду, причиняет тревоги ночью, терзание тела, ужасы смерти, нападение ядовитых гадов и зверей. Эти четыре явления, бывающие по образовании вражды, сопровождаются многими помыслами, как всякий наблюдатель найдет. 7. Бес уныния, который называется также полуденным (Пс. 90, 6), тяжелее всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа (по нашему десятого утра) и кружит душу его часа до восьмого (второго пополудни), и сначала заставляет с неудовольствием видеть, что солнце медленно движется, или совсем не движется, и что день сделался будто пятидесятичасовым. Потом понуждает его почасту посматривать в окно или даже выходить из келлии – взглянуть на солнце, чтоб узнать, сколько еще до девяти часов, причем не преминет внушить ему поглядеть туда и сюда, нет ли кого из братий. Тут же он вызывает у него досаду на место, и на самый род жизни, и на рукоделье, прибавляя, что иссякла любовь у братий и нет утешающего. Если в те дни кто-нибудь оскорбил монаха, то и это припоминает демон к умножению досады. Затем наводит его на желание других мест, в которых удобнее находить необходимое для удовлетворения потребностей, взявшись за мастерство, которое менее трудно, но более прибыльно. К этому прибавляет, что не от места зависит угодить Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Рцем вси“ 688 . И начинаем первую сотницу (сотню) „Господи помилуй», 50, знаменающу настоятелю в начале честным крестом трижды, таже приклоняет главу, елико пядию отстояти главе от земли (наклоняет голову так, чтобы она находилась на одну пядь 689 от пола) и помалу (понемногу 690 ) воздвигается горе даже до скончания второго 50 „Господи помилуй». Едва же доспеет до 97-го „Господи помилуй», возвышает глас свой екклисиарх (как управляющий хором, запевала, солист), настоятель же прямо стоя (разогнувшись от наклоненного положения) и конца сотницы ожидая, знаменает крестом трижды. Таже обращается к западней стране. И глаголет диакон: „Еще молимся о благочестивейшем, самодержавнейшем великом государе нашем императоре (имя) всея России, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении его, и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити ему во всех, и покорити под нозе его всякаго врага и супостата. Еще молимся о супруге его, благочестивейшей государыне (имя)... и о всем царствующем доме. Рцем вси“. И начинаем вторую сотннцу „Господи помилуй». И творит настоятель второе воздвижение якоже преднаписася (как выше указано). Таже обращается к полуденной стране. И глаголет диакон: „Еще молимся о оставлении грехов 691 великаго господина и отца нашего (имя), святейшаго патриарха Московскаго и всея Руси, и всего о Христе братства нашего, о здравии и спасении. Рцем вси“. И начинаем третию сотницу „Господи помилуй». Скончаваемой же той, обращается настоятель к северной стране и глаголет диакон: „Еще молимся о всякой души христиастей скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей. Рцем вси“. И бывает четвертое воздвижение. И глаголет диакон: „Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их. Рцем вси“. И начинаем пятую сотницу. По пятом же воздвижении поем Слава и ныне, кондак „Вознесыйся на крест волею». Поему же сему полагает настоятель честное древо креста на аналогии, и поем тропарь сей во глас 6: „Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим» трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Накануне второго воскресенья рождественского поста мы присутствовали за всенощной, а утром за литургией, в церкви константинопольского патриарха, потому что наш владыка пожелал проститься с ним и продолжать путешествие. После обедни константинопольский патриарх повел нашего владыку к себе в палаты. Они со слезами прощались друг с другом; оба, преклонив главы, один над другим читали молитвы, и константинопольский дал нашему патриарху пространные и прекрасные письма, как к государям, так и к своим подчиненным. Глава XIV. Константинополь. – Босфор. Терапия В понедельник, 29 ноября, мы отплыли из Константинополя в каике н пришли в Неохори, или Ени-Кёй, чтобы нанять судно и плыть по Черному морю в Молдавию. Путешествие сухим путем на Адрианополь было затруднительно для нас по двум причинам: первая та, что потребовалось бы на путевые издержки и наём повозок более 500 пиастров; второю причиной являлся холод и обилие снега и дождя. Этот богаз, или проход Черного моря был проделан в древние времена Александром и плавание по нему весьма затруднительно. От Галаты до Неохори, справа и слева, видны хутора и дома, дворцы и серали, принадлежащее султану, а также сады, виноградники, гульбища, купальни и т. п. Мы остановились в Неохори, в доме Дадьяна Раиса, по прозванию Калокари и Теодори; а сына его зовут Язгаки. Увековечи их, Боже, и продли дни жизни их! ибо их щедрот и благодеяний к нам и к пришельцам вообще не может выразить язык смертного. В третье воскресенье рождественского поста, которое пришлось 5-го декабря и совпало со днем празднования памяти св. Саввы, наш владыка патриарх совершил для упомянутого селения литургию в церкви свв. Георгия и Саввы, а затем во вторник служил вторую обедню в церкви святителя Николая, так как это был день его праздника. После полудня в понедельник, по четвертом воскресеньи рождественского поста, наш владыка патриарх совершил в храме Богоматери за всенощным бдением отпевание, по нашему уставу, усопшей Миры, жены хаджи Абдалла (Феодула), сына священника Мансора, в присутствии её детей, а во вторник утром, 14-го декабря, служил по ней заупокойную обедню. Была по их обычаю поминальная трапеза из кутьи с вином и хлебом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§30. Всякий желающий причаститься должен заботиться также о том, чтобы каждый раз с вечера аккуратно очищать зубы и измывать уста, дабы измывая оные утром, не проглотить воды, и т. обр. не положить препятствия к совершению Таинства. Не запрещается также измывать уста и утром; но сие надобно делать оч. сохранно и с большим вниманием, чтобы не проглотить воды вопреки Уставу Церковному. (Учит. извест.) Впрочем, если бы священник, умываясь утром, сверх всякого чаяния, проглотил часть воды пред обеднею, то сие не должно служить для него препятствием к священнодействию. «Ибо, как справедливо замечает св. Тимофей Александрийский, иначе сатана, обретши случай удалять нас от причащения, чаще стал бы делать с нами тоже самое» (вопр. 16). Надобно только строго наблюдать, чтобы все сие допускалось не иначе, как в чрезвычайных случаях, когда вода попадает в глотку совершенно неожиданно и непредвиденно; иначе если в этом случае будет хоть малейшая неосторожность или преднамеренное невнимание и явное нерадение, то священнослужение должно быть откладываемо в самых даже экстренных обстоятельствах. (Дополнение к учит. извест.). §31. Время служения литургии по Уставу Церковному полагается у нас в третий час дня, т.е. в девятый час утра по нашему счислению обыкновенному. (Сравн. Нов. скриж. ч. 2, гл. 6. §4). Но кроме этого литургия может быть совершаема и раньше и позже этого, смотря по надобности или по принятому обыкновению. Надобно только наблюдать, чтобы сие было не прежде рассвета и не после полудня. Из сего правила исключаются впрочем следующие дни, в которые литургия должна быть совершаема: 1) ранее обыкновенного, а именно в Рождество Христово, Богоявление, Пасху (в которую литургия совершается обыкновенно в самое глубокое утро, иногда спустя час по полуночи), и неделю Фомину; и 2) позже обыкновенного, во все дни, когда литургия совершается вместе с вечернею, как-то, в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, во дни великопостные, когда совершается Литургия Преждеосвященных даров, в Великую Субботу, в Пятидесятницу и наконец в праздник Благовещения, когда он приходится в течение Великого поста и когда обедня в оный совершается вместе с вечернею. (Сравн. Новая Скриж. ч. 2, гл. 6, §4. Симеона Фессалонитск. отв. на вопр. 5, Церков. Устав о сих делах). В Великий Четверток, хотя обедня тоже совершается вместе с вечернею, но начинать ее по уставу полагается в 8-й час дня ради причащающихся. (Дополнение к учит. известию).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Где был временный приют Господа, близ Иордана ли, или несколько далее по пути к Кане Галилейской, мы не знаем; мы заметим только, что от Вифавара до Каны по расчету путешественников около 60 миль 126 , а чрез три дня после призвания Нафанаила ( Ин. 1:43–51; 2:1 ), Господь был с первыми учениками в Кане Галилейской, а потому может быть, в этот день Господь останавливался уже в некотором расстоянии от Вифавара на север у одного из родственников, или знакомых семьи, в которой Он воплотился. Может быть и самое время, упомянутое в стихе 39-м «час же бе яко десятый», которое по-видимому указывает на время прибытия Господа с учениками в место успокоения Господа, подтверждает предположение, что место, где временно жил Господь, находилось в некотором расстоянии от Вифавара: Иоанн Креститель видит Господа и ученики следуют за Господом вероятно утром; час же десятый должен был соответствовать нашему четвертому часу по полудни 127 . Таким образом может быть ученики сопровождали Господа в этот день на довольно дальнее расстояние. Сему предположению по-видимому не противоречит и стих 43-й, в котором сказано, что Господь восхотел идти в Галилею. Он указывает только, что Господь вознамерился идти, не останавливаясь, в Галилею после призвания Симона Петра на третий день после первого Своего появления на Иордане. Ср. Ин. 1:29, 35 и 43. Нет слов, чтобы изобразить то чувство, которое должны были испытывать ученики, приглашенные сопутствовать Тому, Который влек к Себе их сердце, и даже посетить временное Его жилище. Трудно в уме своем воспроизвести эту торжественную для учеников эпоху их жизни, когда они впервые находились у Того, Который обладал Словом Жизни и в Котором они еще не уразумели Бога, но Которого присутствие перерождало их, наполняя сердца их благодатною радостью, перед которою весь земной мир с его прелестями становился столь ничтожным и презренным. Это была минута, с которой начинается Христианское общество: двое были собраны во имя Агнца Божия и Христос был посреди их. Вкусив сладости Слова Божия; они позже сознательно могли воскликнуть от глубины души: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010