и. В. и. (размер 134,5 ´ 90 см) была написана на 4 досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании 2-й пол. XIX в., она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери (в зеркальном варианте - с младенцем на левой руке Божией Матери) и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери . Как и на Тихвинской иконе, на В. и. правая ножка Младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе. На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно В. и. украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 г. из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза. одежды Богоматери и Младенца были серебряные с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали 2 чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне младенца было 3 драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички (в т. ч. вотивные 1758 и 1759), на одной из к-рых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины (предположительно вел. кнг. Елены Иоанновны). В архивных документах 1701 и 1781 гг. перечислялось множество драгоценных камней, серебряных и золотых украшений, находившихся на В. и., в т. ч. у шеи Богоматери 55 ниток жемчуга, Богомладенца - 33 нитки бисера. В 1866 г. оклад демонтировали, оставив только басменную серебряную раму на полях иконы. Из снятого с иконы серебра и пожертвованных драгоценностей петербургский ювелир А. Соколов выполнил новый оклад, накладные орнаментированные нимбы с бриллиантами и алмазами и корону на главу Божией Матери; на икону изготовили также новую, бронзовую раму. В том же году худож. В. Васильев провел реставрационную расчистку В. и. С началом первой мировой войны, рус. правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных правосл.

http://pravenc.ru/text/158626.html

– По рублю! по рублю! – кричит грек за конторкой. – Все, все покупайте! – вторит ему наш проводник, загораживая собою проход. Вышло замешательство. Некоторые, побогаче, беспрекословно подчинились требованию греков и покупали на половину обгорелые свечи по рублю. Но большинство обступило конторку и просило свечей подешевле. Один старик вытащил из-за пазухи мешок, медленно развернул его и долго искал в нем. Наконец, вытащил он серебряную монету и дрожащею рукою протягивает ее греку. – Нет ли свечечки за двугривенный? – спросил он умоляющим голосом. – Других свечей нет. Только рублевые! – настаивал на своем грек. Много я слыхал про вымогательство греков, но такая развязность и поразила и возмутила меня. Один из паломников, не обращая внимания на греков, быстро прошел вперед, вынул маленькую свечку из числа стоящих на подсвечнике перед образом и исчез в кувуклии Гроба Божией Матери. Через две-три минуты он вышел оттуда и опять поставил свечку на прежнее место. Я подошел к нему. – Нет, подумайте, – говорит он мне волнуясь, – какую хитрую придумали штуку! Загородили собою проход и, как пропуск, требуют рублевые свечи. И одна и та же свеча идет у них в круговую с конторки ко гробу, а с гроба опять на конторку. Если хочешь, чтобы мы жертвовали, – хорошо, мы пожертвуем. И я положил деньги в тарелку на гробе. Но зачем такое возмутительное вымогательство?! Гроб Божией Матери покрыт также мраморною доскою и находится в небольшой кувуклии, как и Гроб Спасителя. Весь храм или, лучше сказать, вся обширная пещера пестро изукрашена висячими лампадами и подсвечниками. Всюду обилие икон. Здесь имеют свои алтари все восточные христиане. Даже мусульмане, и те устроили свою молельню под кровом Божией Матери и также чтут ее святую гробницу. Только западные христиане – католики и протестанты – вовсе не имеют здесь своих алтарей. В этом подземном храме мне нравится смешение языков. В разных углах среди русских и арабов наталкиваешься на своеобразных по одеянию греческих, армянских, абиссинских, сирийских и коптских монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вся нижняя часть очень руинированная. Но все, что можно было максимально сохранить, мы сохранили».  Термин «руинированность» произошел от слова «руины». Нижняя часть Иверской иконы вся в «руинах» от поцелуев. «Если долго целовать икону в одно и тоже место, можно зацеловать до основы. То есть весь красочный слой и левкас будут стерты, а останется только доска. Так зацелована вся нижняя часть иконы Иверская», —рассказывает Михаил Валерьевич Шитов. Он, как заведующий реставрационной мастерской темперной живописи Третьяковской галереи, знает все «истории болезни» своих подопечных, истории «бытования» икон. «Но это же хорошо! — Хором восклицают музейщики. – Это же свидетельство большого почитания!»  Может быть, стоит все эти руины восстановить? «Понимаете, мы музей, мы не занимаемся поновлением икон. Мы их сохраняем. – Поясняет директор отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи Наталья Николаевна Шередега. — С вздутиями или отставанием красочного слоя поновители XVIII-XIX веков поступали просто — брали нож и вырезали этот кусок. Современная теория реставрации заключается в следующем: максимально возможно сохранить, законсервировать, и придать вид. Это касается всех памятников архитектуры, памятников монументальной живописи и в первую очередь темперной живописи. То, что называется реконструкцией, антикварной реставрацией – это не по нашей части. В XIX веке в больших музеях уже начиналась дискуссия о том, насколько возможно внедряться в памятник. На дискуссию влиял европейский опыт. Немцы в XIX начале XX века мыслили по иному. Яркий пример – Кносский дворец, на Крите, где по легенде обитал Минотавр. Он просто создан из ничего, колонны делали заново, но при этом погибла вся его содержательная функция». Кносский дворец Роковая трещина Многие православные люди не понимают, почему музейщики с таким ожесточением не хотят никуда возить Троицу Рублева. Даже в Троицко-Сергиеву Лавру, где ей вроде бы самое место. «Троицу возить нельзя, потому что у нее сквозная трещина. Любой может спросить: почему вы ее не стянете, не склеите? Нельзя, потому что каждая капля клея в древней иконе это постороннее воздействие на всю ее жизнь и дополнительная нагрузка.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пресвятая Богородица никогда не отступала от благочестивого правила ходить каждый год в Иерусалим на праздник Пасхи и нередко следовала за Сыном Своим, окружённая верующими женщинами, которые служили Ему. Во время странствований Иисуса Христа для проповеди из Иудеи в Галилею Он обходил многие веси и города. Постоянно окружаемый народом, Он бесконечно благодетельствовал ему, учил, обличал, наставлял его и творил великие чудеса милосердия. По Его слову слепорождённые видели, хромые ходили, прокажённые исцелялись, глухие слышали, мёртвые восставали, нищие благовествовали, демоны изгонялись. Всякому просящему по вере его милость давалась. Спаситель плакал об окаменелых сердцах, не видевших своей погибели, и не оставался равнодушен к слезам бедной вдовы, много плакавшей об умершем сыне своём единородном. «Не плачи», – сказало Всесильное Милосердие и, прикоснувшись к мёртвому юноше, воскресило его и отдало матери. И всем, и всегда Господь творил только добро, но сила адская свирепствовала в озлобленных врагах добра, и они искали убить Его. «Многа добра дела явих вам от Отца Моего, за кое их дело камение мещете на Мя?» – вразумлял Он; но они не внимали Ему. Ненависть их достигла высшей степени. Приближалось время страданий Христа Спасителя, и начинались страдания Его Пречистой Матери. Жестокая внутренняя борьба пронзала Её сердце: по любви к Божественному Сыну, Она страшилась видеть Его страдания; но повиновение воле Божией, любовь к грешникам, для искупления которых от вечной смерти приносил себя Её Сын и Бог в жертву умилостивления, побуждали Её принимать безропотно всё, что предопределено было Советом Божиим от начала века. Иисус Христос, как Сын Человеческий, скорбел скорбью Своей Матери, а как Бог , дал Ей силу для перенесения этого тяжкого испытания. Страдала Мать при виде возлюбленного Сына, окружённого поруганиями и бесчестием, но, как Мать Богочеловека, желала Ему сподобиться в перенесении этих сверхъестественных страданий, и, во всем положившись на Него, Она с твёрдостью ожидала этого часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В июне или в июле этого года мы с женой почувствовали легкий запах роз, который исходил из уголка с иконами в нашей маленькой домашней часовенке. Мы тогда случайно посмотрели на икону-распятие, которая находится позади коробочки с разными святынями, и увидели на ней маленькую каплю какой-то жидкости около раны на груди Спасителя, там, где римский солдат проколол Его грудь копьем. Эта жидкость напомнила мне сладкий запах мира. Мы с женой не сказали никому об увиденном, капля мира высохла, и мы скоро забыли про это происшествие. В течение последней недели сентября я постоянно чувствовал невероятно сильный запах мира у себя дома, в своей автомашине, даже у себя на работе. Я никак не мог понять, откуда идет этот запах. Спросил свою жену, чувствует ли она его, но она ответила, что ничего не чувствует. Я спрашивал об этом и посетителей нашей квартиры, но никто ничего особенного не замечал. Поэтому я решил, что мне просто померещилось. 6 октября, в субботу, мы с женой заболели и не смогли пойти на Всенощную. Около половины одиннадцатого того вечера я работал в своем кабинете, в котором тоже есть уголок для икон. Вдруг мой кот Стив вошел в кабинет и начал все обнюхивать, как будто почувствовал какой-то незнакомый ему запах. А я не чувствовал никакого запаха. Кот тогда стал осторожно подходить к святому углу. Я взял кота на руки и тут вдруг почувствовал чудный запах, который был настолько силен, как будто тысячи роз переполнили комнату. Я осенил себя крестным знамением и прочитал Иисусову молитву, отгораживая себя от прелести. Потом опустил кота на пол и пошел рассматривать иконы. Икона-распятие, на которой раньше выступила капелька мира, была сухой. Вдруг я заметил, что на моих руках какая-то жидкость - это было миро. Но как оно могло попасть мне на руки? Ведь икона-то была сухой? И тут я увидел, как перед моими глазами на левом колене Спасителя образуется капля жидкости. Я позвал свою жену и спросил, не пролила ли она что-нибудь на икону. Она ответила, что даже близко к ней не подходила. Она была поражена тем, что увидела. Я встал на цыпочки, чтобы осмотреть иконы, находившиеся на самой высокой полке. Когда я дотронулся до Иверской иконы, которую мне подарил отец Анатолий, то почувствовал, что она совершенно мокрая, и в этот момент запах мира стал еще сильнее. Даже моя жена почувствовала этот сильный запах. Для тех, кто не знаком с моей женой, нужно сказать, что обоняние у нее очень слабое: она чувствует только запах цитрусовых фруктов. Мы оба были в страхе и трепете! Я прочитал акафист Иверской иконе Божией Матери и пошел спать, но уснуть никак не удавалось.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Прежде чем целиком посвятить себя иконописи, Ю. Н. занималась живописью в Ateliers d’arts sacre у Мориса Дени, продолжая свое художественное образование (училась в свое время в Школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге). Впрочем, до переезда в Париж, еще живя в Праге, обучалась технике иконописания у М. Каткова, который перенял ее как ремесло у псковских старообрядцев. Он расписывал тогда русский храм на Ольшанском кладбище. Ю. Н. много копировала старообрядческие иконы — и все же стремилась вырваться за рамки стилизаторского, прикладного подхода; Д. Стеллецкий, расписывавший храм в Сергиевском Подворье в Париже, тоже делал стилизацию — в несколько ином роде, скорее это был декоративный, эстетизированный стиль модерн; работал он масляной краской, оставляя места для ликов, которые потом писала княжна Львова. Такой подход был для Ю. Н. неприемлем (она замечала, что иной раз на иконе, когда она писалась, вдруг какая-то новая складка на одежде меняет выражение лица). Ее настоящая встреча с русской иконой произошла на выставке древних икон, привезенной из СССР в Европу в 1928 году. Выставка проходила в Бельгии и Германии, в частности, в Мюнхене; Юлия Николаевна отправилась туда, жила у друзей, все дни проводя на выставке, вглядываясь — впервые — в Троицу Рублева, лик Владимирской Божией Матери, которые были там представлены в научных копиях; на выставке были и подлинные иконы древнего письма. Прежде с иконами она знакома была по черно-белым репродукциям «Истории древнерусского искусства» Грабаря, взятой в библиотеке по какому-то безотчетному и сильному душевному порыву в первые же дни в эмиграции. Открытие иконы, после двух веков забвения, когда древние иконы записывались более поздними, когда их убирали в оклады, оставляя только потемневшие едва различимые лики, — произошло незадолго до революции, — реставраторы научились расчищать позднейшие записи. Люди увидели Рублева. Встреча с древними русскими иконами на выставке в Мюнхене определила окончательно направление творческой судьбы Юлии Рейтлингер. Это был ответ, подтвердивший ее интуитивные искания. Она начинает работать над большими иконами, обретая уверенность и свободу в  каноне, который не сковывает художника, но есть живой язык для благовествования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Вятский историк В.В.Низов в своем биографическом очерке о жизни старца так пишет о его жизни в то время (1899-1917 гг.): «Знавшие о.Матфея в яранский период его жизни люди вспоминают, что это был благообразный старец, роста ниже среднего. Несмотря на постоянную бледность и худобу, лицо его в старости не утратило былой привлекательности и приятности. Волосы были длинные, курчавые и седые, борода и усы – черные, позднее – с проседью. Глаза умные, проницательные, глядя на собеседника, пронзал его душу насквозь. Стремление жить страннически, достигая внутреннего монашества вниманием к себе и молчанием, наложило отпечаток на его поведение. Он постоянно тяготел к уединению, был молчалив, ходил, опустив голову, погруженный в молитву. Пустых разговоров не вел, избегал шуток и смеха, праздничного времяпровождения. Любопытство считал одним из самых тяжких грехов. Но за этой внешней суровостью, неприветливостью скрывались ум мудреца, по-детски доброе сердце и душа праведника. Обстановка его келии отличалась строгой простотой. В переднем углу стояли большое распятие, несколько икон (Нерукотворного образа Спасителя, Казанской Божией Матери и ряд других) с лампадою, да аналой с Евангелием. Около двери висели ряса и подрясник с мантией. Одежду носил скромненькую, порой залатанную. На деревянной кровати лежали холщовый, набитый соломой тюфяк и такая же подушка. Для приема гостей имелось несколько стульев. Повседневная жизнь о.Матфея началась с келейного правила. Вставал очень рано, одним из первых среди братии. Затем шел в храм и служил чаще – один. Пение любил негромкое, молитвенное, простое, а освещение храма полутемное. От торжественных богослужений, соборных служений и поздних литургий старался уклониться. Избегал ходить и на общую трапезу. В употребление же пищи соблюдал крайнее воздержание, принимая ее только для того, чтобы поддержать грешную плоть. В последние годы его часто беспокоили сильные боли желудка, но он никогда не скорбел, не стонал, считая болезнь явным действием Промысла Божьего, и возлагал всю надежду на Господа и Его Пречистую Богоматерь.

http://sobory.ru/article/?object=37142

Срезанные углы четверика над сводами продолжались восьмигранными барабанами куполов. Основания барабанов куполов, ризалиты и палатки-часовни были украшены рядами кокошников. Декор собора включал набор повторяющихся элементов (килевидные наличники, декоративные пояски, многочисленные мелкие кокошники). С трёх сторон (кроме восточной, алтарной) к храму примыкали паперти в форме кубических палаток-часовен с кокошниками и маленькими главками над четырёхскатными кровлями. К декоративным элементам, используемым при оформлении здания, также относились кружевные полоски из белой жести, украшавшие завершения кокошников, наличников, входных арок, карнизы. Примечательна редкая для нашего региона форма куполов собора – каждый крупный луковичный купол завершался небольшой стройной главкой с высоким крестом. Подобные главки с крестами на высоких барабанах, украшенных «висячими» кокошниками, завершали шатровые кровли палаток-часовен по сторонам храма. Храм был двусветным, тёплым. Внутри на железных балках размещались хоры, рассчитанные на двести человек. Престолы собора посвящались Успению Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю, Священномученику Василию пресвитеру Анкирскому. Евлампий Правдин описал богатое убранство собора: «внутренний вид поражает зрителя своею грандиозностью, изяществом и богатством… предалтарный иконостас деревянный резной в пять ярусов, густо вызолоченный. Иконы в иконостасе строго греческого письма, все они без риз… стены в храме и столбы выштукатурены и украшены живописью с сплошным орнаментом. На пилястрах и столбах устроены вызолоченные иконостасы». При освящении собора были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска «20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17 и 18 веков». http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/vseh.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60777

- Мы видели страшные фотографии поруганных икон, разрушенных храмов. Действительно было так, что Вы и другие сербские епископы ходили прямо по полю боя, помогали раненым, отпевали убитых? - Помогали, конечно! Мы были и остаемся со своим народом - другого народа у нас нет. Когда мне говорили из Женевы, и Патриарху, почему там Афанасий ходит по боевым позициям - потому что там народ, живые люди. Я и хорватов спасал, и мусульман… Но об этом никто не говорит. Они заранее решили, что сербы - злодеи и надо сербов сделать черными дьяволами. А сейчас уже выясняется, что, когда бомбили в центре Сараево, на площади Маркале, и было убито 80 человек, - это сделали моджахеды, организованные и руководимые американцами. Свой народ убили, чтобы показать - вот сербы какие! Это было на Успение Божией Матери, в 11 часов, когда сербы еще в церкви! И мы сразу сказали, и тогда еще говорил японец - Ясуши Акаши, что это не сербы, но его не слушали, а сейчас уже генерал английский Роуз пишет, что это сделали моджахеды. Неправда и лицемерие западной цивилизации, как говорил Достоевский, это ужасно. Мы это пережили на себе. Я ненавижу Запад, Запад является и опасностью внутри меня - я мог стать западным человеком, бесчувственным, бесчеловечным, бессовестным. Это всегда таится в ветхом, невозрожденном человеке, ветхом Адаме. А они это культивировали до идеала: надо стать такими, как Клинтон - преступник, аморальный человек и, конечно, большая мафия - наркотики. Они делают, американцы, в Черногории, и в Косово сейчас, особенно в Косово - действует черный рынок наркотиков, оружия, женщин, сигарет и так далее. Говорят, вышла книга " Албанская мафия " , написали ее два француза. Они пишут, что американцы собирают каждый год из этого региона пять миллиардов. И в Боснии это тоже было. Но они всегда всё скрывают, всегда у них действует конспирация. Бог знает, что они сейчас хотят сделать с этим Афганистаном. Боюсь, что они хотят подойти к России через эти мусульманские страны. Им никогда нельзя верить - у них нечестная политика. Говорят, сербы - националисты. А скажите, есть ли больший национализм, фашизм, нацизм, чем американский? Он называется: " американские стратегические интересы " . Какое дело нам на Балканах до американских стратегических интересов? Это фашизм, нацизм, агрессия, это американский тоталитаризм. Они всем миром хотят править по-своему, и в этом есть демонический тоталитаризм. Пусть они нас предоставят самим себе, мы свое дело устроим сами - нет, они никогда это не сделают.

http://pravoslavie.ru/guest/evtich1.htm

— Мысль здесь такая — если с того света будет знак, несомненное свидетельство о тамошней жизни, тогда не будет свободного выбора, и тогда исчезнет то, что дано человеку для жизни, его поиск, его выбор. Когда я размышляю об этом, я глубоко убежден, что ад в фольклорном выражении, со сковородками — это мифология, и что к реальности ближе ад, который изображал Булгаков, — когда Фриде все подавали платок. Понятно, что это — тоже образное выражение, но того же самого переживания. То есть речь идет о муках совести, если о каких-то муках говорить. А то, что человек обречен на эти муки навечно, — я думаю, это не христианское представление, потому что по христианским представлениям он спастись может. Смысл отсрочки — Одна из наиболее почитаемых в России икон Матери Божией называется “Взыскание погибших”. Само название подразумевает возможность отмолить погибшую душу. Однако если человек абсолютно осознанно отвергает Бога, то попытка его насильно в рай втащить была бы нарушением той самой свободы выбора, о которой Вы говорили. Но если человеку не хватает силы воли, не хватает веры, любви, для того, чтобы своему выбору — пути спасения — со ответствовать, тогда другие люди могут помочь ему. — Выбор должен состояться на земле? Если у него не хватает сил совершить этот выбор в земной жизни, у него остается шанс довершить этот выбор там? — У него остается шанс, что его отмолят, что ему поможет молитва. — Непременно молитва здешняя, земная, или это может быть молитва тамошняя? — Для самого человека возможность покаяния есть только на земле. А молятся за тех, кто не спасся, и святые — там: есть свидетельства тому в мистических явлениях. Явления эти реальны, но, возвращаясь к мысли, прозвучавшей в Вашем стихотворении, скажем, что Господь этими явлениями не насилует волю человека, который еще свой выбор не сделал. То есть человеку чудо дается тогда, когда он готов воспринять это чудо, когда оно необходимо в определенный момент для его укрепления, поддержки, утешения или чего-то еще. Но выбор человек всегда делает сам. Кстати... Вы не пытались просить о том, чтобы Господь помог Вам этот выбор сделать?

http://foma.ru/yulij-kim-ya-odno-tolko-c...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010