и. В. и. (размер 134,5 ´ 90 см) была написана на 4 досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании 2-й пол. XIX в., она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери (в зеркальном варианте - с младенцем на левой руке Божией Матери) и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери . Как и на Тихвинской иконе, на В. и. правая ножка Младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе. На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно В. и. украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 г. из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза. одежды Богоматери и Младенца были серебряные с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали 2 чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне младенца было 3 драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички (в т. ч. вотивные 1758 и 1759), на одной из к-рых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины (предположительно вел. кнг. Елены Иоанновны). В архивных документах 1701 и 1781 гг. перечислялось множество драгоценных камней, серебряных и золотых украшений, находившихся на В. и., в т. ч. у шеи Богоматери 55 ниток жемчуга, Богомладенца - 33 нитки бисера. В 1866 г. оклад демонтировали, оставив только басменную серебряную раму на полях иконы. Из снятого с иконы серебра и пожертвованных драгоценностей петербургский ювелир А. Соколов выполнил новый оклад, накладные орнаментированные нимбы с бриллиантами и алмазами и корону на главу Божией Матери; на икону изготовили также новую, бронзовую раму. В том же году худож. В. Васильев провел реставрационную расчистку В. и. С началом первой мировой войны, рус. правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных правосл.

http://pravenc.ru/text/158626.html

В XVI в. на Руси получили широкое распространение небольшие моленные иконы Божией Матери «усеченных» композиций типа «Одигитрия» и «Умиление», бытовавшие и ранее. Они могли фрагментарно воспроизводить древние почитаемые ростовые и поясные образы Божией Матери. В произведениях мелкой пластики образки, напоминающие К. и., существовали на северо-востоке Руси уже в XII в. ( Седова М. В. О двух типах привесок-иконок Сев.-Вост. Руси//Культура средневек. Руси. Л., 1974. Ил. 1. С. 193). Образы Божией Матери типа «Одигитрия» и «Умиление» «сокращенного» варианта помещались, напр., в средниках новгородских икон XVI в. со святыми на полях (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея. СПб., 1995. 99, 115). Предполагать, что Я. К. и. была первоначально ростовой и обгорела при пожаре, нет оснований ( Рындина А. В. Классицизирующие тенденции в моск. ювелирном искусстве посл. четв. XVI в.- первых десятилетий XVII в.//Рус. искусство позднего Средневековья: Образ и смысл: Сб. науч. тр./Ред.: А. Л. Баталов. М., 1993. С. 157). Икона была найдена спустя 2 недели после пожара завернутой в ветхий (т. е. необгоревший) рукав однорядки и выглядела как только что написанная. Очевидно, в земле она пролежала недолго. По свидетельству летописца, икона была привезена в Казань из Вел. Новгорода после покорения его в 1570 г. царем Иоанном Васильевичем девицей - исповедницей Православия. В Казани та девица перед иконой «тайно молилася и преставися, а тот образ скрыла в землю» (Пискаревский летописец//ПСРЛ. Т. 34. С. 193; Чугреева. О явленной в 1579 г. иконе. 2001. С. 213). Митр. Ермоген в Повести называет обретенную икону образом «Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго Ея Одигитрия» и отмечает необычность ее «перевода». Я. К. и. отличается от традиц. поясных икон Божией Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом ( Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

П. Кондаков . Рассматривая развитие иконографии Одигитрии , он отнес В. и. к числу 3 икон, вернее всего передающих этот древний тип. Две другие, Цилканская икона Божией Матери из Грузии (IX-XIII вв., ГМИГ) и резной стеатитовый образок из Ватопедского мон-ря на Афоне, вероятно к-польского происхождения (Кондаковым датирован XII в.; в совр. публикациях - XIV в.). В целом В. и. близка к классическому типу визант. Одигитрии XIII-XIV вв., известному на Руси как Смоленская икона Божией Матери в том его варианте, где Богоматерь изображена почти фронтально, не склоняясь к Младенцу. К иконографическим особенностям, к-рые отличают изображение Одигитрии на В. и. от классического типа, можно отнести высокий, почти погрудный обрез фигуры, ее массивность, заходящие на поля крупные нимбы. Все эти приемы рассчитаны на приближение образа к молящимся, акцентируя внимание на ликах. Богоматерь высоко держит Младенца, ножки Которого почти касаются полей иконы. Данные черты сближают В. и. с образом Богоматери Одигитрии из Охрида (кон. XIII в., Народный музей. Охрид), живопись к-рой связывают с к-польскими традициями, однако лик Богоматери на ней подчеркнуто экспрессивен. Наименование иконы «Влахернская» восходит к тексту грамоты Патриарха Паисия и на иконе появилось в результате позднейших поновлений. Этот эпитет принято относить к изображению в рост Богоматери Оранты , поскольку такая мозаика, по мнению Кондакова, могла украшать апсиду Влахернского храма. Будучи связан с топонимом, он мог прилагаться к разным типам икон, почитаемых во Влахернах, указывая на местонахождение их древних оригиналов. Известны примеры употребления этого эпитета в связи с иконографическими типами Богоматери Агиосоритиссы , Умиления и Оранты (с Младенцем Христом у груди). Подлинная греч. надпись на иконе, открытая в результате последней реставрации,- Η ΘΕΟΣΚΕΠΑ[Σ]ΤΟΣ. Переводимый как «Богохранимая» или «Богом Хранимая», этот редкий эпитет известен лишь по 2 примерам: свинцовой печати Трапезундского мон-ря XIII в.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Икона Пресвятой Богородицы всегда была особенно любима русским народом. В чудотворных иконах Богородица пришла к нам впервые в половине XI века как " Одигитрия " с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора, выданной замуж за великого князя Всеволода Ярославича. Позже икона стала именоваться " Одигитрия Смоленская " . В начале XII века из Константинополя в Киев в дар от патриарха Луки Хризоверга была привезена икона Божией Матери. Дар этот символизировал преемство двух культур - византийской и русской, теснейшую духовную связь двух миров - греческого и славянского. Из Киева в новую столицу - Владимир эту икону перенес князь Андрей Боголюбский, за иконой закрепляется имя " Владимирская икона Божией Матери " . Россию можно назвать Богородичной страной, в истории христианства немного стран ощущали такую тесную связь с Богородицей, отдавая себя под Ее покровительство. В числе этих стран Грузия. Эта земля, по Преданию, выпала Марии по жребию, но пошел туда на проповедь апостол Симон Кананит, а Божия Матерь обещала Грузии Свое покровительство. В Польше Богородица почитается Королевой страны, в средние века Ливонию (ныне часть Латвии) папа Иннокентий III назвал " Терра Мариана " - земля Марии. С принятием Христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная, построенная еще при князе Владимире, посвящена Богородице. В XII веке Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь праздник - Покров Пресвятой Богородицы, выразив идею покровительства Божией Матери Русской земле. В XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва, Успенский собор в Москве будет именоваться Домом Богородицы, с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии. За десять веков христианской культуры в России создано множество икон Богоматери. Иконы Богоматери отличаются от икон других святых и ангелов разнообразием иконографических типов, их количеством и интенсивностью почитания. Календарь Русской Церкви насчитывает около 300 икон Богоматери, прославленных чудесами и литургически празднуемых. Сергиевская Минея 1901 года издания перечисляет 700 наименований Богородичных икон.

http://pravicon.com/text-15

В сей обители приняли иночество в XVI веке Преподобные Нил Столбенский и Никандр, пустынножитель Псковский. Из преемников св. Саввы известен Игумен Досифей, муж, отличавшийся благочестивою жизнью; он здесь и погребен. Монастырь этот замечателен и тем, что в нем жил некоторое время между иноками Гришка Отрепьев, – и один из монахов, хитрый чернокнижник, вселил в него склонность назваться царевичем, познакомил его с русскими летописями, объяснил ему положение тогдашних государственных дел – и самозванец, вместе с ним, бежал из монастыря к князю Адаму Вишневецкому. По дороге к Пскову от монастыря, есть чрез болота и мхи мост, называемый Ярославским, и простирающийся почти на три версты; он сделан в XV веке князем Ярославом Васильевичем Оболенским-Стригою, княжившим тогда в Пскове, п посещавшим часто Преподобного Савву. СВЯТОГОРСКИЙ, или СВЕТОГОРСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 3 класса, от уездного города Опочек в 40, от бывшего пригорода Воронича в 4, а от реки Великой в 6 верстах, на горе известной в древности под именем Синичьей, а со времени построения обители, прозванной Святою. Находится под управлением архимандрита. Монастырь этот основан в 1569 году по случаю явления на Синичьей горе никоему Тимофею юродивому двух икон Божией МатериОдигитрии и Умиления. На сем месте сначала построена была часовня, в которую совершался из пригорода Воронина крестный ход в первую пятницу Петрова поста; вскоре часовня эта сгорела со всеми находившимися в ней иконами, кроме чудотворных образов Одигитрии и Умиления. Царь Иоанн Васильевич, по донесению псковского наместника князя Токмакова о чудесах и исцелениях, от сих св. икон происходивших, и по удостоверению в истине, повелел устроить обитель, в которой ныне 3 церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, коей алтарь занимает то самое место, где явилась юродивому Тимофею икона Одигитрии; храме этот существует каменный с 1569 года и имеет два придела: Святогорский Божией Матери Одигитрии (празднество совершается 17 июля) и Покрова Богородицы. Тут находятся и обе чудотворные иконы. 2) Николая Чудотворца. 3) Великомученицы Параскевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Широкое распространение на Руси имели и имеют Грузинская и Иерусалимская иконы Богоматери. Последнюю предание связывает с именем святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси, который принес ее в новгородский Софийский собор, что повлияло на широкое распространение этого иконографического типа на русском Севере. После завоевания Новгорода Иоанн Грозный перенес ее в кремлевский Успенский собор в Москву, где она находилась до 1812 года. В отличие от Смоленской Одигитрии, в упомянутых выше иконографических типах выражен мотив общения Богоматери с Младенцем. Некоторые исследователи непосредственно выводят из типа Одигитрии новый вариант - Елеусы, Милостивой, в свою очередь имевшей целый ряд вариантов, отражающих идею о Богоматеринском заступничестве: Богоматерь как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру благословением " . Наиболее известная икона этого типа, получившая на Руси наименование Владимирской, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске стола, принадлежавшего Святому Семейству. В середине V века она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. В начале XII века Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг благословил этой иконой великого князя Юрия Долгорукого. Икона была помещена затем в Вышгородском монастыре близ Киева, откуда перенесена князем Андреем Боголюбским во Владимир. К помощи Владимирской иконы Божией Матери прибегли москвичи, чтобы спасти свой город от полчищ войск Тамерлана. Окончательно икона была перенесена в Москву в 1480 году. Многие дни православного церковного календаря отмечены празднованием той или иной иконы Богоматери. Образ Ее, по древней христианской традиции считавшейся персонифицированным явлением Церкви на земле, отобразился в православной иконографии как живое свидетельство этого единства. Тайна Церкви действует и в судьбе каждой души. Душа воспитывается на созерцании икон Богоматери. В образе Знамения она переживает тайну Рождества Христа в себе; в образе Одигитрии обретает утверждение своего пути; в образе Елеусы переживает Христа как внутреннюю реальность.

http://pravicon.com/text-9

К 1763 г. библиотека монастыря включала ок. 50 богослужебных книг. Судьба собрания после закрытия П. Т. м. достоверно неизвестна. Архив Архив мон-ря формировался с момента основания обители. Основной сохранившийся комплекс документов с 1700 по 1917 г. находится в Гос. архиве Пензенской обл. (Ф. 128), отдельные материалы содержатся там же в фонде Пензенской духовной консистории (Ф. 182) и др. Святыни и достопримечательности Среди икон П. Т. м. к 1784 г. имелись: образ Живоначальной Троицы, одетый в новую, серебряную, кованую ризу с 3 богато украшенными позолоченными венцами и приложенным на серебряной цепочке крестом с мощами прп. Александра Свирского; Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе с венцом и вызолоченным убрусом; икона Живоначальной Троицы с 5 серебряными позолоченными венчиками; Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» с ризой и венцом из красной меди; образ Спаса Нерукотворного над царскими вратами с серебряными позолоченными окладом и венцом ( Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 159-160). Главной святыней обители в нач. XX в. считалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», почитавшаяся как чудотворная (Православные русские обители. С. 390). Среди богослужебных книг выделялись 4 напрестольных Евангелия (1694, 1748 гг.; оба - с серебряными позолоченными изображениями креста и евангелистов; 1763 г.- на александрийской бумаге, обложенное серебряными чеканными досками с позолоченными изображениями евангелистов на них; 70-80-х гг. XVIII в.). В 1792 г. в П. Т. м. поступили церковные сосуды, серебряные с позолотою и финифтью, украшенные камнями. 15 окт. 1911 г. в П. Т. м. с Афона была доставлена копия чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» ( Дворжанский. История. 1999. С. 239). 14 марта 1922 г. в П. Т. м. произведено изъятие церковных ценностей (общим весом свыше 137,5 кг), в т. ч. было изъято ок. 70 риз и ок. 15 венцов с икон, украшения с 5 больших Евангелий, серебряная оправа с большого Евангелия, церковная утварь (4 кадила, 10 потиров, 10 дискосов, 4 ковша, 3 лжицы, 3 звездицы, 3 дарохранительницы, 18 блюдец) (Трудовая правда: Газ. Пенза, 1922. 66). Архитектурный ансамбль

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Общая идея иконографии «Н. К.» - прославление Пресв. Богородицы, послужившей великой тайне Боговоплощения. Одним из главных смысловых акцентов является также Божественное достоинство Младенца Христа. Младенец, сидящий на руках Матери, есть Сын Божий, Господь, владычествующий над ангелами, и Мессия, о Котором говорили пророки. Важное место в данной иконографии также занимают темы мироустройства и грядущего конца времен. Т. о., икона Божией Матери «Н. К.» является одним из типичных богословско-дидактических сюжетов, отличающихся широким охватом событий священной истории и подробным раскрытием темы Божественного домостроительства. Иконография «Н. К.» обладает большой вариативностью: ни одна из икон XVI в. не повторяет другую, они различаются как трактовкой ключевых элементов композиции, так и деталями. Основу изображения составляет образ Богоматери с Младенцем на фоне звезды, образованной 2 ромбами. Голова Пресв. Богородицы повернута к правому плечу, что связывает центральную часть композиции с окружающими изображениями. Типологически образ Божией Матери с Младенцем имеет в основе такие варианты «Одигитрии», как Тихвинская и Грузинская иконы Божией Матери. На большинстве икон мафорий Богоматери имеет традиц. вишневый цвет, но украшен облачным рисунком - так подчеркивается сравнение Богоматери с небом или облаком (напр., Ис 19. 1). На иконе из Ростова Великого мафорий синего цвета, по его краю идет текст: «Что Тя наречем, Обрадованная; небо, яко воссияла еси Солнце Правды» (эти слова из богородична 1-го часа часто можно встретить на иконах данного сюжета). Цвет мафория иногда близок к алому, при этом облачные мотивы получают более эффектное живописное решение, что расширяет круг возможных ассоциаций (напр., с такими прообразами, как огненный и облачный столп, указующий путь избранному народу (Исх 13. 21, Пс 77. 14, Пс 104. 39), или покрытая облаком и осененная славой Господней Синайская гора (Исх 24. 15-17) (см. иконы: 60-х гг. XVI в., КБМЗ; 1604-1605, ЕМИИ). На отдельных иконах в изображении мафория находит отражение сравнение Богоматери с горящей Купиной, так, напр., на иконе из Успенской ц. на Апухтинке 2-й пол. XVI в. (ГТГ) и на иконе XVII в. (АМИИ) мафорий имеет зеленый цвет, хотя и сохраняет волнистый облачный рисунок; кроме того, на 1-й иконе на мафории показаны язычки огня.

http://pravenc.ru/text/ Неопалимая ...

Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает кисти святого евангелиста Луки, который после Пятидесятницы написал их три: одна из них принадлежала к типу, который мы называем «Умиление». Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях Сына и в молчании переживающей их неизбежность. Другой образ относится к типу, именуемому «Одигитрия» — Путеводительница. И Сама Божия Матерь, и Младенец обращены здесь прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно подчеркнуто Божество Отрока Христа. Богородица указывает на своего Божественного Сына, свидетельствуя, что Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны. Вероятнее всего, икона эта походила на наши изображения Богоматери в Деисусе, то есть обращенной ко Христу с молитвой. В настоящее время в Русской Православной Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке; кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками с икон, писанных когда-то евангелистом. Иконопись — особая знаковая система, ставшая языком Церкви. Уже Дионисий Ареопагит указывал на то, что в священных изображениях должно присутствовать сходство и несходство. Сходство для того, чтобы оно было узнано; несходство для того, чтобы подчеркнуть, что это подобие, как бы иносказание, но не зеркальное отображение. Картина, прежде всего, действует на эмоциональную сферу. Икона — на ум и интуицию. Картина отражает настроение, икона — состояние личности. Картина имеет границы, рамки сюжета; икона — вводит нас в безграничное. Некоторые считают, что древние иконописцы не знали законов прямой перспективы и симметрии человеческого тела, т. е. были незнакомы с анатомическим атласом. Однако художники той эпохи соблюдали точные пропорции человеческого тела, когда изготовляли статуи или вообще изваяния (трехмерное изображение не употреблялось в Восточной Церкви, а имело место только в светском искусстве). Отсутствие прямой перспективы свидетельствует о других пространственных измерениях, о возможностях человека властвовать над пространством. Пространство перестает быть препятствием. Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным. Величины в иконах носят не пространственный характер. Например, демоны изображаются меньшего размера, чем ангелы; Христос среди учеников возвышается над ними и т. д.

http://old.pobeda.ru/prosveshhenie/osnov...

Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её Ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богомладенца неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков (этим временем искусствоведы датируют и Иверскую икону), эти одежды могли быть подчёркнуто царскими. Под золотым гиматием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее), Царские одежды подходят для Иверской иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках. На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна и «зело ужасно-зрачна, с великими очесами» 76 . Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов противления ( Еф.5:6 ) и список грехов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой ( Откр.4:3 ), подобие которой образует свисающий мафорий. Она и Скиния Откровения: Отверзся храм скиния свидетельства на небе ( Откр.15:5–6 ), где Бог открылся ап. Иоанну Богослову: Он был облачен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие. Из уст Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным ( Откр.19:13, 15 ). Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря. В XVII веке по заказу царя Алексея Михайловича список с Иверской иконы был выполнен для Москвы 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010