Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД СИРАХ Владимирская икона Божией Матери. Сер. XVI в. Мастер Давид Сирах. (СПГИАХМЗ) Владимирская икона Божией Матери. Сер. XVI в. Мастер Давид Сирах. (СПГИАХМЗ) иконописец, работавший в 70-х гг. XVI в. на Руси. Его имя упомянуто в пергаменном синодике Троице-Сергиева мон-ря 1575 г. (РГБ. Ф. 178. 8666. Л. 298). По предположению С. В. Филатова, мастер прибыл с Балкан и впосл. был монахом Троице-Сергиева монастыря ( Филатов. С. 228). Сохранилось 2 подписных произведения Д. С., исполненных в традиц. древнерус. стилистике. Владимирская икона Божией Матери 1570 г. из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ. Инв. 2646. 44×36 см) имеет на обороте надпись крупной вязью: «7079 м сенте в 6 днь пи...я образъ при великомъ цри Иван Василевич всея Рус блгорс ...мъ (?) и Козанскамъ при митрополите Антонии писал Двдъ Сирах» (скорее всего, надпись сделана после возведения митр. Антония на Московскую кафедру в 1572). Образ написан на липовой доске с двойным ковчегом, отличается динамичным рисунком с использованием тонкого золотого ассиста (в т. ч. по контурам), личное письмо, близкое по цвету к фону иконы, выполнено плотным коричневым охрением по темно-коричневому санкирю; фигуры плотно вписаны в средник. Др. икона Д. С.- «Свт. Алексий, митр. Московский» 1577 г., находившаяся в нач. XX в. в ц. св. Иоанна Предтечи Солотчинского мон-ря близ Рязани (РязХМ. Инв. 795-ж. 116×78 см), по-видимому, являлась храмовым образом монастырской деревянной ц. во имя свт. Алексия XVI в. (разобрана в 1-й пол. XIX в.). Святитель представлен фронтально в рост, в орнаментированном саккосе, омофоре и белом клобуке с изображением серафима (деталь облачения Московских митрополитов после Собора 1564 г.), с разведенными в стороны руками - благословляющей десницей и Евангелием на убрусе, фон золотой (до 1941 был закрыт серебряным басменным окладом). На верхней шпонке - аналогичная подпись мастера (в строку): «Псл сию ик[о]ну Двда старецъ лт 7085 м июл 4 днь при великом цри Иване Васильевич всеия Русь при митрополите Антонии росеенинъ Сирахъ». Исполнение произведений свидетельствует о Д. С. как о мастере выразительного линейного рисунка, умевшем работать с плоскостными формами в сравнительно темном колорите с акцентом на золотых деталях.

http://pravenc.ru/text/168582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря. Основным источником сведений об И. является Житие прп. Сергия Радонежского, написанное прп. Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. В нем сообщается, что за год до смерти 1-го троицкого игум. прп. Митрофана в обители вместе с прп. Сергием жили 12 монахов, среди них И., «рекомый Якута» (видимо, уменьшительное от Иаков). Игум. Митрофан скончался ранее 1353-1354 гг., поскольку ок. этого времени настоятелем мон-ря стал прп. Сергий (см. различные датировки поставления прп. Сергия игуменом: 1354 г.- Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 33; лето-осень 1353 г.- Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78). Возможно, И. пришел в обитель в сер.- 2-й пол. 40-х гг. XIV в. Он скончался, по-видимому, до нач. 80-х гг. XIV в., т. к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний, ни Пахомий Логофет , создавший новую редакцию Жития прп. Сергия. Епифаний Премудрый писал, что И. исполнял в Троице-Сергиевом мон-ре важную должность «посолника»: по разным вопросам братия его из обители «отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися» ( Клосс. Т. 1. С. 321). Помощь Троице-Сергиев мон-рь мог получить в то время прежде всего от вел. кнг. Ульяны, вдовы вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты, владевшей землями, на которых стоял мон-рь. Поэтому можно предположить, что, исполняя свои обязанности, И. посещал не только ближайший к монастырю удельный г. Радонеж, но и Москву. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) И. наряду с Анисимом и его сыном прп. Елисеем назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре в кон. XVI-XVII в. Имя И. не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция к-рого содержится в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГБ. Ф. 304/1. ТСЛ. 43. Л. 12, нач. XVII в.). Описание облика И. не встречается в иконописных подлинниках XVIII в. По сообщению архим. Леонида (Кавелина) , в кон. XIX в. И. почитался местно ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена .

http://pravenc.ru/text/200175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОЦКИЙ ЧИН Пресв. Богородица. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Пресв. Богородица. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря . Написан по заказу прп. Афанасия Высоцкого Старшего в К-поле в 80-90-х гг. XIV в. для белокаменного храма, строившегося в мон-ре с 1381 г. по инициативе кн. Владимира Андреевича Храброго, прислан еще при жизни прп. Афанасия Высоцкого Младшего († 12 сент. 1395) вместе с др. иконами и благословенной грамотой. Ныне 6 икон В. ч. находятся в ГТГ, икона «св. Иоанн Предтеча» в ГРМ (с 1934). В 20-30-х гг. ХХ в. В. ч. был реставрирован в ЦГРМ («Апостол Павел», 1920, реставраторы Е. И. Брягин, И. И. Суслов, В. К. Тарыгин, П. И. Цепков; «Апостол Петр», 1926; икона Божией Матери, 1929, реставратор Суслов), затем иконы В. ч. были переданы в ГТГ (повторно реставрированы И. А. Барановым «Апостол Петр» (1931), «Христос Вседержитель» (1936), «Арх. Гавриил» (1937), Сусловым «Арх. Михаил» (1937)). В ГРМ в 1935-1938 гг. реставраторы И. Я. Челноков и Л. В. Сосин реставрировали икону «Св. Иоанн Предтеча». Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Иконы В. ч. написаны на досках большого, почти одинакового размера, каждая состоит из 3 частей, с широкими полями на лицевой стороне и паволокой крупного плетения. На фоне и полях икон сохранились многочисленные следы гвоздей, к-рыми крепились пластины басменных окладов, а также фрагменты надписей (возможно, греческие), как на иконе с образом ап. Петра. На раскрытом кодексе в руках Спасителя помещена рус. надпись, относящаяся, видимо, к XVI в. В. ч. принадлежит к «недельным» (7-фигурным) деисусам с поясными изображениями святых, обращенных в молении к центральному образу Вседержителя, в XVI в. чин был дополнен иконами с образами ап. Андрея и ап. Иоанна Богослова (ныне в ГТГ). Одна из иконографических особенностей В. ч.- именословное благословение Христа. Пальцы правой руки Иисуса Христа, покрытой гиматием (ср. с изображением Спасителя на визант. камее кон. XIV в., СПГИАХМЗ - см.: Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. 4), сложенные для благословения, почти касаются страницы Евангелия. Др. особенность - жест, усиливающий связь иконографической программы В. ч. с таинством Евхаристии: левая рука Богородицы поднята и прижата к груди, как это изображено в композициях «Распятие Господне» и «Не рыдай Мене, Мати» (визант. икона посл. трети XIII в., ГТГ). И третья - в руках ап. Петра полураскрытый свиток с надписью: «Ты еси х[ристос]ъ с[ы]нъ б[ог]а живаго».

http://pravenc.ru/text/Высоцкий чин.html

Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» - Г. С. на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (сер. XVI в., ГТГ) Г. С. на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках - развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590, СИХМ). Образ Г. С. получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место - в куполе вместо традиц. изображения Господа Вседержителя . В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564-1565), Успенского в Свияжске (60-е гг. XVI в.), Смоленского в московском Новодевичьем мон-ре (1598) представлена композиция «Отечество», где образ Г. С. соответствует Ветхому денми в визант. иконографии. В перечисленных выше композициях Г. С., как и Ветхий денми, ассоциируется с первой Ипостасью Св. Троицы. Поясное изображение Г. С. находится в юго-вост. малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой ц. Александровской слободы (70-е гг. XVI в.), в центральном куполе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (1563). Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Иконы «Отечество» с Г. С. становятся средником праотеческого ряда иконостасов (напр., в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, Успенском соборе Московского Кремля, Троицком и Успенском (икона «Новозаветная Троица - Сопрестолие») соборах ТСЛ), а также встречаются в виде небольших аналойных образов (иконы XVI в., СПГИАХМЗ). Различные варианты изображения Г. С. в небесном сегменте, сидящего на престоле или на херувимах, в композициях «Отечество» и «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие», встречаются на мн.

http://pravenc.ru/text/166347.html

иконах: «Благовещение» (1558 и 1580-1590 - обе в СИХМ; 1603, ПГХГ); «Рождество Богородицы» (нач. XVII в., ГМЗК); «Покров Богородицы» (XVII в., СПГИАХМЗ); «Сошествие Св. Духа на апостолов» (1682, Симон Ушаков, Троицкий собор ТСЛ); «Воскресение - Сошествие во ад» (40-е гг. XVII в., ЯХМ); «Сретение», «Крещение» (XIX в., частное собрание). Изображения Г. С. включаются в сложные композиции, основанные на текстах псалмов и литургических песнопений: «Богоматерь Гора Нерукосечная» (кон. XVI в., СИХМ); «Что Тя наречем» (сер. XVII в., ЦМиАР); «Отрыгну сердце Мое слово благо» (2-я пол. XVI в., ЦМиАР); «Богоматерь Непроходимая Дверь» (2-я пол. XVII в., ГРМ); «Державная икона Божией Матери» (XIX в., ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) и др. На миниатюрах XVI в., прежде всего в Лицевом летописном своде и Годуновских Псалтирях, Г. С. изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Г. С. как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи ц. во имя Св. Троицы в Вязёмах, в церквах во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675) и в Тутаеве (1679-1680). В XVII-XVIII вв. образ Г. С. встречается в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в ц. вмч. Георгия Полошского мон-ря (Македония, 1609), «Сопрестолие» в церкви мон-ря Драгомирна (Румыния, 1607-1609). Образ Г. С. был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. как несоответствующий правосл. вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца - неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы - «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию к-рых входит образ Г. С., продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец».

http://pravenc.ru/text/166347.html

М. сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия , кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского А. М. на игуменство в Спасский мон-рь (7-е), свт. Алексий благословляет А. М. на игуменство (8-е). А. М. представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография А. М. повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ). Миниатюры с изображением А. М. имеются в лицевом житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 214-223об., 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.; БАН. 34.3.4, кон. XVII в.), в лицевом житии свт. Алексия (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 122-130, нач. XVII в.). Предположительно преподобный представлен на нижнем поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми», ок. 1592 г., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ) - рядом со свт. Леонтием Ростовским и прп. Кириллом Белозерским; на окладе иконы «Рождество Богородицы», сер. XVII в., из Новодевичьего мон-ря (ГИМ) - под образом прп. Сергия; на прориси с иконы XVII в.- в рост, в молении Спасителю (БАН. СВ. 751. Л. 8). Среди Московских святых А. М. изображен в одном из медальонов на иконе «Древо государства Московского» работы Симона Ушакова , 1668 г., из ц. Троицы в Никитниках в Москве (ГТГ) - с развернутым свитком в руках; на левом поле гравюры «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» гравера М. Нехорошевского , 1-я пол. XVIII в. (РНБ); на иконах «Собор Московских святых»: 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве; 2-й пол. XIX в. на юго-вост. столпе Успенского собора ТСЛ; на 2 аналойных иконах «Избранные Московские святые пред Владимирской иконой Божией Матери» нач. XX в. (ЦМиАР) и подобной иконе большего размера нач. XX в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). В числе учеников прп. Сергия А. М. представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Наименование иконы «Коневская» встречается впервые в описи 1641 г. Троице-Сергиевой лавры. Здесь находилось неск. памятников с такой иконографией: в Троицком соборе на тябле слева от царских дверей над местными иконами «образ пречистые Богородицы Коневской, в киоте, оклад серебрян, чеканной, на полях в семи местах святые резные, венец и коруна чеканные» (СПГИАХМЗ. 289. Л. 29), под ней пелена той же иконографии; в Успенском соборе «по левую сторону от царских дверей против левого крылоса местных образов… образ пречистые Богородицы Коневской писан на празелени» (Там же. Л. 219); в надвратной ц. прп. Сергия Радонежского «на столпе против левого столпа образ пречистые Богородицы Коневские» (Там же. Л. 263). С тем же названием («Коневская») упоминается образ Божией Матери в описях имущества др. обителей, напр. в Успенском соборе Тихвинского мон-ря, где рядом с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери над местными «настолпными» образами размещался «в киоте образ пречистые Бдцы Коневские, обложен серебром басменным, золоченым». (СПб ФИРИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 606. 1689 г. Л. 24). Очевидно, что всплеск почитания К. и. был обусловлен историческими событиями последнего этапа Ливонской войны, когда икона Богоматери с Ладоги и из Тихвинского мон-ря стали святынями-заступницами Русской земли от швед. агрессоров. К нач. 90-х гг. XVI в., когда появились первые списки К. и., Корельская земля была возвращена России. А. А. Силкин обратил внимание, что в мирном решении военного конфликта большую роль сыграл Борис Феодорович Годунов, выжидательной политикой добившийся возвращения Московскому гос-ву всех утраченных в ходе Ливонской войны земель. Этим может объясняться появление К. и. на памятниках, вложенных членами его семейства в рус. мон-ри. Так, по донесению боярина Бориса Годунова в 1597 г. царь Феодор Иоаннович дал грамоту с повелением разоренный Коневский мон-рь «своею царьскою казною церкви и трапезу устроити» ( Кадыкин П. Ф., Шляпкин И. А. Летопись и акты Новгородского Воскресенского Деревяницкого мон-ря, 1335-1839 гг. СПб., 1911. С. 17-18).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Коневская икона Божией Матери. Икона. Ок. 1592 г. (ГРМ) Коневская икона Божией Матери. Икона. Ок. 1592 г. (ГРМ) Прославление К. и. в посл. четв.- кон. XVI в. подтверждается списками «в меру» чудотворного образа. Со столичной средой связаны 2 вклада в Троице-Сергиеву лавру: список К. и. (54×42 см; СПГИАХМЗ), сохранивший драгоценный оклад того же времени с изображениями Московских митрополитов, преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, ярославских чудотворцев св. князей Феодора, Давида и Константина, а также высокого качества исполнения шитая пелена 90-х гг. XVI в. (51×41 см; СПГИАХМЗ) с изображениями К. и., Св. Троицы и святых на полях, тезоименитых семье Бориса Феодоровича Годунова. Работавшим в Москве греческим мастером создан уменьшенный список К. и. (36×30,5 см; ГРМ), отосланный в 1592 г. Арсением Элассонским, архиеп. Суздальским и Тарусским, в Хиландарский мон-рь на Афоне; на нем отсутствует белый плат под мафорием Богоматери, а голубь изображен с нимбом. Список К. и. «московских писем XVI в.» (?) находился в 1913 г. в собрании свящ. Исаакия Носова (Выставка древнерус. искусства. С. 40. 134). Икона из собрания И. С. Остроухова с резным по левкасу окладом (49×43 см; ГТГ), близкая к новгородской иконописи посл. четв. XVI в., судя по всему, происходит из монастырей Новгородской земли, вероятно Коневского или Деревяницкого. Иконографически самой близкой к чудотворному образу оказалась недавно открытая небольшая икона (33,7×28 см) кон. XVI в. неизвестного происхождения, возможно относящаяся к упомянутым «раздадочным образам» Коневского монастыря (Музей русской иконы, Москва). Еще одна большая храмовая К. и. (96,5×77 см; ГРМ) неизвестного происхождения представляет собой антикварную реставрацию XIX в., восходящую к стилю XVI в. Каждая из этих икон имеет вариации в решении колорита (в одеждах Богоматери и Христа) и композиции (рисунок складок, жесты, орнаментация) и отражает изменения, к-рые произошли в облике почитаемого образа. Коневская икона Божией Матери. Икона. Посл. четв. XVI в. (ГТГ)

http://pravenc.ru/text/1841920.html

В Г. м. также проживали княгини И. И. Мстиславская (упом. в 1587), Е. Мосальская (упом. в 1619), А. Хилкова (1684-1685), мать царевича Касимовского Василия Ярославича царица Касимовская Фатьма Салтансейтовна (в 1658 освобождена), неск. сестер из рода Черкасских, в т. ч. дочь кн. Якова Куденетовича Черкасского мон. Досифея († 12 июня 1689). Помимо вкладов после старицы Досифеи в мон-ре остался синодик, включавший весь род князей Черкасских с указанием даты кончины каждого. По указу от 29 мая 1728 г. в Г. м. была сослана и пострижена с именем Варсонофия свояченица кн. А. Д. Меншикова В. М. Арсеньева. По указу имп. Елизаветы Петровны от 19 дек. 1741 г. инокиня Варсонофия (Арсеньева) была освобождена и отправлена в Москву. В XIX в. в Г. м. проживали дочь губернатора г. Костромы схим. Александра (Шипова Александра Алексеевна) и сестра губернатора г. Курска инокиня Ангелина (Кожухова Александра Степановна), к-рая вела аскетическую жизнь: не топила келью, не имела теплой одежды, носила медные параман на цепи, пояс и крест, поверх них надевала власяницу. Спала на узкой скамье с деревянным возглавием и рогожей, постилась весь год, за исключением Пасхи и дней от Рождества Христова до Богоявления. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Интерьер ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2005 г. Иконы Г. м. были «замечательны по своему древнему происхождению и богатому убранству», многие являлись вкладами царей и князей, в т. ч. Старицких. Часть икон была украшена золотыми и серебряными окладами, жемчугом, яхонтом, финифтью. К 2006 г. сохранились иконы XVI в., среди них - Богородичные: «Владимирская», «Взыграние Младенца», «Покров Пресв. Богородицы» (ЧерМО), «Смоленская» «Неопалимая Купина» (КБМЗ), а также свт. Николая Чудотворца, вмч. Мины (ЧерМО), вмц. Екатерины с деяниями (КБМЗ), свт. Леонтия Ростовского (ГРМ). Местонахождение др. икон из Г. м. неизвестно. В Г. м. существовала золотошвейная мастерская, организованная еще инокиней Евдокией (Старицкой). Под ее рук. изготавливались произведения высочайшего мастерства. Известно ок. 30 предметов художественного шитья, внесенных вкладами в Троице-Сергиев, Иосифов Волоколамский и Кириллов Белозерский мон-ри. Часть их изготовлена в Г. м. К 2006 г. произведения хранятся в ГЭ, ГИМ, ГРМ, КБМЗ, СПГИАХМЗ, НГОМЗ. Шедевром древнерус. искусства считается плащаница 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, выполненная в мастерской Старицких. В 1812 г. она была вывезена из Москвы франц. войсками, но близ Смоленска отбита рус. казаками; ныне находится в кафедральном соборе г. Смоленска. В КБМЗ также хранятся выносная пелена «Спас Великий Архиерей», покровец «Распятие» и 6 фрагментов, сохранившихся на более поздних изделиях.

http://pravenc.ru/text/166215.html

Богородицы (имя отца, по-видимому, заимствовано из Жития прп. Александра Свирского). Склонный к уединению, Евстафий в юные годы оставил родительский дом и поселился в Макариевом калязинском во имя Святой Троицы монастыре. Родители хотели, чтобы сын вернулся домой, но по убеждению преподобного сами оставили мир и приняли монашество. Пробыв в обители 3 года, святой по откровению свыше ее оставил и, как сообщает Житие, ушел в Саввин Вишерский мужской монастырь. Там в 1437 г. в возрасте 25 лет принял постриг. Предание называет Е. учеником прп. Саввы Вишерского. Эти сведения, вероятно, основаны на Житии прп. Саввы, где упоминается его ученик Ефрем, к-рый вместе с преподобным участвовал в создании Вишерского мон-ря (прп. Савва поселился на р. Вишере, по-видимому, в 1414-1415) и после кончины прп. Саввы (1 окт. 1461) вместе с его учеником Андреем по завещанию наставника принял руководство братией. Однако отождествить Е. с учеником прп. Саввы, управлявшим после 1461 г. Вишерским монастырем, трудно, поскольку в 1414-1415 гг. Е. в соответствии с хронологией Жития был ребенком и не мог выполнять поручения прп. Саввы в Новгороде, связанные с устраиваемой Вишерской обителью; кроме того, к 1461 г. Е. уже подвизался в созданном им Перекомском мон-ре. Также не соотносится с Житием Е. известие в «Сказании о Валаамском монастыре» (сер. XVI в.) о создании Спасо-преображенского Валаамского монастыря пришедшими из Новгорода Е., «иже последи монастырь на Перековском острове на Илмене, велицем езере, съгради», и иноком Сергием ( Охотина-Линд. 1996. С. 167). По мнению Охотиной-Линд, Валаамский мон-рь был основан не ранее 1388 г. и не позднее 1415 г. Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент эмалевой иконы «Собор Новгородских святых». 1866 г. (СПГИАХМЗ) Прп. Ефрем Перекомский. Фрагмент эмалевой иконы «Собор Новгородских святых». 1866 г. (СПГИАХМЗ) Получив от Бога повеление удалиться в пустынное место, Е. по благословению настоятеля мон-ря (по сведениям Жития Е., прп. Саввы Вишерского) в 1450 г. ушел на оз.

http://pravenc.ru/text/182091.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010