В Трехсвятском храме (нижний этаж): за правым клиросом в особом киоте - образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас с образами: Спас Нерукотворный - со старинными венцами и ризой;Трех Святителей Вселенских - старинный, в углублении деки. В северной части трапезы придельный алтарь - во имя Вселенской иконы Божией Матери. С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ святого великомученика Федора Стратилата. На северной стороне паперти в пристройке - придел во имя святой великомученицы Варвары. В нем находились два замечательные образа: Живоначальной Троицы с житием праотца Авраама и Благовещения Божией Матери с житием написанные в конце в XVI – начале XVII века. 16 августа 1922 года прекратилась служба в Иоанно-Предтеченском монастыре. Храм не сохранился. Велико-Устюжский Иоанно-Предтеческий, 3 класса, основанный в 1262 году, в городе Великом Устюге, на так называемой Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборища податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь монастырь. Этот монастырь был прежде мужским, а в 1764 году, по перенесении в него Велико-Устюжского Преображенского женского монастыря, основанного около 1626 года, стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1695 году. Ежегодно 24 июня бывает крестный ход в монастырь из городского Успенского собора с чудотворною иконой Божией Матери Одигитрии. При монастыре помещается епархиальное женское училище и имеется богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Иоанно-Предтечев монастырь находится на северо-восточной окраине г. Устюга, на называемой ныне Ивановской, а прежде Сокольей горе. Монастырь сей основан в XIII столетии, обратившимся в христианскую веру монгольским баскаком Бугой, во святом крещении нареченным Иоанном, поставившим по сказанию церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. На место деревянной церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная же церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись. Сия деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную двухэтажную церковь. Мужеский Иоанно-Предтечев монастырь существовал до 1764 года, а в 1764 обращен в женский.

http://sobory.ru/article/?object=12554

Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц. Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в рус. традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Blahernitissa», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме К-поля. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано «Episkepsis» (Поручительница, Ходатаица или Покровительница); образы Одигитрии могут иметь надписи «Eleousa» (мон-рь Хиландар, Афон, XIV в.), «Peribleptos» (Прекрасная) и «Psuhosostria» (Душеспасительница) (обе — XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Keharitomene» (Преблагодатная) и «Pantabasilissa» (Всецарица) (обе — XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Odigitria» (Путеводительница) (XV в?, ЦАК МДА). Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник» («Zouodoxos Pege»), находившийся в одноименном храме вблизи К-поля. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика мон-ря Хора в К-поле; ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска мон-ря св. Павла на Афоне, 1423; рус. икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в рус. среде были распространены иконы, основанные на лит. эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора Нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др.

http://sedmitza.ru/text/398320.html

К 1763 г. библиотека монастыря включала ок. 50 богослужебных книг. Судьба собрания после закрытия П. Т. м. достоверно неизвестна. Архив Архив мон-ря формировался с момента основания обители. Основной сохранившийся комплекс документов с 1700 по 1917 г. находится в Гос. архиве Пензенской обл. (Ф. 128), отдельные материалы содержатся там же в фонде Пензенской духовной консистории (Ф. 182) и др. Святыни и достопримечательности Среди икон П. Т. м. к 1784 г. имелись: образ Живоначальной Троицы, одетый в новую, серебряную, кованую ризу с 3 богато украшенными позолоченными венцами и приложенным на серебряной цепочке крестом с мощами прп. Александра Свирского; Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе с венцом и вызолоченным убрусом; икона Живоначальной Троицы с 5 серебряными позолоченными венчиками; Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» с ризой и венцом из красной меди; образ Спаса Нерукотворного над царскими вратами с серебряными позолоченными окладом и венцом ( Дворжанский, Шишкин. 2012. С. 159-160). Главной святыней обители в нач. XX в. считалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», почитавшаяся как чудотворная (Православные русские обители. С. 390). Среди богослужебных книг выделялись 4 напрестольных Евангелия (1694, 1748 гг.; оба - с серебряными позолоченными изображениями креста и евангелистов; 1763 г.- на александрийской бумаге, обложенное серебряными чеканными досками с позолоченными изображениями евангелистов на них; 70-80-х гг. XVIII в.). В 1792 г. в П. Т. м. поступили церковные сосуды, серебряные с позолотою и финифтью, украшенные камнями. 15 окт. 1911 г. в П. Т. м. с Афона была доставлена копия чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» ( Дворжанский. История. 1999. С. 239). 14 марта 1922 г. в П. Т. м. произведено изъятие церковных ценностей (общим весом свыше 137,5 кг), в т. ч. было изъято ок. 70 риз и ок. 15 венцов с икон, украшения с 5 больших Евангелий, серебряная оправа с большого Евангелия, церковная утварь (4 кадила, 10 потиров, 10 дискосов, 4 ковша, 3 лжицы, 3 звездицы, 3 дарохранительницы, 18 блюдец) (Трудовая правда: Газ. Пенза, 1922. 66). Архитектурный ансамбль

http://pravenc.ru/text/2579948.html

Н. Захарова, научный сотрудник Кирсановского музея. Во второй половине XIX в. горожане решили обновить Успенский собор. Оплаченные купцом Н. В. Апоницким работы завершились к 1885 году. Обновленный храм освятил тамбовский епископ Виталий (Иосифов). Собор впечатлял своими размерами. К пятиглавой церкви, с главным престолом Успения Божией Матери и приделами в честь святителя Николая и Архистратига Божия Михаила, примыкала трапезная. В ней также было два престола: иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и праведного Симеона Богоприимца. Одной из главных святынь собора была икона Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, привезенная из г.Керенска вместе с купленной там деревянной Успенской церковью. Она все время пребывала в ней. Первые известия об этой иконе относятся к 1800 году. 18 марта в церковь с целью ограбления проник мещанин Петр Курилов. Когда грабитель набрал множество церковных вещей, взор его упал на икону Скорбящей Божией Матери. Увидев на главе Богородицы серебряный венец, он протянул к нему руку, но тут же получил несколько сильных ударов и неведомой силой был отброшен от святыни. Сильно испугавшись, вор бросил всю добычу и убежал. Со временем икона преображалась и становилась все краше. Так однажды, один кирсановский горожанин, пораженный неизлечимой болезнью, обратился с мольбой к Богородице перед этой иконой. После того, как отслужили молебен, он почувствовал, что исцелен. В благодарность за эту помощь исцелившийся обложил икону серебряной ризой в золотых венцах. И еще не раз жители получали помощь через чтимую икону Богородицы.  На высокой трехъярусной колокольне размещалось девять колоколов, звон которых разносился на многие версты от города. На Пасху разрешалось звонить в колокола, но язык громадного центрального колокола был настолько тяжел, что его трудно было раскачать. Под этим колоколом свободно размещалось 5-6 человек. Внутри собор " весь горел золотом " , а 112 окон позволяли свету заполнить все пространство храма, вмешавшего до 5000 человек. Отапливался храм двумя печами. Содержался за счет приношений прихожан и от доходов, которые давала гостиница, два магазина, две лавки, чайная и булочная.

http://sobory.ru/article/?object=42344

Убранство Вознесенского собора не сохранилось. Единственное, что от него осталось, – иконостас, после революции перенесенный в кремлевский собор во имя Двенадцати апостолов. Именно этим объясняется тот странный факт, что храмовый образ в иконостасе собора во имя Двенадцати апостолов посвящен Вознесению Христову, а не его ученикам. Доживший до наших дней великолепный барочный иконостас был исполнен довольно поздно – в самом конце XVII века и в стиле своей эпохи. Украшенный флемской «пламенеющей» резьбой, он символически представлял райский сад. Искусно вырезанные точеные плоды и цветы символизировали вечное цветение и райское изобилие, а виноградная лоза была символом самого Христа. Слева от царских врат – Феодоровская икона Божией Матери, покровительница династии Романовых. В марте 1613 года инокиня Марфа благословила Феодоровским образом на царство своего сына, Михаила Романова. Образы верхнего ряда иконостаса, скопированные с иллюстраций голландской Библии, посвящены Страстям Христовым. Святыней Вознесенского собора был древний образ Божией Матери «Одигитрии» («Путеводительницы»). По преданию, сама княгиня Евдокия спасла его из огня во время нашествия Тохтамыша в 1382 году. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и тогда знаменитый иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. В великие праздники эту икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот обители. (В наше время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее). В 1730-х годах в Вознесенском соборе были устроены два придела и оба – в память царственных особ. Первый, Успенский придел, основал брат царицы Прасковьи Федоровны, которая была женой Ивана Алексеевича, соправителя Петра I. Другой придел во имя иконы «Всех скорбящих Радость» устроила императрица Анна Иоанновна в память своей родной сестры Прасковьи Ивановны, дочери Ивана Алексеевича и Прасковьи Федоровны. Уже в 1737 году монастырь сгорел в великом пожаре, и императрица велела восстановить его. С тех пор в обители существовало особое празднование иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», почитающейся защитницей от огненного бедствия. Это празднование совершалось в первое воскресение после недели Всех святых.

http://pravoslavie.ru/775.html

Вспомним хотя бы некоторых избранников Божией Матери, которым Она являлась, и посмотрим, когда Она являла им Свою помощь. Так, преподобный Иоанн Дамаскин сначала много претерпел от врагов Церкви, защищая святые иконы своими писаниями, лишился своей десницы, и уже после этого Богоматерь явилась утешительницею его, исцелив ему руку, дабы снова могла она писать в защиту святых икон. А еще впоследствии, когда отличавшийся большою ученостью преподобный Иоанн пришел в лавру святого Саввы Освященного, прося принять его в послушание, то сколько ему пришлось испытать? На него было наложено послушание весьма тяжкое ничего не говорить и не писать относящегося к науке, которую он хорошо изучил. И он беспрекословно повиновался, пока один брат не попросил его своими умилительными песнопениями смягчить скорбь по умершем брате. После того строгий старец, несмотря на просьбы других добродетельных иноков, совершенно отказался принять преподобного Иоанна к себе в послушание, разве тот исполнит тяжелую епитимию очистит своими руками все отхожие места в обители и вымоет нечистоты. Преподобный Иоанн беспрекословно исполнил все требуемое. И вот, после того как он столько был испытан и достиг чрез свое смирение столь высокого духовного совершенства, Божия Матерь явилась старцу и велела ему разрешить преподобному Иоанну воспевать и писать все, что захочет. Точно так же и преподобный Серафим сделался любимым избранником Божией Матери после того, как он весьма много претерпел в пустыне и от злых людей, и от демонских страхований, и от болезней, ибо чрез эти-то скорби дух его столь и воспламенился любовию к Богу, сделавшись еще на земле способным предвкушать небесные радости и видеть являющихся из горнего мира. Научимся же, братие и сестры, и мы без ропота и уныния претерпевать очищающие нас скорби здешней жизни, ибо «несть радоватися нечестивым», – говорит Господь чрез одного из Своих пророков ( Ис. 48:22, 57:21 )! Самая вера наша чрез терпение скорбей сделается более твердою и молитва более дерзновенною, когда мы не будем видеть в скорбях что-либо случайное, но всегда будем прозревать в них научающую нас благодетельную Десницу Божию. Терпеливо ожидая «конца нашего терпения от Господа» ( Иак. 5, 11 ), мы будем замечать, как, хотя бы после долгого времени, исполняются на нас слова Христовы: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам... да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин. 15:7, 11 ). И не только сами мы будем иметь в себе радость, но и сделаемся еще утешителями других. Ибо лишь тот может быть утешителем других, кто сам претерпел многие скорби и сохранил веру среди них; утешения же человека, не испытавшего скорбей, бывают недействительны, как для Иова недействительны были утешения друзей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Все монастырские строения были снесены, кроме здания на монастырской Никольской заимке (совсем в другой части города), которое было приспособлено под светское учреждение. В 1997 году это единственное сохранившееся от монастыря здание было передано епархии. Ныне это храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». http://chelyabinsk.chelsi.ru/viewart.php?id=78; http://urpb.kirovka.ru/enc/index.php?id=1907; http://chelmuseum.ru/index.php?gl_page=76 Женская монашеская община в Челябинске возникла в 1848 году под руководством казачьей дочери Анны Полежаевой. 3 апреля 1862 году она занимала квартал, ограниченный улицами Большой, Степной, Никольской и Южным бульваром (ныне улицы Цвиллинга, Коммуны, Советская и проспект Ленина соответственно). В 1860 году была освящена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " . А в 1864 году был освящён Николаевский храм на загородном монастырском хуторе, где монахини занимались сельским хозяйством (сейчас это территория Ленинского района Челябинска). В 1896 году открылся вместительный храм Вознесения Господня. При монастыре работало 15 различных мастерских. Здесь писали иконы для уральских церквей. В золотошвейной и белошвейной мастерских вышивали стеклярусом и бисером; шили облачение, одежду и бельё. Монастырская пекарня готовила просфоры для всех челябинских храмов, работали переплётная, ковровая и столярная мастерские. В начале ХХ века в обители проживало более 360 насельниц. Одигитриевский - первый основанный в Челябинске - монастырь был крупнейшей южноуральской обителью. Официально статус монастыря получен в 1862 году. Монастырь располагал большим хозяйством: пашни и луга, леса и водоёмы, пасека, скотный и конный дворы, ветряная мельница, молочная ферма, фруктовые сады и теплицы. Здесь действовало три храма и две часовни, работала церковноприходская школа, функционировали приют для девочек на 25 человек, больница, мастерские. Как и подавляющее большинство православных монастырей в Советском Союзе, Одигитриевский не перенёс эпохи " ударного построения основ социализма " . Его закрытие пришлось на первые годы советской власти. Летом 1919 года, сразу после окончательного утверждения советской власти в Челябинске, Одигитриевский женский монастырь стал объектом пристального внимания большевиков, которых привлекали огромное монастырское хозяйство и архитектурный ансамбль в центре города.

http://sobory.ru/article/?object=35047

Вход в церковь один с западной стороны через крыльцо, в котором два окна. Внутри, по сторонам его живописные клейма - на право св. архистратига Михаила, налево ангела с ветвию в одной руке и с хартиею в другой. На хартии написано: " Господь сохранит вхождение и исхождение твое от ныне и до века " . Кругом картин приличная уборка. По входе в церковь, на левой стороне комната в одно окно, куда поставляются усопшие до их погребения. Церковь отопляется пятью русскими кирпичными печами. Своды храма и алтаря поддерживаются шестью большими четвероугольными столбами. Два из них отделяют алтарь от церкви. Помост алтаря возвышен над полом храма на одну ступень. Алтарь имеет в длину 4 сажени, ширину 6 сажен 2 аршина, высоту более 2 сажен. В нем три престола: средний, главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, на правой стороне в честь св. великомученика Георгия и на левой - преподобного Феодосия Тотемского чудотворца. Св. антиминсы на всех престолах атласные, священнодействованны преосвященными вологодскими: на первом - епископом Алексием в 1898 году, втором - епископом Феодосием в 1879 году и последнем - епископом Израилем в 1885 году. Престолы и жертвенники узаконенной меры из простого дерева, одежды на них парчовые. Потолок алтаря украшен живописными клеймами. Иконостас одноярусный с витыми колоннами, выкрашенный красною краскою и по местами золоченый. Царские врата во всех приделах деревянные, резные, на них обычные иконы Благовещения Божией Матери и четырех евангелистов. Из местных икон по своей древности замечательны: храмовый образ Рождества Богородицы и образ Воскресения Христова со страстьми; обе иконы написаны на холсте и имеют длины по 2 аршина, ширины 1 1/2 аршина, ризы на них медные, посеребренные. Прочие иконы в иконостасе новейшего письма. Из икон в прочих местах храма замечательны: 1) За левым клиросом икона Пресвятой Богородицы " всех скорбящих Радость " . Это копия с чудотворной иконы, находящейся в селении императорского стеклянного завода в Петербурге. Икона весьма художественной работы на золотом фоне, длины 9 аршин, ширины 7 вершков.

http://sobory.ru/article/?object=41440

В 1851 г. по благословению еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) и по инициативе игум. Антонины начался разбор обветшавшего Тихвинского храма (1826). Но из-за обрушения (22 мая 1852) сев.зап. стороны колокольни работы по возведению новой церкви были приостановлены. Тамбовская строительная комиссия предложила план нового храма. 22 сент. 1857 г. холодный 5-главый Тихвинский собор с колокольней был освящен еп. Тамбовским и Шацким Макарием (Булгаковым) , но в 1866 г. началась перестройка храма. В новой каменной трапезной 27 нояб. 1867 г. архим. Виктор освятил придел в честь Рождества Христова, 27 (24?) сент. 1870 г. еп. Тамбовский Феодосий (Шаповаленко) - др. придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 26 сент. 1861 г. в подвальном этаже, под трапезной, была освящена ц. во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонских. Храм впоследствии ремонтировался. На пожертвования кадомского купца М. Ф. Рожнова был построен и 29 июля 1897 г. лебедянским игум. Митрофаном освящен 3-ярусный резной позолоченный иконостас. В 1908 г. в Тихвинской ц. на средства почетного гражданина С. И. Москалёва установили 4 голл. печи. 24 сент. 1889 г. еп. Тамбовский Виталий (Иосифов) освятил домовую ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в 2-этажном деревянном на каменном фундаменте больничном корпусе для престарелых насельниц. Иконы из местного ряда этого храма, с правой стороны «Нерукотворный образ Спасителя», с левой - «Покров Пресв. Богородицы», в серебряных позолоченных ризах, украшенных драгоценными камнями, пожертвованы новой настоятельницей К. м. игум. Серафимой (Насоновой). В надписях, выполненных на обратной стороне этих икон, содержалось родительское благословение игумении. К 1867 г. на территории мон-ря находились каменный корпус, деревянный игуменский корпус, 7 сестринских флигелей (Справочная книжка. 1876. С. 30-31); каменная ограда, на вост. стороне граничившая с домами местных жителей и р. Пурсовкой, ок. 17 корпусов, где размещались мастерские и кельи. В 1900 г. на монастырском дворе, напротив юж.

http://pravenc.ru/text/1841119.html

Известно несколько списков с чудотворного образа. О первом известно со слов Кадышевой. В начале 1860-х годов монахиня Дивеевского монастыря написала копию иконы, которая в дальнейшем находилась в Нижегородском Спасском (Ярморочном) соборе. Её дальнейшая судьба неизвестна. Другая копия, написанная настоятельницей Раковского монастыря Анатолией, находилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома. Её судьба также неизвестна. В самарском храме апостолов Петра и Павла хранилась копия, известная как «нерукотворная», написанная крестьянином села Утевка Самарской губернии Григорием Журавлевым 13 февраля 1888 года. Нерукотворной она считается, так как Журавлёв был инвалидом от рождения, лишённым рук и ног, при работе над этой и иными иконами кисть он держал зубами. В настоящее время икона передана в Самарский епархиальный церковно-исторический музей. Также известен список с иконы, находящийся в Покровской церкви в Гатчине Ленинградской области. На иконе сохранилась надпись, что она «сооружена» 31 октября 1888 года усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря игуменьи Анатолии с сестрами в память чудесного избавления Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда». По материалам книг: Блок В.С., Катренко К.А. «Монастыри Самарского края (XVI-XX вв.)». Самара, 2002, с. 86-88. Якунин В.Н. «История Самарской епархии». Тольятти, 2011. с.58-59. Монастырские храмы: В 1863 году был построен и освящён первый храм обители. Это была деревянная, тёплая домовая церковь во имя Святой Троицы. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». Кроме неё в церкви также хранились частицы святых мощей и часть Животворящего креста Господня. Храмовый праздник отмечался 9 мая во имя Святой Троицы. К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена самарским епископом Константином 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница. Храмовый праздник отмечался 24 октября.

http://sobory.ru/article/?object=43465

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010