О том, что почитание мучениц было широко распространено не только в Европе, но и на Востоке, свидетельствуют первые тексты жития (возникли не ранее VII–VIII вв.), написанные на разных языках: грузинском, армянском, болгарском, латинском и греческом. На латинском языке имена святых мучениц звучат как Fides, Spes, Caritas et Sapientia, а на греческом – Пистис, Елпис, Агапи и София. Саркофаг с одной из частиц мощей св. Софии украшен стершимися от времени рисунками сцен из жития святых мучениц К VII веку относятся и два письменных документа, повествующих о паломничествах по Италии во времена папы Григория I Великого, изучение которых дало повод некоторым исследователям (например Ф.Х. Мерхи) сделать вывод, что существовали две группы одноименных мучениц, тела которых были погребены в разных местах. Так, гробницы мучениц Пистис, Елпис, Агапи и Софии находились «на кладбище святого Панкратия, на Аврелиевой дороге», а могила мучениц Fides, Spes, Caritas, Sapientia – «на кладбище святого Панкратия на Аппиевой дороге». Почитание мучениц было издавна широко распространено и на Руси, где при переводе на русский язык греческой версии жития произошла замена греческих имен отроковиц матери Софии – Пистис, Елпис и Агапи. Им подобрали эквиваленты на славянском языке – Вера, Надежда и Любовь. Имена мученич символичны: мудрость – мать трех христианских добродетелей: веры, надежды, любви. На византийских иконах святые Пистис, Елкис и Агапи изображались так, что их возраст не подчеркивался, за исключением изображения сцен мученичества. В древнерусской же иконописи появились иконы, где в центре представлена святая мать, а перед нейтри небольшие фигурки малолетних дочерей . В некоторых храмовых росписях и в иконописи святая София и мученицы Вера, Надежда и Любовь представлены вместе стоящими, одиного роста. То же можно видеть и на фреске в Кельнском соборе. В широко распространенном житии святых мучениц рассказывается, что они происходили из Италии. Их мать была христианкой и назвала своих дочерей именами трех христианских добродетей. Святая София и ее дочери не скрывали своей веры во Христа. Об этом стало известно императору Адриану, и тот повелел привести их в Рим. Призывая к себе по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12 лет, Надежде – 10, а Любови – 9) отказались. Тогда император приказал жестоко истязать их. Святую Софию подвергли тяжелейшему испытанию: ее не казнили, ей оставили жизнь, но оставили и безысходное горе: мать вынуждена была смотреть на страдания своих дочерей. Перенеся невиданные муки, три отроковицы мужественно встретили свою кончину. Святая София, «принявшая страдания за Христа не телом, а сердцем», похоронила дочерей недалеко от города и три дня не отходила от их могилы, пока не предала свою душу Господу.

http://pravoslavie.ru/3658.html

По мнению пр. Иосифа, цель учреждения в Глубоком училища для девиц духовного звания, равно как и других подобных училищ, имевшихся в виду, могла бы быть достигнута и легче и вернее учреждением нескольких приютов для сирот священно и церковно-служителей на том основании, как предположено было устроить подобный сиротский приют в Виленском монастыре. Правда, этот приют был устроен в 1868 году приблизительно на 40 человек, из коих лишь некоторое число воспитанниц могло пользоваться содержанием от монастыря, а остальные должны были платить за оное. Но, так как в число воспитанниц сего приюта поступало наибольшее число дочерей священников, не принятых в Виленское женское духовное училище, а также – чиновников и вообще разночинцев, то не только дочери псаломщиков, но и многих священников, не могли все воспользоваться образованием, предоставляемым училищами духовными, и потому многие священники, по прежнему, отдавали своих дочерей в светские учебные заведения, а псаломщики, за неимением средств, ограничивались лишь самым элементарным обучением своих дочерей, частью в народных училищах, а частью – дома. Нельзя сказать, чтобы духовенство Литовской епархии не сознавало необходимости увеличения числа училищ для его дочерей, испытывая иногда горькое чувство, когда дочь священника, даже и выдержавшая приемный экзамен, не могла быть принята в женское духовное училище, за неимением вакансий. А между тем, в то время, как в Минской епархии существуют два училища женских, из коих одно епархиальное, духовенство Литовской епархии с 1870 года и доселе все еще только проектирует или устройство Виленского женского училища духовного ведомства на другом месте, с большим количеством вакансий для его дочерей, или же расширения настоящего, причем главнейшею причиною этого промедления служит надежда на то, что правительство духовное само построить желаемое училище. Правда, пр. Алексию пришло на мысль 178 устроить новое женское духовное училище в Кобрине, в зданиях бывшего мужского духовного училища, дав ему устройство и программу учебных занятий, во всем подобную Виленскому женскому духовному училищу, только без иностранных языков, на 30 воспитанниц в каждом классе, в том числе и дочерей псаломщиков Литовской епархии, но преждевременная кончина архипастыря воспрепятствовала осуществлению его мысли, которая, при его энергии, перешла бы и в дело. Между тем, если бы в Слониме и Глубоком были открыты, по мысли Муравьева, училища для дочерей духовенства Литовской епархии, последнему, и особенно псаломщикам, не пришлось бы задумываться над вопросом относительно места для образования своих дочерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Текст перемежается фризовыми изображениями, сама композиция которых, ритм развития уподоблены движению строчек, слева направо. Бесплотные гибкие фигурки идентичны витиеватому узору ветвей дерев и лоз виноградника, и слова Спасителя «Аз семь виноградная лоза, а вы – мои ветви» обретает пронзительную ясность смысла. Тонкое древо креста Спасителя здесь воистину животворящее древо, поскольку его возрастание на поверхности белого листа вызывает ответный рост «всего живого»: вслед за его гибким подъемом вьются цветы и травы, раскрывается холмами и горками позем. Фигурки не имеют веса, повисают на кончиках пальцев ног и затканы, как и окружающий их природный мир, тончайшей паутинкой золотого ассиста. Золото, золотой свет, окутывающий все формы, поддерживая сквозное единство ритма, является самой материальной частью изображенного. Рисунок. См. изображение в оригинале Венское Евангелие (Вена, Национальная библиотека, gr. 154) доводит тонкую взаимосвязь миниатюр и текста до полной смысловой и зрительной неразрывности. Изображая слева от текста с проповедью Иоанна Предтечи самого Крестителя с протянутой в жесте обращения рукой, а справа – иудеев, к которым он взывает, миниатюрист делает восприятие рукописи до конца симультанным, наполняя давние приемы единства образа и слова новым, исчерпывающим смыслом. Текст, изгибаясь, отступает, чтобы дать в череде букв место таким же сквозным и невесомым, как буквы, фигуркам. Соотношение текста и декора не оставляет сомнений в том, что каллиграф и живописец работали вместе, без перерывов в процессе создания книги, как это часто имело место. Пульсация ритма изображений идеально совпадает с внутренним ритмом написания букв. Прозрачный шрифт и эфирные фигурки тают в пространстве пергаменного фона, удерживаясь на поверхности лишь золотой паутинкой ассиста. По заказу императора Михаила Дука была исполнена одна из самых совершенных рукописей этого времени – Новый завет с Апостолом (Библиотека Московского государственного университета, 2/2280) 1072 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но эта субстанция в так. случ. не может не быть признана без -личною, а поэтому – вещною . Философия С-ва, тонко- рационалистическая по своей форме, неизбежно есть философия вещная по своему содержанию. То, о чем учит С-ев, несомненно примыкает к савеллианству, к спинозизму, к шеллингианству, по крайней мере в его первом фазисе. – Учение С-ва о Софии и о Мировой Душе (эти два Лица у него то отождествляются, то различаются) изложено в: Волжский [А. С. Глинка], – Проблема зла у Вл. С-ва («Вопр. Религии», М., 1906, вып. 1-й, стр. 221–297). Лит. см.. Сюда надо добав. еще: Кн. Е. [Н.] Трубецкой , – Миросозерцание Вл. С. С-ева, М., 1913 г.; Э. Л. Радлов , Вл. С-в, СПб., 1913 г. – С-в называет Дж. Пордеджа (1625–1698 гг.) «специалистом по Софии». Действ., не только по происх. своему его теософск. система софийна, но и по содержанию она гл. обр. посвящена Софии, если не прямо, то косвенно. Откровение, ему бывшее 21-го, 22-го и 23-го июня 1675 г., описано им в небольш. соч., рус. рук. перев. кот., хранящийся у меня, озаглавлен: «София Вечная Дева Вечной Премудрости, открывшаяся Иоанну Пордечу». Теософское учение о Софии развито в особ. в «Бож. и ист. метаф.», Т. 2, кн. 2, гл. 5, отд. 3, §§ 44–58, стр. 202–213. 687 Подробности см. в Софийно-иконографической литературе. Ради удобства привожу библиографию ее, хотя и неполную (звездочками отмечены те книги или статьи, где имеются рисунки по Софийной иконографии): А. И. Никольский , – Статья в «Вестн. Археол. и ист., издаваем. Имп. Археол. Инст.», 1906 г., Вып. 17. (Мне не удалось видеть ее). – А. И. Успенский , – Иконопись в России до второй половины XVII века («Золотое Руно», 1906 г. 7–8–9). – Е. К. Редин , – Материалы для византийской и древнерусской иконографии. I. София, Премудрость Божия. («Археологические Известия и Заметки». Т. I, М., 1893). – Гр. М. [В.] Толстой , – Иконы Софии, – Премудрости Божией («Душеп. Чтен.» 1890 г., Ч. I, стр. 240–241, 458–460). – В. Арсеньев , – О Церковном иконописании («Душеп. Чтен.» 1890, Ч. I, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София († ок. 137) пострадали в Риме при императоре Адриане. Святая София, твердая христианка, сумела воспитать своих дочерей в горячей любви к Господу Иисусу Христу. Слух о благонравии, уме и красоте девиц дошел до императора Адриана, который пожелал их увидеть, узнав, что они христианки. Святые девы, понимая, с какой целью их призывает император, обратились с горячей молитвой к Господу, прося Его об укреплении их духовных и телесных сил в страданиях. Их самоотверженная мать радостно благословила их на мученический подвиг, убеждая дочерей не бояться кратковременных мук и твердо стоять за веру в Христа Спасителя. Когда святые предстали пред императором, все были изумлены спокойствием их духа. Казалось, они пришли на пир, а не на мучения и смерть. Адриан призывал по очереди всех трех сестер и ласково убеждал их принести жертву богине Артемиде, но получил от всех твердый отказ и согласие претерпеть все муки за Господа Иисуса Христа. Император приказал жестоко истязать сначала старшую – Веру, затем – Надежду и младшую – Любовь , стремясь устрашить юных христианок лютостью мучений старших сестер. Но Господь Своей невидимой силой сохранял их непоколебимыми. Мать их, святая София, видя истязание дочерей, проявляла необыкновенное мужество и находила в себе силы убеждать их терпеть страдания, ожидая награды от Небесного Жениха. И святые девы радостно приняли свой мученический венец. Святой Софии разрешили взять тела дочерей, чтобы предать их земле. Она положила их в ковчег, с почестями отвезла на колеснице за город, похоронила, три дня сидела у могил и, наконец, предала свою исстрадавшуюся душу Господу. Верующие погребли ее рядом с могилами ее дочерей. За великие муки матери, пережившей страдания и смерть своих дочерей, без колебаний предав их в волю Божию, святая София удостоилась быть прославляемой как великомученица. Мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо. Читать далее Источник: Минея. - М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Сентябрь. А. - 2003. – 924 с. ISBN 5-94625-051-5

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Против Златоуста выступило два обвинителя: его собственный бывший дьякон Иоанн и епископ Исаак. В “Библиотеке” представле-ны отдельно обвинения каждого из них: это не что иное, как собрание сплетен, многие совершенно смехотворного характера. Дьякон Иоанн обвинял Златоуста в его, Иоанна, незаконном преследовании за то, что он ударил одного из слуг. Далее, некий монах по имени Иоанн был избит и закован в кандалы вместе с бесноватыми. Также Златоуст обвинялся в распродаже священных сосудов и мрамора, предназначенного для отделки церкви. Вполне возможно, что так оно и было и что Златоуст употребил деньги на помощь бедным. Говорилось также, что Златоуст оскорблял духовенство, называя их людьми без чести, распущенными и никчемными ничтожествами. И это, вполне возможно, – и не без оснований – имело место. Далее: Златоуст якобы сказал, что епископ Епифаний – сумасшедший; организовал заговор против епископа Севериана, настроив против него высшее духовенство Констан-тинополя; написал клеветническую книгу против духовенства; созвал заседание клириков и обвинил трех дьяконов – Акакия, Евграфа и Иоанна – в том, что они спрятали его одежду с целью “употребить на Бог знает что”; избрал епископом Антонина, о котором якобы было известно, что он «ограбил гробницу” И так далее в таком же духе, всего 29 пунктов. Очевидно, что обвинения были либо откровенной клеветой, либо извращением действительного положения дел. Обвинения епископа Исаака были подобного же рода, и в них особенно подчеркивались сношения с оригенистами. (См. “Библиотека” Фотия, гл. 59.) Сам Златоуст на соборе не присутствовал, трижды отклонив приглашение явиться. После третьей неявки он был смещен in absentia и выслан из Константинополя. Это вызвало негодование некоторых епископов и простого народа, которые были на стороне Златоуста. В столице начались уличные волнения. Во избежание беспорядков он решил добровольно подчиниться распоряжениям собора и отправился в место своей ссылки в Вифинию, неподалеку от Константинополя. Феофил Александрийский не замедлил взять церковные дела в свои руки и начал восстанавливать смещенное при Златоусте духовенство. Но тут произошло непредвиденное событие, изменившее ход дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Теперь 1723 год. «Издан странн. Указ о дряхл., малолетн. etc.» Заметим снова это «странный» и прочитаем сплошь место из 1718 года, когда в Москву привезена первая жена Петра Евдокия Лопухина, а идет розыск по делу сына, выкраденного из-под Неаполя тайной русской службой и провезенного через Европу в Россию мимо всех выставленных застав. Следственные дела спутались одно с другим. Царица уличена в ношении мирского платья и угрозах именем своего сына, в связи с Глебовым. 15 марта казнены еп. Досифей, генерал-майор Глебов, в которого влюбилась вдова при живом муже, Кикин казначей и Вяземский. Баклановский, камер-паж Кикина, и несколько монахинь высечены кнутом, царевна Мария заключена в Шлиссельбург, царица высечена и отвезена в Н.Ладогу. Приведем полностью два пушкинских абзаца. «Петр хвастался своей жестокостию: Когда огонь найдет солому, говорил он поздравлявшим его, то он ее пожирает, но как дойдет до камня, то сам собою угасает’. 31 генваря П строго подтвердил свои прежние указы о нерубке лесов. 1 февраля запретил чеканить мелкие серебряные деньги. 6 февраля подновил указ о монстрах, указав приносить рождающихся уродов к комендантам городов, назнача плату за человеческие — по 10 р., за скотский, по 5, за птичий, по 3 (за мертвые); за живых же: за челов. — по 100, за звер. — по 15, за птич. — по 7 руб. И проч.  Смотри указ. Сам он был странный монарх!» Сам монстр. Искал уродов и гляделся в них как в зеркало. 5. Петр раздваивается. «Достойна удивления: разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые  нередко жестоки, своенравны и кажется писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего — вторые вырвались у  нетерпеливого самовластного помещика. ПВ. (Это внести в историю Петра обдумав.)» «Обдумав» здесь относится не столько к тому, как провести расколотого Петра через цензуру, сколько к трудности примирения с ним. Мы начинаем понимать, почему Петр пушкинских поэм должен быть какой он есть, сияющий герой, и почему именно этот Петр настоящий. На месте бахчисарайского фонтана, о котором Пушкину рассказывали подхваченную им легенду, в реальности он увидел развалины и заржавую трубку. Отношение поэмы о фонтане к заржавой трубке такое же, как отношение героя Полтавы и медного всадника к человеку, родившемуся на московском троне в 1672 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Учитель в Екатеринославской губернии Успенский Михаил Диакон Уткин Михаил Секретарь Зубцовской городской Управы Шерстняков Николай Заведующий Киржачского женского 2-кл. училища Владимировской губернии Выпуск 9-й 1884 г. Воробьев Клементий Занимается частной деятельностью Евдокимов Александр Учитель Александро-Ксеииевск. 2-кл. училища Корчев-ского уезда Жерноков Алексей Учитель Горицкого 2-кл. училища Корчевского уезда Зуев Федор Зыков Александр Диакон в Тверской губернии Иванов Василий Учитель Лукомского училища Ржевского уезда Колесов Алексей Учитель Струженского училища Новоторжского уезда Крылов Андрей Сведений не имеется Лебедев Иван Учитель-помощник в Тверском городском училище Маторин Арсений Окончил курс в Московском учительском институте Неклюков Григорий Учитель в Севастопольском городском училище Нечаев Михаил Сведений не имеется Носков Аитон Сведений не имеется Овчинников Алексей Романовский Василий Заведующий в Екатеринославском городском училище Шевяков Петр В 1885 г. выпуска не было Выпуск 10-й 1886 г. Борисов Иван Промышленное училище им. Чижова в г. Чухломе Костромской губернии Беляев Василий Учитель Успенского в г. Торжке училища Горький Ефрем Учитель Ново-Дмитриевск. училища Новоторжск. уезда Зверьков Иван Занимается частной деятельностью Иванов Иван Учитель Титовского училища Тверской губернии Ионин Арсений Заведующий Михайловско-Васильевского 2-кл. училища Тверского уезда Кирилин Димитрий Заведующий Выдроп. 2-кл. училища Новоторжск. уезда Куницын Василий Учитель Дымцевского училища Бежецкого уезда Матвеев Иван Учитель Скоморох. училища Новоторжского уезда Меркурьев Константин Воспитатель в Тверск. колонии малолетн. преступников Невинский Константин Учитель 2-кл. при Новоторжск. учительск. семинарии Рыкунов Владимир Учитель-помощник Солодовниковского городского училища в г. Москве Ширяев Михаил Заведующий Малаховского 2-кл. училища Ржевского уезда Выпуск 11-й 1887 г. Вершинский Иван Учитель Залогинского училища Тверского уезда Воронин Александр Заведующий 2-кл. училища в Калужской губернии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—93— писателей на Орфея и его значение в истории древнего мира. Евсевий Кесарийский в «Похвальном слове царю Константину» проводит очень ясную параллель между Христом и Орфеем в следующих выражениях: «Спаситель людей», говорит он, «посредством человеческого тела, которое Он восхотел соединить со Своим Божеством, всем даровал блага и спасение, подобно тому, как музыкант посредством лиры всем показывал свое искусство. Орфей, как рассказывается в греческих баснях, очаровывал своим пением всякого рода зверей и, ударяя плектром по струнам музыкального орудия, укрощал ярость диких животных. Греки воспевают эти чудеса и верят, что бездушная лира не только внушает кротость зверям, но что, повинуясь чарующей музыке, даже и деревья двигаются со своих мест. Точно таким же образом мудрейшее Слово Божественное, силой и могуществом Которого держится все, различным образом врачует души человеческие, погрязшие во всевозможных пороках, и, приняв в Свои руки человеческую природу, как бы некоторый музыкальный инструмент – творение Своей мудрости, начало бряцать таинственный песни уже не бессловесным зверям, а разумным существам, и врачеваниями небесного учения исцелило всю дикость в нравах греков и варваров, даже все неистовые и зверские страсти душ»... Видя в Орфеевой лире символ благодатного влияния учения Христова на сердца людей, христианская древность не ограничивалась впрочем сближением Орфея со Христом в пределах сложившегося о нем мифа, но проводила смысл последнего дальше, считала Орфея еще представителем возвышенного учения о Боге в древнем мире и едва ли не первым выразителем там монотеизма. Во многих местах своих сочинений Иустин Мученик говорит об Орфее, что сначала он был проповедником политеизма и учил о 360-ти богах, но под конец жизни раскаялся в своем заблуждении и передал своему сыну другое учение, столь чистое, как будто он лицом к лицу видел славу Божию 1321 . Основываясь на таком представле- —94— нии об Орфее, древне-церковная литература сохранила нам несколько отрывков Орфеевой поэзии, содержащих монотеистически-возвышенные представления о Боге, как о Духе и Творце всего существующего. Разумеется, не может быть и сомнения, что орфические поэмы в том виде, как они передаются Иустином Мучеником , Климентом Александрийским и другими, не только не могут принадлежать баснословному певцу фракийскому и появились уже в христианскую эпоху, под влиянием христианского учения; но уже самое имя Орфея, поставленное во главе их, показывает, каким сочувствием в то время пользовалась эта личность между христианами, и как легко могла она войти в круг символических изображений древнехристианского искусства. Эта мысль об Орфее пережила и эпоху первых церковных писателей, мужей апостольских с апологетами, и нашла место в сочинениях догматистов IV–V веков. Довольно указать для этого на Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Августина, Феодорита и Лактанция .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Образ написан темперой на доске (размер 125 ´ 88,5 ´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорус. иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) - главного центра Православия Белоруссии в тот период. Б. и. принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери - главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений. Особенности иконографии Б. и.: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Серебряный позолоченный оклад Б. и. (не сохр.) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г. На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Б. и., затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

http://pravenc.ru/text/153201.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010