Совр. художники, работающие в технике ростовской финифти, создают миниатюрные образы святых («Св. Сергий Радонежский Чудотворец, с житием», 1997, худож. М. А. Рожкова (Масленникова), фирма «Софрино»; «Святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский», 1992, Ростов, худож. Б. М. Михайленко, ГМЗРК; «Св. Димитрий, митр. Ростовский», худож. Н. А. Куландин, частное собрание, и мн. др.). Классификация видов Д.-п. и. по масштабу, материалу, степени творческой свободы, принятая искусствознанием Новейшего времени, отражает различие их восприятия секуляризованным сознанием и средневек. религ. сознанием, акцентировавшим смысловое единство архитектуры храма, произведений монументальных (мозаика, фреска) или станковых (иконы) форм и предметов церковной утвари и убранства, наполняющих церковное здание, что подтверждают описи церковного имущества, определявшие церковную утварь, уборы икон, облачения и книги как «церковное строение», «милость Божию». Их описания зачастую более подробны, чем описания иконографии образов, поэтому бытование той или иной иконы, прежде всего чтимой, прослеживается лишь благодаря особенностям ее убранства (оклада, привесов, прикладов). Для средневек. христианина был важен символический смысл материала, из к-рого исполнен предмет. Так, драгоценные материалы считались наиболее соответствующими предметам, предназначенным для совершения Божественной литургии или украшавшим жилище Божие. Тесная связь предметов Д.-п. и., в т. ч. произведений церковной утвари и убранства, с природным материалом и ремесленно-кустарными технологиями его обработки позволяла искусствознанию советского периода рассматривать их в контексте народного творчества. В совр. отечественной науке постепенно утвердился термин «церковная утварь» («церковное строение»), обозначающий произведения Д.-п. и., созданные для богослужения и украшения храма. К ним относятся богослужебные сосуды (потиры, дискосы, блюда, тарели, звездицы, копия, лжицы и др.); священнические ризы и облачения престола (антепендиум, индития); светильники (кандеи, паникадила, лампады); украшения икон (оклады, цаты, привесы), книг (оклады Евангелий), интерьера (хоросы, преграды, амвоны, купели); мелкая пластика (камеи и инталии, кресты и иконы из кости, литые кресты-энколпионы и дробницы); колокола. В средние века существовала традиция делать вклады «на помин души» в церкви и мон-ри в виде дарений предметов светской роскоши (ткани, одежды, посуда, украшения), в результате чего ризницы и интерьеры древнейших соборов, напр. Св. Софии в К-поле и Св. Софии в Киеве, стали первыми собраниями шедевров Д.-п. и. Сокровищницами произведений средневек. златоделия Зап. Европы являются ризницы соборов св. Петра в Риме, Сан-Марко в Венеции, св. Вита в Праге, соборов Генуи, Кёльна, Мадрида, Ахена, Лоретанского мон-ря в Праге и собрание Христианского музея в Эстергоме. В России знамениты ризницы Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ), собора Св. Софии в Новгороде (НГОМЗ), храмов Московского Кремля (ГММК).

http://pravenc.ru/text/171620.html

церковному художественному синкретизму, характерно для стиля модерн в нач. XX в., напр. для работ художников абрамцевского кружка и объединения «Мир искусства» (М. А. Врубель, В. М. Васнецов, Е. Д. Поленова и др.). Художники-авангардисты XX в., ставившие задачей преобразование человека посредством реформирования быта и условий жизни, часто работали в сфере Д.-п. и. (напр., рисунки для тканей В. Степановой 20-х гг. XX в.). Сочетание творческой свободы в трактовке образа, свойственной ведущим пространственным искусствам, с обилием форм и материалов Д.-п. и. стимулировало развитие дизайна - ведущей специализации совр. искусства, художественной промышленности и индустрии массовых товаров в XX в. С кон. XX в. в России активно возрождаются промыслы, специализирующиеся на изготовлении предметов церковного обихода.Ведущая роль в этом процессе принадлежит основанному в 1944 г. художественно-производственному предприятию РПЦ «Софрино», выпускающему более 3 тыс. наименований изделий, в т. ч. иконостасы, престолы, ограды на солею, настенную и напольную церковную утварь (киоты, панихидные столы, аналои), мебель для храма, паникадила, ювелирные изделия (иконы и оклады к ним, кадила, дароносицы и дарохранительницы, потиры, блюда, лампады, кресты, пасхальные яйца и т. п.). В швейном цехе изготавливаются облачения для священнослужителей, а также декорированные лицевым и орнаментальным шитьем плащаницы, покровы, хоругви, воздухи, скрижали и др. Церковные ткани высокого художественного качества выходят из златошвейной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Возрождением церковного искусства вышивки занимаются сестры Новотихвинского мон-ря Екатеринбурга, создающие храмовые и богослужебные облачения, шитые иконы и сувениры. С восстановлением в 1989 г. монастырской жизни в Свято-Троицком Ново-Голутвинском жен. монастыре в Коломне были созданы мастерские, среди к-рых особый интерес представляют вышивальная и керамическая, где изготавливаются расписанные в характерной бело-сине-золотой гамме иконы, миниатюрные скульптурные или рельефные композиции на тему монастырской жизни и др.

http://pravenc.ru/text/171620.html

В 1860-63 годы каменный храм был разобран и устроен новый более обширных размеров. В 1866-67 годах разобрана и построена вновь трапеза этого храма. Новый храм пятиглавый довольно величественный и изящной архитектуры  строился 12 лет. В новом храме было три престола: главный - во имя Живоначальной Троицы, в трапезе теплой – во имя св. Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери. Притч при церкви: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их приходилось около 1850 руб. в год. Дома у членов притча были собственные на церковной земле. Во второй половине XIX века  настоятелем Красненской Троицкой церкви были священники: Ксенофонт Смирнов, Иоанн Белавин, диаконами и псаломщиками: Евдоким Альбицкий, Иван Победоносцев, Николай и Василий Орловы, Михаил Сокольский и др. Внучки священника Троицкой церкви Евгения Красовского Нина Сергеевна Поспелова и Татьяна Сергеевна Подзорова рассказали, что храм строился около двенадцати лет и состоял из зимней и летней церкви. Летняя церковь была большой и высокой, в виде куба, увенчанная пятью большими главами. Внутри здания стояли четыре каменные колонны, на которых опирались крыша и главы церкви. Окна были большие и давали много света. Храм внутри богато украшен святыми иконами, а на стенах и потолках была художественная роспись на библейские темы. В иконостасе главного храма иконы художественной работы были из прежнего каменного храма. По преданию, эти иконы были писаны по заказу храмового создателя Синявина в Академии Художеств Санкт – Петербурга. Иконостас был до самого верха украшен золоченой резьбой и лепкой. Столбы были так же расписаны на религиозные темы, утварь и ризница церковная были богатыми. Пол выслан чугунными плитами с красивым рисунком. В здании была хорошая акустика и во время богослужения, в особенности, когда участвовал хор, всё помещение наполнялось торжественными звуками, что сильно воздействовало на настроение прихожан. Зимнее здание церкви было одноэтажное, но высокое и большое. Примыкало оно к зданию летней церкви с западной стороны и располагалось в одну линию с востока на запад: летняя церковь, зимняя церковь и колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=19124

Телефон: 8 (86391) 2-28-01 Подробнее... Храм святителя Димитрия Ростовского (Сальск) [ править править код ] Храм Святителя Димитрия Ростовского стал первым Храмом, возведенным в Сальске за полтора столетия. Новая веха в православной жизни сальчан началась в 2006 году, когда было принято решение о строительстве Храма Святителя Димитрия Ростовского на улице Крымского. Место для Святыни выбрано не случайно. Старожилы вспоминают, что когда-то в этом микрорайоне Сальска стояла церковь. Датой начала строительства нового Храма стало 7-е июля 2006 г. Именно в этот день архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном был отслужен молебен перед началом строительства и заложен первый камень в основание будущего Храма. В этом же 2006 году строители заложили фундамент. 7 апреля 2007 года на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, были начаты работы по кирпичной кладке. 21 сентября 2008 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы совершилась первая Божественная Литургия в цокольном этаже строящегося храма. Адрес: Россия, Ростовская область, г. Сальск, ул. Крымского, 25А Телефон: 8(86372)74120 Подробнее... Церковь Архангела Михаила (Новочеркасск) [ править править код ] В своё время в Черкасске, бывшей столице Донского казачества, был построен одноименный деревянный храм. После переноса столицы в Новочеркасск возникла необходимость переноса храма. Разрешение на перенос храма из Черкасска в Новочеркасск деревянной церкви было получено в декабре 1812 года от епископа Воронежского и Черкасского Антония, несмотря на то, что существовал запрет Св. Синода на перенос храмов из Черкасска в Новый Черкасск. Однако Св. Синод также дал согласие, но с условием, что после возвращения Донских казаков с полей сражений с Наполеоном, они должны были построить в Новочеркасске каменную церковь. В 1813 году храм разобрали и перевезли в Новочеркасск. Вместе с переносом деревянного Михайловского храма в Новочеркасск перевезли также богатую церковную утварь, иконы и т. д. По описи 1830 года в храме был многоярусный иконостас с резными украшениями и позолотой, иконы в серебряных окладах, запрестольные иконы старинного письма были украшены жемчужными ожерельями, золотыми накладками, вставками из изумрудов, бриллиантов и полудрагоценных камней и др.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовская_обл...

В 1897 г. были удлиннены к востоку боковые приделы собора. 5 декабря 1899 г. (по ст. стилю) была освящена часовня в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, которую построили слева от входа в храм немногим более, чем за год. Часовня сооружена старанием священника А.И. Таратина. Её освятил о. И.И. Сергиев (Кронштадтский). 8 мая 1903 г. собор посетил император Николай II с императрицами Александрой Фёдоровной и Марией Фёдоровной, великие князья Михаил Александрович, Владимир Александрович, Алексей Александрович, а также многочисленная свита. В этот же день о. Иоанном Кронштадтским в присутствии императора Николая II на Якорной площади был заложен Никольский Морской собор. 20 декабря 1908 г. скончался Иоанн Кронштадтский. Причт Андреевского собора понёс тяжёлую утрату. Гроб с телом о. Иоанна Кронштадтского был выставлен в Андреевском соборе для прощания. Народ беспрерывно шёл в храм всю ночь с 21 на 22 декабря. 24 декабря о. Иоанн Кронштадтский был похоронен по его завещанию в Иоанновском монастыре на Карповке. Вдова Елизавета Константиновна пережила о. Иоанна всего на несколько месяцев, и была похоронена 24 мая 1909 г. на кладбище у Андреевского собора. В 1913 г. был приведён в порядок соборный сквер и фонтан. До революционных событий 1917 г. церковная жизнь храма шла своим чередом. С 1918 г., после декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, начались гонения на духовенство. В 1922 г. прошла кампания изъятия церковных ценностей. Из Андреевского собора были изъяты почти все хранившиеся золотые предметоы и драгоценные камни, 49 пудов серебра (229 риз, 49 лампад, 9 ковчегов, и др.). В 1921 г. во время подавления кронштадтского восстания был повреждён шпиль Андреевского собора, утрачен крест, который восстановили в 1923 г. с большим трудом. Давление на церковь усилилось в конце 1920-х гг. Священников не хватало, выдвигались невыполнимые хозяйственные требования властей по содержанию действующих храмов. В декабре 1931 г. Андреевский собор был закрыт. В металлолом были отправлено 25 колоколов, в т.ч. 12 колоколов башенных часов, церковная утварь... Самый старый колокол собора был отлит в Москве литейным мастером Костанином Михайловичем Глазовым в 1752 г. Он весил 154 пуда 33 фунта. Другие колокола были отлиты в 1759, 1778 и 1789 гг. В 1894 г. странником Антонием были подарены часы с 12-ю колоколами (они били каждые 15 минут, и трижды в сутки звучали мелодии), а также большой колокол (он весил 583 пуда 18 фунтов, был отлит в Москве на заводе Финляндского), и набор из 9 малых колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=35051

В 2005-2007 гг. трудами и подвигами насельников скита был произведен капитальный ремонт здания храма Рождества Пресвятой Богородицы, в ходе которого полностью починили кровлю, возвели колокольню, установили купол над алтарной частью, переустроили храм изнутри. В скиту постепенно стала устраиваться монашеская жизнь, стали совершаться уставные богослужения. 29 июня 2009 года Священный Синод Белорусской Православной Церкви учредил в д. Великая Кракотка мужской монастырь в память святых преподобных Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия – Свято-Зосимо-Савватиевский Велико-Кракотский мужской монастырь Новогрудской епархии. 24 марта 2010 года в обитель в храм Рождества Пресвятой Богородицы была доставлена икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная с одноименной иконы монахами Дохиарского монастыря на Святой горе Афон специально для монастыря в д. Великая Кракотка. Каждый день перед иконой совершается чтение Акафиста и служится молебен. Современное состояние [ править править код ] В комплекс монастыря сегодня входят 2 храма, надвратная часовня с арочным проходом, трапезная для паломников, жилой монастырский комплекс, столярная мастерская, хозяйственные постройки, дом паломника, огород, пасека, пруд. Как архитектурный ансамбль обитель представляет живописную объемно-пространственную композицию. Центр композиции жилой корпус с домовой церковью в память преподобных Соловецких чудотворцев. В восточной части территории монастырского комплекса находятся столярная мастерская, хозяйственные постройки, пасека, пруд. В западной части на самом высоком месте возвышается церковь Рождества Пресвятой Богородицы, являющаяся доминатной ансамбля. Подсобное хозяйство Свято-Зосимо-Савватиевского Велико-Кракотского мужского монастыря находится в стадии развития и по состоянию на 2015 год включает участок пахотной земли (общей площадью 0,8 га), прудовое хозяйство (площадь бассейна 1,2 га), пчелиную пасеку (50 пчело-семей), домашнюю птицу (50 кур) и крупный рогатый скот (2 коровы). На территории нашего монастыря действует столярная мастерская. Здесь делают не только аналои, скарбонки, киоты, иконостасы и прочую храмовую утварь, но и изделия для дома (домашние иконостасы,полки для икон и лампадок и др.), которые делают мастерски, с любовью. Вся резьба по дереву в мастерской выполняется вручную. Мастерская принимает заказы для церквей и приходов по всей Беларуси.

http://azbyka.ru/palomnik/Зосимо-Саввати...

Наполнение программы в каждой конкретной экспедиции зависит от талантов, которыми обладают волонтеры и местные жители. Приоритет отдается текстам и мелодиям, которые посвящены местным святым (например, св. равноапостольной княгине Ольге, св. благоверному князю Александру Невскому и др.), народным песнопениям, романсам, патриотическим песням и добрым песням советского времени, авторским песнопениям и стихотворениям, авторскому исполнению своих же музыкальных композиций, театральным постановкам на тему народных сказок, ролевым играм на тему истории родного края. Все эти и другие программы предваряются или завершаются катехизацией, проповедью и, безусловно, Божественной литургией. На подготовку игр и мастер-классов для детей уходят месяцы, а для того, чтобы подготовить волонтеров к пению за богослужением, уходит почти год. За несколько месяцев до старта закупаются необходимые вещи (скажем, кисточки и краски). В некоторые случаях изготавливаются иконы в те храмы, где за годы запустения икон уже не осталось. Храмы и окружающая территория приводятся в порядок. Волонтеры привозят книги и церковную утварь в подарок. Совместно с местными пастырями подбирается красивое облачение. Сретенский автобус привозит из ближайших деревень местных жителей, для которых после богослужения проводится концерт и предлагается бесплатное угощение. В результате такие Литургии со Сретенскими волонтерами становятся целым событием для местных жителей. А престольные праздники храмов запоминаются на целый год. Все это создается молодыми добровольцами с большой любовью. Ключ к успеху любого подобного проекта – капитаны команд. В случае со сретенскими добровольцами – это подготовленные ребята из числа семинаристов. Даже учащиеся первого курса бакалавриата могут повести за собой молодежь, если будет организована хорошая подготовка и обеспечена техническая поддержка, которую в нашем случае обеспечивает Сретенский монастырь. «Мы не ожидали, что привлечем такое количество людей» Роман Миров , студент Сретенской духовной семинарии (экспедиция в город Дно):

http://pravoslavie.ru/122309.html

Николаевск-на-Амуре), а также по рекам Аргунь, Бурея и др. Только во время одного из своих миссионерских путешествий в июне 1857 г. В. обратил из язычества в христианство 154 чел. 13 июля 1856 г. возведен в сан протоиерея. В 1862 г. переведен в Благовещенск ключарем кафедрального собора и вскоре утвержден в должности исполняющего обязанности настоятеля собора, 22 сент. того же года определен благочинным среднеамурских храмов. 23 окт. 1863 г. назначен членом Камчатской консистории. В 1865-1866 гг. был направлен свт. Иннокентием в Москву и С.-Петербург для сбора пожертвований на устроение храмов в Приамурском крае. В исполнении этой задачи большую помощь миссионеру оказал Московский митр. Филарет, благодаря к-рому В. организовал в Москве особый фонд, на счет к-рого поступали пожертвования. Особенно большие отчисления были сделаны главным правлением Российско-Американской компании и московским купцом Г. М. Корниловым. После возвращения к месту служения В. 29 сент. 1866 г. был назначен членом комитета по устройству церквей Приамурского края, за труды и усердие на этом поприще 20 февр. 1867 г. ему была объявлена архипастырская признательность. Собранные пожертвования (40 тыс. р. серебром), а также облачения и утварь позволили епархии до 1870 г. построить и оснастить в Приамурском крае 15 правосл. храмов, благодаря правительственной субсидии появилась возможность пригласить священников из др. епархий. После перемещения 5 янв. 1868 г. свт. Иннокентия на Московскую кафедру В., взяв отпуск, сопровождал отца к месту нового служения, т. к. из-за слабого зрения святитель нуждался в секретаре. 11 июня того же года В. был зачислен в причт собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего московского мон-ря . Во все годы пребывания свт. Иннокентия на Московской кафедре В. был его ближайшим помощником. По завещанию митр. Иннокентия († 31 марта 1879) В. являлся его душеприказчиком. Однако полностью исполнить волю почившего В. не смог, т. к. скончался спустя немногим более года после кончины отца. Погребен в Новодевичьем мон-ре. В. был награжден орденами св. Владимира 4-й (1858) и 3-й (1877) степени, св. Анны 2-й степени (1868). Арх.: ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 664. Д. 104; ОПИ ГИМ. Ф. 194. Д. 2. Л. 1-16. Ист.: Письма Иннокентия, митр. Московского и Коломенского/Публ. И. П. Барсукова. СПб., 1897-1901. 3 кн.; Административные док-ты и письма высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Камчатского, по управлению Камчатской епархией и местными духовно-учеб. заведениями за 1846-1868 гг./Сост. В. Крылов. Каз., 1908. Лит.: Некролог//Моск. ЦВед. 1880. 30. С. 363-364; Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его соч., письмам и рассказам современников. М., 1883. А. А. Петров Рубрики: Ключевые слова: БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (1863 – 1922?), прот., принадлежал к плеяде " григорьевцев " - пастырей-миссионеров

http://pravenc.ru/text/150339.html

Идея построить церковь на территории машзавода возникла не случайно. Еще в 1844 году здесь – при богадельне, находившейся возле бывшего Васильковского моста через Упу – был освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», впоследствии разрушенный. На том месте в 2004 году открыта памятная доска. Когда на рубеже XX-XXI веков на заводе создавалась православная община, вопрос о выборе небесного покровителя Престола решался соборно. Сначала храм был обустроен в приспособленном помещении. В его строительстве, изготовлении Царских врат, некоторых киотов, иконостаса принимали участие почти все цехи и службы завода. Постепенно в заводскую церковь были привнесены святыни: частица мощей блаженного Иоанна Тульского чудотворца, праведного воина Феодора Ушакова, преподобного Ильи Муромца и Вифлеемских младенцев, старинные образы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение», святителя Николая архиепископа Мир Ликийских и др. Все это, как и многие другие иконы, Распятие, панихидный стол, утварь, подсвечники, перенесено в новый деревянный храм. Инициатором его строительства, приуроченного к 70-летию машзавода (оно отмечается 8 июля 2009 года)  выступил генеральный директор ОАО «АК «Туламашзавод» Е. А. Дронов. В момент принятия решения никто и не подозревал, что существует Клуб православных меценатов, который с одобрения Московской Патриархии  приступил к осуществлению масштабного проекта по массовому возведению храмов из деревянного бруса по всей России. Проект здания для машзавода разрабатывали специалисты из города Иваново. Сосновые бревна и березовый шпон привезены с севера. Высота под купол около 14 метров, купола с крестом – еще чуть более четырех метров. На звоннице установлены шесть колоколов, отлитых в Воронеже. Вес самого маленького 4 килограмма, самого большого –150 килограммов. Всю прилегающую территорию, газоны, фонтан, подсветку обустроили машиностроители. Ограда – уменьшенная копия решетки петербургского Летнего сада, которая, кстати, была создана в Туле на Байцуровском заводе и затем вывезена в северную столицу Российской империи, – выкована на дочернем предприятии «Металлург-Туламаш».

http://sobory.ru/article/?object=10432

Не лучшим оказалось и состояние храмов. Так, в ц. в честь Спаса Нерукотворного, по словам составителя записок, «все закоптело, всюду масса пыли… от спертого воздуха трудно дышать. В углах две неуклюжие печи, видно по всему, что они тепла дать не могут… Служебные книги буквально все истрепаны… Одежда на престоле вся полинялая, из синей обветшавшей материи. Другой на смену не имелось. Церковная утварь ветхая». Еще более ветхими оказались скотный двор, баня, погреб, амбар и др. хозяйственные постройки (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 13. С. 339-343). Главной задачей игум. Нектария стал капитальный ремонт всех зданий. В 1908 г. на средства благотворителей был куплен 311-пудовый колокол, затем приобретены вся необходимая богослужебная утварь, одежда, книги. Храмы и другие строения По описи 1567 г., в К. м. существовало 3 храма: соборный во имя свт. Николая Чудотворца, в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя прп. Димитрия Прилуцкого (Список отписной Коряжемского Николаевского мон-ря//АЮБДР. Т. 3. Стб. 388-397). Возможно, устроение храма, посвященного прп. Димитрию, связано с особым почитанием насельниками Прилуцкого подвижника. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные иконы преподобного, отмеченные в монастырской описи ( Мельник А. Г. Русские святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском мон-ре во 2-й пол. XVI в.//Ярославский пед. вестн. 2012. 1. Т. 1: Гуманитарные науки. С. 332). В 1631-1632 гг., при игум. Антонии, над воротами была построена Благовещенская ц., а на колокольню повешены часы, доставленные из Вел. Устюга. Вероятно, в 40-х гг. XVII в. началось возведение теплой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. Во вкладной и в кормовой книге мон-ря имеется запись о том, что в 1644 г. на строительство храма дал вклад 30 р. игум. Александр (впосл. епископ Вятский и Великопермский). По писцовым книгам 1625 и 1645 гг., в К. м. стояли деревянные холодный Никольский собор, теплая Димитриевская ц., надвратная Благовещенская ц., колокольня с 7 (в 1625) и с 9 (в 1645) колоколами.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010