иконописных подлинниках



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

На иконе с лошадьми - "Вода живая". Журнал о ...Искать в Источникеaquaviva.ru
... перед походом на Мамая. В богослужебных текстах святых называют «зодчии духовные», Божественною благодатию «на камени веры» наставляющие. Налицо аллюзия к ремеслу братьев. Почему же святые стали почитаться как покровители лошадей, а не строителей? Чудо о Флоре и Лавре Почитание святых братьев как покровителей лошадей возникло еще в Иллирии, придя на смену античному культу всадников — братьев Диоскуров. Согласно устному преданию, с открытием мощей святых мучеников в IV веке прекратился падеж скота. На Руси такая трактовка образа святых получила широкое развитие. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми. Этот иконографический сюжет называется «Чудо о Флоре и Лавре» и неизвестен в других Православных Церквах. Предание, послужившее для него основой, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу. Сюжет сложился в XV веке, а одна из самых ранних дошедших икона, новгородского письма, датирующаяся концом XV — началом XVI века, находится в собрании Третьяковской галереи. По иконописному подлиннику, то есть руководству для иконописцев о ... текст полностью ...
Преподобный Симон Воломский (комментарий в свете ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... когда И. Н. Некрасов обратил внимание на древнейший из известных на сегодняшний день список из Синодальной библиотеки (28) . В. О. Ключевский отметил, что текст начинается предисловием Пахомия Логофета к Житию митрополита Алексия в переработке «его псковского биографа Василия или какого-нибудь другого подражателя Пахомия» (29) . А. Н. Власов рассмотрел Житие как литературный памятник. Он предположил, что текст был написан на заказ одним из устюжских книжников (30) . М. Д. Каган обобщила сведения о Житии, накопленные к началу 1990-х гг. (31) Г. В. Маркелов выявил 4 описания прп. Симона в иконописных подлинниках (32) . Мною были освещены отдельные вопросы иконографии прп. Симона и опубликованы фольклорные материалы, собранные до 2000 г. (33) Ю. В. Шведова изучила лингвистические особенности памятника. Она показала, что отдельные черты памятника сближают его, скорее, с московской традицией, чем с севернорусской (34) . Отмеченные еще Ключевским достоверность и подробность Жития позволили использовать его данные в исторических исследованиях (35) . Наиболее ранний из сохранившихся списков жития ( ОР ГИМ, Синод. собр., № 406, л. 1–60 ) датируется концом XVII в. Большая часть ... текст полностью ...
Мученик Лавр ИллирийскийИскать в Источникеazbyka.ru
... мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре». Полные жития мучеников Флора и Лавра Иллирийских Святые мученики Флор и Лавр были братьями не только по плоти, но и по духу, так как оба единодушно веровали во Христа и угождали Ему добрыми делами. По занятию они были каменщиками. Учителями их были благочестивые мужи Прокл и ... текст полностью ...
Стоглавый Собор 1551 года читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Стоглавого Собора, В. Г. Брюсова подчеркивает, что “в условиях расширения границ Московского государства непосредственное руководство местными иконописными мастерскими стало практически невозможным, понадобились указания общероссийского масштаба, которые и были осуществлены Стоглавым Собором 1551 года” 26. Как считает Н. Андреев, в соборных определениях об иконописи отразились воззрения самого Митрополита Макария 27. А отец Димитрий Стефанович отмечает: “В ряду других постановлений — это одни из наиболее удачных и благотворных. Доказательством их плодотворности может служить то, что в иконописных подлинниках второй половины XVI в. и на протяжении всего XVII в. глава 43-я весьма часто встречается в качестве руководственного наставления для иконописцев” 28. Что же касается такого важного вида церковного искусства как пение, то соборные суждения известны исключительно в контексте богослужения и благочиния 29. Стоглав говорит о важности и необходимости духовного образования и обучения, чтобы у “священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища” ( гл. 26, с. 291 ) . Решение данной задачи, как видим, Собор возлагает на духовенство. Это соборное постановление ... текст полностью ...
Память прп. Варлаама Хутынского — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... нач. XVIII в., ГТГ ) повторяют одну композиционную схему и восходят, по-видимому, к древнему образцу. Вариант видения хутынского пономаря Прохора известен в монументальной живописи по росписи в ц. Илии Пророка в Ярославле (1680) , где в диаконнике был устроен придел В. Х., украшенный житийным циклом святого и зимнего Покровского придела той же церкви, расписанного в 1697 г. Среди др. житийных сюжетов отдельной композицией стало изображение погребения В. Х. на иконах-пядницах (кон. XVI в.) с записями (, ГРМ) . Этой сцене, единственной из всего жития, соответствует подробное описание в иконописных подлинниках (см. Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 68–70) . На протяжении XVXVIII вв. иконография В. Х. варьировалась: его писали то в куколе, то с непокрытой головой, то в игуменской шапочке, с бородой разной формы и длины. В иконописных подлинниках он также описывается по-разному: «Брада руса с проседью, менши Василья Кесарийскаго, на конци уже состряся» (РНБ. Перетц. № 524. Л. 82) ; «рус исчерна, брада до персей, узка, на главе схима, из под нея кудерцы знать, ризы преподобническия…» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 186) . Изображения В. Х. в игуменской шапочке ... текст полностью ...
Иконография посвященная прав. Иакову Боровичскому ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... обнаженными, полуобнаженными или одетыми в рубище, а также к облику прп. Алексия, человека Божия, по-видимому послужившему одним из источников рус. иконографии «нищенствующих» святых - блж. и прав. мирян (об этой традиции см. : Преображенский А. С.) Инок и юродивый: сопоставление 2 типов святости в рус. иконографии Позднего Средневековья Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: Статьи и мат-лы Ред. -сост. : Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 184-185, 189-196; Он же. Иконография Василия Блаженного: нек-рые проблемы (в печати) (.) Описания внешности И. помещены в иконописных подлинниках под 23 окт., в день памяти ап. Иакова, брата Господня, еп. Иерусалимского, - тезоименитого святого Боровичского чудотворца: «И святаго блаженнаго Иякова, иже Христа ради юродиваго Боровицкаго чудотворца. Ияков млад и наг, препоясан платом» (Большаков.) Подлинник иконописный. С. 41 (; «наг, препоясан платом») 30-е гг. XIX в. - ИРЛИ (ПД) . Перетц. № 524. Л. 76 об. ; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 178 (; «подобием млад, в портках, аки Иоанн Устюжский») посл. четв. XVII в. - БАН. Арханг. № 205. Л. 89 об. ; в подлиннике 20-х гг. XIX в. добавлено: «риза ... текст полностью ...
Святитель Варсонофий Тверской — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... [Димитрий (Самбикин) , архиеп. ]. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 81-84; Никанор (Каменский) , архиеп. Житие Свт. Варсонофия Казанский сб. ст. Каз., 1910; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 56, 88, 139, 587. Примеч. 93, 617. Примеч. 174; Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 44-45. Е. В. Липаков Иконография В. служил в Казани сначала как архимандрит, его изображения в фелони и монашеском куколе встречаются в миниатюрах лицевых Житий Гурия и В. Обычно он изображается как святитель в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках: «в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие», «в фелони и омофоре». Иконография близка к изображению архиеп. Казанского Гурия: «надсед, брада аки Гуриева» с отличием в форме бороды - «на конец раздвоилась» (эта особенность в изображениях иногда не прослеживается) . В. - «глубокий старец русского типа, сед с темнотой, борода узкая и длинноватая, волосы просты... можно писать его и в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Руководство к писанию икон св. угодников Божиих в порядке дней года: Опыт пособия для ... текст полностью ...
Иконография посвященная святителю Евфимию — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... упоминается во мн. иконописных подлинниках посл. четв. XVII в., где его внешность сравнивается с обликом свт. Иоанна Милостивого, прп. Иоанникия Великого: «Сед, брада Иоанна Милостиваго, испод вохра з белилом» (ИРЛИ) ПД (. Собр. Богословского. № 4. Л. 23) ; «В клобуке, сед, брада Аникиа Великого» (БАН. Арханг. № 205. Л. 85 об.) ; «Сед, в клобуке белом, ризы святительския» (ИРЛИ) ПД (. Бобк. № 4. Л. 32) . В рукописях XVIII в. более распространено его уподобление ап. Иоанну Богослову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась, на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 291; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 102) . Описание иконографии Е. приводится под 11 марта, 9 нояб., 15 или 16 окт. Прямоличный образ Е. с комментарием («сед, ри[за] камка голуба, верх кресты») был включен в число рисунков Строгановского лицевого подлинника (не сохр.) . В пособии для иконописцев 1910 г. В. Д. Фартусова указано, что он «типа русскаго, глубокий старец, сед, с большою, седою, густою и курчеватою бородой; на голове белый клобук, фелонь крещатая и омофор. Можно ... текст полностью ...
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... входили во владения Василия Степановича) . В житии рассказывается о благочестивой жизни, к-рую вел святой в миру, о его нищелюбии, заботе о вдовах и сиротах. В 1456 г. Василий Степанович принял постриг у первого игумена Иоанно-Богословского мон-ря Серапиона, прожил в иночестве 6 лет, был похоронен рядом с построенной им ц. Иоанна Богослова. (В нек-рых списках жития и у отдельных исследователей годом смерти В. назван 1467, однако эта дата является результатом неправильного прочтения и копирования текста жития. Несмотря на то что преподобный преставился 19 июня, в нек-рых месяцесловах и иконописных подлинниках его память помещена под 20 или 21 июня.) В. завещал мон-рю ежегодно устраивать в день его смерти угощение для всех пришедших. В 1552 г., в день памяти В. В., при большом стечении народа были обретены мощи святого. В том году был особенно сильный разлив Ваги и река смыла часть берега с монастырским кладбищем у ц. Иоанна Богослова, построенной преподобным, тогда уже ветхой. Среди обнажившихся захоронений был и гроб с нетленными мощами преподобного. В Иоанно-Богословском мон-ре началось почитание святого, его мощи тогда же были вновь захоронены у алтаря новой ц. ... текст полностью ...
печать библиотека Т. 25, С. 419-422 опубликовано: ...Искать в Источникеpravenc.ru
... мон-ря, или Ист. сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых Сост. : Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 21-83, 91-94, 141-150; Охотникова В. И. Описание Псково-Печерского первоклассного мон-ря Святыни и древности Псковского у. : По дореволюционным источникам. Псков, 2006. С. 101-130; он же. История княжества Псковского. Псков, 2009; Миротворцев М. Псково-Печерский мон-рь Святыни и древности Псковского у. 2006. С. 131-158; Филарет (Гумилевский) . В. И. Охотникова Иконография И. разрабатывалась в Псково-Печерском монастыре. Из-за местного почитания его имя отсутствует в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. В письменных источниках и лит-ре о мон-рях и церквах Пскова и его уездов сведений об иконах И. не обнаружено. Наиболее ранние известные изображения святого относятся к кон. XVIII - нач. XX в. Все они одного извода (преподобный представлен в полной схиме) , различаются только отдельными деталями. Предположительно первой иконой И. был нагробный образ, поводом для написания к-рого могли послужить события 1642 г. - переложение св. мощей преподобного в новую раку. Однако в переписных книгах Псково-Печерского мон-ря на протяжении XVII в. не упоминается ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: иконописных подлинниках
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"