иконописных подлинниках



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020

На иконе с лошадьми - "Вода живая". Журнал о ...Искать в Источникеaquaviva.ru
... перед походом на Мамая. В богослужебных текстах святых называют «зодчии духовные», Божественною благодатию «на камени веры» наставляющие. Налицо аллюзия к ремеслу братьев. Почему же святые стали почитаться как покровители лошадей, а не строителей? Чудо о Флоре и Лавре Почитание святых братьев как покровителей лошадей возникло еще в Иллирии, придя на смену античному культу всадников — братьев Диоскуров. Согласно устному преданию, с открытием мощей святых мучеников в IV веке прекратился падеж скота. На Руси такая трактовка образа святых получила широкое развитие. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми. Этот иконографический сюжет называется «Чудо о Флоре и Лавре» и неизвестен в других Православных Церквах. Предание, послужившее для него основой, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу. Сюжет сложился в XV веке, а одна из самых ранних дошедших икона, новгородского письма, датирующаяся концом XV — началом XVI века, находится в собрании Третьяковской галереи. По иконописному подлиннику, то есть руководству для иконописцев о ... далее ...
Евангелие в памятниках иконографии ...Искать в Источникеazbyka.ru
... встреча Спасителя с Иоанном. Секира у дерева, рыбы и драконы в воде – на шитой плащанице Афонохиландарского монастыря и на омофоре Сионского собора в Тифлисе (по фотографии) . На шитом образе из коллекции С. -Петербургской Духовной Академии: Спаситель без перевязки, смиренно склонив выю, стоит в Иордане; Иоанн и три ангела – обычно. Вверху Бог Отец с державой в руке и Св. Дух; в воде Иордан – обнаженный мужчина с длинными волосами – с изумлением смотрит на Иисуса Христа; море – нагая женщина – удаляется прочь. Изображение обрамлено высокими горами, за которыми видны две толпы народа. В иконописных подлинниках. Строгановский (рис. 82) 1286: широкая река среди двух высоких скал; Спаситель обнаженный с благословляющей десницей; Иоанн и три ангела – по обычаю. В небесах Бог Отец благословляет обеими руками. В воде – рыбы, море – на большой рыбе и Иордан удаляющийся. Подлинник сийский ( л. 197; см. рис. 83 ) дает тот же перевод, но: Иордан – полуобнаженный старик с небольшой урной в руке, море – женщина в короне. Вверху проповедь Иоанна Предтечи народу, выступающему из города, и Бог Отец, сидящий на херувимах с четырьмя символами евангелистов внизу. Греческий теоретический ... далее ...
Избранные жития святых. Том 1, Часть 5 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Димитрия как избранника Божиего. По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом повсеместно по всей России началось прославление князя. Уже вскоре после кончины его были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и «Житие». В житии отмечаются христианское великодушие и большая любовь к народу, сочетавшиеся с широкой благотворительностью. Сохранились и иконографические изображения великого князя – на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате. Описание образа князя можно прочитать и в «Иконописных подлинниках» (под 9 мая) . Память о великом князе жива всегда и особенно увеличивается в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну имя князя Димитрия в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия стояло рядом с именем святого Александра Невского; оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Именем Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих. Святой благоверный князь Димитрий Донской был прославлен в лике святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном ... далее ...
Евангелие в памятниках иконографии ...Искать в Источникеazbyka.ru
... акафиста находятся и в музеях, и в церквах; например, в музее С. -Петербургской Духовной Академии, в Пятницкой церкви в Новгороде, в Грузинской церкви в Москве 354. В них обычно повторяются две, три и даже четыре композиции благовещения. Основные формы их одинаковы в памятниках греческих и русских; но в последних античный бассейн иногда заменяется простым деревянным срубом, копией русского колодца (иконы пятницкая и Постникова) , а на иконе С. Ушакова паря́щий над Богоматерью архангел-благовестник держит в руке венец. Перевод благовещения на колодце обозначается и в некоторых русских иконописных подлинниках 355. Последовательность, с какой проходят разнообразные формы благовещения в памятниках православного искусства, не есть явление случайное. Случайность и личный произвол противоречат основным требованиям византийской и русской иконографии, опирающейся на объективные начала и выражающей в своих формах ту или другую сторону древнего предания. Приступая к изображению благовещения, первые христианские художники должны были прежде всего обратить внимание на Евангелие Луки и в нем искать основания для его художественного выражения. Евангелист Лука сообщает, что ... далее ...
Иконография посвященная святителю Евфимию — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... упоминается во мн. иконописных подлинниках посл. четв. XVII в., где его внешность сравнивается с обликом свт. Иоанна Милостивого, прп. Иоанникия Великого: «Сед, брада Иоанна Милостиваго, испод вохра з белилом» (ИРЛИ) ПД (. Собр. Богословского. № 4. Л. 23) ; «В клобуке, сед, брада Аникиа Великого» (БАН. Арханг. № 205. Л. 85 об.) ; «Сед, в клобуке белом, ризы святительския» (ИРЛИ) ПД (. Бобк. № 4. Л. 32) . В рукописях XVIII в. более распространено его уподобление ап. Иоанну Богослову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась, на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 291; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 102) . Описание иконографии Е. приводится под 11 марта, 9 нояб., 15 или 16 окт. Прямоличный образ Е. с комментарием («сед, ри[за] камка голуба, верх кресты») был включен в число рисунков Строгановского лицевого подлинника (не сохр.) . В пособии для иконописцев 1910 г. В. Д. Фартусова указано, что он «типа русскаго, глубокий старец, сед, с большою, седою, густою и курчеватою бородой; на голове белый клобук, фелонь крещатая и омофор. Можно ... далее ...
ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... брада Власиева же, рука видет молебна и у всех») Большаков. Подлинник иконописный. С. 125-126 (; «Исаакий бе в лето 5868; подобие зри месяца маия в 30-й день. Далмат, подобием вельми стар и сед, брада и власы аки Власиевы, ризы преподобническия. Сей на третием Вселенском соборе много на ересь Несторианскую подвизася, и во архимандриты его отцы поставиша во обитель Далмацкую. Фавст сын Далматов; подобием рус, власы с ушей, брада подоле гораздо Николины, прота, ризы преподобническия, в руках четки») Филимонов. Иконописный подлинник. С. 407 (. Несмотря на общее сходство описания И. в иконописных подлинниках, необходимо отметить разные варианты уподоблений его облика в текстах на май и авг.) ср. также описание под 3 авг. : «Преподобный отец Исакий, аки Стефан, рус, брада проста, доле Николины» - Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 107-108, 130 (. Лит. : Серафимов В. И., свящ., Фомин М. И.) С. -Петербургский Адмиралтейский собор во имя свт. Спиридона, Тримифунтского чудотворца: История и описание собора. СПб., 1906; Антонова, Мнева. Древнерус. искусство в собр. П. ... далее ...
ИОВ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... дослiдження та реставрацiя: Мат-ли Х мiжнар. наук. конф. Луцьк, 17-19 вересня 2003 року. Луцьк, 2003. С. 138-139; см. также: Ровинский. Словарь граверов. Стб. 639. № 6 (. По др. версии, авторами были граверы Иосиф и Адам Гочемские, работавшие в 40-70-х гг. XVIII в. в Почаевском мон-ре) Турченко. 1964. С. 262-265 (. В собрании НИМУ хранится коллекция гравюр 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в., поступивших из типографии Почаевской лавры в ЦАМ КДА) Каталог збережених памяток. 2002. С. 64. № 399-506 (.) Прп. Иов Почаевский. Икона. 30-50-е гг. XIX в. (Успенский собор Почаевской лавры) В иконописных подлинниках описания внешнего облика И. не обнаружены. Сохранившиеся иконописные образы И. относятся гл. обр. ко 2-й пол. XIX - XX в. В основном они находятся в мон-рях и храмах Украины, Волыни, южнорус. земель (Белгородская, Воронежская епархии) . Наиболее распространенный извод, сформировавшийся после 1831 г., составляют ростовые или поясные прямоличные изображения святого с небольшой седоватой бородой, в мантии и схиме с куколем на голове; правой рукой он благословляет или держит игуменский посох, в левой - развернутый свиток ( текст: Пс 15. 10 ) . Как правило, иконы И. ... далее ...
Святость. Краткий словарь агиографических ...Искать в Источникеazbyka.ru
... теми же Божественными энергиями, которые сообщал Своим иконам Христос. Разработка богословия иконы сказывается и на самой византийской (а позднее и славянской) иконографии. Святые на иконах предстают не в своем земном служении (как это обычно для западной иконографии) , а в своей небесной славе, обоженные и предстоящие Богу в Царстве Небесном. В появляющихся несколько позднее иконах святых с клеймами, изображающими житие святого, клейма служат лишь дополнением к его основному образу, изображающему святого во славе. Вырабатываются определенные типы изображения святых, фиксируемые в так наз. иконописных подлинниках; основное значение при этом имеет не конкретное житие святого, но тот лик (разряд) , к которому он принадлежит. В ходе этого же развития в Восточной церкви появляется иконостас как преграда, отделяющая святая святых (алтарь) от остального храма. При этом алтарь по преимуществу соотнесен с Царством Небесным как местом невидимым, неотмирным пространством, а лики иконостаса выступают как “видимые свидетели мира невидимого” (о. П. Флоренский) , являющие верующим Славу Небесную. Исповедник ( гр. [греч]?????????? , лат. confessor ) , древнейший разряд святых, ... далее ...
ИОНА • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... мон-ря, или Ист. сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых Сост. : Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 21-83, 91-94, 141-150; Охотникова В. И. Описание Псково-Печерского первоклассного мон-ря Святыни и древности Псковского у. : По дореволюционным источникам. Псков, 2006. С. 101-130; он же. История княжества Псковского. Псков, 2009; Миротворцев М. Псково-Печерский мон-рь Святыни и древности Псковского у. 2006. С. 131-158; Филарет (Гумилевский) . В. И. Охотникова Иконография И. разрабатывалась в Псково-Печерском монастыре. Из-за местного почитания его имя отсутствует в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. В письменных источниках и лит-ре о мон-рях и церквах Пскова и его уездов сведений об иконах И. не обнаружено. Наиболее ранние известные изображения святого относятся к кон. XVIII - нач. XX в. Все они одного извода (преподобный представлен в полной схиме) , различаются только отдельными деталями. Предположительно первой иконой И. был нагробный образ, поводом для написания к-рого могли послужить события 1642 г. - переложение св. мощей преподобного в новую раку. Однако в переписных книгах Псково-Печерского мон-ря на протяжении XVII в. не упоминается ... далее ...
АЛФАНОВЫ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 95) . По сведениям «Сказания» (по списку Новгородской Погодинской летописи) , в 1775 г. весь Сокольницкий мон-рь выгорел, инокини были переведены в Михалицкий мон-рь, а мощи братьев перенесены в Антониев мон-рь и установлены в приделе ап. Иоанна Богослова соборного храма в честь рождества Богородицы (БАН. 17. 8. 25. Л. 113-114об., кон. XVIII в.) . В честь этого события установлено 2-е местное празднование - на 4 мая. Более ранние изображения А., к-рые могли находиться у раки святых после обретения мощей и прославления, в наст. время неизвестны; нет описания внешности преподобных и в иконописных подлинниках (Маркелов. 1995. С. 42) . Возможно, икона 1701 г. стояла у истоков сложения иконографии А. и являлась иконографическим образцом при создании их последующих изображений, напр. для упоминаемой в Описи 1939 г. иконы из придела свт. Тихона Задонского ц. Сретения Господня Антониева мон-ря в Новгороде ( ГАНО. Р-138. Ед. 24. Л. 21 ) . А. изображаются также в ряду др. подвижников в композиции «Собор новгородских святых», получившей распространение в XVIII в., на иконах «Новгородские чудотворцы» XVIII в. из собрания А. М. Постникова (Маркелов. С. 399) , «Образ ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020

Постоянная ссылка на эту страницу: иконописных подлинниках
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"