Града Каргополя Святыя 337. Преподобный Александр игумен Успенскаго монастыря Ршевенский чудотворец, преставися в лето 6997 месяца апреля в 20 день В 80 верстах от Белозерска, в Ваше-озерской волости, жил зажиточный и благочестивый замледелец Никифор Ошевин. Младший сын его Алексей поступил на 18 году в Кириллов Белозерский монастырь и там, спустя 9 лет, принял пострижение с именем Александра и удостоен священства. С благословения своего игумена и при помощи родного отца, он выбрал место на р. Чуруге, в 44 верстах от Каргополя. Там собралась к нему братия; преп. Александр основал монастырь, называемый Успенским – Ошевенским. В подвижнических трудах преподобный провел в своей обители 27 лет и мирно предал дух свой Господу на 52 году жизни, 20 апреля 1479 г. Мощи свидетельствованы были, по распоряжению митрополита Антония, Варлаамом епископом Вологодским. Ныне св. мощи его почивают под спудом в главном храме обители его, построенном в 1707 г. Житие, написанное в 1567 году иеромонахом Ошевенского монастыря Феодосием, В.О. Ключевский называет «превосходным по содержанию» (стр. 298). Память преп. Александра празднуется 21 апреля. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием брада черна, надседа, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, и власы главныя черныя; ризы преподобническия и в схиме». (Филимонов, стр. 52). 338. Преподобный Никодим пустынник Кожеозерский чудотворец преставися в лето 7148 месяца июля в 3 день Урожденец Ростовского уезда, сын крестьянина Николай, ремеслом кузнец, постриженный в Чудове монастыре с именем Никодима, в 1602 году перешел в Кожеозерский монастырь. Здесь прожил он полтора года. Потом, желая работать Господу в глубоком безмолвии, в 5 верстах от обители, при речке Хузьюге, поставил себе келлийцу и в ней начал подвизаться. Здесь прожил он безвыходно 35 лет, подражая Павлу Фивейскому. Около хижины был у него огород, где сам он возделывал землю; в другое время любил ловить удочкою рыбу, но плодами рук своих делился с обителью; воду носил себе из реки за версту, совершая дорогою молитву; он только сидя предавался дремоте, ночь же проводил в молитве. Когда Никодим сильно изнемог от старости, игум. Иона убедил его перейти в обитель. Здесь, причастившись св. Таин, мирно предал он дух свой Богу, 3 июля 1640 г. Мощи его покоятся в храме св. Николая давно упраздненной Кожеозерской обители; лик его изображен на гробнице, обитой медью. Клобук и епитрахиль его целы (Филарет, «Рус. Св.», июль стр. 39, л. 40). Память – 3 июля. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием надсед, брада черна, продолговата, не широка, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 61). 339. Преподобный Иоанн Власатый, иже бысть трудник в девичье монастыре, преставися в лето 7100

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый образ в иконографии русских святых Доклад на Пленарном заседании VII Пименовских Чтений Саратов. 11 декабря 2009 г. 20.01.2010 695 Время на чтение 25 минут Написание икон святых является древней традицией Православной Церкви. Взирая на святые образы, верующий человек, согласно постановлению VII Вселенского Собора, возводит свои мысленные очи к Подвижнику, пребывающему в небесных обителях, воздавая при этом благоговейное почитание написанному его изображению. Это особенно ярко показывает единство Первообраза и иконного образа. Как пишет известный богослов-агиограф архиепископ Сергий (Спасский), мы «чрез почитание святых икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих»1. Ниже он продолжает: «Для Господа Бога святые иконы служат орудием проявления Его Божественной силы к нашему спасению: чрез них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней»2. В каждом православном храме имеется множество различных икон, на которых изображены святые подвижники. Они стали привычны и близки сердцу православного верующего человека. Но в почитании каждого Святого всегда имел место такой трогательный момент, как написание его первого образа. Впервые данный вопрос о написании образа новопрославленных святых встал на Руси после принятия Крещения в связи с канонизацией святых страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015; пам. 2 мая). Причисление церковным Собором к лику святых угодника Божия благочестия влечет за собой написание ему Службы, Жития, а также указания - как писать его образ. Иконографические данные о святых суммированы в Иконописном Подлиннике. «Плод просвещения Древней Руси... Подлинник возник и развивался на основе Прологов, Миней, Житий святых и Святцев, будучи таким образом полным выражением всех сведений древнерусского иконописца, литературных и художественных... Наши древние иконописцы стояли во главе просвещенных людей Древней Руси, что они засвидетельствовали созданною ими художественно-литературною системою Иконописного Подлинника»3. Эпоха Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.), благодаря усилиям которого на Московских Соборах 1547, 1549 годов было канонизировано множество русских святых, в ряду других обобщающих церковно-культурных, исторических начинаний дала и Иконописный Подлинник. Можно сказать, что расцвет иконописания на Руси одновременен с расцветом почитания русских святых. Исторически первый образ Святого нередко предшествовал указаниям Иконописного Подлинника. История появления первых образов святых различна4.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Несмотря на свой крайнюю отсталость сравнительно с западным, наше искусство, следуя своим историческим судьбам, выработало в своей среде такой великий, монументальный факт, который должен быть постановлен наряду со всем, чем только может гордиться искусство на западе. Этот великий памятник, это громадное произведение русской иконописи – не отдельная какая-нибудь икона или мозаика, не образцовое создание гениального мастера, а целая иконописная система, как выражение деятельности мастеров многих поколений, дело столетий, система, старательно обдуманная, твердая в своих принципах и последовательная в проведении общих начал по отдельным подробностям, система, в которой соединились в одно целое наука и религия, теория и практика, искусство и ремесло. Этот великий памятник русской народности известен под именем Иконописного Подлинника, то есть, руководства для иконописцев, содержащего в себе все необходимые сведения для написания иконы, технические и богословские, то есть, не только практически наставления, как заготовлять для иконы доску, как ее загрунтовывать левкасом, или белой мастикою, как накладывать золото и растирать краски, но и сведения исторические и церковные о том, как изображать священный лица и события, соответственно Св. Писанию и преданиям церкви. Плод просвещения древней Руси, ограниченного тесным объемом церковных книг, Подлинник – возник и развивался на основе Прологов, Миней, Житий Святых и Святцев, будучи таким образом полным выражением всех сведений древнерусского иконописца, литературных и художественных. Как на западе великие художники стояли в уровень с современным им просвещением и заявили свой деятельность столько же в искусстве, сколько и в литературе и науке; так и наши древние иконописцы стояли во главе просвещенных людей древней Руси, что они засвидетельствовали созданной ими художественно-литературной системой иконописного подлинника, из которой ясно видно, что относительно своего времени они были несравненно образованнее, нежели новейшие русские художники относительно современного им состояния просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Том 1 Том 2 Том 3 Содержание Предисловие Общие понятия о русской иконописи 1. Сравнительный взгляд на историю искусства в России и на Западе 2. Русский иконописный подлинник 3. Метод изучения русской иконописи. – Источники иконописного предания 4. Изящество иконописного предания. – Природа и идеальность. – Иконописные типы 5. Отличие искусства русского от западного по способу представления иконописных предметов Отзывы иностранцев о русском национальном искусстве Мнение Г. В. Шульца о позднейшей византийской иконописи Жития русских угодников, как один из главных источников для истории русского церковного искусства Краткое обозрение истории византийского искусства «Жизнь Иисуса Христа» Ренана и современное церковное искусство на Западе Сравнение одного рельефа на портале Пармского баптистерия с миниатюрой Углицкой Псалтири XV века Московские молельни Для характеристики Древнерусского иконописца Символика христианского искусства в русских рукописных сборниках Современный вопрос о значении христианского музея в народном просвещении Новые иконы академика и профессора Е. С. Сорокина Сказание о создании церкви Св. Софии Сказание о создании великой Божией церкви святой Софии, еже в Константине граде. Юже создал благоверны царь Иустиан в лето 6060 ста на царство и быс всего царства его лет 34 Приложения О русских народных книгах и лубочных изданиях О народах на Страшном суде Образцы иконописи в Публичном Музее. В собрании П. И. Севастьянова Картины Русской школы живописи, находившиеся на Лондонской Всемирной выставке. (Выставлены для Московской публики в зале 1-й Гимназии, у Пречистенских ворот) Иконописное братство Издания Московского Публичного Музея Домашний быт Русских Царей в XVI и XVII столетиях Заметки из истории Чешской живописи Археологическая драгоценность Догадки и мечтания о первобытном человечестве Клинообразные надписи Ахеменидов в издании профессора К.А. Коссовича     Предисловие Издание сочинений покойного академика Ф.И. Буслаева , предпринятое Отделением русского языка и словесности, открывается трудами незабвенного ученого по русской археологии и истории искусства, хотя эти труды в его научной деятельности стояли несомненно на втором плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

I. Града Киева Святые 1. Святая великая княгиня Ольга во св. крещении Елена, крестися в лето 6463, преставися месяца июля в 11 день Супруга великого князя Игоря, мать великого князя Святослава. Родилась близ нынешнего Пскова, тогда еще не существовавшего; по смерти мужа управляла Русскою землею; приняла св. крещение в Царьграде в 957 году. Ум. 11 июля 969 годп. При внуке ее, равноапостольном князе Владимире, в 996 году обретены нетленные ее мощи и перенесены в созданную им Десятинную церковь в Киеве. Во время нашествия татарского на Киев, мощи св. Ольги были сокрыты под спудом, а потом, как гласит предание, вновь открыты Петром Могилою , при сооружении им, на развалинах Десятинной, новой церкви, гдн и почивали они до начала XVIII века, когда, вследствие несчастных обстоятельств, вновь сокрыты в неизвестном месте (Макарий, «Истор. Русск. церкви», 1, 61 и 62). В «Иконописном Подлиннике» под 11 июля: «святая праведная великая княгиня Российская Ольга, нареченная во святом крещении Елена, баба великого князя Владимира; подобием стара, лицем морщиновата и бела, на главе венец царский и платок, ризы на ней как у княшинь первых Российских, носивших платье княжеское; в руке свиток, а в нем написано: «попрах идолы и познах истинного Бога Иисуса Христа», (Филимонов, стр. 389). Житие и подвиги св. Ольги, по мнению И.И.Срезневского , написаны во второй половине XI века (Древн. пам. Р. письма и языка). История нарекла Ольгу мудрою, а православная Церковь – святою и равноапостольною. Память, празднуемая в день преставления, сохранилась и в преданиях основанного ею города Пскова: в Псковском Троицком соборе хранился Ольгин крест, сгоревший в 1509 году и замененный другим, доселе целым; деревня Перино зовется «Ольгин городок», а деревня Житник – «Ольгин дворец» (Н.П. Барсуков. Источники Русск. агиографии, стр. 412. Моя книга: «Святыни и древности Пскова», стр. 73, 76 и 78). 2. Святый и благоверный и равноапостольный великий князь Владимир Святославич, крестися в лето 6496, а преставися в лето 6524, а память его месяца июля в 15 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В настоящее время в нашей церковной практике употребляются две иконографии Сошествия Святого Духа на Апостолов: с Богоматерью во главе апостольского круга и традиционная иконография – без Нее. Это сосуществование двух иконографий одного и того же праздника одними признается нормальным и даже безразличным, другими же оспаривается и даже отрицается. Для одних отсутствие Высшей из всех находившихся в Сионской горнице, – Богоматери – представляется, как ущербление исторической истины и более того, полноты самого события Пятидесятницы. Другими же, присутствие Богоматери воспринимается, как несоответствие содержанию праздника. Поскольку оба эти иконографические варианта имеют своей отправной точкой событие, происшедшее в Сионской горнице на десятый день после Вознесения Господня и различие их заключается лишь в присутствии или отсутствии Пресвятой Богородицы, то возникает вопрос: чем обусловлено это различие в содержании того и другого варианта? Одно и то же ли они выражают? Поскольку наше время отмечено особым интересом к Церкви, поисками ее сущности, обостренным ощущением нужды в ней, иконографические темы экклезиологического характера приобретают особую актуальность. Среди них, может быть, главная тема – Пятидесятница. Поэтому содержание ее, в наше время особенно не может быть безразличным. Отсюда потребность осмыслить значение того и другого варианта иконы. Настоящая работа, не претендуя на исчерпывающее исследование иконы Сошествия Святого Духа, является попыткой разобраться в этих вопросах. Главными аргументами в пользу изображения Пресвятой Богородицы на иконах Сошествия Святого Духа являются текст Деяний Апостольских ( Деян.1:13–14 ) и текст Синаксария Вознесения, из которых явствует присутствие Богоматери в момент Сошествия Святого Духа. К этому добавляется древнейшее, дошедшее до нас, изображение Пятидесятницы, иллюстрация сирийского Евангелия Равулы VI века, где среди апостолов изображена Богоматерь, (иллюстр. 1), а также наличие изображений Пятидесятницы с Богоматерью в русских иконах и в Сийском иконописном Подлиннике XVIII века 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

В первое время своего существования христианское искусство было свободной профессией; им мог заниматься всякий, имевший для этого умение и техническую подготовку. Религиозный строй христианской общины и ее боязливо-осторожное отношение к искусству античного мира предохраняли молодое искусство если не от вторжения, то, по крайней мере, от распространения изображений, чуждых ему по содержанию или выполненных с какой-нибудь заведомо ложной мыслью. Такие изображения хотя и обращались в еретических кружках первых веков, но никогда не были принимаемы в общецерковную среду и признавались произведениями непозволительными, злонамеренными, на ряду с литературными произведениями, выходившими из под пера частных лиц или сект, отчужденных церковью. Правда, советы, данные Климентом Александрийским христианам касательно того, чтобы символы, вырезаемые ими на кольцах и перстнях, носили христианский, а не языческий характер, далее не совсем лестные отзывы Иринея и Епифания о разного рода религиозных произведениях кисти и резца гностиков показывают, что уже тогда существовали в своем роде границы, за чертой которых то или другое художественное произведение становилось запретным, апокрифическим. Эти границы или лучше сказать, это разборчивое отношение к предметам искусства, выражались не в виде запретительных мер, не в форме надзора церковной власти, но выходили из самого настроения тогдашних христиан, из их религиозных идеалов. Едва ли даже можно допустить ту мысль, чтобы напр. в катакомбах, где произведения кисти нередко отличаются непринужденной свободой и богатством творчества, живопись исполнялась под наблюдением церковных клириков. Если, выражаясь по-теперешнему, и существовал контроль, то он определял лишь общие требования, которым должен был подчиняться художник в своей деятельности и никогда не простирался на мелочи и подробности в смысле готовой рамки, или образчика для исполняемого изображения. Иконописных правил в этом смысле древняя церковь не знала; напротив, она относилась к живописным сюжетам свободно, обращая внимание на их смысл и символику, и допускала даже такие изображения, как Орфей, феникс, Амур и Психея, которые или прямо были взяты из античного искусства, или были выполняемы под влиянием греко-римских образцов и техники.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Г.В. Маркелов Содержание Предисловие Указатель изображений Атласа Святые восточнохристианской церкви. Часть 1 Святые восточнохристианской церкви. Часть 2 Святые восточнохристианской церкви. Часть 3 Святые восточнохристианской церкви. Часть 4 Святые восточнохристианской церкви. Часть 5 Святые восточнохристианской церкви. Часть 6     Значительная часть просмотренных нами иконных образцов не имела ни­каких атрибутирующих подписей и числилась в архивных и музейных описях в разряде изображений «неизвестных святых». Кроме того, встречались образцы, на которых подписи к изображениям вызывали сомнения, а порой представлялись неверными. При отборе иллюстраций для настоящего Атласа мы попытались отождествить неопознанные и неточно названные изображения, ориентируясь на словесные описания святых в иконописных подлинниках и традиционную иконографию персонажей. Следует иметь в виду, что данные нами наименования изображений в ряде случаев носят характер предположе­ний, которые нуждаются в дополнительных пояснениях. Ниже следуют ком­ментарии к большинству иллюстраций Атласа, которые сопровождаются отсылками на словесные описания иконописных подлинников, публикуемые в Своде (см. том 2 настоящего издания). Прориси и переводы, на которых изображения святых не вызывали никаких вопросов, оставлены нами без дополнительных комментариев. Атлас открывается изображениями святого благоверного князя Александра Невского. Согласно древней иконописной традиции, православный князь, принявший перед смертью монашество, изображался только в схиме. Этой традиции соответствует перевод с иконы старообрядческого поморского письма (Атлас, 1 ). На рисунке отчетливо показано двуперстие, столь характерное для старообрядческих икон XVIII–XIX вв. Начиная с 1724 г. особым указом Синода запрещалось писать князя «в монашеской персоне» и предписывалось изображать Александра Невского только в великокняжеском образе. Однако уже в XVII в. складывается традиция изображения Александра в виде князя-воина. Это отмечено в тексте подлинника 1667 г. 1 (Свод, 21). Возможно, что публикуемая прорись с иконы XVIII в. (Атлас, 2) восходит к таким ранним изображениям XVII в. На это указывает ее стилистическая близость к изображению князя Георгия Всеволодовича, сделанному в 1645 г. устюжскими мастерами на крышке раки в Успенском соборе. 2 Прориси из ГРМ (Атлас, 3 ,5 ) отражают синодальные требования к иконографии князя и относятся к поздним псевдоисторическим изображениям. Прорись палехской (?) школы (Атлас, 4), напоминающая, скорее, билибинский эскиз театрального костюма, свидетельствует о попытках иконописцев внести в живопись стиль «русского модерна».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Града Архангельскаго Святыя 312. Преподобный Евфимий начальник монастыря Корельскаго иже бысть на Двине реце, Архангельский чудотворец, преставися в лето 7000 В начале XV века пришел (неизвестно откуда) на Корельский берег Белого моря преп. Евфимий. Но едва усердный труженик успел построить храм святителя Николая и несколько келлий, как в 1419 году, Норвежские разбойники напали на монастрь, сожгли церковь и умертвили нескольких иноков. Вскоре потом сыновья Марфы Посадницы, владевшей на Севере огромными пространствами земли, осматривая имения свои, утонули в устье Двины и погребены в развалинах разоренной обители. Это были молодые люди Антоний и Феликс, сыновья Марфы от первого ее брака с Филиппом Васильевичем. Мать их щедрыми пожертвованиями помогла преп. Евфимию возобновить церковь и келлии. Кроме трудов об устройстве монастыря, преп. Евфимий много потрудился в просвещении дикого населения Корельского края и воспитал в учениках своих ревность к святому подвижничеству, ум. около 1435 года (Рассказы из Ист. Рус. Ц., стр. 341–342). Мощи его почивают под спудом в храме основанной им Николаевской Корельской обители, находящейся в 35 верстах от Архангельска на устье р. Двины. Сыновья Марфы местно почитаются праведными; память их, вместе с преп. Евфимием, 16 апреля. В «Иконописном Подлиннике»: преподобный отец наш Евфимий, иже у города Архангельскаго, новый чудотворец: подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобническия, на главе клобук черный, правая рука благословенна, а в левой свиток и клюка» (Филимонов, стр. 43). 313. Святыя и праведныя Иоанн и Логин Яренгския чудотворцы, иже быша в Никольском монастыре, преставися в лето 7050 месяца июля в 3 день Блаж. Иоанн и Логгин были учениками святителя Филиппа, когда он был игуменом Соловецкой обители, и проводили жизнь в строгом посте и внимании к своей совести. В 1561 г. отправились они на судах на твердую землю, и возвращаясь, застигнуты были сильною бурею; буря разбила суда, блаж. Иоанн и Логгин потонули. Теда их обретены нетленными на Корельском берегу, за 120 верст от обители, в устье Сосновки и положены в часовне у приходской церкви с. Яренги. В 1625 году, инок Илия Телов донес патриарху Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведников. Вследствие сего Новгородским митрополитом Макарием предписано произвесть на месте точно еисследование о чудесах св. Иоанна и Логгина. Разъискание оправдало донесение инока Илии. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним несколько иноков, которые построили себе келлии и положили основание обители. В 1635 году, Яренский монастырь отдан был в ведение Соловецкой обители, а 1764 г. упразднен. В церкви его, ныне приходской, почивают под спудом мощи Яренских чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Града Владимира Святыя 397. Святый благоверный великий князь Андрей Юрьевич Боголюбовский Владимирский чудотворец убиен бысть от шурей Кучковых, в лето 6680 месяца июня в 29 день, и положен в граде, по левую страну дети Андрея Боголюбскаго Изяслав и Мстислав Сын вел. кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого, родился в Суздале, около 1110 года. Он любил Север, как родину и не искал себе княжения на юге. Тайно удалился он из Киева в наследную область, где Ростовцы и Суздальцы приняли его с радостию, и по смерти отца признали своим князем. Построив во Владимире великолепный соборный храм, благочестивый князь перенес в него чудотворную икону и украсил ее окладом из 15 фунтов золота, жемчугом и драгоценными камнями. Быв свидетелем многих опытов благодатной помощи от сей святой иконы, князь Андрей питал к ней особенную веру, и когда выходил на брать, имел обычай брать с собою ее и честный крест. Княжение Андрея Боголюбского кончилось страдальческою смертию: люди, осыпанные милостями князя, убили его в основанном им Боголюбове, 29 июня 1174 года. Память совершается 4 июля. Мощи св. князя, обретенные нетленными в 1701 году, почивают открыто в сооруженном им Успенском соборе во Владимире, у северной оконечности иконостаса. Взятая им из Киева чудотворная икона Богоматери, именуемая Владимирскою, перенесена в 1395 году в Москву и находится в Московском Успенском соборе («Рассказы из Ист. Р. Церкви», стр. 68–69. Прот. Чижев, «Жития св. князей Андрея и проч.» 1865 г., стр. 4–14). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, волосы мало кудреваты, брада не велика, аки князя Бориса, ризы княжеския, шуба бархатная, багряная, выворот соболей, на главе шапка княжеская, опушка соболья, исподняя риза лазоревая, и в сапогах» (Филимонов, стр. 60–61). 398. Святый благоверный князь Глеб Андреевич Боголюбский преставися в лето 6000, положен в приделе по правую сторону Сын кн. Андрея Боголюбского, юный девственник и молитвенник, перешедший в вечную жизнь, в 20-летнем возрасте, 20 июня 1174 года, за 9 дней до страдальческой кончины родителя. Мощи его, открытые в 1702 году, почивают во Владимирском Успенском соборе, близ северных дверей алтаря и отличаются необыкновенною мягкостию и гибкостию; нетленная рука бела как рука живого человека; она легко поднимается и разгибается в локтевом суставе. Память празднуется в день преставления («Письма из древн. Сузд. обл.», стр. 7–8. Чижев, стр. 29–35). 399. Святый благоверный князь Георгий Всеволодович Владимирский чудотворец. Убиен бысть от Батыя царя в лето 6747 месяца февраля в 4 день, и положен в соборной церкви у праваго столпа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010