В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню. Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с Пасхальным крестным ходом. Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница». Первоначально образ Богородицы именуемый «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений — «Знамению». Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери «Живоносный Источник», относится к концу XIII — началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда — «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник». |
В совр. лит-ре была предпринята попытка объяснить с т. зр. названия и иконографии происхождение Н. и. от образа Божией Матери «Никопея», но она не получила убедительной аргументации ( Козлова И. Д. К опыту осмысления эволюции православной иконографии: О богородичной иконе «Никейская» - «Бысть чрево Твое святая трапеза...»//Вестн. Томского гос. ун-та. 2011. 2:] Культурология и искусствоведение. С. 52-58). Происхождение иконографии Н. и. неясно. Не исключено, что она имеет зап. источники, переосмысленные в рус. изобразительной традиции в нач. XVIII в. Среди гравюр в 2 известных иллюстрированных рукописных экземплярах сб. «Солнце Пресветлое» (МГУ НБ. 293; ГИМ. Муз. 42) изображение Н. и. отсутствует. Впервые под названием «Бысть чрево Твое святая Трапеза» оно встречается на происходящей из московской ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. иконописной раме к Владимирской иконе Божией Матери со сводом Богородичных икон 1722 г. работы московского иконописца Ивана Дорофеева (частное собрание). Это же название присутствует в качестве наименования и на всех позднейших самостоятельных иконах такого извода, поскольку иконография Н. и. с ним тесно связана и посредством ряда символических деталей наделена евхаристическим смыслом. На иконе представлено поясное изображение Богоматери с поднятыми руками по типу чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение», но Ее голова слегка повернута влево. Перед Пресв. Богородицей на храмовом престоле стоит чаша в форме потира с полуфигурой Младенца Христа в ней. В XVIII в. извод имел дополнительные детали: изображения развернутого свитка в левой руке Младенца и града между Богоматерью и потиром. Эти детали известны по очень редким памятникам того времени (ГМИР, храм св. Иоанна Предтечи на Пресне). По-видимому, они повторяли некий единый гравюрный образец. Самостоятельные иконы в отличие от клейма на раме имеют зеркальный перевод, и в них утрачена важная деталь - изображение Св. Духа в виде голубя в округлом медальоне сияния, нисходящего на чашу со Христом, к Которому и был развернут лик Богоматери. |
Важной причиной, по которой запорожцы издавна почитали Божью Матерь, было безбрачие, которого придерживалось сечевое товарищество. Казаки, запретив пребывание на Сечи женщинам, отдали себя под покровительство Богородицы – Пречистой и Непорочной Девы Марии, которая всегда оставалась Приснодевой. Матерь Божия, прославляя своих казаков, явила Запорожью заступничество в чудотворной иконе Самарской Божией Матери. Тип иконы – «Богоматерь-Скорбящая» – в наиболее полной мере отображает истинный образ казаков, готовых в любой момент пожертвовать своей жизнью за веру и Отечество. Многие дивные знамения и чудеса, исходящие от Новокайдакской чудотворной иконы Божией Матери, привлекали огромное количество благочестивых паломников из различных мест святой Руси, Польши, Греции, Грузии, были также посланцы с Афона и из Константинополя. Сюда приезжали богатые и бедные, знатные и простые, воины и генералы, больные и здоровые, ищущие духовного утешения и облегчения своих горестей. Слава о чудотворениях иконы распространилась не только в Запорожье, но и по всей Украине. В 1770 г. настоятель Новокайдакской церкви Фёдор Фомич подал официальное заявление о чудотворной иконе. Петр Калнышевский дал указание собирать сведения о чудотворной иконе Старокодацкому Запорожскому духовному управлению во главе с протоиереем Григорием Прохоренко. Было собрано первое ее описание, ее история, чудеса и знамения. По распоряжению атамана Петра Калнышевского этот образ был перенесен из алтаря и установлен в специально сделанном киоте посреди церкви, что являлось открытым признанием иконы чудотворной. 30 декабря 1772 года чудотворная икона была одета в серебряный с золотом оклад на деньги Петра Калнышевского, украшена жемчугом и сапфирами, отчего в народе приобрела также название – икона Калнышевского. С этого же года вся казацкая старшина регулярно на Сретение Господне собиралась в храме, совершая торжественный молебен пред Чудотворной иконой Божией Матери. Много лет праведный Петр Калнышевский общался с преподобным Паисием Величковским, активно помогал материально афонскому братству старца Паисия на Святой Горе и в Молдовалахии. Сохранившиеся письма преподобного Паисия к праведному Петру Калнышевскому доносят свидетельства о добродетелях Калнышевского, поддержку и поучения преподобного «христолюбивому воинству». Последний предводитель запорожских казаков был также ктитором афонского казачьего скита «Черный Вир», Свято-Ильинского скита, монастыря Симонопетра на Афоне и монастыря Драгомирна в Румынии, других обителей и храмов. Передавал он щедрые пожертвования и к Гробу Господню в Иерусалиме. |
В Хиландарском монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица», «Млекопитательница», «Акафистная», «Попская», «Вразумившая екклисиарха», «Не сгоревшая во время пожара». В монастыре Дионисиат находится древняя икона " Похвала Богородицы " , вылепленная из воска и мастики. Монастырь Костамонит знаменит нахождением в нем иконы Божией Матери «Предвозвестительница», а монастырь Зограф - находящимся в нем чудотворными иконами Божией Матери «Услышательница» и «Акафистная-Зографская». В Пантократоре хранится икона Пресвятой Богородицы «Герондисса» («Старица»). В Дохиарском монастыре находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». Икона Божией Матери «Иерусалимская» находится в соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы Русского Пантелеимоновского монастыря, в киоте над царскими вратами, который иногда опускается. Опускается икона на широкой бархатной ленте, по которой вышит тропарь Иерусалимской Божией Матери. Икона написана в Троицкой Кривоезерской пустыни иеродиаконом Никоном (в схиме – иеромонах Нил) в 1825 году и послана им в дар Русскому Пантелеимоновскому монастырю. На всенощных бдениях на Богородичные праздники и в воскресные дни, по окончании вечернего богослужения, эту святую икону с подобающей честью опускают перед царскими вратами, и перед ней читают акафист, по окончании которого братия, по чину, подходят к святой иконе с земными поклонами, благоговейно лобызая Изображенную на ней, испрашивая Ее материнского предстательства пред престолом Сына Своего и Бога. Святая Афонская Гора, которую называют монашеской республикой, изобильно процвела добродетелью и потому является величайшей святыней христианского мира. А Пресвятая Дева Мария – ее Великая Игумения. Акафист Кондак 1 Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, приявшей от Сына Своего и Бога в жребий Себе Гору Афонскую, и давшей ю в вечное достояние православных иноков, похвальное сие возглашаем пение. Ты же, о Богомати, Заступнице сущи подвижников благочестия, спасай и избавляй от всяких бед, скорбей и напастей, и к Царствию Небесному руководи ны, духовная чада Твоя, умильно Тебе вопиющия: Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице. |
Когда Карл XII приближался к Слободской Украине (область Украины, входившая в Российское государство), то епархиальное начальство предписало чудотворную икону Каплуновскую перенести в Харьков как в более безопасное место. Шведский король Карл XII, войдя в Каплуновку, остановился в доме священника Иоанна Уманова, который в это время находился в Харькове при чудотворной иконе. Воины Карла разорили село и хотели сжечь церковь, но все их усилия были тщетны. Три раза они пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, спросившего Мазепу, бывшего с ним, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». Король Карл XII велел найти кого-либо, чтобы расспросить об этой иконе, а кстати и узнать, где находится царь Петр. Около села нашли пастуха Григория Журавля и привели к шведскому королю. «Где царь Петр?» – спросил его Карл XII. Пастух ответил: «По слухам, в Харькове». – «А где икона ваша?» – «По приказанию начальства, взята священником в Харьков». Тогда Карл, обратившись к Мазепе, сказал: «Смотри, если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех». Все эти сведения помещены в описании явления и чудес святой иконы Каплуновской, составленном в 1744 году «в Харьковской академии» (в Харьковском коллегиуме) среди многих других чудес, связанных с этим замечательным образом Пресвятой Богородицы. Это знамение, явленное Каплуновской иконой, быстро распространилось среди русских воинов, вот почему Петр Великий и решил взять икону к войскам. Эта святыня могла вызвать особенное воодушевление в русских войсках и укрепить ревность их в битве за честь Отечества. Накануне Полтавского сражения икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Известно, что Петр неоднократно накануне Полтавского сражения молился перед этим чудотворным образом, испрашивая благословения и победы. Священник Иоанн Уманов все это время находился при иконе, был он и под Полтавой во время сражения, а позже приглашен был в Москву, где проживал некоторое время до своего возвращения в Каплуновку с богатыми дарами для иконы и церкви. Петр Великий принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу художественной работы и ковчег на икону. На нижней доске ковчега вырезана была следующая надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери». Сын, внук и правнук священника Иоанна Уманова были также священниками при этой церкви, а более дальний его потомок – Владимир Васильевич Уманов-Каплуновский, родившийся в 1865 году, – был писателем. |
Источник: Набор открыток «Тула – какой она была 100 лет назад», выпуск 4. Открытка «Церковь Флора и Лавра. Тула» Приход церкви (Боголюбской) Флора и Лавра занимает часть западной окраины города. Он образовался ранее XVII ст. и называется Боголюбским по храмовой иконе Боголюбской Божие Матери, но до 1796 г. назывался Флоровским, так как самый ранний храм приходский был во имя свв. мчк. Флора и Лавра. До 1880 г. прихожане этой церкви, состоявшие главным образом из оружейников, были разбросаны по разным частям города, но 1880 г. определен более правильно район прихода. Всех прихожан числится муж. пола 240 душ и жен. пола 271 душа. Боголюбская церковь под именем Флоровской известна была еще в начале XVII ст.; тогда она была деревянная во имя свв. мчк. Флора и Лавра с приделом св. бессребреников Космы и Дамиана. Вместо нее до 1745 г. построена каменная церковь в то же наименование иждивением прихожан. В 1748 г. на средства тех же прихожан устроен с правой стороны придел во имя свв. Космы и Дамиана. Около того же времени, вероятно, устроен был и другой придел с левой стороны во имя Знамения Божией Матери. К 1771 г. «настоящая церковь с алтарем от давнего построения пришла в ветхость и внутри оной во время службы Божией от собрания народного, по великоприходству, бывало весьма утеснительно» и потому прихожане решили построить вместо этой церкви новую каменную во имя Боголюбской Божией Матери с приделами: с правой стороны во имя свв. мчк. Флора и Лавра, с левой – во имя свв. Космы и Дамиана. В 1772 г. начата была эта постройка, но прежде отстроены были и освящены приделы храма в 1779 г. Настоящий же храм был отстроен в 1796 г. С того времени церковь во всех актах стала именоваться Боголюбскою, но в народе доселе удержалось название Флоровской. В 1830 г. при церкви выстроена была новая колокольня. Из икон особенным чествованием пользуются древний по письму образ Феодоровской Божией Матери и икона Боголюбской Божией Матери, прославившейся чудотворениями в 1771 г. и в настоящем столетии при эпидемических болезнях. Напуганные приближением холеры в 1892-93 гг. жители Тулы положили устроить на этой иконе, вместо бывшей серебряной, золотую ризу, каковая в 1894 г. и сделана с бриллиант. розами в венце, стоимостью в 7158 руб. |
И вот уже двенадцать лет хранитель иконы Сергей (муж Маргариты) путешествует с новой мироточивой иконой по всему миру от США до Австралии, от Афона до Дальнего Востока. И везде икона щедро изливает свое цельбоносное миро, и происходит нескончаемое чудо умягчения злых сердец. В Мурманском храме младенец, которого мама приложила к иконе, неожиданно громко и ясно произнес: «Она плачет!» И все встало на свои места. Воистину «устами младенца глаголет истина», ибо стало понятно, свидетелями чего мы являемся, зачем нам дано это чудо, что именно изливает нам образ Царицы Небесной в виде этого кристально чистого и благоухающего мира. Это слезы Божьей Матери. Она плачет о нас. Об ожесточении наших сердец. О мире, отступающем от Ее Сына – Христа Бога нашего. По-разному реагирует чудотворный образ на место своего пребывания, и не всякая земля одинаково угодна Царице Небесной. Обо всем этом может рассказать хранитель иконы, но да не будем обижать страны и континенты… Скажем о другом: впервые струйки крови потекли из язвочек, появившихся на образе 12 августа 2000 года, в день, когда вся страна ужаснулась, узнав о трагедии в Баренцевом море, и погрузилась в скорбь о гибели лучшей лодки России и лучшего ее экипажа . Именно с тех пор, если к иконе прикасаются российские военные, икона чутко отзывается на эту встречу и источает кровь… Вспоминается, как после крестного хода с иконой морские пехотинцы Севастопольской бригады, несшие икону, с удивлением глядели на свои белые парадные перчатки, ставшие абсолютно красными от истекшего кровавого мира. О чем говорит это знамение? О чем предупреждает Божья Матерь, к чему готовит и перед чем укрепляет Она российское воинство?.. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МИРОТОЧИВОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ» 3 мая 1998 года владелица иконы, купленной в обычной церковной лавке, Маргарита Воробьева заметила, что по поверхности иконы стекает миро. Эти явления мироточения и благоухания стали временами повторяться. 12 августа 2000 года на ручках и шее Богородицы появились как бы язвочки от крохотных ранок, а на левом плече явная кровяная язвочка. Вскоре сообщили, что затонул атомный подводный крейсер «Курск». Наступили дни всеобщей скорби, и к 21 ноября 2000 года, ко дню Архистратига Михаила, по иконе впервые потекли струйки крови, которые можно было собирать на ватку вместе с миром. С тех пор мироточение и кровоточение иконы не прекращаются и сопровождаются благоуханием. |
Перед нами поясной образ Спасителя. Лаконизм линий и цвета выражают мощь Его Духа. Христос строг. Он – призывает молящегося на путь единственно спасительный на путь преображения через исполнение Христовых Заповедей. И опять же – сочетание глубоких синих и красных тонов создают особый подъем духовного горения. Эти сочетания синего и красного входят как бы в основной тон палитры иконописца. Икона Тихвинской Божей Матери. Этот список был сделан с иконы Тихвинской Божией Матери, по преданию написанной св. апостолом и евангелистом Лукой. Икона пребывала в древние времена в Антиохии, в Иерусалиме и в Константинополе. В 1383 г. она является в Россию по волнам Ладожского озера к берегам реки Тихвинки. В истории России икона чудотворно оказывала свою помощь и в «Смутное время» XVII века, и в Отечественную войну 1812 года, и в Крымскую войну 1855–56 гг. Икона Тихвинской Божией Матери характерна своим контрастом – сочетанием темно-вишневого цвета одеяния Божией Матери с ярко-красным его обрамлением, которое ритмично окружает лик Богоматери. Черты лика тонко очерчены, выражают спокойствие и отрешенность от сиюминутного мира, Ее взор уходит в глубь внутренней Ее жизни. Образ Младенца Христа отображен как образ зрелый и умудренный нездешней премудростью. Образ Младенца Христа, как и образ Божией Матери, отрешен от мира, Они ведают спасительные надмирные пути Господа. В образе иконы св. Димитрия Солунского – теплый красный цвет подчеркивает силу духа и молодость Святого воина. Надбровные дуги распахнуты и очерчены контрастно-темными бровями. Тонкий очерк лика прост и выявляет спокойствие и непоколебимость в выбранном пути. В иконе отображен образ воина-мученика, его духовное горение, дающие молящемуся помощь и пример духовного стояния за Господа. Святитель Григорий Нисский в похвальном слове святому великомученику Феодору говорит, что живописец изобразил на иконе. доблестные подвиги мученика, начертание человеческого образа подвигоположника Христа, все это искусно начертав нам красками, как бы в какой объяснительной книге, ясно рассказал подвиги мученика, ибо и живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять величайшую пользу (Творение, Москва 1871 г., часть 8, страница 202, pg. 46, 737). |
Между Иконами Знамения в России первая и замечательнейшая по своей древности и по многим чудесам – Новгородская. Она сделалась известною в Новгороде еще в XII столетии 8 ; но явилась здесь гораздо ранее, как можно видеть и из того, что в 1169 г. она находилась на Ильине улице в церкви Спаса, которая уже в то время почиталась одною из древнейших Новгородских церквей 9 и, по преданию, основана здесь при введении христианства в России 10 . Полагать надобно, что она подобно многим другим Св. Иконам с незапамятных времен принесена в Новгород в числе прочей святыни из Греции 11 на благословение и утверждение ново насажденной веры христианской и, кажется, с самого появления здесь была в особенном уважении у народа, или почитались даже чудотворною; потому что Св. Иоанн получив чудесное повеление свыше вознести на городские забрала из Спасской Церкви Икону Богоматери без всякого, впрочем, указания отличительных признаков Ее от других в той же Церкви (а полагать надобно, что там была не одна сия Богородицына Икона), идет к Спасу на Ильину улицу и прямо припадает с молитвою к сей именно иконе, как уже известной по благодатной силе. Древнее Греческое название Ее, вероятно, было Одигитрия (Путеводительница), по сходству с изображением Лидской Богоматери (носившей такое же название в Лиде); но настоящее наименование дано в Новгороде уже после чуда (знамения) в XII столетии. Священные изображения на Чудотворной Иконе находятся с обеих сторон: На лицевой по средине представлена Богоматерь молящеюся. По сторонам же лика Ее на полях изображены: Св. Мученики: Георгий и Иаков Персянин; Преподобные: Петр и Онуфрий Афонские, приписанные в последствии; но о времени их написания нельзя сказать ничего положительного. Местное Новгородское предание говорит, что лики сих угодников написаны в разные времена и суть Иконы патронов, или святых соименных некоторым семействам и лицам, замечательным или в истории Новгорода вообще, или в частности в истории Знаменского Собора 12 . Св. Великомученик Георгий изображен, как покровитель России и соименник Ярослава I и Мстислава Храброго князя Новгородского, мощи которого открыто почивают под сению Софийского Собора (этот Князь в Св. Крещении назван Георгием). Иаков Персянин изображен потому что память его совершается 27 Ноября, когда празднуется и Божией Матери. Притом же этот Святый соименен знаменитому Посаднику Иакову или Якуну. при котором Новгород спасен от осады Суздальской и самая Икона прославлена чудом. Преподобные Петр и Онуфрий изображены, как полагают, в память обновления Собора 13 Июня 1657 года 13 . |
Согласно «Историческому описанию…» 1889 г., в соборе Вознесения Господня в Ельце «на левом переднем» столпе в нижнем ярусе помещалась Е. А. и. «в сребропозлаченной ризе; икона вставлена в деревянный с резьбою вызолоченный киот». Как указано в надписи на иконе, это список образа, созданного в 1735 г. для ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Аргамаченской слободе Ельца. По преданию, икона поступила в Вознесенский собор из Свято-Троицкого мон-ря. Известно о том, что она поновлялась в 1779 г. К иконе был устроен ступенчатый всход из белого мрамора, украшенный мозаикой. На стене над иконостасом левого придела во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в 1887 г. худож. А. И. Корзухиным был написан образ полного извода. В елецком Знаменском жен. монастыре в нижней церкви Знаменского собора за левым клиросом в киоте под стеклом находилась Е. А. и. По описанию, сделанному в 1895 г., на иконе «Матерь Божия стоит на облаках, окруженная воинством Ангелов. Десною рукою она указует на изображение внизу, с правого угла иконы,- сонма Святителей у стен Московского Кремля, торжественно сретающих образ Богоматери, принесенный из Владимира; левою же рукой как бы грозит стоящему во всеоружии тут внизу с левой Ея стороны Тамерлану, в ужасе смотрящему вверх на Богоматерь. Образ этот 1 аршин вышины и 13 вершков ширины (71×58 см.- Авт.) в вызолоченном киоте. Точно такая же св. икона Елецкой Божией Матери в иконостасе в Елецком Троицком и в церкви Аргамаченской слободы» (Геронтий (Кургановский). 1895. С. 46). В Троицком соборе (1820-1836) елецкого Троицкого мон-ря по левую сторону царских врат находился «Образ Пресвятыя Богородицы Елецкия в изящном киоте столярной работы, украшен сребропозлащенной ризой» (Он же. 1894. С. 39-40). Риза была создана на средства ельчанина купца П. К. Горшкова (Былое. П., 1911. С. 10-11. Ил. на титульном листе и на с. 11). Е. А. и. была написана в 1915 г. на холсте для иконостаса ц. в честь Елецкой иконы Божией Матери в Ельце. В наст. время в храме находится 2 больших размеров иконы краткого извода: в иконостасе на сев. столпе и на сев. центральном столпе с юж. стороны. |
| |