Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря) 1-е упоминание о мон-ре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в нач. XVII в. (до 1605) патриархом Иовом . Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская ц. с чудотворной Донской иконой, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный мон-рь (Там же. С. 43). Д. м. был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем - «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т. е. в 1591 или 1592 г. (Там же. С. 15). Возведенная в мон-ре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Там же). Тогда же, в 1591-1598 гг., для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Там же). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Д. м., к-рый первоначально совершался 3 янв. В Смутное время Д. м. был разорен, у стен обители произошло неск. сражений, в т. ч. в 1612 г. войск под командованием кн. Д. М. Пожарского с отрядами гетмана Г. А. Ходкевича, полков кн. Д. Т. Трубецкого с польск. отрядами (РИБ. Т. 13. Стб. 1216-1217). С воцарением Михаила Феодоровича Романова возобновилась память о мон-ре как о государевом строении. В 1622 г. царь пожаловал в Д. м. служебные печатные Минеи. Во время нападения крымских татар на окраинные юж. рус. земли царь Алексей Михайлович 2 янв. 1646 г. молился перед Донской иконой в Благовещенском соборе, а 3 янв. крестным ходом с Донской иконой посетил Д. м. Когда нападение «агарян» было отбито, 12 июля царь снова ходил крестным ходом к литургии в Д. м. ( Забелин. 1893. С. 8-12). 30 мая 1647 г. крымский хан готовился к очередному набегу на пограничные земли Русского гос-ва, и царь Алексей Михайлович вновь молился за литургией в Д. м. Особый крестный ход в мон-рь состоялся 15 мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой. В поход царь Алексей Михайлович взял чудотворный Иверский образ Божией Матери. Крестным ходом, сопровождаемая войсками и народом, эта икона была перенесена в Д. м., где состоялся напутственный молебен. С 1649 г. помимо чрезвычайных установился уже постоянный крестный ход в Д. м., который стал совершаться ежегодно 19 авг., но иногда по разным обстоятельствам он происходил 20 авг. (1652 и 1653) и 25 авг. (1665).

http://pravenc.ru/text/178962.html

В 1-й пол. XIX в. каменное строительство в мон-ре активизировалось: в 1809 г. к западу от собора был возведен двухэтажный настоятельский корпус, в 20-х гг. по проекту губ. архит. М. М. Праве - вост. ряд братских корпусов, примкнувший к надвратной церкви, в 30-40-х гг.- каменная ограда с башнями (каждая завершена круглым барабаном и шпилем) и зап. ряд корпусов с кельями и хозяйственными службами. Одновременно был реконструирован в традициях позднего классицизма Свято-Духов собор, на месте ранее существовавших приделов XVII в. с севера и юга к основному объему были пристроены более просторные новые: в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя св. прор. Илии. На основном объеме были устроены карниз и четырехскатная кровля, изменена фасадная декорация. В 1865-1872 гг. по проекту архит. Г. И. Карпова к северу от собора был построен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя св. Иакова Боровичского, в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. Большой вклад в переустройство обители внес игум. Мелхиседек. Монастырский архитектурный ансамбль, сложившийся к сер. XIX в., запечатлен на гравюре 1865 г. (хранится в Боровичском филиале Новгородского музея). В 1871-1881 гг. вместо обветшавшей деревянной часовни на месте явления мощей св. Иакова, к юго-востоку от мон-ря, была воздвигнута каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление» (приписная к Б. м.), в к-рой хранилась почитаемая икона св. Иакова с изображением Иверского образа Богоматери и Б. м. (в наст. время в Новгородском гос. музее-заповеднике). С этой иконы в мон-ре изготовлялись многочисленные копии для богомольцев. В особом футляре в часовне хранилась часть деревянной колоды, на к-рой приплыл прав. Иаков. Во вторник Светлой седмицы в память явления мощей св. Иакова в Б. м. совершался крестный ход. Из мон-ря в городской Троицкий собор совершались крестные ходы в праздники Пятидесятницы, Введения во храм Пресв. Богородицы, в день Сошествия Св. Духа на апостолов, в день перенесения мощей св. Иакова Боровичского. В период первой мировой войны в мон-ре был устроен лазарет для раненых. К 1917 г. в Б. м. жили 16 монахов и 10 послушников, мон-рь владел 908 дес. земли.

http://pravenc.ru/text/153209.html

В лит-ре высказывались противоположные мнения по вопросу об отношении М. к реформе. В «Винограде Российском» настоятеля Выговской пуст. Симеона Денисова (см. Денисовы ) сообщается, что М. «тако скорбяше, тако сетовавше о оных новинах… аще аз и подписахся (под решениями Соборов.- И. У.), рече, трепетом мучений объятый, но вы крепко держитеся древлецерковнаго благочестия» ( Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. Т. 1. С. 492). Д. Ф. Полознев, однако, причисляет М. к сторонникам Никона ( Полознев Д. Ф. Клерикальная оппозиция в начале становления рос. абсолютизма: Кон. 1640-х - 1660-е гг.: АКД. М., 1990. С. 20). Деятельность М. в Новгороде, проведение им всех необходимых мероприятий не позволяют усомниться в его лояльности церковной власти. В мае 1654 г. М. разослал по епархии грамоту, основанную на указе патриарха Никона, с новыми строгими правилами выбора и поставления во священники и во диаконы. Среди требований к кандидатам были грамотность, достойный образ жизни, достижение 30 и 25 лет соответственно (ААЭ. Т. 4. 331. С. 493-494). О строгом соблюдении этого правила самим М. свидетельствует его отказ в 1662 г. поставить во священника подьячего Илью Елисеева по причине того, что он «не в совершенных летах» (РИБ. Т. 5. Стб. 373). В нач. 1661 г. М. направил архимандриту Тихвинского монастыря грамоту об исправлении церковных нестроений в Тихвинском посаде, в Нагорной десятине и 12 погостах. Перечень церковных «неисправлений» включал: неединогласное пение, неслужение молебнов в воскресные и праздничные дни, отсутствие св. мира и масла в церквах, недостойное поведение прихожан, пьянство священства и проч. В грамоте М. напомнил правила и сроки сбора церковных податей в софийскую казну, в чем также наблюдались «нестроения» (АИ. Т. 4. 151. С. 296-299). В 50-х гг. XVII в. на территории Новгородской епархии шло строительство патриаршего Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . М. активно поддерживал обитель: в 1653 г. он выдал благословенную грамоту и антиминсы на строительство монастырского собора и ц. во имя св. Филиппа, митр. Московского, с трапезой. В 1655 г. М. направлял в мон-рь каменщиков, а в дальнейшем неоднократно выделял братии мон-ря хлебные и рыбные запасы из софийской казны. В февр. 1654 г. М. вместе с Крутицким митр. Питиримом и Тверским архиеп. Лаврентием участвовал в перенесении патриархом Никоном мощей прп. Иакова Боровичского в Иверский монастырь. В дек. 1656 г. вместе с Никоном и Лаврентием М. вновь посетил Иверский Богородицкий мон-рь, где 16 дек. 1656 г. прошло освящение Успенского собора, в котором была размещена Иверская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/2561430.html

Т. 3. С. 109-110). Знаменательно посвящение храма: в Новгороде и его окрестностях не было престолов во имя вел. кн. Александра Невского, накануне начала Северной войны И. обратился к предстательству святого, прославившегося в борьбе со шведами. 24 сент. 1698 г. в Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре был освящен Воскресенский собор. В этой обители в нач. XVII в., после захвата о-ва Коневец шведами, нашла приют братия Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Святогорская (Коневская) икона Божией Матери была помещена в новом Воскресенском храме. В апр. 1702 г. И. прислал в валдайский Иверский мон-рь благословенную грамоту на постройку больницы. В военных условиях монастырские больницы могли быть использованы и для лечения раненых. Под омофором Новгородского митрополита оставались приходы части Водской пятины, которая по Столбовскому миру 1617 г. отошла Швеции; в янв. 1698 г. И. рукоположил И. Никитина во иерея к Никольской ц. Горского погоста Копорского у. 12 окт. того же года И. перенес из заалтарной «палатки» в Софийский собор Новгорода мощи 1-го Новгородского еп. свт. Иоакима Корсунянина . В том же году И. приезжал в Зеленецкий во имя Святой Троицы монастырь на погребение Новгородского митр. Корнилия , в Псков на погребение Псковского митр. Илариона (Смирного) и в Александров Свирский в честь Святой Троицы монастырь , где освятил большой Троицкий собор. Свирским настоятелем И. назначил архим. Лаврентия (Иванова), который до принятия монашества служил настоятелем Троицкого собора в Олонце и прекрасно знал все Ладожско-Онежское межозерье. На рубеже 1700 и 1701 гг. И. провел адм. реформу в митрополии. Настоятели мон-рей, расположенных в основных ее центрах (Ст. Руса, Вел. Луки, Бежецк, Каргополь), были возведены в сан архимандрита, стали наместниками митрополита. В окрестностях Новгорода архимандрия дополнительно учреждалась в Деревяницком и Клопском Михайловском во имя Святой Троицы мон-рях. В дек. 1700 г. в архимандрита Деревяницкого мон-ря И.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Образ написан темперой на доске (размер 125 ´ 88,5 ´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорус. иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) - главного центра Православия Белоруссии в тот период. Б. и. принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери - главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений. Особенности иконографии Б. и.: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Серебряный позолоченный оклад Б. и. (не сохр.) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г. На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Б. и., затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

http://pravenc.ru/text/153201.html

Сведения об истории И. м. X-XI вв. и более позднего периода сохранились в документах др. афонских мон-рей, в частности в материалах, связанных с прп. Афанасием Афонским, а также в неск. визант. и груз. хрониках («Картлис Цховреба», «Хронография» Иоанна Скилицы и др.). 1511-1674 гг. датируется написанный по-гречески «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов, который обязаны знать все монахи», т. н. Хроника, которая в XVIII в. была переведена на груз. язык и дополнена. В 1-й ч., автором к-рой указан некий иером. Феодосий (по мнению акад. Грузинской АН прот. К. Кекелидзе, возможно, грузин), кратко описаны события истории И. м. 1259-1264 гг.; 2-я ч., в к-рой повествование ведется от 1-го лица, от имени выходца из К-поля и уроженца с. Неохорион грека Иеремии, посвящена 1592-1626 гг.; автор 3-й ч., также грек, описывает события 1659-1674 гг. В кон. XIX в. греч. историк М. Гедеон опубликовал эту «Хронику» (Γεδεν. 1885. Σ. 172-179), в 1947 и 1955 гг. ее изучал и издал Кекелидзе, составивший на ее основе список настоятелей И. м. до XVII в. (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 69-85). Источники XVIII-XIX вв.- это в основном путевые заметки и сведения путешественников и исследователей: Григоровича-Барского (в 1744 - Григорович-Барский. 1887. Ч. 3; 2004), архиеп. Кутаисского Тимофея (Габашвили) (в 1754-1757 - Тимофей (Габашвили). 1852. С. 33-44), митр. Руисского Ионы (Гедеванишвили) (в 1782 - Иона (Гедеванишвили). 1852. С. 31-34). В 1845 г. в И. м. побывал и описал его архим. Порфирий (Успенский; с 14 февр. 1865 епископ Чигиринский) (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 155-327; 2006. С. 551-723), в кон. XIX в.- прот. Петр Кончошвили (с 1905 епископ Алавердский) (Кончошвили. 1901. С. 175-176). История монастыря в византийский период. Первая грузинская колония на Афоне и основание И. м. Еп. Порфирий (Успенский), ссылаясь на «письменные Памяти афонские», указывает, что вскоре после 787 г. грузины основали на расположенной над обителью Климента горе Афо (также Гавриилова гора) груз. общежительный мон-рь Афо, рядом с к-рым жил отшельник прп. Гавриил Иверский. Позже на этом месте был основан принадлежащий И. м. скит св. Иоанна Предтечи. В начале царствования визант. имп.-иконоборца Феофила (829-842) в Афо принял постриг некий юноша, мать к-рого, опасаясь поругания иконф Божией Матери, тайно опустила ее в море близ Никеи. Рассказ об этом событии лег в основу предания о главной святыне И. м.- иконе Божией Матери «Портаитиссы» («Вратарницы») (см. в ст. Иверская икона Божией Матери). Сохранился документ 943 г. «Дело о размежевании земель афонитов и иериссовцев на Афонском перешейке», подписанный по-грузински игум. Афо Иоанном (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156-157).

http://isihazm.ru/?id=748

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) В нач. XVI в. икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом груз. работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов, на нижнем поле - вкладная надпись на груз. языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили [Кайхосро, атабаг Самцхе-Саатабаго, сын атабага Кваркваре], а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь» (пер. Н. Я. Марра, цит. по: Кондаков. 1902. С. 167). Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 166-167. Табл. XVII, 2; Steppan T. Überlegungen zur Ikone der Panhagia Portaitissa im Kloster Iwiron am Berg Athos//Sinnbild und Abbild: Zur Funktion des Bildes. Innsbruck, 1994. Bd. 1. S. 23-49; Паттерсон-Шевченко Н. Иконы в литургии//Восточнохрист. храм: Литургия и искусство/Ред.-сост.: А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 36-54; Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336-362; Vokotopoulos P. L. Note sur l " icône de la Vierge Portaitissa//Zograf. Beograd, 1996. Vol. 25. P. 28; idem. Η εκνα τς Παναγας Πορτατισσας τς Ιερς Μονς Ιβρων//Αγιον Ορος. Θεσσαλονκη, 2001. Τ. 1: Θση-Λατρεα-Τχνη. Σ. 83-88.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1905–1908 гг. Фотография. 2006 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1905–1908 гг. Фотография. 2006 г. Вероятно, на старом кладбище при Казанской ц. были похоронены игум. Руфина и первые насельницы обители. В 1905 г. в юго-вост. части территории П. У. м. было устроено новое монастырское кладбище с небольшой деревянной ц. во имя Жен-мироносиц. Иконостас в нее был перенесен из разобранной деревянной Казанской ц. 1 окт. 1905 г. храм освятил еп. Пермский и Соликамский Никанор (Надежин) . На кладбище были похоронены многие почетные граждане города, в т. ч. геолог, проф. Пермского ун-та Б. К. Поленов (1859-1923). В 1913 г. в честь 300-летия Дома Романовых в мон-ре была сооружена небольшая кубическая кирпичная часовня. В П. У. м. особо почиталась Черниговско-Илиинская икона Божией Матери - копия чудотворного образа, хранившегося в Гефсиманском в честь Черниговской иконы Божией Матери мужском скиту . Она была заказана Каменскими, написана в Троице-Сергиевой лавре и принесена в Пермь в июне 1875 г. В окт. того же года икону украсили сребропозлащенным венцом и драгоценными камнями. Перед этим образом «частовременно» служили молебны с акафистом, икону приносили в окрестные дома. Также в храмах П. У. м. находились 8 «древних» икон (в т. ч. аналойный Казанский образ Божией Матери московского письма XVII в. в серебряном окладе), приобретенных Каменскими. В Казанской ц. хранились выносная Иверская икона Божией Матери XVII в., образ «Распятие Господне» (1908) кисти М. В. Нестерова и др. иконы ( Водяненко. 1999. C. 70). Ежегодно вокруг монастыря совершались 2 крестных хода (8 июля и в 10-е воскресенье после Пасхи). При мон-ре имелись жен. епархиальное уч-ще, церковноприходская школа, приют для девочек-сирот, гостиница, больница и богадельня, иконописная и золотошвейная мастерские. В 1876 г. при П. У. м. был открыт завод для изготовления восковых свечей с «особенным для операции сего завода капиталом в 10 000 р.». Сестры пекли просфоры, обеспечивая своей продукцией почти все храмы Перми. Насельницы жили на проценты с капитала (50 тыс. р.), внесенного братьями Каменскими, а также на проценты с билетов, пожертвованных благотворителями, и на средства от рукоделия. Мон-рь владел ок. 12 дес. земли (Справ. книга. 1911. С. 112).

http://pravenc.ru/text/2580036.html

«Повествование» содержит ряд дополнительных деталей по сравнению с др. версиями: прп. Петр Афонский был пленником в Аравии; события в Никее датируются временем после взятия арабами Амория (авг. 838); на 2-ю ночь икона переместилась в монастырский виноградник, находившийся на расстоянии мили от Иверского мон-ря, и др. (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 6 об., 15, 22 об., 25 об.). Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. 50-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. 50-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В версии BHG, N 1070, 1070b, 1070c и 1070е включены чудеса от И. и. Помимо общей фразы о множестве исцелений недужных, слепых, хромых, бесноватых и о чудесной помощи во время недостатка муки, вина и масла (Ath. Iver. gr. 593. Л. 232, 233 об.; ГИМ. Син. греч. 436. Л. 27, 34-35; Προσκυνητριον. 1857. Σ. 15, 17; Bury. 1897. P. 96, 98) приводится чудо о нападении пиратов на Иверский мон-рь. В списке Ath. Iver. gr. 593 они названы сарацинами (Л. 232), в ГИМ. Син. греч. 436 - агарянами (Л. 27 об.), в «Воспоминании» и в «Проскинитарии...» - персами (Προσκυνητριον. 1857. Σ. 15; Bury. 1897. Р. 96). Некий Амир (т. е. эмир), возглавлявший араб. флот из 15 судов, зная о богатстве афонских обителей, решил разграбить Иверский мон-рь. Монахи вместе со священными сосудами и И. и. успели укрыться в башне. Пираты, разорив мон-рь, удалились, но ночью их постигла Божественная кара - разразившаяся буря потопила все корабли, кроме корабля Амира. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление мон-ря. Согласно «Повествованию», эмир принял постриг в Иверском мон-ре и построил монастырские укрепления (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 34), в более поздних источниках иверским монахом стал его слуга, ранивший икону. С этими версиями сходно описание обретения И. и., сделанное М. Гедеоном по рукописи 1613 г. из мон-ря Пантократора (без шифра). В него добавлен текст о гласе, раздавшемся от находившейся в море иконы, что только старец Гавриил, подвизающийся на М.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Восстановлен Иверский храм - кубический, лишенный архитектурных признаков церковного здания, перекрытый 4-скатной кровлей, с наличниками, близкими к неоготической стилистике. По распоряжению еп. Красноярского и Енисейского Антония мон-рю передана сохранившаяся часть городской Воскресенской ц., в к-рой в советское время находился один из цехов Механического завода. В апр. 2002 г. духовник мон-ря свящ. Александр Постанчук отслужил 1-ю литургию в Воскресенской ц. К 2008 г. регулярные монастырские богослужения совершаются в Иверском и Воскресенском храмах. Рядом с Воскресенским храмом построен келейный корпус с домовой ц. во имя св. Иоанна Крестителя. Среди святынь Е. м.- сохранившаяся чтимая Казанская икона Божией Матери, перенесенная крестным ходом из кафедрального Успенского собора в Иверский храм обители. В 2000 г. была найдена чугунная плита с могилы прав. Даниила Ачинского, ныне хранящаяся в Успенском соборе. Летом 2007 г. была обретена часть надгробной плиты игум. Деворы. На месте несохранившегося монастырского кладбища поставлен поклонный крест с надгробной плитой игум. Деворы, у к-рого совершаются панихиды о всех почивших сестрах. Арх.: Ведомости о состоянии Енисейского Христорождественского и Енисейского Иверского жен. мон-ря за 1873-1876, 1913 гг. Описи монастырского имущества//ГА Красноярского края. Ф. 561; Архив Красноярской краевой б-ки. 150640 (Енисейский Иверский девичий мон-рь); ГА Красноярского края. Ф. 1. Оп. 1 (Благочинный градо-Енисейских церквей (1809-1915 гг.)); Кытманов А. И. Краткая летопись Енисейского у. и Туруханского края Енисейской губ. (1594-1893 гг.)//Красноярский краевед. музей. Оф. 7886. 229. Маш. Лит.: Фигуровский И. В. Город Енисейск и его церковные достопримечательности//Енисейские ЕВ. 1908. 5. С. 21-23; Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916. Вып. 1; Копылов А. Н. Русские на Енисее в XVII в. Новосиб., 1965; Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв. Красноярск, 1983; Горбачев В. Т. О нек-рых архитектурных памятниках г. Енисейска//Памятники истории и архитектуры Сибири: Сб. ст./Сибир. отд-ние АН СССР. Новосиб., 1986. С. 67-76; Шумов К. Ю. Монументальная культовая архитектура Енисейска XVIII в.//Вопросы истории и теории рус. и сов. архитектуры. Л., 1988. С. 67-71; он же. Цех мастеров каменных дел Енисейска в XVIII в.//Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1992. Вып. 2. С. 212-227; Буланков В. В. Хронология каменных строений в Енисейске в XVIII в.//Там же. С. 261-270; Фаст Г., прот. Енисейск православный. Красноярск, 1994; Буланков В. В., Шумов К. Ю. Енисейск: Очерки по истории развития и застройки города. Красноярск, 1999; Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII в.: Эволюция форм и региональные особенности: АКД/Гос. ин-т искусствознания. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/189969.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010