Алленовым), в написании коллективной монографии «Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.» (СПб., 2004; совм. с В. Д. Сарабьяновым и Т. Ю. Царевской). Ему принадлежат концепции крупнейших выставочных проектов в ГТГ (Византия. Балканы. Русь: Иконы кон. XIII - сер. XV вв. Москва, 1991; «София Премудрость Божия» в рус. иконописи XIII - нач. XIX в.» Ватикан, 1999, и ГТГ, 2000). Л. выступает научным и ответственным редактором мн. трудов, выпущенных сотрудниками отдела древнерус. искусства ГИИ. Соч.: Икона «Донской Богоматери»//ДРИ. 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. С. 87-114; О мастерах снетогорской росписи//Там же. 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 106-125; Роспись Снетогорского мон-ря во Пскове 1313 г.: АКД. М., 1979; Собрание древнерус. иконописи ГТГ: Сложение коллекции, история изучения: [Введ. к кат.]//ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. С. 7-24; Заметки о соотношении техники и стиля в живописи сер. XI - нач. XII вв.//ДРИ. 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира: XII в. С. 322-343; Премудрость в рус. иконописи//ВВ. 2002. Т. 61(86). С. 138-150; Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV вв.: Становление местной худож. традиции. М., 2004; Иконографический извод: Шаблон или партитура//ДРИ. 2009. [Вып.:] Идея и образ. С. 367-382; Книга о Комече//Хранитель: А. Комеч и судьбы рус. архитектуры: (Сб. ст. А. Комеча и восп. о нем)/Сост.: Н. В. Самовер. М., 2009. С. 8-13; Пелена с «Распятием» и изображениями Христа, Богоматери Воплощение и апостолов на полях: О времени создания и иконогр. замысле памятника//Церковное шитье в Др. Руси: Сб. ст./Ред.: Э. С. Смирнова. М., 2010. С. 38-47. Лит.: Попов Г. В. Л. И. Лифшиц: К юбилею ученого//В созвездии Льва: Сб. ст. по древнерус. искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 4-21. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель

http://pravenc.ru/text/2110619.html

Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским , например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях». В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную». Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб. Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г. Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб. Икона. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г. Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб. Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб. Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва Деревянная скульптура. Кон. XIV — нач. XV в. Музеи Московского Кремля Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV b. Новгород. ГТГ, Москва Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

http://pravmir.ru/ikona-georgiya-pobedon...

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

ч. ( Ильин. 1963. С. 91; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. C. 284). Одна из гипотез основана на убеждении, что он должен был находиться в одном иконостасе с иконой «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва ( Плугин. 1987; Кавельмахер. 1998). Некоторые исследователи вернулись к датировке ансамбля кон. XIV-XV в., предложенной Грабарём, и к заключению, что иконостас был создан для Успенского собора на Городке ( Смирнова. 1988. С. 277; Осташенко. 2005. С. 153-167). В этом случае он должен был занимать всю предалтарную часть храма, а не один неф, не был разделен вост. столбами, располагался на фоне крупных Голгофских крестов, изображенных на зап. гранях вост. столпов над фресковыми композициями «Явление ангела прп. Пахомию» и «Преподобные Варлаам и Иоасаф» и под медальонами с изображениями мучеников. Возможно, что уже при росписи собора, по-видимому вскоре после его построения в кон. XIV - нач. XV в., подразумевалось, что кресты будут затем закрыты иконостасом; изображения крестов, находившиеся в тех же частях храмов и также закрывавшиеся иконостасами, известны в рус. живописи с XII в. (напр., фрески в Успенском соборе Владимира, 1161). Спаситель. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) Судя по сохранившимся фрагментам кодекса в руках ап. Павла, можно утверждать, что Евангелие в руках Христа было столь же крупным и занимало важное место в композиции всего чина. Фронтальное положение кодексов, увеличение их масштабов являются стилистической приметой живописи раннего XV в. (см. также икону «Спас в силах» из Васильевского чина (20-е гг. XV в., ГРМ, ГТГ)). Восстанавливаемый текст на раскрытом кодексе играет большую роль в истолковании иконографической программы З. ч., но о содержании надписи на Евангелии можно говорить с осторожностью. Скорее всего это был не текст («Аз есмь свет...»), к-рый указан на кодексе Спасителя в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля работы Феофана Грека (?) (посл. четв. XIV в., ГММК) и на воспроизведенной в XVI в.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Общецерковная канонизация А. Р. состоялась, по предположению Голубинского, уже ко времени Макарьевских Соборов 1547-1549 гг. (Голубинский. История канонизации. С. 82-83). Служба А. Р., составленная по подобию службы прп. Сергию Радонежскому, впервые встречается в рукописном сборнике XV в. (РГБ. Троиц. 617. Л. 33-43об.). Мощи А. Р. почивали в Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря, при гробе хранилась «архимандричья шапка» и крест от пастырского посоха. Жезл А. Р., к-рым он, по преданию, сокрушил языческого идола, был взят из мон-ря царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1553 г. Хранящийся в Ростовском музее медный крест (XIV в.) является копией-отливкой древнего креста, венчавшего этот жезл, предположительно (на основании анализа рельефных изображений) выполненного в кон. XII - нач. XIII в. слав. мастером визант. круга. Позднее крест А. Р. воспроизводился в многочисленных повторениях, особенно в XVIII-XIX вв. В 1928 г. мощи святого были переданы в Ростовский музей. В 1991 г., когда в Ростове был открыт Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь, мощи святого были возвращены РПЦ и помещены в этом мон-ре. Иконография Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия. Икона. 1-я треть XVIII в. (ГМРК ) Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия. Икона. 1-я треть XVIII в. (ГМРК ) Наиболее ранние сохранившиеся изображения А. Р. относятся к сер. XVI в. На иконографию А. Р., очевидно, оказала влияние служба святому, составленная на основе службы прп. Сергию Радонежскому; прием подобия и равночестности А. Р. прп. Сергию определяет его изображение, напр. на иконах «Преподобный Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы», 40-е гг. XVI в. (ГМЗРК) (фигуры прп. Сергия и А. Р. фланкируют центральную группу святителей); «Воздвижение Креста, Покров, избранные святые» мастера Д. И. Усова , 1565 г. (ГТГ); новгородской таблетке с изображением святых Иоанна (Рыльского?), А. Р. и Александра Невского, сер. XVI в. (НГОМЗ). Этот ставший традиционным тип облика А. Р. сохранялся и в более поздних памятниках, вплоть до XX в. («Богоматерь Боголюбская с избранными святыми», кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ); «Воскресение Христово с избранными святыми», 1729 г. (ГМЗРК) и др.). Уподобление прп. Сергию прослеживается и в описаниях А. Р. в иконописных подлинниках: «Власы наджолты, толсты, брада аки Сергиева, а ризы преподобническия, испод дичь» (БАН. Строг. 66. Л. 48об., кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/62956.html

Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. изображается как средовек, с темными волосами и бородой, в хитоне и гиматии, мц. Наталия - в хитоне и мафории; как правило, в руках у святых кресты. Мученики представлены на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; фреске собора Св. Софии Киевской , сер. XI в.; мозаике Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151; на миниатюре греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 56об., 125об.); в росписи кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде (на сев. грани юго-вост. столпа); на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., на мозаике, 1894-1907 гг., работы В. И. Павлова в соборе Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге; также в патрональных изображениях: предположительно на обороте чудотворной иконы Божией Матери Знамение , 1169 г.,- мц. Наталия (Анастасия?) и ап. Петр (по предположению Э. С. Смирновой , изображены праведные Иоаким и Анна); на поле иконы 2-й пол. XVII в. «Первый Вселенский собор» (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля - мц. Наталия и прп. Алексий, человек Божий ; на иконе «Прп. Михаил Малеин и мц. Наталия, с избранными святыми на полях», кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве (на голове у мученицы белый плат). В Большаковском подлиннике XVIII в. об А. сказано: «Рус аки Флор, ризы киноварь, у ворота вохра, испод лазорь, в правой руке крест, другая в ризе загнута» (26 авг.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что А. «молодой, скончался, лишенный рук и ног»; описание кончины мученицы не соответствует тексту жития: «Супруга его Наталия, положившая ноги его в сосуд, была обезглавлена палачом» (Ч. 3. § 22. Авг. 26). Сюжеты из жития А. и мц. Наталии - рождество А., мученичество, перенесение мощей А., чудеса,- сохранились на реликварии XII в. (Музей искусств в Чикаго), миниатюрах рукописи ок. 1483 г. (Vindob. 2619).

http://pravenc.ru/text/63606.html

Кондаков и Н. П. Лихачёв считали разновидностью извода «О.», или Великой Панагии , чудотворную новгородскую икону Божией Матери «Знамение». Кондаков отмечал очевидную связь этого варианта «О.» с Влахернами и почитавшимися там образами Богоматери. Образ «О.» сохранял значение покровительства, ему молится, напр., патриарх Евфимий Иерусалимский (между его изображением и фигурой прор. Моисея, ок. 1223, мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Среди древнерус. примеров «О.» наиболее известны монументальные иконы из Ярославля - «Ярославская Оранта» (1-я треть XIII в., ГТГ) и из Пскова - «Мирожская Оранта» с ктиторскими портретами св. кн. Довмонта (Тимофея) Псковского и его супруги кнг. Марии (живопись - 2-я noл.XVI в. (1583?, ныне в собрании ПИАМ), с к-рой на рубеже средних веков и Нового времени делали списки: напр., икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)). Литургическая символика «О.» была раскрыта в стенописи, иконах, предметах церковного убранства, напр. на шитом воздухе, даре эпирского деспота Феодора Комнина и его супруги Марии Дукины собору Св. Софии в Охриде (1216, ныне в НИМ(С)), или на служебной утвари, напр. на панагиарах или артосных панагиях, на стеатитовом панагиаре, XIV в. («чаша царицы Пульхерии») в афонском мон-ре Ксиропотам. В древнерус. иконографии «О.» является частью композиции Покрова Пресвятой Богородицы . Видимо, актуальностью литургического или ктиторского замысла было продиктовано появление изображений «О.» в произведениях эпохи царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его преемников, как в самостоятельном варианте, напр. на черневой позолоченной дробнице с оклада надгробной иконы прп. Сергия Радонежского из ризницы Троице-Сергиевой лавры (1585, СПГИАХМЗ), так и в составе символических композиций, напр. «Видение прор. Исаии» на миниатюре в лицевом Житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304.III.21/М. 8663 (Троицк. III-21). Л. 25, 1592), на фреске в юж. люнете Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598-1600). Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 60-100, 379; Т. 2. С. 55-94, 105; Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 129, 146-149; Демус О. Мозаики визант. храмов/Пер. с англ.: Э. С. Смирнова. М., 2001. С. 42; Лифшиц Л. И. Собор Св. Софии// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII вв. СПб., 2004. С. 331-337; Бутырский М. Н., Заикин А. А. Золото и благочестие. М., 2005; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси XI - нач. XVI в. М., 2012; Лидова М. А. Образ Богоматери Патрицианки в раннехрист. иконографии//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2017. С. 7-21. (Тр. ГЭ; 89). М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Оранта.html

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить — указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы  Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона). Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке. Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва В конце XIII — начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери. Византийская икона. 1-ая четв. XIV в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки — это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

http://pravmir.ru/ikonografiya-blagovesh...

(триморф, греч. τρμορφος, τριμρφιον, τριπρσωπος παρστασις). Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) В послеиконоборческий период становится типичной сокращенная иконографическая схема, включающая всего 3 фигуры - Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. В центре изображается Христос, стоящий (икона «Деисус со святыми на полях», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или восседающий на престоле, с закрытым Евангелием, к-рое Он придерживает левой рукой, правой - благословляет (эпистилии темплонов с 12 праздниками, XII в., там же). Слева (по правую руку Христа) - Богоматерь с молитвенно сложенными руками, справа - с тем же молитвенным жестом св. Иоанн Предтеча. Такие изображения известны в монументальной живописи (мозаика кафоликона мон-ря Ватопед, кон. X - нач. XI в.), в прикладном искусстве (Арбавильский триптих, слоновая кость, X в., Лувр, Париж,; ставротека из Сайднайского мон-ря , перегородчатая эмаль, XI в., ГЭ). Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Наряду с изображениями в рост встречаются поясные Д.-триморфы (в юго-зап. вестибюле собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. XIII в.). Идейное содержание деисусной композиции, ее соответствие евхаристическим молитвам обусловило включение Д.-триморфа в роспись центрального алтаря: в люнетах над окнами центральной апсиды кафоликона мон-ря Осиос Лукас (20-е гг. XI в.) помещен поясной Д.; в росписи алтаря собора Св. Софии в Киеве (1037) над центральной апсидой находятся медальоны с поясными образами Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. Д.-триморф включался в состав визант. эпистилиев темплонов в качестве средника праздничного ряда. В Грузии и Каппадокии Д.-триморф часто является главной композицией алтаря и помещается в конхе центральной апсиды (Дирекли-килисе, Каппадокия, X в.,- рядом с Христом в апсиде изображены поклоняющиеся ангелы); так же украшена центральная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.). В Византии Д.-триморф как главная композиция в конхе апсиды встречается в росписи погребальных капелл: в крипте монастыря Осиос Лукас; в мавзолее серб. иерархов в ц. св. Апостолов (Спаса) в Пече (1260); в парекклисионе ц. Богородицы Паммакаристос в К-поле (1311-1320). Иконы Д.-триморфа создавались на Балканах в поздне- и поствизант. периоды. Спаситель, как правило, изображается с раскрытым Евангелием, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи помещаются на 2-м плане, за престолом (икона «Деисус со святыми на полях», кон. XIV - нач. XV в., ГТГ; икона из Бачковского мон-ря, 1495, Нац. художественная галерея, София), иногда в сильно уменьшенном размере (икона изографа Николы, 1703, Нац. художественная галерея, София). На Руси иконы Д.-триморфа встречаются реже (напр., икона Д. (оглавный), нач. XIII в., ГТГ; псковская икона «Деисус с Параскевой и Анастасией», XV в., НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

Поцелуй Иуды. Христос перед иудейскими первосвященниками. Отречение ап. Петра. Христос перед Понтием Пилатом. Двусторонняя икона-таблетка. Лицевая сторона. Кон. XV - нач. XVI в. (ГТГ) Поцелуй Иуды. Христос перед иудейскими первосвященниками. Отречение ап. Петра. Христос перед Понтием Пилатом. Двусторонняя икона-таблетка. Лицевая сторона. Кон. XV - нач. XVI в. (ГТГ) Поскольку до I Вселенского Собора практика праздновать Пасху (понимаемую как праздник Воскресения) в один из воскресных дней не была всеобщей, то и день для воспоминания Страстей в разных традициях выбирался по-разному. Это был или день иудейской Пасхи (по юлианскому календарю в разные годы выпадающей на разные даты), или 25 марта (как историческая дата Страстей), или еще к.-л. день. После I Вселенского Собора всеобщей стала традиция праздновать Пасху в 1-е воскресенье после 1-го весеннего полнолуния, а воспоминание Страстей закрепилось за пятницей перед этим воскресеньем, получившей наименование Великой (раннее обозначение дней Страстной седмицы как «великих» - Const. Ap. VIII 33), Святой и др. Т. о., к IV в. В. п. и Великая суббота стали днями самого строгого поста в году, готовящего верующих к празднованию Воскресения (вопрос о продолжительности и мере предпасхального поста возник уже во II-III вв. в связи со спорами о дате празднования Пасхи: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12; Dion. Alex. Ep. ad Basilidem. 1; Didasc. apost. V 18-19). Строгость поста в В. п. нашла свое выражение и в ограничении совершения Евхаристии в этот день. После V и до XII-XIII вв. в правосл. странах в В. п. литургия не совершалась вообще или совершалась только литургия Преждеосвященных Даров (хотя, напр., в кон. IV в. в Антиохии в В. п. служили полную литургию: Ioan. Chrysost. De coemetr. et de cruc.//PG. 49. Col. 397-398); согласно Иерусалимскому уставу, принятому после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, литургия в В. п. не совершается (кроме случая совпадения с праздником Благовещения); на лат. Западе в В. п. вплоть до наст. времени мессы не бывает, но все причащаются освященными накануне Дарами. Еще одна особенность богослужения В. п.- бдение в ночь с четверга на пятницу, установленное, возможно, в воспоминание и исполнение слов Христа, сказанных ученикам в Гефсимании (Мф 26. 38, 41). Во мн. христ. общинах в ночь на В. п. уже в IV в. было принято совершать всенощное бдение, подобное пасхальному ( Euseb. Hist. eccl. 2. 17. 21-22; Epiph. De fide. 22. 12-14). Особое влияние на формирование богослужения В. п. как на Востоке, так и на Западе оказала древняя иерусалимская традиция.

http://pravenc.ru/text/150067.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010