Иконография С иконографической точки зрения, Иерусалимская икона Божией Матери представляет собой тип «Одигитрии» (греч. – «Путеводительница») - поясного изображения Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая правую руку к груди. Здесь наблюдается смягчение строгого, несколько отстраненного типа Божией Матери «Одигитрии». Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой Иерусалимская . Кондак 1 Возбрани врагом нашим озлобляти нас и от Господа нашего отлучити конечне, а нас научи пети Тебе весело: Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Икос 1 Ангелов множество по Твоему, Мати наша, повелению ополчаются на избавление наше грозно. Ты же приими молитву сию: Радуйся, Ангелов на спасение наше посылающая; Радуйся, Царице горних чинов, небесную их помощь нам дарующая. Радуйся, Ангелом хранити нас повелевающая; Радуйся, воинством Ангельским врагов наших поражающая. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Кондак 2 Видят бедствующие толику и многую помощь Твою сердечно Тя призывающим, наставляются тем пети Сыну Твоему непрестанно: Аллилуиа. Икос 2 Разумеют мнози, яко мирови дарова Тя Сын Твой Избавительницей бедствующих, темже поем Ти сице: Радуйся, бедствующих Мати; Радуйся, страждущих утешение. Радуйся, болящих исцеление; Радуйся, ненадежных надеждо. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Кондак 3 Сила Вышняго даровася Ти на помощь и спасение миру и нас, в бедах погибающих. И кто же Тобою не избавлен бысть, и кто же не поет Сыну Твоему: Аллилуиа. Икос 3 Имуще непостижимую любовь к роду человечу, кии вздохи не прияла еси, кии слезы не отерла еси, и кого не принудила еси призывати Тя, вопиюще: Радуйся, бедствующих скорое услышание; Радуйся, печальных и скорбных утешение. Радуйся, погибающих быстрое спасение; Радуйся, плененных освобождение. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих.

http://isihazm.ru/1/?id=1066

Ок. 1420 г. Прп. Дионисий Глушицкий 1437, память 1 июня) написал иконы Пресвятой Богородицы: «Знамение» (27 ноября), «Одигитрия» (28 июля), в честь Успения Семигородную (Семигородскую) (15 августа). Явление Овиновской иконы в честь Успения Пресвятой Богородицы (15 августа). Прославление (истечение целебного мира – 16 сентября, а затем сохранение в пожаре) Толгской иконы Пресвятой Богородицы (8 августа). Прп. Савватий 1435, память 27 сентября) принес на Соловецкий остров келейную икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (28 июля). Сер. XV в. Явление Бахчисарайской (Крымской) иконы Пресвятой Богородицы (Панагия) на скале и прославление иконы чудотворениями (15 августа). Сер. XV в. Прославление (сохранение в пожаре) Выдропускской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (28 июля). Ок. 1440 г. Смоленская икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» перенесена из Смоленска в Москву (28 июля). 1442, 17 сентября явление Макарьевской иконы Пресвятой Богородицы прп. Макарию Унженскому 1444, память 25 июля) (17 сентября). Список использованной литературы 1 . Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. 2 . Мелетий, архим. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899. 3 . Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. Одесса, 1901. 4 . Поселянин Е. Богоматерь. СПб., б. г. 5 . Сергий (Спасский) , архиеп. Владимирский. Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. СПб., 1898. Святая Русь Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (сер. XIII – сер. XV в.) 2990 Время преставления к Богу, день памяти Канонизированные святые, подвижники благочестия, мученики (в скобках указаны другие дни памятей) XIII в., после 1240 г. 1241, 18 июля Прп. Памва иеромонах, затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий. 1243, 8 мая Св. прмц. Евпраксия Псковская (в миру блгв. кнг. псковская Евфросиния) (16 октября). 1244, 5 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Следующей по времени службой, относящейся к XVI веку, является последование празднования иконе Смоленской Божией Матери, именуемой Одигитрия — Путеводительница. Икона эта принесена на Русь во второй четверти XI века — по одним сведениям, в своем подлиннике 91 , по другим — в списке с цареградской иконы Одигитрии 92 , и в начале XII века перенесена Владимиром Мономахом в Смоленск, где и получила именование Одигитрии Смоленской. Икона Божией Матери Смоленской относится к тому типу Богородичных икон, на которых Младенец помещен на левой руке Богоматери, правая же рука Пресвятой Девы свободна и ею Она указывает путь человеку; отсюда и именование Ее — Путеводительница, или Одигитрия. Прославленный и чудотворный образ Одигитрии Смоленской связан со многими событиями в русской земле и кроме благословения на сопротивление в дни нашествия Батыя; образ этот укреплял подвиг русских воинов в историческом Бородинском сражении 1812 года. Цареградская по своему происхождению, большая по своим размерам, Смоленская икона Божией Матери стала воистину русской святыней, обрела себе вторую отчизну в России; во всех концах русского государства имеются многочисленные списки со Смоленского образа, приобретшие благодатную силу, как и исходный образ Смоленской Одигитрии. Праздники Одигитрии широко распространены по лицу земли русской, и в летнюю пору ее празднования — 28 июля — составляют очаги великого духовного торжества. Служба Одигитрии Смоленской составлена из сочетания оригинальных духовных песнопений с большим числом заимствованных песен из различных богослужебных греческих книг и русских служб. Даже канон взят из творений монаха Игнатия, песнотворца IX века, диакона, и позднее митрополита Никитского 93 . Тропари (2) приведены из последования канона Божией Матери содержимь творения монаха Феостирикта, IX века, так же как и кондак христиан и стихира по 50-м псалме. Хвалитные стихиры с небольшими изменениями и первая литийная заимствованы из службы Владимирской Божией Матери.

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

Ок. 1085 Явление Печерской Нерукотворенной иконы Пресвятой Богородицы на стене алтаря Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря (3 мая) (1. С. 273). Ок. 1088–1098 г.г. Чудо от иконы Пресвятой Богородицы в Печерской церкви Киево-Печерского монастыря в обличение клятвопреступления мирянина Сергия (1. С. 208–209). Ок. 1095 г. Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» перенесена кн. Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск (28 июля) (1. С. 475). Явление Любечской Черниговской иконы Пресвятой Богородицы (7 мая) (1. С. 278). Прославление Цареградской Старорусской иконы Пресвятой Богородицы в Старой Руссе (17 сентября) (1. С. 596). Явление Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (19 марта) (1. С. 205). Ок. 1114 г. Прп. Алипий иконописец ок. 1114 г.) написал Печерскую икону Пресвятой Богородицы с предстоящими прп. Антонием и Феодосием (впоследствии наименована Свенской) (1. С. 265–266). Ок. 114 г. Прославление иконы Пресвятой Богородицы, заказанной прп. Алипию иконописцу (чудесное написание, сохранение в пожаре; по перенесении в 1124 г. в Ростов кн. Владимиром Мономахом наименована Владимирской–Ростовской) (15 августа) (1. С. 528–529). Ок. 1124 г. Прославление Владимирской–Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение невредимой во время обвала сводов (каменной?) церкви, где икона была поставлена; после этого икону перенесли в деревянный Успенский собор в Ростове) (1. С. 528–529). Нач. XII в. Установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Киевской митрополии (1 октября) (5. С. 312–314; 6). Ок. 1129 г. Прославление Муромской–Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (обращение язычников Мурома в христианство св. блгв. кн. Константином Муромским 1129) (12 апреля) (1. С. 236–237). Ок. 1131 г. Из Константинополя в дар св. блгв. кн. киевскому Мстиславу (в крещении Феодору; 1132) прислана икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос (Владимирская). Одновременно была прислана икона Пресвятой Богородицы, наименованная «Пирогощей» («Башенная»). Первая икона была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода, в честь второй иконы св. Мстислав заложил в 1131 г. в Киеве особый храм (1. С. 282–283, 785; 8. Т. 3. С. 759).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Приложение 2 Покров Пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (1240–1448) 2989 Ок. 1249 Принесение в Ярославль свв. блгвв. кнн. Василием (1 1249, память 8 февраля, 3 июля, 8 июня) и Константином 1257, память 3 июля, 8 июня) иконы Пресвятой Богородицы Ярославской (8 июня). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Феодоровскую икону за Кострому при нападении татар (16 августа). Прославление (наказание святотатцев) Холмской иконы Пресвятой Богородицы во время разграбления г. Холма войсками Бурундая (8 сентября). 1264–1301 Из Константинополя в Галич (или Белз) в правление вел. кн. Льва Даниловича галицкого принесена икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», прославившаяся позднее под именем Ченстоховской (6 марта). Явление Соболевской иконы Пресвятой Богородицы под Киевом (20 ноября). Ок. 1283 г. Св. Петр, игумен Ратский, впоследствии митр. Киевский и всея Руси 1326, память 21 декабря), написал икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями (Петровскую), и поднес ее в дар митр. Киевскому и всея Руси Максиму (24 августа). Ок. 1285 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Устюжскую икону Благовещения по молитвам прав. Прокопия 1303, память 8 июля) за г. Устюг при падении каменного града (8 июля). Прославление Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы (прозрение черниговского кн. Романа), перенесение иконы из Киево-Печерского монастыря в брянский Свенский Успенский монастырь (3 мая). Написание списка со Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы «Печерская с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием» в Киево-Печерском монастыре (3 мая). Ростовские кнн. Димитрий и Константин Борисовичи прислали в дар Великому Устюгу икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Устюжскую) для освящения деревянного собора в честь Успения Божией Матери (28 июля). Прославление Муромской-Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (защита от клеветы свт. Василия Рязанского, 1295, память 3 июля) (12 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Явление и прославление (истечение слез) Рядитенской иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде (6 июля). 1340 (?) Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе (23 июля). Явление Виленской иконы Пресвятой Богородицы (14 апреля). Явление прп. Авраамию 1375, память 20 июля) Галичской (Чухломской) иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (20 июля, 28 мая, 15 августа). Сер. XIV в. Вел. кн. литовский Ольгерд Гедиминович (1345–1377) подарил своей супруге привезенную из Херсонеса в Вильно икону Пресвятой Богородицы Виленскую-Остробрамскую. Великая княгиня пожертвовала икону в Свято-Троицкую обитель (26 декабря). Ок. 1360 г. Явление иконы Пресвятой Богородицы на воздухе прп. Лазарю Муромскому 1391, память 8 марта) с повелением построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ок. 1361 г. Обретение Холмской иконы Пресвятой Богородицы после разорения г. Холма (8 сентября). Прославление (прекращение пожара) Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (8 июля). Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси 1378, память 12 февраля), перенес в нижегородский Благовещенский монастырь Корсунскую икону Пресвятой Богородицы, написанную в Киеве в 993 г. (9 октября). Прп. Димитрий Прилуцкий 1392, память 11 февраля) принес в основанный им Спасо-Прилуцкий монастырь келейную Страстную икону Пресвятой Богородицы (13 августа). Ок. 1375 г. Явление Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном прп. Сергию Радонежскому 1392, память 25 сентября) (24 августа). По распоряжению свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси 1378, память 12 февраля), для серпуховского Владычнего монастыря написана икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения прп. Варлаама Серпуховского 1377, память 5 мая) (21 ноября). 1377 (1350 ?) Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Ченстоховскую икону «Одигитрия» за г. Белз при осаде его язычниками литовцами и татарами. Вынесенный на стену чудотворный образ был ранен стрелой, и потекла кровь. В наказание нечестивцев окутала мгла и многие умерли от страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

С этого времени отменили крестный ход из Выдропусска в Торжок. Вместо него установлено было ежегодно, 18 июля, в день принесения иконы из Москвы, с крестами и иконами всех приходских церквей Торжка собираться в Борисоглебский монастырь и отсюда с крестным ходом идти в соборную церковь, где после литургии служат молебен перед чудотворным образом Богоматери. Смоленская икона над Днепровскими воротами В Смоленске есть еще другая икона Божией Матери Одигитрии, пользующаяся также благоговейным почитанием среди жителей города. Эта икона написана в 1602 году и в 1666 году она вместе с вышеупомянутой иконой Одигитрии была в Москве для поновления живописи. До 1727 года эта икона стояла в башне, над Днепровскими воротами, под нарочито устроенным для этого шатром. В 1727 году правитель губернской канцелярии Длотовский получил позволение на свои средства выстроить над воротами деревянную церковь. Через два года была закончена здесь постройка церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Наступило время для освящения храма. Благочестивый строитель постился, исповедовался и в самый день освящения приобщился Святых Таин. После причащения подошел он к иконе Одигитрии с радостными слезами благодарности и восторга, пал перед нею на колени, сложил крестообразно руки, преклонил до земли голову и тут же тихо скончался, В 1802 году над Днепровскими воротами вместо деревянной была построена каменная церковь. В 1808 году по приказанию преосвященного Серафима старинный серебряный вызолоченный оклад иконы Одигитрии был украшен драгоценными камнями и жемчугом; также и жемчужный убрус иконы был поновлен и украшен добавлением к нему новых драгоценностей. В 1812 году, во время Отечественной войны, когда наши войска покидали пылающий и полуразрушенный неприятельскими снарядами Смоленск, 5 августа, эта икона, стоявшая в церкви над Днепровскими воротами, была взята и вынесена из города артиллерийской ротой полковника Глухова и с этого времени неразлучно оставалась при полках пехотной дивизии А. П. Ермолова.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Но мы, в пределах одной России находим столь замечательное обилие и разнообразие чтимых икон Божией Матери, что по одним русским чудотворным иконам Богородицы можно было бы составить археологическое описание и художественную характеристику важнейших исторических типов Пресвятой Девы Марии в пределах расцвета византийского искусства с X века и его ветвей с столетий. Правда, древнехристианские типы являются здесь уже в позднейшей византийской переработке (как напр. Одигитрии, Елеусы, Знамения=Панагии и др.). Так, первый тип и по времени происхожденияя и по историческому значению–Богоматери Одигитрии повторен рядом славных русских икон: Влахернской (в Успенском Моск. соборе), Смоленской Божией Матери (явл. 1046 г.) 60 , Тихвинской (1383 г.), Святогорской (неизв. врем., и 525 г., и 1448, и 1569 г.), Колочской (1413 г.), Межецкой (1492 г.), Феодотьевской (1487 г.), Казанской (1579 г.), Грузинской (в Двинской обл., 1650 г.) и другой Грузинской (в Красногорском м-ре Арханг. губ., 1525 г.), Братской в Киеве (1662 г.) и Ильинской-Черниговской (1658 г. или 1651 г. и 1654 г.). Тип Одигитрии в общем представлял Богоматерь с Младенцем на ее левой руке, но образы этого типа разнились между собою по положению Матери и Младенца и требуют исторического различения (см. ниже). Это визанийское повторение «Одигитрии» приходится на XII – XV века. Между разными типами Одигитрии должно выделить образ Богоматери, умиленно склонившейся над Младенцем, сидящим на ее левой руке и с любовью к ней обратившимся. Такова икона Иверской Богоматери (в Московской копии 1648 г.), Елецкая Черниговская (явл. 6400 г. или 6568 г.), Муромская (принесена в Переяславль Рязанский в XII в.), иконы Святогорского монастыря Псковской губ., Томская (под Ярославлем, 1314 г.), Семиезерская (7089 г.) 61 , Корсунская так называемые иконы и пр. Столь же разнообразны варианты образа Богоматери, держащей Младенца на правой руке: таковы несколько икон, носящих общее имя Византийской (две), но чаще Александрийской (1 сент.) Богоматери, Иерусалимской (Акафист 4 и 5 нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Эти братья – иноки, как жившие у патриарха, вероятно, имели, сравнительно, хорошие средства и потому свободно могли жертвовать свои приношения... они не мало сделали вкладов и в бедную Челменскую пустынь и тогдашние ее церкви. «А в тех Божиих церквах (Богоявленской и Успенской) – читаем в «книгах росписочных» 1687 г. – положение вкладов строителя иеродиакона Филофея, да брата его иеромонаха Сергия, что жили у святейшего Никона патриарха московского и всея России, а постриженники Кожеозерскаго монастыря, книг и икон святых в церкви холодной, у Богоявления Господня, икона местная – Богоявление Господне, да икона Пресвятые Богородицы Одигитрие, меж врат, обе живописные (икона пядница Одигитрие – обложена серебром, венцы с финифтом, икона пядница Пресвятые Богородицы Успение на окладе, другая – без окладу, икона пядница Пресвятые Богородицы Владимирские, на красках, крест осеняльной обложен серебром. Да книг в тех Божиих церквах: книга Евангелие напрестольное, в десть, печать новоисправная, распятие и евангелисты серебрянные, поволока бархатная; псалтырь со следованием в десть, печать новоисправная; (книга Устав в есть, печать новоисправная); минея Общая в десть – печать новоисправная; (Потребник в десть – печать новоисправная) Служебинк в полдесть – печать новоисправная, Часослов в четверть – печать новоисправная, Канонник в четверть – печать новоисправная, два Охтая – печать новоисправная, на осмь гласов, да два Охтая – печать старая. Да ризы – отлас вишневой, да стихарь дорогильной, да патрахиль и поручи камчатые) да патрахиль, да поручи дорогильные. Сосуды служебные оловянные, ковшик да чарка оловянные; да покровцы камчатые, обложены белою камкою. Насвечник оловянной, кадило медное чечанное, 2 пояса нитных, сальник медной с поддоном. У Чудотворца на гробнице паволока отласная. Три карбаса нивовскаго шитья (т. е., шитых прутьем), да пятеры сани. И то все на лицо их, братанов (братьев) положение». – «Да в олтаре» (Богоявленской церкви) – читаем далее – престол поволочен паволокою на отласе, крест серебрянной, а положение та паволока упокойнаго иеромонаха Сергия. Над жертвенником (в Успенской церкви) икона Успение Пресвятыя Богородицы на окладе, пять венцов 334 – положение иеродиякона Филофея, выше сего писана, в его статье. Псалтырь малая в полдесть, печать новоисправная, – положение иеромонаха Сергия и брата его иеродиякона Филофея, «Триодь постная, печатная, новоисправной печати, их же – положение». «Кобыла вороная, да мерин рыж, 4-х лет, что Филофей положил те две лошади» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь – та же величавость в позе Богоматери и Младенца Эммануила, те же торжественные жесты, которые мы пытались описать выше. Воспроизведенная здесь икона – прекрасная работа XVI в. (108x82 см). Утонченная голова Богоматери покоится на длинной грациозной шее; она покрыта мафорием, украшенным тремя звездочками: надо лбом и на каждом плече. Этот символ приснодевства – т. е. девства до рождества, во время и после него – обязателен на всех иконах Пресвятой Богородицы. Это декоративное изменение трех первоначальных крестиков, обычно украшавших мафорий Богородицы на древнейших иконах. Гиматий Эммануила, покрывающий все Его тело, разделан золотом. Богоматерь изображена в полфигуры, но, очевидно, мыслится стоящей, так как Сын Ее не сидит у Нее на коленях: Она держит Его высоко и прямо на левой руке в церемониальной позе, как на византийских иконах Одигитрии. Филигранные нимбы и богато разделанная серебряная риза XVII в. закрывают фон, на котором выделялись фигуры. Обрамление, сделанное, вероятно, тогда же, содержит одиннадцать иконок кованого серебра: наверху – ангел- хранитель и свт. Николай; на левой стороне – три сирийских мученика: Гурий, Самон и Авив – покровители брака; на правой – три отца Церкви: свтт. Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Внизу – три святых митрополита Московских: Петр, Алексий и Иона. Богоматерь Тихвинская. Россия. Начало XVIII в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия). Тихвинская икона Божией Матери Тихвинская икона Пресвятой Богородицы (празднование ее 26 июня) почитается в России с 1383 г. Она ближе всего к византийскому типу Одигитрии Богоматерь Тихвинская. Россия. Первая половина XVII в. Музей икон. Реклинхауэен (Германия) Елеусы (Милостивой). Н. П. Кондаков считает, что Тихвинская икона воспроизводит появившийся уже в Византии вариант Елеусы 166 . Как бы то ни было, здесь в классическом типе византийской Одигитрии появляются некоторые изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010