Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Рязань Святыни Рязанской области [ править править код ] Рязань . Кафедральный Успенский собор Рязанского кремля: мощи свт. Василий (XIII в.), Мелетий и Гавриил (XIX в.) Рязанские, «Феодотьевская» икона Божией Матери. Скорбященский храм: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лазаревский храм на Лазаревском кладбище: блаж. Василий Кадомский (XIX в.) (часть мощей). Свято-Троицкий монастырь: свт. Мисаил (XVII в.) и Феодорит (XIX в.) Рязанские. Никольский храм в Ямской Слободе (подворье Иоанно-Богословского монастыря): блаж. Любовь Рязанская (ХХ в.). Касимов . Троицкий храм: мощи свящ. исп. Сергий Правдолюбов (Касимовский) (ХХ в.). Никольский храм: иконы Божией Матери «Касимовская-Казанская» и «Всех скорбящих Радость – Митинская». Сынтул, пос , Касимовского района. Покровский храм: мощи свящ. исп. Александр Орлов (ХХ в.). Срезеново село Шиловского района. Казанский храм: мощи преп. исп. Анна Срезневская (ХХ в.), икона Божией Матери «Споручница грешных – Срезневская». Поощупово село Рыбновского района. Иоанно-Богословский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона Апостола Иоанна Богослова. Солотча , пос. (20 км. к северу от Рязани). Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь: благ. кн. Олег Рязанский (XIV в.), «Казанская» икона Божией Матери. Кадом . Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» женский монастырь: икона Божией Матери «Милостивая». Выша , село Шацкого района. Свято-Успенский Вышенский женский монастырь: мощи свт. Феофан Затворник (XIX в.). Эммануиловка , дер (2 км. от Выши). Сергиевский храм: «Вышенская-Казанская» икона Божией Матери. Польное Ялтуново село Шацкого района. Кладбище: чтимые могилы стариц Анны, Анисии, Матроны и Агафии Петриных и блаж. Василия, Евдокии и Андрея (не канонизированы).

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 ... В Мстере есть ... приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 г. видно, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли эта церковь, что и в 1628 г., или уже новая, сведений о том не сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями. В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита. В 1764 г. женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую. В 1809 г. вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон достопримечательны: храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма, изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых, изображенных на иконе – серебряной вызолоченной; икона Николая, чудотворца Можайского, икона украшена серебряной вызолоченной ризой; икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; древняя икона Воскресения Господня в такой же ризе; древняя икона св. Филиппа, митрополита Московского; а также деисус древнего письма и древняя резная из дерева плащаница. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается около 1200 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Приход состоит из части слободы Мстеры, 217 дворов, в коих по клировым ведомостям числится 649 душ муж. пола и жен. пола 722 души.

http://sobory.ru/article/?object=01894

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Таким образом, уже в начале XVII ст. в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь… Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы оказалась в 1683 г. ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Иллариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте. Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм пятиглавый, построен в стиле церквей XVII ст. Престол в храме один - во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченных колонах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине XIX ст. В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется много древних икон: икона Богоявления, риза на иконе серебряная, вызолоченная;  храмовая икона Владимирской Божией Матери, древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые, на венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее подниз из крупного жемчуга, цата золотая… икона помещена в серебряном киоте; храмовая икона Владимирской иконы Божией Матери древнего письма в бархатной, низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад «басемной», цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною; Казанская икона Пресвятой Богородицы, строгановского письма, оклад серебряный вызолоченный, «басемный», венец и убрус украшены жемчугом, кругом иконы писаны чудеса от нее; Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус низан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери; Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, древнего письма; икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина; икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряном золоченном окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресвятой Богородицы; две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

http://sobory.ru/article/?object=01898

Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Некоторые иконографические изводы сохранились почти без изменений, например образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии Константинопольской, 876; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502, и др.). Повторением древнего образца является изображение в алтаре церкви св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр. в церкви Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Святой Софии Константинопольской, 1118; в соборе Гелатского монастыря, ок. 1130). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в нескольких вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с пророком Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись церкви Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в русской традиции известно как «Знамение», напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, около 1160; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321). Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к которому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская, Тихвинская, Казанская и другие. В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., монастырь вмц.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

В с. Малыгине церковно-приходская школа открыта в 1869 году. К 1 января 1885 г. состояло 13 мальчиков и 1 девочка. Учащихся в 1892 – 93 учебном году было 24.  Престолов в церкви два: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезе теплой – во имя Святого Николая Чудотворца. Над главным престолом устроена сень на четырех деревянных столбах с иконою Господа Саваофа (на холсте). Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон наиболее замечательна икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе с короной из жемчуга и разноцветных камней; икона эта местными прихожанами и жителями окрестных селений почитается рукотворной; на праздник 8 июля стекалось множество богомольцев. Письмо иконы очень древнее. Другая старинная икона Святого Николая Чудотворца в серебряной вызолоченной ризе. В 1863 году пожертвован в церковь ковчег серебряный вызолоченный, на нем надпись: «пожертвован в Казанскую села Малыгина церковь крестьянином А.И. Смирновым по чудесном исцелении Казанскою сею Божиею Матери от смерти»… Святых сосудов: три серебряные вызолоченные и одни оловянные с резными изображениями Апостолов и креста (найдены местным священником под престолом). Из крестов замечательны: восьмиконечный серебряный вызолоченный. На нем надпись: «Животворящее древо, Иоанна Предтечи, Андрея Первозваннаго, Матфея Евангелиста, Марка, Луки, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Иоанна Милостиваго, Петра Митрополита, Алексия, Ионы и Филиппа, Гурия и Варсонофия Казанских, Архидиакона Стефана, великомучеников Димитрия и Георгия, Феодора Стратилата, великомучеников Никиты, Пантелеймона, царевича Димитрия, великомученицы Варвары, Преподобнаго Ефрема Сирина, Преподобнаго Сергия, Александра Свирского и Прокопия Декаполита». Кем приложен этот крест, неизвестно. С частицами Святых мощей был и другой тельный крест, висел он на Казанской иконе Божией Матери. Напрестольное Евангелие, печати 1716 года. Из богослужебных книг старинная Осмогласник, приложена в 1775 году приказным Троицкой Лавры П. Архиповым. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1822 года, исповедные росписи с 1825 года. В архиве хранилась храмозданная грамота, данная Епископом Переславским Антонием в 1775 году. 

http://sobory.ru/article/?object=30801

Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва. На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери " Нечаянная Радость " восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Покойный патриарх Пимен особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости». Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года. Священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), одним из первых агиографов преподобного Серафима Саровского, были в свое время написаны образы Спасителя и преподобного, причем икона Спасителя была конфискована при аресте владыки в 1937 году и неведомо как попала в храм уже после расстрела святителя Серафима. Храм собирал в своих стенах удивительных людей. Недавно окончил свой земной путь отец Александр Егоров: скольких людей окормлял этот истинно русский пастырь, сколько мудрых советов дал, сколько любви и утешения видели от него прихожане... Мир праху его... Еще один местночтимый образ «Нечаянная Радость» издавна пребывает в московском храме во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Совпадение дня явления чуда от М. и. с празднованием в Мирожском мон-ре памяти 1-го игумена обители Авраамия, поставленного, вероятно, Новгородским владыкой Нифонтом († 1156), указывает на связь чудотворного образа с деятельностью Авраамия. Т. о., появление в обители образа Божией Матери, прославившегося чудесным истечением слез, следует связывать с именем основателя и строителя Спасо-Преображенского собора (1137-1140) архиеп. Нифонта и относить к начальному периоду истории мон-ря, т. е. к сер. XII в. По мнению Т. В. Кругловой и В. Д. Сарабьянова, этим образом могло быть сохранившееся фресковое изображение молящейся Божией Матери Параклесис (Просительницы, Молебницы), исполненное ок. 1140 г. при росписи храма ( Круглова, Сарабьянов. 2002). Впрочем, остается вероятность того, что чудо 1192 г. было связано с иной иконой, близкой по иконографии к позднейшей М. и. и представлявшей собой образ Божией Матери «Оранта» с Младенцем на лоне. Фресковый образ Божией Матери Параклесис расположен слева от алтарной арки собора Мирожского мон-ря и вместе с изображением Христа Елеимона (Милостивого), находящимся напротив, фланкирует алтарь, составляя элемент декорации алтарной преграды ( Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонгольского периода//Иконостас: Происхождение - развитие - символика/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 324). Эта парная композиция представляет собой одно из самых устойчивых диалогических изображений Христа и Божией Матери, которое с древнейших времен часто встречается в качестве традиционного обрамления алтаря и входит в состав изобразительной программы алтарной преграды ( Бутырский М. Н. Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: Происхождение и литург. содержание образа//Там же. С. 207-222). Иконография парных образов Христа и Божией Матери в росписи Спасо-Преображенского собора традиционна. Христос представлен в рост, Его правая рука сложена в жесте благословения, в левой - раскрытое Евангелие со славянским текстом: «Приидите ко Мне вси труждающие и обремененные» (Мф 11.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Архит. комплекс Г. с., сложившийся к кон. XIX в., разделялся на 3 части: центр., вост. и зап. В центре располагалась Успенская ц. с пристроенной к ней деревянной колокольней (1850), игуменским корпусом и 2-этажными покоями митр. Филарета. На колокольне находились часы с надписью: «Кто тя может убежати, смертный час?» Широкая аллея объединяла храм с 2-этажной трапезной церковью. Верхний престол ее освятил 27 сент. 1853 г. свт. Филарет во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских, нижний - 27 сент. 1860 г. во имя свт. Филарета Милостивого. Вост. часть скита занимало братское кладбище с каменной ц. Воскресения словущего, освященной 27 сент. 1853 г. прп. Антонием (Медведевым). Железный иконостас храма был выполнен в виде пальмовых деревьев, знаменующих победу Христа. В зап. части скита помещались хозяйственные постройки. С 3 сторон Г. с. окружала деревянная ограда с кирпичными столбами, с сев. стороны - пруд. Деревянный мостик соединял берега пруда и позволял перейти из скита в его Пещерное отд-ние. Над юж. линией скитской ограды, обращенной к дороге в город и Вифанский монастырь , возвышалась высокая каменная арка св. врат с колокольней за ними (1871-1873). В 1898 г. вместо деревянной построили каменную ограду с башнями и св. вратами. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г. В Успенском храме хранились привезенные А. Н. Муравьёвым частицы Креста Господня, камня от гробницы Богородицы в Гефсиманской пещере, список с Иорданской иконы Божией Матери и др. святыни из Св. земли. На юж. стене находилась икона прп. Сергия Радонежского, в к-рую был вложен деревянный крест с частицами мощей мн. святых, а также икона свт. Афанасия III Пателлария с частицей мощей. На аналое находилась греч. икона Успения Богородицы - дар наместника Иерусалимского патриарха Кирилла II, митр. Петра (Мелетия). Убранство украшали также иконы, принесенные из ризницы Успенского собора Московского Кремля, и 6 икон из перламутра.

http://pravenc.ru/text/164929.html

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1797 году (ныне в поселке городского типа Кадом) как женская богадельня при Димитриевском борном храме по инициативе Е.Ф. Рожновой и Е.Ф. Горской, которые занимались в 1793-1797 годах подготовкой к ее открытию. В 1824 году, по завещанию С.М. Богдановой, был передан ее дом с усадьбой и постройками. В 1849 году переименована в женскую общину. Иноческая жизнь организовывалась согласно уставу Саровской пустыни. Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме. В 1852-1856 годах был построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой (освящен в 1857 г.). Позже, по проекту архитектора Четверикова, к нему были пристроены приделы: с южной стороны, в русско-византийском стиле, во имя Преображения Господня; с северной - во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню (40 м). В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. В 1868 году монастырь получил новое название, с этого момента он упоминается как Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь. В 1914 году в монастыре было 365 насельниц, он владел 622 десятинами земли. Святыни монастыря: храмовая икона Божией Матери Милостивая, образ Божией Матери " Неувядаемый Цвет " древнего византийского письма. После 1917 года монастырь целенаправленно разрушали: священников, монахинь, детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. Весной 1920 года соборный храм превратили в зернохранилище, затем - в учебный корпус швейного техникума. В 1930-е годы сброшены купола. Во втором храме устроили склад райпотребсоюза; третий, деревянный, разобрали. В 1990-е годы начался сбор средств на восстановление и реставрацию храма, переданного в 1993 году местными властями Церкви. Окончательно монастырь был возрожден в апреле 1997 года. Каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой с двумя приделами - во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского - освящен 31 августа 1997 года. В монастыре имеется один жилой корпус – на первом этаже расположены комнаты для паломников, трапезная и пекарня, на втором – кельи сестёр. В 2008 году в храме во имя иконы Божией Матери Милостивая были произведены восстановительные работы: покрыта новая крыша, частично реставрирован фасад, восстановлены шатёр и купола храма. В настоящее время монастырь активно возрождается.

http://sobory.ru/article/?object=10016

Иванова Светлана Валериевна, к. иск., Российский институт истории искусств. Санкт-Петербург. «Затрубите в шофар...»: Юбилейный рог в византийской иконографии Пасхи.    Рыжова Ольга Олеговна, к. иск. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник (Украина) «Икона и слово: надписи в иконостасе (1760-1762) пещерной церкви Св. Феодосия на Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры».   Исаев Григорий Евгеньевич. «Икона Божией Матери «Милостивая» в московском Зачатьевском монастыре как пример иконографического типа «Елеуса» («Умиление»)». Чистяков Петр Георгиевич, к. и. н., Центр изучения религий РГГУ. «Почитание Бронницкого списка Иерусалимской иконы Богоматери в XVIII-XXI вв.».  Гувакова Елена Витальевна, к. иск., ГИМ, Москва.  «Поздняя афонская икона: пять Богородичных памятников из Новодевичьего монастыря». 27 марта, пятница Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына   (ул. Нижняя Радищевская, 2) ЧЕТВЕРТОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 10.30-12.30 Большой конференц-зал. Есаулов Иван Андреевич, д.ф.н., профессор, Литературный институт им. А. М. Горького. « " Ложная " иконичность " : о призраках " визуальности " в интерпретации русской словесности». Гуминский Виктор Мирославович, д. ф. наук, профессор, Институт мировой литературы РАН, Москва. «Икона в древнерусских хождениях». Дергачева Ирина Владимировна, д.ф.н., МГППУ, Москва. «Образы рая в переводных апокрифах Древней Руси». Анна Сергеевна Шкапа, к. ф. н.,  МГППУ, Москва. «Апокрифический сюжет " Сошествие во ад " в литературных текстах и иконографии " ». Комова Мариамна Александровна, к. иск., Орловский гос. университет, Орел. «Пространство и время в позднесредневековых сказаниях об иконах Орловской губернии».  Федорова Елена Алексеевна, д. ф. н., доцент, Ярославский гос. университет им. П.Г. Демидова, Ярославль.  «Иеротопия в рукописи " Описание Югской Дорофеевой пустыни " ».   12.30-12.45 — перерыв  ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ 12.45. – 15.00.  Большой конференц-зал. Ведущий —  Жилина Наталья Павловна, д. ф. н., профессор,  Балтийский федер. университет им. И. Канта, г. Калининград.  «Эонотопос в романе А.С. Пушкина " Дубровский " ».

http://e-vestnik.ru/db/ikona_v_russkoy_s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010