Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (ГММК). Вторая, меньшего размера, исполнена учеником Симона Ушакова Феодотом Протопоповым Ухтомским (ГРМ). На обеих иконах авторское наименование образа не приведено. На первой - на фоне дан текст пророчества прав. Симеона Богоприимца о крестных муках Спасителя: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец» (Лк 2. 34-35). Этой цитате соответствует страстная атрибутика в руках Младенца Христа - достоверно переданный уменьшенный в размерах Голгофский крест с терновым венцом на нем, копие и трость. По кайме мафория Божией Матери на обеих иконах начертан ответ Богоматери арх. Гавриилу при Благовещении: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк 1. 46-47). Эта иконографическая схема, но без евангельских цитат точно повторена на гравюре 1713-1714 гг. московского мастера Г. П. Тепчегорского, вклеенной в сб. «Солнце Пресветлое» рядом с текстом сказания о Н. и., где в авторской подписи указано название «Новоникитская». Очевидно, идентификация уже существовавшего извода как Н. и. произошла благодаря изображению креста в руках Спасителя. С тем же названием этот извод представлен на первом по времени создания изобразительном своде чтимых Богородичных образов - на раме к Владимирской иконе Божией Матери, выполненной в 1722 г. Иваном Дорофеевым (частное собрание). Новоникитская икона Божией Матери. Роспись Благовещенской ц. в Ярославле. 1-я четв. XVIII в. Новоникитская икона Божией Матери. Роспись Благовещенской ц. в Ярославле. 1-я четв. XVIII в. Точный источник иконографии Н. и. неизвестен; на ее зап. происхождение указывают следующие особенности: сложенные на груди руки Богородицы, синий цвет Ее мафория, короткая белая рубашка у Младенца Христа, крест и орудия страстей в Его руке. Близкие по композиции изображения встречаются в европ. печатной графике XIV-XVII вв., в частности на нем. ксилографии XV в., где, как и на иконе работы Ушакова, есть мотив «Симеонова проречения», поскольку грудь Божией Матери пронзает меч.

http://pravenc.ru/text/2716436.html

На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ). Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. ( Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

стены позади Мономахова трона, где она находится и в наст. время. Как «Иерусалимская Богоматерь» икона упоминается в рукописных сборниках 1-й четв. XVIII в., содержащих сказания о чудотворных богородичных иконах. В сб. «Солнце Пресветлое», составленном в 1715-1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым, раздел о чудотворных иконах открывается сказанием об иконе Богоматери «…иже во граде Иерусалиме, в Гефсимании веси», дополнительно упоминается первоисточник легенды: «Со иконы тоя святыя сие писано, по поновлении писмом» (НБ МГУ. Ф. 293. 10535-22-71. Л. 24 об.- 26). Те же сведения содержатся и в сборнике, датируемом ок. 1720 г. (РНБ. Соф. 1428. Л. 458 об.- 459). В 10-х гг. XVIII в. Кириллом Улановым было создано неск. списков с древней иконы, в т. ч. 3 - для Троицкой Кривоезерской пуст., где царский изограф принял постриг с именем Корнилий. Списки Г. и. находились также в московских храмах: Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове (ныне в ц. Рождества Богородицы), арх. Михаила в Бронницах, прор. Илии в Черкизове, Покрова в Вешняках и др. Иконография Г. и. («Корсунской» или «Иерусалимской») имела древние прототипы. Изображения Богоматери с Младенцем на правой руке (греч. Δεξιοκρατοσσα), отмеченные меньшей иератической строгостью по сравнению с образом Одигитрии, встречаются на печатях уже с VII в., а в иконописи известны с IX в. Древнейшая из них - икона из ц. Санта-Мария Нуова в Риме (IX в.). Мозаичные изображения Дексиократуссы находятся в люнете юж. капеллы кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (30-е гг. XI в.) и на иконе кон. XII в. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. К софийской иконе восходят неск. сохранившихся до наст. времени икон кон. XV-XVI в. (напр. икона из собрания ЦМиАР, 1-я пол. XVI в.), относящиеся к новгородской художественной традиции, а также московская икона «Богоматерь Иерусалимская», по поздней надписи на обороте называемая «Гребенская» (рубеж XV и XVI вв.). К этому же типу (иногда в зеркальном переводе) относятся нек-рые списки т.

http://pravenc.ru/text/164925.html

Сохранился большой деревянный, обложенный серебром киот для К. К. и. (КОКМ). На его внутренней задней стенке имеется роспись в виде растительного орнамента с массивными стеблями, крупными цветками и бутонами, к-рую можно датировать 1-й четв. XVIII в. Аналогичные мотивы встречаются в росписях деревянных сундуков-теремков XVII в. (Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII-XVIII вв.//Сокровища рус. народного искусства: Резьба и роспись по дереву/Авт.-сост.: С. К. Жегалова и др.; ГИМ. М., 1967. С. 14-15. Ил. 9, 10). Видимо, киот был создан к освящению в 1717 г. каменной Преображенской ц. и к перенесению К. К. и. в Казанский придел. В 1855 г. проводились работы по реставрации киота, при этом старые обкладки серебра были заменены новыми калужским мастером И. А. Кудрявцевым, о чем имеется чеканная надпись на задней стенке киота (Постникова-Лосева М. М. Серебряных дел мастера: (Из истории серебряного дела в Калуге в XVII-XIX вв.). Калуга, 1961. С. 12). Ювелир золотого и серебряного дела Кудрявцев, имевший в Калуге мастерскую, относится к одним из лучших калужских мастеров XIX в. (Там же; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. С. 163). Чеканные рельефные изображения почти полностью закрывают живописные композиции стен киота. На лицевой стороне основания центральной главы изображен главный храмовый праздник - Преображение Господне, на венчающих частях основного объема - деисусный и пророческий чины, в основании глав - праздники и святые. На левой створе - София Премудрость Божия, «Воздвижение Креста», «Зачатие Пресв. Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рождество Пресв. Богородицы», внизу - распространившаяся в XVII-XVIII вв. аллегорическая композиция «Душа чистая» в виде Девицы в царских одеждах (на окладе около нимба - монограмма Божией Матери), стоящей на полумесяце рядом с солнцем и держащей сосуд. На правой створе - «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение», «Покров», «Успение», внизу - образ Всех святых (Чугреева. 2009. С. 179-180. Ил. 4). Т. о., киот являлся образом храма с иконостасом, вместилищем святыни. В нач. XX в. К. К. и. стояла в киоте под высокой деревянной резной сенью на витых колонках (Смирнов. 1912. Ил. на с. 462; Пуцко. 2009. Ил. 1). Чудотворный образ часто носили по домам, а в киот ставился другой. В наст. время в него помещена шитая К. К. и. кон. XVIII в. с живописными изображениями ликов, происходящая из Преображенской ц. (КОКМ).

http://pravicon.com/info-4087

По указу Владимирской духовной консистории от 27 нояб. 1873 г. усердием вязниковского 1-й гильдии купца Н. И. Никитина были заново выполнены украшения на В. и.: серебряный, чеканной работы позолоченный оклад с венцами, усыпанными драгоценными камнями (в венец Богоматери был вмонтирован золотой крест царя Феодора Алексеевича). Икона была помещена «под зеркальное стекло», вставлена в серебряную позолоченную раму, на широких полях к-рой в 11 клеймах были представлены св. Иоанн Предтеча, 2 архангела, святители, преподобные. Над иконой располагалась жемчужная корона, поддерживаемая 2 ангелами, выше - изображение Триипостасного Божества. Внизу в клейме помещены изображения исцелений, бывших от В. и. При изъятии церковного имущества «в помощь голодающим Поволжья» в 1922 г. общине верующих и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. Вместо него было конфисковано: «серебряных монет на 2 пуда 7 фунтов, серебряного лома 28 фунтов 36 золотников, 30 золотых монет на 30 золотников и разных золотых изделий весом 1 фунт 72 золотника». Последнее описание В. и. 1923 г. связано с заключением между верующими и органами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользование всего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат; указан ее размер (10×12 вершков). В наст. время В. и. (51,5×40,8 см) помещена в раме и киоте справа перед алтарем в Крестовоздвиженской ц. Икона, датируемая 1-й четв. XVII в., закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875-1876 гг. работы московских серебряников (мастер И. В. Захаров, пробирный мастер Н. Свечин), выполненным для др. иконы. Кроме главной храмовой святыни в Казанском соборе находилась ее копия 1-й пол. XVIII в. в виде складня с образами святых на створках; изображение было выполнено по зеленому полю (реставрирована, за исключением ликов, в 1904). Образ украшала серебряная, позолоченная чеканная риза, одеяние Богоматери и Младенца - жемчуг и драгоценные камни. Именно эта икона участвовала в крестных ходах по городу и окрестным селениям.

http://pravenc.ru/text/161155.html

Был известен как иконописец, принимал участие в возобновлении стенных росписей в Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах Московского Кремля (70-е гг. XVIII в.); в обители занимался поновлением фресок Зачатьевского собора (с 1780). В Спасо-Яковлевском мон-ре хранились созданные А. Толгская икона Божией Матери, образы свт. Амфилохия, еп. Иконийского, свт. Димитрия Ростовского и финифтяный крест (в наст. время их местонахождение неизвестно). Сохранились Ватопедская икона Божией Матери 20-х гг. XIX в. (ГМЗРК), список с чудотворного образа Ватопедского мон-ря на Афоне, к-рая являлась благословением А. Икона свт. Димитрия Ростовского того же времени (ГЭ) также имеет на обороте надпись - благословение старца. Авторство А. остается предположительным, т. к. в наст. время его иконописное наследие не изучено. после смерти А. проститься с ним съехались его духовные чада из столиц, Ярославля и др. губерний; мон-рь не мог вместить всех. В отпевании участвовало до 150 священнослужителей. В Ярославской епархии установилось его почитание через усердное совершение панихид. Погребен А. на паперти собора Зачатия св. прав. Анны, надгробие выполнено в виде саркофага из красного мрамора. Рядом с захоронением, на стене храма в нише, была поставлена келейная икона Распятия Христа, перед к-рой всегда горела неугасимая лампада по завещанию графини А. А. Орловой-Чесменской . Захоронение с памятником сохранилось до наст. времени. Иконография Изображения А. появились, очевидно, при его жизни, их происхождение связано со Спасо-Яковлевской обителью. Наиболее ранний, возможно прижизненный, портрет работы неизвестного художника 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК), выполненный маслом на холсте, представляет А. в преклонном возрасте, со впалыми щеками, большими запавшими глазами, длинным заостренным носом, светлыми усами и бородой; старец облачен в мантию и клобук, на груди - 2 наградных креста. Образ А. 2-й трети XIX в., выполненный на финифти (ГМЗРК; размер 10,2 ´ 8,2 см), по иконографии близок к живописному портрету, в нем более подчеркнута изможденность лика старца. На гравюре 1834 г. работы А. Афанасьева (опубл. в: Описание жизни) А. представлен в более раннем возрасте; одет в мантию, клобук, епитрахиль, на груди - 2 наградных креста с украшениями и в память Отечественной войны 1812 г.; правая рука возле груди, в левой - развернутый свиток, очевидно со словами его наставлений: «Верно слово и всякаго приятия достоино, на сие бо труждаемся и поношаеми есмь, яко оуповахо(м) на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, пачеж вы къ». 2 эстампа были воспроизведены в издании 1911 г. ( Титов . Илл. 1, 2): на одном - образ А. восходит к сохранившемуся живописному портрету, на др.- старец изображен на смертном одре.

http://pravenc.ru/text/114638.html

С. 11). Эти подробности, видимо, восходят к утраченному древнему Сказанию о Кипрской иконе (Там же. С. 12-13). Один из слав. переводов данного текста встречается в рукописных сборниках (напр.: ГИМ. Увар. 126 (2071), нач. XVIII в.- Соболевский А. И. Переводная лит-ра Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 330). Др. перевод получил широкое распространение благодаря тому, что был включен в сборники архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» (К., 1659. Л. 135, чудо 6) и «Небо новое» (Львов, 1665. Л. 75 об., чудо 36). В отличие от предыдущего перевода в нем опущена такая важная деталь, что икона была мозаичной. Автор ссылается как на источник на греч. Синаксарь в Неделю Православия. Смирнов отметил, что в сохранившихся рукописях данного памятника описания этого чуда не содержится ( Смирнов. 1897. С. 16). Однако совр. исследователи связывают данную помету с тем, что текст Дамаскина Студита, в котором содержатся сведения о К. и., предназначался для чтения в Неделю Православия ( M egaw, H awkins. 1977. P. 164). В. Г. Григорович-Барский во время пребывания на Кипре в 1735 г. зафиксировал предание, согласно которому церковь с чудотворной мозаикой Божией Матери, простреленной арабом, находилась в «веси Ките иже бяше прежде престол архиерейский» ( Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 332). Т. е. он отождествил древний г. Китий (ныне Ларнака) с совр. сел. Кити, а К. и.- с мозаичными изображением Богоматери (2-я пол.- кон. VI в.) в конхе апсиды Ангелоктисты Панагии церкви , хотя Богородица изображена не сидящей на престоле, а стоящей. В рукописном сб. «Солнце Пресветлое» с гравюрами Г. П. Тепчегорского (известен в 2 списках: МГУ НБ. 293 (в составе Сборника сказаний о чудотворных иконах, с «Повестью о посаднике Щиле» и житиями российских святых), 10-20-е гг. XVIII в.,- принадлежал сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову; ГИМ. Муз. 42, 1-я четв. XVII в.,- принадлежал Ф. Мурыгину) есть 3 кратких рассказа об иконах, именуемых Кипрскими (главы 23, 40, 94), и заметка, посвященная «Китейской» иконе Божией Матери (гл.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

В среду 9-й недели по Пасхе при огромном стечении народа братия мон-ря под колокольный звон на особых носилках выносила икону в сияющем золотом окладе, украшенном драгоценными камнями, и несла ее 15 верст до Костромы, где под перезвон колоколов всех храмов на берегу Волги святыню встречало все городское духовенство во главе с правящим архиереем. В городе икона пребывала ок. 2 месяцев: вначале она находилась в кафедральном соборе, затем ее переносили из церкви в церковь. 27 июля из собора И. и. крестным ходом относили обратно в мон-рь. В первых числах дек. И. и. вновь приносили в Кострому, где святыня пребывала до Недели Торжества Православия. После закрытия монастыря (1919) И. и. находилась в приходской ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Песочного, после ее закрытия (1932) - в Воскресенской ц. соседнего с. Любовникова (Костромской р-н), откуда была похищена в 1958 г.; в наст. время ее местонахождение неизвестно. В нач. XIX в. в Игрицком мон-ре был создан точный список И. и.- 2-сторонняя икона (62×46 см) в меднопозолоченном окладе, которая во время выноса И. и. помещалась в киот на ее место. С нач. 30-х гг. XX в. список находился в Воскресенской ц. с. Любовникова. После похищения И. и. прихожане прятали список по домам, принося в церковь только на богослужение. В 2008 г. он был передан в Александро-Антониновскую ц. Костромы, где для него изготовили дубовый киот. И. и. относится к иконографическому типу Божией Матери «Одигитрия»: изображенная по пояс Богоматерь держит на левой руке благословляющего Младенца, в левой руке Которого свиток. Арх.: Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне (рукопись 1665 г.)//ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 113-136. Ист.: Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской еп. Кострома, 1868. С. 79, 105-106; Рукописи Богородицкого Игрицкого мон-ря что на р. Песошне//Костромская старина. Кострома, 1894. Вып. 3. С. 78; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отдел 3-й для Костромской и Плесской десятин Костромского у. Вып. 5. М., 1912. С. 24; Виноградов Н. Описная и приходо-расходная книги Игрицкого мон-ря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 4-5; Диев М. Город Нерехта в XVIII в. и в 1-й четв. XIX в. Кострома, 1920. С. 112. Лит.: Крживоблоцкий Я. Мат-лы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Костромская губ. СПб., 1861. С. 461-463; Островский П. Ист. записки о Костроме и ее святыне. Кострома, 1864. С. 81; Явление и чудеса Смоленской иконы Божией Матери, называемой Игрицкою//Костромские ЕВ. 1892. 16. Ч. неофиц. С. 392-400; Зонтиков Н. А. Богородицко-Игрицкий мон-рь: Судьба обители//Костромской р-н: вехи истории. Кострома, 2003. С. 189, 191, 192, 195-197. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293521.html

На иконе сохранился убор кон. XIX в. Серебряный с позолотой и украшенный камнями чеканный оклад закрывает фигуры Богородицы и Христа по контуру, оставляя открытыми лики; из того же материала выполнены венцы на головах и рама, обрамляющая икону по краю. Икона вложена в раму-киот с широкими исходящими лучами и венцом в верхней части. События первой мировой войны прервали историю Леснинского монастыря на Холмщине: в 1915 г. проживавшие в мон-ре (более 600 учащихся и учителей и ок. 500 монашествующих) были эвакуированы. Л. и., подготовленную к эвакуации еще в кон. 1914 г., отправили в Петроград на Леснинское подворье; часть сестер нашла приют в Новодевичьем в честь Воскресения Христова и в прп. Иоанна Рильского мон-рях в Петрограде. После Октябрьской революции 1917 г., взяв с собой главную святыню мон-ря, они были вынуждены бежать в Кишинёвскую епархию в Жабский женский мон-рь (в совр. с. Жапка Флорешсткого р-на, Республика Молдова), в 1920 г. нашли ненадолго пристанище в мон-ре Кувеждин, затем - в мон-ре Хопово на Фрушка-Горе (Королевство сербов, хорватов и словенцев; совр. Сербия), с 1943 г.- в Белграде. К 1949 г. положение обители в Белграде осложнилось настолько, что было принято решение искать новое убежище. На вывоз иконы за пределы Югославии требовалось разрешение правительства. Во время осмотра Л. и. представителями специальной художественной комиссии в домовом храме обители игум. Феодора призвала сестер к молитве: задержание святыни делало невозможным перемещение мон-ря. Разрешение было получено, и летом 1950 г. сестры отбыли во Францию, сначала в Фуркё под Парижем, а в окт. 1967 г. в Шовенкур-Провмон (деп. Эр). Икону поместили в часовню при доме монастыря, в 1968 г., в день празднования Л. и., приходящийся на Воздвижение Креста Господня, был освящен монастырский храм, куда и была перенесена икона. В наст. время Л. и. пребывает в специально устроенном деревянном резном киоте справа от клироса. Сведения о Л. и. вошли в общецерковный оборот только в кон. XIX в. В 1665 г., т. е. до явления иконы, был опубликован 1-й свод правосл. икон (архиеп. Иоанникий (Галятовский), «Небо Новое»), к-рый стал основой для последующих подобных работ 1-й четв. XVIII - сер. XIX в. В этот период икона находилась у католиков в условиях, когда большая часть населения Холмщины была склонена в униатство; т. о., вплоть до 80-х гг. XIX в. практика почитания православными иконы была пресечена и возобновилась только после возврата чудотворной святыни в 1875 г. и учреждения в Лесне правосл. мон-ря. С этого времени информация о Л. и. появилась в отдельных изданиях, посвященных монастырю, и в сводах икон (см., напр.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 322-323; Сергий (Спасский). Месяцеслов.Т. 3. С. 661).

http://pravenc.ru/text/2463593.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010