Вскоре после того святой явился одному земледельцу, по имени Савелию Онтропову, и велел сделать себе новый гроб. На вопрос Савелия: кто он? – явившийся назвал себя Прокопием и объяснил, что он, тело которого недавно явилось при церкви. Савелий, исполнивши повеленное, объявил народу о явлении ему праведника, тело которого было переложено в новый гроб, а ветхий гроб по прутьям народ разобрал на память себе и благословение. Много лет св. мощи почивали в часовне, привлекая себе поклонников из окрестных мест, так как слух о происходящих от них исцелениях распространялся все более и более; хотя по простоте времени совершавшиеся тогда чудеса ни кем не были записываемы и с годами приходили в забвение, – не смотря на то вера в св. Прокопия, как несомненного угодника Божия и почитание его мощей постоянно возрастали и дошли до того, что когда вместо обветшавшей Введенской церкви построена была новая деревянная церковь , тогда и мощи перенесены были в нее из часовни и поставлены подле южной стены. С того времени, вероятно, стали совершать прав. Прокопию и церковную службу по особой книжице. По усердию Сольвычегодского купца Иоанна Ермолаева, видевшего чудесные исцеления от гроба праведн. Прокопия, в 1652 году иконописцем Онисимом Карамзиным был написан образ праведника. Мощи прав. Прокопия были свидетельствованы в августе 1696 года по указу Афанасия, архиепископа Холмогорского и вторично 28 октября 1739 года при императрице Анне Иоанновне. С того времени, со второго освидетельствования, стали устраивать и храмы в честь его. Так в 1764 г. был устроен придел при Верюжской Введенской цекрви, где мощи почивают. В 1774 г. среди поля под ключом воды устроена часовня, в которой находился чудотворный образ праведн. Прокопия; сюда 8 июля ежегодно приходит множество богомольцев. В 1818 году Св. Синод приказал Вологодскому епископу вновь освидетельствовать мощи праведн. Прокопия и о последствиях о сем донести. 1 августа 1818 года мощи прав. Прокопия в третий раз были освидетельствованы. По освидетельствовании оных, преосвященный Онисифор писал в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После возобновления почитания И. еп. Муромский Иаков (Кротков) в 1875 г., «обозревая церковь села Лазарева, открывал гробницу и поручил осмотреть содержимое в гробе, а сам прочитал вслух рукописное житие, плакал и рекомендовал причту села Лазарева совершать молебствие праведн. Иулиании каждый воскресный день». В 1888 г. на средства купца А. М. Никитина была устроена новая рака, и «в 1889 году 15 октября в церкви села Лазарева при великом стечении народа… торжественно совершено было переложение гроба праведн. Иулиании из прежней древней раки в новоустроенную богато украшенную» ( Евгений (Мерцалов). 1910. С. 27. Примеч. 3). В наст. время в ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в Муроме находится рака И. с житийными сценами, к-рая была изготовлена в 1888 г. из кипарисового дерева и украшена медными позолоченными чеканными пластинами (изображение Господа Саваофа на крышке не сохр.; см.: Сухова. 2004. С. 118-120. Ил. на вкл.). Непосредственно на гробнице помещалась икона (не сохр., заменена новой) с прямоличным ростовым изображением святой ( Добронравов В. Г. Историко-статист. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1897. Вып. 4. С. 216-217). Сюжеты из Жития И. отображены в 4 клеймах по сторонам раки в овалах с растительным обрамлением: глас от иконы Божией Матери, услышанный иереем об И.; И. раздает милостыню; явление свт. Николая Чудотворца И. (изображен с книгой в руках, как в рассказе о 1-м явлении); преставление И. Если главная тема житийной иконы из погоста Муська - «спасение в миру», то здесь сделан акцент на «спасении в Церкви». Такую интерпретацию Жития связывают с возобновлением почитания И. ( Сазонов, Сазонова. 1995. С. 52). Раку И. можно рассматривать как своеобразную житийную икону, где роль средника исполнял образ святой, лежащий на гробнице. В церкви с. Лазарева в почитании и иконографии И. сложились определенные традиции. На фотографии интерьера церкви перед ее закрытием в 1931 г. (МИХМ; см.: Сухова. 2004. С. 120-121. Ил. на вкл.) видно, что около раки находится большая икона И. в рост, со сложенными на груди руками - очевидно, это образ (предположительно посл. трети XIX в.), снятый непосредственно с гробницы. И. изображена в очень скромной крестьянской одежде, что соответствовало представлениям сельского населения о ней. В последние годы жизни И. почти не отличалась обликом от «рабов своих». В 1914 г. в память 300-летия прославления И. причт и прихожане Лазаревского храма заказали к ее мощам серебряный крест с эмалевыми украшениями (МИХМ; см.: Сухова О. А. Серебряные напрестольные кресты в собр. Муромского музея (XVII - нач. XX в.)//Худож. металл России: Мат-лы конф. памяти Г. Н. Бочарова, 22-24 апр. 1998 г. М., 2001. С. 90. Кат. 16; Она же. 2004. Прил. С. 135. Кат. 2. Ил. на вкл.).

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Кто мы такие есть это известно Богу; а твоему благоразумию, когда оно претыкается и соблазняется, следует объяснить. Мы, почтенный, не раскольники Церкви Божией, да не случится этого с нами никогда! Хотя мы и повинны во многих других грехах, однако составляем одно Тело с нею, и вскормлены Божественными догматами, и правила ее и постановления стараемся соблюдать. Производить смятения и отделяться от той, которая поистине не имеет никакого пятна или порока ( Еф.5:27 ) как в предметах веры, так и в отношении к постановленным правилам от начала века и доселе, свойственно тем, вера которых извращена и жизнь неправильна 158 и беззаконна; из них один и есть этот Иосиф, повенчавший прелюбодея, равно и те, которые дозволяют себе служить вместе с ним, как бы с невинным, также и те, которые одобряют его как бы священнодействующего безукоризненно. Как твое благочестие, хотя пишет к нам на основании правил, не знает Божественных правил и того, что этот человек низложен на основании их? Ибо, если они [Col. 1000] не дозволяют пресвитеру пиршествовать на браке второбрачного 159 , то что [сказать] о том, который повенчал двоеженца? Что о пиршестве на прелюбодейном браке в течение целых тридцати дней? Что о деле еще пагубнейшем, о венчании прелюбодея, по слову Господа, о том, когда сочетавающий прелюбодеев произносит при венчании священную молитву и нечестиво призывает Божественную благодать на нечестивых? Такой отвержен от Бога и чужд святыни, по словам божественного Дионисия 160 . Тратой времени было бы писать здесь о других правилах, лежащих на нем. Но что он, быв отлучен прежним патриархом, находился [в таком состоянии] девять лет, а правило не позволяет уже разрешать того, кто не разрешен в течение года 161 , как поступим [с этим]? (77) Конечно, возразят, что он был разрешен. Но если он был разрешен, почему не священнодействовал? И если был разрешен, почему недавно испрашивал разрешения от собора? Известно, что связанный ищет разрешения, а не несвязанный, так что и здесь он противоречит самому себе, желая противиться истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

– Его могут затмить только земные страсти. – Преследования делают его еще лучезарнее. – Он цветет, как пальма. – Он бессмертен, как феникс. – Он своим убожеством непорочен и не запятнан никаким земным прикосновением. – Орден (Societas) есть супруга Иисуса Христа, который сам сработал кольцо, данное ордену в знак их союза. – Орден и Церковь тождественны. – Пророчества о Церкви относятся к ордену. – Его существование есть рабское подражание жизни Христа. – Иисус Христос – первый основатель ордена. – Богородица – второй основатель. – Св. Игнатий – третий. – Название «иезуит» дано свыше. – Иезуиты – ангелы, столь же чистые, просвещенные и пылкие, как ангелы небесные. – В них соединяются качества святых Михаила, Рафаила и Гавриила. – Все, без исключения, иезуиты в высшей степени учены и мудры; это львы, герои, апостолы, Самсоны, орлы, полководцы. – Они – цвет рыцарства, гении-хранители Церкви. – Один иезуит стоит целой армии. – В ордене нет другого чуда, кроме самого ордена. – Он более привилегирован, чем другие ордена. – Больше чести быть иезуитом, чем епископом. – Орден выше царств, венцов, кардинальского пурпура. По смерти, иезуиты прямо идут в Царствие Божие. – Иисус Христос встречает их. – В течение 800 лет достаточно было принадлежать к иезуитам, чтобы спастись. – Они все, без исключения, спасутся. – Орден всегда юн и неувядаем. – Иезуиты могут хвалиться без гордости. – Каким образом. Оборотная сторона медали. – Иезуиты по предсказанию св. Гильдегарды. – Иезуиты – посланные диавола. – Льстецы. – Завистники. – Лицемеры. – Злословцы. – Враги епископов. – Похитители милостыни посредством женщин. – Ростовщики, торгаши, еретики, виновны во всех преступлениях. – Соблазнители. – Трусливые и лицемерные вожаки. – Нищие, засыпанные богатством. – Надменные плуты. – Льстивые ханжи. – Гордые нищие. – Нахальные просители. – Сладкие клеветники. – Мирные притеснители. – Торгаши индульгенциями. – Деликатные мученики. – Наемные духовники. – Строители домов. – Доктора грехов и бесчинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Богородичен Воскресен: Радуйся, двере Господня. На велицей вечерни: На Господи возвах. Стихиры. Глас 4. Подобен: Яко добля. Яко солнце незаходимое 43 столп светоявлен православия, любве струю неистощимую, богатство некрадомо благочестия, церковное утвержение, светилника, чюдес лучами сияюща, духовными араматы в честнем того пренесении верных сердца облагоюхающа, божественнаго Филиппа ублажим. Яко свещу неугасимую, источник дарований приснотекущий, чюдесы напояющ всю подсолнечную, божественный арган и светоносный, исповедания цевницу боговещанную, ревности угль богосиянный, суемудреных шатаний обличителя, священнаго Филиппа честное воспоем пренесение. Яко лоза живоноснаго винограда красны плоды принесл еси, священства и страдания блистаньми украшаяся, богоначалным трисолнечным озаряем сиянием, яко звезда светлообразна на тверди церковней сияеши светлостию чюдес твоих, богомудре святителю Филиппе, песньми воспеваем честное твое пренесение. Яко рай присноцветущ и благосиянен, яко цвет пролетный неувядаем, исцелений источник (л. 28 об.) неисчерпаемый, цельбоносная и священная рака мощей твоих, Филиппе, святителю богосветлый, миру светилниче, воспевающих тя любовию в честное твое пренесение сердца напаяет благодатию. Слава. 8. Днесь пресветлая нам воссия память всеблаженнаго отца нашего Филиппа! Приидите, о празднолюбцы и святитель сословие, духовный лик составим, во псалмех и пениих ликовствующе и чюдесную того превожделенную нам лобызающе раку, сице рцем: Радуися, многоценнаго мира ковчеже животворный, облагоюхая нас божественными араматы! Радуйся, одушевленнаго злата хранило всеосвященное и винограде духовный, имея в себе плод присноцветущий, богоносного отца цельбоносныя мощи, ихже любезне целующе, вернии, тепле возопием: О, святителем и страдальцем украшение, святым ангелом равностоятелю, моли Христа Бога о воспевающих присно радостную и священную память твою. И ныне. Богородичен по гласу. Прокимен дню. Чтения 3 святительския. На литии Стихиры. Глас 1. Гусль сладкоглаголанная, исповедания труба богодохновенная, святителю отче, был еси неизреченным Пресвятаго Духа обогатися сиянием, ревности божественныя исполнися якоже тму некую немощну света нашествием разсыпал еси (л. 29) суемудреных шатания, светлостию словес твоих верных сердца утвердил еси, темже честное ти воспевающе пренесение божественнаго человеколюбия улучити молим ся твоими к Богу молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Грешный прот. Валериан 29.11.2007 Находясь в монастыре, получил известие о том, что сын в Одессе сломал ногу, был сделан рентген и т.д. После молитв ко Пресвятой Богородице и вмч. Пантелеимону ут¬ром узнал, что перелома нет. Раб Божий Вадим. Одесса 26.12.2007 В 1992 г. моя мать р.б. Людмила была в Николо-Богоявленском соборе (г. Санкт-Петербург) и положила в церковную кружку вместо 10 руб. 100 руб. И болящая младенец Серафима исцелилась от повышенного внутричерепного давления. Р.б. Борис Тепляков 01.01.2008 Примерно в 1994-95 гг. повредил руку и был чудесным образом исцелен у раки Св. праведн. Иоанна Кронштадтского в г. С.Петербург. Милостью Божией и по молитвам о. Иоанна нахожусь сейчас на св. горе Афон, за что благодарю Бога и Его Пречистую Матерь и верного Их слугу о. Исидора. Недостойный прот. Андрей Ермилов 02.05.2008 Чудотворное масло, мvpo и молитва целителю Пантелеимону исцелили р.б. Олега от экземы за одну ночь. Благодарю Господи, благодарю великомучениче Пантелеимоне! 04.05.2008 Раб Божий Виктор (Севастополь) помазал 16-летнюю крестницу Елену миром со Святой Горы и у нее на дискотеке засиял на лбу крест, который не могли вытереть сал¬фетками и спиртом. Впоследствии она пришла к вере. Р.б. Анатолий P.S. Одна из крестниц (их было две) смыла мvpo, принимая душ, а Елена не смыла и крест проявился среди многих свидетелей. 07.05.2008 Р.б. Алексий упал с 5-и метрового столба на спину и не умер, после чего понял, что помог ему Бог. Пришел к вере. Аминь. Р.б. Сергий, 10 лет 10.05.2008 Более 10 лет назад во время кашля образовалась лево-паховая грыжа, размером с куриное яйцо. Хирурги посмотрели и сказали, что в скорости появится грыжа справа, то¬гда и прооперируют обе сразу. Ходил, придерживая выпадение грыжи, засунув руку в карман. 9 лет назад в монастыре дали освященное масло, нарисовал на грыже крестик пальцем, смоченным маслом. И забыл об этом. Через неделю на работе поднял тяжесть, сотрудники напомнили мне, что мне тяжести поднимать нельзя. Тут я вспомнил, что забыл про грыжу – она исчезла и с тех пор о себе не напоминала. Сразу после исчезновения ходил к врачу, который собирался оперировать. Он сказал, что ткань не рубцуется, медицина не знает таких случаев. Рано или поздно грыжа появится. Про¬шло 9 лет...

http://pravoslavie.ru/87432.html

В чем здесь заблуждение сектантов?   Приводимые или слова из Ев. Марка относятся не к детям, а ко взрослым, от которых можно и должно требовать сознательной веры и согласия на крещение. Если же приложить эти слова к детям, то получится, что все дети непременно будут осуждены, так как сказано: «кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16); дети, по малосознательности, не способны веровать тому, что проповедует Церковь Христова; значит, по сектантскому пониманию, они должны быть осуждены.    На самом деле, по христианскому пониманию, дети должны быть крещены по вере тех, кто приносит их ко Христу: по вере родителей и восприемников. Подобно тому, как Христос благословил детей (Мк. 10:16) по вере в Него тех, кто приносил их, так Спаситель дарует детям благодать крещения, по вере их родителей и восприемников.    Если согласиться с сектантами, что крестить можно только тех, кто может принести свое личное исповедание, тогда, пожалуй, нельзя будет крестить и глухонемых. Неужели же они должны лишиться Царствия Божия? Конечно, нет: глухонемых крестить должно. Благодать Божия может ли даваться одним по вере других?   Может, и в Писании много примеров этому. По вере сотника исцелен слуга его (Мф. 8:6—13); по вере хананеянки исцелена дочь ее; расслабленный, спущенный через кровлю, исцелен по вере принесших его (Мк. 2:5); по вере отца исцелен бесноватый сын (Мк. 9:24—28); по вере вдовы Наинской воскрешен сын ее (Лк. 7:13—15). Было ли время, когда бы в христианстве не крестили детей?   Такого времени не было. Об этом единогласно свидетельствуют многие отцы Церкви первых веков, и все Церковные писатели единогласно называют этот обычай апостольским.    Что именно всегда христиане крестили детей, это доказывают надписи над гробницами христианских детей в римских катакомбах в первые века христианства. Здесь сохранились такие надписи на гробницах: «Здесь покоится в мире Филипп, ребенок верующий;» и еще: «Аврелий Мелитус ребенок, христианин верующий». Ясно, что дети были крещены. Это подтверждается еще подписями, неоспоримо доказывающими, что дети крестились и поэтому назывались верующими: в некоторых надписях дети называются: «верующие от верующих родителей», т.е. христиане от христианских родителей. Умершие же раньше крещения называются «неофитами», т.е. новообращенными. На одной из гробниц стоит надпись о двух братьях, из которых один назван «верующим», т.е. крещенным, а другой «неофитом», т.е. новообращенным, но не принявшим еще крещения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

308 Как возглас 9-го часа пред вечернею, так и первый возглас на вечерне (кроме бдения) указывается иерею произносить пред Царскими дверьми (Служебн., вечерн. Тип., гл. 7 и 9). Когда нет священника и начинает (службу), кто-нибудь иной, тогда он не говорит: «Благословен Бог наш» потому, что не имеет на то благодати, но молит Христа помиловать молитвами Св. отец (Сим. Солун., Разг. о священнодействии и таинствах, § 270. – См. Канонник, стр. 1; Правильн., послед. к прнчащ.). 309 В пасхальную седмицу и в отдание Пасхи возглас иерей совершает с крестом, свечою и кадильницею в руках и поет тропарь «Христос воскресе», со стихами: «Да воскреснет Бог». От Недели апост. Фомы до Вознесения – после возгласа иерея поется «Христос воскресе», трижды. 310 Вечерня не следует за 9-м часом: а) когда бывают царские часы, ибо тогда 9-й час отправляется с 3-м и 6-м (Тип., послед. 25 дек., Велик. пятка), также: б) в среду и пяток сырные, если в эти дни случатся: 1) предпразднство Сретения; 2) день храма, ибо в эти дни 9-й час отправляется с 3-м и 6-м часом (Тип., 1-е февр. и хр. гл. 28). 311 Молитву «Царю небесный» не положено читать при сих молитвах лишь от дня Вознесения до Пятидесятницы, до праздника Сошествия Святого Духа. «Тогда по начале (т. е. службы, по возгласе) глаголет чтец Трисвятое и до Недели Пятядесятные во всяком церковном пении» (Тип., послед. Вознесения). 312 Под «Трисвятым» в литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого по Малом Входе (Служ.), разумеется только песнопение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу» (Ирмол. Чиновн.). Но в чинах – вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и т. д. разумеется, кроме того, еще молитвы: «Пресвятая Троице», и «Господи, помилуй», трижды (Тип., гл. 1, сн. Часосл., вечери.). Молитву «Святый Боже» изъясняет стихира дня Пятидесятницы, именно: «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святого Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, Слава Тебе» (Цветн. Триодь послед. Пятидесятницы, вечерн. стихира на стиховне).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

к) История русской церкви, Филарета, арх. Черниг. § 27, стр. 95: «Простой народ не относил к обязанности испрашивать благословения церкви союзу брачному: думал, что это благословение – преимущество князей и бояр. Такая вольность была собственно плод дикой языческой грубости, предоставлявшей брачный союз безусловному произволу, о чем писал преп. Нестор. У сербов, даже во время первого сербского архиепископа св. Саввы, простой народ брал жен без благословения в храме, и точно так же, как и в России, считал венчание отличием людей высшего класса. Христианство не могло терпеть таких обычаев. «Людям простым по имени и общему мнению, – говорит митрополит, – даем вразумление и говорим: только одни невежи в законе допускают для простых и невежд такое совокупление; – без церкви Божией, без благословения творят свадьбу, называя это тайным поимаинием: тем, которые так берут жен, налагать епитимию, как блудникам» (у Филарета приведены слова м. Иоанна). л) Симеон Солунский кн. 2, гл. 88. л. 336 об. (Оз.1:63): «Тем же священническия молитвы отметаяй в Совершении таинств, ноже оную в священных всех таинствах совершательную молитву приемлет и не христианин той. Понеже ниже крещение, ниже хрисму ниже покаяние ниже елей святый ниже грехов оставление... или честный брак, или некое весма священие приемлет. Сия бо вся чрез священическия молитвы действуются». м) Маргарит, сл. 10, л. 537 об.: ..He можеши ли быти девственник, брачися с целомудрием точию в церкви». Синтагма Матфея Правильн., состав Г, гл. 8, стр. 113: «тогда брак был заключаем по одному соглашению, а у нас не может состояться без молитвословия» (по славянскому пер.: «кроме священнословия»). о) Феодор Студит τ. 1, п. 50, стр. 299 (Алекс. Вып. 195–196): «Первый брак, как собственно законный, справедливо венчается священниками, как нескверный, как чистый, как свободный от блудной страсти, и посему увенчиваемый, как победитель над грехом; от этого при нем бывает и приобщение святыни, и присутствие венчавшаго и всякаго другаго священника на таком браке». О браке против странников

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Совершаются ли у беспоповцев таинства? Причащение, миропомазание, священство и елеосвящение не совершаются; таинство брака у некоторых беспоповцев не считается необходимым и не совершается, у других же – чин венчания совершается наставником, крещение и исповедь совершаются у всех беспоповцев мирянами, но незаконно, потому что совершать крещение мирянину можно только в случае крайней нужды, а случаи исключительные в обдержность не приемлются: «несть закон церкви скудное» (Матф. Правильн. сост. 2 гл. 3 л. 102), а исповедь их не дает разрешения грехов, (у них только выспрашиваются грехи и даются наставления, как следует жить); между тем, разрешение грехов составляет сущность таинства покаяния и без него исповедь не будет таинством 8 . Распадение беспоповщины на толки Составляют ли беспоповцы одно общество? Нет, они делятся на множество мелких толков, из которых более известны в настоящее время следующие: поморский, федосеевский, филипповский, приемлющих браки, страннический, нетовщина и некоторые другие. Из-за чего беспоповцы разделились на мелкие толки? Во 1-х, из-за обрядовых мелочей, которыми они придают значение наравне с догматами веры, а во 2-х, из-за решения вопросов о браке и молении за царя. Поморцы, тропарщики, брачные поморцы Где и когда получил свое начало поморский толк? Поморский 9 толк получил свое начало в Поморье, в конце 17 столетия. Кто были главные основатели его? Главными основателями его были Шунгский дьячек Данила Викулов 10 и братья Денисовы (Андрей и Семен). В конце 17 столетия они основали мужской раскольнический монастырь на берегу р. Выг (Олонец. губ., повенец. уезда) а в начале 18 столетия и женский – на берегу р. Лексы (там-же): завели в них монастырские порядки, развели большое хлебопашество и скотоводство, завели рыбныя ловли, торговлю и школы: грамотности, певцов, писцов и иконописцев, собрали множество старинных книг, икон и громадные богатства, – вообще устроили их так, что они долгое время были опорою всего раскола и лишь в половине минувшего столетия потеряли свое значение и были закрыты, а на месте их открыты православные приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010