Архив Пн Проект документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» 16 июня 2011 г. 15:00 Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви в период с 29 января по 01 октября 2010 года. 14 апреля 2011 года проект был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Рассмотрев проект 15 июня 2011 года, президиум Межсоборного присутствия постановил разослать его в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. Пояснительная записка к проекту изменений в Уставе Рассматривая тему «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси», комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви изучила доклады и предложения членов комиссии, а также отзывы, поступившие из епархий, духовных академий и церковно-общественных объединений 1 . Внесенные в комиссию предложения сводятся к следующим вариантам: 1. Патриарх избирается Поместным Собором из кандидатов, представленных Архиерейским Собором, но Поместный Собор не имеет права выдвигать своих кандидатов. 2. Патриарх избирается Архиерейским Собором (или Архиерейским Совещанием в составе Поместного Собора) из кандидатов, представленных Поместным Собором. 3. Патриарх избирается Архиерейским Собором из кандидатов, определенных на самом Архиерейском Соборе. 4. Патриарх избирается Поместным Собором из кандидатов, представленных Архиерейским Собором, согласно процедуре Соборов 1990 и 2009 гг. Иные вопросы, затронутые в отзывах и в заседаниях комиссии О форме голосования В пользу тайного голосования указывалось, что оно не только соответствует сложившейся исторической практике, но и ярче подчеркивает проявление воли Божией через участников Поместного Собора, по слову Священного Писания: «Изволися Духу Святому и нам» (Деян. 15. 18). При открытой форме голосования выборы становятся уязвимыми в отношении возможного влияния внешних сил на решение Собора, давления на отдельных делегатов, что недопустимо.

http://patriarchia.ru/db/text/1542557.ht...

Алфавитный список Членов Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 года Скачать epub pdf (В этом списке обозначены: а) фамилия, имя и отчество, б) для духовенства и монашествующих – сан, в) должность или постоянное занятие и особое положение на Соборе, г) основание полномочий, д) возраст, е) образование и ж) место постоянного жительства). 1 . Аббати Андрей Иванович – Лесничий Абинского войскового лесничества, Кубанского войска – По избранию – Мирянин от Ставропольской епархии – 34 – Ученый лесовод [Петроградский Лесной Институт] – Станица Крымская, Кубанской области. (Признан выбывшим из состава Собора). 2 . Абрамов Николай Матвеевич – Профессор Донского Политехнического Института – По избранию – Мирянин от Донской епархии – 41 – Инженер Путей Сообщения – Новочеркасск. 3 . Авдиев Александр Васильевич – Псаломщик с. Орехова, Владимирской епархии – По избранию – Клирик от Владимирской епархии – 25 – Кандидат богословия – С. Орехово Покровского уезда Владимирской епархии. 4 . Аверкий – Епископ Острожский, третий викарий Волынской епархии – По приглашению Собора – 39 – Кандидат богословия – Житомир. 5 . Агапит – Епископ Екатеринославский и Мариупольский, Председатель Хозяйственно-Распорядительного Совещания при Соборном Совете [до декабря 1917 года] – По должности – 50 – Кандидат богословия – Екатеринослав. 6 . Агафангел – Архиепископ, с 28-го ноября 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский, Присутствующий в Святейшем Синоде, Член Предсоборного Совета – По должности – 62 – Кандидат богословия – Ярославль. 7 . Агафодор – Архиепископ Кавказский и Ставропольский – По должности – 80 – Студент семинарии – Ставрополь на Кавказе. 8 . Аггеев Константин Маркович – Протоиерей, председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – Член Предсоборного Совета – 49 – Магистр богословия – Петроград. 9 . Александров Павел Иоаннович – Священник, благочинный Ишимского уезда – По избранию – Клирик от Тобольской епархии – 41 – Духовная семинария – С. Рынки, Ишимского уезда, Тобольской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 20 июля 2012 г. После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре 1 Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей 2 . Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову 3 . В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Пост 4 . В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа 5 . Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане 6 . По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов 7 . Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет 8 . К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто лечит или тайно " залечивает " Президента Украины Виктора Ющенко? (К публикации IsraLife.com) 08.03.2005 294 Время на чтение 3 минуты В печатных и электронных СМИ Украины на фоне бурной реанимации дела Гонгадзе и самоубийства одного из главных фигурантов в этом деле бывшего министра внутренних дел Ю.Кравченко незаметно в тень ушло казалось бы уже " готовое " дело с отравлением кандидата в Президенты Украины В.А.Ющенко. Замалчиваемая у нас публикация IsraLife.com от 16 февраля 2005 года справедливо отмечала, что некие фигуранты отравления кандидата в Президента Украины Виктора Ющенко теперь, после его избрания, - уводятся в тень. Речь, прежде всего, идет о Евгении Червоненко, народном депутате Украины и первом личном телохранителе Ющенко, ныне министре транспорта и связи Украины. И одновременно - гражданине Израиля, как утверждается в названной публикации. Но это уже дело новых силовиков и его соратников по померанчевой революции - СБУшника Турчинова, главного милиционера Луценко и примкнувшего к ним генпрокурора Пискуна: выводить израильский след в деле об отравлении В.А.Ющенко из тени или, наоборот, наводить тень на плетень. Впрочем, своя рука - владыка. Хочу еще раз подчеркнуть для общественности следующее. В деле отравления гражданина Ющенко Виктора Андреевича, кандидата в Президенты Украины, есть два ключевых вопроса, на которые до сих пор никто не хочет отвечать: 1) почему следы отравления ДИОКСИНОМ(?) проявились только на лице, а не и других частях тела? Возможно ли такое? Спросите об этом не у выходца из Галичины, криохирурга Николая Корпана из австрийской частной клиники Рудольфинерхаус, а у специалистов совместной американско-вьетнамской комиссии, которые уже несколько десятков лет изучают последствия для здоровья человека применения американцами ДЕФОЛИАНТОВ (ДИОКСИНОВ) на миллионах вьетнамских крестьян! И тысячах американских солдат, непреднамеренно получивших отравление при применении дефолиантов, как " подарок " военной судьбы!

http://ruskline.ru/analitika/2005/03/08/...

В семье иерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 14 внуков. Старший сын Филипп — диакон, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. Мы попросили отца Александра рассказать о том, как же воспитать детей верующими. В семье иерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 14 внуков. Старший сын Филипп — диакон, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. Старшая дочь Татьяна — кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Все дети живут церковной жизнью, многие получают богословское образование. Мы попросили отца Александра рассказать о том, как же воспитать детей верующими. Как привести детей к вере? Как учить жить по заповедям? о. Александр : Конечно, родители должны постоянно посещать храм. Вне храмовой жизни воспитать детей верующими невозможно. Если речь идет о Москве, то особой проблемы при поиске храма не возникает, так как все зависит исключительно от родительской целеустремленности. Когда-то давно мы жили за городом в деревне. Дороги разбиты, грязь, а до ближайшей церкви идти 3- 4 километра . Дети маленькие, идти тяжело, их нужно везти на тележке. Как-то жена сказала батюшке, что тяжко идти. На что он ответил: «Господь каждый ваш шаг зачтет». Господь все видит и вознаграждает. Поэтому осознанная и наполненная церковная жизнь семьи – это необходимое условие. Дети также должны понимать, зачем они ходят в церковь, что они должны тут найти и что дать. Необходимо объяснять ход и смысл службы, и о праздниках рассказывать, и о житиях святых. И, конечно, важен круг общения: верующие сверстники, возможность выбрать соответствующую школу. Но что касается школы, то скажу, что одного нашего сына мы забрали из православной гимназии и перевели в математическую школу. В гимназии была и атмосфера излишне либеральная, да и самого его мы не смогли к порядку приучить. А в математической школе рабочая атмосфера. Работаешь – хорошо, плохо работаешь – исключат. Подготовка очень хорошая, задания повышенной сложности, ему приходится просто «пахать». И это очень важно. Жизнь должна быть в напряжении. Ребенок должен быть загружен каким-либо трудом, пусть даже не очень интересным. Но все же должен проявлять упорство и настойчивость в достижении целей.

http://pravmir.ru/gospod-kazhdyj-vash-sh...

Важнейшие вехи жизни Святителя Макария Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 20 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре[ 1 ] Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей”[ 2 ]. Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову”[ 3 ]. В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Поста[ 4 ]. В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа”[ 5 ]. Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане”[ 6 ]. По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов”[ 7 ]. Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет”[ 8 ]. К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В ноябре 1842 года иеромонах Феофан (Говоров) был назначен на должность инспектора Новгородской семинарии. Новгородская семинария была одним из старейших учебных заведений Русской Церкви, начало которой было положено в 1706 году. Она имела богатейший библиотечный фонд, что способствовало приобретению студентами навыков работы с книгами. Являясь инспектором, святитель Феофан осуществлял наблюдение за учебно-воспитательным процессом семинарии. Главным его принципом было раскрытие перед студентами глубины православного учения и добродетельной жизни на основе учений отцов Церкви. Не только во время лекций, но и вне занятий он учил юношей постоянному памятованию о Боге, умеренности в отношении к материальным потребностям и труду. В 1843 году в журнале «Маяк» была опубликована первая статья святителя Феофана, и с этого времени начались многолетние отношения с издателем журнала С.О. Бурачек. После окончания Киевской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров) был назначен на должность руководителя и учителя Киево-Софийских духовных училищ 114–124]. Пребывание иеромонаха Феофана в Киеве и духовное укрепление у его древних святынь было непродолжительным. Менее чем через полтора года он был переведен в Новгородскую духовную семинарию. На заседании святейшего синода 13 ноября 1842 года обер-прокурор граф Н.А. Протасов назвал имена двух кандидатов на вакантную должность инспектора Новгородской семинарии, представленных митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Амфитеатровым) из числа наставников духовных школ, подведомственных Киевской духовной академии. Помимо смотрителя Киево-Софийских училищ иеромонаха Феофана предлагался также профессор Полтавской семинарии иеромонах Феодосий (Шаповаленко 1 1–2 об.]. Из этих двух кандидатов 27 ноября того же года инспектором Новгородской семинарии был утвержден иеромонах Феофан 3–3 об.], а 7 декабря состоялось его назначение, причем вместе с инспекторской должностью он получил место профессора психологии и логики 12–14; 31, 3; 23, 423].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Разделы портала «Азбука веры» Георгий Рубан Новгородский иподиакон, кандидат исторических наук, кандидат богословия Друзья! Коллеги! 1 В связи с праздником Рождества Богородицы, первым двунадесятым праздником православного церковного года, мне представилось уместным записать некоторые богословские соображения, уже давно посещающие мой ум. Позволю себе ими поделиться. Быть может, кому-то они покажутся не совсем тривиальными и всем хорошо известными. В сознании каждого человека, хотя бы перелиставшего важнейшие страницы Ветхого Завета (собственно Еврейской Библии), вероятно, навеки запечатлелись патетические (в оригинальном тексте стихотворные) стенания праведного И о ва, жестоко мучимого Сатаной с позволения (!) Бога. Он оспаривает перед лицом своих друзей и Самого Бога (Которого он вскоре даже вызовет на дуэль!) смысл земной жизни. И о в хочет повернуть вспять время жизни: вновь войти в утробу матери и – раз уж родители зачали его без его позволения! – просто выйти из неё мёртвым выкидышем, чтобы не взрослеть и никогда не страдать. Страшные слова, рождённые страшной реальностью дохристианской безысходности! «После этого [после обрушившихся на него бед] отверз Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов, и сказал: «Да сгинет день, в который я рождён, и ночь, что сказала: «зачат муж!» Зачем не умер я при исходе из чрева и не сгинул, выйдя из недр? Тогда лежал бы я, дремля, спал бы и был в покое”» (Книга Иова 3:1–3, 11, 13) (Перевод С. Аверинцева ). Вопросы риторические, это вопросы-упрёки земной справедливости, а значит – и Самому Богу, Который почему-то (почему? «вот в чём вопрос!»)  допускает , чтобы нечестивые благоденствовали, а праведники страдали. Отрицательный ответ заложен в этих риторических вопросах. Справедливости можно (?) – иногда можно – добиться только в земной жизни. А если не получится? Тогда – сущий кошмар. К Иову присоединяется ещё один авторитетный дохристианский пессимист, с мазохистским упоением и риторическим умением разъясняющий безвыходную перспективу человеческой жизни.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-dne-roz...

Архимандрит Макарий (Веретенников): Важнейшие вехи жизни святителя Макария Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре1 Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей”2. Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову”3. В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Поста4. В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа”5. Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане”6. По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов”7. Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет”8. К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

Скачать epub pdf ГЛАВА X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II В день кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образовал комиссию по подготовке Собора во главе с Местоблюстителем. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора. 6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол и постановил, что Поместный Собор может дополнить число кандидатов. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви Патриархом могли быть выбраны 75: устав не допускал избрания епископа в возрасте моложе 40 лет. а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием в первом туре были избраны митрополит Ленинградский Алексий (37 голосов) и митрополит Ростовский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский Филарет и митрополит Крутицкий Ювеналий получили равное число голосов – по 25. По результатам второго тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митрополит Филарет. 7 июня Божественной литургией в Троицком соборе лавры преподобного Сергия открылся Поместный Собор. Заседания Собора проходили в Трапезном храме преподобного Сергия, и в них участвовало 317 делегатов: 90 архиереев (по болезни не смогли прибыть митрополит Рижский Леонид (Поляков) и архиепископ Цюрихский Серафим (Родионов), 92 клирика, 88 мирян. в том числе 38 женщин, 39 представителей от монастырей и 8 делегатов от духовных школ. 40 членов Собора представляли зарубежные епархии Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010