Ряд рукописей из собрания Б., не перешедших в Публичный и Румянцевский музеи, попали позднее в коллекции разных лиц, но наиболее ценные экземпляры продолжали храниться у С. Т. Большакова, к-рый унаследовал также собрание икон отца. Среди рукописей, хранившихся у Сергея Тихоновича, особое научное и художественное значение имел иконописный подлинник XVII в., отражающий древнюю строгановскую редакцию; в 1903 г. коллекционер издал этот памятник (под ред. А. И. Успенского). В 1890 г. С. Т. Большаков предоставил для экспонирования на Археологической выставке в Российском Историческом музее (в рамках VIII Археологического съезда) ок. 30 рукописных книг из собрания отца и наиболее ценные иконы, в т. ч. шитый Нерукотворный образ Спасителя 1389 г., к-рый после закрытия выставки был куплен П. И. Щукиным (ныне эта икона хранится в отделе тканей ГИМ, куда она поступила в 1905 в составе всей коллекции Щукина). Показанный на выставке Сборник сочинений прп. Максима Грека, частично переписанный рукой самого Б. в 1914 г., был подарен Н. С. Большаковым для присоединения к Большаковскому собранию в Публичном и Румянцевском музеях. Собрание старопечатных кириллических книг Б. со временем перестало существовать; единичные экземпляры книг старой печати, принадлежавших в прошлом Б., можно сейчас встретить в фондах РНБ и РГБ. Судьба его коллекции икон не вполне ясна. Архив Б. не сохранился, отдельные материалы, относящиеся к антикварной фирме Большаковых, имеются в архиве Е. В. Барсова, в отделе письменных источников ГИМ, а также в нек-рых собраниях рукописных книг Москвы и С.-Петербурга. Лит.: Бессонов П. А. Тихон Федорович Большаков: [Некролог]//День. 1863. 30 дек. С. 21; То же//Из записной книжки А. П. Бахрушина. М., 1916. С. 117-122 [см. также С. 57-58]; Археологическая выставка в Москве: Собр. Т. Ф. Большакова. М., 1890; Иконников В. С. Опыт рус. историографии. К., 1890. Т. 1. Кн. 1. С. 844-845; 1892. Т. 1. Кн. 2. С. 1270, 1322, 1323 и др.; Георгиевский Г. П. Рукописи Т. Ф. Большакова, хранящиеся в имп. Московском и Румянцевском музее. Пг., 1915; Шибанов П. П. Антикварная книжная торговля в России//Книжная торговля. М.; Л., 1925. С. 203-204; он же. Полвека со старой книгой и ее друзьями//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1972. Сб. 24. С. 138-141; Травников С. Н. , Рыков Ю. Д. Собрание Т. Ф. Большакова (ф. 37)//Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1983. Т. 1. Вып. 1. С. 77-83; Заболотских Б. В. Книжная Москва. М., 1990. С. 80-82; Лабынцев Ю. А. Ставшие ее частью: Коллекции рус. библиофилов в главной кн. сокровищнице страны. М., 1990. С. 264-267, 271-272; Полунина Н. , Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997. С. 55-58.

http://pravenc.ru/text/149709.html

С XII в. А. стали разделять на 2 части, соответствующие подвижному и неподвижному кругам богослужебного года,- темпорал (temporale) и санкторал (sanctorale). В состав темпорала также входили (за исключением цистерцианской, доминиканской и нек-рых приходских традиций) неподвижные праздники, приходящиеся на Рождественскую неделю. Чаще всего создавались 2-томные (темпорал и санкторал) и многотомные (по периодам литургического года) А., что объясняется, вероятно, соображениями удобства. В московских собраниях хранятся 3 полных А. дотридентского периода: 2 польск. францисканских А. (ГИМ. Собр. П. И. Щукина. 567, 1459-1482; ГИМ. Син. 186, 1482-1484), содержащие темпорал и санкторал на весь год, и нем. А. (ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 283. 3, 1441-1459), происходящий из картезианского мон-ря Блаженной Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск, Польша), содержащий службы на все дни недели, инвитатории, краткие респонсории, пасхальные аллилуия-антифоны, антифоны на воскресенье «Septuagesima» и Великий четверг, commune sanctorum, календарь, гимнарий, а также нек-рые чтения и молитвы, помещаемые обычно в Бревиарии. В С.-Петербурге имеется итал. доминиканская рукопись сер. XV-XVI вв. с дополнением XVII в. (РНБ. Lat. F. v. I. 132), представляющая собой А.-санкторал, в к-рый вставлен обширный секвенциарий (раздел, содержащий секвенции ) (В. Карцовник). Ист.: Amalarus Simphosius. Liber de ordine antiphonarii//PL. 105. Col. 1243-1316; Becker G. Catalogi bibliothecarum antiqui. Bonn, 1885. § 4. N 21; § 11. N 238; Lehman P. Die Bistümer Konstanz und Chur//Mittelalterliche Bibliothekskathaloge Deutschlands und der Schweiz. Münch., 1918. Bd. 1; Agobardus Lugdunensis. De correctione antiphonarii// idem. Opera omnia. Turnhout, 1981. P. 337-351. (CCCM; 52). Изд.: Dold A. Ein neues Winitharfragment mit liturgischen Texten//Texte und Arbeiten. 1940. Bd. 31; Huglo M. Die Adventsgesänge nach dem Fragmenten von Lucca//Kirchenjahrbuch. 1951. Bd. 35; Le manuscrit du Mont-Renaud. Solesmes, 1955. (Paléographie mus.; 16); Brou L. L " antiphonaire de Compiègne//Études grégoriennes. 1961. T. 4; Hesbert R.-J. Antiphonale missarum sextuplex. Brux., 1935. R., 1967r; idem. Un curieux antiphonaire palimpseste de l " office//RBen. 1954. Vol. 64; idem. Corpus antiphonalium officii. R., 1963-1979. 6 vol.; Froger J. Antiphonaire de Hartker. Bern, 1970. (Paléographie mus. 2e sér., Monumentale; 1).

http://pravenc.ru/text/115826.html

В целом же, счет на эти предметы антиквариата должен идти на десятки тысяч. По словам заведующей отделом стекла и керамики ГИМ Инны Сергиенко, начиная с последней четверти XIX века и вплоть до революции царствовавшая династия к каждой Пасхе заказывала по 1 – 1,5 тысячи подарочных яиц (касательно более ранних периодов подобных данных нет). «Вообще российской традиции фарфоровых сувенирных яиц 265 лет, - отмечает научный сотрудник отдела керамики Елена Смирнова. – Промышленник Дмитрий Виноградов получил первый отечественный фарфор в 1747 году, и уже пару лет спустя на его заводе изготовили первые пасхальные подарки». В основном уникальная ГИМовская коллекция сформировалась на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Иногда музей покупал редчайшие изделия с рук (так, в экспозиции представлено фарфоровое яйцо с изображением святителя Алексия, приобретенное за 25 рублей в 1905 году «на торгу у человека, заявившего, что в 1901 году на Пасху 1 апреля императрица Александра Федоровна подарила его господину Петрову»). Но большей частью это дары двух величайших коллекционеров: знаменитого мецената Алексея Бахрушина и одного из основателей ГИМа Петра Щукина. «Жемчужины нашего собрания – два яйца с вензелем Великой княгини Елизаветы Федоровны с датировками золотом на красной ленте «1915 и 1916». Как известно, это последние два года царствования Дома Романовых. Предназначались такие подарки нижним чинам в расположении войсковых частей и на фронтах, а также в лазаретах, - рассказывает Смирнова. – А рядом в витрине – ответный дар на георгиевской ленте, который поступил в 1916 году с Галицийского фронта в адрес возглавлявшего комиссию «Художники – товарищам воинам» Аполлинария Васнецова от генерала Брусилова. Вместе с яйцом в коробке лежал типично солдатский сувенир – гильза от снаряда – и сотни благодарственных писем от нижних чинов». Кстати, признается Елена Петровна, самый нежный элемент у этих экспонатов – как раз подвесные ленты. Все они «родные», аутентичные, и время старит их в первую очередь. Сами же яйца сохранились хорошо. Максимум, что им требуется – профилактическая промывка.

http://e-vestnik.ru/culture/imperatorski...

3. Крест-мощевик Инв. ГИМ 4724щ OK 7730. Конец XIV – начало XV века. Россия. Новгород. Серебро, не драг. металл (штифт); литьё, чеканка, золочение, скань. 7.3×2.8 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик серебряный, со следами позолоты, семиконечный, с оглавием. На лицевой стороне креста – литое прочеканенное Распятие на фоне сканых кружков. Оборотная и боковые стороны гладкие. Оглавие дутое, с накладным прочеканенным изображением Спаса Нерукотворного. Сохранность. Множественные повреждения металла: царапины, вмятины. Позолота почти утрачена. Крест сильно помят. Сильная деформация задней крышки. Утрачен фрагмент металла на оглавии. Публикации. Каталог выставки «Großmächtiges Nowgorod: Meisterwerke der Ikonenmalerei und die Kirche auf dem Wolotowo-Feld». Frankfurt am Main. 2003. Kat. 76. 4. Крест-мощевик наперсный Инв. ГИМ 77661 OK 9962. XV век (?). Россия. Новгород. Золото, серебро, сапфиры, шпинель, жемчуг, не драг. металл (сини жемчужин, штифты): чеканка, резьба, скань. 11.5×6.0 см. Поступил из Северного краевого музея г. Архангельска в 1935 году. Описание. Крест-мощевик наперсный золотой четырёхконечный, с оглавием на шарнире. На лицевой стороне чеканено Распятие и поясной Николай Чудотворец. Лицевая сторона обведена по краю сканой верёвочкой и украшена двумя негранёными сапфирами, двумя турмалинами в гнёздах и двадцатью семью кафимскими жемчужинами на спнях. Оглавие дутое, с резным Нерукотворным образом. В оглавие продета серебряная петля для цепи. На оборотной стороне креста резаны записи о мощах. Спеньки, на которые насажены жемчужинки, – медные. Сохранность. Семь жемчужин утрачено. Публикации. Каталог выставки «Россия. Православие. Культура». М., 2001. 565: каталог выставки в Японии в 1993 году «Святое искусство России XII–XVIII веков. 7; каталог выставки в Атланте (США) «The sacred art of Russia from Ivan the Terrible to Peter the Great». M., 1995. 167; каталог выставки «Großmächtiges Nowgorod: Meisterwerke der Ikonenmalerei und die Kirche auf dem Wolotowo-Feld». Frankfurt am Main, 2003. Kat. 75.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Один из ранних опубликованных списков М. и. датируется кон. XVI - нач. XVII в. (ГТГ, происходит из собр. С. П. Рябушинского; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 257. Кат. 689). Авторы каталога относят его к московской школе иконописи. Однако есть мнение и о его новгородском происхождении (Г. В. Сидоренко). На нем изображена поясная фигура Божией Матери, обращенная вправо, Ее голова склонена, на руках полулежит Младенец. В Его левой опущенной руке - развернутый свиток с надписью: «Аз есмь свет всему миру». Десница Христа, сложенная в благословляющем жесте, изображена на фоне подбородка Богородицы, т. о. создается впечатление, что Он, играя, касается лика Матери. Вторая икона этого же собрания датирована нач. XVII в. (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 260. Кат. 694). Икона записана, на ней имеется пробная расчистка, судя по к-рой нельзя исключить как более раннее время создания образа (2-я пол. XVI в.), так и его не столичное, а местное происхождение (т. зр. Сидоренко). Различия с предыдущим образом незначительны: пальцы левой руки Младенца показаны на фоне шеи Божией Матери, а не Ее подбородка. На полях иконы в XIX в. дописаны 4 фигуры в рост: 3 святителя (слева вверху - свт. Гурий, архиеп. Казанский, справа вверху - свт. Григорий Богослов) и неизвестная преподобная жена (справа внизу). В фондах ГТГ находится 3-я икона (передана из ГИМ; в старых инвентарях датируется XVI в.). Очевидно, из-за плохой сохранности (красочный слой значительно потерт) в ранней датировке возникали сомнения, тем не менее не исключено, что икона действительно является произведением XVI в. (этой т. зр. придерживается Сидоренко). Отличие ее от прототипа заметнее: помимо измененного положения пальцев правой руки Христа (изображены чуть правее и словно прикасаются к самому краю подбородка Божией Матери), свиток в левой руке Младенца представлен свернутым ( Сухова. 2012. С. 114-115; Ил. 7. С. 114). Две М. и. хранятся в ГИМ. Первая происходит из собрания С. И. Щукина и в старых инвентарях датируется кон. XVI в. (прописана в XVIII в.- наблюдение хранителя коллекции Л. А. Корнюковой). Свиток в руках Христа развернут, на нем ясно читается надпись: «Азъ есмь с(вет)ъ истины на се приидом да призову». Др. икона происходит из коллекции О. С. Чирикова (ранее датировалась XVII в., однако она либо записана, либо создана в XIX в.). Свиток в руке Младенца свернут; внизу имеется надпись с наименованием иконы: «Престыя Бдцы Муромския» (Там же. С. 114-115). По сведениям Т. С. Ерёминой, М. и. XVI в. хранится в музее Троице-Сергиевой лавры ( Ерёмина Т. С. Мир русских икон: История, предания. М., 2002. С. 238-239).

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Поступил в составе собрания Н. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик наперсный серебряный, позолоченный, четырёхконечный, с трёхлопастными концами, полый внутри, с дутым оглавием. На лицевой стороне креста – орнамент мелких сканых кружков, накладное литое Распятие с двумя предстоящими (оплечно) и на концах – перламутром в гнёздах, по три гнезда на каждом конце. Сохранность. Два гнезда пустых. Помят. На верхнем конце с оборотной стороны небольшая утрата серебра. 22.      Крест-мощевик Инв. ГИМ 3394щ ОК 7753. XVI век. Россия. Серебро, перламутр; скань, золочение, литьё. 9.9×6.9 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик серебряный, позолоченный, четырёхконечный. с трёхлопастными заострёнными концами и оглавием на шарнире. На лицевой стороне креста накладное литое Распятие с двумя предстоящими (оплечно) и двумя летящими ангелами, сканый орнамент мелких кружков с розетками из более крупных кружков и гнёзда от камней, в одном из которых сохранился перламутр. На гранёном оглавии пустое гнездо и надпись: Ц[А]РЬ/СЛА[ВЫ] Х[РИСТО]С . Сохранность. Восемь гнёзд поломанных пустых и два места от гнёзд пустых. Шарнир оглавия поломан. Крест помят. Небольшая утрата металла на нижнем конце креста. На левой лопасти – трещина, с небольшой утратой металла. 23. Крест-мощевик Инв. ГИМ 4723щ ОК 7211. XVI век. Россия. Новгород. Серебро, жемчуг; золочение, скань. 6.4×4.7 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик четырёхконечный, серебряный, позолоченный, с оглавием на шарнире. Нижний и боковые концы креста трёхлопастные, с округлой средней и заострёнными боковыми лопастями. На лицевой стороне креста, по сплошному фону из мелких сканых кружков Распятие с буквами ХС и четыре речные жемчужины в гнёздах. Оглавие дутое, с речной жемчужиной в гнезде. Сохранность. Следы ручной обработки, множественные царапины, вмятины, повреждения позолоты. Разрывы, трещины с частичной утратой металла по краям гнёзд. Жемчужина в верхней части креста в стадии разрушения. Оглавие подвижно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Публикации. Каталог выставки «Großmächtiges Nowgorod: Meisterwerke der Ikonenmalerei und die Kirche auf dem Wolotowo-Feld». Frankfurt am Main. 2003. Kat. 80. 24. Крест-мощевик Инв. ГИМ 23316 OK 7737. XVI век. Россия. Новгород. Серебро; литьё, скань. 7.0×5.7 см. Описание. Крест-мощевик серебряный, четырёхконечный, фигурной формы, с заострёнными концами. На лицевой стороне литое Распятие на фоне, сплошь покрытом мелкими скаными кружками. Оборотная сторона гладкая. Сохранность. Оглавие утрачено. Помят, общая деформация, сильные повреждения левого конца креста. Множественные царапины, вмятины. Публикации. Каталог выставки «Großmächtiges Nowgorod: Meisterwerke der Ikonenmalerei und die Kirche auf dem Wolotowo-Feld». Frankfurt am Main. 2003. Kat. 73. 25. Крест-мощевик Инв. ГИМ 3150щ ОК 7201. Конец XVI – начало XVII века. Россия. Серебро: чеканка, золочение, скань. 6.3×3.0 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик восьмиконечный, серебряный, с оглавием на шарнире, позолоченный. На лицевой стороне чеканное Распятие и сканый орнамент из крупных спирально-загибающихся завитков и мелких кружочков. Оглавие дутое, гранёное, гладкое, с отверстием для цепи. Нижний конец креста заострён в виде килевидной арочки. Сохранность. Вмятины на оборотной стороне креста. 26 Крест-мощевик Инв. ГИМ 3151щ ОК 7173. XVI–XVII века. Россия. Серебро, жемчуг; золочение, скань. 7.2×3.0 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик семиконечный, серебряный, позолоченный, с заострённым нижним концом и оглавием на шарнире. На лицевой стороне креста – накладное Распятие и четыре жемчужины в гнёздах по фону, сплошь покрытому орнаментом сканых завитков и мелких кружков. По боковым частям креста сканый орнамент. Оборотная сторона креста гладкая. Ушко дутое, гранёное, с отверстием для цепи, украшено жемчужиной в гнезде. Сохранность. Оборотная сторона креста слегка помята. 27. Крест-мощевик Инв. ГИМ 4748щ ОК 7084. Конец XVI века. Россия. Новгород. Серебро, альмандины, жемчуг, перламутр, басма; золочение, скань. 7.7×5.7 см.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

С.К. Севастьянова Приложение 6. Переписка патриарха Никона с греками в 1662 – 1666 гг I.Nepenucka патриарха Никона с греками – его сторонниками: иконийским митрополитом Афанасием и Саввой Дмитриевым (1665 – 1666 гг.) Ниже издаются тексты всех писем патриарха Никона и греков – его сторонников, иконийского митрополита Афанасия и письмоносца иерусалимского патриарха Нектария Саввы Дмитриева, друг к другу. Переписка патриарха Никона с Саввой Дмитриевым и митрополитом Афанасием была издана в XIX в. архимандритом Леонидом (Кавелиным) по единственной известной ему ру- кописи из собрания В.М. Ундольского (ныне: РГБ, ф. 310, 415) – Леонид 1873, 1618 – 1639. Однако издаваемая архимандритом Леонидом рукопись неисправна, имеет многочисленные механические утраты текста и, по словам издателя, составлялась «писцом весьма малограмотным, а потому с нередкими ошибками в сочетании слов и их окончаниях и без всяких знаков препинания, кроме точек» – Леонид 1873, 1617. Сравнив содержание писем греков и ответных посланий патриарха Никона, архимандрит Леонид попытался реконструировать смысл «испорченных мест» издаваемой рукописи. Мной тексты писем патриарха Никона и греков к нему публикуются по разным рукописям: письма Саввы Дмитриева и митрополита Афанасия к патриарху Никону издаются по рукописи конца XVII в. (РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127), в которой тексты писем греков сохранились, на мой взгляд, лучше, чем в других списках; ответные письма патриарха Никона издаются по пяти известным мне рукописям; в качестве основного выбран текст самой ранней рукописи и, на мой взгляд, наиболее исправный: Основной текст: ГИМ, собр. П. И. Щукина, л. 77 об. – 107 Щ Разночтения: РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. I, д. 127, л. 266 – 292 С ГИМ, собр. Е.В. Барсова , 897, л. 222 об. – 244 Б 1 ГИМ, собр. Е.В. Барсова , 898, л. 182 об – 201 об. Б 2 РГБ.ф. 310(собр. В.М. л.319 – 351 У Тексты издаются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Курсивом выделены слова, которых нет в издаваемых рукописях, но которые добавлены мной по смыслу; все исправления, внесенные мной в публикуемый текст, отмечаются в подстрочных примечаниях. При помощи курсива и угловых скобок показаны слова, отсутствующие в рукописи, но добавленные мной по изданию архимандрита Леонида. Звездочкой выделены слова и фразы, которые комментируются в Примечаниях. Переписка патриарха Никона с Иконийским митрополитом Афанасием (1665 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раздел 3. Музейные собрания. Каталоги Д. В. Шполянская Наперсные кресты-мощевики веков и кресты-мощевики с владельческими надписями в собрании отдела драгоценных металлов Государственного Исторического Музея Коллекция крестов Отдела драгоценных металлов Государственного Исторического музея, представляющая собой одно из крупнейших музейных собраний нательных крестов, насчитывает более 800 единиц хранения, в основном представленных изделиями из драгоценных металлов. Одной из наиболее интересных частей коллекции является большая группа наперсных крестов-мощевиков, которая насчитывает 136 крестов. В связи с большим объёмом материала для публикации были отобраны наиболее ранние православные кресты-мощевики, в количестве 31, относящиеся к XIV–XVI векам. Кроме хронологического принципа, при отборе крестов для публикации во внимание принималась значимость отдельных памятников. Поэтому в число представленных крестов вошли четыре креста-мощевика XV – начала XVIII века, которые содержат владельческие надписи и, за исключением единственного, выходят за избранные временные рамки. Почти все кресты поступили из коллекции Петра Ивановича Щукина 1263 в 1905 году. Он происходил из знаменитой московской семьи – купцов, коллекционеров и меценатов – и был собирателем русских и восточных древностей. Некоторые кресты поступили из Северного краевого музея г. Архангельска в 1935 году, из Боровского монастыря в 1929 году, из Военно-исторического музея и из собрания графа Алексея Сергеевича Уварова. Кресты представлены в хронологическом порядке (от древнейшего к наиболее позднему из выборки), с сохранением принципа описания, принятого в Инвентарной книге Особой кладовой ГИМ (отдела драгметаллов). Четырнадцать крестов публиковались ранее (библиография дана в описаниях каждого предмета), однако большинство из них представлено впервые. При воспроизведении надписей сохранена орфография оригинала, вышедшие из употребления древнерусские буквы заменяются буквами современного алфавита, надстрочные буквы внесены в строку и даются в круглых скобках, цифры в буквенном обозначении переданы арабскими, подтитловые сокращения раскрываются, пропущенные и реконструированные буквы воспроизведены в квадратных скобках. Разделения надписи на части передаются знаком/, разделение на строки – знаком//. Каталог

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ МЕЛИССА [греч. Αντνιος Μοναχς, Μλισσα] (кон. XI-XII в.), мон., греч. духовный писатель. Известен как автор сб. «Мелисса» (Пчела), создание к-рого относится ко времени не ранее кон. XI в., поскольку в нем цитируется Феофилакт Болгарский , архиеп. Охридский († 1125). Этот сборник нравоучительного характера, содержащий выдержки из Свящ. Писания, святоотеческих творений и светских сочинений, близок к флорилегиям преподобных Максима Исповедника (Εκλογα) и Иоанна Дамаскина (Ιερ παρλληλα). Сочинение А. М. состоит из 2 книг (176 слов): в 1-й говорится о добродетелях и пороках, во 2-й - о добродетельных и порочных людях. «Мелисса» неоднократно переиздавалась. С 1-го печатного издания К. Геснера (Цюрих, 1546) в Дерманском мон-ре на Волыни был сделан слав. перевод (1599), известный в списках XVII-XVIII вв. из старообрядческой среды (напр.: ГИМ. Собр. Щукина. 74; РГБ. Собр. А. Н. Попова. 126 и др.). Эта слав. версия под названием «Пчела, или Собрание стихов от богодуховного писания и внешнего учителей, в три книзе Антонием и Максимом иноками собрана» включала наряду с сочинением А. М. более распространенную на Руси т. н. старшую редакцию «Пчелы» (сокращенную версию флорилегия прп. Максима Исповедника, XII-XIII вв.). А. М. написал также нравственное руководство для юношей «Χρηστοθεια» (Добронрав) в 9 главах. По мнению нек-рых исследователей (М. Дидье), оно принадлежит др. Антонию и составлено в XVIII в., однако в новых работах утвердилась т. зр., подтверждающая авторство А. М. Соч.: PG. 136. Col. 765-1244; Σακκελων Ι.//Δελτον τς στορικς κα θνολογικς ταιρεας. 1885/89. T. 2. Σ. 661-666 [Доп. по ркп. Athen. Bibl. Nat. 32]; Καλογερς Ν. Αντωνου το Βυζαντου συγγραφως τς ια κατονταετηρδος Χρηστοθεια. Αθναι, 1881 [текст «Добронрава» с перелож. на новогреч.]. Лит.: Ehrhard A. Zu den «Sacra Parallela» des Johannes Damascenus und dem Florilegium des Maximus//BZ. 1901. Bd. 10. S. 394-415; Disdier M.-Th.//DSAMDH. Vol. 1. P. 713-714; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 643; Творогов О. В. Пчела//СККДР. Вып. 1. С. 382-387. Иером. Дионисий (Шлёнов) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/116084.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010