Глава 18 Ср. ( 3Цар.22:2–40 ) Война Иосафата в союзе с Ахавом израильским против Сирии изложена существенно сходно в 3 Царств и 2 Паралипоменон. Могут быть указаны лишь немногие отличия в отдельных выражениях. 2Пар.18:1 .  И было у Иосафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом. 2Пар.18:2 .  И пошел чрез несколько лет к Ахаву в Самарию; и заколол для него Ахав множество скота мелкого и крупного, и для людей, бывших с ним, и склонял его идти на Рамоф Галаадский. 2Пар.18:3 .  И говорил Ахав, царь Израильский, Иосафату, царю Иудейскому: пойдешь ли со мною в Рамоф Галаадский? Тот сказал ему: как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну! Ср. ( 3Цар.22:2–4 ). Родство Иосафата с Ахавом состояло в том, что сын первого Иорам был женат на дочери второго Гофолии ( 4Цар.8:18 ; 2Пар.21:6 ). Союз Иосафата с нечестивым Ахавом представляется тем более неосмотрительным, что от него мог предостеречь Иосафата уже пример отца его, Асы, обличенного пророком Ананией за союз с царем сирийским, выше ( 2Пар.16:7 ). Впоследствии прозорливец Ииуй, сын Анании, обличил Иосафата за этот союз, ниже ( 2Пар.19:2 ). 2Пар.18:4 .  И сказал Иосафат царю Израильскому: вопроси сегодня, что скажет Господь. 2Пар.18:5 .  И собрал царь Израильский пророков четыреста человек и сказал им: идти ли нам на Рамоф Галаадский войною, или удержаться? Они сказали: иди, и Бог предаст его в руку царя. 2Пар.18:6 .  И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня? спросим и у него. 2Пар.18:7 .  И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа; но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори так, царь. 2Пар.18:8 .  И позвал царь Израильский одного евнуха, и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая. 2Пар.18:9 .  Царь же Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на своем престоле, одетые в царские одежды; сидели на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Пророческое служение в Ветхом Завете Делай, что должно… В Израильском царстве воцарился Ахав и взял себе в жены дочь Сидонского царя по имени Иезавель. Это открывает совершенно новую страницу в истории и Израильского царства, и библейского повествования. Народ Израильского царства по примеру Иезавели уклоняется в идолопоклонство, и служители Ваала и Астарты, жрецы безбедно здесь живут и поэтому приезжают во множестве. Уклонение Израильского царства достигает критического градуса, когда фактически ставится вопрос о дальнейшей судьбе Израильского царства. Для читающих Библию история царя Ахава открывает и совершенно необычную историю жизни пророка Илии – удивительного человека, настолько особо стоящего в череде других пророков, что Священное Писание делает его образцом: как царь Давид образец царя, так пророк Илия образец пророка. И совершенно не случайно говорят про Иоанна Предтечу, что он будет во всем подобен Илии. Как говорят святые отцы – толкователи Священного Писания, в последние дни мира именно пророк Илия придет на землю к народу еврейскому, чтобы засвидетельствовать ему последний раз о истине и призвать к покаянию. И, как свидетельствует Священное Писание, значительная часть еврейского народа поверит словам пророка и обратится к Богу, то есть, в контексте последних судеб мира, ко Христу. Но мы сильно забегаем вперед. Прежде чем говорить о пророке Илие, необходимо хотя бы несколько слов сказать о пророческом служении. Оно занимает очень важное место в Ветхом Завете именно со времени пророка Илии (это не значит, что не было пророков до него – были, они упоминаются в Библии, но такое влияние на судьбы царства и людей, с точки зрения мессианских пророчеств, пророки начинают играть именно с пророка Илии). Надо четко понимать, что пророк Библии не есть предсказатель в нашем понимании этого слова, не ясновидящий, который предсказывает будущее. Главнейшая роль библейского пророка – это откровение воли Божией, свидетельство о Боге в конкретной исторической реальности, в конкретном бытовом сюжете, в конкретной точке истории, времени, пространства.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/33

Паримия из книги пророка Ионы, в Великую субботу В сей паримии, заключающей в своем составе все четыре главы книги пророка Ионы, содержится повествование о посольстве Ионы в Ниневию для возвещения гнева Божия на Ниневитян. Ион.1:1–2 . Бысть слово Господне ко Ионе сыну Амафиину, глаголя: востани и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем, яко взыде вопль злобы его ко Мне. Наименование Ионы сыном Амафииным указывает на тожество его с Ионою, также сыном Амафииным, о котором упоминается в повествовании 4-й книги Царств о царствовании Иеровоама II, царя Израильского. По свидетельству этой книги, Иеровоам II расширил пределы Израильского царства от входа Емафскаго (долина между горами Ливаном и Антиливаном) до моря Аравского (Мертвого), по глаголу Господа Бога Исраилева, егоже глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, иже от Гефаховера ( 4Цар. 14:25 ), города в колене Завулоновом, в Нижней Галилее ( Нав. 19:3 ). Здесь идет речь об исполнении пророчества Ионы о восстановлении границ Израильского царства вследствие удачной войны Израильтян с Сирийцами, или о возвращении отнятых Сирийцами областей. Но когда произнесено было самое пророчество об этом, – неизвестно, в царствование ли Иеровоама II, продолжавшееся 41 год (835–791), или до вступления его на престол. Во всяком случае Иона является продолжателем деятельности пророка Елисея, по слову которого Иоас, отец Иеровоама II, победил Сирийцев в трех сражениях, но не поразил еще их окончательно ( 4Цар. 13:14–23 ). Последнее выпало на долю Иеровоама II, по слову пророка Ионы. Господь царь Израилев есть вместе царь всех народов. Избранный народ был предметом особенного Его попечения; но Он не несвидетельствованным Себя оставил и прочим народам, в качестве вседержавного Царя и Владыки, как это открывается между прочим из посольства Ионы в Ниневию. Господь повелевает Ионе идти в Ниневию, град великий. Ниневия, столица Ассирийского царства, основанная Нимвродом ( Быт. 10:11 ), находилась на левом берегу Тигра при слиянии его с рекою Ликом. Ниневия названа великим градом отчасти по необыкновенной громадности занимаемого ею пространства, о чем будет речь ниже ( Ион. 3:4 ) отчасти по многолюдству, отчасти по богатству, по обширности торговли, в ней процветавшей ( Наум. 3:16 ). – Господь посылает Иону в город Ниневии затем, чтобы возвестить ему: яко взыде вопль злобы его ко Мне. Как во всех богатых городах, так и в Ниневии господствовала злоба, т.е. великое развращение нравов. Пророк Наум обличает Ниневитян в кровожадности, вероломстве, хищничестве, чрезмерной роскоши, страсти к волшебству и гаданиям ( Наум. 3:1–4 ). Выражение: вопль злобы дошел до Господа означает, что грехи Ниневитян, умножаясь все более, наконец сделались вопиющими, т.е. такими, которые достигли крайней степени и громко, без слов, требовали праведного суда Господа, отмщения Его (сл. Быт. 18:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Беседа XXXII. О третьем члене символа веры. О приготовлении евреев к принятию обещанного спасителя Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася В прошедшей беседе я сказал вам, братие, что Господь для сохранения истинной веры выделил из числа других народов народ еврейский в лице Авраама и особенным образом приготовлял его к принятию Спасителя. Господь повторил Аврааму обещание о рождении Спасителя и вступил с ним и с его потомством в особый завет, поэтому и происшедший от него народ называется избранным народом Божиим. Впрочем, не все его потомки составили избранный народ Божий, а только происшедшие от сына его Исаака, и не все потомки этого последнего, но происшедшие от сына его Иакова. Народ этот называется еврейским по имени Евера, одного из предков Авраама. Внук Авраама иначе называется Израилем, посему происшедший от него народ еврейский называется иначе израильским. Наконец, тот же народ называется еще иудейским по имени Иуды, сына Иакова. Потомки Иакова, по воле Божией, переселяются вместе с своим родоначальником в Египет. Здесь, по смерти Иакова, молодой народ еврейский подвергся тяжелым испытаниям от египтян, пока Господь чудесным образом чрез Моисея не избавил его от рабства египетского. Он дал им новую землю, которую прежде обещал дать Аврааму, почему и земля эта называлась обетованною. На ней Господь поселил евреев. Земля эта называлась еще ханаанскою по имени народа, ее населявшего; в наше время она называется Палестиною, – это та земля, где стоит священный город Иерусалим, прежде принадлежавший евреям. Чудесно избавленный от рабства египетского и поселенный на Богом данной земле, народ еврейский помнил благодеяния Божии и праздновал день своего освобождения. Чрез Моисея Господь дал ему закон, который касался и веры евреев, и их богослужения, и даже гражданской и общественной жизни. Закон евреев отличался от закона всех других народов: он имел целью своею предохранить их от идолопоклонства, разобщить их с языческими народами и приготовить к принятию Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 8 К оглавлению Авраам и его потомство Начало Ветхого Завета, диалога между Богом и человеком было лишено всяких признаков величия. События исхода из Месопотамии в землю Ханаанскую передаются очень простыми, лаконичными словами: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сарру, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там» (Быт. 11:31). Земля Ханаанская — это земля нынешней Палестины, названная по имени потомков Хама Ханааном. Слово «Харран» переводится как «остановка». Именно в Харране умирает Фарра, отец Аврама. И далее Аврам идет уже как начальник особого племени. Происхождение завета и происхождение народа сливаются, потому что еврейского народа не существует помимо завета. Поэтому говоря о Ветхом Завете, его нравственных и исторических аспектах, мы должны сказать несколько слов о народе, с которым был заключен этот завет. Итак, евреи как народ появляются на исторической арене примерно за 1900 лет до Рождества Христова. К тому времени, когда Фарра и Аврам вышли из Ура Халдейского, Египет уже пережил несколько фараонских династий. Древние жители Месопотамии шумеры растворились среди окружающих семитских племен. На смену Аккадскому царству выдвигалось царство Вавилонское. В Ханаане к тому времени уже образовались первые цивилизованные города-государства, отвечающие даже современным требованиям цивилизации (имеющие водопровод, канализацию и т.д.). Эти города имели сношения с другими городами и были в числе великих городов древности. Для историка израильский народ должен представляться чем-то загадочным. Действительно: пришелец из далеких древних миров, переживший расцвет и гибель многих цивилизаций, израильский народ до сих пор остается живым и влияет на жизнь современного общества. Кажется, Фридрих Великий сказал: «Покажите мне еврея — я скажу, что Бог есть». Действительно, в еврейском народе явилось действие той благодати, которая была дана Авраму и которая пережила столетия и века.

http://sedmitza.ru/lib/text/432087/

Глава 5 1–17. Обличение Израиля за нарушение правды и возвещение наказания. 18–20. День Господень. 21–27. Обличение за лицемерное служение Богу. Ам.5:1 .  Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев. С гл. V-й начинается новая речь, в которой пророк обличает Израиля за нарушение правды и возвещает суд Божий. Пророк уже видит в духе этот суд наступившим; Израиль уже пал. Поэтому пророк поднимает плач о доме Израилеве. – «Плач», евр. kinah, – плачевная песнь по поводу смерти героя или по поводу погибели города. У евреев, как и у других народов, было в обычае составлять подобные плачевные песни, и в Библии сохранились образцы их: такова элегия Давида на смерть Саула и Ионафана ( 2Цар 1.17–27 ), а также целая книга, известная под именем «Плача Иеремии». Плачевные песни или kinoth составлялись библейскими писателями с соблюдением особого размера, который обыкновенно называется кинаметром (Budde. Das Voikslied Israels im Munde d. Propheten. Zeit. AIt. Wiss. II, 1). Сущность кинаметра состоит в том, что песнь излагается в форме двучленных стихов, причем второй член всегда короче первого как бы в зависимости от наполнившей душу поэта скорби. В плачевной песни пророка Амоса также выдержан кинаметр. – Слова «дом Израилев», составляющие обращение, в тексте LXX приняты в значении подлежащего, сказуемое для которого находится в ст. 2-м ( επεσεν, упал); отсюда в слав. «дом Израилев падеся». Ам.5:2 .  Упала, не встает более дева Израилева! по­вержена на земле своей, и некому поднять ее. Девой Израилевой пророк называет народ Израильский. Олицетворение нации или жителей города под образом девы в древней письменности было обычно; таким олицетворением дается мысль, что город или народ доселе не был побежден или завоеван (Новак). У пророка Амоса олицетворение Израиля под образом девы имеет, по толкованию церковных учителей, и другой еще смысл: «девою народ Израильский называется не потому, что он пребывал в нравственной чистоте, а потому что он некогда, подобно деве, находился в сочетании с Господом. И пророку повелевается поднять над ним плач, потому что он никогда не возвратится в прежнее состояние своего девства» (блаженный Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 8. Авраам и его потомство Начало Ветхого Завета, диалога между Богом и человеком было лишено всяких признаков величия. События исхода из Месопотамии в землю Ханаанскую передаются очень простыми, лаконичными словами: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сарру, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там» ( Быт. 11:31 ). Земля Ханаанская – это земля нынешней Палестины, названная по имени потомков Хама Ханааном. Слово «Харран» переводится как «остановка». Именно в Харране умирает Фарра, отец Аврама. И далее Аврам идет уже как начальник особого племени. Происхождение завета и происхождение народа сливаются, потому что еврейского народа не существует помимо завета. Поэтому говоря о Ветхом Завете, его нравственных и исторических аспектах, мы должны сказать несколько слов о народе, с которым был заключен этот завет. Итак, евреи как народ появляются на исторической арене примерно за 1900 лет до Рождества Христова. К тому времени, когда Фарра и Аврам вышли из Ура Халдейского, Египет уже пережил несколько фараонских династий. Древние жители Месопотамии шумеры растворились среди окружающих семитских племен. На смену Аккадскому царству выдвигалось царство Вавилонское. В Ханаане к тому времени уже образовались первые цивилизованные города-государства, отвечающие даже современным требованиям цивилизации (имеющие водопровод, канализацию и т.д.). Эти города имели сношения с другими городами и были в числе великих городов древности. Для историка израильский народ должен представляться чем-то загадочным. Действительно: пришелец из далеких древних миров, переживший расцвет и гибель многих цивилизаций, израильский народ до сих пор остается живым и влияет на жизнь современного общества. Кажется, Фридрих Великий сказал: «Покажите мне еврея – я скажу, что Бог есть». Действительно, в еврейском народе явилось действие той благодати, которая была дана Авраму и которая пережила столетия и века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Отцовское благословение Сегодня мы поговорим о потомстве патриарха Авраама. Перед смертью Авраам благословил сына своего Исаака. Казалось бы, ничего особенного в этом нет – Авраам благословляет своего единственного сына, рожденного от законной жены. Но мы знаем, что Исаак мог благословить только одного из двух сыновей: под словом «благословение» понимается нечто большее. С патриарха Авраама начинается тот израильский народ, который сохраняет свое бытие до Пришествия Иисуса Христа. Христос приходит в среду израильского народа, и тогда Церковь начинает писать Евангелие, в котором вспоминает Его родословие. Церковь говорит о предках Иисуса Христа по Плоти. Свидетельство об этом родословии читается в Неделю пред Рождеством Христовым. Каждый из упоминаемых в нем людей получал благословение своего отца служить продолжателем традиции Авраама, продолжателем веры, которую он явил. И эту традицию веры потомок Авраама должен был пронести через всю свою жизнь, передать какому-то из своих наследников. Долгие годы чистое семя, чистая плотская человеческая среда должны были служить Воплощению Божию и готовились Самим Промыслом Божиим. Род Авраама состоял из людей, которые хранили традицию веры, передавали ее своим потомкам и донесли, в конце концов, до времени Воплощения Иисуса Христа. Это были поколения праведников. Потому мы и поминаем на службах каждого из них поименно. Но это не праведники в нашем обычном смысле слова. Это не нравственно безукоризненные, безупречные люди, совершенные по своим морально-нравственным качествам. Нет. Например, среди праотцев (предков Иисуса Христа по Плоти) упоминается женщина Раав, нееврейского происхождения, блудница из города Иерихона. Интересна ее история. Когда она увидела израильский народ, то сердцем своим уверовала, что этот народ идет с Богом и Бог действительно отдаст эту землю израильскому народу, и, по вере своей, решила помочь двум израильтянам, которым угрожала опасность. За это ей сохранили жизнь, она не была уничтожена, как все остальные жители Иерихона. Впоследствии она вышла замуж за израильтянина, среди его потомков были Иессей, Давид и остальные предки Иисуса Христа по Плоти. Она – блудница; единственное качество, которое сделало ее достойной быть праматерью Иисуса Христа, – это вера в Бога. Благодаря этой вере она стала праведницей и названа праведницей. И действительно, мы слышим, как Священное Писание свидетельствует об Аврааме: «Авраам поверил, и это вменилось ему в праведность» – на самом деле человек оправдывается не нравственностью, не хорошими или плохими поступками – в первую очередь он оправдывается верой. Если человек верит, само состояние веры вменяется ему в праведность.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/7

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы Твой виноградник, Господи 09.04.2013 Рубрика: Царь Метки: пророк Исайя , Царь-мученик Николай Пророк Исаия и святой царь Hukoлaй II Многие замечают, что пророк Исаия как будто изображает в своих пророчествах, звучащих в наших храмах Великим постом, и духовное, и материальное состояние души русского народа в годы отступничества от веры, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. Те же самые болезни посещают наш народ после крушения православной монархии, то же самое врачевание предлагает Господь. «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 2—4). Вскоре после злодейского убийства царя Hukoлaя II, когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, святейший патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис. 1, 16). Святой патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее покаяние — такое очищение души, которое одно только может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка — патриарха Тихона: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20). Народ наш «не покаялся слезами», как сказал святитель, поэтому Господь дал ему возможность «покаяния кровью». Но и это покаяние, как мы видим сегодня, еще не уврачевало наш народ. Пророк Исаия предупреждает, что Господь отнимет от избранного народа храброго вождя и воина, и судью, и пророка, и прозорливца, и старца. И мудрого художника, и искусного в слове отнимет Господь и даст в начальники отроков, так что над этим народом будут господствовать дети. Он говорит о том, что каждый будет угнетаем и унижаем от другого, и юноши будут нагло превозноситься над стариками, а простолюдины возвышаться над благородными людьми. И наступит горькое запустение всей земли.

http://moral.ru/мы-твой-виноградник-госп...

Скачать epub pdf На разные темы О Священном Писании 26 ноября 1967 г. Евангелие читается в церкви почти на каждом богослужении; на каждой службе мы предстоим перед словом Божиим и думаем, что этим мы становимся народом Божиим; но от нас требуется гораздо большее, если мы хотим быть таким народом Божиим, тем народом, который может сказать, что Божественное слово принадлежит ему. Библия родилась в человеческой общине. Евангелие родилось в Церкви; и израильская община, и Церковь Божия существовали раньше, чем возникло Священное Писание. Именно изнутри этой общины родилось познание Бога, любовь к Богу, видение Его невыразимой красоты, видение также состояния и судьбы, становления и призвания человека. Народ Божий – это такая община, которая свидетельствует о чем-то, что ей достоверно известно, что является ее жизнью, предметом ее любви, ее радостью. Библейский народ – это не народ, который читает Библию , верно хранит ее и возвещает ее; подлинный народ Божий, подлинный народ библейский, подлинный народ евангельский должен быть такой общиной, которая могла бы сама написать Священное Писание, проповедовать его из собственного опыта, дать ему начало, родить его. Если мы не такая община – мы не принадлежим поистине ни Евангелию, ни народу Божию. Часто мы себя утешаем тем, что мы – молитвенная община, где слово Божие возвещается, где оно проповедуется, община, которая так или иначе стремится жить словом. И однако, если мы взглянем вокруг, то все, что мы видим, свидетельствует как раз об обратном: если бы мы были общиной, изнутри которой, из глубины опыта которой родилось Божественное слово, то для тех, кто слышит, как мы повторяем его, возвещаем и проповедуем его, оно было бы двояким откровением: откровением того, что возвещается, и откровением о том, что возвещаемое стало плотью и кровью, стало реальностью человеческой жизни; и община, которая проповедует божественное слово, была бы доказательством истинности этого божественного слова. Это ли мы видим? Можем ли мы сказать, что община, которой мы являемся, большая она или малая, есть воплощенное подтверждение вести, которую мы несем, благой вести, принесенной Христом в мир? Не продолжает ли оставаться верным – и теперь, может быть, больше, чем в ранние времена, – что слово Божие хулится и подвергается насмешкам из-за нас?

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010