В Сибирском крае, хотя уже утвердилось христианство и был свой постоянный архиерей, живший в Тобольске, все еще ощущалась крайняя нужда в достойных священнослужителях. В 1635 г. царь Михаил Федорович писал Вологодскому архиепископу Варлааму, чтобы он выбрал в Вологде и во всей своей епархии протопопа для Тобольска да двух попов черных и трех белых для Тобольска и других городов Сибири и чтобы все выбранные были «люди добрые, крепкожительные и духовные учители, а не бражники». Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства . Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 —дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640) По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640) Потребник (1634, 1636, 1637, 1639) 564], Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640) По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640) 197, 198], Служебник (1635, 1637, 1640) 509, 511] и Триодь цветная (1635, 1638, 1640) По два раза: Апостол (1635, 1638) 123], Триодь постная (1635, 1638) 574], Каноник (1636, 1640–1641) 257] и Шестоднев (1635, 1640) 641]. По одному разу: Евангелие учительное (1639) Октоих (1638) Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636) и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641) Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так, Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. 507, 509] перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. 501] Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства. Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 – дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640). По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640), Потребник (1634, 1636, 1637, 1639), Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640). По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640), Служебник (1635, 1637, 1640) и Триодь цветная (1635, 1638, 1640). По два раза: Апостол (1635, 1638), Триодь постная (1635, 1638), Каноник (1636, 1640–1641) и Шестоднев (1635, 1640). По одному разу: Евангелие учительное (1639), Октоих (1638), Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636), и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641). Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так. Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского Собора 1620 г., 42-я – статья о святительском суде и 46-я – чин на новолетие 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

P., 1994. P. 1269-1272; Feci S. Riformare in antico regime: La costituzione di Paolo V e i lavori preparatori (1608-1612)//Roma moderna e contemporanea. R., 1997. Vol. 5. P. 117-140; Beretta F. Le Siège Apostolique et l " affaire Galilée: Relectures romaines d " une condamnation célèbre//Ibid. 1999. Vol. 7. P. 421-461; Reinhardt N. Macht und Ohnmacht der Verflechtung: Rom und Bologna unter Paul V.: Stud. zur Frühneuzeitlichen Mikropolitik im Kirchenstaat. Tüb., 2000; Emich B. Bürokratie und Nepotismus unter Paul V. (1605-1621): Stud. zur frühneuzetlichen Mikropolitik in Rom. Stuttg., 2001; M ö rschel T. Buona amicitia?: Die romisch-savoyischen Beziehungen unter Paul V. (1605-1621): Stud. zu frühneuzeitlichen Mikropolitik in Italien. Mainz, 2002; «Cose dell " altro mondo»: L " Ambasceria di Antonio Emanuele Principe di N " Funta, detto «il Negrita» (1604-1608) nella Roma di Paolo V/Ed. L. Martínez Ferrer, M. Nocca. Vat., 2003; Brunelli G. Politica europea e riforma tridentina: Le istruzioni generali di Paolo V ai diplomatici pontifici (1605-1621)//RSLR. 2004. Vol. 40. N 3. P. 579-584; Römische Mikropolitik unter Papst Paul V. Borghese (1605-1621) zwischen Spanien, Neapel, Mailand und Genua/Hrsg. W. Reinhard. Tüb., 2004; Wieland C. Fürsten, Freunde, Diplomaten: Die römisch-florentinischen Beziehungen unter Paul V. (1605-1621). Köln, 2004; Arte e immagine del papato Borghese (1605-1621)/Ed. B. Toscano. San Casciano, 2005; Grafinger C. M. Handschriften und Druckwerke Pauls V. in der vatikanischen Bibliothek//Nuovi annali della scuola speciale per archivisti e bibliotecari. Firenze, 2005. Vol. 19. P. 147-154; Giordano S. Note sui governatori dello Stato Pontificio durante il pontificato di Paolo V (1605-1621)//Offices, écrit et papauté (XIIIe - XVIIe siècle). R., 2007. P. 885-938; Die Aussenbeziehungen der römischen Kurie unter Paul V. Borghese (1605-1621)/Hrsg. A. Koller. Tüb., 2008; Metzler G. Französische Mikropolitik in Rom unter Papst Paul V. Borghese (1605-1621). Hdlb., 2008; Tabarrini M.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Будучи епископом, И. поддерживал связь с виленским Свято-Духовским братством. 21 янв. 1634 г. архиерей просил виленского стольника Гедеона Тризну о помощи в решении имущественных проблем братства. По просьбе виленских братчиков И. собирался поехать на сейм в Варшаву для защиты позиций православных. Очевидно, благодаря усилиям И. кор. Владислав IV 14 марта 1635 г. подтвердил привилеи, данные Белорусскому (Могилёвскому) еп-ству. В марте 1634 или в 1635 г. И. отправился в Вильно. В письме членам Могилёвского братства епископ сообщил, что едет в столицу Великого княжества Литовского по просьбе Виленского братства. В связи с состоянием здоровья архиерей предполагал задержаться в Вильно, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь (письмо было написано 14 марта 1634 (С. Т. Голубев , А. И. Малевич) или в 1635 (Ф. Жудро, Миронович)). Приехав в Вильно, И. тяжело заболел и скончался вскоре после Пасхи (в 1634 или в 1635). По преданию, узнав о его смерти, митр. Петр (Могила) сказал: «Ах, правая бе мне рука усечена» (АСЗР. 1867. Т. 2. Прил. С. X). Ходили слухи, что смерть И. была насильственной. Униаты (Я. Кречмер, И. Стебельский) утверждали, что И., будучи тяжело болен, якобы пригласил к себе священника-униата и за это был умерщвлен монахами мон-ря Св. Духа. Игум. правосл. Минского мон-ря Феофилакт (Заяц), дававший в 1635 г. показания в консисторском суде Киевской митрополии, утверждал, что И. был отравлен Елисеем (Илковским), монахом-униатом, перешедшим в Православие. Похороны И. состоялись 9 апр. 1635 г., когда в Вильно приехал свт. Петр (Могила). Надгробное слово произнес преемник И. на Белорусской кафедре Сильвестр (Косов), в 1635 г. проповедь была издана в переводе на польск. язык: «Cherubin, przy akcie pogrzebowym... Józepha Bobrykowicza, episkopa Mcisawskiego, Orszaskiego, Mohilowskiego, archimandryty wileskiego, w cerkwi bratskiej wilenskiej Zeycia Ducha w. roku 1635 aprilis 9 przez sucsessora jego... Sylwestra Kossowa, electa episkopa Mcisawskiego, Orszaskiego, Mohilowskiego, wykonterfetowany, a wieo z ruskiego na polski przeoony» (Херувим, при погребении...

http://pravenc.ru/text/578493.html

Особенностью внутренних украшений Преображенской церкви было значительное число паникадил и свечей, необходимых здесь, вероятно, вследствие недостаточного доступа света чрез окна. Из числа пяти медных паникадил главное освещало царские двери и состояло из 12 шенданов (из коих один испортился к 1621 году). Яблоко у него было деревянное, золоченое (а в 1621 году под ним было «яйцо струфокамилово»). «Ворворка сажена жемчюгом с камышки с лазоревыми, кисть шолк червчет, с решоткою, что бывал науз (?), из царские дачи» 728 . Другое паникадило, из 12 шенданов (по описи 1621 года – из 16) висело против придела св. Николая, а третье – из 9 шенданов (по описи 1621 г. – из 12) против придела св. Ирины. Остальные два паникадила: одно из 12, другое из 5 шенданов, висели в 1601 году за столбами, а к 1621 году были, вероятно, сняты. Кроме паникадил в церкви же в 1601–1621 годах находились (пред местными иконами) устроенный старцем Леонидом «3 свечи поставные», писанные красками («у дву подсвечники мурамленые, а у третьи каменой, насвечники жестяные»), а в 1601 году еще «свеча поставная без красок, подсвешник деревяной, да два подсвечника деревяных точеных золоченых» 729 . Внутренность Преображенского алтаря мало чем отличалась от убранства других кирилловских алтарей, хотя по времени своего происхождения первый был наиболее поздним среди последних. Опись 1601 года отметила, что в Преображенском алтаре престол был оболочен синею крашениною, а спереди – «пристежною» пеленою из золотного атласу («в кругех шолк червчат и крест митвалинен бел»), сделанною «из царские дачи» 730 . Священные предметы, хранившееся на престоле и на жертвеннике, не имели в своей отделке каких либо особенностей, который привлекли бы к себе особое внимание писцов. Воздвизальный крест был из дерева, на красках, позолочен; евангелие – тетр, в десть, оболочено цветным бархатом («шолк червчет да зелен») с медными застежками и евангелистами; покров на престоле «мелинной» (а в 1621 году – «отлас желт») с нашивным миткалинным крестом. Сосуды на жертвеннике – деревянные (а в 1621 году – оловянные). Кадило и укропник – из меди 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

3. Евангелие воскресное, учительное, издания 1697 г., в полулист, в кожаном переплете. 4. Толкование на Евангелие архиепископа Феофилакта, в лист, издания 1703 года, в кожаном переплете. 5. Книга поучений, собранных из святого Евангелия, в лист, издания 1697 года, в кожаном переплете. 6. Таковая же книга, издания 1776 года. Б. 1. Апостол в лист, в бархате, издания 1830 г. 2. Книга правил св. Апостолов, Вселенских Соборов и святых отец, издания 1777 года, в лист, в кожаном переплете. В. 1. Библия в лист, издания 1762 года, в кожаном переплете. 2. Тоже, издания 1701 года. Г. 1, Устав церковный, в лист, издания 1682 г 2. Новая скрижаль, епископа Нижегородского Вениамина, издания 1858 года. Д. 1. Полный годичный круг церковно-богослужебных книг, в двух экземплярах. 2. Триодь постная, издания 1858 года. 3. Триодь цветная, издания 1863 года. 4. Тоже, издания 1770 года. Е. 1. Четьи-Минеи на весь год, издания 1767 года. 2. Пролог, издания 1856 года, в двух экземплярах. Ж. 1. Книга поучений св. Ефрема Сирина на пост. 2. Собрание слов, сказанных святыми отцами Восточной Церкви, издания 1804 года. 3. Полное собрание творений святителя Тихона, 1 епископа Воронежского и Елецкого. 4. Собрание поучительных слов архимандрита Феофана, издания 1841 года. 5. Слова и речи Димитрия, епископа Тульского и Белевского, издания 1854 года. 6. Беседы на Евангелие Евсевия, архиепископа Могилевского. 7. Собрание слов ректора Киевской духовной академии, архимандрита Иннокентия, издания 1886–1837 годов. И другие богослужебные, церковно-исторические, патриотические и аскетические книги, коих всех по описи, числится до 500 наименований, а томов более 700. Все они хранятся в порядке и чистоте. Из изданий прошлого столетия, а также и нынешнего имеются духовные журналы за несколько лет, а именно: а) Творения святых Отец. б) Христианское чтение с приложениями творений св. Иоанна Златоустог о. в) Странник. г) Душеполезное чтение. д) Церковные ведомости. е) Тульские Епархиальные ведомости. ж) Русский паломник.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Были ли в алтаре образа, опись 1601 года умалчивает 732 . Но так как боковые приделы в Преображенской церкви заходили за линию главного иконостаса и таким образом вместе со своими отдельными иконостасами составляли как бы части алтаря, то образа этих приделов могли быть рассматриваемы и как его иконопись. Древнее устройство иконостаса правого 733 из этих приделов во имя св. Николая, для нас, впрочем, недостаточно ясно из описей 1601 и 1621 годов, так как они поскупились на указания о местонахождении некоторых икон. Приводим подлинный слова: «В пределе у великого чюдотворца у Николы: двери царьские и столпцы и сень, на них написаны святые, на золоте. В деисусе образ Спасов на престол, а по сторонам 8 образов на золоте. Но правую сторону царских дверей: образ месной Николы чюдотворца, на золоте; образ Николы чюдотворца в деянье, оклад и гривна и венец серебрян золочен басмян, все строено при Леониде; образ Николы чудотворца стоячей, оклад и гривна серебраны, золочены, басмянные, венец сканнои, с винифты на подзоре; 14 образов на золоте да 2 образа на красках (над деисусом? или вне иконостаса?) да в киоте 4 образы на красках» 734 . Возможно, что все эти образа были распределены по таким же ярусам, какие существовали и на иконостасе придела св. Ирины (см. ниже). Пред деисусом (см. опись 1621 года) висело шестишенданное паникадило (см. описи 1601 и 1621 г.), а пред образом (местным, см. опись 1621 года) св. Николая стояла в деревянном подсвечнике поставная, писанная красками свеча 735 . Эти предметы были «монастырские старые», т. е. были сделаны не на заказ, а заимствованы братиею из казны. Такого же «строения» в 1601 году были и священные вещи, находившиеся в придельном алтаре: три образа – 1) Пресвятой Богородицы, 2) св. Алексия митрополита и 3) св. Зосимы и Савватия (а в 1621 году кроме того – 2 образа Пресвятой Богородицы), престол, оболоченный крашениною, а с лица – «пристежною» пеленою из червчатой камки с золотными кругами (и белым миткалинным крестом, «средник бархат зелен рыт», См. опись 1621 года), крест деревянный позолоченный, сосуды деревянные (в 1621 году – оловянные) и евангелие в десть печатное, крытое гладким темнозеленым бархатом, с медными евангелистами 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Ионой , обвинив их в «порче» богослужебных книг. В основе конфликта между троицкими справщиками и их оппонентами (Лонгином и Филаретом, свящ. Филиппом, диак. Маркеллом, архим. Чудова мон-ря Авраамием, канонархом Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Дорофеем и др.), вылившегося в полемику на Соборе 1618 г., лежали противоположные взгляды на принципы К. с., на возможность редактирования библейских и богослужебных книг, на допустимость грамматических критериев в К. с. Взгляды троицких справщиков на книжную правильность основаны на учении о грамматике как инструменте интерпретации сакральных текстов. Целью справы признаётся смысловая точность текста, которая достигается грамматическим анализом слов и форм. Справщики обвиняли своих оппонентов в том, что они «единаго речения грамматического учения не знают - ни времени, лиц, ни родов, ни числа» ( Скворцов Д. И. Дионисий (Зобниновский), архим. Троице-Сергиева мон-ря (ныне лавры). Тверь, 1890. С. 432). Обвинители троицких справщиков возражали против подхода к справе на основе грамматики, к-рую они считали «внешней мудростью», противоположной подлинному благочестию (о негативном отношении к грамматике в Московской Руси в XVI-XVII вв. см.: Успенский. 1994). На Соборе 1618 г. справщики были обвинены в ереси и осуждены. Позже они получили поддержку патриарха Филарета , вернувшегося в июне 1619 г. в Москву из польск. плена: специально созванный патриархом в 1619 г. Собор завершился оправданием справщиков. Прп. Дионисию был пожалован клобук, Арсения назначили справщиком Печатного двора, Иоанна Наседку - священником кремлевского Благовещенского собора (позднее стал ключарем кремлевского Успенского собора). Во время Патриаршества Филарета они продолжали заниматься К. с. Взгляды прп. Дионисия и его сотрудников стали определяющими в К. с., осуществлявшейся при активной поддержке патриарха Филарета (1619-1633) и продолжившейся при патриархе Иоасафе I (1634-1640). При патриархе Филарете был издан полный комплект богослужебных книг: 12 месячных Миней (1619-1630), Служебник (4 издания: 1623, 1627, 1630, 1633), Часослов (5 изданий: 1628, 1631 - дважды, 1632, 1633), Апостол (4 издания: 1621, 1623, 1631, 1633), Требник (4 издания: 1623, 1624, 1625, 1633), Минея общая (4 издания: 1625, 1626, 1629, 1632), Евангелие (3 издания: 1627, 1628, 1633), Псалтирь (6 изданий: 1620, 1622, 1624, 1629, 1631, 1632), Псалтирь следованная (3 издания: 1626, 1628, 1632), Триодь постная (2 издания: 1621, 1630), Устав церковный (1633 - дважды), Триодь цветная (2 издания: 1621, 1630), Шестоднев (2 издания: 1625, 1626), Евангелие учительное (2 издания: 1629, 1633), Октоих (1631.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Рис. XVII. Разрез церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова) Кроме деисусного паникадила церковь освещалась четырьмя поставными свечами, писанными красками и стоявшими пред местными образами 614 . Небольшое число икон и сосудов, находившихся в алтаре, соответствовало скудости церковного убранства. В 1601 году престол был оболочен «дороги двоеличны шолк зелен да желт, ветхо», а в 1621 году – «мухояром сизовым» и спереди «мухояром зеленым» (с нашитым миткалинным крестом). Напрестольное евангелие было покрыто зеленым бархатом, поверх которого было «роспятие и евангилисты серебряны(е), золочены(е), литые». К 1621 году оно было заменено другим, оболоченным черным бархатом и находившимся прежде в церкви св. Кирилла. Воздвизальный крест был из дерева, распятие же на нем – серебреное золоченое. Сосуды, потир и блюдца – оловянные. Небольшое кадило и укропник – медные. В 1601 году в алтаре был образ (т. е. запрестольный) «Умиленье», а в 1621 году – на горнем месте стоял уже образ Пресв. Богородицы и св. Кирилла, а на жертвеннике – образ Одигитрии и св. Кирилла 615 . Еще беднее было устройство иконостаса и алтаря в приделе «царя Константина и матери его Елены». Иконостас здесь был самый несложный. В «деисусе» возвышался образ «Спасов на престоле», а по сторонам по четыре образа на золоте (Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Предтечи, архистратига Михаила и Гавриила, апостола Петра и Павла, св. Сергия и Кирилла – см. опись 1621 года). Царские двери и столбцы и сень были на золоте. На них были писаны святые (как и в главном приделе). Местная икона была одна: «царь Констянтин и мати его Елена» (обновленная к 1621 году – «починивана»). На тябле над царскими дверьми помещались пять образов: а) «царь Констянтин и мати его Елена, б) Павел обнорский чюдотворец, в) Иван Богослов да ученик его Прохор, г) святая Пятница, д) Пречистая Богородица да Никола чюдотворец». К 1621 году образ Павла обнорского был заменен образом Одигитрии (на поле – Кирилл чудотворец) и образом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

М. сожалел о том, что в условиях раскола ни униат. Церковь, ни правосл. Церковь не могут просвещать и воспитывать свою паству, к-рая уклоняется в ереси или переходит в католицизм. В 1621 г. вышла кн. «Weryfikacja niewinnoci i omylnych po wszytkej Litwie i Biaej Rusi rozsianych, ywot i uczciwe cnego narodu Ruskiego o upad przyprawi zrzdzonych nowin pod miociw pask i ojcowsk najwyszej i pierwszej po Panu Bogu narodu tego zacnego zwierzchnoci i brzegu wszelkiej sprawiedliwoci obron podane chrzeciaskie uprztnienie» (Доказательство невиновности и против ошибочных, по всей Литве и Белой Руси рассеянных, изменивших жизнь и достоинство всего народа русского и ведущих его к упадку новостей...). Книга имела 2 издания в 1621 г.: 5 апр. и 16 июня (дополненное). М. опровергал обвинения в самозванчестве и шпионаже, оправдывал деятельность патриарха Феофана и доказывал каноничность совершенных последним в 1620-1621 гг. архиерейских хиротоний. Автор привел текст сопроводительной грамоты К-польского патриарха Тимофея II , которой руководствовался Феофан, ссылался на ряд юридических актов, регламентировавших деятельность правосл. Церкви в Речи Посполитой начиная с 1586 г. Защищая новорукоположенных правосл. архиереев, автор подчеркивал, что они не претендуют на владения униат. епископов, закрепленные за ними королем. М. приводит примеры преследований православных, в частности упоминает об аресте в Лазареву субботу 1621 г. группы виленских мещан (речь идет о погроме православных в Вильно). Ответом униатов на это сочинение стали анонимный труд «Sowita wina» (Двойная вина) (1621), к-рый приписывается Кревзе или митр. Рутскому, и сочинение базилианина Тимофея Симоновича «Proba Weryfikacjej omylnej» (Попытка Оправдания ошибочного). После 2-го издания «Верификации...» униаты опубликовали «List do zakonników monastera cerkwie w. Ducha wileskiego» (Письмо к монахам виленского монастыря церкви Св. Духа). Письмо подписали шляхтичи-униаты Я. Скумин-Тышкевич, А. Хрептович, Н. Тризна и Ю. Мелешко.

http://pravenc.ru/text/2562844.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010