Опыт священного – это таинственное «прикосновение мирам иным», это «мимолетное виденье чистой красоты» – не легче, а труднее делает жизнь, и подчас завидовать начинаешь людям, просто и бодро живущим, погруженным и в суету, и в мелочи жизни, без всякой внутренней борьбы. Однако только в этой борьбе исполняет человек по-настоящему свое высокое призвание, только тут, в этом усилии, в этих подъемах и падениях может почувствовать себя человеком. И вот обо всем этом – первое прошение молитвы Господней. Такое короткое, такое одновременно и радостное, и трудное: «Да святится имя Твое». Все лучшее во мне не только произносит эти слова, но и подлинно живет ими, все во мне хочет новой жизни, жизни, которая светилась бы и горела, как священное пламя, сжигая всю нечистоту, все недостойное данного мне видения, тянущее меня вниз. Боже мой, как трудно это прошение, какое бремя возложил на нас Христос, оставив его нам, открыв нам, что в нем единственно достойная и потому наипервейшая молитва наша к Богу! Как редко мы произносим эти слова, сознавая все это, и все-таки хорошо, что повторяем их снова и снова. Ибо только пока звучит в мире это «Да святится имя Твое», пока не забыты эти слова, не может окончательно расчеловечиться человек, до конца изменить тому, к чему призван и для чего создал его Бог… «Да святится имя Твое». Беседа 3 Второе прошение молитвы Господней звучит так: «Да приидет Царствие Твое». Как и по поводу первого прошения: «Да святится имя Твое», уместно задать вопрос: что вкладывает в эти слова человек, христианин, верующий, произносящий эту молитву, на что, к чему направлены в эту минуту его сознание, его надежда, его желание? Я боюсь, что на вопрос этот ответить так же трудно, как и на предыдущий – о первом прошении. Когда-то, на самой заре христианства, смысл этого прошения был прост, вернее, оно воплощало, выражало в себе, можно сказать, главное в вере и надежде христиан. Ибо достаточно один раз прочитать Евангелие, чтобы убедиться в том, что понятие Царства Божия стоит в самой сердцевине проповеди и учения Христа. Пришел Иисус, проповедуя Евангелие Царствия, и сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). О Царстве Божием почти все притчи Христа. Он сравнивает его с сокровищем, ради приобретения которого человек продает все, что у него есть; с зерном, из которого вырастает тенистое дерево; с закваской, которая поднимает все тесто.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   Опыт священного — это таинственное «прикосновение мирам иным», это «мимолетное виденье чистой красоты» — не легче, а труднее делает жизнь, и подчас завидовать начинаешь людям, просто и бодро живущим, погруженным и в суету, и в мелочи жизни, без всякой внутренней борьбы. Однако только в этой борьбе исполняет человек по-настоящему свое высокое призвание, только тут, в этом усилии, в этих подъемах и падениях может почувствовать себя человеком.    И вот обо всем этом — первое прошение молитвы Господней. Такое короткое, такое одновременно и радостное, и трудное: «Да святится имя Твое».    Все лучшее во мне не только произносит эти слова, но и подлинно живет ими, все во мне хочет новой жизни, жизни, которая светилась бы и горела, как священное пламя, сжигая всю нечистоту, все недостойное данного мне видения, тянущее меня вниз. Боже мой, как трудно это прошение, какое бремя возложил на нас Христос, оставив его нам, открыв нам, что в нем единственно достойная и потому наипервейшая молитва наша к Богу! Как редко мы произносим эти слова, сознавая все это, и все-таки хорошо, что повторяем их снова и снова.    Ибо только пока звучит в мире это «Да святится имя Твое», пока не забыты эти слова, не может окончательно расчеловечиться человек, до конца изменить тому, к чему призван и для чего создал его Бог…    «Да святится имя Твое». Беседа 3    Второе прошение молитвы Господней звучит так: «Да приидет Царствие Твое». Как и по поводу первого прошения: «Да святится имя Твое», уместно задать вопрос: что вкладывает в эти слова человек, христианин, верующий, произносящий эту молитву, на что, к чему направлены в эту минуту его сознание, его надежда, его желание? Я боюсь, что на вопрос этот ответить так же трудно, как и на предыдущий — о первом прошении.    Когда-то, на самой заре христианства, смысл этого прошения был прост, вернее, оно воплощало, выражало в себе, можно сказать, главное в вере и надежде христиан. Ибо достаточно один раз прочитать Евангелие, чтобы убедиться в том, что понятие Царства Божия стоит в самой сердцевине проповеди и учения Христа. Пришел Иисус, проповедуя Евангелие Царствия, и сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). О Царстве Божием почти все притчи Христа. Он сравнивает его с сокровищем, ради приобретения которого человек продает все, что у него есть; с зерном, из которого вырастает тенистое дерево; с закваской, которая поднимает все тесто.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.144:13 .   Царство Твоецарство всех веков, и владычество Твое во все роды. 43 . «Царство Твое царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде». Безпредельна держава Твоя и царство Твое вечно; оно не начиналось, и не прекратится. «Верен Господь во всех словесех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Истина словес просиявает, подтверждаемая делами, а дела украшаются правдою. Пс.144:14 .   Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных. «Утверждает Господь вся низпадающия, и возставляет вся низверженныя». Прилагает попечение не о питомцах только правды, но и о поползнувшихся, о падших, о приявших на себя греховныя язвы; одних подкрепляя, не попускает им пасть, а падших возставляет, простирая к ним десницу. Пс.144:15 .   Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. «Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении». Пророк сказал здесь: «уповают», не сердечное означая расположение, потому что живущие злочестиво не имеют сего упования, и роды безсловесных лишены разумнаго чувства. Напротив того дает знать, что каждая тварь получает от Него, что собственно ей благопотребно. Потом показывает и удобство даяния. Пс.144:16 .   Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению. «Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения». Как скоро восхощешь, всякая тварь наслаждается даруемыми Тобою благами. Как нам не трудно разжать пригнутые пальцы и распростереть руку; так Тебе удобно в одно мгновение подать обилие благ. Пс.144:17 .   Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. «Праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Во всяком же домостроительстве Твоем просиявает правда; потому что " путями» Пророк назвал домостроительства. Пс.144:18 .   Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине». Слово: " близ» означает не местное разстояние; потому что Бог по естеству всюду присущь: «о Нем бо живем и движемся и есмы», по слову божественнаго Апостола ( Деян. 17, 28 ). Напротив того Пророк выразил сим состояние и расположение. Прекрасно и сие присовокупление: «во истине». Бог приближается не к призывающим только, но к вознамерившимся делать это «во истине». Ибо «не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие» Божие: «но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» ( Матф. 7, 21 ). Потому Пророк присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Если пойдем дальше в этом рассуждении, мы увидим, что эта простая притча вбирает самую сущность всей истории человеческого рода от падшего Адама до величайшего Праведника, до Господа Иисуса, Который приходится человечеству, Адаму и его потомству, Старшим Сыном Отца Небесного, хотя Он – единственный рожденный, а не усыновленный. Если бы Господь Иисус Христос рассуждал как обычный смертный человек, Он мог бы сказать Отцу Своему – Адам согрешил пред Тобою и отпал от Тебя, и он и все его потомство хулили имя Твое, а Ты сейчас ему и его потомству готовишь такую славу и радость, которых ни Я, ни все небеса не ведали. Конечно, Господь Иисус Христос никогда не мог бы осердиться на Своего Отца Небесного и никогда не мог бы сказать Ему таких слов, за исключением того случая, если провидя наши помыслы не сказал бы этого нам в укор и поучение, чтобы мы не гордились своей праведностью и в гордости не презирали кающихся грешников. Он как будто хочет сказать нам – если Я, Вечно Праведный, Который от вечности нераздельно пребываю с Отцом, не протестую против принятия Адама в Царство Небесное, как можете вы, со вчерашнего дня праведные, а грешные от первого грехопадения Адама, протестовать против любви Божией к кающимся грешникам. «Сын мой, – сказал ему отец, – ты всегда со мной, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лк. 15:17, 31 ). Так Господь утешает праведника, напоминая ему о несметных сокровищах, которыми он вместе с Ним владеет и располагает. Все мое твое. С возвращением брата твое сокровище не станет меньше, а твоя радость умножится. Ибо «брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Так заканчивается эта притча, которая сама по себе целое Евангелие, таинственное и поучительное. А кто еще глубже молитвенно проникнет в эту притчу, откроет в ней для себя еще больше тайн и уроков. Слава Господу Иисусу Христу, Который оставил нам эту притчу, словно сокровищницу мудрости, из которой поколение из поколения черпает для себя богопознание и человекопознание, научаясь любви через терпение, прощению через Божие человеколюбие и радости через радость Божию от принятия кающихся грешников. Слава и Его безначальному Отцу и Животворящему Духу – Троице единосущной и нераздельной ныне присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но как Ты отпускаешь его? По глаголу Твоему, с миром: ибо если словом Он призвал тварь, то словом освобождает владыку твари. „С миром“ каким? – крестным. Оный меч отсек главу тирана и дал мир ополчившимся со Христом. Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал. Очи видели то, что многие желали видеть и не видели, – Бога во плоти, Солнце светящее в туче; видели очи мои спасение Твое, т. е. видели воплощение, чрез каковое Ты совершил спасение людей: ибо не видели нагое Божество, так как Бога, каков Он – в сущности, никто из людей не увидит. Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. Общи и неделимы блага для иудеев и народов. Пусть не неистовствует иудей, пусть не соблазняется книжник, пусть не тревожится о своем царстве Ирод, пусть не боятся о священстве Анна и Каиафа. Пришедший всем дает, ни от кого не получая, – обильно раздает, без меры дарует. Иосиф и Матерь Иисусова дивились сказанному об Иисусе ( Лук. 2:33 ), как Он имеет соделаться Сыном Человеческим? дивилась Мария, как раба родила Освободителя твари. И сказал Симеон: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: на падение остающихся в неверии и на восстание перешедших в веру из неверия. Христос был Камень, лежащий на создание: но слепые глазами претыкались о Него. Пали вместе Иуда и Петр: один сказавший: что ми хощете дати, и аз вам предам Его (Мате. 26:15), другой изрекший: ныне душу мою за Тя положу ( Ин. 13:37 ) (тогда как ему нужно было знать, что смертный не дает душу за бессмертие), и еще: аще ми есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе ( Матф. 26:35 ), тогда как он мог бы сказать: „если укрепишь меня, я не отрекусь от Тебя; если обезопасишь меня, я, слабый, не убоюсь крушения“. Но одно было прегрешение языка, другое – сердца: поэтому Петр павши восстал, и соделался руководителем других павших; а Иуда низринулся в пропасть, бросил сребреники и, взяв вервь, удавился... Почему знамение креста пререкаемо? Во время распятия Христа иудеями солнце померкло; земля колебалась, народ взывал: распни Его ( Ин. 19:6 ); и камни, не вынося тяжести поругания, распадались; священники и книжники говорили: помянухом, яко льстен Он рече еще сый жив: по триех днех востану ( Матф. 27:63 ); и сотник взывал: воистинну, Божий Сын бе сей ( Матф. 27:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И созижду в род и род престол Твой Созидатем здесь называет Бог увеличение и усовершение, а престолом – царство. Заметь, читатель, что Бог царство Христово назвал царством Давида; это потому, что Христос по плоти происходил от Давида. Так и у нас есть обыкновение царство сына называть царством отца его по естественному единению сына с отцем и наоборот отца с сыном (1). (1) Бог дал Давиду чрез Нафана обещание следующими словами: Возставлю семя твое по тебе, – того, кто будет от твоего чрева, и уготовлю царство его. Он построит Мне, дом во имя мое, и Я поставлю престол его до века ( 2Цар. 7:12 ). К сему присовокупляет великий Афанасий: Явно, что это не относится к самому Давиду; ибо как может относиться к умершему? Но ко Христу, как происходящему от него и всегда живущему и царствующему. А если это не (относится) ко Христу; то сии слова у евреев без значения; потому что у них не осталось ни престола, т. е. царского достоинства, ни кого-либо из семени Давидова. Слова Исихия: И где поклялся, как не там, где сказал ему: и будет, когда исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, Я восстановлю семя Твое и пр. Слова Дидима: Поелику Бог верно оказывает милость, то представляется клянущимся потому, что обыкновенно у людей клятвою удостоверяют свои слова. Итак, поелику Бог непреложен, то клятва Его означает непреложность определения Его совета. Диодор: Поелику Давид поклялся Господу – не дать себе покоя, доколе не найдет места для Господа, в жилище Богу Иаковлеву, то посему и Бог за клятву его воздает клятвою: поклялся, говорит, Господь Давиду истиною, и не отречется от нее: от плода чрева Твоего посажду на престоле твоем ( Псал. 131 ). Пс.88:6 .  Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи Небесами Давид называет здесь небесные силы: небесные, говорит, силы будут благодарить за сии удивительные дела твои, Господи! Глагол: исповедят, – здесь не сочинен, как должно; ибо вместо того, чтобы сказать: исповедятся, или будут благодарить за чудеса Твои, он сказал: чудеса Твои(1). Или под небесами ты должен разуметь мыслящих о небесном и высоких по жизни людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

«Сказываю вам, — пояснил Христос, — что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Другие поучения Господа В то же время Господь поучает о неразрывности супружеского союза, установленного Богом первоначально. (Лк. 18, 10–14; см. Лк. 16, 18. Мф. 19, 3–12) В поучениях Иисуса Христа содержатся и повеления, обязательные для всех, и советы, с которыми Он обращается лишь к избранным душам, «могущим вместить». Вот беседа Его с одним юношей, который, «подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» «Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» — Истинно говорю вам, — обещал Мессия, — что в день суда вы, последовавшие за Мною, воссядете на престолах судить двенадцать колен Израиля. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (Мф. 19, 16–29)

http://pravoslavie.ru/put/3106.htm

4. О Тебе, распятом и погребенном Владыке, возвестил женам ангел и сказал: «Приидите, посмотрите то место, где лежал Господь, ибо Он, согласно Своему слову, воскрес, как всемогущий». Поэтому поклоняемся Тебе, одному бессмертному: жизнеподатель Христе, помилуй нас. Слава и ныне. Богородичен-догматик: Исчезла тень закона, когда явилась благодать, ибо как терновый куст, объятый пламенем, не сгорал, так и Ты, Дева, родила и осталась Девою; вместо огненного столпа воссияло Солнце правды, вместо Моисея – Христос, Спаситель душ наших. Стихиры на стиховне Воскресение Твое, Христос Спаситель, просветило всю вселенную, и Ты призвал к Себе Свое создание; Всемогущий Господи, слава Тебе. Слава и ныне: О, новое чудо, высшее всех древних чудес! Кто знал Матерь, родившую без мужа и на Своих руках носившую содержащего всю тварь? Рождество это – по совету Божию; Ты же, Пречистая, носившая Его, как младенца, на Своих руках и имеющая к Нему матернее дерзновение, не переставай молиться о почитающих Тебя, чтобы Он умилосердился и спас души наши. Тропарь: Когда Ты, бессмертная жизнь, принял смерть, тогда сиянием Своего Божества Ты умертвил ад: когда же Ты и умерших вывел из ада, все небесные Силы восклицали: «Жизнеподатель Христос Бог наш, слава Тебе». Богородичен: Превышают ум и преславны все тайны Твои, Богородица, запечатленная чистотою и сохранившая девство, Ты явилась истинною Матерью, родившею истинного Бога. Молись Ему о спасении душ наших. Ипакои: После Твоей смерти жены, пришедши ко гробу, чтобы помазать миром Тело Твое, Христе Боже, увидели во гробе ангелов и изумились, ибо услышали от них весть, что воскрес Господь, даруя миру великую милость. Антифоны 1. На небо устремляю взоры сердца моего, к Тебе, Спаситель, спаси меня Твоим сиянием ( Пс. 122 ). 2. Помилуй нас, ежечасно во многом согрешающих пред Тобою, о, Христе мой, и прежде кончины даруй нам способы покаяния пред Тобою. 3. Святому Духу принадлежит царствование, освящение и движение твари, ибо Он – Бог, Единосущный со Отцом и Словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Но чтобы ты не думал, что Господь далеко отстоит от тебя, знай, что Бог неописуемый (неограниченный), Причина сущего, есть в каждом месте. Особенно, когда ты молишься, Он стоит, воистину, перед тобой, слушает твои слова, смотрит на твое благоговение и приветствует твои слезы. Когда ты видишь Его очами ума, то у тебя глубочайшее благоговение сердца, ибо ты сознаешь Его величие и свое недостоинство. Как сказал праведный Авраам, что скажу Владыке моему? Я земля и прах. Думай тщательно о всемогущей мудрости, о благолюбивой мысли преславного и пречестного Владыки. Его суть столь удивительна, что превосходит во всем ум и всякое разумение – не только человеческое, но и самих Небесных Сил. Такого размышления достаточно, чтобы ты смирился до пыли земной, как червь недостойнейший, кто ты и есть. Тогда ты будешь стоять со страхом и трепетом великим пред лицем Господа твоего. Сколь более будет твое сердце предано в своих занятиях этому страху, тем менее твой ум сможет обращаться к житейским помыслам. Узда страха не позволит уму перескакивать на другие помыслы, находясь пред лицем Его величия. Когда ты приходишь на встречу с земным царем, то стоишь со страхом и трепетом – при том, что он такой же человек, как и ты. Сколь более ты должен трепетно стоять, беседуя в молитве с Царем Ангелов и всего творения? Стой в молитве, о грешник, столь смиренно и жалостиво, как осужденный стоит перед судьей, – только так ты угасишь гнев праведного Судии: внутренним видом и внешним нравом, – чтобы получить совершенное прощение своих грехов. Когда молишься, начинай с богомыслия и богоприличных похвал. Смиренномудренно произнеся славословия, переходи к просьбам. Проси не пищи или даже телесного здоровья – не проси ничего из того, что на земле, но проси Царствия Небесного. Необходимое телу Бог дает и без просьб, как Он установил словами: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а все это вам приложится. Если ты желаешь, чтобы твоя молитва исправилась яко кадило направилась как воскурения ладана и достигла ушей Царя Христа, то дай ей два крыла, как мы уже сказали: пост и милость. Она полетит на них очень легко. Ибо пост делает тонким ум и заставляет не учитывать тяжесть тела, – и так делает молитву сильной. А молитва усиливает пост и сокрушение сердца: насколько усердно ты молишься, настолько достигаешь ты умиления слезного. Будь в борении, сколь можешь, чтобы никогда не завершать молитву без слез и без боли сердца. Тогда к тебе придет сладчайшее утешение Духа. Чем чаще будет твоя молитва и слезы, тем больше ты будешь пренебрегать пищей тела, в согласии со сказанным Давидом: Я забыл о том, чтобы есть мой хлеб: слезами я орошаю ложе.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Пс.9:11 .  И будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. «И да уповают на Тя знающии имя Твое: яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Да уповают» Акила и Симмах перевели: «будут уверены», вместо повелительнаго употребив определенный образ речи. По соделании Тобою сего спасения, говорит Пророк, познавшие Тебя, Творца и Бога, на Тебя будут возлагать надежды Свои. Пс.9:12 .  Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его. «Пойте Господеви, живущему в Сионе». Пророк сказал это, сообразно с древним мнением Иудеев. Впрочем из апостольскаго учения дознали мы, что есть и небесный Сион. Ибо сказано: «приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» ( Евр. 12, 22 ). «Возвестите во языцех начинания Его». Речение: «начинания» Симмах выразил: «искусныя меры», Акила же: «изменения». И действительно великое совершилось изменение. Древние враги сделались друзьями, далекие – близкими, рабы – сынами, бывшие в неведении приобрели ведение, бывшие во тьме теперь во свете, мертвые имеют упование жизни, нищие стали наследниками небеснаго царства. Иудеи соделались далекими, а язычники близкими, сыны – псами, а псы – сынами. Но и меры, употребленныя Спасителем, Боголепны; потому что даровано смертным безсмертие, смертию – жизнь, безчестием – честь, проклятием – благословение, крестом – спасение. Таковы искусныя меры, таковы «начинания» Бога нашего. Пс.9:13 .  Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных. «Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих». Тот, говорит Пророк, Кто над всем надзирает, и в точности разыскивает происходящее, видел, что диавол усиливается чрез обольщение умерщвлять людей, и потому пришел на помощь терпящим обиду. Сие и означают слова: «не забы звания убогих». Ибо званием называет здесь Пророк, не молитву и не прошение, но то жалкое состояние, навлеченное грехом, в котором постигают и безвременная смерть, и плач, и бедствия. Пс.9:14 .  Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, – Ты, Который возносишь меня от врат смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010