Душа наша – простое существо, потому она не может в одно и то же время любить и Бога и, например, деньги, пищу, питие, или ближнего и вместе деньги, пищу и питие; потому и говорится: никтоже может двема господинома работати: либо единаго возлюбит, а другого возненавидит, или единаго держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Потому и псалмопевец Духом Святым говорит: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11). Так, всякий христианин бойся прилагать сердце к деньгам, пище, питию, нарядным одеждам, к нарядной квартире, к книгам, к светской музыке; да не любишь, не ласкаешь плоти своей чем бы то ни было: увеселениями ли, видами ли изящными, яствами и напитками, сном, праздностью и леностью, срамными делами, играми, праздными путешествиями, пустыми книгами и зрелищами. Единого Бога возлюби всем сердцем, всею душою и всею крепостью и всем помышлением, и ближнего, как себя, а ко всему прочему в мире будь равнодушен, ни к чему пристрастен и жаден. Ревнуй же о простоте во всем, да простому Существу – Богу возлюблен будешь. Отыми лукавство, сомнение, маловерие и двоедушие от души своей. Бог есть Жизнь; Он даровал всему бытие и жизнь; Он есть Сущий и Вседержитель, ибо от Него все и Им все поддерживается; Его единого Сущего и да знаем. Диавол есть смерть, потому что произвольно уклонился от Живота-Бога, и как Бог есть Сущий, так он, диавол, по причине совершенного отпадения от Сущего, есть виновник не сущего, виновник мечтания, прелести, ибо истинно не может ничего привести в бытие словом; он есть ложь, как Бог есть истина. Что для животных тел и растений – воздух, то для духовных существ, для Ангелов и человеков – Дух Святый; потому и Господь сказал: Дух, идеже хощет, дышет, и глас (дыхание) Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет (Ин. 3, 8). Потому веруй, что душа твоя дышит Духом Святым, знай своего Благодетеля, своего Живота и благоговей пред Ним ежедневно и чти Его любовью и добрыми делами. Бегай смрадного диавольского дыхания, грехов и страстей, особенно вражды, нестроения, гордости, неверия. Говори в себе чаще: душа моя дышит Духом Святым, буди убо от мене вечно слава Духу Святому купно со Отцом и Сыном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вот как виделся ему из далекого 1952 года миссионер будущего. “Я как-то намекнул в гостях у Александры Михайловны (мать 3. С. Петруневич. – Прим. П. П.) про “свое” юродство, но она захохотала мне в лицо: ишь-де, какой юродивый... Я не юродивый, совершенно верно, в том смысле как это слово понимаю я сам. Но я хочу объяснить, что такое юродство о Христе, и объяснить научно, и считаю, что это возможно. И должно. Ведь подумать только – для верующего былых времен – научно! Да это же кощунство!.. Все мы, верующие, хорошо знакомые с житиями святых Вселенской и Русской Церквей, знаем, как одевались, как вели себя, что говорили прежние юродивые. Этот «тип» остался еще в памяти и сознании простого народа и настолько живуч, что нередко находит себе подражателей по внешности и теперь, хотя дух Василия, Максима, Иоанна Московских, Николая Кочанова и Федора Новгородских и множества других уже и пропал. А теперь, с изменением политической и культурной мировой обстановки, к концу времен, подвижники и блаженные иным образом будут вести себя. На них можно будет увидеть изящные модные ботинки или гетры, безукоризненно сшитый костюм, накрахмаленный воротничок и манжеты, галстух; они будут бриться, а не ходить взлохмаченными, или носить бородку а la Генрих IV или эспаньолку... Но существо юродства останется. Весь подвиг внутреннего самоумерщвления, отказ от окаянного ложного своего разума ветхого человека и восприятие нового, светлого, по образу Христову, вменение внешней премудрости и науки ни во что и восприятие божественного безумия ( 1Кор. 1:20; 3:19 ). Ведь Сам Бог, юродством проповеди – греч. безумной, – решил спасти мир. Раньше юродивые были простецы и говорили обычной речью или, зашифрование, символичной. Юродивые XX века и дальнейшие будут употреблять научные термины и иностранные слова, воспользуются всем научным аппаратом современного самого утонченного восприятия культурного человека, но будут говорить так же в Духе, как и прежние святые, и так же презирать мир грешной цивилизации, как и они, ибо Дух Святой дышит, идеже хощет, как в Москве при Иоанне Грозном, при Василии Блаженном (и чрез него), так и при советской или еще какой власти, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет ( Ин. 3:8 )». 712

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

opp. T. III. p. 128 et 129. 125 Прим ечание . Хотя нужно заметить, что выражения: из Отца, или сущность Отца, употреблялись, например, у св. Афанасия, только для обозначения единоестественности или бытия из той же сущности. 134 Orat. V. apud Phot. Biblioth. Cod. CCXXX. in Patr. Curs. Compl. graec. T. CIII. opp. Phot. T. III. col. 1061. 135 Epist. ad Morin. Gypr. presbit. in Patr. Curs. Compl. T. XCI. opp. s. Maxim. T. II. col. 136. 152 Св. Амвросий: «И Отец посылает Сына и Дух; равным образом и Духа посылает и Отец, и Сын,.. следовательно, если Сын и Дух взаимно посылают друг друга, как посылает Отец, то это не вследствие подчинённости, а по общению власти» (et Pater Filium misit et Spiritus, Spiritum quoque et Pater misit et Filius.., si ergo se invicem Filius et Spiritus mittunt sicut Pater mittit: non subjectionis injuria sed communitatis est). De sptrit. s. lib. III. cap. 1. ed. Paris 1614. Τ. IV. p. 255. 153 Бл. Августин : «Мы не представляем, чтобы Сын был послан от Отца так, чтобы не был послан вместе и от Св. Духа… И чтобы был послан от Отца и Духа так, чтобы не был послан самим собой» (Nec sic arbitremur a Patre missum esse Filium, ut non sit missus a Spiritu sancto… Nec sic a Patre et Spiritu sancto missus est, ut se ipse non miserit). Contr. Maximin. arian. lib. II. cap. 20. in Patr. Curs. Compl. opp. Augustin. T. VIII. col. 790. «Дух не меньше Их (Отца и Сына) потому, что они дают (Его), Он и Сам подаёт Себя. Ибо Он, как дар Божий, так даётся, что сам себя подаёт, как Бог . Так как нельзя сказать, чтобы не было своей власти у Того, ο Ком сказано: Дух идеже хощет дышит» ( Ин.3:8 ). (Nec quia Illi dant, ipse datur, ideo minor est illis. Ita enim datur, sicut Donum Dei, ut etiam se ipsum det, sicut Deus. Non enim dici potest non esse suae potestatis de quo dictum est: spiritus ubi rult spirit). De Trinit. Lib. XV. cap. 19. n. 36, in Patrol. Curs. Compl. opp. Augustin. T. VIII. col. 1086. 175 De Sanct. et vivif. Trinit. capitul. XIX. in Patr. Curs. Compl. T. LXXV. opp. T. IV. col. 1175. Читать далее Источник: Сильвестр (Малеванский), арим. Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Святом Духе//Труды Киевской Духовной Академии. 1874. Август. С. 182-302.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Между сими законами непрестанная есть брань: что един хощет, от того другий отвращается, что плоть хощет, того дух не хощет. Плоть хощет гордиться, величаться, превозноситься, но дух смиренномудрствовать. Плоть хощет в славе и чести быть, дух же «вся в уметы вменять». Плоть хощет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хощет банкетовать, пьянствовать, веселиться, а дух воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хощет врагам своим отмщевать, а дух любит врагов, добро творит ненавидящим. Плоть хощет чуждая похищать, а дух и своя требующим раздавать. Плоть хощет сладострастиям своим угождать, а дух целомудрствовать. Плоть хощет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем плоть и дух противятся между собою (1:126). ПЛОТЬ восстает на дух Но притом знай, что плоть всегда со страстьми и похотьми будет на тебе воставать, и под иго свое покарять, но ты ей оружием духа воспротивися. Итак, ежели ГОРДОСТЬЮ и НАДМЕНИЕМ против тебе подыматься будет, вооружайся духом СМИРЕНИЯ, памятуя, что «земля еси и в землю пойдеши»; ежели похотью ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ и нечистоты будет бороть, вооружайся духом чистоты и ЦЕЛОМУДРИЯ; ежели похотью СРЕБРОЛЮБИЯ и многостяжания, противися духом НЕСТЯЖАНИЯ и нищеты, ежели похотью МЩЕНИЯ, противися духом КРОТОСТИ и НЕЗЛОБИЯ. Тако и в прочем плоть духу покоряй, в помощь призывая Того, Его же имя на себе носиши, Иисуса Христа (1:47). Христианин воюет против плоти Когда христианин плоти со страстьми и похотьми противится и не соизволяет ей, что хощет, но паче тщится ее духу покорить; тогда между христианином и плотию брань бывает. И сие то есть, что Апостол глаголет: «плоть похотствует на духа; дух же на плоть: сия друг другу противятся» ( Гал. 5, 17 ). На брани видимой, когда одна сторона другой не хощет покоритися, и тако в работу ей предатися, всеми силами противу той стоит и подвизается: тако христианину со всяким тщанием и прилежанием должно противу плоти стоять и подвизаться, когда не хощет от ней побежденным быть и ей покориться, и пленником ея быть, и тако ей работать (4:142).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

А понеже оба сии рождения друг другу противны, то оттуда возстает сражение и брань между плотию и духом, христианине: «плоть похотствует на духа, дух же на плоть». Плоть хощет умертвить духа, дух же плоть. Плоть хощет покорить духа, дух же плоть. Плоть хощет обладать духом, дух же плотию. Плоть хощет гордиться, величаться, возноситься: дух же не хощет, но хощет смиренномудрствовать. Плоть хощет гневаться, злобиться, ссориться, делом или словом отмщевать: но дух того не хощет, а хощет все кротостию прощать... Плоть хощет в праздности жить, лениться: но дух того отвращается, а хощет в благословенных трудах упражняться. Плоть хощет гулять, пиянствовать, банкеты и пиршества строить, по дух того отвращается, и хощет или умеренно жить, или поститься. Плоть хощет славы, чести, богатства в мире сем искать: но дух все тое презирает, и к единым вечным благим стремиться, и проч. Тако похотствует плоть на духа, дух же на плоть. Христианину, яко обновленному, не по плоти, но по духу должно жить, и плоть духу покорять, по Апостольскому увещанию: «духом ходите, и похоти плотские не совершайте». И сие, то есть «плоть распять со страстьми и похотьми» ( Гал. 5, 16 и 24), «плоти угодия не творить в похоти» ( Рим. 13, 14 ) (5:200). Отсюду бывает в едином и томжде христианине истинном брань между плотию и духом, между злонравием ветхаго и добронравием новаго человека, яко «плоть похотствует на духа, дух же на плоть; сия же друг другу противятся» ( Гал. 5, 17 ) (3:139). Понеже в человеке, который христианскую ВЕРУ и КРЕЩЕНИЕ восприял, ветхое или плотское, новое или духовное рождение и потому два рождения имеются: от сих двух рождений возстает в нем БРАНЬ ДУХА и ПЛОТИ, или, как простее сказать, двоякое наклонение, движение, побуждение и поощрение; понеже два сии рождения суть противны себе, и свое свойство каждое от них содержит, и к тому человеческое наклоняет и побуждает СЕРДЦЕ, что которому свойственно есть. О чем Апостол святый глаголет: плоть похотствует на духа, дух же на плоть; сия же друг другу противятся ( Гал. 5, 17 ) (3:57).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Диавол начальник и изобретатель греха. ПРАРОДИТЕЛИ наши в раи, когда послушали его злаго совета, пред Богом согрешили тяжко, и от Него отступили: и сделалися «с диаволом за одно», и тако с ним подвергли себя вечной смерти и мучению. Томуже бедствию подпали и потомки их вси человеки... Великому христиан блаженству диавол завидуя, якоже прародителей в раи, чрез злые ПОМЫСЛЫ прельщает христиан, и ко всякому греху и любви суетнаго мира приводит. ХРИСТИАНЕ, которые всепагубнаго его совета слушают и ему согласуют, и в след его уклоняются, с ним за одно, хотя того и не разумеют: ибо ум и сердечныя очи помрачены, и душевныя уши оглушенны от него имеют, да не внимают слову Божию, и не видят своего бедствия и пагубы (4:303). Диавол есть воплощение всего отрицательного, полная противоположность Христу Христос есть свет: диавол есть тьма. Христос есть живот: диавол есть смерть. Христос есть истина: диавол есть ложь, и отец лжи. Христос есть любитель твой: диавол есть враг твой. Христос есть благодетель твой: диавол есть злотворитель твой. Христос есть истинное и высочайшее добро: диавол крайнее зло. Христос есть Спаситель твой: диавол губитель твой. Христос хощет вечно спасти тебе; на сие бо и в мир пришел ради тебе: диавол хощет вечно погубить тебе. Христос хощет вечный живот подать тебе: диавол хощет вечно умертвить тебе. Христос хощет в вечное Свое царство ввести тебе: диавол хощет в вечное мучение за собою привести тебе. Христос хощет вечно обогатить тебе: диавол хощет вечно нищим сотворить тебе. Христос хощет вечно прославить тебе: диавол хощет посрамить тебе. Христос хощет вечно почтить тебе: диавол хощет вечно обезчестить тебе. Видишь, что есть Христос, и что есть диавол (4:211–212). Диавол есть отец лжи и всякия лести (1:142, см. ЛОЖЬ , 450). Сатана – хитрейший и опаснейший враг На брани видимой, чим злейший и хитрейший враг, тем опаснейший бывает: но как нет злейшего и хитрейшаго врага, как сатана и демоны его, того ради и брань с ними весьма опасная нам (4:48). Враг злобный и лукавый

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Глава 9   Писание говорит о многих духах: «творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» (Пс. 103:4); и еще: «все духи хвалите Господа» (Пс.150:6). Достойным подаются дары различения духов (1Кор. 12:10). Иные духи суть небесные, радующиеся истине, другие — земные, подверженные обольщению и заблуждению, иные — подземные, чада бездны и тьмы: «и моляху Его, — говорит Евангелие, — да не пошлет их в бездну ити» (Лк.8:31). Равным образом Христос повелевал духам и изгонял духов словом и не позволял им говорить (Мк.1:25). Говорится еще о духе суда и духе зноя (Ис.4:4), говорится и о духе мира: «мы же не духа мира прияхом» (1Кор.2:12), и о духе человека: «кто бо весть яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем» (1Кор.2:11). Упоминается и «дух ходяй и не обращаяйся» (Пс.77:39): «дух пройде в нем, и не будет» (Пс.102:16); и еще: «отимеши дух их и изчезнут» (Пс.103:29). И еще: «дуси пророчестии пророком повинуются» (1Кор.14:32). И еще: «вот дух лжив ста пред Господем и рече ему (_Господь: в чем прельстишь Ахаава? И рече: буду дух лжив во устех пророков» (3Цар.22:21—22). Упоминается еще «дух умиления» (Рим.11:8), дух страха (2Тим. 1:7), «дух пытлив» (Деян.16:16), дух блужения (Ос. 4:12), «дух бурен» (Пс.10:6), «дух многоглаголив» (Иов. 8:2), «дух недужен» (Лк.13:11), дух нечистый, дух глухий, дух немый (Мк.9:25), дух гугнивый (Мк. 7:32), дух лют зело, который называется «легеон» (Мф.8:28; Лк.8:30), и наконец духи злобы (Еф. 6:11). Люди умные найдут безчисленыя свидетельства о духах. Но как много сынов по усыновлению, или по названию, а не истинных, которые склонны ко греху, потому что имеют начало и конец: так весьма много и духов по усыновлению или названию, которые расположены ко греху. Но Святым Духом называется единый дух от Отца и Сына, Дух истиный, Дух Божий, Дух Христов и Дух благодати. Различно даруется каждому благо, овому дух премудрости, овому дух разума, овому дух силы, овому дух исцелений, овому дух пророчества, овому дух разсуждения, овому дух сказаний и другие дары, как говорит Апостол: «един и тойжде Дух, разделяя коемуждо, якоже хощет» (1Кор.12:8—11) И Давид говорит: «Дух твой благий наставит мя» (Псал. 142:10); или: «Дух, идеже хощет, дышет». Этими словами Писание указывает нам на истинность Святаго Духа: «и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» (Ин.3:8). И еще слова: «аще не родитесь от воды и Духа» (Ин.3:5) подобны словам Павла: «о Христе Иисусе аз вы родих» (1Кор.4:15). О Духе Господь сказал: «егда приидет Утешитель, егоже Аз послю вам, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15:26). И: «еще много имам глаголати, но не можете носити ныне, егда же приидет он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам все» (Ин.16:12—14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Плоть постоянно воюет против духа Плоть хощет ГОРДИТЬСЯ, величаться: дух же хощет СМИРЕННО МУДРСТВОВАТЬ. Плоть хощет в славе и чести быть: дух же вся сия в уметы вменяет. Плоть хощет в богатстве быть, дух же в нищете. Плоть хощет упокоеваться, а дух бодрствовать, трудиться. Плоть хощет банкетовать, пьянствовать, веселиться, а дух воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хощет врагу своему отмщевать, а дух любить врагов, добро творить ненавидящим, благословить клянущия. Плоть самой себе угождать, а дух ближнему во благое. Плоть хощет во всем чуждая похищать: а дух и своя раздавать. Плоть хощет во всем воле своей последовать: а дух воле Божией. И так между плотью и ДУХОМ непрестанная брань (1:44). Жизнь христианская есть непрестанная борьба Христианское житие в мире сем не иное что есть, как непрестанная БРАНЬ. Брань не противу плоти и крови, то есть, не противу человеков, но противу ДИАВОЛА и ДЕМОНОВ. Враги сии суть невидими, весьма злобныи, враждебныи, хитрыи, которыи противу нас востают и борют нас. Не временную корысть, но вечное СПАСЕНИЕ тщатся отгнать у нас, и с собою в ПОГИБЕЛЬ привести. Отсюду видишь, коль лютая и тяжкая брань противу сих врагов. Сего ради не должно нам дремать, но БОДРСТВОВАТЬ и осторожно поступать. Зде спасение вечное или приобретается, или погубляется. Подвиг сей и победа без ПОМОЩИ ХРИСТОВОЙ не бывает: зде сила человеческая ничего не может. Сего ради должно нам непрестанно МОЛИТИСЯ и воздыхать ко Христу подвигоположнику, да поможет нам и укрепит. Непрестанно требуем помощи Его: убо непрестанно нас враги наши окружают. Понеже на пастырей и учителей наших более враги наши устремляются; то всем христианам более о них должно молитися, да поможет им Господь. Понеже СЛОВО БОЖИЕ и МОЛИТВА суть оружия христианския: тот, кто СЛОВО БОЖИЕ и МОЛИТВУ оставляет, тот делает так, как воин, который, будучи на брани, меч и оружие с себе бросает, и знак, что врагу же уступил. Вступивши в подвиг НЕ УНЫВАЙ, НЕ ОТЧАИВАЙСЯ, видя так лютую брань, но стой неподвижно. Христос нас ободряет, христианине: «дерзайте, яко Аз победил мир» ( Ин. 16, 33 ). Дерзай убо, христианине! Бог за нас стоит: «Аще Бог за нас, кто на нас» ( Рим. 8, 31 ). «О Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша» ( Пс. 107, 14 ) (4:51).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

1) Истина о божеств. достоинстве И. Христа засвидетельствована Его собственными многократными указаниями на Свое отношение полнейшего единства с Б.Отцом, – единства в отношении бытия ( Ин.10:38 ; Ин.14:10 сл.), жизни ( Ин.5:26 ), мощи ( Ин.10:29,30 ) и деятельности ( Ин.5:17 сл.), словом, – единства по всему ( Ин.16:15 ). Указание на это единство дается, равн. обр., и в наименовании «Сын Божий», которое, хотя и служит, для обозначения всего лица Спасителя и употребляется для выражения мессианского Его достоинства ( Ин.1:50 ; Ин.11:27 ; Лк.4:41 ), не тождественно, однако, с названием «Мессия». Оно выражает, прежде всего и ближайшим образом, мысль о божеств. происхождении, о божеств. достоинстве, почему и вызывало со стороны иудеев, понимавших его в метафизическом смысле, обвинение Христа в богохульстве ( Ин.10:36 ; Ин.5:18 ; Ин.6:1 ; Мф.26:63–65 ), тогда как признание Его Мессией повода к такому обвинению никому не подавало ( Ин.6:14–15 ; Ин.10:24 и др.). Не отрицая правильности иудейского понимания, а даже решительно утверждая его ( Мф.26:63,64 ; Мк.14:61,62 ), Христос данным названием указывает на то, что Он – Сын Божий не в теократическом смысле (как напр. Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Пс.81:6 и др.), а в собственном, что Он – Сын, бывший у Отца от вечности. Согласно с этим, Он решительно свидетельствует о Себе, что Он имел славу у Отца прежде бытия мира ( Ин.17:5 ; сн. Ин.8:58 ), что бы от Бога изшел ( Ин.8:42 ), пришел с небес ( Ин.3:13 ; Ин.6:38 , сн. Ин.6:51:58,62 ). В силу такого отношения единства с Отцом, Христос усвояет Себе и все божественные предикаты, называя Себя Жизнью ( Ин.6:35,48,51 ; Ин.11:25 ), Светом ( Ин.8:12 ; Ин.9:5 ; Ин.12:35,36 ) и Истиной ( Ин.14:6 ), – не в том смысле, что чрез Него, как посредство, изливается на человека жизнь и свет истины пославшего Его и обитающего в Нем Отца, но в том, что Он Сам есть все это – и Жизнь, и Свет, и Истина, – по существу своему, что Он обладает всем этим как своею собственностью, имеет «в Себе», что Он Сам есть творческий принцип всякой жизни, начало, оживляющее в жизнь вечную, сама абсолютная истина и источник света для мира. Как обладающий всей полнотою Божества Отца, Христос обнаруживает и чисто божественную деятельность: властно прощает грехи ( Мф.9:2 ; Мк.2:7 ; Лк.5:21 ), принимает молитвы ( Ин.14:13,14 ), спасает и судит мир ( Ин.10:9,28 ; Ин.5:22,27 ; Мф.25:31 сл.), и в силу того является таким же предметом веры и почитания, как и Отец ( Ин.5:23 ; Ин.6:29,40,47 ; Ин.12:44 сл.; Ин.17:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Очевидно, земное явление было у Него не самовольное ( Ин. 7:28–29 ) и устроилось по нарочитому соизволению Отца, Который специально послал Сына в мир 160 чрезвычайным уполномоченным, почему никто не может придти к Нему без Отчего привлечения ( Ин. 7:44 ), а принимающие Его тем самым принимают и Пославшего ( Ин. 13:20 ). Ясно, что Он – подобно Отцу ( Ин. 17:14 ) – не от низших ( Ин. 17:16 ), но от вышних ( Ин. 8:23 ), куда и отойдет к Отцу своему ( Ин. 20:17 ), поскольку там был раньше ( Ин. 6:12 ) – прежде Авраама ( Ин. 8:58 ) и даже до основания Мира ( Ин. 17:24 ). Сему соответствует и персональное достоинство, что Господь выше пророков ( Ин. 1:27 , Ин. 1:30 ) не просто фактически, но эссенциально – по самой своей природе. И, действительно, Христос есть Сын Божий ( Ин. 3:17 ), единородный ( Ин. 3:18 ) и возлюбленный для своего Небесного Отца 161 . И это – не голая относительная метафора по содержанию и по объему концепции. Придя во имя Отца ( Ин. 5:43 ) и во всем творя Его волю ( Ин. 5:38–39 ; Ин. 8:28 ), Господь созидает свое неземное царство ( Ин. 18:36 ) в адекватном полновластии с Ним. Правда, Отец больше Его ( Ин. 14:28 ), но именно как Отец, Который всегда с Сыном ( Ин. 16:32 ) по безусловному единству 162 , когда Христос может категорически говорить: все, что у Отца, Мое ( Ин. 16:15 ) и – наоборот – все Моё Твое ( Ин. 17:10 ). Конечно, Утешителя пошлет Отец, однако лишь во имя Христово ( Ин. 14:26 ), и Тот от Сына возьмет свое возвещение ( Ин. 16:14 ), почему Господь чувствовал за Собою право утверждать перед Апостолами: Утешителя Я пошлю от Отца, от Которого Он, – Дух истины, – исходит ( Ин. 15:26 ). По совокупности всех отмеченных моментов формулируется прямой результат, что Христос несомненно делал Себя Сыном Божиим ( Ин. 5:18 ) и представлялся таковым не приблизительно и переносно, а в смысле тогдашней санкционированной догматики ( Ин. 19:7 ), где Отец Господа Христа есть Бог ( Ин. 6:27 ) в значении исповедуемого иудейством Верховного Существа ( Ин. 8:54 ), так что и собственный Его Сын непременно будет тоже Богом ( Ин. 10:33 ). И вся историческая деятельность Христа Спасителя, гарантирует это суждение незыблемо и неотразимо. Находясь на земле, Он пребывает во взаимной неразрывности с Пославшим и твердо заявляет: Я – в Отце и Отец во Мне 163 . Данная истина, верная онтологически, справедлива и для фактического функционирования по ясным словам Христа: «Отец Мой доселе, делает и Аз делаю» ( Ин. 5:17 ) с абсолютною безошибочностью, будучи постоянно и точно осведомлен о божественных планах: «якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца» ( Ин. 10:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010