Величайшим злом древнего мира было вопиющее неравенство в распределении земных благ между различными классами населения. Грозная социальная проблема, от попыток к разрешению которой и теперь содрогаются основы государств, в настоящее время не имеет и сотой доли той остроты, которой отличалась она в древности, когда человечество не имело еще всепримиряющего принципа христианской любви, а всецело жило своими эгоистическими интересами и когда каждый, не имея высшего упования, все силы направлял к тому, чтобы скоплять себе богатство на земле. Практический материализм был главным движущим рычагом древнего человечества, и если евреи, по исходе из Египта, слили себе золотого тельца, чтобы поклоняться ему, то в этом отношении они, так сказать, лишь невольно и случайно проявили наклонность к тому идолослужению, которое совершали все народы древнего языческого мира, видевшие в золотом тельце (в его символическом значении) главный смысл своей земной жизни. Отсюда беспощадная борьба между отдельными людьми, классами и целыми народами, и достаточно взглянуть на историю народов древнего мира, чтобы убедиться, что самые войны их имели своей главною целью накопление богатств и при том на счет других. Но если в отношении народов эта жажда к накоплению богатства еще прикрывалась благовидными предлогами – патриотизмом, геройством, то во взаимоотношении отдельных лиц и классов она выступала во всей своей прямоте и беззастенчивости – как грубое хищничество, не стеснявшееся никакими соображениями человечности. В этой ожесточенной борьбе из-за земных благ одни конечно выходили победителями, другие падали, и победоносная колесница беспощадно давила всех изнемогших в неравной борьбе. Уже задолго до Рождества Христова в Риме, где человеческая правда, благодаря высокоразвитому юридическому смыслу народа, должна бы найти себе наивысшее осуществление, социальная борьба привела к вопиющим крайностям богатства и бедности и от этого социального неравенства не раз потрясался политически могучий организм государства. Принимались всевозможные – и законодательные и политические – меры к устранению этого страшного зла, но все оказывалось бесполезным и зло продолжало расти, пока наконец не подточило самых основ древнего мира, который и рушился главным образом именно от того, что попран был божественный закон любви и на место его поставлен закон безграничного эгоизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sv-ioa...

12. Re: «Надо принимать экстренные меры, иначе потеряем наших детей» принимать экстренные меры, иначе потеряем наших Кстати, а почему " иначе потеряем " ? Не поздновато спохватились? На мой скромный взгляд - уже потеряли. 2 (два) поколения, как минимум. Псковские " мальчик и девочка " , Уренгойский " мальчик " , хабаровские " девочки " , ульяновские " мальчики " , пермские " мальчики " " бурятские " мальчики " - - звенья ОДНОЙ цепи. Это результат целенаправленных системных действий на протяжении последних 20 лет. С хвостиком. 11. Re: «Надо принимать экстренные меры, иначе потеряем наших детей» Дети реализуют то, о чем пугливо мечтают взрослые. 10. «Надо принимать экстренные меры, иначе потеряем наших детей» Вот нам " награда " на следующие 100 лет. Грядёт криминальная революция, будем бороться за право жить по закону, а не по понятиям. Дети это только логический результат нашего безбожного бытия. Как Святейший сказал: на осине не растут апельсины. Все кинулись вперегонки: как опередить партнёров в цифровой экономике, как первыми оказаться на " золотом тельце " . А тут нате вам - топором по башке: символично и главное вовремя, что бы одумались, пока есть государство. Хорошо что у нас есть православная церковь, которая сможет решить эту проблему, только кто ей это даст? Закон Божий знать не хотим (отказались 100 лет назад), законы человеческой цивилизации нам не указ - будем жить по понятиям, человек человеку волк, кто сильней тот и прав. Соседи уже так и живут - выстраивается авторитет пахана,роль которого взяли на себя США. 9. Re: «Надо принимать экстренные меры, иначе потеряем наших детей» Совершенно верно. Учит ли нас чему-либо История? Почему не учит? Почему мы ДО СИХ ПОР не можем понять, что " экстренные меры " вскоре предпримет Господь,попустив нам очередную страшную беду? Не так ли было ВСЕГДА? Что мы смогли бы предпринять, чтобы избежать сего? Почему 10-ть лет назад на протестные митинги против ювеналки вышло однажды аж пять(?) тысяч человек в Москве? Если тогда не вышло (хотя бы) 500 тысяч - Господь выведет миллионы. И эти миллионы,проигнорировав мирный протест тогда, будут убивать друг друга уже завтра.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/20/gl...

677; по изд. Mangey vol. II, 159); такой же в существе взгляд на происхождение золотого тельца высказывали и доказывали некоторые церковные писатели ( Лактанций , Иероним) и позднейшие изыскатели библейских древностей (Кирхер, Бохарт, Спенсер, Буддей; в Hist. Eccles. последнего, t. I, 760–763, обстоятельно изложена древняя литература по вопросу о золотом тельце). Мысли о происхождении золотого тельца у израильтян под влиянием Египта остаются верными и многие и из новейших комментаторов, напр. Hengstenbeig в Beitr. z. Einl. in " " s A. Test. II, 155–164, Keil в Bibl. Commentar на Исх. 32 гл., Kurtz в Gesch. d. А. В. II, 40, Espin в the Holy Bible, ed. Cook. I, 405, Wiener-Bibl. Realwörterbuch, Kalb u др. Основаниями этого мнения об египетском происхождении у израильтян золотого тельца служат: 1) несомненный факт религиозного почитания в Египте животных и в частности – чёрного быка или Аписа в Мемфисе и белого – или Мневиса в Гелиополисе, о чём свидетельствуют и древние греческие писатели (Herodot, II, 153; III, 27–29, Strabon, XV II, p. 812, 803, 807 и др.; эти свидетельства приведены между прочим у Буддея в Hist. Eccles. I, 760) и новейшие исследователи, открывшие близь Мемфиса место погребения Аписов (Brugsch. Gesch. 61). 2) то, что изображение Бога в виде тельца впервые является у евреев по выходе из Египта, и 3) самый характер празднования: по Исх. 32 празднование израильтян по случаю сооружения золотого тельца состояло кроме жертвоприношений в пиршествах, играх (ст. 6), танцах (-19) и шумных песнях (-17, 18); описывая праздник в честь Изиды Бубастийской, Геродот говорит равным образом (II, 60): «одни из женщин ударяют в цимбалы, другие играют на флейтах……., прочие женщины и мужчины поют и рукоплещут», – по словам Вилькинсона (в Anc. Egypt. 197) описываемые в Исход «жертвоприношения, танцы и веселье» израильтян при поклонении золотому тельцу «были, без сомнения , подражанием виденным ими церемониям в честь Мневиса» (Smith. A. Dicm, of the Bible I, 243). Изложение этих доказательств у Генгст.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Исх.32:19 .  Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; Скрижали с написанными на них заповедями являлись как бы документом завета между Богом и народом. Народ засвидетельствовал свою готовность исполнить волю Божию ( Исх.19:8, 24:3 ), а Господь обещал со Своей стороны дать скрижали ( Исх.24:12 ) и действительно дал ( Исх.31:18 ). Но как скоро Израиль не исполнил своего обязательства, нарушил завет, утрачивается всякий смысл в существовании его документа – скрижалей: он разбивается. «Поскольку, – говорит блаженный Феодорит, – скрижали представляли собою образ брачного обязательства, невеста же, не входя еще в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство». Исх.32:20 .  и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. В стихах 20–29 описывается суд над идолопоклонниками, начинающийся уничтожением золотого тельца, продолжающийся в выговоре Аарону и закончившийся избиением виновных. Нарушен завет с Иеговой – разбиты скрижали. Но Израиль не может остаться и при новом своем боге – золотом тельце, его существование – прямой повод к продолжению идолопоклонства. Поэтому он и предается уничтожению. Телец был сожжен – сожжена деревянная болванка, имевшая форму тельца, а несгоревшие части – золото – были разбиты, растерты, брошены в поток, текущий с горы ( Втор.9:21 ), и его водой напоены евреи. Уничтожение тельца не означает снятие с народа виновности. Наоборот, он пьет воду, в которую всыпан порошок, оставшийся после сожжения тельца, т. е. воспринимает, берет на себя грех с его последствиями. Исх.32:21 .  И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Исх.32:22 .  Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. Исх.32:23 .  Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Правда, через два месяца инцидент и с Андреевым был прочно забыт, и он пел во «Вражьей силе», и спектакль прошел с огромным успехом. Но главный успех выпал, конечно, на долю Шаляпина, который пел и играл, как бог… В «Фаусте» с Шаляпиным У меня — гость: бывший солист «Частной оперы» Зимина, баритон Сергей Иванович Разуваев. Со стариковской словоохотливостью он рассказывает о «близком далеком», и я чувствую, как волнуется мой собеседник, вспоминая свою сценическую карьеру, в которой, по его словам, «были шипы и розы, тернии и лавры». Вот он бережно вынимает из потертого кожаного портфеля пожелтевшую программу: его фамилия напечатана рядом с Шаляпиным. — Когда это было?— спрашиваю.— Неужели и с Шаляпиным пели? — Пел. — Не расскажете ли? — Извольте… Расскажу, как на духу, истинную правду… Этот спектакль — особенный в моей жизни, и рассказ о нем требует, так сказать, последовательности изложения… Поэтому слушайте и не перебивайте… Было это в 1920 году, в апреле. Сижу дома, отдыхаю, вдруг — телефонный звонок. Сообщают из дирекции, что завтра идет «Фауст» с участием Шаляпина, и я пою Валентина… Петь с Шаляпиным — честь для любого артиста. Но меня это известие скорее испугало, чем обрадовало. Я был молод тогда, в опере пел всего четыре года, к тому же, по рассказам товарищей, хорошо знал нрав Шаляпина, его требовательность к себе, к партнерам. Но делать было нечего. Одеваюсь, еду к нему на Новинский, рекомендуюсь, и минут через пять появляется сам Федор Иванович. Я прошу его прорепетировать со мной мизансцены, а он говорит: — Я устал и репетировать не буду… А зачем, собственно, репетировать? Следи за мной и мне не мешай!.. С тем я и уехал. В театр я пришел за два часа до начала, оделся, загримировался, попробовал голос — звучит! Сижу в своей уборной, томлюсь ожиданием — самое тяжелое для певца ждать своего выхода!.. А голову сверлит мысль: как я буду петь с Шаляпиным и без репетиции?! Начался спектакль. Куплеты о золотом тельце Шаляпин спел блистательно, публика потребовала повторения, и Федор Иванович спел «на бис». Первую сцену с Мефистофелем я провел, как видно, хорошо, и Шаляпин, покровительственно хлопнув меня по плечу, похвалил. Заклинание цветов он тоже бисировал. Вообще весь вечер Федор Иванович был предметом восторгов публики, которая в то время любила оперу, понимала в ней толк и всегда справедливо выносила приговор. В третьем акте, после знаменитой серенады «Выходи, о, друг мой нежный…» публика устроила Шаляпину овацию, и снова настойчиво потребовала повторения. И Федор Иванович бисировал! Второй раз он спел лучше, и это послужило поводом к овации еще более восторженной. За вторым «бисом» последовал третий…

http://pravmir.ru/v-iskusstve-naxalom-by...

— В Иране такого закона нет. Мне кажется, у конфликтов между религиозными течениями в прежние времена были две причины: либо политики использовали религию в своих целях и натравливали представителей разных религий друг на друга, либо религиозные лидеры любили власть и деньги. В Коране есть аят о том, что к религии нельзя принуждать. Человек абсолютно свободен в выборе своего пути к Богу. Когда Мухаммед вернулся в Мекку, где за 13 лет его отсутствия убивали его друзей и последователей, он сказал, что никто не имеет права трогать хотя бы одно дерево. Между прочим, в иудаизме и в христианстве выход из религии намного сложнее, чем в исламе. Например, ветхозаветная история о золотом тельце: Моисей пошел на гору для общения с Богом, а вернувшись, увидел, что люди создали для себя другого бога. За это по приказу Моисея были убиты 3000 человек. В Ветхом завете говорится, что если человек будет поклоняться иному богу, чем Бог Израиля, то его нужно убить, и даже всех жителей города, отступившего от Бога, нужно убить. Юсеф Надерхани: гонимый христианин или агент спецслужб? В Иране человек может идти молиться в мечеть, в церковь или в синагогу. Но если он будет там вести политические игры, к нему и будут относиться, как к политическому деятелю. У нас были такие случаи в последние 30 лет. Некоторые люди уверяли, что занимаются миссионерством, а потом оказывалось, что за их деятельностью стояли политические партии или иностранная разведка. Например, протестантский пастор господин Юсеф Надерхани, о котором вы меня спрашивали, собирает народ и рассказывает о свержении режима. Это не религия. Это политическая игра, а религия здесь – инструмент. Западные спецслужбы стараются раздувать такие истории для пропаганды против нас на международной арене. — Насколько я понимаю, Юсефу Надерхани был вынесен смертный приговор, а теперь предложили покаяться. Если он не вернётся к исламу, его казнят? — Нет. Высший суд Ирана уже отменил приговор районного. Покаяние тут не причем. И вообще, открытое против этого человека дело никак не связано с его религиозными убеждениями. Сейчас ему 32 года, он принял христианство в 19. Если бы преступлением считался переход в другую религию, его надо было повесить еще 13 лет назад. Но проблема не в том, что он христианин, а в том, что он агент западных спецслужб. А были ли гонения?

http://pravmir.ru/ravny-li-religii-v-ira...

Матери Селафииле шёл уже сто второй год от рождения. Она привычно отметила высоту мерцания огонька свечи над силуэтом подсвечника: огонёк был ещё высоко, значит, до начала полунощницы в соборном храме скита оставалось не менее полутора часов. Мать Селафиила снова закрыла отяжелевшие морщинистые веки. Губы её слабо шевелились, шепча молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» Неожиданно перед глазами старой монахини всплыла с кинематографической ясностью картина её далёкого детства. Она, хрупкая четырёхлетняя девочка Машенька, сидит на руках у отца, свесив свои бессильные, от рождения парализованные ножки в нетоптаных лапоточках, и обнимает его сильную, загорелую шею, не сгибающуюся под тяжким ярмом крестьянских трудов, забот и переживаний. Отец несёт её по узкой тропочке, вьющейся между спелых пшеничных полей, бережно прижимая к себе худенькое болезненное тельце девочки и тихонько нашёптывая ей на ушко что-то ласковое, нежно-утешительное. Машеньке хорошо на сильных отцовских руках, безопасно, покойно. Тропинка, вильнув, обогнула редкую берёзовую рощицу, и перед широко открытыми, изумлёнными глазами девочки распахнулся необъятный простор залитого солнцем цветочного луга, посреди которого засверкали белизной башни и стены какого-то невиданного сказочного города с сияющими золотом куполами церквей и высокой стройной свечой колокольни. — Таточка, таточка! — залепетал ребёнок. — Таточка, какой красивый город! Таточка, этой Рай? — Это дом Боженькиной Матушки, радость моя! Это монастырь в честь её иконочки Казанской, здесь твоя тётушка живёт, крёстная, монахиня Епифания! — Таточка, таточка! Здесь так красиво! Я тоже хочу здесь жить, у Матушки Боженькиной, я тоже хочу быть монахиней, им здесь так хорошо, наверное, с Боженькиной Матушкой! — Господь знает, деточка моя! — поцеловал её в щёчку отец шершавыми обветренными губами. — Может, и будешь когда-нибудь монахиней, может, и поживёшь в доме Матушки Царицы Небесной… — Я очень, очень этого хочу, таточка!

http://azbyka.ru/fiction/selafiila/

Поскольку образ Бога и святых Его является связывающей нитью с Первообразом, то в подобных искажениях усматривается пренебрежение благочестием, обесценивание святости икон и, таким образом, попрание Священного Предания. Как мы помним из постановлений Вселенских иконоборческих Соборов: «Ибо честь, воздаваемая иконе, относится к ее Первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси Изображенного на ней. Такое учение содержится у Святых Отцов наших, то есть в Предании Кафолической Церкви, проповедующей Евангелие от конца в конец Вселенной». То есть, следуя логике, речь идет о поклонении аниме, буквально «золотом тельце» и кумире миллионов отаку. Можно ли аниме-изображения назвать изображением ипостаси Бога? Следуя определениям Святых Отцов, мы приобщаемся благодати, сообщаемой нам посредством изображения. Благодать через аниме — вещь явно неудобоваримая. А поскольку икона является тщательно выверенной иллюстрацией Боговоплощения, Святые Отцы провели четкую грань между портретом в его прямом понимании и иконой, с устоявшимися традициями в ее написании. Интересно, что в 1822 году уже была попытка «земного» изображения святых, когда Священный Синод постановил заменить древние иконы академической живописью, дабы изображаемые стали понятны простому народу. Свт. Игнатий Брянчанинов в ответ на это сказал: «Увидел не иконы, а карикатуры икон». Следует отметить, что тогда, в отличие от нынешней ситуации, речь шла о вполне серьезных изображениях, выполненных признанными мастерами. Однако и это не спасло их от веского слова против упрощения иконописных канонов. Совершенно очевидно, что японское аниме еще меньше можно привлечь в качестве средства для просвещения простого народа, настолько оно карикатурно само по себе. В багаже аниме имеются такие работы как «Манга Мессия», своеобразно иллюстрирующие события первого Воплощения Иисуса Христа, или сериал «The Flying House». Однако кроме поверхностного интереса они ничего не вызвали, в отличие от их прямых противоположностей, таких как хентай «Bible Black» («Черная Библия») и многие другие, ставшие культовыми в своем жанре. Даже при взгляде на изображения, представленные на Селигере «православным аниме-сообществом» возникают ассоциации, резко отличающиеся от ожидаемых. Так, например, образ св. Николая Японского похож на известного персонажа аниме «HELLSING» фанатика-регенерата отца Александра Андерсона, сумасшедшего убийцу. Сюда же «кавайные» святые девы и подвижницы (в переводе на русский «кавайные» — «милые» — характерные изображения женских персонажей с несоразмерно-большими глазами, волосами самых разных оттенков, маленькими носиками и ротиками). Кавайные изображения персонажей наиболее популярны среди поклонников этти и хентая.

http://pravmir.ru/pravoslavie-kavajnoe/

Исх.32:4 .  Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Избрав для изображения бога форму тельца, Аарон, как думает большинство древних (Филон, Лактанций , блаженный Иероним ) и новых исследователей, подражал египтянам. В пользу подобного вывода говорит прежде всего несомненный факт почитания египтянами черного быка Аписа в Мемфисе и белого, или Мневиса, в Гелиополисе, причем свидетельства греческих писателей, Страбона, Плутарха, Геродота, дают основание предполагать, что египтянами употреблялись и изображения этих священных животных (хотя вообще зооморфизм гораздо меньше имел места среди египтян, чем собственно зоолятрия). На египетское происхождение золотого тельца указывает далее и самый характер совершенного в честь его торжества. Кроме жертвоприношения, оно состояло в пиршестве, играх ( Исх.32:6 ), пляске ( Исх.32:19 ) и шумных песнях ( Исх.32:18 ). Такие же приблизительно формы имели и египетские празднества в честь Изиды. Описывая их, Геродот говорит: «одни из женщин ударяют в цимбалы, другие играют на флейтах, прочие женщины и мужчины поют и рукоплещут». За египетское происхождение золотого тельца говорят, наконец, и слова первомученика Стефана: «отцы наши обратились сердцами к Египту, сказав: сделай нам богов» ( Деян. 7.39–40 ). Так как телец или вол служил в древности образом силы и энергии, то и воплощенную в золотом тельце силу евреи признали за силу, изведшую их из Египта: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской». Но эта сила не была в их глазах силой (по крайней мере, в глазах подавляющего большинства) Всевышнего, и сам золотой телец не служил Его изображением. В справедливости этого, кроме вышесказанного, убеждают слова Господа Моисею ( Исх.32:8 ): служение золотому тельцу не есть служение Ему, Сущему (каким оно могло быть в глазах Аарона, Исх.32:5 , и других менее развитых религиозно членов народа), представленному в образе тельца, а поклонение этому последнему. Такой же точно взгляд высказывает Апостол Павел, называя служивших золотому тельцу идолопоклонниками ( 1Кор. 10.7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ос.10:5 . За тельца Беф-Авена вострепещут жители Самарии; восплачет о нем народ его, и жрецы его, радовав­шиеся о нем, будут плакать о славе его, по­тому что она отойдет от него. В дни бедствий телец Беф-Авена (­­ Вефиля) не только не окажет помощи народу, но сам будет предметом забот и плача. «За тельца», в евр. egeloth, за телиц – мн. ч. ж. р. для выражения неопределенного, отвлеченного понятия, ­­ за служение тельцу. «Будут плакать о славе его (kebodo), потому что она отойдёт. от него»: евр. kebod (слава), некоторые комментаторы (Гитциг, Гоонакер) не без основания понимают о сокровищах святилища Вефильского, отданных врагу. Греческ. слав. текст ст. 5 имеет ряд отступлений от евр.: евр. gur, означающее (с предлогом) трепетать, бояться, LXX перевели παροικσουσι, слав. «возобитают», kemarajy, «жрецы его», LXX читали kemararu, «как прогневили»; отсюда, в слав.: «и якоже разгневаша его, порадуются о славе его». Ос.10:6 . И сам он отнесен будет в Ассирию, в дар царю Иареву; по­стыжен будет Ефрем, и по­срамит­ся Израиль от замысла своего. Унижение народа особенно выразится в том, что и сам телец, которому поклонялись, будет отнесен в качестве дара, в Ассирию. Царю Иареву (сл. 3ариму) нариц. имя, царю заступнику. Пророк несомненно говорит об ассирийском царе, но какой именно исторический факт он разумеет, – трудно сказать. Чтение слав. т. «связавше его», δσαντες не имеет соответствия в евр. Предполагается, что евр. aschschur ( «в Ассирию») LXX читали дважды и первое, производя от asar (asur) перевели словом δησαντες. Ос.10:7 . Исчезнет в Самарии царь ее, как пена на по­верхности воды. «Исчезнет в Самарии царь ее» – пророк говорит не о золотом тельце. (Шольц, Кнабенбауер), а о царе, о царской власти, предвозвещая предстоящее уничтожение ее. Сл. «отверже» (вместо «исчезнет») произошло потому, что LXX евр. nidmeh (от damah – губить) читали как jarmeh (от ramah бросить, низвергнуть). «Как пена на поверхности воды»; точное значение евр. kezeph неизвестно; одни древние переводчики (Акила, блаж. Иероним) переводили его словом пена ( αφρς, spuma), другие (LXX, Феодотион, Пешито) словами – стебель, хворост, солома ( φργανον); отсюда в слав. «аки хврастие».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010