Рубрики История волхвов в пересказе для детей 5 мин., 14.12.2023 Поделиться 28 ноября начался Рождественский пост. Мы предлагаем нашим читателям пройти его вместе с журналом «Фома» и нашим Рождественским онлайн-календарем . Каждый день вас ждет новый подарок от нас и наших друзей. Далеко на Востоке жили волхвы. Кто это такие? Так в древности называли учёных людей. Сейчас мы их назвали бы астрономами, потому что они наблюдали за небом и звёздами. Волхвы сразу обратили внимание на необычную яркую звезду, которой до этого не было. Она появилась перед самым рождением Иисуса Христа на востоке от Вифлеема. И волхвы узнали её. Дело в том, что ещё за 1450 лет до появления Христа прорицатель Валаам предсказал, что необычная звезда должна возвестить о рождении Спасителя. Как гласит предание, волхвов было трое. И они были не просто мудрецами, а царями. Люди очень уважали их за ум и другие достоинства. Волхва из Персии звали Мельхиор, он был уже стар. Царь из Аравии был молод, и имя его было Гаспар. А царь из Эфиопии был средних лет, смуглым, с длинной чёрной бородой, и звали его Валтасар. До этого они не встречались и ничего не знали друг о друге. Увидев звезду, каждый обратился к древним книгам и нашёл там старинное пророчество. И каждый решил, что должен своими глазами увидеть чудо, которое было давно обещано. Поэтому они собрали в путь караваны с подарками, едой, питьём и другими необходимыми вещами. По Промыслу Бога волхвы встретились и дальше продолжали путь вместе, следуя за звездой. А звезда эта была поистине необычная: она двигалась в сторону Палестины — и когда шли волхвы, то двигалась и она. Стоило им устроиться на ночлег, останавливалась и звезда. На самом деле это был ангел, указывающий им путь. Долго странствовали путники, они шли через пустыни и горы, переправлялись через реки. Звезда вела их всё и дальше к столице Иудеи Иерусалиму, но, как только город показался на горизонте, она вдруг исчезла. — Как же так? — удивились волхвы. — Наверное, она уже привела нас, — сказал один из них.

http://foma.ru/istorija-volhvov-v-peresk...

Беседа 6 Мф. 2:1–2 . Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Звезда, явившаяся при рождении Христа, не служит оправданием учения астрологов. – Она была невидимой силой, принявшей вид звезды; – четыре доказательства этого. – Цель явления звезды и пришествия волхвов. – Бог в устроении домостроительства применяется к состоянию и обычным воззрениям людей. – Для чего евангелист указывает время и место рождения. – Кто побудил волхвов к путешествию. – Бог не нарушает свободного произволения. – Отчего смутились иудеи, услышав о рождении Христа. – Увещание слушателям воспитывать в себе любовь к духовному и сокрушение о грехах. – Слезы покаяния так же очищают душу, как и крещение. – Смех осуждается Писанием; он происходит от внушения дьявола, как и зрелища. – Великий вред, причиняемый зрелищами. 1. Много нужно нам бодрствовать, много молиться, чтобы суметь изъяснить настоящее место, и узнать, кто были эти волхвы, откуда и как пришли, кто их к тому побуждал, и что это была за звезда. Но если угодно, предложим лучше наперед то, что говорят противники истины. Дьявол так овладел ими, что они и здесь находят повод вооружаться против слова истины. Что же говорят они? Вот сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда, – это значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная. Но если Христос родился по астрологическим законам, то, как же Он истребил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение, и ниспроверг всякого рода волхвование? Да и что узнают волхвы по звезде Его? Что Он был Царь иудейский? Но Он был Царем не земного царства, как и Пилату сказал: «Царство Мое не отсюда» ( Ин. 18:36 ). Да Он и не показывал Себя Царем: не имел при Себе ни копьеносцев, ни щитоносцев, ни коней, ни парных мулов, – словом ничего тому подобного; а вел жизнь простую и бедную, водя за Собою двенадцать человек, ничем незнаменитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2010 год ЗВЕЗДА С ОСОБЕННОЙ РОЛЬЮ Из года в год в Рождество Христово мы украшаем елку «Вифлеемской звездой» и ставим спектакли о трех волхвах, поднесших драгоценные дары Божественному младенцу. Действительно, одна звезда сыграла в священной истории особую роль: привела к Христу древних мудрецов, которых называют то царями, то волхвами, то магами... Так кем были эти три таинственных персонажа, и какое астрономическое явление они могли наблюдать на небе? Ни одно библейское повествование не окружено таким ореолом легенды, как евангельская история о волхвах (Мф. 2, 1-12). Следует признать, что уже в восприятии некоторых древних толкователей этот эпизод получает сказочную окраску. Однако в Евангелии история волхвов рассказывается отнюдь не как легенда, она доносит до нас очень важную богословскую мысль. Дело в том, что мудрецы, пришедшие с Востока, являются чужестранцами и по отношению к народу Израиля, и по отношению к Риму. В трех волхвах рождественские предания охотно усматривают восточных царей. Но в их лице не просто сильные мира приходят поклониться невинному и беззащитному Младенцу; гораздо важнее, что они символизируют собой все народы земли. Их образ позволяет евангелисту подчеркнуть поистине вселенский характер благоволения Божия, принявшего образ Младенца, над Которым нависает тень смерти, но Который будет спасен от зла. Любопытно, что волхвы в сознании христиан обрели облик царей. И это не случайно. В одном из псалмов произносится такое пророчество: Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему (Пс. 71, 10-11). Цари Фарсиса и островов — это греки, люди Запада; цари Аравии и Савы — это южане, жители Африки. В рождественских преданиях их изображают как представителей трех рас. И такое толкование вполне отвечает реальному смыслу процитированного пророчества: все народы земли призваны вкусить Божие благоволение и мир.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/1/68...

Почему волхвам-язычникам было открыто о рождении Христа? Какие ветхозаветные пророчества исполнились при рождении Спасителя? Мог ли Христос спасти Вифлеемских младенцев? Что значит бегство в Египет и возвращение оттуда? Мы продолжаем наши беседы о Евангелии от Матфея, и сегодня мы будем разбирать 2-ю главу, стихи 1–23. Читаем: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2: 1–2). Блаженный Феофилакт пишет: «Для чего приходили волхвы ? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими». Появление волхвов в святом Иерусалиме, используя реалии современной нам жизни, можно представить так: это как в Москву пришли бы брахманы из Индии и сказали: «Мы знаем секрет спасения России». Трудно представить себе нечто подобное, но иногда, как показывает случай с Валаамом 1 и волхвами 2 , язычники могут более провидеть, чем правоверные, и то только грехов наших ради. По истолкованию блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался Ангел, то появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь и приближаясь; очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу не движутся. Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в Книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую Звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежащий к еврейскому народу, воскликнул: «Вижу Его (то есть Христа. – прот. О.С. ), но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24: 17). К пониманию чуда звезды волхвов могли подвигнуть древние предсказания Валаама «Хотя этот дар имел божественное распоряжение, чтобы рождение Спасителя стало известным народам, но к пониманию чуда звезды волхвов могли подвигнуть древние предсказания Валаама, ибо они знали о древнем пророчестве в известном слове: “Взойдет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля и будет править народами” Итак, три мужа, божественным образом побужденные сиянием необыкновенной звезды, следуют за идущим впереди блистательным светом, полагая найти в Иерусалиме, в царском городе, ребенка, о котором было указано. Но, когда их надежды не оправдались, они узнали от иудейских писцов и ученых, что сообщило Писание о святом рождении Христа. Так что, укрепленные двумя свидетельствами, они с горячей верой устремились к Тому, на Кого указывала яркая звезда и авторитет пророков» 3 .

http://pravoslavie.ru/put/93278.htm

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 25 декабря/7 января Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение . Лк.2:14 Ночь... Тихая, безмятежная, благодатная, неповторяемая ночь. Иерусалим, Вифлеем и их окрестности – все объято крепким сном. Только пастухи не спят, привычно охраняя свои стада в поле. Ни одним звуком не нарушается торжественная ночная тишина. Даже стада бессловесных животных – и те, казалось, застыли в своей неподвижности и насторожились. Вся природа как бы замерла в ожидании чего–то необычного, величественного, чудесного. И вот до слуха пастухов из глубины небес доносится чудное пение: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Это святые Ангелы Божии слетели с небесных высот на землю и прославляют родившегося от Пречистые Девы Марии Спасителя мира. Пораженные чудесным пением, пастухи получают от Ангела весть о рождении Божественного Младенца в знакомом для них вертепе, приходят туда, находят Его лежащим в яслях и поклоняются Ему. На поклонение Ему пришли из далекой Персии мудрые волхвы и принесли в дар новорожденному Младенцу золото, ладан и смирну. Чудесная звезда привела их: «И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча» ( Мф.2:9 ). О Вифлеемская звезда! Не для одних только волхвов стала ты звездой путеводною, но и для всех нас, верующих во Христа, – для всех, кто подобно волхвам пришел сюда, чтобы поклониться родившемуся Младенцу Иисусу. Богатые дары принесли Ему волхвы, а что мы можем принести Ему в дар и можем ли? Да, можем. И не только можем принести Ему духовные дары – молитву и славословие, но и дары вещественные, дары милосердия. Его, Божественного Младенца, нет с нами телесно, но с нами Его братья, о которых Он Сам говорит: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Кто же эти братья Христовы? Все нуждающиеся, обездоленные, все голодные, больные, отверженные, бесприютные и из них, прежде всего, малые дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Беседа 3. Евангелие от Матфея, глава 2, 1–23. «Поклонение волхвов» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня мы будем читать 2-ю главу с 1-го по 23-й стих. И мы читаем: Мф.2:1–2 . «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Чтобы иудеи для посрамления своего получили весть о рождении Христа от язычников, на востоке восходит звезда, о появлении которой они [язычники-волхвы] как потомки Валаама узнали из его предсказания. Читай книгу Чисел глава 24-я. А по указанию звезды волхвы идут в Иудею, так что священники, вопрошенные волхвами: ″Где должно родиться Христу″, являются безответными [по незнанию] касательно пришествия Его» . Блаженный Феофилакт пишет: «Для чего приходили волхвы? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими» . Их (волхвов) появление в святом Иерусалиме в сравнении с реалиями современной нам жизни можно представить так: это если бы в Москву пришли брахманы из Индии и сказали: «Мы знаем секрет спасения России». Трудно представить себе нечто подобное, но иногда, как показывает случай с Валаамом и волхвами, язычники могут более провидеть, чем правоверные, и то только грехов наших ради. По истолкованию Блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался Ангел, то появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь; очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу не движутся. Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в Книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую Звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежащий к еврейскому народу, воскликнул: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… » ( Чис.24:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 8 Мф.2:11 . И, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Что побуждало волхвов поклониться Младенцу. – Для чего они удаляются в Персию. – Бог для достижения своих целей попускает иногда врагам Своим впадать в заблуждение. – Для чего Христос посылается в Египет. – Пророчество Ос. 11получает надлежащее исполнение во Христе. – Перемена, совершившая с Египтом, показывает силу Христову. – Пустынножительство в Египте. – Слава великого Антония. – Жизнь в миру не может служить препятствием для подражания монашествующим. 1. Как же говорит Лука, что Младенец положен был в яслях? Потому что родившая тотчас положила Его там. По причине множества собравшихся для переписи, нельзя было найти дома, на что и указывает Лука, говоря: «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» ( Лук. 2:7 ). Но после она взяла Его и держала на коленях. Она вскоре, по прибытии в Вифлеем, разрешилась от бремени. Итак, ты и отсюда можешь видеть все домостроительство, и что все это не просто и не по случаю происходило, но по божественному промышлению, и исполнялось вследствие пророчества. Но что заставило волхвов поклониться, когда ни Дева не была знаменита, ни дом не был великолепен, да и во всей наружности ничего не было такого, что бы могло поразить и привлечь их? А между тем, они не только поклоняются, но и, открывши сокровища свои, приносят дары, и дары не как человеку, но как Богу, потому что ливан и смирна были символом такого поклонения. Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению. Иначе они не оказали бы Ему такой чести, при столь маловажных по всему обстоятельствах. Для чувств не было ничего там великого, были только ясли, хижина и бедная матерь, чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю. Потому-то они и не соблазнялись ничем видимым и внешним, но поклонялись и приносили дары, не похожие на грубые (приношения) иудейские; приносили (в жертву) не овец и тельцов, но, как бы были истинные христиане, принесли Ему познание, послушание и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Что такое " звездица " ? Звездица - богослужебный предмет из двух металлических крутых дуг, соединенных в центре пересечения болтиком или винтиком с гайкой так, что дуги могут соединяться вместе, покрывая одна другую, и раздвигаться крестообразно. Свое название звездица получила оттого, что по окончании проскомидии ее, раздвинув крестообразно и окадив фимиамом, поставляют на дискос со словами из Евангелия: " И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча " (Мф. 2:9). Звездица при этом ставится так, что под пересечением ее дуг оказывается агнец, находящийся в центре дискоса. Этим обозначается Рождество Христово, при котором таинственная звезда, указывавшая волхвам путь к месту Рождества Царя мира, остановилась над Вифлеемской пещерой. Введение звездицы в литургическое употребление единодушно приписывается святому Иоанну Златоусту. В молитве на освящение звездицы говорится о том, что она должна служить святым Тайнам, и в частности воспоминанию " Боготелесного от Девы рождества " (Требник, ч. II). Ближайшим образом обозначая Вифлеемскую звезду, звездица в сложенном положении означает два естества во Едином Господе Иисусе Христе, пребывающие совокупно, в нераздельном, но и неслитном единстве. В развернутом положении она ясно обозначает Крест. Все значения этого предмета, напоминающего о Рождестве по плоти Сына Божия, то есть о совмещении в одном Лице Родшегося Спасителя двух естеств, и Крест как орудие подвига Его за спасение мира находятся в тесном духовном единстве. Действительно, уже само соединение Божества с человечеством (человеческим естеством) духовно содержит в себе понятие Креста как крайнего уничижения Сына Божия чрез распятие за грехи всего мира. В самом Рождестве Своем Господь Иисус Христос предназначался для крестного страдания. Так как служба проскомидии содержит в себе одновременно воспоминания о рождении и смерти Иисуса Христа, поэтому соответственно и звездица изображает собою и соединение двух естеств во Христе (рождество) и Крест (страдание Спасителя). То и другое в своем неразрывном духовном единстве суть для мира воистину Новое Светило, Солнце правды, воссиявшее с высоты Небесного Востока, путеводящее человечество к познанию истины, к правде и спасению в Боге. Во время евхаристического канона четырьмя концами развернутой звездицы крестообразно осеняется дискос с возгласами священника " поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще, " что, по Апокалипсису, означает служение Богу высших Небесных сил, в частности четырех таинственных животных, которые были посреди престола и вокруг престола (трона) Бога Вседержителя: орла, тельца, льва, существа в облике человека (Откр. 4:6-9).

http://zavet.ru/obs/mx/fact/014zv.htm

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере февраля 2024 Волхвы же со звездою путешествуют Рождество – время подарков, время чудес и открытий. Настоящим рождественским подарком стала отыскавшаяся в Библиотеке Российской академии наук вырезка из редкой парижской газеты «Возрождение» с текстом рассказа писателя Ивана Лукаша «Возвращение Рождества». Предлагаем его читателям. Журнал «Осколки» 52 за 1892 год Славельщики были мне не знакомы. У дверей в зальце они оттаптывали на суровый половичок снег с тупоносых детских башмаков. Снег примерзал к каблукам буграми, и как ни топтались славельщики, снег после них таял на паркете лужицами чистой воды. У всех славельщиков были очень красные уши и стриженые головы. Они подсмаркивали носами. Озябшие мальчишеские глаза светились особенным светом, сквозили. Вернее всего, это были приютские дети в черных праздничных куртках, какие надевались на большие праздники раза два в год. — Рождество твое, Христе Боже наш, — пели они, и у дисканта, он был самым маленьким, с карими глазами, покачивалась на шесте путеводная звезда. Звезда была из блестящей желтой бумаги, и на лучах её, уже помятых, с синей, мелко-нарезанной бахромкой, светил её иней. А посреди звезды, в красном окошечке, мерцала тонкая церковная свеча. Приютские мальчики пели: — Волхвы же со звездою путешествуют… И вот как понятно было тогда, что эти незнакомые мальчики с бумажной звездой и есть настоящие волхвы, которые ходят из дома в дом. Отец раздавал им гривенники, а мать стояла с ними рядом, такая нарядная, с такой ясной улыбкой, в кружевной своей шали, которая тоже надевалась раза два в год. На Рождестве в домашнем воздухе было разлито чистое тепло и прохлада ёлки. Вечером, когда сестры зажигали ёлку, она, смутно-теплая, в мелькающих огнях, дрожала в глубине зальцы, огненным видением. Потрескивали ветви, окапанные желтым и красным воском, и приятно пахло ёлочной гарью. Кругом ёлки все говорили сначала с веселой торопливостью, громко, а потом умолкали, мало по малу. И молча смотрели все из потемок зальцы на ель, облитую трепетными огнями, и были лица у всех домашних так же задумчивы и нежны, как тихие огни.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=237921

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Рождение Христа (Nativity of Christ) «Еммануил... с нами Бог» ( Мф.1:23 ) – вот мотив, пронизывающий рассказы о рождестве Христа: Бог становится обычным человеком; трансцендентное становится имманентным, невидимое и непостижимое – явным и близким. В самой прекрасной из всех историй высвечивается чудо воплощения, соединение божественного с человеческим. В рождестве выражается сочетание возвышенного и смиренного. Ангелы во славе своей встречаются с простыми людьми – пастухами, плотником и его невестой – среди их повседневных дел. В рассказах о рождестве принимают участие обычные люди – Мария, Иосиф, пастухи, Симеон и Анна. В трех из шести снов, записанных в Евангелии от Матфея, ангел является Иосифу – простому плотнику. У Луки описывается встреча Марии с Гавриилом. Выразив поначалу удивление и сомнение относительно возможности чудесного зачатия и Своего низкого положения, Мария смиренно приняла предназначенную Ей роль, признав Себя рабой Господней ( Лк.1:38 ). Столь же смиренно вели себя пастухи, первыми услышавшие о рождении Мессии и первыми сообщившие о Нем своим землякам ( Лк.2:8–20 ). Непритязательным выглядит даже Вифлеем – наименее значимый из иудейских городов, но именно он был избран местом рождения Мессии, как и предсказывал простому народу в сельской Иудее современник Исаии пророк Михей ( Мих.5:2 ). Вместе с тем, в рождестве возвышенное сопоставляется со смиренным. Мария поет возвышенный гимн хвалы, Магнификат, с прославлением Бога, смиряющего сильных, возвеличивающего слабых и избравшего Ее в качестве сосуда для рождения Христа ( Лк.1:46–55 ). В этом отношении гимн Марии перекликается с песнью Анны ( 1Цар.2:1–10 ); Анна тоже благодарила Бога за сына и говорила о возвышении низких. Единственными язычниками в рассказе о рождестве показаны зажиточные волхвы с востока ( Мф.2:1–12 ). Они проделали большой путь за собственный счет и с большим риском принесли дары Царю. Их направляла не похожая ни на какую другую звезда, которая остановилась над Иерусалимом, подождала их там, а затем привела их в Вифлеем. Зачатие Девой, путеводная звезда и явление ангелов главным героям рассказа – все эти события соединяют божественное с человеческим (см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ ). Рождество происходит в атмосфере чудес и видений, раскрываемых простым людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010