Падеж и его категории Вопрос Перевод Именительный падеж а. Подлежащее кто? что? именительный падеж б. Именная часть сказуемого кто? что? кем? чем? именительный падеж (в настоящем врем.) творительный падеж (в других временах) Звательный падеж Прямое обращеиие Именительный падеж Родительный падеж а) Принадлежность чей? чей? родительный падеж притяжательное местоим. (личное местоим.) б) Определение какой? род.п. или прилагательное в) Объект предлога (определяется предлогом) г) Дополнение некоторых глаголов род.п. или вин.п. д) Отделение «от», «из» Дательный падеж а) Косвенное дополнение кому? чему? дательный падеж б) Объект предлога (определяется предлогом) в) Дополнение некотрых глаголов дат.п. или вин.п. г) Инструментальный кем? чем? творительный падеж д) Местный где? когда? Винительный падеж а) Прямое дополнение кого? что? винительный падеж б) Объект предлога (определяется предлогом) Система именных частей речи Основная таблица падежных окончаний и восемь правил для существительных Прочерк означает отсутствие падежного окончания. Подчеркивание означает, что последняя гласная основы изменяется на гласную, указанную в таблице (правило 5). Падежные окончания для муж./жен.р. в третьем склонении повторены для ясности, хотя в некотрых случаях они такие же, как и окончания первого и воторого склонений. первое/второе склонение третье склонение муж.р. жен.р. сред.р. м./ж.р. сред.р. им.п. ед.ч. род.п. ед.ч. дат.п. ед.ч. вин.п. ед.ч. им.п. мн.ч. род.п. мн.ч. дат.п. мн.ч. вин.п. мн.ч. Ниже показано, как выглядят окончания, соединенные с последней гласной основы. муж.р. жен.р. сред.р. м./ж.р. сред.р. им.п. ед.ч. род.п. ед.ч. дат.п. ед.ч. вин.п. ед.ч. им.п. мн.ч. род.п. мн.ч. дат.п. мн.ч. вин.п. мн.ч. Восемь правил для существительных 1 . Основы, оканчивающиеся на альфу или эту, принадлежат к первому склонению, на омикрон –ко второму, на согласную – к третьему. 2 . У всех слов среднего рода формы им.п. и вин.п. совпадают. 3 . Почти все слова среднего рода оканчиваются на альфу в им.п. и вин.п. множественного числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мейчен Дж. Грешем Урок 4 1. 2-е склонение имен существительных В греческом языке три склонения. 2-е склонение обычно изучается раньше 1-го, т.к. оно проще и включает больше слов. Имена существительные обладают следующими грамматическими категориями: род, число и падеж. В греческом языке различаются три рода: мужской, женский и средний. Их латинские названия соответственно: Masculinum (М.), Femininum (F.), Neutrum (N.). В греческом языке три числа: единственное, множественное и двойственное, но последнее употреблялось только в архаический период, в интересующий нас период неупотребительно и поэтому не рассматривается. Их латинские названия соответственно: Singularis (Sing.), Pluralis (Plur.), Dualis (Dual.). Существует пять падежей: Отвечает на вопрос: 1. Nominavus (Именительный) кто? что? 2. Genitivus (Родительный) кого? чего? чей? 3. Dativus (Дательный) кому? чему? для кого? для чего? кем? чем? 4. Accasativus (Винительный) кого? что? 5. Vocativus (Звательный) Употребляется при обращении, обычно с междометием (ο!) Звательный падеж по форме часто совпадает с именительным. Основой существительного называется та его часть, которая не изменяется при склонении. По второму склонению склоняются существительные мужского рода с окончанием -ος и существительные среднего рода с окончанием -ον в именительном падеже единственного числа 9 , т.е. существительные с основами, оканчивающимися на о-. Это их характерный признак. Рассмотрим склонение существительного νθρωπος человек. Это пример склонения существительного с ударением на 3-м слоге от конца. Основой существительного νθρωπος является νθρωπο-. Sing. νθρωπος человек νθρωποι человеки, люди νθρπου человека νθρπων человек(ов), людей νθρπ человеку νθρποις человекам, людям νθρωπον человека νθρπους человек(ов), людей νθρωπε (о) человече! νθρωποι (о) человеки! (о) люди! Обратите внимание на постановку ударений и осмыслите, почему они проставлены так, а не иначе. Конечный о- основы при склонении выпадал или видоизменялся, взаимодействуя с падежными окончаниями. Поэтому удобнее принять за основу νθρωπ-, а – оς, -оυ, - и т.д. – за окончания. Такая основа называется практической. Она получается, если взять форму Gen. Sing, и отбросить окончание: νθρπ-ου.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

еп. Марк (Головков) Правила обращения и переписки К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец». К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон (имя)» или просто: «отец (имя)»; к иерею и иеромонаху – «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»; 5 к протоиерею, протопресвитеру, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие». Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильнее относить только к настоятельнице. Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)». Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»); к архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка». В Поместных Церквах православного Востока к архимандриту и вообще к монашествующему клирику, имеющему высшее богословское образование, обращаются: «ΠανοσιοΛογτατε» (Ваше Высокопреподобие; в корне слова добавляется слово «логос», имеющее в греческом языке следующие значения: слово, разум и т. д.). К иеромонаху и иеродиакону, не имеющим высшего богословского образования: «Πανοσιτατε» (Ваше Преподобие). К священнику и диакону, имеющим высшее богословское образование: «Αδεσιμολογιτατε» (Ваше Преподобие) и «ερολογιτατε». К священнику и диакону, не имеющим высшего богословского образования, обращаются соответственно: «Αιδεσιμτατε» (Ваше Преподобие) и «Ελαβστατε». К любому правящему архиерею обращаются: «Σεβασμιτατε», к викарному архиерею: «ΘεοφιΛστατε» (такое обращение может относиться и к архимандриту); к титулярному митрополиту (т. е. к архиерею, носящему почетный титул митрополита, но фактически не имеющему в своем управлении митрополии): «Πανιερτατε». К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество»; к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший»: «Ваше Блаженство».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В старину в русском языке использовалось 15 падежей 19.03.2024 163 Источник: блог автора В старину в русском языке использовалось 15 падежей. Из них сохранились только 6, их изучают в школе. Вот те падежи, от которых остались лишь тени: Звательный падеж От этого падежа остались слова Боже, отче, друже, братие, владыко, княже, старче, а также архаичное склонение имён - Амвросие, Пантелеймоне. Но полностью этот падеж не исчез. Сегодня к нему относятся имена со звательной интонацией: мам, пап, дядь, Вань, Ань, Федь, а ещё «эй, ребят». Местный падеж В лесу (не в лесе), на шкафу (не на шкафе), при полку, НА Святой Руси, НА Украине, на белом свете. Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу. Думаем о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, но можно в лесу. Количественно-отделительный падеж Выпить кефиру или чаю, съесть чесноку, задать жару, прибавить ходу, отлить бензину. Также: огоньку не найдется? А вот «задать жара» режет слух. Счётный падеж Десять грамм, сто килобайт, пятнадцать минут. Примечательно, что с цифрами от двух до четырёх используется не счётный падеж, а остатки двойственного числа. Отдельная группа - существительные, образованные от прилагательных. Нет (кого? чего?) мастерской, но две мастерских. Использование множественного числа тут не оправдывается тем, что мастерских две, ведь когда у нас два стула, мы говорим «два стула», а не «два стульев», множественное число используем лишь начиная с пяти. Отложительный падеж. Определяет исходную точку передвижения: из лесу, из дому. Существительное становится безударным: Я из лесу вышел, был сильный мороз. Ты тут без году неделя. Лишительный падеж - с глаголами отрицания: не знаем правды не имеете права («не имеете право» скажет лишь иностранец, и выдаст себя) не пью ни капли вина ни шагу назад ни пяди земли они не познают истины не видеть толку Ждательный падеж. Ждать письма, ждать у моря погоды (не погоду). Есть разница между «ждать письма» и «ждать маму». Мы ждём доставки письма - письмо играет пассивную роль. Но когда ждём маму, то знаем, что она идёт сама.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/19/v_star...

Знать, как позвать Эта заметка посвящена разноплановым нарушениям грамматических норм при употреблении форм обращения в православном социолекте. Современный русский язык так же, как церковнославянский, старославянский и древнерусский, знает падежное изменение. Морфологическая система сформировала монолитную категорию падежа – словоизменительную категорию, которая выражается в системе противопоставленных друг другу рядов форм, являющихся носителями комплекса морфологических значений (субъектного, объектного, локативного и др.). Падежная парадигма насчитывает шесть коррелятивных членов: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи. Помимо них, в богослужебном языке выделяется особая седьмая форма, называемая звательной (вокативом). Она, как и все остальные падежи, характеризуется только ей присущей функцией – функцией обращения. Но, опираясь только на нее, а также на то, что вокатив сопряжен с особой интонацией, полностью отождествлять его с другими членами парадигмы было бы неправильно. Грамматические категории могут ранжироваться по множеству признаков: набор частных морфологических значений, количество противопоставленных компонентов, доля лексической составляющей и т.д. и т.п. Для падежа очень важно синтаксическое основание, ибо данная категория обозначает отношение одного слова к другому в словосочетании или предложении. Иными словами, падеж относится к синтаксически обусловленным категориям, то есть зависим от других форм или скоординирован с ними. Формы обращения, называя того, к кому адресована речь, занимают независимую позицию в церковнославянском и русском предложении, сосредотачиваясь либо в его начале, либо в середине, либо в конце. Лучше сказать, они абсолютно автономны и выключены из контекста: Гряди, Безсмертный Царю, от тьмы и сени смертныя вечныя узники разрешити (Акафист Сретению Господню, икос 7). Неслучайно обращение по жестким правилам современной пунктуации обособляется запятой или восклицательным знаком: Ваня! Иди домой. Ваня, иди домой. Иди , Ваня, домой. Иди домой, Ваня. Такая внеконтекстность, возможность без ущерба для смысла находиться в любом месте либо вообще быть изъятым заставляет говорить о том, что вокатив в церковнославянском языке – это не падеж как морфолого-синтаксическая категория, а некая изолированная форма обращения.

http://pravoslavie.ru/sm/5878.htm

Разделы портала «Азбука веры» Прослушать стихотворение 1:19 Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Оценка с духовной точки зрения стихотворения А.С. Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина иеромонах Иов (Гумеров) См. также: «50 великих стихотворений. “Отцы-пустынники…”» в православном журнале «Фома» 23 комментария Татьяна, 09.07.2014 Необыкновенно красиво. Дух захватывает каждое слово. Великолепна молитва св.Еврема Сирина, а значит и великолепны слова Пушкина. Ответить » Савельева Наталья, 29.01.2015 иван, 09.03.2017 татьяна, 06.06.2016 Нина, 07.03.2015 Наталья, это звательный падеж церковнославянского (и, кстати, древнерусского) языка, которого в современном русском нет. Сравните — царь-царю (Царю небесный), Нина- Нино, Наталия- Наталие, князь-княже,Господь- Господи, Утешитель-утешителю и т.д. Ответить » Светлана Николаева, 30.01.2015 Все верно у Александра Сергеевича так и есть в стихотворении, именно Владыко, как и в молитве св. Ефрема: Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене (земной великий поклон). Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной великий поклон). Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (земной великий поклон). Ответить » Кирилл, 29.01.2015 Вы слышали про роды, но забыли о звательной форме: владыко, отче (Отче: “Авва, Отче!”), сыне (Сыне) и т.д. Но следует учитывать, что она допустима только в форме обращения. И ни в коем случае нельзя сказать о ком-то: “владыко пошел вздремнуть”. Ответить »

http://azbyka.ru/fiction/otcy-pustynniki...

Рубрики Кто такой апостол Матфий? 1 мин., 09.11.2016 Поделиться Вопрос читателя: В молитвослове в молитве Собору двенадцати Апостолов сказано следующее: " О святии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоламее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! " . Кто такой апостол, который называется " Матфие " ?  Спаси Господи. Валентина Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день! Уважаемая Валентина, " Матфие " - это звательный падеж (в современном русской языке его нет, а в церковнославянском, на котором написаны молитвы, есть, как в молитве " Отче наш " " Отче " - звательный от слова " Отец " ) имени Матфий. Матфий - апостол , который был избран на место Иуды Искариота, предавшего Христа. Об избрании апостола Матфия рассказано в стихах 13-26 1 главы книги Деяний апостольских. Архив всех вопросов можно найти  здесь . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте .  Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Единоразово Ежемесячно Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Почему папа-атеист добры и мудрый, а верующая мама полна гордыни? 27.03.2024 27.03.2024 25.03.2024 25.03.2024 21.03.2024 24.03.2024 23.03.2024 Запомнить меня Δ Подписаться на e-mail рассылку Подписаться Наверх

http://foma.ru/kto-takoy-apostol-matfiy....

Рубрики Как соблюдать пост, если проблемы с ЖКТ? 2 мин., 23.02.2022 Поделиться Вопрос читателя: Здравствуйте, святой отец. Хотел бы задать Вам вопрос. Обязательно ли соблюдать пост перед исповедью и причастием при наличии заболеваний желудочно-кишечного тракта? Если нет, то как подготовиться к Таинствам в таком случае? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Здравствуйте! Я намеренно не стал исправлять обращение в вопросе, но «святой отец» — это обращение католика к католическому священнику. В православном сообществе принято обращаться так: «отец (имя)», «отче» (звательный падеж от слова «отец»), «батюшка». Есть и более официальные титулы, но для общения в храме они не очень подходят, скорее, для официальной переписки и обращений. Пост перед исповедью не нужен вообще. Подготовка к исповеди — это осознание своих грехов. Все. Приходите — исповедуетесь. Что касается поста перед причастием, я Вам советую подойти к священнику (см. Когда пообщаться со священником? ) и с ним обговорить, как будете держать пост именно Вы. Заболеваний ЖКТ множество, я не врач и по письму не готов дать рекомендации. В личной же беседе Вы обсудите, какие у Вас медицинские предписания насчет еды и что с ними делать. В целом пост — это не про еду, а про внимание к духовной жизни, перестройку себя, самоанализ и так далее. Пост в еде — это одна из сторон поста в целом, которая связана с самоограничением во всем, что отвлекает от духовной жизни. Как его проводить, человек решает для себя сам, на первых порах советуясь с духовником, как сделать лучше (см. Пост перед Причастием ). Например, Вы можете перед причастием постараться ни с кем не ссориться и не ругаться, ограничить развлечения, не сидеть подолгу в соцсетях, не смотреть какие-то посторонние тексты и видео, помочь тем, кому нужно помочь, больше почитать Священное Писание и Святых отцов, подумать, что Вам следовало бы изменить в себе, и начать эти изменения. Еще перед причастием читают три покаянных канона и последование ко святому причащению. Можете сделать это не накануне, а в течение двух-трех дней. О подготовке ко Причастию можете также почитать по ссылке . С Богом! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Единоразово Ежемесячно Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Возможно ли причастие без исповеди? 12.03.2024 29.02.2024 11.02.2024 08.02.2024 28.01.2024 27.01.2024 17.01.2024 Запомнить меня Δ Подписаться на e-mail рассылку Подписаться Наверх

http://foma.ru/kak-sobljudat-post-esli-p...

– Если в современном русском языке существительное мужского рода является одушевлённым, то нельзя сделать вывод, что и в церковнославянском языке винительный падеж этого существительного будет совпадать с родительным, а не с именительным падежом: И приведше телецъ (тельца) упитанный, заколите [ Лк.15:23 ]. – У некоторых существительных в П. может встретиться окончание – : Въ дом ца моег мнги сть [ Ин.14:2 ]. У существительных мягкой разновидности в П. обычно встречается окончание – и, но может быть и – . В П. падеже в основе существительных на к, г, х происходят чередования к// ц, г// з, х// с: трокъ – троц, бгъ – бз, дхъ – дс. – У существительных среднего рода формы И., В. и Зв. совпадают. – В Зв. в основе существительных на к, г, х происходит чередование к// ч, г// ж, х// ш: трокъ – троче, бгъ – бже, дхъ – дше. Двойственное число – В двойственном числе совпадают И., В. и Зв. падежи, а также Р. и П., Д. и Т. Это свойственно не только существительным 1-го склонения, но и практически всему именному склонению. – В И., В. и Зв. падежах двойственного числа для отличия от Р. ед. используются специальные графические средства: Таблица 20 Р. ед. И., В., Зв. дв. трока трка – В современном церковнославянском языке существительные среднего рода в И., В. и Зв. падежах имеют окончания – а, – . В рукописях и ранних изданиях эти формы могут иметь окончания – и – и. – Графически различаются формы Р., П. дв. и Д. ед. (в мягком варианте склонения с дательным падежом ед. совпадает звательный падеж ед.): Таблица 21 Д. ед. Р., П. дв. трок трк Множественное число – И. мн. характеризуется окончанием – и, перед которым согласные к, г, х меняются на ц, з, с: прроцы, бози, дси. Встречаются также окончания – – И (свидетели) снемше ризы сво, положиша при ног (в ногах) юноши [ Деян.7:58 ]. Видвше же (работники) мышлх въ себ, глаголюще: сей наслдникъ [ Лк.20:14 ]. Кроме того, некоторые слова могут в И. мн. иметь окончание – ове, – еве: домове, дождеве, врачеве и др. Звательный падеж совпадает во множественном числе с именительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

синею сини, синемъ (-м) сини, синей (-й) синь, (-и), сине, синее син, син Двойственное число И. В. Зв. син, син сини, сини, синю, синюю как в м. р. как в м. р. синима Множественное число сини, син, син сини, синь, синихъ как в м. р как в м. р синимъ сини, (-ихъ) син, син сини, синими как в м. р синими синихъ как в м. р Смешанный вариант склонения Таблица 42 Падеж Мужской род Средний род Женский род Единственное число тощь, тоще, тощее тоща, тоща тща/тоща, тощаг как в м. р . тощи, тощ, тощем тощи, тощей тощь (-а), (-аго) тоще, тощее тощ, тощию тощимъ как в м. р. тощею тощи, тощемъ тощи, тощей Двойственное число И. В. Зв. тща, тща тщи, тщи, тщ, тщю как в м. р. как в м. р. тщима Множественное число тщи, тща, тща тщи, тщы тощъ, тощихъ как в м. р. как в м. р. тощымъ тощы, тощы (-ихъ) тща, тща тощы, тощими как в м. р. тощими тощихъ как в м. р. 1 . Окончания кратких прилагательных совпадают с окончаниями существительных 1-го и 2-го склонения (т. е. окончания прилагательных мужского и среднего рода совпадают с окончаниями 1-го склонения, а окончания прилагательных женского рода совпадают с окончаниями 2-го склонения). Однако в Т. ед., Д., Т. дв., Д. и П. мн. окончания полных прилагательных вытеснили окончания кратких прилагательных. В Р. и Т. падежах множественного числа формы с окончаниями полных прилагательных встречаются значительно чаще, чем формы с окончаниями кратких прилагательных. 2 . Звательный падеж как особая форма, отличающаяся от формы именительного падежа, выделяется лишь у кратких прилагательных мужского рода: Без мне , въ нощь дш твою истжтъ [ Лк.12:20 ]. (Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя.) 3 . У прилагательных с основой на задненёбные согласные ( к, г, х) происходит чередование согласных по общему правилу: земл блага – земл блаз. В тех же позициях, где происходит чередование задненёбных согласных со свистящими, сочетание – ск– меняется на – ст-: сынъ – сын человчестмъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010