сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Миссионерская деятельность Миссионерское служение РПЦ См. также: Миссионерство. Миссиология 1656– 1672). 1131. Муравейник А., Соколов М. Н а Чукотке//ДМ. 1996. Вып. 2. С. 71–79. Деятельность миссионерско-катехизаторской группы ТСЛ и МДА в июле 1993 г. 1132. Уляхин В., свящ. Православная миссия в Якутии в августе 1997 г.//БСб. 1999. 3. С. 312–319. Зарубежные диаспоры РПЦ См. также: Русская Православная Церковь За границей 1203–1209). 1133. Митрофанов Г., прот. Из истории Русской Православной Церкви ХХв.: (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг.)//ХЧ. 1991. 1. С. 10–30; 2. С. 7–39; 3. С. 30–60; 4. С. 5–28; 5. С. 5–43. 1134. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья: [Лекции, прочит. в 1991 г. в ЛДА, МДА, Костромской ДС]//ЦиВр. 1991. 1. С. 19–64; 2. С. 53–71. 1135. Поспеловский Д. В. Роль русского зарубежья в распространении Православия//АиО. 1994. 1. С. 73–81. 1136. Энеева Н. Т. Православная миссия русской эмиграции//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 329–332. Восточная Европа 1137. Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (1921– 1939)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 404–414. 1138. Косик В. И. Политика и Православие: (Из истории русско-болгарских отношений)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 142–158. 1139. Миронова Е. М. Миссия и колония: (К вопросу о роли российской миссии в Белграде и формировании и жизни Русской беженской колонии в Королевстве сербов, хорватов и словенцев)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 311–321. 1140. Степанов Н. Ю. Русские средние учебные заведения в эмиграции в Югославии в 1920-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 306–311. Западная Европа 1141. Евлогий (Георгиевский), митр. Западно-Европейских русских Церквей. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Евлогия (Георгиевского), Управляющего православными русскими Церквами в Западной Европе, 1927–1930 гг.: Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 75–110; 3(6). С. 105–124; 4(7). С. 124–145; 1999. 1(8). С. 218–261.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 17 июля 1998 года 9 2005 р. 12:00 17 июля 1998 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О работе Юбилейной комиссии Русской ПравославнойЦеркви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Секретарем Юбилейной комиссии назначить Преосвященного архиепископа Солнечногорского Сергия, управляющего делами Московской Патриархии. 2. Провести пленум Юбилейной комиссии 5 октября сего года в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря. 3. Ввести в состав Юбилейной комиссии:  4. Вывести из состава Юбилейной комиссии: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о заседаниях Синода Белорусского Экзархата от 12 марта и от 30 апреля 1998 года (Журналы 48 и 49). ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Владимира, митрополита Кишиневского и всея Молдовы, об образовании новой епархии на территории Республики Молдова. ПОСТАНОВИЛИ: Образовать на юге Молдовы Кагульскую и Каушанскую епархию с последующим утверждением на Архиерейском Соборе. Епископом Кагульским и Каушанским быть протоиерею Георгию Ботнарю, настоятелю Свято-Михайловского храма села Абаклия, и, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, — наречение и хиротонию совершить в городе Москве. О чем и послать соответствующие Указы. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Рязанского и Касимовского Симона следующего содержания: «Ваше Святейшество! Святейший Владыко и Отец наш! За последние годы в связи с увеличением в Рязанской епархии от 51 до 174 действующих храмов и 23 готовящихся к освящению, открытием 7 монастырей, Духовного училища и Православной гимназии на Управляющего Рязанской епархией увеличилась физическая и духовная нагрузка: прием ведется с 10 часов утра иногда до позднего вечера.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4951292...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 26 февраля 1998 года 9 2005 р. 09:00 26 февраля 1998 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, члена Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи, о завершительном этапе работы Комиссии. По имевшемся суждении ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению информацию о решениях Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи, от 30 января 1998 года. 2. Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви. Научная и историческая ответственность за принятые в ходе следствия и изучения выводы относительно «екатеринбургских останков» полностью ложится на Республиканский центр судебно-медицинских исследований Минздрава России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 3. Решение Государственной Комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков как принадлежащих семье Императора Николая II вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и в обществе. Вместе с тем, есть основания считать, что обнаруженные останки принадлежат жертвам богоборческой власти. Известно, что многие из таких жертв были мучениками, исповедниками и страстотерпцами, которые ныне нашей Церковью причисляются к лику святых по мере установления их личностей, биографий и обретения соответствующих житийных материалов. Затянувшаяся процедура криминалистической экспертизы привела к тому, что екатеринбургские останки остаются без христианского погребения в течение недопустимо долгого времени. 4. В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971597...

Круг богородичный Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 40, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 40, 2004 От публикатора. Читатель “Альфы и Омеги” имел возможность убедиться в том, насколько разнообразно литературное творчество монахини Игнатии. Напомню, что она дебютировала в журнале своими воспоминаниями “Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы” 1(8) за 1996 г.), а позднее к ним присоединились воспоминания о годах служения Святейших Патриархов Сергия и Алексия I 3(21) за 1999 г., 1(23) за 2000 г.). Затем здесь были опубликованы ее книги о старчестве — “Слово о старчестве” 2/3 (9/10) за 1996 г.) и “Стар­чество на Руси” 3(17), 4(18) за 1998 г.); цикл статей о церковных песнотворцах 2(13), 3(14) за 1997 г., 2(16) за 1998 г., 1(19), 2(20), 3(21) за 1999 г., 1(23), 2(24) за 2000 г.); статьи об отдельных жанрах православной гимнографии 1(31) за 2002 г., 1(35), 2(36), 3(37), 4(38) за 2003 г.); биография святителя Игнатия Брянчанинова 3(25), 4(26) за 2000 г.). Кроме того, в “Альфе и Омеге” увидели свет фрагменты книги монахини Игнатии “Божественная Литургия” 2(32), 3(33) за 2002 г.), написанной в жанре, который я рискнул бы определить как молитвенный дневник. Именно об этой книге хотелось бы напомнить читателям, представляя настоящую публикацию — книгу “Круг богородичный”. Дело в том, что несмотря на жанровое разнообразие литературного творчества монахини Игнатии, именно молитвенный дневник нужно признать главным, базовым жанром ее произведений, который дает себя знать и в книгах о старчестве, и в статьях о гимнографии, и в мемуарной прозе. Он наиболее полно представляет ее литературный метод, построенный на молитвенном вникании в прочитанное слово (Священного Писания, святых Отцов или светских авторов) и в события церковной или личной жизни, своей и своих близких. Понятно, что этот метод напрямую связан с монашеским деланием автора. Об этом говорит и сама монахиня Игнатия, объясняя истоки своего литературного творчества навыком ежедневного письменного исповедания помыслов — раскрытия перед своим наставником самых сокровенных движений души, как худых, так и добрых, приучающего к постоянному покаянному самовоззрению и духовной трезвости. Воспитанная в школе старчества Свято-Смолен­ской Зосимовой пустыни, она перенесла составляющие зосимовской традиции и в самый стиль своих книг.

http://pravmir.ru/krug-bogorodichnyiy/

Скачать epub pdf От публикатора. Читатель «Альфы и Омеги» имел возможность убедиться в том, насколько разнообразно литературное творчество монахини Игнатии. Напомню, что она дебютировала в журнале своими воспоминаниями «Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы» 1(8) за 1996 г.), а позднее к ним присоединились воспоминания о годах служения Святейших Патриархов Сергия и Алексия I 3(21) за 1999 г., 1(23) за 2000 г.). Затем здесь были опубликованы ее книги о старчестве – «Слово о старчестве» 2/3 (9/10) за 1996 г.) и «Стар­чество на Руси» 3(17), 4(18) за 1998 г.); цикл статей о церковных песнотворцах 2(13), 3(14) за 1997 г., 2(16) за 1998 г., 1(19), 2(20), 3(21) за 1999 г., 1(23), 2(24) за 2000 г.); статьи об отдельных жанрах православной гимнографии 1(31) за 2002 г., 1(35), 2(36), 3(37), 4(38) за 2003 г.); биография святителя Игнатия Брянчанинова 3(25), 4(26) за 2000 г.). Кроме того, в «Альфе и Омеге» увидели свет фрагменты книги монахини Игнатии «Божественная Литургия» 2(32), 3(33) за 2002 г.), написанной в жанре, который я рискнул бы определить как молитвенный дневник. Именно об этой книге хотелось бы напомнить читателям, представляя настоящую публикацию – книгу «Круг богородичный». Дело в том, что несмотря на жанровое разнообразие литературного творчества монахини Игнатии, именно молитвенный дневник нужно признать главным, базовым жанром ее произведений, который дает себя знать и в книгах о старчестве, и в статьях о гимнографии, и в мемуарной прозе. Он наиболее полно представляет ее литературный метод, построенный на молитвенном вникании в прочитанное слово (Священного Писания, святых Отцов или светских авторов) и в события церковной или личной жизни, своей и своих близких. Понятно, что этот метод напрямую связан с монашеским деланием автора. Об этом говорит и сама монахиня Игнатия, объясняя истоки своего литературного творчества навыком ежедневного письменного исповедания помыслов – раскрытия перед своим наставником самых сокровенных движений души, как худых, так и добрых, приучающего к постоянному покаянному самовоззрению и духовной трезвости. Воспитанная в школе старчества Свято-Смолен­ской Зосимовой пустыни, она перенесла составляющие зосимовской традиции и в самый стиль своих книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Жизнеописание Архимандрита Кронида (Любимова), намстника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 30 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 Архимандрит Кронид (Любимов) родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. В Святом Крещении он был назван Константином. Родители маль­чика — пономарь Петр и Агафия — отличались благочестием и глубокой верой в Промысл Божий, направляющий все случаи в жизни христианина к благим последствиям. Они старались воспитать своих детей в страхе Божием и сами подавали им пример добродетельной жизни. Мать будущего наместника молилась о том, чтобы хотя бы один из ее детей принял иноческий сан. Особую заботу о христианском воспитании детей проявлял отец. Один из братьев отца Кронида, Лука, стал священником (хиро­тония его состоялась в 1896 г.). О своих родителях архимандрит Кронид сохранил самые трогательные воспоминания. Константин Любимов обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1878 г. поступил в Свято-Троиц­кую Сергиеву Лавру, где в течение испытательного срока исполнял различные послушания. В 1880 г. Константин Петрович Любимов был призван к исполнению воинской повинности. Не имея никаких льгот, Константин не питал ни малейшей надежды на избавление от военной службы. Покорный воле Божией, он был готов с любовью исполнить долг перед Родиной, хотя ему было очень тяжело расставаться с обителью Преподобного Сергия. Впоследствии архимандрит Кронид вспоминал: “В глубине души у меня не ослабевало упование на Всевышнего, Который лучше меня знает полезное для моей души. Вопрос обо мне должен был решиться 1 ноября в Волоколамске. По благословению наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина) я выехал из обители Преподобного Сергия 15 октября 1880 года” 1 . Ночь на 1 ноября он почти не спал. Около часа ночи, забывшись в дремоте, Константин увидел знаменательный сон: дивной красоты старец в схиме вышел из ворот обители, прикрыл его полой своей мантии и повел за собой. Проснувшись, Константин понял, что в военную службу его не возьмут. И действительно, в воинском присутствии после жеребьевки прием закончился 274-м номером, а Константин вынул 283-й. Таким образом, очередь до него не дошла, и он был зачислен в ратное ополчение. “Выйдя из воинского присутствия, — вспоминал отец Кронид, — мы с родителем направились в собор поклониться местной святыне — образу Николая Чудотворца. При виде лика Святителя Николая во мне родилось чувство неописуемой благодарности к Богу, Спасителю моему, Его угоднику Преподобному Сергию Радонежскому и к великому Мирликийскому Святителю” 2 .

http://pravmir.ru/zhizneopisanie-arhiman...

О церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 4 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 Не судите по наружности, но судите судом праведным. Ин 7:24 1 1 Почему в Евангелии так мало сказано о Церкви? И на чем основана наша вера в ее святость, непогрешимость, необходимость? Ведь все в ней — ее сложные догматы, иерархические различия, обряды, обычаи, все создано людьми, возникло в истории. В Евангелии мы находим образ Христа и Его учение — такое простое, чистое, без примеси человеческих умствований и усложнений. И неужели, чтобы быть христианином, недостаточно верить в Христа и стремиться исполнять Его заповеди, а нужно еще соблюдать непонятные древние обряды, постигать трудные богословские формулы, вовлекаться в церковные споры и деления, принимать всю ту человеческую накипь, которая за две тысячи лет облепила собой небесную чистоту Евангелия? Вот вопросы и сомнения, возникающие почти ежедневно. Сколько людей, не только “внешних” Церкви, но и таких, которых принято называть церковными, переживают их — одни с мучением, другие почти с враждебностью. Сколько таких, которые, подходя к Церкви ближе, с тоскою думают о днях, когда они издали смотрели на нее, не знали всей ее часто соблазнительной “человечности”, сколько любящих Христа, принимающих Евангелие, но находящих все новые и новые причины отвергать Церковь, видеть в ней ненужную человеческую преграду между собою и Христом. Отвечать на эти сомнения простыми ссылками на учение Церкви о себе самой бессмысленно: ведь сомневаются как раз в источнике этого учения; “оправдывать” Церковь фактами из ее истории, из ее жизни тем, кто не верит в нее, еще бесполезнее: тысяче “положительных” примеров можно легко противопоставить тысячу отрицательных. Церковные люди давно уже привыкли ответственность за все эти сомнения, за этот разрыв возлагать на “современного” человека: на его индивидуализм, гордость, желание одному быть судьей и мерилом своей религиозной жизни. Церковь для них так привычна, так самоочевидна, что они готовы в каждом, кто в этой самоочевидности сомневается, видеть злую волю, гордыню ума или просто глупость.

http://pravmir.ru/o-tserkvi/

“Мы должны молиться за всех людей” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 7 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 1 Спасение мира по учению старца Силуана “Любите все создание Божие”, — говорит старец Зосима в “Братьях Карамазовых” Тварный мир образует неделимое целое, и, как следствие этого, спасение каждого конкретного человека неразрывно связано со спасением всего человечества и, более того, всей вселенной в целом. Нужно понимать в наиболее широком смысле утверждение апостола Павла, что мы члены друг другу (Еф 4:25). Мы, человеческие существа, не только зависим друг от друга, но и связаны кровными узами с животными, деревьями, растениями, камнями, землей, воздухом и водой. Мы живем в них, и они живут в нас. Всеобщее заступничество Преподобный Силуан Афонский говорит именно об этом все­ленском единстве: “Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир” (с. 153) 2 . В первую очередь старец Силуан твердо убежден, что Бог призывает каждого человека ко спасению. Затем перед ним складывается картина “всецелого Адама” с идеей, на которой он настаивает: мой ближний — это я сам. Наконец, он уверен, что в Божественный замысел входит спасение и преображение не только людей, но и всего мира. Как пишет отец Софроний, одной из характеристик старца Силуана было то, что он молился за умерших, томящихся в аду, в удалении от Бога (см. с. 23). Это всеобщее заступничество, о котором проповедует преподобный Силуан, нельзя назвать ни сентиментальным, ни утопическим. Напротив, оно основывается на очень ясном библейском изречении: [Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Это самое место арминиане в XVII веке предъявляли кальвинистам в качестве опровержения учения последних о двойном предопределении 3 ; этот текст вдохновлял на проникновенную проповедь миссионера XVIII века Джона Уэсли 4 ; наконец, это постоянно держат в уме афониты XX века. Итак, преподобный Силуан говорит: “Желает душа моя, чтобы вся вселенная спаслась Любовь Божия всем хочет спастись ” (с. 117, 138).

http://pravmir.ru/myi-dolzhnyi-molitsya-...

К столетию со дня кончины епископа Симферопольского и Таврического Михаила (Грибановского) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 23 мая, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 15, 1998 Епископ Михаил Грибановский 1 (1856–†1898) Свет веры Христовой непрерывно озаряет Святую Церковь подвигами и трудами православного монашества. Подвижники являются поистине избранными от людей, исполняющими дела своего звания, всегда занятые одной мыслью, одним чувством — скорбью за грешный мир, пламенным желанием общего счастья, мира и спасения. Подвижники являются “избранным сосудом”, который вмещает и мудрость, и чистоту, и великую силу веры, и полное самоотвержение. И многие жаждущие правды почерпали и почерпают ее из этого сосуда и утоляют свою жажду. Вот почему и теперь чтения о подвижниках легко захватывают читателя, подчиняют себе и заставляют слушать и поучаться; заставляют обогащаться тем сокровищем, которым владели они, часто не имевшие при себе ничего, кроме сухарей, Святой Библии да впоследствии “Добротолюбия”. Сокровище это — молитва — тот дар и та стихия, которым безмерно богаты те, кто его стяжали. Это — то духовное богатство, которое отцы-аскеты назвали “умным деланием” или духовным трезвением, унаследованным от подвижников Египта, Синая и Афона, корни которого уходят в седую древность христианства. Это — то богатство, которое близко всем мистикам, то внутреннее самоуглубление, которое открывает “потаенное сердце человека”, показывает подвижнику “ведение логосов твари”, то есть премирный смысл и художественный замысел Божественного плана созданной вселенной. Апостольские слова “непрестанно молитеся” (1 Фес 5:17) полюбились христианским мистикам древности и, воплощенные в их внутреннем делании, выработались в особую духовную науку о постоянном трезвении ума. Уже Климент Александрийский, философ и богослов, один из первых христианских мистиков, знает основные принципы этого делания. Его совершенный “гностик” стремится молиться этой внутренней молитвой, которой не нужны ни особое время, ни место, ни книги, ни молитвенные символы… Он молится весь день и всю жизнь.

http://pravmir.ru/k-stoletiyu-so-dnya-ko...

Откровение преподобного Силуана Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 16 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 “Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы мне не дают. Скажи, что я должен делать, чтобы отошли они от меня?”. И был мне ответ от Господа в душе: “Горделивые всегда так страдают от бесов”. Я говорил: “Господи, Ты милостивый, знает Тебя душа моя; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя?”. И отвечает мне Господь в душе: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся” 1 . Преподобный Силуан получил откровение и сообщил его. Ныне эта заповедь — “держи ум свой во аде и не отчаивайся” предлагается Церкви. “…никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет 1:20–21). Слово апостола Петра относится к любому пророчеству. Для того, чтобы уяснить откровение, данное Старцу, нужно изнутри приникнуть к преданию Церкви. Первое толкование пророчества преподобного Силуана, как и вообще его подвига, учения и свидетельства, принадлежит его духовному сыну архимандриту Софронию и содержится в составленном им житии Старца и в других писаниях отца Софрония. В житии старца Силуана и трудах отца Софрония явлено единство “микро” и “макро” — засвидетельствована связь путей умного делания, совершаемого в сокровенностях глубокого сердца, и последних судеб бытия, в которых определяется участь человечества и мира в их отношении с Богом. Несмотря на ничтожность нашего опыта, мы все же дерзнули вникнуть в богословские основания этой связи, в том числе ради того, чтобы уяснить, как относится пророчество Старца к нам, живущим в миру и плененным его многоразличными страстями. При этом придется смириться с тем, что предлагаемое слово далеко отстоит от благодатной простоты и цельности писаний преподобного Силуана. Творение По учению преподобного Максима Исповедника тварное бытие основывается нетварными логосами. В соответствии с этим учением тварное бытие является параболой (иносказа­нием, притчей) Творца 2 : каждый аспект тварного бытия указывает на сущие за ним нетварные логосы 3 . Нетварные логосы явлены в творении нетварными энергиями, и творение “дер­жится” ими 4 . Преподобный Максим следует учению Ареопагитик об идеях-волениях: в нетварных логосах творения явлена Божественная воля о нем 5 . В логосах творения заключена Божия память о нем.

http://pravmir.ru/otkrovenie-prepodobnog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010