16 июля 1982 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ избран по возведении в архимандрита быть епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. возведен патриархом Пименом в Троицком соборе ТСЛ в сан архимандрита. 8 авг. того же года состоялась епископская хиротония К. в Свято-Духовом соборе г. Минска, к-рую возглавил Минский митр. Филарет (Вахромеев) . 23 марта 1987 г. К. был освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим Патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа. В США деятельность К. была связана с укреплением межприходского единства, консолидацией приходов РПЦ в США с духовным центром в Свято-Никольском соборе в Нью-Йорке. Неоднократно посещал правосл. духовные учебные заведения: Свято-Владимирскую семинарию в Крествуде, шт. Нью-Йорк, Свято-Тихоновскую семинарию в Саут-Кейнане, шт. Пенсильвания, Греческую семинарию Святого Креста в Бруклайне, шт. Массачусетс. В 1986 г. объехал приходы Аляски, где поклонился мощам прп. Германа Аляскинского, изучал историю и совр. состояние церковной жизни. К. наладил диалог с представителями Православной Церкви в Америке, др. поместных Церквей, проводил регулярные встречи с епископами, клиром и мирянами РПЦЗ. Принимал участие в гос. и общественных мероприятиях, встречался с Президентом США Р. Рейганом, Генеральным секретарем ООН Х. Пересом де Куэльяром, с представителями Правительства США, губернаторами штатов, сенаторами, конгрессменами, общественными и религ. деятелями. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. , на к-ром был избран главой РПЦ патриарх Алексий II . 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Возглавлял делегации РПЦ на заседаниях межправославной Подготовительной комиссии Святого и Великого Собора по вопросам о правосл. диаспоре (Шамбези, Швейцария, нояб. 1990), на Конференции канонистов по правосл. диаспоре (Шамбези, апр. 1995), на общеправославном совещании по празднованию 2000-летия Рождества Христова (дек. 1995). 6 июня 1995 г. стал председателем наградной общественной комиссии учрежденных Свящ. Синодом ордена и медали св. мч. Трифона. С 11 окт. 1996 г. член рабочей группы Свящ. Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-гос. отношений и проблемы совр. общества в целом. В 1996-2000 гг. рабочая группа подготовила «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , утвержденные Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 авг. 2000 г. В 1997-2000 гг. являлся представителем РПЦ в Межправославной комиссии по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова на Св. земле (1997-2000).

http://pravenc.ru/text/Климент ...

На встрече были намечены практические шаги по организации Всеправославного собора. С сентября этого года начнет свою деятельность специальная межправославная подготовительная комиссия. В ее состав войдут по одному иерарху и одному советнику от каждой их участвующих в процессе поместных православных церквей, и она должна будет пересмотреть ранее подготовленные для собора документы и завершить эту работу к Пасхе 2015 года. Дело в том, что многие из этих документов были подготовлены десятилетия назад, и они, конечно, нуждаются в адаптации к современным условиям существования Церкви и должны быть обогащены новыми данными. После того, как завершится работа специальной подготовительной комиссии, документы будут рассмотрены на более широком форуме, а именно на всеправославном предсоборном совещании и в случае успешного завершения его работы откроется прямой путь к проведению Всеправославного собора. Он планируется в Стамбуле - историческом Константинополе - в 2016 году. Завершившееся собрание предстоятелей прошло на высоком уровне, в нем приняли участие главы большинства поместных православных церквей. К сожалению, отсутствовала делегация православной церкви Чешских земель и Словакии, но это связано с тем, что в этой церкви недавно произошли выборы, с итогами которых не согласны некоторые представители Чешской церкви. Делегация Антиохийской православной церкви принимала участие во всех заседаниях собрания, но следуя указаниям своего Патриарха и Синода, не стала подписывать заключительные документы в связи с отсутствием прогресса в урегулировании спора, возникшего у нее с Иерусалимской церковью, учредившей свою епархию в Катаре, который, по мнению Антиохийской православной церкви, принадлежит к ее канонической территории. - Какую роль играла Русская православная церковь в этой встрече? Протоиерей Николай Балашов: Я считаю чрезвычайно важным личное участие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в состоявшейся встрече. Патриарх Кирилл многократно выступал на прошедших заседаниях, и роль Русской православной церкви в этой очень важной встрече и в выработке ее итоговых формулировок была весьма высокой. Кроме того у Предстоятеля Русской православной церкви была возможность пообщаться с главами других православных церквей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В заявлении Синода подчеркивается, что все эти факты были проигнорированы двумя комиссиями Элладской Православной Церкви, которым было поручено изучение украинского церковного вопроса. В своих выводах данные комиссии, по словам митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима , «упускают из виду более чем трехсотлетнюю живую традицию зависимости митрополии Киевской и всея Украины от Московского Патриархата. И эти реалии были отражены во всех календарях Элладской Церкви вплоть до нынешнего года. Возможно, они упускают из виду и тот факт, что нынешний Вселенский Патриарх Варфоломей своими патриаршими письмами 1992 и 1997 годов признавал каноническую юрисдикцию Московского Патриархата над Киевской митрополией и уважал канонические прещения, наложенные на ныне очищенных и восстановленных изверженных из сана и раскольнических клириков». Кроме того, подчеркивается в заявлении Синода, не соответствует действительности утверждение Блаженнейшего Архиепископа Иеронима, будто «из-за отсутствия Московского Патриархата» на Критском Соборе 2016 г. «не представилась возможность обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии». В действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея. Теперь становится очевидной причина этого. Ведь на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах представителями всех Поместных Православных Церквей был согласован порядок предоставления автокефалии, который предполагает а) согласие Поместного Собора кириархальной Церкви-Матери на то, чтобы ее часть получила автокефалию; б) выявление Вселенским Патриархом консенсуса всех Поместных Православных Церквей, выражаемого единогласием их Соборов; в) на основе согласия Церкви-Матери и всеправославного консенсуса официальное провозглашение автокефалии посредством издания Томоса, который «подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом». Относительно последнего пункта не до конца был согласован лишь порядок подписания Томоса, но это обстоятельство не отменяет достигнутых договоренностей по остальным пунктам. «На Синаксисах Предстоятелей 2014 и 2016 годов делегация Московского Патриархата, наряду с представителями некоторых других братских Церквей, настаивала на включении вопроса об автокефалии в повестку дня Собора. Русская Церковь окончательно согласилась на исключение этой темы из повестки дня Собора лишь после того, как Патриарх Варфоломей в январе 2016 г. в присутствии других Предстоятелей заверил, что у Святейшей Константинопольской Церкви нет намерений осуществлять какие-либо действия, имеющие отношение к церковной жизни на Украине, ни на Святом и Великом Соборе, ни после Собора», - подчеркивается в заявлении.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/17/el...

Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о визите в Москву с 26 по 29 ноября 1999 года Блаженнейшего митрополита Чешских земель и Словакии Дорофея. Постановили: Возблагодарив Господа за состоявшееся торжественное открытие в Москве Представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии и молитвенное общение Предстоятелей двух Поместных Православных Церквей, свидетельствовать о неразрывности и крепости братских духовных связей Русской Православной Церкви и Православной Церкви Чешских земель и Словакии, способствующих благословенному всеправославному единству. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о состоявшихся межправославных подготовительных встречах членов Специальной комиссии по православному участию во Всемирном Совете Церквей декабря 1999 года, Шамбези (Швейцария)] и первом заседании Специальной комиссии по православному участию во Всемирном Совете Церквей декабря 1999 года, Морж (Швейцария)]. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви. Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о V Всемирном Русском Народном Соборе, состоявшемся в Москве 6-7 декабря 1999 года. Постановили: 1. Выразить удовлетворение фактом проведения в Московском Свято-Даниловом монастыре V Всемирного Русского Народного Собора, прошедшего при участии его Главы — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П, иерархов и священнослужителей Русской Православной Церкви, представителей высшей государственной власти, руководителей российских министерств, глав органов власти субъектов Федерации, лидеров фракций Государственной Думы и избирательных объединений, представителей общин нехристианских религий, видных ученых, деятелей культуры и образования, лидеров общественных организаций, руководителей региональных отделений ВРНС, делегатов русских общин ряда стран.

http://mospat.ru/archive/86367-opredelen...

Более того, в двух своих ответных письмах к Патриарху Московскому Вселенский Патриарх Варфоломей признает как извержение из сана (1992), так и анафематствование (1997), которые Московский Патриархат наложил на бывшего митрополита Киевского Филарета. То есть он признает за Московским Патриархатом оба фундаментальных права церковного подчинения — право рукополагать и право судить епископов. Оба этих фундаментальных права церковного подчинения признает и Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним , впоследствии изменивший свою позицию вслед за Вселенским Патриархатом. Кажется, самый убедительный ответ на вопрос, кто имеет право предоставлять автокефалию Поместной Церкви и на каких условиях, дает сам Вселенский Патриарх Варфоломей. Согласно его утверждению в интервью греческой газете «Неа Эллада» в январе 2001 года, «автокефалия и автономия даруется всей Церковью решением Вселенского Собора. Поскольку же по разным причинам невозможен созыв Вселенского Собора, то Вселенская Патриархия, как координатор всех Православных Церквей, дарует автокефалию или автономию при условии, что они это одобрят». Вселенский Константинопольский Патриархат, согласно божественным и священным канонам (3-е правило Второго Вселенского Собора и 28-е правило Четвертого Вселенского Собора), обладает «первенством чести» среди всех Патриарших престолов Востока. После Великого раскола 1054 года Вселенский Патриархат оказывается первым престолом в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Христовой Церкви и обладает каноническим правом на почетное председательство среди Православных автокефальных Церквей. В более специальном смысле Вселенский Константинопольский Патриарх как «первый среди равных» (primus inter pares) имеет право председательства на Вселенском Соборе и, соответственно, обязанность координации Православных Церквей. Он также уполномочен предоставлять автокефалию или автономию той или иной церковной области на определенных ясных и строгих условиях, установленных церковным Преданием и согласных с православной экклезиологией и каноническим порядком. И эти условия идентичны с теми, по которым было достигнуто согласие представителей всех Поместных Православных Церквей на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах, которая осуществляла подготовку к Святому и Великому Критскому Собору (2016 г.).

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_ki...

В принятии подобных мер нет нарушения традиции или церковного Предания. Ведь нынешняя практика основывается на опыте прошлых столетий, в которые также случались эпидемии. Например, святой Никодим Святогорец пишет об этом в толковании на 28-е правило VI Вселенского Собора, указывая, как следует причащать во время эпидемии чумы. Что касается вакцины, то российские учёные разработали её в числе первых. По тем людям, которые вакцинировались, мы уже видим, что она действительно эффективна, и у нас появляется реальная возможность победить этот страшный вирус. – Остается актуальным украинский церковный вопрос, в связи с которым мы регулярно слышим Ваши различные комментарии и заявления. В Греции довольно распространено мнение, что если бы Русская Православная Церковь приняла участие в Критском Соборе и текст по автокефалии был им принят, тогда бы удалось избежать нынешнего разделения Православия. Недавно эту мысль высказал Митрополит Неоионийский Гавриил в интервью изданию «Катимерини». Каково Ваше мнение? – Тема автокефалии многократно обсуждалась в ходе предсоборного процесса, а именно в ходе заседаний Межправославной подготовительной комиссии в 1993, 2009 и 2011 годах. Текст документа «Автокефалия и способ её провозглашения» был почти полностью согласован. Все Церкви в лице своих представителей согласились с тем, что предоставление автокефалии в дальнейшем будет возможно лишь с одобрения всех Поместных Церквей, а не по единоличному решению Вселенского Патриарха. Оставалось только договориться о том, в какой форме будут стоять подписи под томосом об автокефалии – на эту тему достичь договоренности не удалось. И что тогда произошло? Патриарх Варфоломей в апреле 2011 года разослал письма в Поместные Православные Церкви с предложением снять тему автокефалии с повестки дня и провести Всеправославный Собор. Русская Церковь с этим предложением согласилась, и то была большая ошибка. Как Вы знаете, в 2016 году на Синаксисе Предстоятелей в Шамбези Патриарх Варфоломей во всеуслышание, перед всеми делегациями Поместных Церквей, сказал: «Мы признаем митрополита Онуфрия и приветствуем его как единственного канонического иерарха нашей Православной Церкви на Украине, вкупе с подчиненными ему святыми архиереями». Патриарх Варфоломей также обещал не вмешиваться в церковные дела на Украине ни до Собора, ни после него. Мы этим словам поверили. Мы подумали: раз так говорит Вселенский Патриарх, давайте мы действительно, как он нам обещает, проведем Собор, а после того будем продолжать обсуждение темы автокефалии. Нельзя было ему верить, он нас обманул. Это и была наша большая ошибка.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Встал вопрос — что делать дальше? Готовить Всеправославный Собор еще пятьдесят лет? Эта перспектива многих сегодня не устраивает. Если продолжать прения по вопросам, по которым мы заходим в тупик (в частности, по вопросу диптихов), это может растянуться еще на пятьдесят лет или более. Поэтому после февральского заседания подготовительной комиссии Патриарх Варфоломей направил Предстоятелям Церквей письмо с вопросом о том, как они видят дальнейший ход подготовки Собора. Ряд Предстоятелей ответили, что Собор может быть проведен по тем восьми темам, которые уже согласованы. А те две темы, по которым пока не существует согласия, можно оставить на послесоборный период. В частности, именно так ответила Русская Православная Церковь. Таким образом, мы готовы принимать участие в Соборе по восьми согласованным темам при условии, что будет проработан протокол Собора, повестка дня, будет определена его конфигурация, состав делегаций от Поместных Православных Церквей, потому что все эти вопросы требуют обсуждения, поскольку в межправославном предсоборном процессе они еще никак не обсуждались». Митрополит Иларион также коснулся ситуации на Ближнем Востоке, назвав ее «очень насущной и животрепещущей». В этих странах, по словам архиерея, «происходят политические перемены, ставящие под угрозу само существование христианства в целом ряде стран, где они на протяжении веков жили, сосуществовали и продолжают сосуществовать с мусульманами». «В частности, — отметил митрополит Иларион, — очень большие опасения вызывает ситуация в Египте, где буквально с нового года практически не прекращаются теракты, угрозы в адрес христиан и где христиане оказались в очень трудном положении после тех политических перемен, которые произошли в стране. Большие опасения также вызывает ситуация в Ливии, в Сирии, где западные державы оказывают очень большое давление на нынешний режим. При этом совершенно непонятно, как эти державы видят дальнейшее развитие страны и каким образом они собираются и собираются ли вообще обеспечивать безопасность христиан Сирии. Трагическая ситуация складывается в Ираке, где при Саддаме Хусейне христиане мирно уживались с мусульманами и представителями других религиозных традиций, и где было, по разным подсчетам, около 1,5 миллионов христиан. Сегодня там не осталось и половины от этого числа: многие были просто уничтожены, другие оказались изгнаны из страны, и ситуация, к сожалению, не улучшается, а ухудшается.

http://patriarchia.ru/db/text/1619245.ht...

— Действительно, до сих пор не достигнуто полного общеправославного консенсуса относительно того, какой должна быть процедура дарования той или иной Церкви автокефалии. В канонической традиции Церкви такая процедура четко не прописана, и потому существуют различные подходы и интерпретации того, как это должно происходить. Достижение окончательного согласия по этому вопросу — одна из целей будущего Собора Православной Церкви, необходимость которого признана всеми Поместными Церквами. — Одни Церкви считают, что автокефальный статус может предоставлять «Мать-Церковь», другие - что эта роль принадлежит Вселенскому Патриархату. Удастся ли выработать общепризнанный порядок? — Поставленный Вами вопрос был предметом обсуждений Межправославной подготовительной комиссии, собиравшейся в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. Хотя в ходе заседаний были зафиксированы несколько различные подходы к процедуре предоставления автокефалии, было достигнуто и согласие по поводу ряда ключевых моментов этой процедуры. Была констатирована важная роль той Церкви, от которой имеет каноническую зависимость Церковь, ищущая автокефалии. Материнская Церковь должна оценить существующие церковные, канонические и пастырские предпосылки предоставления автокефалии и оповестить об этом остальные Поместные Православные Церкви. Также было признано необходимым достижение консенсуса среди Поместных Православных Церквей. — Не считаете ли Вы, что на практике политические факторы заметно влияют на решение вопроса об автокефальном статусе? — В истории Церкви можно найти примеры влияния различных факторов, в том числе и политических на приобретение какой-либо Церковью статуса автокефальности. Но в конечном счете признание со стороны Полноты мирового Православия, со стороны прочих Поместных Церквей было обусловлено каноническими причинами. По словам святого апостола Павла, все у христиан должно совершаться «благообразно и по чину» (1 Кор. 14. 40), тем более — такое важное событие, как получение церковной самостоятельности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202557...

Из всего громадного списка тем для обсуждения, выработанного в 1961 году на Родосе, для первоначального рассмотрения было выбрано шесть, а различным Автокефальным Церквям предложили составить по ним меморандум. После перерыва, намного более продолжительного, чем предполагалось, 16-28 июля 1974 года в Шамбези состоялось первое заседание Межправославной Подготовительной комиссии. Меморандум автокефальных Церквей обсудили, исправили и одобрили для публикации. Они были опубликованы на греческом в конце 1971 года, и сейчас их можно почитать на английском под заголовком «На пути к Святому и Великому Собору». Подготовительная комиссия также решила, что список тем 1961 года нуждается в значительной переработке. В том виде он был слишком длинным, несистематизированным, можно даже сказать, что в нем царила полная неразбериха, не было даже попытки разделить проблемы на насущные и второстепенные. Делегаты видели, что необходимо выработать новую повестку. Межправославная комиссия в июле 1971 года объявила, что первая «предсоборная конференция» соберется через год, в июле 1972 года. Но на практике это оказалось неосуществимо, главным образом из-за того, что у автокефальных Церквей было слишком мало времени, чтобы составить шесть отчетов. Затем конференцию перенесли на лето 1973 года. В течение этой передышки было полезно поразмышлять над основными вопросами. Во-первых, является ли отчет из шести пунктов исчерпывающим? Насколько затрагиваемые в них проблемы насущны для современного Православия? Во-вторых и в главных, так ли уж необходимо на современном этапе проводить Православный «Святой и Великий Собор»? Кто созывает Вселенский Собор? Прежде чем ответить на эти вопросы, нужно упомянуть следующее. Знатоки церковных канонов иногда спрашивают: в условиях современного государственного устройства мира кто имеет право созывать Вселенский Собор? Первые семь Вселенских Соборов созывали императоры; после разделения Соборы созывал Римский Папа. Но сегодня нет Православного Императора, а Папа стоит вне Православного мира. Кто же имеет такую власть в Православной Церкви?

http://pravmir.ru/navstrechu-svyatomu-i-...

— Кто будет принимать участие в Соборе и как будут выбираться делегаты? — Вопрос о представительстве православных церквей обсуждался на прошедшей 5-9 марта в Стамбуле встрече предстоятелей. Было принято решение, что каждая поместная церковь будет представлена ее предстоятелем и не более чем 24 архиереями. Те Церкви, где нет такого числа епископов, будут представлены полным составом своих архиереев во главе с предстоятелем. Вопрос о порядке делегирования представителей поместных церквей будет решаться каждой из них самостоятельно. — Предыдущий Собор проходил до раскола на православную и католическую церковь. Будет ли обсуждаться вопрос об объединении православных и католиков, о роли Римского Папы в христианском мире? — Попытки объединения Церкви после раскола предпринимались на Лионском соборе 1274 года и на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1445 годов. Однако они оказались весьма неудачными и только спровоцировали углубление раскола. В повестке дня Всеправославного собора нет вопроса об объединении православных и католиков, тем более что со временем весьма значительная часть западнохристианского мира откололась от католичества, образовав разнообразные течения протестантизма. Проблема христианского единства косвенно затрагивается только в вопросе о диалогах православных с инославием. При этом необходимо отметить, что такие наблюдавшиеся в последнее время в некоторых протестантских сообществах явления, как благословение однополых сожительств, не только делают невозможным диалог православных с этими сообществами, но и ставят для нас вопрос об их принадлежности к христианству. Что же касается роли папы в христианстве, многовековая православная традиция единогласно отвергает превосходство римского епископа над главами других Церквей и его юрисдикцию над всей вселенной. В любом случае этот вопрос не включен в повестку дня Всеправославного собора. — Какова роль Русской православной церкви в подготовке Собора? — С самого начала подготовки к Собору, начиная с Родосского совещания 1961 года, Русская православная церковь активно включилась в подготовительный процесс. Наша Церковь — единственная, которая подготовила материалы по всем 100 темам первоначальной повестки дня. В дальнейшем представители Московского патриархата не пропустили ни одного заседания межправославной подготовительной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, активно участвуя в обсуждении всех вопросов, вынося на них конкретные, хорошо проработанные предложения и отстаивая позиции, укорененные в православном предании и многовековом религиозном опыте Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010