патриарх Сергий (Страгородский) (23.01.1867–15.05.1944) патриарх Сергий (Страгородский) Патриарх Московский и всея Руси (1943-44). Биография В миру - Страгородский Иван Николаевич, родился в 1867 году, Нижегородской губернии, в городе Арзамасе, в семье протоиерея Николая Страгородского, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В августе 1880 года поступил в Нижегородскую духовную семинарию. В 1886 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию на историческое отделение. 30 января 1890 года - пострижен в монашество с именем в честь преподобного Сергия Валаамского, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 года окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 13 июня 1890 года был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. Центром его деятельности стал зарождающийся приход в Киото. В декабре 1891 года - назначен судовым священником на корабль " Память Азова " . В 1893 году вызван в Санкт-Петербург и назначен исполняющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии. 13 декабря 1893 года назначен исполняющим должность инспектора Московской духовной академии. 21 сентября 1894 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию " Православное учение о спасении " . В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника духовной миссии святителя Николая Японского, служил в Осаке. 29 июля 1899 года определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. 6 октября 1899 года назначен инспектором, а 21 января 1901 года - ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 6 октября 1905 г. - архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 г. участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

В 2006 году началось возрождение святыни. На зарождающийся приход Иоанна-Богословского храма Правящий Архиерей митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий назначил священника, чтобы правил он службу Божию и духовно окормлял растерянные души людей. Но сначала прихожанам пришлось выносить горы мусора из храма, так как до этого здесь находился склад ООО «Калинино». А в октября уже была совершена Божественная литургия – первая спустя почти сто лет. До революции на колокольне храма Иоанна Богослова было два колокола. Стопудовый бронзовый, отлитый на личные сбережения старосты села Тоневицкого Григория Ивановича (он был погребен справа от алтаря, рядом со священником Василием Кутеповым, долгие годы служившим Богу в этом храме). И малый колокол. И был обычай среди православных переволоченцев: когда умирал взрослый человек – звонили в большой колокол, а если ребенок – то в малый. Теперь на колокольне пять колоколов. (Они приобретены на пожертвования уроженца села Вербицкого Сергея Ивановича). Дай Бог, чтобы теперь над Переволочным всегда звучал «Благовест», призывающий жителей к славословию Господа за соборной молитвой под сводами старинного храма. И как можно реже раздавался заупокойный перезвон. Люди с верой и надеждой приняли слова своего архипастыря митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, произнесенные им в беседе за общей трапезой: «Возродится храм – возродится село». http://www.vob.ru Село Перевалочное (сл. Косатая, хут. Косатый, хут. Перевалочный, хут. Белогородский) Село расположено при отвершках Хрещатого лога – оврагах Белогорьевском, Косатом, Каменном. Основано в начале XIX века как несколько самостоятельных хуторов – Косатый, Белогородский, Перевалочный, Каменный. В 1859 г.в хуторе Косатом было 172 жителя, в х. Белогородском – 215 жителей, в хуторе Перевалочном – 450 жителей, в хуторе Каменном – 196 жителей. Всего - 1033 человека. В 1868 г. в хуторе Косатом была выстроена небольшая кирпичная церковь Иоанна Богослова и он получил статус слободы. Д. Самбикин писал: «Церковь Иоанна Богослова в слободе Косатой Богучарского уезда. Каменная. Построена в 1868 г. Земли 33 дес. Прихожан 500 душ. Два церковных дома. Приписаны хутора: Белгородский, Переволочное». В 1904 г., в 20 метрах к югу от Богословской церкви, началось строительство нового грандиозного храма. Строительство продолжалось до 1918 г., но церковь так и не была освящена. Сейчас эти две рядом стоящие церкви являются своеобразным памятником эволюции строительного мастерства периода эклектики Х1Х в.: от простых лаконичных форм - к очень сложным, масштабным и пластичным элементам декора начала ХХ века. В советские годы село получило наименование – Перевалочное.

http://sobory.ru/article/?object=12823

2. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия. Приход образуется по благословению епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется органами государственной власти в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на основании поданного заявления, подписанного не менее чем десятью физическими лицами, которые образовали этот приход. 3. Границы прихода определяются Епархиальным советом. 4. Приход начинает свою деятельность после благословения епархиального архиерея. 5. Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Приход исполняет решения Епархиального собрания, Епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея. 6. Приход может получить от органов государственной власти в собственность или в пользование предоставленный ему храм, церковную утварь и прочее имущество; в таком случае приход несет ответственность за сохранность этого имущества. 7. Приход, в установленном порядке, может покупать, строить или арендовать дома, помещения и другое имущество, необходимое для обеспечения своих потребностей. 8. В случае прекращения существования прихода распоряжение собственностью, которая ему принадлежит, осуществляется согласно его Уставу и согласно действующему законодательству с участием епархиальной власти. 9. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устраиваются с благословения епархиального архиерея и с соблюдением установленного законом порядка. 10. Приход управляется настоятелем, Приходским собранием и Приходским советом. 11. Приход отчисляет средства на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти. 12. Контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности прихода является Ревизионная комиссия. VIII.A. Настоятель 13. Приход возглавляет настоятель, который назначается епархиальным архиереем для духовного окормления верующих и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.

http://drevo-info.ru/articles/26109.html

кампании, призывал верующих смело переносить гонения. 8 сент. 1958 г. архиерей был уволен на покой. Документы Совета по делам религий при Совете министров СССР свидетельствуют о продолжавшейся в 70-80-х гг. XX в. в Житомирской обл. практике снятия с регистрации правосл. общин, сноса храмов или передачи их на «социально-культурные цели». По инициативе Совета по делам религий УССР и уполномоченного Совета по Житомирской обл. была закрыта и снесена бывшая монастырская ц. Богоявления в Житомире, действовавшая после упразднения мон-ря в 1947 г. (постановление Совета по делам религий от 20 сент. 1973 - ГАРФ. Ф. 6991-Р. Оп. 6. Д. 538. Л. 43), закрыты приход в с. Горопаи Любарского р-на (постановление от 30 янв. 1974 - Там же. Д. 638. Л. 2), Крестовоздвиженская ц. в с. Заречье Барановского р-на (постановление от 27 нояб. 1975 - Там же. Д. 716. Л. 46), Преображенская ц. в с. Покрышев Коростышевского р-на (здание снесено по постановлению от 28 янв. 1977 - Там же. Д. 1119. Л. 3), приход в с. Калиновка Житомирского р-на (постановление от 28 янв. 1977 - Там же. Л. 4), Троицкая ц. в с. Непознаничи Емильчинского р-на (постановление от 29 авг. 1980 - Там же. Д. 1761. Л. 73), приход в с. Старосельцы Коростышевского р-на (здание передано под атеистический музей по постановлению от 29 мая 1981 - Там же. Д. 2000. Л. 52), приход в с. Кочеров Радомышльского р-на (постановление от 20 мая 1982 - Там же. Д. 2281. Л. 132-134), приход в с. Норинск Овручского р-на (здание передано на «социально-культурные цели» по постановлению от 23 апр. 1985 - Там же. Д. 2947. Л. 34), приход в с. Устиновка Малинского р-на (здание снесено по постановлению от 23 апр. 1985 - Там же. Д. 2952. Л. 174), приход в с. Берестовка Барановского р-на (здание передано на «социально-культурные цели» по постановлению от 28 мая 1985 - Там же. Д. 2947. Л. 45), приход в с. Вольня Коростышевского р-на (здание снесено по постановлению от 26 дек. 1985 - Там же. Д. 2965. Л. 116), приход в с. Давыдовка Володарско-Волынского р-на (постановление от 26 дек. 1985 - Там же. Д. 2966. Л. 41), приход в с. Сербы Емильчинского р-на (здание снесено по постановлению от 16 сент. 1986 - Там же. Д. 3179. Л. 92), приход в с. Городковка Андрушёвского р-на (здание снесено - Там же. Д. 3181. Л. 58). В кон. 80-х гг., несмотря на наметившееся улучшение отношений между Советским государством и правосл. Церковью, просьбы верующих о регистрации приходов на Житомирщине встречали сопротивление местных властей, писавших в Совет по делам религий о «нецелесообразности» открытия новых приходов (напр., в пос. Народичи; см.: Там же. Д. 3635. Л. 188-189). В пос. Дзержинске (ныне Романов) после полученного из Совета по делам религий отказа верующие все-таки добились регистрации прихода в окт. 1988 г. (Там же. Д. 3611. Л. 64; Д. 3620. Л. 62). До 1989 г. власти запрещали епархии вести ремонтные и реставрационные работы.

http://pravenc.ru/text/Житомирская и ...

С точки зрения «идеала» наилучше предоставить выбор «посылающей» власти, которая является как бы исполнительницей воли Провидения. С той же точки зрения лучший приход это тот, который хуже: который по заброшенности и скудости населения дает особенно много работы. Приход «нищий» часто меняет священников, жаждет священника прочного, и служба здесь – крест спасительный. Если человек ищет главным образом подвига, он изберет такой приход. Но будет ли это вполне разумно? Приход бедный... Его, пожалуй, нет нужды избегать даже по соображениям житейским. Пока человек без детей, вдвоем с женой, он сумеет прожить скромно и без излишеств и в скудном приходе. Та скудость, о которой писал А.П. Чехов в рассказе «Тоска», отходит, слава Богу, в прошлое. Бедность прихода имеет своего рода выгоду, спасая от опасных привычек к излишеству, которые могут тяжко отозваться позже, когда большую семью не сумеет поддержать и большой приход. А главное, бедный приход – чаще всего малый приход, т.е. такой, какой оставит время для работы над собой, над самообразованием, не позволит пастырю стать ремесленником пастырства. Укрепит его силы как деятеля. Наступит время – усилится нужда, и тогда не грех искать лучшего обеспечения семьи. А за долгие годы можно лучше рассчитать, где удобнее устроиться для житейских целей: образования и воспитания детей. Гораздо больше нужно бегать приходов трудных. Силы священника, его подготовка не так велики, чтобы он сумел решиться поднять одновременно и дело рядового пастыря, и борьбу с нравственным одичанием в деревне, и дело миссии. В таком приходе священник разбросается между многими делами; не имея опытности, он плохо и неумело примется за пастырское дело и, может быть, непоправимо его испортит. Каждый приход дает некоторую подготовку для более сложных сторон деятельности пастыря, – и лучше широкой деятельности искать, доказавши верность свою в малом. Обыкновенно священники избегают приходов двух и трехштатных. Это понятно, каждый хочет быть самостоятельным – делать свое дело. В то же время приход многоштатный часто живет нехорошо, немирно, но, строго говоря, пробыть некоторое время в неодноштатном приходе имеет большое значение в пастырской педагогике. Если кажется лучше одноштатный или нет такого двухштатного, где можно хорошо и мирно поучиться, следует искать прихода не выше средней величины. Не герою он даст достаточное обеспечение и спасет его от появления духа стяжательности, какой может родить нужда. Он дает возможность и поработать над собой, подготовиться к более широкой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

11 .3 Приход в обязательном порядке через Епархию отчисляет средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом Русской Православной Церкви и средства на общеепархиальные нужды в порядке и размере, установленных Епархией. 11 .4 Приход может иметь в собственности или на ином имущественном праве имущество, необходимое для осуществления и обеспечения деятельности Прихода, в том числе, относящееся к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). 11 .5 Приход вправе получать безвозмездно в собственность или пользование находящиеся в государственной или муниципальной собственности здания, строения и сооружения, земельные участки и иное имущество, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), в том числе имеющие религиозное или благотворительное назначение. Приход может иметь на праве собственности, безвозмездного пользования или ином имущественном праве земельные участки для осуществления уставной деятельности, в том числе для ведения сельского хозяйства, строительства объектов религиозного, благотворительного и иного назначения . Приход может иметь в собственности или на ином имущественном праве транспортные средства для осуществления и обеспечения уставной деятельности. Приход с письменного одобрения (благословения) Епархиального архиерея вправе приобретать акции и иные ценные бумаги, а также заключать договоры займа и кредитные договоры. 11 .6 Дополнительно к основному зданию храма Приход может иметь приписные (домовые) храмы и часовни в учреждениях здравоохранения, домах-интернатах, домах для престарелых, в местах лишения свободы, воинских частях, на кладбищах, а также в других организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приход вправе строить для своих надобностей здания и сооружения, жилые дома, помещения хозяйственного назначения при соблюдении законодательства Российской Федерации. 11 .7 Имущество, принадлежащее Приходу на праве собственности или ином имущественном праве, является имуществом Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tipo...

Вообще, мне представляется, что в настоящее время в толще народной религиозной жизни образовалось два крайних " лагеря " : реалистически-прагматический и вот этот самый маргинально-идеологический. Помимо них есть здоровое большинство, ищущее от пастырей молитвенного опыта и духовного научения. Мне лично ближе это большинство. - Иногда говорят: " крепкий приход " , или, наоборот, " слабый приход " , или вообще: " нет прихода " . А что это такое - приход? И как правильно организовать приходскую жизнь? - Приходская жизнь - это, прежде всего, сама жизнь, то есть рождения, проживание, взлеты и падения, возрождения и смерть. В каждом приходе это есть. Есть любовь, есть проблемы, есть трагедии, есть свадьбы и есть дети, есть смерть и поминовение. Но все это совершается именно в приходе, внутри богослужебной и общинной жизни. А в храме, где просто служатся требы, и где один другого не знает и другому не сопереживает, прихода нет. " Организовать " приходскую жизнь в полном смысле этого слова нельзя. Она строится вокруг Чаши, то есть церковных Таинств, и, отчасти, вокруг личности священника. Эта жизнь - естественный поток, образующийся из жизни составляющих приход людей. Кроме того, прихожанам нужно общаться помимо литургии. Они, после того, как причастились, прочитали молитвы, хотят общаться. И это законно. У них должна быть для этого возможность - попить вместе чаю, пойти куда-то, посидеть, поговорить, поехать в паломничество, и это не стоит особенных трудов настоятельских. Этому просто нужно дать некую форму, направление, и в разных храмах это по-разному благополучно решается. Должен быть, конечно, определенный актив приходской, который хочет заниматься особыми делами: библиотека, богадельня, помощь нищим, убогим, сиротам и так далее, и для этого у прихожан достаточно любви. И здесь, опять же, не должен настоятель все организовывать сам. Он должен задать направление и поручить наиболее активным людям этим заниматься. - Как сделать приход " устойчивым " ? - Настоятель и община - вот сердце прихода. И они должны быть максимально постоянны. Тогда этот приход являет собой единое целое, у него есть лицо, этот приход известен как приход и он устойчив. В Москве сейчас немало таких общин, слава Богу. Есть приходы, в которых настоятель по 15-20 лет один и тот же, а есть такие, где и по 30. Их мало в процентном отношении, конечно, но есть. Жизнь в них уже налажена, течет в своем русле, и не нужно ее с нуля начинать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

В содержание понятия «приход» всегда вкладывали и вкладывают отнюдь неравноценное содержание. В «Положении о приходе», утвержденном Св. Синодом в 1905 г. «православным приходом именуется союз православных христиан, объединенных в общину при своем храме и находящихся под пастырским руководством одного или нескольких священников» 331 . Таким образом, власть, а вслед за ней и большинство священнослужителей, рассматривали приход только как объединение для отправления религиозных потребностей. Подобную точку зрения разделяют и некоторые современные исследователи, делающие упор на конфессионально-правовую сторону проблемы: «приход – территориальный моноконфессиональный союз, основой которого является литургическое единение в общем храме под духовным водительством пастыря, правильно рукоположенного и состоящего в юрисдикции (выделено мною – Т.Л.) 332 . Факторами, структурирующими сообщество верующих, признаются храм, церковная служба и проповедничество 333 . Немецкие историки указывают на административный аспект 334 . Между тем, это не просто особый религиозный мир, объединяющий православных верующих на сакрально-нравственной основе, формирующий христианское религиозное мировоззрение, этику и эстетику благочестия, что вроде бы делает его управляемым и со стороны светской власти. Приход – это своеобразная общественная организация, где, так или иначе, находят свое выражение и социальные потребности верующих. Приход был изначально «обмирщен», хотели этого духовные и светские власти или нет. Соответственно, он способен выступать и каналом «обратной связи». Являясь структурной частью епархии, приход объединял в своих пределах от 70 до 700 дворов (наиболее распространенным был приход в 300 – 400 дворов). Центром приходской жизни был храм – место молитвенно-литургического общения. Сельский приход, территориально совпадавший с границами крестьянской общины, по существу являлся моносословной единицей (состоял преимущественно из крестьян (помещики и представители сельской интеллигенции все больше его игнорировали) и открывал уникальный способ контакта двух сословий: многомиллионного российского крестьянства и духовенства (священников около 370 тыс. 335 к середине XIX в.). Получалось, что на одного православного пастыря в среднем приходилось более 1 тыс. прихожан – это примерно в 1,5 раза больше чем у католиков, но несколько ниже нагрузки протестантского пастора 336 . Положение менялось не в лучшую сторону: «пастырское стадо» росло быстрее, чем духовное сословие – в 1860 г. на одного священника приходилось уже почти 1,4 тыс. прихожан – вдвое больше, чем у католиков и примерно столько же, что у протестантов. В период с 1875 до 1880 г. общее количество священников в империи уменьшилось на 1,1% – при этом прирост в 0,7% по Тверской губернии смотрится труднообъяснимым исключением. Положение с дьяконами было сложнее 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3.7. Благочиния 3.7.1. Территориально ЭПЦ МП разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Предстоятелем ЭПЦ МП. 3.7.2. В обязанности благочинного входит наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за исполнением постановлений и указаний церковной власти, предварительное расследование церковных правонарушений по указанию Предстоятеля ЭПЦ МП, а также исполнение иных поручений Предстоятеля ЭПЦ МП. 3.7.3. По указанию Предстоятеля ЭПЦ МП или по просьбе настоятеля благочинный может проводить заседания приходских собраний. 4. ПРИХОДЫ 4.1.1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян. Приход составляет часть ЭПЦ МП, находится под каноническим управлением Предстоятеля ЭПЦ МП и под руководством назначенного им священника — настоятеля. 4.1.2. Членом Прихода может быть каждый православный христианин. 4.1.3. Приход является юридическим лицом и может иметь свой Гражданский Устав, заверенный Синодом ЭПЦ МП. 4.1.4. Приход имеет свое официальное наименование, включающее названия храма и города (селения). 4.1.5. Приход использует свой бланк и печать со своим наименованием. 4.1.6. Приход в своей религиозной и административно-финансовой деятельности подотчетен Предстоятелю ЭПЦ МП. 4.1.7. Принимает в Приход Настоятель на основании письменного заявления принимаемого (или его родителей (опекунов) в случае несовершеннолетия или недееспособности), с занесением в Приходскую книгу. Выход из прихода по желанию прихожанина совершается на основании его письменного заявления на имя Настоятеля. Исключение из Прихода производится Приходским собранием по представлению Настоятеля или членов причта Прихода. Отлучение от церковного общения осуществляется в соответствии с каноническими правилами Православной Церкви. 4.1.8. Приход может создавать для религиозного образования детей и взрослых общеобразовательные, воскресные и катехизические школы, а также проводить обучение в иных формах. 4.1.9. Возглавляет приход Настоятель. Органами приходского управления являются: Приходское собрание, Приходской совет.

http://patriarchia.ru/db/text/56442.html

3.8.3. По указанию епархиального архиерея, когда должность настоятеля вакантна или в повестке дня стоит вопрос, касающийся личности настоятеля, или по просьбе настоятеля благочинный может проводить заседания приходских собраний. 3.8.4. С благословения епархиального архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд. 4. ПРИХОДЫ 4.1. Общие положения 4.1.1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян. Приход составляет часть епархии ЭПЦ МП, находится под каноническим управлением епархиального архиерея и под руководством назначенного им священника — настоятеля. 4.1.2. Членом Прихода может быть каждый православный христианин, участвующий в богослужебной жизни Прихода. Настоятель принимает в приход на основании письменного заявления принимаемого (или его родителей, опекунов в случае несовершеннолетия или недееспособности) с занесением в Приходскую книгу. 4.1.3. Выход из прихода по желанию прихожанина совершается на основании его письменного заявления на имя Настоятеля. Исключение из Прихода производится Приходским Собранием по представлению Настоятеля или членов Причта прихода. Отлучение от церковного общения осуществляется в соответствии с каноническими правилами Православной Церкви. 4.1.4. Приход является юридическим лицом и имеет свой Устав, соответствующий типовому Уставу прихода и утвержденный в установленном порядке. 4.1.5. Приход имеет свое официальное наименование, включающее названия храма и города (селения). 4.1.6. Приход использует свой бланк и печать со своим наименованием. 4.1.7. Приход в своей религиозной и административно-финансовой деятельности подотчетен епархиальному архиерею. 4.1.8. Приход может учреждать для религиозного образования детей и взрослых общеобразовательные, воскресные и катехизические школы, а также проводить обучение в иных формах. 4.1.9. Возглавляет приход Настоятель. Органами приходского управления являются: Приходское Собрание, Приходской Совет.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5193387...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010