От редактора Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» Г. Д. Филимонов. Значение луны под крестом, по Афонским памятникам севастьяновского собрания Г.Д. Филимонов. «Похвала кресту» по византийским камеям в Париже и в Москве Раздел 2. Современные исследования К.А. Щедрина. «Крест императора Константина Великого» (К вопросу иконографии) Г. А. Романов. Кресты в крестных ходах Древней Руси В. Г. Пуцко. Византийско-русские бронзовые богослужебные кресты XII–XIII веков Д. В. Пежемский. Новгородский серапионов крест И. А. Стерлигова. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI–XVII веков В. В. Игошев. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) И. Г. Харламова. Запрестольный крест XVI века мастера Салмана из собрания Ярославского музея-заповедника Л. Б. Сукина. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря О. А. Сухова. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из города Мурома Г. М. Зеленская. Монументальные кресты нового Иерусалима Священник Александр Парфенов. Надписи на подпрестольных крестах из храмов Ростовской округи Раздел 3. Музейные коллекции Г. В. Сидоренко. Коллекция крестов- " корсунчиков» В. Е. Гезе – И. С. Остроухова в собрании государственной третьяковской галереи И. С. Родникова. Напрестольные серебряные кресты из собрания псковского музея И. Д. Костина. Серебряные напрестольные кресты XVIII века с вкладными надписями в собрании музеев московского кремля Н. В. Гаврилова. Серебряные напрестольные кресты XVIII века из собрания саратовского художественного музея имени А. Радищева Н. В. Тютюгина. Серебряные кресты в собрании башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова В. Н. Широков. Коллекция выносных крестов в собрании Государственной Третьяковской галереи Раздел 4. Методология ставрографии Д. В. Пежемский. Пути объективизации ставрографических исследований Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала В. Н. Шараев. Крест на волжском берегу Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил.  

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Вологда. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем долу. Карта и ближайшие объекты Г. Лукомский: " Церковь построена (вернее, как и Казанская: перестроена) в 1779 г. на месте деревянной (?), сгоревшей в 1773 году. Однако формы говорят за себя: шатер хороших пропорций русского стиля, невозможных для возведения в конце XVIII столетия. Кубический храм - одноглавый. В теплом храме крест напрестольный с надписью 3РОВ года. Колокола, по данным клировых ведомостей церкви 7109 г. (1601 г.), т. е. времени царствования Бориса Годунова. В кладовой церкви находится сохранившаяся верхняя часть резных Царских врат. На ней в полукружии надпись славянскими буквами с сокращениями: " на царств. Всемилостиваго Царя Алексея Михайловича " . Остались чуть заметные следы позолоты на резьбе. Вообще эти врата (за одну доску дают около 200 руб., по словам священника) в ужасном виде лежат на чердаке церкви. По углам шкафы для икон, но ничего в них не сохранилось. По характеру резьбы деталей Царские врата очень похожи на резные Царские врата в Костроме (ц. Воскресения на Дебре): с одной стороны в середине Распятие, с другой Рождество Богородицы. На той стороне, где Распятие, по углам: а) Евангелисты; б) на той и другой стороне Святые, но какие - неизвестно: видны только лики. Запрестольный образ для крестных ходов: с одной стороны Николай Чудотворец старинной живописи, с другой изображение Божией Матери - серебряный оклад. Там же, в кладовой, икона Ильи Пророка " Огненное восхождение " - старинного письма, интересная по композиции и по краскам, из которых различается хорошо красный цвет и следы золота. Икона Николая Чудотворца с изображением его жития, древнего письма. Из предметов церковных, в холодном храме отметим крест запрестольный, весь серебряный, по углам его изображения святых " . Источник: В 1781 году приход церкви включал в себя 14 дворов. Численность прихожан 180 человек (1892 г.). В начале XX века церковь Богородицы на Нижнем долу включала три престола: в летнем приделе главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давший название храму, а правом приделе зимней церкви - престол во имя Николая Чудотворца, в левом - во имя Григория Пельшемского, вологодского чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01096

Муром. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Находилась на северо-восточной окраине города в Кожевниках. До середины 17 в. была деревянной. Каменный храм возведен на средства муромца Сидора Лопатина в 1651 г. Пятиглавая, одноапсидная с трапезой и колокольней. Закрыта в 30-е г.г., снесена в 1936 г. Георгиевская церковь находится на северо-восточной окраине города Мурома на берегу р. Оки, " в Кожевниках " , как значится в старинных актах. Упоминается в первый раз эта церковь в сотной выписи г. Мурома 1574 г. Описание этой церкви находим в описи Бартенева 1637 г. " За осыпью в Кожевниках на берегу под горою церковь великого страстотерпца Георгия с приделом св. страстотерпцев Бориса и Глеба древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великомученника Христова Георгия на празелени, венец и гривна серебреные, басменные, позолочены. Да образ Пречистой Богородицы Одигитрии, да образ великого чудотворца Николы - оба на празелени. У них венцы и гривны серебреные, оба на басменые, позолочены. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Крест Воздвизальный обложен серебром. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в тябле деисус да девять образов - все писаны на празелени. Да в алтаре на жертвеннике сосуды церковные оловянные. Да в приделе Божия милосердия образ местный великих страстотерпцев Бориса и Глеба. Да на той же доске писан благоверный князь Владимир. А был тот образ обложен серебром и тот ободрали литовские люди как приходил Лисовский. А у святых страстотерпцев Бориса и Глеба венцы и гривны серебреные позолочены, басменые. Да образ местный же Покров св. Богородицы на празелени, да образ преподобных отцов Сергия и Никона радонежских чюдотворцев на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Да в церкве книг: Евангелие напрестольное письменное, а евангелисты медные, Триодь цветная, другая Триодь постная обе письменные. Шестодневник да охтай письменные же. Два Пролога да сборник да Апостол, да Трифоль письменная ж. Евангелие толковое печатное, Псалтырь печатный же, печать московская, служебник печатный ж. Да в церкви кадило медное да на колокольнице четыре колокола, а в них весу пуд с полтритьяцать.

http://sobory.ru/article/?object=47143

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ Предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма, название к-рого определяется местом его нахождения на престоле (жертвеннике) в алтаре. От др. типов крестов, используемых во время литургии и в иных чинопоследованиях, отличается тем, что содержит мощи, а также размером, определенной формой, богатством и изысканностью декора. Особым видом Н. к. является воздвизальный крест, содержащий частицу истинного Древа Креста Господня, т. е. Креста Распятия, и используемый в богослужениях нек-рых праздников (Воздвижения Креста Господня и ряд др.). В древнейших толкованиях на литургию, таких как «Мистагогия» прп. Максима Исповедника (VII в.) или «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств» свт. Германа I, патриарха К-польского (715-730), среди покровов и сосудов на престоле крест как предмет из дерева или металла в драгоценном окладе с изображением Распятия не упоминается. В поздневизант. сочинениях этого жанра Н. к. назван среди алтарной утвари: в соч. «О святой церкви» архиеп. Симеона Солунского (до 1424) короткая 13-я глава посвящена тому, для чего полагаются на престол Евангелие и крест - как символы Христа, Его жертвенности (PG. 155. Col. 706). В трудах по литургике синодального и более позднего периода указаны точное положение Н. к. среди богослужебных предметов на престоле - сразу после покровов, мощей, Евангелия и перед ковчегом-дарохранительницей,- его символическое значение, отмечено, что Н. к. могут быть разного вида ( Вениамин. Новая скрижаль. С. 15; Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения правосл. Церкви. М., 2002. С. 13). При всем типологическом и функциональном многообразии служебных крестов разграничение их форм и функций в средние века не было точно определено. В церкви Св. Софии в Фессалонике алтарный крест (Н. к.) использовался в церковных процессиях, станциональных службах ( Darrouz è s J. Sainte-Sophie de Théssalonique de après un rituel//REB. 1976. T. 34. P. 63). Напрестольные отличаются от др. храмовых крестов, напр. от выносных (запрестольных) или благословенных, размерами: в сохранившихся памятниках XII-XVIII вв. они достигают 30-50 см.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Содержание Лицевая сторона – по прямой продольной линии Поперечная линия Креста – на лицевой стороне Задняя сторона Креста – по прямой продольной линии На поперечной линии Креста К какому типу принадлежит Переславский Крест Откуда появился Корсунский Крест в Переславле и когда сделаны украшения на нём     От редакции ТВУАК. Владимирская Учёная Архивная Комиссия с благодарностью помещает статью почтенного исследователя переславской старины о. протоиерея Александра Ивановича Свирелина ввиду интереса описываемого им памятника, хотя и не находит возможным согласиться со многими из выводов автора. Прежде всего, мнение о времени происхождения Креста в X–XI вв. почти ничем не доказывается им – автор ссылается лишь на форму Креста. Более чем сомнительно мнение автора и о времени происхождения наружных украшений в XIV–XVI вв. Судя по прилагаемому к статье рисунку, эти украшения (клеймо и короны) никак нельзя относить ранее конца XVII или начала XVIII вв. Жаль, что автор ничем не примиряет и допускаемое им противоречие о месте нахождения Креста: в середине статьи автор считает его находящимся в XIV–XVI в. в Переславле, а в конце статьи довольно правдоподобно доказывает, что Крест в половине XVII в. принесён в Переславль из Суздаля, где он был едва ли не со времени Владимира Святого. Но, несмотря на это, Комиссия охотно даёт место для статьи, знакомящей впервые с интереснейшим археологическим памятником, в надежде, что она возбудит в археологах интерес к описываемому Кресту и вызовет о нём новые исследования. Крест этот находится в г. Переславле-Залесском, в Николаевском женском монастыре. 1 Он четырёхконечный, деревянный, обложен медными позолоченными листами, 2 длиною 3 аршина 7 вершков, см] а шириною 1 аршин 14 вершков. см] Как на лицевой, так и на задней стороне Креста все четыре конца его и средина украшены металлическими круглыми клеймами, на которых изображены праздники Господни. От этих клейм, по линиям Креста, идут серебряные ковчежцы с царскими коронами, на ковчежцах находятся изображения святых угодников Божиих, а в ковчежцах части мощей сих святых угодников. Кроме того, на лицевой стороне Креста помещены небольшие крестики из камней разных цветов, а с обеих сторон крестиков вставлены разноцветные камешки и хрусталики. Вся лицевая сторона Креста вокруг обнизана жемчугом, вперемежку с синеватыми хрусталиками. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Богослужение страстей Христовых или 12 евангелий, сохранившее в себе и доселе все черты глубокой христианской древности, утратило, однако же, в практике Сионской церкви наших дней свою связь не только с теми достопоклоняемыми местами, на которых совершились воспоминаемыя в Евангелии события, имевшие место в эту ночь, и которые обыкновенно старалась посетить Иерусалимская церковь древнейшего времен и 134 , с целью произвести наибольшее впечатление на душу собравшихся к этому времени со всех концов света богомольцев, но даже и с страшною св. Голгофою, находящеюся ныне под одною кровлею с храмом Воскресения и упоминаемою в большинстве евангельских чтений этого последования. В своем настоящем виде служба страстей Христовых Сионской церкви по интересу любопытных подробностей и по глубине впечатления, нужно в этом сознаться, уступает тому же богослужению даже приходских греческих храмов, руководящихся ныне в своей практике Типиконом Великой Церкви. Здесь с древнейшего времени, как это можно видеть из свидетельства Сильвии Аквитанской 135 , с службою страстей Христовых в великую пятницу находится всегда в связи весьма естественный обычай – износить для поклонения и лобызания всех молящихся святой животворящий Крест Господень 136 , который уже видом своим производил безспорно глубокое впечатление на молящихся и наглядно напоминал им о мучительных крестных страданиях нашего Спасителя, изображенных весьма живо и подробно святыми евангелистами в их повествованиях. Обычай этот держится здесь и доселе. После пятого евангелия, при пении в антифоне стихиры: „Днесь висит на древе“, священник или даже архиерей, в предшествии диакона с кадильницею, износит из алтаря запрестольный Крест с распятием на средину храма и водружаетъ его. При словах, произносимых певцами трижды: „Поклоняемся страстем Твоим, Христе“, священник трижды со всеми молящимися совершает пред Крестом земное поклонение, затем лобызает св. Крест и удаляется в алтарь, оставляя св. Крест на виду у молящихся не только за этим богослужением, но и на царских часах и в начале вечерни великаго пятка до выноса плащаницы. Неудивительно после всего сказанного, что служба страстей Христовых, совершаемая в храме Воскресения, не пользуется у наших паломников особенною популярностью, и многие из них предпочитают выслушать эту умилительную службу на понятном им языке славянском в Троицком соборе на русских странноприимных постройках. В благолепном русском соборе, где архимандрит начальник Духовной Миссии с многочисленным собором подчиненных ему иеромонахов и священноиереев – поклонников, при участии стройного хора русских певчих, истово и торжественно отправляет всенощное бдение св. страстей до глубокой полунощи, наши поклоники к тому же и не испытывают такой тесноты и суеты и того неблагоговейного шума, какие царят за службами этих дней в Святогробском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Основания для датировки храма Рождества Богородицы на Возмищах содержались в надписи на его закладной плите, ныне утраченной. В описи Возмищенского монастыря, составленной в 1764 году, говорится, что " о построении онаго монастыря государевых грамот никаких не имеется, а имеется надпись на каменной доске, а именно: " Заложен оной монастырь лета 7045 при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Русии и при архиепископе Великаго Новограда и Пскова владыке Макарии по словеси архимандрита Луки " . Поскольку известно, что Возмицкая обитель существовала уже в XV веке (здесь в юности был послушником Иосиф Волоцкий), эта каменная доска отмечала не дату основания обители, а могла быть только храмозданной, закладной. Нет никаких оснований доверять данным описи 1764 года, поэтому можно считать документально подтверждённой датой закладки Богородице-Рождественского собора 7045 год, в переводе на счёт лет от Рождества Христова 1536-1537 годы. Едва ли создание подобного,средних размеров собора заняло более одного-двух строительных сезонов. Ещё год уходил на необходимую просушку стен. Следовательно, можно с достаточной степенью вероятности предположить, что фресковая роспись могла здесь появиться приблизительно около 1540 года. Косвенным подтверждением того, что в начале 1540-х годов собор был уже выстроен, украшен иконами, стенописью и освящён, служат следующие два факта. Во-первых, вряд ли в монастыре начали бы строить трапезную Кирилловскую церковь, завершённую к 1546 году, если бы не был достроен главный собор, и во-вторых, до нас дошёл издавна хранившийся в обители деревянный запрестольный крест, находящийся ныне в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея. Изготовление креста было даже специально приурочено к освящению Богородице-Рождественского собора. На это указывает близость даты его закладки к дате, имеющейся в надписи на кресте: " Лета 7050 второго (1543-1544) зделан бысть сии крест при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси при архиепископе Великаго Новаграда и Пскова владыке Феодосии " . Не был ли Рождественский собор освящён в самый день празднования Рождества Богородицы, то есть 8 (21) сентября 1543 года, и не на это ли указывает крест владыки Феодосия? Внимание последнего к освящению нового монастырского собора вполне объяснимо тем, что Возмищенская обитель находилась в юрисдикции Новгородской архиепископии, а сам Феодосий, бывший до того игуменом Хутынской обители, являлся постриженником Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00396

В верхней части витрины - запрестольный крест и иконы из иконостаса Вознесенского собора 22 декабря 2014 г. 10:40 Вознесенский монастырь: святыни из-под спуда памяти В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ВЗОРВАННОЙ 85 ЛЕТ НАЗАД ОБИТЕЛИ У небольшой южной пристройки к Архангельскому собору Московского Кремля богатейшая история. С XV по XVII век ее занимала одна из палат Государева казенного двора. Потом тут заседала Судная палата вотчин Архангельского собора, в свою очередь уступившая место дому причта. Сейчас под высокими сводами можно увидеть обширный фрагмент первозданной стены Архангельского собора 1475 года — единственный дошедший до нас древнейший элемент этого храма. И все же отныне эти камни — всего лишь «декорация», не более чем исторический фон к уникальной экспозиции, на постоянной основе размещенной здесь Музеями Московского Кремля . В трех небольших витринах — все наследие, уцелевшее от варварски уничтоженного в 1929 году Вознесенского женского монастыря. Уникальные премьеры По словам заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, реставрация святынь, предметов храмового убранства и других экспонатов заняла пять лет. Подавляющее большинство памятников из коллекции выставляется на публике впервые, и среди них есть несколько несомненных сенсаций. Тематически вся экспозиция поделена на три части. Первая посвящена сакральному пространству трех храмов Вознесенского монастыря: главного собора, церквей св. Михаила Малеина (XVII в.) и св. вмц. Екатерины (нач. XIX в.). Здесь глаз невозможно оторвать от величественного запрестольного креста с 14 древними круглыми образками-мощевиками из соборного алтаря, изготовленного в 1816 году Осипом Ивановым Смирновым. «Много раз его использовали в крестных ходах, - рассказывает куратор экспозиции научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Атамуратова. - Вообще же эта святыня появилась в благодарность Господу за изгнание французов из Москвы и за победу в Отечественной войне. Монастырь тогда, как и весь Кремль, был разорен и осквернен, но затем активно и быстро воссоздавался, для чего привлекались лучшие мастера того времени. Запрестольный крест восстановлен в наши дни буквально перед открытием экспозиции: собирать его пришлось по кусочкам».

http://e-vestnik.ru/reports/voznesenskiy...

Домовый храм построен в стиле высокого классицизма и освящен 10 апреля 1810 г. На фронтоне восточного фасада был установлен четырехконечный крест на яблоке, под арочным окном находился барельеф " Всевидящее Око " . Церковь была перекрыта цилиндрическим сводом с кессонами, имела хоры, белый одноярусный иконостас с золочеными пилястрами и шестью иконами. Придворный живописец И. Гауер возобновил для церкви 15 икон. Священником церкви был Петр Аврамов. В 1828 г. Главный архитектор Горного Корпуса А.И. Постников перестраивает интерьер церкви, сохраняя при этом ее стиль. Новый, одноярусный иконостас в стиле ампир имел серебряную отделку с позолоченными деталями. Местные иконы были из старого иконостаса, а три новых образа написаны академиком Академии Художеств И.Е. Яковлевым. Перед клиросами в киотах установлены две наборные иконы, выполненные по заказу в 1826 г. в Екатеринбурге: образ Преображение Господне и образ Воскресение Христа Спасителя. В алтаре находился малахитовый запрестольный крест на горке из уральских камней – дар Императора Николая I, на престоле - бронзовая дарохранительница с платиновыми колонками. Стены храма были зеленого цвета. Большое арочное окно фасада по 21 линии было заложено. В ноябре 1864 г. в церкви произошел пожар, в результате которого прогорел потолок алтаря. Восстановительные работы поручены архитектору Санкт-Петербургского Монетного Двора академику архитектуры В.Е. Стуккею. В сентябре 1865 г. начались строительные работы. Интерьер церкви осуществлен в эклектическом стиле, был разобран цилиндрический свод, потолок с кессонами приобрел сложный поперечный профиль. Тяги потолка и панели темно-серых стен имели разделку под мореный дуб. Карниз стен завершался лепным фризом, заново были переделаны капители колонн и дубовая балюстрада хор. Дубовый двухъярусный иконостас создан по проекту В.Е. Стуккея, иконы на золотом фоне были написаны академиком Академии Художеств Уваровым еще до пожара церкви. Образ преподобного Макария Египетского и образ св. благоверного князя Александра Невского находились в первом ярусе иконостаса. Наборные иконы 1826 г. - Преображение Господне и Воскресение Христа Спасителя в предклиросных киотах, и старая бронзовая люстра были сохранены в новом интерьере храма.

http://sobory.ru/article/?object=01680

24. Успенский собор Другой собор в лавре сооружен по образцу Московского Успенского, при Царе Иоанне Васильевиче; освящен же Всероссийским Митрополитом Дионисием, на другой год после кончины этого Государя, в день храмового праздника 1585 г. в присутствии Царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины Феодоровны. Длиной храм с алтарем 19 сажень, шириной 13 саж. 1 аршин, вышиной до 10 сажень. Верхи его осенены пятью главами; средняя из них обита вызолоченной медью в 1806 году при Митрополите Платоне, а остальные 1807 года покрыты по голубому полю медными вызолоченными звездами; осмиконечные кресты на главах обложены листовым червонным золотом. С южной и северной сторон у собора ступенчатые крытые крыльца, а с западной–портик, вместо прежней трапезы, построенный 1781 года, в новом стиле с подписью на портале: ведомому Богу. Повод к такой надписи на храме подали Митрополиту Платону: 1) Апостол Павел, 53 который встретил в Афинах капище с надписанием: неведомому Богу (’Aγν ε), которого «аки благочестивые Афиняне не ведуще, благолепно чествовали», и 2) слова Пророка Давида: ведом в Иудеи Бог. 54 Величественный храм этот, по указу Царей Иоанна и Петра, внутри украшен 1684 года, стенописью в Греческом пошибе, как значится из подписи у западных входных дверей. Алтарный иконостас в нем о пяти поясах, резной, в больших размерах; древние иконы в нем, по мере надобности, поновлены. Из местных заслуживают внимание любителя иконописи иконы: 1) Софии Премудрости Божией, так называемой у иконописцев Новгородской, с надписью о таинственном знаменовании сего символического изображения, и 2) Положение ризы Господней в Московском и Успенском соборе Патриархом Филаретом и проч. В главном алтаре запрестольный крест утвержден над вырезанным из дерева двухглавым орлом. По преданию, этот герб Всероссийский потому поставлен, что здесь, под сению престола Божия спасся юный Петр I от ножа мятежных стрельцов; другие полагают, что это случилось в Троицком, соборе. Верно только то, что в храме Сергиевой обители великий Петр чудесно сохранен от убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010