Владимирская икона Божией Матери - охранительница России ДРУГОЙ СУДЬБЫ НАМ И НЕ НАДО Итоги тысячелетия Нынешний год вдвойне особенный. Запад подводит итоги своих двух тысяч лет, Россия оглядывается на свое тысячелетие, миллениум. Это не разные юбилеи, корень у них один, и этот корень - Христианское Откровение, изменившее судьбу римлян, германцев, кельтов и славян, хотя и не сразу, и не в одно время. Корень один, а судьбы получились разные. Почему? В чем причина того, что европейская и российская цивилизация, которые Арнольд Тойнби назвал " сестринскими " , так и не слились, хотя несколько раз были от слияния на расстоянии протянутой руки? Может, это о нас сказал Киплинг: " Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти " ? О, нет, его " Восток " - это Индия и все, что за ней, - Китай, Бирма и прочее. Это действительно нечто совсем другое, но другое не только для Европы, но и для нас. А вот Англия или Франция нам близки, это наше, это родное. Айвенго, д " Артаньян или кавалер де Грие - такие же русские литературные персонажи, как и Илья Муромец, князь Серебряный или Печорин. От немца мы знаем, чего можно ожидать, а от вьетнамца - нет, поэтому немного его боимся. Россия и Германия - и вправду сестры, а Россия и Таиланд - даже не родственники. Что же помешало сестрам, получившим свет Истины из одного источника, соединиться и жить вместе? Вглядываясь в нашу тысячелетнюю историю, начинаешь думать, что тут надо ставить не вопрос " почему? " , а вопрос " зачем? " . То, что с нами в течение этого времени происходило, настолько не вытекало из предыдущего, что остается предположить лишь одно: причина происходившего находилась не в прошлом, а в будущем, т.е. это была цель. Теперь эта цель начала вырисовываться, и отечественная история становится логичной. Стоики Древней Греции говорили: того, кто ей покорен, судьба ведет; того, кто ей сопротивляется, - тащит. Мы нередко противились собственной судьбе, не понимая ее смысла, и она тащила нас, порой весьма бесцеремонно. Но как теперь выясняется, она просто уберегала нас от опасностей. А главной опасностью как раз и было для нас слияние с Европой.

http://pravoslavie.ru/rusdom/itogi2000.h...

Юбилейные XXV Димитриевские образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» прошли в Донской митрополии 19 ноября 2020 г. 17:27 19 ноября 2020 года в Донском государственном техническом университете (ДГТУ) в городе Ростове-на-Дону состоялось торжественное пленарное заседание юбилейных XXV Димитриевских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Заседание прошло под председательством  митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия  и губернатора Ростовской области Василия Голубева.  Онлайн-трансляция  проходила на УоиТиве-канале ДГТУ. Участниками торжественной встречи стали заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, первый заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Сергей Михалев, первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, ректор ДГТУ Бесарион Месхи, министр образования Ростовской области Лариса Балина, епископ Таганрогский Артемий , председатель комитета Законодательного собрания РО по взаимодействию с общественными объединениями, молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму Екатерина Стенякина, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Александр Верченко, руководитель епархиального информационного отдела протоиерей Даниил Азизов. К трансляции встречи подключились представители Правительства РО, Законодательного собрания региона, министерств, ведомств, педагогическая общественность и духовенство Донской митрополии . Открывая пленарное заседание, митрополит Меркурий отметил: «Как известно, 2021-й год объявлен Президентом России годом празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Это побуждает и светское сообщество, и Церковь обратить внимание на один из основных вопросов, стоящих перед нашим государством и народом, — это выбор исторического пути. Ровно четверть века в рамках Чтений мы собираемся для обсуждения и осмысления сложных актуальных проблем и вызовов современности. Димитриевские чтения за это время стали уникальной площадкой для обсуждения, на которой представители Церкви, власти и общества могут заинтересованно и открыто выражать свое мнение».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Проезд: Первый вариант. Из Иерусалима выезд на юг через район Гило на «тоннельное» шоссе (шоссе 60). Проехать оба тоннеля и через 300 м после КПП повернуть налево, на восток, на дорогу «Талита Куми», ведущую в Бейт-Джаллу, Валадже и Хар-Гило. Примерно в 200 м после поворота справа будут запертые ворота (N31 ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Первый вариант. Из Иерусалима выезд на юг через район Гило на «тоннельное» шоссе (шоссе 60). Проехать оба тоннеля и через 300 м после КПП повернуть налево, на восток, на дорогу «Талита Куми», ведущую в Бейт-Джаллу, Валадже и Хар-Гило. Примерно в 200 м после поворота справа будут запертые ворота (N31.70413 E35.16879), перегораживающие дорогу в промзону деревни Эль-Хадр. Машину оставить у ворот, ворота обойти и следовать на запад через промзону и деревню около 700 м. Монастырь обнаружится к югу от стадиона. Второй вариант. Выезд из Иерусалима по «тоннельному шоссе», как в первом варианте. После КПП продолжать на юг 3,5 км до поворота налево с указателем «Эфрат-Север». Повернуть налево и через 100 м на перекрестке с круговым движением снова налево. Через 100 метров – южный въезд в Вифлеем. Если въезд не блокирован, то следовать по дороге на север примерно 1,5 км до того места, где дорога повернет на северо-восток. Слева на «островке безопасности» стоит арка монастырских ворот (N31.69274 E35.16645) с треугольным фронтоном, украшенным рельефом с изображением св. Георгия. Повернуть налево, объехав монастырские ворота и примерно через полтора километра справа покажется монастырь. К воротам монастыря можно подъехать и с севера, въехав в Вифлеем с Хевронской дороги в Иерусалиме через КПП-300 и следуя далее на юго-запад по главной транспортной артерии Вифлеема. Ворота монастыря окажутся справа после лагеря беженцев Дхейше (слева). (В Вифлеем можно также попасть на 124-м арабском автобусе от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот или с Хевронской дороги, а в Вифлееме взять такси.) Третий вариант. Пешком на восток от поворота на Бейтар-Илит и Цур-Хадассу на шоссе 60. До монастыря менее полукилометра, однако шоссе отделяет от деревни «забор безопасности». Можно попробовать пройти или проехать по «апартеидному» тоннелю, проходящему под шоссе 60 и забором, на дороге, связывающей деревни Хусан и Эль-Хадр. При всех вариантах хороший ориентир – трибуна стадиона.

http://sobory.ru/article/?object=13205

Православие и Запад: богословие разделения Нельзя приписывать одной стороне только всё лучшее, а другой стороне – второсортное 2 апреля, 2015 Нельзя приписывать одной стороне только всё лучшее, а другой стороне – второсортное Предлагаем вашему вниманию перевод статьи митрополита Каллиста (Уэра) «Православие и западная схоластика: богословский метод как фактор раскола». печатается с сокращениями [ 1 ] Вера без чудес – не более, чем философская система; Церковь без чудес – не более, чем благотворительная организация вроде Красного Креста. Епископ Николай Охридский С конца XI века до конца XII века на Западе все переменилось . Кардинал Ив Конгар Разделение нашего общего предания «Все наши беды происходят вследствие разделения нашего общего предания, и … задача состоит в том, чтобы вернуться к первоначальной близости в нашем общем прошлом». Так писал покойный Бернард Лиминг, говоря о протоиерее Георгии Флоровском и, перефразируя его высказывание, выразил суть отношений между католиками и православными, между Греческим Востоком и Латинским Западом Именно с этой точки зрения мы можем рассмотреть проблему «Православие и Запад», с такой остротой поставленную профессором Яннарасом в его статье и теперь подхваченную Джеральдом Боннером в его умело аргументированном ответе, и попытаться решить ее. Говорить с точки зрения разделения общего предания значит подспудно признавать два положения в диалоге между православными и западом. Во-первых, неправильно и бесперспективно ставить вопрос в столь категоричной форме, не видя полутонов, противопоставлять друг другу «Восток» и «Запад» как два изолированных самодостаточных мира, как два противоборствующих и взаимоисключающих блока , потому что это значило бы игнорировать нашу общность в прошлом. Во-вторых, столь же неправильно и бесперспективно, напротив, видеть в этом разделении только внешние маловажные «факторы небогословского характера» и утверждать, что в отношении интеллектуальной, догматической и духовной стороны различия не столь уж значительны.

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-zapad-bo...

свящ. Владимир Зелинский Скачать epub pdf Доклад на XIIU Международных Успенских чтениях «Предание и перевод» 15–18 сентября 2013 г., Киев Спросим: то многообразие христианских исповеданий, которое окружает нас, представляет ли собой вызов вере, которую мы исповедуем? Проще всего ответить встречным вопросом: о каком вызове здесь можно вообще говорить? Только народ нашей конфесии есть истинный народ Божий, только он уподобился купцу, ищущему доброго бисера, рядом с которым все прочие «христианства», бисера не нашедшие или не сумевшие его сохранить – в лучшем случае лишь стершиеся медяки, – таков ставший привычным «восточный» ответ – «восточный» не в географическом, разумеется, но в строго каноническом смысле. Истина монолитна, жестко отточена, навеки огранена и окантована, она не выносит оттенков и полутонов. Напротив, инославный Запад бывает готов благожелательно собрать все свои веры в единый «сад камней», в один букет разнопахнущих, но равно благоухающих традиций, представляющий некую Церковь или «христианство» в целом. В одном случае анафема «ереси всех ересей», уже ставшая знаком качества нашего благочестия, в другом – провозглашение постепенной «конвергенции» между всеми уставшими от распрей сторонами с перспективой последующей отмены вероисповедальных границ. Видимого единства не нужно более – всякое разнообразие благословенно, задача в том лишь, чтобы научиться его уважать, навсегда отказавшись от конфессионального самопревозношения и конфессионализма . Такова сегодня протестантская точка зрения и все ближе склоняющегося к ней католичества. Итак, сойдемся на том, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вечно расходятся их пути? Один клонится в сторону «ста цветов», другому привычнее отвергать (пусть и в мягкой форме простого и принципиального незнания иного), но даже и там, где анафема кажется неприемлемой, разумной альтернативы имеющей под собой основания не только в гуманных чувствах, но в осмысления того, как и во что мы верим, ей, по сути, нет. Альтернатива такого рода не может родиться, как Афина, из чьей-то божественной головы. Вызовы или «увещевания» времени переживаются людьми, мысль и судьба которых становятся их ответом задолго до того, как они находят для себя идеи или формулы. В личности и пути Оливье Клемана я нахожу своеобразный ответ на этот «вызов экуменизма» – таковым термином часто обозначается у нас рана христианского раздора, та, что, казалось, зарубцевалась много веков назад, а в прошлом столетии стала – конечно же, далеко не для всех – вдруг болезненной и кровоточащей. Хирургический нож, которым век за веком отсекали еретиков, вместе с «отворением жил», перестает быть главным средством уврачевания, хотя в каждой из правоверных Церквей есть немало сторонников его применения как самого чудодейственного лекарства для излечения нашей веры от любой заразы. Медицина, однако, не стоит на месте, и, как и раньше, люди испытывают новые лекарственные средства сначала на себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/p...

Пашия. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь при Пашийском заводе заложена в июле 1790 г., а к концу 1800 г. была освящена. Здание выролнено в духе раннего классицизма. Церковь кирпичная, двухэтажная, " кораблём " . Фасады прорезаны прямоугольными оконными проёмами, выделенными на первом этаже замковым камнем. Поперечные стены на фасадах отмечены плоскими пилястрами. Междуэтажный ступенчатый карниз проходит по всему объёму здания, венчающий ступенчатый карниз имеет незначительный вынос. На южном и северном фасаде размещены неглубокие арочные ниши. В настоящее время не используется. Историко-архитектурное наследие Пермского края. Каталог-справочник. Пермь, 2011г. " В ноябре 1786 года на заводе, строительство которого велось на речке Пашия, была введена в действие первая доменная " фабрика " . И управитель Пермского имения князя Голицына Иван Воронин докладывал, что " оный завод по воле их сиятельств для всегдашнего в делах употребления именовать Архангело-Пашийским " . При новом заводе появился поселок мастеровых - крепостных князя М.М. Голицына. Князь дает указание своему доверенному - " ...строить церковь, выбрав место пристойное... " На возвышенности, господствующей над поселком, и заложили православный храм. Первый престол в новой церкви Архангело-Пашийского завода освятили 7 (19) января 1791 года во имя Богоявления Господня. Тогда же прошло первое богослужение. В 1929 году история храма оборвалась. Церковь закрыли, с того момента началось ее разрушение. " Считается, - пишет в своей работе известный краевед В.В. Киреев, - что православные церкви своей алтарной стороной ориентированы на восток. Но древние строители не всегда придерживались этого правила и закладывали церкви чаще по восходу солнца, и примером тому является Архангело-Пашийская Свято-Троицкая церковь. Своей продольной осью она отклоняется от линии восток-запад к северу на 32 градуса. У нас нет документов, устанавливающих дату закладки церкви, но этот ориентир дает достаточное основание, хотя бы предположительно, ее определения. Так как в каждом районе солнце восходит в определенном месте, то по таблицам восхода можно определить месяц и число ее закладки. Для наших мест самый ранний восход близкий к азимуту 32 градуса от линии восток-запад происходит в 4 часа 11 минут, что соответствует датам от 16 до 22 июня по новому стилю. Можно предположить, что церковь, освященная в честь Святой Троицы, и была заложена в пятидесятый день после Пасхи, то есть в праздник Троицы. Находим, что ближайшим годом, когда празднование Троицы приходилось близко к указанным датам, а именно 31 мая старого стиля или 13 июня нового стиля, является год 1786. С достаточной вероятностью эту дату и следует считать датой закладки Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церкви " .

http://sobory.ru/article/?object=16980

IV-й век – век расцвета христианской церкви, когда она – дотоле гонимая, а теперь господствующая – получила возможность свободно проявлять себя вовне. Она вышла из подземелий, из катакомб и появилась на форуме. Новое ее положение в государстве поставило перед ней и новые задачи. Ей прежде всего нужно было отграничить себя от всех тех обществ и учений, которые ложно выдавая себя за апостольские, отрицательно относились к ней самой, как еретической: настояла нужда соборно засвидетельствовать то истинное исповедание веры, которое было сокрыто в сознании церкви кафолической. Вступив же на путь соборных вероопределений, т. е. к определению вовне своих основных начал, христианство тем самым становилось на твердый путь резкого разграничения христианского мировоззрения от языческого, особенности которого не всегда и не в достаточной степени ясно сознавались как наиболее просвещенными представителями Христовой веры, так тем более всей христианской массой. Правда, тому были особые причины. Христианство родилось в недрах язычества, оно росло, окруженное его атмосферой, крепло за его счет; оно питалось, так сказать, его соками, и лучшие церковные светила многое должны были почерпнуть из кладезей языческой мудрости. С наступлением IV века наступала новая эра. Ясно, определенно и решительно были определены принципы христианской религии. Появилась целая плеяда светильников церкви, которые стали строить на положенных основаниях более или менее высокие здания. Одни из отцов церкви, в силу исторически сложившихся обстоятельств (восток и запад), а равно и своих природных склонностей обратили свое внимание на теоретическую разработку христианских истин (восток), а другие сосредоточились на выяснении жизненно-практических вопросов, на разъяснении моральных требований (запад). В то время, как восточная церковь явила у себя таких великих светильников, как Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , в это же или почти в это время на Западе горел свой светильник – св. Амвросий Медиоланский , – епископ, уступавший тем по своей учености, но не уступавший им в святости жизни и своем значении для церквей Запада. Его добродетельная, строго аскетическая жизнь, его пастырская ревность, не склонявшаяся даже пред царями, его увлекательное красноречие были известны далеко за пределами Милана и Италии: слава о нем прошла по Галлии, Греции и Малой Азии и докатилась даже до пределов Египта и Ливии. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Антиохийский собор 341 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Β 340 г. в государственной области произошла значительная перемена. Западные Августы — Констант и Константин II — вошли между собой в военный конфликт. Фронты столкнулись около Аквилеи (север Адриатики). Константин II был разбит и убит. Весь «Запад,» как он тогда мыслился — от Босфора и Фракии до океана, — перешел в руки одного Константа. Повеяло аналогией недавнего возникновения единодержавия Константина Великого. Это заставило и Констанция, и весь восточный епископат не «задирать» Запад, в том числе и римский, церковный. Β следующем, 341 г. в Антиохии была закончена постройка главной церкви, начатой еще при Константине Великом. Прибыл на освящение сам Констанций и множество епископов — до 97. Составился большой собор, получивший имя «εν ενκαινοις.» Констанций и Евсевий сговорились отразить опасность наступления западного императора на Восток как на империю скрытого и скрываемого арианства. A для этого нужно не нападать на веру Запада, a вести только подробную и открытую защиту веры Востока, все время прижимая «западных» к стене их слепотой приятия Маркелла. A за Маркеллом только не договаривалось en toutes lettres, но подразумевалось: «вот также и ваше никейское «омоусиос» есть разновидность маркеллианского «монархианства.» «Восточные,» видя сонную неподвижность латинской мысли, рассчитывали если и не переубедить, то фактически смирить и заставить прекратить обвинения Востока в арианстве, для подавляющего большинства на Востоке уже пережитом и отброшенном. Этим именно и объясняется наступившая пора усиленного составления подробных догматических формулировок и вероизложений, распространявшихся под флагом Антиохии, которая молчаливо противопоставлялась как глава и вождь всего Востока в противовес Риму — главе и вождю Запада. С именем именно данного Антиохийского собора 341 г. связалась длинная серия пяти догматических формул, противопоставленных Востоком Западу. Эти вероизложения служат нам важным показателем, чего именно Восток особенно боялся в пришедшем к нему, как он ощущал с Запада, новаторском для него никейском « единосущии .» «Восточным» было чуждо и отвратно исконно западное монархианство (Савеллий и папы Зеферин и Каликст).

http://sedmitza.ru/lib/text/435002/

Беседа 25. Семь чаш гнева. Двери ада заперты изнутри. У бесов нет порядка. Лучше не будет. Экологический кризис и московский хлебушек. Фараоново упрямство. Восток надвигается на Запад. Идеологические жабы. Хозяин идет – не расслабляйтесь. Армагеддон. Три части Иерусалима. Сегодня мы продолжаем изучение Книги Откровение Иоанна Богослова, и будем читать 16 главу с 1 стиха и ниже. В этой главе говорится о судах Божиих над врагами Церкви, говорится, что семь чаш Божьего гнева будут излиты на противников Христа. И, что интересно, описание того, как Ангелы будут наказывать врагов Церкви, очень напоминает описание того, как Моисей наводил на Египет десять казней Божьих. Мы с вами уже говорили о том, что современный мир как древний Вавилон, в 16 главе мир последнего времени уподобляется Египту. Египет во дни фараонов был государством с жестоким рабовладельческим строем, с режимом, где все подчинялось власти одного человека. Поэтому Египетская монархия, таким образом, очень четко показывает, какой властью будет обладать антихрист. Во дни антихриста будет тот же рабовладельческий строй. Но не тот, где одни – рабы, другие – господа, а такой, где один правитель, как в Египте фараон. Сын дьявола, антихрист, всех поработит духом вещизма, привязанности к вещам, к комфорту, к обогащению. И то, что Священное Писание проводит такие параллели: между древним Вавилоном и царством антихриста, между древним Египтом и царством антихриста – свидетельствует о том, что зло – оно банально, зло обречено на плагиат, дьявол не обладает творческой силой, творческой энергией, он может только извращать то, что уже сотворено. Как апостол Павел говорит, он берет «повод от заповеди» ( Рим.7:11 ) и извращает ее, искажает ее. Египет считался процветающим государством. Царство антихриста будет иметь вид процветающего государства. Но в действительности царство антихриста не принесет людям счастья. Как давно заметили психологи, самое большое количество самоубийств совершается в странах с развитой экономикой. Почему? В странах с неразвитой экономикой люди имеют какие-то цели перед собой, они борются за свое выживание, они зарабатывают хлеб насущный. Но в странах, где экономика очень развита, в основном за счет эксплуатации других стран и их природных ресурсов, там человек сыт, одет, ему не надо думать о завтрашнем дне, и он полностью извращается. Он проявляет дух лености, его поглощает вещизм, он теряет смысл жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

будет внезапно и поразительно: «якоже... молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого: идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли» (Мф. 24:27). Пред открытием вечного царства Христова вся природа испытает необычайные изменения: будут знамения в солнце и луне, и звездах, и на земли туга языком от нечаяния, шума морского и возмущения, издыхающим человеком от страха и чаяния бедствий, грядущих на вселенную. «Абие же, в тыя дни, по скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы, яже на небесех, подвижутся» ( Мф. 24:29 ; Мк. 13:24, 25 ). Солнце померкнет, будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Христова, – «звезды спадут», ибо какая в них будет уже нужда, когда не будет ночи? – «силы небесные подвижутся», видя такую перемену ( Мф. 24:29 ) 178 . 2) Все эти ужасные потрясения будут предвестием страшного и славного пришествия Сына Человеческого: «тогда явится знамение Сына человеческого на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная и узрят Сына человеческого грядущего на облацех небесных... силою и славою многою» ( Мф. 24:30 ). Знамение Сына Человеческого, по согласному объяснению св. отцов, есть крест, который «первый явится на небе со всем своим воинством Ангельским, озаряя всю землю от концов и до концов ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки-Христа 179 . Световидное знамение креста предшествует Царю, прежде распятому, конечно, для того, чтобы злоумышлявшие и пронзившие Его Иудеи, увидев, восплакали» 180 , во исполнение слов древнего пророка: «воззрят нань, егоже прободоша» ( Зах. 12:10 ). Крест приведет им на память богоубийственное дело их и, обличив с непререкаемою силою упорное неверие их, сделает безответными на суде правды Божией 181 . Но восплачутся и все, которые проводили греховную и чувственную жизнь, мудрствовали земное ( Кол. 3:2 ), «хотя бы то были и христиане» 182 . Впрочем, это же победное знамение – страх для врагов – принесет «радость друзьям уверовавшим во Христа, или проповедникам Его, или пострадавшим за Него» 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010